![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История | подраздел: | История |
Крестьянские войны в России в XVII-XVIII вв. | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Повторяется удивительная эпопея Лжедмитрия: двигаясь по маршруту первого самозванца, войско Болотникова, отправившись в поход летом 1606 г., в октябре было уже под Москвой. Одновременно к столице подошла «дворянская» армия 224 См.. Буганов В.И. Крестьянские войны в России XVII-XVIII вв. М., 1976. С. 32. [303/304] И. Пашкова и П. Ляпунова. Но число дворян было невелико, основу повстанческого войска, разбившего регулярные правительственные полки, составляли казаки, посадские люди, крестьяне, холопы. Альянс между Болотниковым и «попутчиками»-дворянами продержался недолго. Дворяне пришли под Москву, чтобы сбросить боярского царя Василия и посадить на трон своего - Дмитрия. Болотников слал москвичам призывы расправиться с боярами, грабить и жечь имущих. «Совместные действия этих двух общественных групп являлись простым недоразумением», - пишет С. Платонов. Разрыв был неизбежен и потому, что в лагере Болотникова не было «царя Дмитрия»: приехали с ним встретиться представители москвичей и вернулись очень огорченные, не нашли его и дворяне, присоединившиеся к «большому воеводе» Дмитрия
В неменьшей степени они преследовали цель воздействовать устрашающим образом на неустойчивые элементы как в лагере Болотникова, так и среди социальных низов Москвы и других городов, заставить их отойти от борьбы и стать на путь покорности царю. Но один террор сам по себе не мог разрешить задачу ликвидации восстания. Подавления восстания можно было добиться лишь путем уничтожения основного его ядра - армии Болотникова. Поражение Болотникова под Москвой создавало исключительно благоприятную обстановку для этого и, казалось, давало Шуйскому возможность покончить с Болотниковым одним ударом. Правительство Шуйского и попыталось добиться этого посылкой новой армии против Болотникова. Однако события развернулись совсем не так, как предполагал Шуйский. Список литературы Смирнов И.И. Крестьянские войны в России XVII – XVIII вв. Наука., М. - Л., 1966 г.
Формирование крепостного права и первая крестьянская война в России. С. 96, 99,115. 25 Там же. С. 85. 26 Дегтярев А. Я. Русская деревня в XV–XVII вв. Очерки истории сельского расселения. Л., 1980. С. 170. 27 Скрынников Р. Г. Царь Борис и Дмитрий Самозванец. С.342. 28 Корецкий В. И. Формирование крепостного права и первая крестьянская война в России. С. 86, 87, 98. 29 Анпилогов Г. Н. Указ. соч. С. 122. 30 Там же. С. 124. 31 Временник Ивана Тимофеева. СПб., 2004. С. 266–267. 32 Временник Ивана Тимофеева. С. 190. 33 Шмидт С. О. Местничество и абсолютизм. (Постановка вопроса) Абсолютизм в России (XVII–XVIII вв.) Сборник статей. М., 1964. С. 184. 34 Временник Ивана Тимофеева. С. 233. 35 Скрынников Р. Г. Три Лжедимитрия. М., 2004 С. 197. 36 Зимин А. А. В канун грозных потрясений. С. 216. 37 Скрынников Р. Г. Василий Шуйский. С. 51, 170. 38 Смута в Московском государстве. С. 189. 39 Временник Ивана Тимофеева. С. 111. 40 Там же. С. 283. 41 Анпилогов Г. Н. Указ. соч. С. 44 42 Народное движение в России в эпоху Смуты. С. 24. 43 Смута в Московском государстве. С. 213, 267. 44 Народное движение в России в эпоху Смуты. С. 21. 45 Скрынников Р. Г. Василий Шуйский. С. 54. 46 Соловьев С. М. Указ. соч. Том 8. С. 391. 47 Ельчанинов А. Свящ. Демонская твердыня. (О гордости). М., 1995. С. 7–14. 48 Олеарий А
Какие же условия для оратора важнейшие? Во-первых, природное дарование, живость ума и чувства, развитие и запоминание; во-вторых, изучение ораторского искусства (теория); в-третьих, упражнения (практика). Собственно, в данных утверждениях нет ничего нового, поскольку об этом писал еще Аристотель. Тем не менее, Цицерон старается синтезировать предшествующие теории, осмыслить их ин на их основе создать обобщенную теорию ораторского искусства. Обязанность оратора заключается в следующем: найти что сказать; найденное расположить по порядку; придать ему словесную форму; утвердить все это в памяти; произнести. Кроме того, в задачу оратора входит расположить к себе слушателей; изложить сущность дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение; опровергнуть мнение противника; в заключение придать блеск своим положениям и окончательно низвергнуть положения противника. 2. Роды и виды ораторской речи. Роды и виды ораторского искусства формировались постепенно. Так, например, в России XVII-XVIII веков, авторы риторик выделяли пять основных типов (родов) красноречия: придворное красноречие, развивающееся в высших кругах дворянства; духовное (церковно-богословское); военное красноречие – обращение полководцев к солдатам; дипломатическое; народное красноречие, особенно развивавшееся в периоды обострения борьбы, во время которой вожаки крестьянских восстаний обращались с пламенными речами к народу.
