![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История | подраздел: | История |
Развитие исторической науки в России | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Повести и романы Полевого также нередко были посвящены историческим темам. Стоял на твердых православно-монархических позициях. Полевой занял критическую позицию в отношении Н.М. Карамзина. "История русского народа" Полевого (т. 1-6, СПб, 1829-33), написанная в противовес "Истории государства Российского" Карамзина, - крупное явление в развитии исторической науки в России. Полевой старался обнаружить и показать органическое развитие народного начала в исторической жизни, обратился к истории народного быта, к фольклору. Первые тома "Истории" Полевого содержали новое для своего времени изображение общественного строя Киевской Руси. Отрицая, в отличие от Карамзина, существование единого государства на Руси до к. XV в., Полевой поставил задачу исторического изучения развития единовластия. Вместо главного внимания к придворной, военной, дипломатической истории, вместо морализующих рассуждений о достоинствах и недостатках князей и царей Полевой предложил историкам обратиться к раскрытию внутренних закономерностей русского исторического процесса
Условия жизни в колониях, несмотря на различия между Севером и Югом и на классовые противоречия, порождали у населения известные общие черты психического склада. 1. Шелгунов Н.В. Соч. Т. 1. СПб., 1895. с. 558. 2. Новая история. Ч.1. М., 1972. с. 65. СОДЕРЖАНИЕВведение I Жизнь и деятельность Н.В.Шелгунова. Формирование исторических взглядов.II История России в творчестве Н.В.Шелгунова 1. Оценка исторического развития допетровской Руси 2.2 История послепетровского (нового) времени в освещении Н.В.ШелгуноваIII Проблемы Всеобщей истории в творчестве Н.В.Шелгунова 1. Китай в творчестве Н.В.Шелгунова 2. История Североамериканского союза в освещении Н.В.Шелгунова Заключение Приложение Источники и литература ПРИЛОЖЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ На современном этапе развития страны, когда происходит радикальная и достаточно болезненная ломка всех сфер жизни российского общества (в том числе и духовной), когда идет коренная переоценка важнейших исторических событий, явлений, периодов и имен, как никогда ранее, возрастает роль и значение историографии, как науки, которая призвана осмыслить все то, что было сделано учеными по отечественной истории на сегодня, чтобы определить дальнейшие задачи и пути развития исторической науки.
Энгельс, которые в своих трудах не раз обращались к истории У., в частности к вопросам феодально-крепостнических отношений, Запорожской Сечи, крестьянских движений и т.п. Выход в свет в 90-х гг. 19 в. первых трудов В. И. Ленина знаменовал начало нового, ленинского этапа в развитии исторической науки как в России, так и на У. Ленин во многих работах рассматривал вопросы общности социально-экономических процессов в России и на У., совместной классовой борьбы украинских и русских трудящихся и национально-освободительного движения на У. Победа Советской власти на У. создала условия для широкого развития марксистской историографии. Историческая наука в УССР является неотъемлемой частью всей советской исторической науки. В 20-х гг. был основан Всеукраинский Истпарт (в 1929—39 институт истории партии и Октябрьской революции) и ряд местных его отделов для изучения Октябрьской революции и истории КП (б) У. Печатный орган Истпарта — журнал «Лiтопис революцiï» (1922—33) сыграл большую роль в накоплении документальных и мемуарных материалов
Кажется странным и безнравственным, что художник, видя страдания людей, не столько сострадает, сколько наблюдает, чтобы воспроизвести эти страдания. А это не безнравственно. Страдания одного лица есть ничтожное в сравнении с тем духовным – если оно благо – воздействием которое произведет художественное произведение. Л.Н. Толстой Актуальность темы данного исследования определяется необходимостью более детального изучения истории передвижничества, как совершенно нового художественного явления II половины XIX века. На современном этапе развития исторической науки, данная область исследования, хотя и имеет достаточную источниковую базу и массу научных изысканий, все-таки изучена не до конца и требует дополнительного рассмотрения. В настоящее время, когда уровень современной культуры оставляет желать лучшего, когда люди слишком быстро меняют свои идеалы, принципы и вкусы, классика "золотого века русской реалистической живописи" являет собой то, что неподвластно времени и мимолетным веяниям моды. Ведь существует " единственный бесспорный признак шедевра: неизменяемость и вечность"1. Историография. При исследовании интересующей проблемы автор опирался на работы отечественной историографии, посвященные событиям II половины XIX века в культурной жизни России.
