![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы | подраздел: | Бухгалтерский учет |
Международный финансовый лизинг и таможенные платежи | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Такое определение дает Гражданский кодекс РФ. Основным международным актом, регулирующим данный вопрос, является Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, подписанная в Оттаве 28 мая 1988 г. Она состоит из трех глав: сфера применения и общие положения; права и обязанности сторон; заключительные положения. Данная Конвенция применяется в тех случаях, когда предприятия лизингодателя и лизингополучателя находятся в разных странах при соблюдении условий: эти государства, а также государство, в котором поставщик имеет свое коммерческое предприятие, являются Договаривающимися Государствами; как договор поставки, так и договор лизинга регулируются правом одного из Договаривающихся Государств. Сделка финансового лизинга включает в себя следующие характеристики: – арендатор определяет оборудование и выбирает поставщика, не полагаясь в первую очередь на опыт и суждение арендодателя; – оборудование приобретается арендодателем в связи с договором лизинга, который (и поставщик осведомлен об этом) заключен или должен быть заключен между арендодателем и арендатором; – периодические платежи, подлежащие выплате по договору лизинга, рассчитываются, в частности, с учетом амортизации всей или существенной части стоимости оборудования
В заключение следует отметить, что макроэкономическая ситуация в России требует более эффективного применения такой формы привлечения иностранных инвестиций, как лизинг. Кроме того, успешному развитию лизинга в России сегодня препятствуют: 1. Нехватка стартового капитала для организации лизинговых компаний. 2. Двойное обложение НДС (НДС взимается не только за ввоз лизингового имущества на таможенную территорию России, но и начисляется на лизинговые платежи). 3. Отсутствие инфраструктуры рынка 4. Недостаток высококвалифицированных кадров. Однако, несмотря на существующие проблемы, лизинг уже доказал свою эффективность в качестве инструмента привлечения инвестиций даже в период экономического кризиса. Его дальнейшее развитие будет способствовать ускоренному подъему отечественного производства, а в конечном счете – выходу страны из кризисной ситуации. . Утратил силу в соответствии с Указом Президента РФ от 22.04.99г. №524 Утратило силу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.07.99г. №794. Далее по тексту - НК РФ. Закон РФ от 08.02.98г №16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге». Кулагин М.И. Избранные труды . М., 1997. С.259. (Классика российской цивилистики).
К международным относятся также арендные операции заграничных дочерних компаний транснациональных корпораций и транснациональных банков, совершающих сделки на территории страны пребывания вместе с местными фирмами. 28Pмая 1988Pг. вPОттаве (Канада) была принята Конвенция о международном финансовом лизинге, которая позволила установить единообразные нормы, регулирующие правовые отношения всех участников международной лизинговой сделки и устранить имеющие место юридические препятствия для ее реализации. В Конвенции закреплена неразрывная связь двух договоров: купли-продажи и лизинга. По российскому законодательству правовое оформление лизинговой сделки полностью совпадает с требованиями Конвенции о международном финансовом лизинге. В практике оформления международных лизинговых сделок популярны сублизинговые сделки, использующие комбинацию налоговых выгод в двух и более странах. Например, в 1980-х г г. по такому лизинговому договору были приобретены самолеты для США через Великобританию. Эффективность данной сделки обусловлена тем, что выгоды от налоговых льгот в Великобритании больше, если лизингодатель имеет право собственности, а в США если лизингодатель имеет право владения
Минэкономики РФ от 29.12.95). 13. Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей (утв. Минэкономики РФ 16.04.96). 14. Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (заключена в Оттаве 28.05.88г.).----------------------- Вместе с тем в соответствии с законодательством Российской Федерации предприятия имеют ряд льгот по налогу на прибыль. Так, при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы направленные на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, и процентов по этим кредитам. Однако, данная налоговая льгота не должна уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50 процентов. В данном расчете эта льгота не учитывается. Для простоты расчетов величина таможенных сборов за таможенное оформление будет исчислена в долларах. В данном примере таможенные сборы за хранение товаров на таможенных складах и складах временного хранения, а также за таможенное сопровождение товаров не рассчитываются.
