![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История | подраздел: | История |
Монархия и демократия | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Последняя великая бойня кровавая купель, в которой пытался обновиться буржуазный мир,P предъявила нам картину невиданной в истории мобилизации всех государственных форм, систем правления, политических направлений, религий и философских школ на службе империализму. Даже многие из тех педантов, которые проспали подготовительный период империалистического развития последних десятилетий и продолжали к понятиям демократии, всеобщего голосования и пр. относиться по их традиционному смыслу, стали чувствовать во время войны, что привычные понятия наполнились каким-то новым содержанием. Абсолютизм, парламентская монархия, демократия. Перед лицом империализма а стало быть, и перед лицом идущей ему на смену революции все государственные формы буржуазного владычества, от русского царизма и до северо-американского квази-демократического федерализма, уравнены в правах и связаны в такие комбинации, при которых они нераздельно дополняют друг друга. Империализму удалось всеми имеющимися в его распоряжении средствами, в том числе и через парламент, независимо от избирательной арифметики голосов, целиком подчинить себе в критический момент мелкую буржуазию городов и деревень и даже верхи пролетариата
Это происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр) захватывает принадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставить свою должность по истечении срока полномочий. Так поступили А.Гитлер в Германии в 1933 году, «черные полковники» в Греции в 1967 году, А.Пиночет в Чили в 1973 году. Есть и примеры такой замены монархии республикой, которые означают ликвидацию существовавшей при монархии демократии. Например, те же «черные полковники» в июне 1973 года ликвидировали монархию, однако демократии стране такая «республика» отнюдь не добавила. Мало отличаются от абсолютной монархии некоторые республики Тропической Африки, где, несмотря на наличие парламента, формально независимых судов, власть президента практически неограниченна (так называемые монократические республики). Смена президентов происходит здесь обычно лишь в результате их смерти или военного переворота, но не как в следствии всеобщих выборов. Перевыборы же на новый срок носят скорее ритуальный, чем реальный характер.
Нет государя, аристократии, фактически нет нации. КОРР. Какое общество для тебя приближено к идеалу? С.К. Здесь, скорее, надо говорить о Царстве Божием на земле. Это те моменты, когда традиционное общество максимально приближалось к этому. Для меня есть три примера Кордовский халифат, Царство царя Ашоки, Киевская Русь. Красивые соединения противоположностей, приближение общества к церкви. В царстве Кесаря многие противоположные вещи рождают противостояние между людьми. В церкви естественным образом соединяются выборность и монархия, демократия и жесткая иерархия, долг и свобода. Церковь неким образом попытка воссоздания догрехопаденческого общества. Киевская Русь же очень красивая, мощная и гордая цивилизация. Киев по размерам и развитию превосходил все современные ему города Западной Европы. Вся аристократия была начитана в философии, святоотеческой литературе. Почитайте Поучение Владимира Мономаха святой человек писал; контраст между тем, что было, и что есть, по этому письму четко отслеживается. В ХХ веке было несколько попыток воссоздания традиционной цивилизации, которые, как известно, провалились
Это происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр и т. д.) 14 захватывает не принадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставить свою должность по истечении срока полномочий, - словом, когда узурпирует власть. Так поступили А. Гитлер в Германии в 1933г., Ж. Мобуту в Заире (тогда - Конго) в 1960г., А. Пиночет в Чили в 1973г. Примеры, к сожалению, можно значительно умножить. Есть и примеры такой замены монархии республикой, которые означают ликвидацию существовавшей при монархии демократии. Например, социалистические республики служили и служат прикрытием единоличной диктатуры генерального (первого секретаря) партии (ее центрального комитета) или групповой диктатуры политбюро ее центрального комитета. Генеральный секретарь может при этом занимать должность президента, а может не занимать никакой государственной должности, осуществляя свою громадную власть неформальным образом, как это долгое время делал И.В. Сталин. Известны парламентарные и президентские республики.
