![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История | подраздел: | История |
Культурное строительство в СССР в 20-30 годы | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
При Президиуме Верховного Народного Совета СССР вPкачестве консультативного органа действует Союзное Совещание, состав и характер работы которого определяются законом. Работой Союзного Совещания руководит Председателя Президиума Верховного Народного Совета СССР. СтатьяP187. Союзное Совещание свои рекомендации по рассмотренным вопросам передает Президиума Верховного Народного Совета СССР или Правительственному Совету СССР. Глава XV Правительственный Совет СССР СтатьяP188.PПравительственный Совет СССР является исполнительным и распорядительным органом Верховного Народного Совета СССР. Правительственный Совет СССР объединяет и направляет всю систему органов управления государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством СССР, а также осуществляет контроль за их деятельностью. Правительственный Совет СССР ответственен перед Верховным Народным Советом СССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Народного Совета СССР перед Президиумом Верховного Народного Совета СССР, которому подотчетен. СтатьяP189
Культурное строительство в годы семилетки План Народное образование. Повышение образования и культуры рабочих и всех трудящихся — одно из основных направлений культурной революции в СССР. При этом следует особо подчеркнуть тесную, неразрывную связь культурного роста трудящихся с экономическими условиями и факторами. В. И. Ленин в статье «О кооперации» указывал: «Чтобы быть культурными, нужно известное развитие материальных средств производства, нужна известная материальная база». Партия и государство неизменно уделяли большое внимание народному образованию, подготовке специалистов для всех отраслей народного хозяйства, культуры и науки. Из года в год возрастало число учащихся, студентов в общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, а также в училищах, школах профессионально-технического образования и школах ФЗУ. Таблица Рост числа средних общеобразовательных школ и их выпускников в 60- е годы (в тыс.) 1960 г. 1965 г. 1970 г. Средние школы 29,2 31,9 44,2 Количество учащихся, окончивших 1055 1340 2591 среднюю школу Повышая культурно-образовательный уровень советского общества, учительство способствует росту производительности труда во всех сферах общественной жизни, тем самым вносит значительный вклад в создание материально-технической базы коммунизма.
Этому способствовал целый ряд факторов: исключительно быстрое внедрение евреев в экономику и культуру страны; их участие, намного превосходившее их процент в населении, в хозяйственном и культурном строительстве; отсутствие национальных основ в сельскохозяйственном поселении, как в Европейской части СССР (одной из важнейших причин ухода из еврейских коммун была начавшаяся в 30 годах политика т. н. "интернационализации", т. е. включения еврейских колхозов в украинские и белорусские), так и в Еврейской автономной области; игнорирование культурно-национального наследия в еврейской школе; тяжелое положение еврейских религиозных общин, служивших постоянной мишенью для правительственной антирелигиозной пропаганды и не имевших ни средств, ни свободы действия для содержания синагог, подготовки раввинов, печатания молитвенников, Библии и Талмуда. Все это происходило на фоне подавления национальных культур народов СССР вообще под лозунгом борьбы с "националистическими уклонами" (на этой почве покончил самоубийством в 1933 г. старый украинский большевик Скрыпник), усилившегося с началом сталинского террора против видных партийных деятелей после убийства Кирова в декабре 1934 г., и с разгулом "органов безопасности" во главе с Ежовым и Берией
Он лично руководил перестройкой аппарата Наркомпроса, совершенствованием его структуры, разработкой Положения об этом органе управления. Советская школа на пути своего развития ко всеобщему среднему образованию прошла ряд этапов. На первом этапе — в 20-е — начале 30-х гг. шел процесс становления и упрочения общеобразовательной школы, которая в основном решала задачи осуществления всеобщего начального образования детей и молодежи, ликвидации неграмотности и малограмотности взрослого населения1. На первом этапе развития советской школы шла большая работа по определению ее структуры и содержания общего образования, по разработке учебных планов, программ и учебных пособий, поиск более совершенных методов обучения и воспитания. Отсутствие необходимого опыта, слабость педагогической науки, которая сама переживала стадию становления, влияние различных буржуазных теорий, в том числе «свободного воспитания» и отмирания школы, осложняли эту работу. Немалый вред школе нанесли педологические теории. В июне 1918 г. было разработано Положение СНК РСФСР «Об организации дела народного образования в Российской Социалистической Советской Республике», подписанное В. И. Лениным. Состояние народного образования в дореволюционной России было кратко, но исчерпывающе охарактеризовано в постановлении Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР от 20 октября 1927 г., посвященном итогам культурного строительства СССР за десять лет.