Поэтому, отмечал Ленин, интернационализм со стороны такой нации должен состоять не только в обеспечении равенства. Нужно еще и неравенство, которое «возмещало бы со стороны нации угнетающей, нации большой, то неравенство, которое складывается в жизни фактической». В 19251929 годах тема национальных уклонов в партии почти не поднималась. Все силы были отданы внутрипартийной борьбе. Лишь в 1930 году, на XVI съезде было дано определение обоих уклонов как «вялых» и «ползучих». Единственно опасным уклоном признавали лишь внутрипартийный, который мог быть либо «правым», либо «левым». А уже на XVII съезде Сталин вообще не коснулся темы «русского уклона». Зато он говорил об уклоне местном. Тогда уже велась борьба с национальным нигилизмом в культуре и общественных науках. Готовился разгром школы М.PН.PПокровского, который сводил всю русскую историю к деспотизму. Реабилитировались выдающиеся государственные деятели России, в том числе и цари. К развитию исторической науки привлекались учёные-патриоты, представители старой школы, такие, как С.PО.PПлатонов
Все исследование является самостоятельной единоличной работой диссертанта. Апробация результатов диссертации. Содержание и результаты исследования докладывались на следующих научных конференциях: республиканской научно-практической конференции «Подготовка педагогических и научных кадров историков и развитие исторической науки в Беларуси» (Гродно, 2004), республиканской научно-практической конференции «Заходні рэгіён Беларусі вачыма гісторыкаў і краязнаўцаў» (Гродно, 2005), международной научной конференции «Проблемы цивилизационного развития Беларуси, России, Польши и Украины в конце XVIII – начале XXI вв.» (Гродно, 2005), международной научной конференции «ЕС и восточнославянский мир (конец ХХ – начало ХХI века)» (Гродно, 2006), республиканской научной конференции «Гарады Беларусі ў кантэксце палітыкі, эканомікі, культуры» (Гродно, 2006), III-й международной научной конференции «Культура, наука, образование в современном мире» (Гродно, 2007), республиканской научно-теоретической конференции «Гістарыяграфія гісторыі Беларусі, новай і навейшай гісторыі краін Еўропы і ЗША» (Минск, 2008), международной научно-практической конференции «Белорусская политология: многообразие в единстве – III» (Гродно, 2008).
Это связано с тем, что Китай ныне выходит в разряд передовых промышленных лидеров и сохраняет высокие темпы роста промышленности. Начавшийся с 1990-х годов в Китайской Народной Республике и Российской Федерации бум в области публикации источников, прямо затрагивающих историю Китая, вкупе с развитием в исторической науке России новых подходов и методов исторического исследования облегчают эту задачу. На повестку дня российской исторической науки по Китаю выдвинулась задача создания полотна истории Китая с древнейших времен до наших дней. В этой связи усиливается интерес отечественной науки к историографии Китайской Народной Республики, умножающей свои достижения в изучении истории Китая в течение последних 30-ти с лишним лет. Современная историография Китайской Республики, демонстрирующая в годы реформ и открытости (конец 1970-х годов - по настоящее время) явный подъем, вызывает особый интерес1. Эти многозначные и открытые перед нынешнем миром проблемы стали предметом жарких обсуждений на конференции «Китайская цивилизация в глобализирующемся мире», которая проходила в рамках научного проекта ИМЭМО РАН «Мировые цивилизации в глобализирующемся мире» при поддержке Института востоковедения и Института Дальнего Востока РАН в декабре 2002 г2. В выступлениях В.Г.Гельбраса, В.А.Мельянцева, О.Е.Непомнина, Н.Г.Рогожиной3 приведены экономические аргументы о нынешнем китайском развитии.
Замысел Бердяева, очевидно, состоял в том, чтобы снять крайности западничества и славянофильства в новом теоретическом синтезе. В «Итогах.» прослеживается некоторая «ориентализация» в оценке русской народной жизни. В частности, «русский коммунизм» рассматривается как коммунизм восточный. В то же время, русская история рассматривается в контексте европейской истории, развернутой во времени целостности, формируемой совместным участием в ней всех населяющих континент народов. Однако России принадлежит особая роль в общеевропейском историческом процессе. Следуя В.Соловьеву, Бердяев пропагандирует мессианский смысл русской истории и божественное предназначение русского народа. Современными учеными неоднократно обсуждалась возможность использования при разработке новой методологии гуманитарных наук опыта российской общественной мысли конца XIX - начала XX вв. Поэтому приоритетным направлением развития исторической науки стало изучение интеллектуальной истории и духовной культуры дореволюционной России, и, в частности, наследия одного из ведущих отечественных религиозных мыслителей НА Бердяева.