По его мнению, винить следует тех, кто своими действиями привел к ней, а не тех, кто отстаивает в ней свои права. Объектом его критики становится в этой связи королевская власть. В своем учении о формах правления Локка выделяет несколько основных типов в соответствии с тем, в чьих руках находится верховная или законодательная власть. Это совершенная демократия, олигархия, монархия (которая разделяется на наследственную и выборную) и, наконец, смешанная форма правления, которой мыслитель отдает предпочтение. Сам Локк склоняется к той форме правления, которая традиционно существовала в Англии: король, палата лордов и палата общин. Альтернативы рационалистического понимания естественного права: народный суверенитет или дух законов (Руссо и Монтескье) Рационалистическая трактовка теории естественного права в эпоху Просвещения связана с появлением альтернативных, а во многом даже взаимоисключающих концепций. Теория общественного договора служила Руссо для обоснования особого типа отношений общества и государства, при которых правительство имеет легитимный характер
Это происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр и т.п.) захватывает не принадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставить свою должность по истечении срока полномочий, - словом, когда узурпирует власть. Так поступил Гитлер в Германии в 1933 г., Ж.Мобуту в Заире (тогда - Конго) в 1960 г., черные полковники в Греции в 1967 г., А.Пиночет в Чили в 1973 г. В фашистских государствах по существу были ликвидированы выборы как способ формирования органов государственной власти, распущены все оппозиционные политические партии, все формы власти подчинены правительству во главе с официально признанным вождем, пользовавшимся неограниченными полномочиями, а фашистская партия превратилась в государственную организацию. Есть и примеры такой замены монархии республикой, которые означают ликвидацию существовавшей при монархии демократии. Например, те же греческие "черные полковники" в июне 1973 г. ликвидировали монархию, однако демократии стране такая "республика" отнюдь не добавила. "Социалистические" республики служили и служат прикрытием единоличной диктатуры генерального первого секретаря компартии или групповой диктатуры политбюро ее центрального комитета.
Пиночет в Чили в 1973 году. Примеры к сожалению можно продолжать. Есть примеры такой замены монархии республикой, которые означают ликвидацию существовавшей при монархии демократии. Мало отличаются от абсолютной монархии некоторые республики Тропической Африки, где несмотря на наличие парламента, формально независимых судов, власть президента фактически неограниченна. (так называемые монократические республики). Смена президентов происходит здесь лишь обычно в результате их смерти или военного переворота, а отнюдь не на всеобщих выборах. Перевыборы на новый срок носят скорее ритуальный характер. В Малави, например, до недавнего времени Президент вообще считался находящимся в должности пожизненно. В данной работе были рассмотрены действительно демократические республики. При этом надо помнить, что и в президентской, и в парламентской республике есть и президент, и парламент, а различие между этими двумя разновидностями республиканской формы правления заключается в характере отношений между законодательной и исполнительной властью.
У средневековой Европы прочно утвердилось мнение о том, что государство есть результат творения бога, своеобразный договор бога и человека. Такой взгляд на происхождение государства называют теологическим. Но наиболее интересной для нас является теория Томаса Гоббса потому, что политические взгляды Гоббса явились очень важной предпосылкой последующего буржуазного развития политической мысли эпохи Просвещения, внесли серьезный вклад в становление теории естественного права и общественного договора. Решительно отвергая концепцию происхождения королевской власти, он выделил источник государственной власти в воле народов, в общественном договоре. Для более подробного изучения теории Гоббса рассмотрим следующие вопросы: 1. О возникновении государства. (В этой главе мы рассмотрим актуальные причины возникновения государства. Увидим, какую роль сыграли в становлении государства человек, его стремления потребности и страхи.). 2. О правах суверенов в государствах (этот вопрос расскажет, что означает акт установления государства, здесь будут описаны все права суверенов и их обязанности). 3. О различных видах государств о преемственности верховной власти (данный пункт выявит различия между монархией и верховной ассамблеей, также рассмотрит три формы власти, выделенные Гоббсом: монархия, демократия и аристократия).
Помимо различных учебных пособий и обобщающих научно-популярных работ, переводились произведения древних классиков, гуманистов эпохи Возрождения, английских философов-материалистов и, наконец, современных французских просветителей. Сочинения французских просветителей ходили по рукам среди студентов Петербурга и Москвы, ими увлекалась столичная дворянская молодежь. Переведенные на русский язык еще в 60-х годах, они издавались для широкого читателя. Своим содержанием эти сочинения расшатывали устои феодального мировоззрения. «Религия, понимание природы, общество, государственный строй — все было подвергнуто самой беспощадной критике; все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него» . Состав переводимых в России книг свидетельствует об интересе русских читателей к социально-политическим и философским идеям французских энциклопедистов. Прежде всего русские переводчики обратились к знаменитой «Энциклопедии», объединившей на своих страницах почти всех французских просветителей. С 1767 по 1777 г. было переведено и издано отдельными сборниками более 400 статей, среди них — наиболее важные философские и политические сочинения, определившие собой идейное направление «Энциклопедии»: «Политика» «Политическая экономия», «Правление», «Деспотическое правление», «Ограниченная монархия», «Демократия», «Самодержцы», «Тиран», «Узурпатор», «Естественное право» и др.