То, что они теперь производят на свободе и при «своей» власти, оставляет гнетущее ощущение полного творческого бессилия. Это само по себе необычное и важное явление в культуре. Э.Рязанов, снимавший в советское время гармоничные и остроумные фильмы, с тонкими ассоциациями и многослойной мыслью, вдруг, перейдя открыто в антисоветский лагерь, стал раз за разом выдавать тупую, натужную и бестактную муру. Как может произойти такой моментальный распад? В Новый год (2001) по разным каналам телевидения одновременно передавали разные фильмы Рязанова он же придворный режиссер. Можно было сравнить «Иронию судьбы» и «Загнанные клячи». Какой контраст! О Н.Михалкове и А.Кончаловском и говорить нечего, такое мурло из них вылезло, какого никто не ожидал. На мой взгляд, дело в следующем. В ходе культурного строительства в СССР была создана целая индустрия, производящая «продукты культуры», и такая же индустриальная система подбора и подготовки кадров. Обширная категория людей обладает хорошими способностями для художественного творчества по жесткому заказу, "в рамках системы"
В 1925 году введено всеобщее начальное образование. Формирование новой интеллигенции потребовало резкого увеличения числа университетов и вузов. Чтобы облегчить получение высшего образования, при вузах и университетах открывались рабочие факультеты (рабфаки). В результате принятых мер к 1933 году по количеству студентов СССР превзошел Англию, Германию, Австрию, Польшу и Японию, вместе взятых. Такая форсированность в подготовке специалистов объяснялась не только масштабами экономического и культурного строительства, но и спецификой послереволюционной ситуации. Новое пролетарское государство относилось к представителям старой интеллигенции подозрительно и настороженно, видя в них явных или скрытых контрреволюционеров. Результатом такого отношения стала массовая эмиграция русской интеллигенции. Страну покинули сотни и тысячи высококвалифицированных ученых, инженеров, изобретателей и конструкторов, значительная часть которых приобрела за рубежом мировую известность. За пределами России оказались такие выдающие художники, как Ф. Шаляпин, С. Рахманинов, И. Бунин, К. Коровин. Поиск и становление новой культуры происходили в атмосфере интенсивной художественной жизни.
И поэтому не случайно в 1925 году, в связи с 200 - летием Российской Академии наук, заводу было присвоено имя гениального русского ученого М. В. Ломоносова. В 30 -е годы, с началом культурного строительства в СССР, на Ленинградском фарфоровом заводе открывается первая в стране художественная лаборатория. Под руководством ученика К. Малевича, Н. Суетина творческий коллектив предприятия создает новый стиль советского фарфора, созвучный "социалистическому быту".Талантливый художник и руководитель, Суетин органично воплотил супрематические идеи с мирискуксническим декоративизмом и реалистическим отображением мира природы. Индивидуальные особенности творчества А .Воробьевского, И. Ризнича, М. Моха, Т. Безпаловой, Л.Протопоповой, Л. Блак, А. Яцкевич ,С. Яковлевой и других, на многие годы определили облик ленинградского фарфора с его чистотой и мягкостью форм, выявленной белизной материала, конкретностью образов в росписи и сочностью красок. Установки социалистического реализма на решение идеологических задач и официальный стиль государственных заказов 1930 - 1950 годов в фарфоре на ЛФЗ не получили одиозного характера.