Россия является участником Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге, заключенной в Оттаве 28 мая 1988 г. Россия присоединилась к ней в соответствии с Федеральным законом от 08.02.1998 г. № 16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге». Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные российским законодательством, то на основании п. 4 ст. 15 Конституции России применяются правила международного договора. Поэтому Конвенция имеет приоритет перед Гражданским кодексом и Законом о лизинге. 5.4. Предмет лизинга Предмет лизинга и продавца выбирает лизингополучатель, если соглашением сторон не предусмотрено иное (ст. 665 ГК РФ). По взаимному согласию сторон это право может быть предоставлено лизингодателю. Риски, связанные с выбором продавца и предмета лизинга, несет сторона, которая их выбирает. Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности (ст. 666 ГК РФ)
При этом оговорено, что его действие не распространяется на договоры международного лизинга, заключенные до вступления данного Указа в силу. Соответственно, рассматриваемый срок временного ввоза применим только в отношении товаров, являющихся предметами договора международного финансового лизинга, заключенного в период действия Указа № 465. Руководствуясь ст. 403 и 636 ГК, договор лизинга считается заключенным с момента его подписания сторонами. Установлены ли законодательством «целевые» ограничения в части пользования и (или) распоряжения товарами, в отношении которых применен срок временного ввоза, предусмотренный Указом № 465? Для всех временно ввезенных товаров, помимо предусмотренных таможенным законодательством, в том числе Указом № 465, какие-либо дополнительные «целевые» ограничения в части пользования и (или) распоряжения товарами, в отношении которых применен срок временного ввоза, предусмотренный Указом № 465, не установлены. Какие действия необходимо предпринять декларанту до истечения срока временного ввоза в случае выплаты за 34 месяца в виде 3 %-ных платежей полной суммы ввозных таможенных пошлин, налогов? Согласно ст. 195 ТК 34-месячный срок временного ввоза товаров позволяет выплатить 3 %-ные платежи в размере 100 % от суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы в день помещения под таможенный режим временного ввоза товары были бы помещены под таможенный режим свободного обращения.
При» этом для выкупа передаваемого в лизинг имущества по остаточной стоимости таможне необходимо разрешение ЦБ РФ. Развитию международного финансового лизинга также способствуют следующие законодательные документы: • письмо Государственного таможенного комитета Российской Федерации «О порядке уплаты таможенных платежей при • частичном освобождении от ушаты таможенных пошлин, налогов, временно ввозимых (вывозимых) товаров» от 28 июля 1995 г. № 01-20/11927; • инструкция «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары» от 26 июля 1995 г. (введена в действие на основании письма ЦБ РФ от 15 ноября 1995 г. № 208 и приказа Государственного таможенного комитета РФ от 15 ноября 1995 г. № 604); • письмо ЦБ РФ «О введении в действие порядка осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары» от
Было указано, что лизинговые платежи включаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в себестоимость продукции (работ, услуг), произведенной лизингополучателем. Государственный таможенный комитет Российской Федерации в письме от 20 июля 1995 года № 01-13/10268 “О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений” указал на то, что товары, являющиеся объектом международного финансового лизинга, временно ввозимые на территорию Российской Федерации, подлежат частичному освобождению от уплаты таможенных пошлин и налогов. В связи с этим таможенное оформление данных товаров необходимо производить в соответствии с указанием Государственного таможенного комитета
Все остальные случаи, не подпадающие под эти условия, регламентируются нормами «общего права». В странах третьей группы применительно к лизинговым сделкам широкое использование находят также общие положения гражданского и торгового права. Долгое время Российская Федерация относилась к числу стран, не имеющих специального законодательства по урегулированию лизинговых отношений. И лишь в 1994 году была предпринята первая попытка урегулировать отношения лизинга на законодательном уровне. 17 сентября 1994 года был принят Указ Президента РФ №1929 “О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности”. 1 В этом указе впервые дано законодательное определение лизинга и признана его роль, как инструмента, открывающего доступ к инвестициям, в различные сферы экономики. Помимо формирования основных понятий лизинговой деятельности указ обязал правительство: - подготовить рекомендации по вопросу о присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о Международном Финансовом Лизинге, Оттава, 1988 год; - использовать мировой опыт при разработке лизингового законодательства в России; - установить таможенные льготы для оборудования, ввозимого по лизинговому договору; - разработать постановление правительства по вопросам финансового лизинга.