Внутреннюю градацию как эмигрантской, так и советской историографии Г.Вернадский дает по школам В.О.Ключевского (московской) и С.Ф.Платонова (петербургской). Соответственно выделены главы "Ученики Ключевского" и "Ученики Платонова". Особую роль он отводит А.С.Лаппо-Данилевскому, хотя замечает, что он не создал собственной школы, но оказал огромное воздействие на интеллектуальную атмосферу русской исторической науки. Начало ХХ в. оценивается Г.Вернадским как "период творческого брожения" и пересмотра основ исторического миросозерцания . Он отмечает "тяготение к исследованию вопросов интеллектуального развития человечества" и углубление методов разработки истории хозяйства и материальной культуры. На сцену выступает новый историко-философский фактор - марксизм . Отдельную главу Г.Вернадский посвящает исто рикам - марксистам - Г.В.Плеханову, М.Н.Покровскому, Н.А.Рожкову. В духе прочно сложившегося стереотипа в эмигрантской традиции самую нелицеприятную оценку дает М.Н.Покровскому. Верхнюю хронологическую грань своего исследования Вернадский ограничивает 1920-ми годами, хотя постоянно выходит за ее пределы и тем самым так или иначе дает представление об условиях развития исторической науки в Советской России.
Еще одним шагом, ужесточившим условия существования отечественной печати, стало расширение в 1888 г. круга изданий, подпадавших под предварительную цензуру. В целом цензурная практика второй половины XIX в. вобрала в себя и старые запретительные нормы, и новые, отвечавшие обстоятельствам и веяниям времени разрешения и запреты. В отношении исторической литературы это проявилось в строго дифференцированном (в зависимости от социального, возрастного и образовательного уровня предполагаемого читателя) подходе к цензурованию. Не пропуская в свет ничего явно "предосудительного", цензура все же предоставляла возможности для развития исторической науки. В контексте русской культуры XIX в. цензуру следует рассматривать не только как регламентирующую, контролирующую и охранительную, но и как некую стимулирующую силу. Она заставляла оттачивать печатное слово, которое приобретало особую емкость, глубину подтекста. Научная мысль сумела успешно обходить препоны и рогатки цензуры, сохранив и даже приумножив глубину и оригинальность. 3. Основные критерии действовавшей в России цензуры в исследуемый период Главным критерием при определении рамок допустимой "гласности" было почтительное отношение к власти, прежде всего верховной, в лице императорской фамилии.
Историко-экономическую школу представлял В.О. Ключевский (1841-1911 гг.). Развитие общества рассматривалось им как результат влияния социально-экономических условий, то есть не по воле царей или других лиц, а под влиянием объективных условий, прежде всего. Все названные русские историки придерживались по сути позиции, близкой цивилизационному подходу, то есть рассматривали общество как крупную культурную и социальную систему, как социальный организм, развивающийся по объективным законам. Только одни историки акцент делали на решающем влиянии в обществе развития государственных форм жизни, другие - социально-экономических условий. В XX в. сложилась в России школа советских историков. Они описывали историю с позиции идеологии марксизма-ленинизма и узкоклассового формационного подхода. В последние годы заметно стремление наших историков освещать прошлое с позиции цивилизационного подхода. Выделяются: культурно-историческая школа и комплексная, многофакторная школа. 3.Концепции развития исторической науки. Знание особенностей каждой школы позволяет при чтении трудов заметить позиции их авторов.
Это движение объединило и историков, и литераторов, и государственных служащих, и частных лиц. Во второй половине XVIII-начале XIX в. были сделаны значительные шаги в создании источниковой базы для развития исторической науки. Известным просветителем XVIII в., писателем и издателем Н. И. Новиковым предпринята попытка свести воедино собранные летописи, государственные акты, старинные литературные произведения в единый сборник. Им стала 20-томная Древняя Российская Вивлиофика. Благодаря подвижническим усилиям собирателей и созданию источниковой базы смог появиться знаменитый. труд Н. М. Карамзина "История государства Российского". (Он выходил в свет отдельными томами с 1816 по 1829 г.). Это был первый цельный взгляд на русскую историю, изложенную с определенных мировоззренческих позиций. Карамзин отошел от простого летописного перечисления исторических фактов и, опираясь на источники, рассказал, описал историю. Поскольку он был не только историком, но и известным писателем, созданная им история была написана литературным языком.
С середины 1840-х годов и до конца своей жизни Погодин активно занимался сбором различных исторических источников, от древних книг и манускриптов, до монет и оружия. Собранное им огромное "Древлехранилище" потрясало объемом представленных в нем коллекций предметов древности. Труды Погодина по истории Древней Руси оказали заметное влияние на развитие исторической науки в нашей стране - к числу наиболее известных его работ принадлежат: установление источников Начальной летописи, изучение политических предпосылок возвышения Москвы, выяснение постепенного характера закрепощения крестьян и другие.