В 1923 году возникает добровольное общество "Долой неграмотность". Особую роль в работе этого общества сыграли комсомол и профсоюзы. К концу 30-х годов были достигнуты значительные результаты в ликвидации неграмотности. В 1939 году 81% населения в возрасте от девяти до сорока лет стало грамотным. Особенно разительны были успехи в ликвидации неграмотности среди населения национальных республик. Сорок народов получили свою письменность, 70% населения стало грамотным. Много внимания уделялось развитию советской школы. С 1930 года вводится всеобщее обязательное начальное обучение детей.В годы второй пятилетки вводится семилетнее обучение в городе и частично на селе. Одновременно решалась проблема повышения качества обучения в школе. Одной из важнейших задач культурного строительства явилась подготовка специалистов через высшие и средние специальные учебные заведения. Для промышленности и сельского хозяйства за годы двух первых пятилеток в вузах и техникумах было подготовлено около двух млн. специалистов. В 1940 году в СССР насчитывалось 817 вузов, где обучалось 812 тыс. студентов. (в 1928 году - 148 вузов и 169 тыс. студентов). В 1925 году была введена система аспирантуры для подготовки научных работников и преподавателей высшей школы.
Всего в этих учреждениях насчитывалось 323 научных работника, из них 251-в сельскохозяйственных. Но первоочередной задачей на том этапе культурного строительства для Западной области, как и всей страны, являлось решение проблемы всеобуча. Весной 1930г. ЦК ВКП(б) признал необходимым ввести с 1930/31 учебного года повсеместно обязательное обучение детей в возрасте 8—10 лет с последующим распространением начального всеобуча на детей 11 лет. В полном объеме эту задачу поставил XVI съезд партии. В соответствии с решением партии, в августе 1930 г. были вынесены постановления ЦИК и СНК СССР, а также ВЦИК и СНК РСФСР о введении всеобуча с осени 1930 г. Во исполнение этих постановлений Западная область израсходовала большие средства на ремонт и строительство школьных помещений. Расширение школьной сети позволило ей приблизиться к выполнению решений партии и правительства о всеобуче: с осени 1930 г. число учащихся в начальной школе возросло по сравнению с предыдущим годом почти на одну треть, а охват детей 8—11- летнего возраста школой составил 96,3%.
Конституция СССР внесла значительный вклад во взаимоотношения советских республик, определила полномочия общесоюзных органов и органов республик. Важным было то, что она укрепила права свободного выхода республик из состава СССР, однако механизм выхода не регламентировался ни Конституцией 1924 года, ни другими нормативными актами. Заключение Белорусская государственность прошла долгий, многовековой путь исторического развития. Подводя итого сказанному ясно видно, что исторический путь государственного строительства и развития права белорусского народа происходил в общем контексте всемирной истории народов: от простых форм до более сложных общественных отношений. После окончания существования ЛитБел ССР Декларацией 2000 года была возрождена Белорусская ССР, но только в количестве 6 поветов. Главной задачей республики на этом этапе стало возрождение разгромленного многими войнами народного хозяйства и установление советской власти. В конце 1922 года советские республики, в том числе и БССР, объединяются в СССР. В 1924 и 1926 гг. происходит укрупнение территории БССР. Республике была возращена большая часть белорусских земель, в результате чего территория республики увеличилась более чем в два раза. В 20-х гг. ХХ ст. в БССР, как и во всех советских республиках, ведутся поиски новых методов хозяйствования, активизируется общественно – политическая жизнь и национально – культурное строительство.
По данному положению сход проходил под руководством сельского Совета, в них могли участвовать только граждане, пользующиеся избирательным правом. Завершение районирования способствовало дальнейшему расширению прав местных Советов в руководстве хозяйственно-культурным строительством. Приблизило их к населению и повысило их активность по привлечению масс к решению вопросов местной жизни15. Организационно-массовая работа Советов велась через комиссии (секции), депутатские группы, производственные совещания и т.п. Работой секций Советы или исполкомы руководили через бюро секций, избранное на общем собрании ее членов.16. К середине 30-х годов классовая структура общества была изменена, ликвидировались эксплуататорские классы, что создало возможность для развития представительных органов и внесения изменений в государственный механизм. Эти изменения были закреплены в Конституциях СССР 1936 г. и РСФСР 1937 г. Данные Конституции внесли ряд изменений в организацию власти в стране, в том числе и на местах. Они установили новые принципы формирования Советов.