Глава XVIII КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ 1. КАНУН КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЫ Вторую половину XVIII в. отличает резкое повышение социальной активности трудового населения: владельческих, монастырских и приписных крестьян, работных людей мануфактур, народов Поволжья и Башкирии, яицких казаков. Своего апогея она достигла в крестьянской войне под предводительством Е. И. Пугачева. Крестьянской войне предшествовали неповиновения крестьян вотчинной администрации и властям, нередко перераставшие в вооруженную борьбу с карательными отрядами. Борьба крестьян была направлена против повсеместного стремления повысить феодальную ренту. Если в XVII и даже первой половине XVIII в. относительно скромные размеры владельческих повинностей объяснялись отсутствием благоприятных условий для реализации излишков сельскохозяйственных продуктов, то при развитии товарно-денежных отношений во второй половине столетия рынок стал более емким. Рутинное состояние техники и использование традиционных систем земледелия исключали получение излишков сельскохозяйственных продуктов за счет повышения производительности труда
В крестьянской войне начала XVII в. можно выделить три больших периода: первый (1603—1605), важнейшим событием которого было восстание Хлопка; второй (1606 — 1607) — крестьянское восстание под руководством И. И. Болотникова; третий (1608—1615) —спад крестьянской войны, сопровождаемый рядом мощных выступлений крестьян, горожан, казачества и т. п. Начало интервенции. Лжедмитрий 1 Голодом и восстаниями народных масс решили воспользоваться шляхетская Польша и Ватикан, чтобы захватить русские земли и распространить там католичество. Под видом сына Ивана IV Дмитрия, якобы спасшегося от смерти в Угличе, политический авантюрист, самозванец, известный в исторической литературе под именем Лжедмитрия I, с отрядами польской шляхты вторгся в Россию. В истории этой интервенции необходимо различать два периода: первый — период так называемой скрытой польской интервенции (1604— 1608); второй — период открытой интервенции (1609 — 1612) Польши и Швеции. Григорий Отрепьев, приняв в Польше католическую веру, после воцарения на русский престол обещал отдать Польше Северские (район Чернигова) и Смоленские земли, а также города Псков и Новгород.
Знать теперь пыталась разрешить создавшиеся глубокие внутренние и внешние противоречия с помощью боярского царя. Патриарх Игнатий за поддержку Лжедмитрия I был лишен своего сана. Патриарший престол занял выдающийся патриот 70-летний казанский митрополит Гермоген. Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале ХVII в., 2001 С целью пресечения слухов о спасении царевича Дмитрия его останки были перенесены, по приказу Василия Шуйского через три дня после коронации из Углича в Москву. Царевич был причислен к лику святых. К лету 1606 г. Василию Шуйскому удалось укрепиться в Москве, однако окраины страны продолжали бурлить. Политический конфликт, порожденный борьбой за власть и корону, перерос в социальный. Народ, окончательно потеряв веру в улучшение своего положения, вновь выступил против властей. В 1606—-1607 гг. вспыхнуло восстание под предводительством Ивана Исаевича Болотникова, которое многие ис-i торики считают пиком Крестьянской войны начала XVII в. 3. Подъем освободительного движения. Восстание И. И. Болотникова Иван Исаевич Болотников был боевым (военным) холопом князя Телятевского.