Отчасти облегчить данную процедуру стороны по сделке могли бы путем включения в договор оговорки о рассмотрении своих споров третейским судом. Однако на стадии исполнения решения данного суда лизингодателю едва ли приходится рассчитывать на быстрый и эффективный возврат имущества, так как исполнение решений третейских судов осуществляется в общем порядке, установленном исполнительным законодательством. Право выкупа Согласно Гражданскому кодексу и Конвенции о международном финансовом лизинге выкуп арендованного имущества не является обязательным признаком лизинга. По общему правилу ГК, регулирующему арендные отношения, законом или договором аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей выкупной цены (пункт 1 статьи 624 ГК). Отсылка ГК к закону здесь чрезвычайно важна: именно благодаря ей должен был бы применяться порядок, установленный Законом. Закон устанавливает, что при условии выплаты лизинговых платежей (в том числе до истечения срока действия договора) имущество переходит в собственность к лизингополучателю, если иное не предусмотрено договором (пункт 3 статьи 7 и пункт 1 статьи 19 Закона).
Для стимулирования инвестиций в производственную сферу, для обновления промышленного потенциала, для повышения конкурентоспособности отечественных производителей, нужно создавать условия, при которых они стремились бы развивать лизинговые отношения. Для этого, в первую очередь, следует добиваться появления лизинговых сделок с достаточно длительными сроками действия (не менее трех лет), так как именно такие договоры будут нести реальные инвестиции в экономику. Необходимо если не освободить, то хотя бы снизить налог на прибыль, полученную лизингодателями от реализации договоров по лизингу со сроком действия три и более лет. Также следует стимулировать банки предоставлять кредиты лизинговым компаниям, которые заключают длительные договоры. Кроме этого, необходимо рассмотреть возможность снижения таможенных пошлин и налогов по товарам, ввозимым на территорию РФ и являющимися объектами международного финансового лизинга. Безусловно, вышеперечисленные меры должны способствовать развитию лизинговых компаний и операций, производимых ими. Можно с полной уверенностью сказать, что лизинг в нашей стране постепенно будет все больше наращивать свои обороты и играть все более весомую роль в экономике России. ЛИТЕРАТУРА 1. Алборов Р. А., Концевая С. М. Бухгалтерский учет. - М., 1997.; 2. Голощанов В. Н. Лизинг обречен на успех, но мешают налоги. Экономика и жизнь. - 1996, № 8.; 3. Проскуряков А. М. Бухгалтерский учет на малых предприятиях. -М., 1996.; 4. Смирнов А. П. Лизинговые операции. - М., 1995.; 5. Аспекты лизинга. Бухгалтерский, валютный и инвестиционный. -М., 1994.; 6. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»; 7.
Ответственность и права страховщика при страховании ответственности заемщиков за непогашение кредитов. 185. Ситуация, возникающая при отношениях по договору займу при удовлетворении требования займодержателя третьим лицом. 186. Состав лизинговых платежей. 187. Отзывной и безотзывной аккредитивы, их характеристика. 188. Состав текущих валютных операций. Зав. кафедрой Экзаменационный билет по предмету ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ Билет № 1413. Этапы предоставления банковских кредитов. 189. Права залогодержателя при неисполнении обязательств по договору об ипотеке, а также при отсутствии надлежащих результатов. 190. Условия договора международного финансового лизинга. 191. Лимит остатка наличных денежных средств в кассе предприятия, в состав которого входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счета в банке. 192. Валютные операции, осуществляемые резидентами. Зав. кафедрой Экзаменационный билет по предмету ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ Билет № 1514. Основные направления кредитной политики банков. 193. Права залогодержателя при залоге с оставлением у него имущества. 194. Права лизингополучателя по договору лизингу. 195. Содержание расчетных документов и требования, предъявляемые к ним. 196. Основные нормативные правовые акты, регулирующие валютные операции в РФ. Зав. кафедрой Экзаменационный билет по предмету ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ Билет № 1615.