Отважным воинам, отстоявшим страну от фашистов, посвящены мемориальные стелы и скульптурная композиция в Лагерном саду: Родина - мать вручает оружие сыну. Не менее величествен подвиг тех кто побивал эвакуированы десятки заводов - из Москвы, Харькова, Ленинграда . Город не только принял, размесил их, но и дал рабочие руки. Чаще всего это были руки подростков и женщин. В июне 1942 года в Томске был образован первый в стране Комитет ученых для помощи фронту. Он установил связь с десятками промышленных предприятий страны, с геологами Кузбасса, Красноярска. В Томске был сделан первый отечественный радиощуп для обнаружения в теле человека осколков гранат и тому подобных. За годы войны в Томске развернуто 11 госпиталей, в них широко применялась сибирская амфора, пенициллин, мох вместо ваты Свыше 100 тысяч человек вернули к жизни томские врачи, каждому четвертому сделано переливание крови. С 1965 по 1983 год Томский обком партии возглавлял Е.К. Лигачев. Именно на эти годы пришлись наиболее важные, определяющие развитие города и области преобразования – и в народно-хозяйственном и в культурном плане, за сравнительно короткие сроки достигнуты успехи поистине весомые и зримые. 19 октября 1979 года «за большие заслуги трудящихся города в революционном движении, их вклад в борьбу с немецко-фашисткими захватчиками в годы Великой Отечественной войны и успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве», президиум Верховного Совета СССР наградил Томск орденом Октябрьской революции.
В 1929–1930 годах Коминтерн, где ведущие позиции занимали политические деятели с идеями, зачастую отличными от сталинских ( Бухарин, Зиновьев, Радек, Сокольников ), надежно взяли в свои руки такие убежденные сталиниты, как Мануильский и Молотов. Столь же радикально в 1929 – 1930 годах был обновлен аппарат Наркомата иностранных дел. Г.В.Чечерин был заменен на посту наркомом М.М.Литвиновым, который руководил советской дипломатией до мая 1939 года. Таким образом, в 20-е годы советская страна путем сложнейших усилий нормализовала свои международные отношения, постепенно входя в мировое сообщество. 2. Индустриализация, коллективизация, культурная революция СССР. Итоги довоенных пятилеток. Все промышленно развитые страны прошли этап развития, когда различные отрасли экономики (промышленность, транспорт, сельское хозяйство, строительство) были вооружены машинной техникой, что открывалась дорога применению электрификации, автоматизации производства. В России создание железных дорог и промышленности началось после 1861 года. К началу 80-х годов XIX века промышленный переворот завершился, что создало предпосылки к капиталистической индустриализации.
Проблема украинского населения так называемой Приднестровской республики, которая существует сейчас, была заложена политикой большевистской партии в те годы, поскольку в состав Молдавской АССР включили районы, где, главным образом, проживали украинцы. Создание Союза ССР и принятие союзной Конституции внесло существенные изменения в структуру органов власти и управления УССР. 3. Перестройка высших органов государственной власти и управления Украины в связи с созданием СССР Структуру органов власти в начале 20-х годов определяла Конституция УССР 1919 г. К высшим органам власти и управления относились Всеукраинский съезд советов, ВУЦИК, Президиум ВУЦИКа и СНК. Всеукраинский съезд советов рассматривал важнейшие вопросы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли, финансов, культурного строительства и т.д. Его решения имели высшую юридическую силу. С 1926 г. изменилась периодичность созыва Всеукраинских съездов советов. Теперь они собирались не ежегодно, а один раз в два года. Всеукраинский Центральный Исполнительный Комитет (ВУЦИК) был высшим органом власти в период между Всеукраинскими съездами советов.