Кроме того, в народе начались слухи, что на страну наложено наказание за нарушение порядка престолонаследия, за грехи Годунова. Все это было основанием для народных выступлений. В 1603-1604гг. начинается восстание холопов под предводительством Хлопка Косолапа. Оно было жестоко подавлено, а Хлопок казнен в Москве. Многие историки считают эти события первым этапом Крестьянской войны начала XVII века. Крестьянскими войнами называют выступления народных масс в XVII-XVIII веках. Они охватывали значительную часть территории страны, объединяя всю совокупность мощных народных движений. В Крестьянской войне началаXVII века обычно выделяют 3 периода: 1 период-1603-1605гг. Восстание Хлопка. 2 период-1606-1607гг. Восстание под руководством И.И. Болотникова. 3 период-1608-1615гг. Спад Крестьянской войны, сопровождавшийся рядом крупных выступлений крестьян, горожан, казначейства. Итог всех этих событий в том, что обострившиеся социальные противоречия, перешедшие в восстания, имели место в ослабленной стране, где только что установилось крепостное право, где не было сил для активной внешней политики, не было социальной стабильности, а династические споры ослабляли прочность государства.
Положение Василия Шуйского чрезвычайно осложнило восстание крестьян, холопов и казаков под руководством Ивана Болотникова (1606-1607), явившееся кульминацией крестьянской войны начала XVII в. Главные противники боярского царя находились на юго-западной окраине России. Василий Шуйский восстановил здесь налогообложение, отмененное Лжедмитрием I на 10 лет, в благодарность населению за оказанную ему поддержку. Восставшие не призывали к изменению государственного строя, а имели намерение истребить "нынешних бояр", занять их место и возвести на престол "хорошего царя". Таким образом, крестьянская война носила антикрепостнический, но не антифеодальный характер, была пронизана идеей "наивного монархизма" и направлена на поиск выхода низов из тяжелого положения. Недовольные правительством Василия Шуйского, в том числе участники крестьянской войны, увидели свое знамя в новом авантюристе - Лжедмитрии II. В отличие от первого самозванца, он не был хорошо образован, не обладал решительностью и самостоятельностью. Появившись летом 1607 г. на Брянщине, весной следующего года дошел до Тушино, близ Москвы, не рискнув взять столицу.
Абсолютные монархии имели наибольшее распространение в XIV-XIX вв., когда была преодолена феодальная раздробленность и созданы централизованные государства (особенно в период позднего феодализма, когда в глубинах аграрного строя вызревают зачатки индустриального). Примером такой монархии может служить Россия XVII-XVIII вв., Франция до революции 1789 г. и др. Однако следует заметить, что абсолютные монархии — категория исторически ограниченная. Созданные как альтернатива феодальной раздробленности и междоусобным войнам абсолютные монархии, выполнив свою историческую миссию, в большинстве стран мира либо видоизменились, либо были уничтожены в результате буржуазных революций (как это произошло в Австрии, России, Польше, Франции и др.). Характеризуется монархия тем, что в руках монарха сосредотачивается вся полнота государственной власти. Он сам издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью или назначать для этого правительство, вершит высший суд. Никаких ограничений его власти нет, по крайней мере, юридически, хотя политически, морально-этически, религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере присутствуют.
Крестьянская война начала XVII века Как уже было сказано, в начале века положение в стране обострилось из-за неурожаев. В 1601 г. более двух месяцев шли дожди. Потом очень рано, в середине августа, ударили морозы и выпал снег, что привело к гибели урожая. В несколько раз увеличились цены. Началась спекуляция хлебом. В следующем, 1602 г. посевы озимых вновь не дали всходов. Снова, как ив 1601 г., наступили ранние холода. Цены выросли уже более чем в 100 раз. Народ голодал, начались массовые эпидемии. Борис Годунов организовал государственные работы. Он привлекал москвичей и нахлынувших в столицу беженцев к строительству, используя уже имевшийся опыт возведения колокольни Ивана Великого, раздавал хлеб из государственных закромов, разрешал холопам уходить от своих господ и искать возможности прокормиться. Но все эти меры не имели успеха. Поползли слухи, что на страну распространилось наказание за нарушение порядка престоло-наследования, за грехи Годунова. В центре страны вспыхнуло (1603-1604) восстание холопов под предводительством Хлопка Косолапа. Оно было жестоко подавлено, а Хлопок казнен в Москве.