Это совершенно в духе идеологов абсолютизма – заботу о порядке в обществе возлагать на аппарат, гражданские законы, на всю реальную физическую мощь государства, а заботу о благополучии народа отдавать на откуп «доброй воле» правителей. В качестве теоретика политического абсолютизма, ратовавшего за неограниченную власть государства как такового, Т. Гоббс не уделял большого внимания проблеме государственных форм. По его мнению, «власть, если только она достаточно совершенна, чтобы быть в состоянии оказывать защиту подданным, одинакова во всех формах». Согласно Т. Гоббсу, может быть лишь три формы государства: монархия, демократия (народоправство) и аристократия. Отличаются они друг от друга не природой и содержанием воплощенной в них верховной власти, а различиями в пригодности к осуществлению той цели, для которой они были установлены. И все же глубинные симпатии Т. Гоббса на стороне монархии. Он убежден, что она лучше других форм выражает и реализует абсолютный характер власти государства; в ней общие интересы очень тесно совпадают с частными (т.е. с собственными, особыми) интересами суверена.
Государство и есть лицо , использующее силу и средство для людей , как оно считает необходимым для их мира и общей зашиты. Гоббс выступал защитником монархической власти. Он утверждал , что заключив общественный договор и перейдя в гражданское состояние , индивиды утрачивают возможность изменить форму правления , освободится из - под действия верховной власти. По его мнению , могут существовать три формы государства : монархия , демократия и аристократия , которые различаются не природой и содержанием воплощённой в них власти , а пригодностью к осуществлению той цели , для которой они были установлены. Права государственной власти, по теории Т.Гоббса , были вполне совместимы с интересами классов, осуществляющих английскую революцию. Совершенно очевидно , что по современным меркам Гоббс больше консерватор , чем либерал , т.к. даже либеральную идею об общественном договоре он интерпретировал так , что выводы оказались консервативными : свобода возможна лишь в том случае , если люди передают право распоряжаться ею монарху.
Божественне, природне право і позитивне законодавство не протистоять, а, ґрунтуючись на критерії справедливості, доповнюють одне одного. Вітчизна і закони — понад усе. Державу й громадян пов'язують договірні стосунки. Політична свобода — це панування справедливих законів. Найголовніші ідеї Платона сформульовані в його працях «Держава», «Крітій», «Політик», «Закони» та ін. Він заклав основу політичної філософії, розробив концепції ідеальної справедливої держави, політичної солідарності, колективізму і рівності, аристократії, тімократії, олігархії, тиранії, монархії, демократії та «істинного правління». Дав філософське обґрунтування понять політики, політичних знань, політичного мистецтва, політичної ідеології, державного устрою, форми державного управління, політичної свободи, справедливого закону тощо. Він передбачав розмежування влад, обґрунтування освіченого абсолютизму, геополітичного чинника, можливості рівності (егалітаризму, зрівняльного комунізму), розподілу праці, усуспільнення майна, скасування приватної власності, а також практичні пропозиції щодо системи державних органів, ієрархії державних службовців з визначенням компетенції кожного органу і посадових осіб, подальше осмислення природно-правової доктрини та причин появи держави, сутності людини, принципів консолідації суспільства, політико-етичних явищ тощо. Ідеальна держава, за Платоном, є посередником між космосом і людською душею і виконує три функції (радницьку, захисну і ділову), які покладаються на три відповідні стани (правителів, воїнів і виробників).
Помимо различных учебных пособий и обобщающих научно-популярных работ, переводились произведения древних классиков, гуманистов эпохи Возрождения, английских философов-материалистов и, наконец, современных французских просветителей. Сочинения французских просветителей ходили по рукам среди студентов Петербурга и Москвы, ими увлекалась столичная дворянская молодежь. Переведенные на русский язык еще в 60-х годах, они издавались для широкого читателя. Своим содержанием эти сочинения расшатывали устои феодального мировоззрения. «Религия, понимание природы, общество, государственный строй — все было подвергнуто самой беспощадной критике; все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него». Состав переводимых в России книг свидетельствует об интересе русских читателей к социально-политическим и философским идеям французских энциклопедистов. Прежде всего русские переводчики обратились к знаменитой «Энциклопедии», объединившей на своих страницах почти всех французских просветителей. С 1767 по 1777 г. было переведено и издано отдельными сборниками более 400 статей, среди них — наиболее важные философские и политические сочинения, определившие собой идейное направление «Энциклопедии»: «Политика» «Политическая экономия», «Правление», «Деспотическое правление», «Ограниченная монархия», «Демократия», «Самодержцы», «Тиран», «Узурпатор», «Естественное право» и др.