Налогообложение по российскому законодательству Рассматривая законодательные акты Российской Федерации, принятые о лизинге в период с 1994 года, следует отметить, что в целом законодательная база сформировала не только организационно-правовые формы применения лизинговых отношений в экономике, но и имеет тенденцию к установлению ряда существенных налоговых, амортизационных и таможенных льгот, направленных на государственную поддержку лизинговых операций. До принятия закона «О лизинге» Правительством Российской Федерации принято Постановление от 29 июня 1995 года № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности», в котором намечены мероприятия по ускоренному развитию и государственной поддержке инвестиционной деятельности на основе осуществления финансового лизинга. Этим постановлением Министерству финансов РФ было поручено подготовить и внести предложения о внесении изменений в действующее законодательство, предусмотрев в нем освобождение лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную ими от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее 3 лет, освобождение банков и других кредитных учреждений от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов на срок 3 года и более для реализации операций финансового лизинга, освобождение лизингодателей от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) при выполнении лизинговых услуг, а для товаров, являющихся объектом международного финансового лизинга, предусмотреть частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов.
Зачет этой суммы в качестве .лизингового платежа от лизингополучателя может быть осуществлен самое раннее одновременно с последними двумя выплатами по лизинговому соглашению (при условии, что выплата предыдущих платежей была осуществлена надлежащим образом). Страхование лизинговых операций В течение многих лет в лизинге принимают участие страховые компании. Мировой опыт правовых взаимоотношений свидетельствует, что при заключении лизинговых соглашений лизингополучатель принимает на себя обязанность застраховать транспортировку получаемого в лизинг оборудования, его монтаж и пусконаладочные работы, имущественные риски. Необходимость страхования имущества, передаваемого в лизинг, отмечается и Оттавской конвенцией, регулирующей правовые взаимоотношения партнеров по международному финансовому лизингу. В соответствии с Гражданским кодексом (ст. 929) по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Без уплаты таможенной пошлины через таможню Украины пропускаются товары и прочие предметы, которые временно ввозятся на таможенную территорию Украины и предназначены для вывозы за ее границы в установленные сроки в неизмененном состоянии или отремонтированные, а также товары и прочие предметы, которые временно вывозятся с территории Украины и предназначенные для возвращения на территорию Украины в установленные сроки в неизменном состоянии. В бухгалтерском учете операции по начислению НДС при ввозе объекта лизинга на территорию Украины отображаются в зависимости от характера соглашения - оперативного или финансового лизинга (табл. 1.3). Таблица 1.3 Учет НДС при ввозе объектов лизинга по договорам международного лизинга № Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов Д-т К-т 1 Начислено НДС при ввозе объектов оперативного и финансового лизинга 644 641 2 Уплачены соответствующие суммы НДС 641 311 3а При международном финансовом лизинге: получено право на налоговый кредит 641 644 3б При международном оперативном лизинге (отображены суммы уплаченного НДС) в составе затрат отчетного периода 949 644 При оперативном лизинге как при таможенном режиме временного ввоза, так и при таможенном режиме выпуска для свободного оборота (импорта) сумма НДС, уплаченная лизингополучателем, в налоговый кредит не включается, тогда как по договору финансового лизинга сумма уплаченного НДС может включаться в налоговый кредит на основании того, что объект финансового лизинга включается в состав основных средств лизингополучателя и затраты на его приобретение подлежат амортизации.