Причины крестьянской войны начала XVII века На рубеже XVI-XVII столетий Российское государство вступило в полосу глубокого государственно-политического и социально-экономического, струк-турного кризиса, корни которого уходили в эпоху правления Ивана Грозного. Ливонская война, опричный террор и рост феодальной эксплуатации обусловили развал хозяйства страны, что повело за собой экономический кризис, а тот, в свою очередь, стимулировал усиление крепостничества. На этом фоне неизбежно нарастала социальная напряженность в низах. С другой стороны, социальную неудовлетворенность испытывало и дворянство, которое претендовало на расширение своих прав и привилегий, что более соответствовало бы его возросшей роли в государстве. Весьма глубокими были политические причины смуты. Самодержавная тираническая модель взаимоотношения власти и общества, воплощенная Иваном Грозным, в условиях изменившейся социальной структуры доказала свою ограниченность. В государстве, которое уже перестало быть собранием разрозненных земель и княжеств, но еще не превратилось в органическое целое, на повестку дня встал сложнейший вопрос - кто и каким образом может оказывать влияние на принятие государственных решений.
СПбГУАП Кафедра экономической теории и истории. КУРСОВАЯ РАБОТА По теме: Развитие капиталистических отношений в России XVII-XVIII веков. Выполнил: студент группы . Санкт-Петербург, 199г. Основные вопросы и историография.42. Развитие мануфактур.93. Процесс первоначального накопления и становления всероссийского рынка.124. Развитие мелкого промышленного производства.165. Развитие внутренней и внешней литературы.24 ВВЕДЕНИЕ.Проблема перехода России от феодальной формации к капиталистической сложна и многопланова. Классический феодализм западноевропейских стран ни в кой мере нельзя сравнивать с феодализмом российским, т.к. его формирование происходило при господстве крепостнической системы, тогда как “к западу от Эльбы” капиталистический способ производства утвердился в то время, когда было “уже давно уничтожено крепостное право”. Характер перехода к капитализму в России был также обусловлен многообразием естественно- географических и социально-экономических условий огромной империи. Замена феодально-крепостнических отношений капиталистическими осложнялась многоукладностью российской экономики, наличием территории с дофеодальными и феодально-патриархальными отношениями.
С помощью этой "Избранной рады", ка1 впоследствии назвал ее Курбский, Иван IV провел ряд важнейших реформ (судебную, военную, земскую), определил основное направление внешней политики и на некоторое время оттеснил Боярскую думу от разрешения важнейших вопросов законодательства и управления. Деятельность опричнины была направлена на преодоление пережитков феодальной раздробленности, подрыв экономической и политической мощи боярской аристократии Место представителей наиболее строптивых феодальный фамилий, истребленных во время опричнины, в Боярской думе заняли менее знатные родственники царя. После смерти Ивана IV значение Боярской думы опять возросло. Заметную роль играла она в отдельные периоды иностранной интервенции и крестьянской войны начала XVII в. В правление боярского царя Василия Шуйского в 1606-1610 гг. кроме Боярской думы в Москве существовала особая Дума в тушинском лагере. После свержения Василия Шуйского 17 июля 1610 г все управление государством осуществляла группировка из семи наиболее влиятельных членов Думы (Ф. И. Мстиславского, И. М. Воротынского, А В Трубецкого и др.) Это боярское правление получило у современников наименование "семибоярщины".