Полученные в результате переписи результаты о численности и составе населения страны были широко использованы в деле хозяйственного и культурного строительства, при разработке мероприятий по замене продразверстки продналогом. На основе материалов переписи известным советским экономистом С.Г. Струмилиным были произведены перспективные расчеты численности и трудовых ресурсов нашей страны. Численность населения страны по данным переписи 1920 года составила 132,8 млн. человек. По данным прогноза группы Е.М. Тарасова население СССР к 1941 году было определено 177,1 млн. человек, а при пересчете населения по территориям численность населения СССР к началу Великой Отечественной войны должна была составлять 182,4 млн. человек. Фактически к 1941 году в стране было 177, 3 млн. человек. Таким образом, прогноз, выполненный на базе данных 1920 года можно считать одним из наиболее удачных, поскольку ошибка расчета составила только около 3%. В 1923 году по состоянию на 15 марта была проведена перепись городского населения. В объект изучения включались также промышленные предприятия и торговые заведения.
Установление Советской власти. Предпосылки гражданской войны. Три "лагеря" в гражданской войне: "белые", "красные" и "зелёные". Причины победы "красных". Советское государство в 20-е - первой половине 30-х годов. Политическая система, экономика и внутренняя политика. НЭП и его сворачивание. Индустриализация и коллективизация: цели, средства, методы и результаты. СССР во второй половине 30-х годов. Завершение внутрипартийной борьбы, установление культа личности И.В.Сталина. Экономическое развитие и культурное строительство. Внешняя политика до начала Великой Отечественной войны. СССР в период Великой Отечественной войны. Причины войны, ход, основные итоги. СССР после окончания ВОВ. Восстановление народного хозяйства. Атомная и ракетная программы. "Холодная война". Смерть И.В.Сталина. СССР в середине 50-х - середине 60-х годов. Внутренняя и внешняя политика. Десталинизация и личность Н.С.Хрущёва. Попытки реформирования экономической системы. СССР середины 60-х - середины 80-х годов. Сворачивание реформ. Нарастание "застойных" явлений в политике, экономике и идеологии. Культурное развитие. Внешняя политика, "разрядка". "Перестройка", распад СССР, образование РФ и СНГ. Внутри- и внешнеполитические аспекты этих событий.
При работе с текстом рекомендуется использовать карты Атласа истории СССР для 10-11 классов. В учебнике содержится документальный материал. Развитие отечественной культуры рассматривается в отдельно выделенных параграфах (38. Развитие культуры (20–е годы)1 и 45. Культурное строительство - 30-е годы 2). Изучение советской культуры 20-х годов автор предлагает начать с основного противоречия, повлиявшего на становление новой культуры: «делают» революцию и «строят новое общество» люди, выросшие в условиях старой культуры. Поэтому новой властью ставится сложнейшая 1 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл. образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с. 341. 2 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл. образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с.420.задача проведения «культурной революции». Предпосылками культурной революции стало почти абсолютная неграмотность населения (73% к 1917 г.). Определяя цели культурной революции Долуцкий И.И. описывает спор идеологов построения новой культуры о «рождении» нового человека: Троцкого, считавшего возможным появление «нового человека» не раньше, чем через 20-50 лет, в течение которых могут быть решены лишь «азбучные» задачи и его оппонента Луначарского, уверенного, что «новый человек» будет быстро сформирован в процессе строительства нового общества.
Выставка "Пермь и футуристы" раскрывала малоизвестные страницы культурного строительства в Прикамье в первое послереволюционное десятилетие. На ней были представлены работы художников русского авангардизма Д. Бурлюка, В. Каменского, А. Родченко, прикамского живописца П. Субботина-Пермяка. Экспериментальная экспозиция "Миф в искусстве ХХ века" представляла интерпретацию христианских, античных мифов мастерами живописи, графики, скульпторы ХХ века108. Параллельно с государственными галереями и выставками начинают функционировать частные галереи. В апреле 1991 года в центральном выставочном зале состоялась презентация фонда "Новой галереи". Это первая галерея современного искусства, появившаяся в Перми в начале 1990-х годов. Известные живописцы и графики, члены Союза художников СССР В. Карпов, В. Подкуйко, В. Смирнов и молодые художники С. Глушенко, А. Поломских, С. Стаканов, М. Сурков, сотрудничающие с "Новой галереей", передали ей на хранение свои произведения. Все работы, представленные на выставке, предназначались для продажи. Данная выставка стала одной из первых в условиях нового государства - России.
![]() | 978 63 62 |