Свобода - право делать все то, что не запрещено гражданским законом. Единственное мерило добра и зла - гражданский закон, единственный судья - законодатель. Долг суверена - хорошо управлять народом, ибо государство установлено не ради самого себя, а ради граждан. Существует 3 форму государства: монархия, демократия (народоправство) и аристократия. Отличаются они друг от друга не природой и содержанием воплощенной в них верховной власти, а различиями в пригодности к осуществлению той цели, для которой они были установлены. Народ имеет право на восстание тогда, когда суверен обязывает индивида убивать или калечить самого себя или запрещает защищаться от нападения врага. Защита своей собственной жизни опирается на высший закон всей природы - закон самосохранения. Этот закон не вправе преступать и суверен. Иначе он рискует потерять власть. Локк о государстве и праве Джон Локк (1632-1704) - идеолог социального компромисса, учение которого изложено в “Два трактата о государственном правлении”(1690). Разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законности восстания против тирана.
Таким образом, сам ход истории сделал неизбежным появление в начале XX века оппозиции абсолютизму. При этом если правое ее крыло (кадеты) было ориентировано конституционную монархию, либеральные ценности и капиталистическое развитие с использованием опыта индустриальных государств Европы, то левое (большевики, меньшевики, эсэры) призывали к революции, отрицая рыночное развитие и самоценность свободы. Казалось, что умеренная оппозиция берет верх: в 1905 году Николай II издал т.н. Октябрьский манифест, декларирующий весьма широкий круг конституционных свобод, а попытка революционного захвата власти потерпела провал. В 1905 году планировался созыв 1-й Государственной Думы призванной заложить основы парламентаризма, однако из-за революционных событий Дума приступила к работе только в 1907 году. Безословно, избирательный закон того времени являл собой типичный пример элитарной демократии, но ни одно государство еще не переходило от феодализма сразу к обществу всеобщего благосостояния. Царь постоянно вмешивался в работу Думы, без его одобрения не вступал в силу ни один закон, но уже сам разгон 1-й и 2-й Дум говорил об их относительной независимости.
Чуть ли не половина его не имеет средств к существованию, когда как, наоборот, некоторая небольшая часть населения, нажившись на войне и военных поставках, приобретает огромные богатства. Дальнейшей концентрации богатств в реках промышленников и торговцев соответствует концепция земли в сравнительно немногочисленных крупных имениях и обезземеливание основной массы крестьян. Ухудшение экономического положения Афин сократило возможность денежных раздач, что не могла не углублять недовольства широких масс свободного населения, лишенного средств существования, на по-прежнему презиравшего физический труд. «Не демократия, - замечает по этому поводу Энгельс, - привела Афины к гибели, как это утверждают европейские школьные педанты, виляющие хвостом перед монархами, а рабство, которое сделало труд свободного гражданина презренным»1. Глубокий экономический и политический кризис коснулся не только Афин, он был характерен и для многих других государств Греции. Одним из его проявлений были многочисленные междуусобные войны, носившие грабительский и несправедливый характер.
Антидемократический режим может устанавливаться как при монархической , так и при республиканской форме правления ,однако , будучи отрицанием принципов парламентаризма , он не согласуется с парламентарной монархией и республикой . Приводя к сильной централизации государственной власти , авторитарный режим не соглашается с буржуазным федерализмом. 4.2.Демократический режим Демократический режим складывается в правовых государствах. Они характеризуются методами существования власти , которые реально обеспечивают свободное развитие личности , фактическую защищенность ее прав , интересов . Конкретно режим демократической власти выражается в следующем : государственный режим базируется на законах , которые отражают объективные потребности развития личности и общества . История знает различные формы демократических режимов. Наибольшее распространение в настоящее время получил режим парламентской демократии , основанный на передаче власти парламенту . Так же существует либерально-демократический режим. V.Причины и особенности изменения форм государственного и политического режима Политические формы современных государств складывались в течении нескольких столетий .
По предложению депутата Сейма историка Лелевеля тогда впервые были определены польские государственные цвета – сочетание белого и красного. Демонстративно было решено расширить состав Сейма для делегатов дворянства Литвы и Украины, проводя идею конфедерации 1812 года, организованной в начале марша Наполеона на Москву. Сейм обсудил вопросы государственного устройства. Споры между консерваторами, либеральными «калишанами» и демократами касались, главным образом, того, на кого ориентироваться – на Россию, если бы царь согласился на компромисс, или на Англию и Францию. Государство в дальнейшем было принято считать конституционной монархией. Проходили бесплодные дискуссии по крестьянскому вопросу. С проектом конкретной реформы выступил только депутат Ян Шанецкий, нобилитированный мещанский адвокат. Он говорил: «Перестанем быть братьями дворянами, а будем братьями поляками. Дав землю крестьянам, миллион рук поднимем на защиту этой страны, на которой миллион свободных сделаем ее хозяевами, миллионом независимых укрепим национальное представительство, поскольку миллиону независимых граждан дадим политические права.
![]() | 978 63 62 |