За рубежом финансовый лизинг получил преимущественное развитие. В 1988 г. в Оттаве была принята конвенция ЮНИДРУА о международном финансовом лизинге. Примером применения финансового лизинга может быть следующий. Предметом лизинга были два пассажирских самолета производства США (Боинг-747), которые приобретались австралийской авиакомпанией. 9 японских лизинговых фирм приобрели корпуса самолетов и перепродали их для последующего лизинга специально созданной для этой операции английской лизинговой компании. Она закупила у другой английской компании двигатели для этих самолетов, получив при этом инвестиционную скидку. Собранные из закупленных частей самолеты были проданы объединению из нескольких австралийских банков, которые передали их в лизинг австралийской авиакомпании для эксплуатации. В соответствии с п.1 ст.1 Оттавской конвенции о международном финансовом лизинге, которая была подготовлена ЮНИДРУА, под международным финансовым лизингом понимается сделка, в соответствии с которой одна сторона (лизингодатель) в соответствии со спецификацией и условиями, одобренными другой стороной (лизингополучателем), заключает договор поставки с третьей стороной (поставщиком), в соответствии с которым лизингодатель приобретает промышленную установку, средства производства или иное оборудование и вступает в договор лизинга с лизингополучателем, предоставляя ему право использования оборудования в обмен на периодические платежи.
В случае отсутствия нотариально заверенных копий учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации лизинговой компании предъявляются их оригиналы. Вновь создаваемые лизинговые компании освобождаются от представления документов, указанных в подпунктах 6 и 7 настоящего пункта. В действующих нормативных актах и в Законе «О лизинге» не регламентируются действия лизингодателя в отношении лизингополучателя, когда он становится неплатежеспособным. На практике лизинговые компании используют различные гарантии, прежде всего банковскую и поручительство. Наиболее точно этот вопрос сформулирован в ст. 13 Оттавской конвенции по международному финансовому лизингу, где предусмотрена ответственность неплатежеспособного лизингополучателя. Известно, что обязанность лизингополучателя состоит в своевременной оплате периодических лизинговых платежей, использовании имущества в целях, предусмотренных договором лизинга, и поддержании его в работоспособном состоянии с учетом морального и физического износа. Оттавской конвенцией предусмотрены следующие гарантии: В случае нарушения договора пользователем лизингодатель вправе потребовать причитающиеся ему невыплаченные периодические платежи вместе с процентами и убытками.
Для стимулирования инвестиций в производственную сферу, для обновления промышленного потенциала, для повышения конкурентоспособности отечественных производителей, нужно создавать условия, при которых они стремились бы развивать лизинговые отношения. Для этого, в первую очередь, следует добиваться появления лизинговых сделок с достаточно длительными сроками действия (не менее трех лет), так как именно такие договоры будут нести реальные инвестиции в экономику. Необходимо если не освободить, то хотя бы снизить налог на прибыль, полученную лизингодателями от реализации договоров по лизингу со сроком действия три и более лет. Также следует стимулировать банки предоставлять кредиты лизинговым компаниям, которые заключают длительные договоры. Кроме этого, необходимо рассмотреть возможность снижения таможенных пошлин и налогов по товарам, ввозимым на территорию РФ и являющимися объектами международного финансового лизинга. Безусловно, вышеперечисленные меры должны способствовать развитию лизинговых компаний и операций, производимых ими. Можно с полной уверенностью сказать, что лизинг в нашей стране постепенно будет все больше наращивать свои обороты и играть все более весомую роль в экономике России. ЛИТЕРАТУРА1. Алборов Р. А., Концевая С. М. Бухгалтерский учет. - М., 1997.; 2. Голощанов В. Н. Лизинг обречен на успех, но мешают налоги. Экономика и жизнь. - 1996, № 8.; 3. Проскуряков А. М. Бухгалтерский учет на малых предприятиях. -М., 1996.; 4. Смирнов А. П. Лизинговые операции. - М., 1995.; 5. Аспекты лизинга. Бухгалтерский, валютный и инвестиционный. -М., 1994.; 6. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»; 7.
![]() | 978 63 62 |