Сложность и пестрота отношений внутри княжеских, боярских и дворянских родов и между ними, недостоверность генеалогическом сведений приводили к частым спорам и распрям по поводу местничества, которые разбирали царь и Боярская дума. В 1- й половине 16в. местничество наблюдалось лишь среди бояр и бывших удельных князей. С середины 16в. местничество проникает в среду дворян, а в 17в. даже в среду гостей и городовых чинов. В силу местничества люди способные, но недостаточно родовитые не могли занять сколько-нибудь значительного места на военной и государственной службе. В то же время местничество открывало возможности для занятия высших служебных постов людям из знатных фамилий, не обладавшим личными достоинствами. Развитие в России абсолютизма, одним из принципов которого являлось создание бюрократического аппарата, подчиняющегося центральной власти и противостоящего носителям феодальной раздробленности, вело к вытеснению местничества. Князья и бояре, напротив, были заинтересованы в сохранении местничества распространявшего их прежне привилегии на дворян и служилых людей. Интересы обороны страны, требовавшие, чтобы во главе армии стояли способные военачальники, также вынуждали отменить местничество, которое и было ликвидировано решением земского собора 1682.Литература: Местничество и абсолютизм, в кн.: Абсолютизм в России (XVII- XVIII вв.), М 1964; Марквич А.И. О местничестве, ч.1, К. 1879; его же, История местничества в Московском государстве XV-XVI вв., Одесса, 1888.Табель о рангах - законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками.
Думается, что факт ослабления старорусского боярства, а затем и его слияние с дворянством в единый господствующий класс-сословие отрицать трудно, как и сам факт наличия острой внутриклассовой борьбы в конце XVII - первой половине XVIII вв. (40) Кристенсен С.О. Указ. соч. С. 38. (41) Зимин А.А. О политических предпосылках возникновения русского абсолютизма // Абсолютизм в России (XVII-XVIII в.). М., 1964. С. 49. (42) К сожалению, эту формулу некоторые советские историки трактовали как обратимую, т.е. находя в России первой четверти XVIII в. абсолютную монархию, они начинали искать (и находили) капиталистические формы в производстве.
Знать теперь пыталась разрешить создавшиеся глубокие внутренние и внешние противоречия с помощью боярского царя. Одним из важнейших дел Шуйского было назначение патриарха. Патриарх Игнатий Грек за поддержку Лжедмитрия I был лишен своего сана. Патриарший престол занял выдающийся патриот 70-летний казанский митрополит Гермоген. С целью пресечения слухов о спасении царевича Дмитрия его останки были перенесены по приказу Василия Шуйского через три дня после коронации из Углича в Москву. Царевич был причислен к лику святых. К лету 1606 г. Василию Шуйскому удалось укрепиться в Москве, однако окраины страны продолжали бурлить. Политический конфликт, порожденный борьбой за власть и корону, перерос в социальный. Народ, окончательно потеряв веру в улучшение своего положения, вновь выступил против властей. В 1606—1607 гг. вспыхнуло восстание под предводительством Ивана Исаевича Болотникова, которое многие историки считают пиком Крестьянской войны начала XVII в. В октябре армия Болотникова осадила Москву на 2 месяца. Но измена дворянских отрядов в решающий момент привела к разгрому армии Б. Шуйский добиваясь поддержки бояр и дворян издал “Уложение о крестьянах”, вводившее 15-летний срок сыска беглых крестьян.
Таких людей они брали с собой в боевые походы, давали им при “дуване” причитавшуюся им часть добычи, а некоторые из них даже защищали Азов во время осадного сидения 1641г. Для Соловьева характерен исключительно взвешенный подход к разрешению очень непростого вопроса о том, насколько связан был Дон с внутренней Россией. Он сумел подчеркнуть самобытность и обособленность казачества и в то же время его тесную связь с населением Центральной России. Проявление такой связи историк усматривает в ходе самого Разинского восстания. В настоящее время получил распространение взгляд на крупнейшие народные выступления в России XVII-XVIII вв., в том числе и на Разинское восстание, как на восстания окраин против центральной власти. Его сторонники, М.М.Сокольский и Г.Г.Нольте, указывают на наличие серьезных противоречий между центром и окраинами. При этом, по мнению Г.Г.Нольте, стремление их населения обеспечить большее самоопределение регионов было важным требованием нового времени, поскольку это могло способствовать ускоренному их развитию.
![]() | 978 63 62 |