Шеуджен Э.А., Адыгейский государственный университет. Данная лекция носит характер вводной и посвящена общим вопросам историографии. Историография как самостоятельная отрасль исторической науки занимает все более значимое место в системе исторического знания. Возрастание внимания к историографии объясняется общим «ускорением» развития исторической науки, интересом историков к теоретико-методологическим проблемам, объемом и разнообразием накопленных историографических источников. В последние годы научная деятельность историков оказалась в эпицентре общественной жизни. О проблемах истории спорят профессиональные историки, писатели, публицисты, журналисты, представители самых различных профессий. Общественный интерес к истории сопровождается не только критикой историков, но и самой исторической науки (конкретных исторических трудов, учебников, сложившейся системы исторического образования). Традиция чтения в университетах лекционных курсов по историографии уходит корнями в XIX в. В наши дни без этой дисциплины немыслимо специальное историческое образование.
Поэтому одним из важнейших показателей уровня развития исторической науки выступают методы исследования, их разнообразие и познавательная эффективность. Методы исследования являются наиболее динамичным компонентом исторической науки, который движет ее вперед. Появление новых методов часто приводит к изменению соотношения и роли старых и новых методов, а не к утрате первыми всякого значения. В отличие от конкретно-исторических фактов и концепции, подверженных быстрому обновлению, методы исследования отличаются наибольшей "живучестью" (См.: Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987). Что же такое научный метод? Метод - (греч.- буквально "путь к чему-либо") - в самом общем значении способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод в специально-философском значении, как средство познания, есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета. О характеристике научного метода идут дискуссии. Но очевидно, что главные черты научного метода включают: наблюдение и восприятие у проблемы, творческое прозрение и отстранение от привходящих факторов, выдвижения новой гипотезы, экспериментальная или документальная проверка на совместимость с другими известными фактами, моделирование и упорядочивания исследования (если это возможно) и стремление к точности путем использования математических моделей.
Особое место занимают наблюдения А.Е. Преснякова. Свердлов пишет, что в конце 20 – начале 30 годов тенденции генетического метода не развиваются и подавляются из-за натиска марксистских и сталинских теорий. Мы можем сделать вывод, что на современном уровне развития исторической науки анализ общественного строя средневековой Руси как генетическое продолжение социальных структур индоевропейского общества не стал темой специального изучения. Далее автор описывает развитие индоевропейской общности, «прародину» индоевропейцев, комплексный характер их экономики, занятие населения, социальную структуру, рассказывает о поселениях индоевропейцев, говорит о понятиях «рабство», «свобода», «предводитель», о функциях предводителя. Таким образом, Свердлов делает вывод о том, что индоевропейцы в общеиндоевропейский период представляли собой общество с комплексной экономикой, развитой родоплеменной структурой, в этом обществе социальное равенство могло быть совмещено с имущественным неравенством (то есть, когда отдельные соплеменники подчинялись более обеспеченным и социально благополучным членам племени).
Как бы не был найден клад, любому нашедшему его следует помнить: Клад является серьезным и достоверным историческим источником, отражающим материальную и духовную жизнь прошлых поколений, свидетельствующим о вкладе народов нашей республики в мировую цивилизацию. Клады служат целям развития исторической науки, народного образования и культуры Кыргызстана. Клад является национальным достоянием Республики Кыргызстан и принадлежит только государству. Его нельзя присвоить. Гражданский долг нашедшего клад или узнавшего о находке — собрать его полностью и передать компетентным органам по акту. Нельзя оставить для себя единой вещички из состава клада, даже в качестве сувенира—комплекс предметов сразу нарушится. С научной точки зрения клад — это своеобразная и хорошо написанная книга по истории республики, причем «изданная» в одном (и неповторимом!) экземпляре. Нужно помнить, что клады — это материальная Память народная, и охранять их от посягательства корыстолюбцев необходимо уже потому, что народ, лишившийся вещественных и подлинных атрибутов своей истории, вправе чувствовать себя ограбленным.
Началось ужесточение политики правительства по отношению к буржуазным историкам. Своего апофеоза оно достигло в ходе «дела историков», были арестованы многие ученые-историки, в том числе и академик Е.В. Тарле (сослан в ссылку). Правительство проводило политику по ликвидации буржуазного направления в исторической науке России. Фактически было ликвидировано университетское историческое образование, и вместо исторических факультетов в университетах были созданы факультеты общественных наук. Тематика исследований должна была соответствовать требованиям новой идеологии. Покровский свел содержание школьного и вузовского курсов истории к преподаванию обществоведения, акцентируя внимание на изучении классовой борьбы, Покровский выхолащивал из истории вопросы культуры, вклад крупных политических деятелей, полководцев, дипломатов. В 1923 г. выходит сборник статей М.Н. Покровского «Дипломатия и войны царской России в XIX столетии», включивший ряд дореволюционных работ историка без каких-либо коррективов и дополнений. Россию, и только ее, Покровский пытался представить в качестве агрессора, утверждая, что в декабре 1810 г., в то время как Наполеон, вовремя предупрежденный об этих планах, «получил полтора года на подготовку своего «нашествия», - по существу явившегося актом необходимой самообороны».
![]() | 978 63 62 |