![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История | подраздел: | История |
Реформаторские проекты Александра I и М.М.Сперанского | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Михаил Сперанский, привлеченный для их разработки, предложил два варианта: имитационный, при котором квазиконституционные законы и учреждения вписывались в самодержавную систему, и радикальный, при котором происходило реальное ограничение полномочий самодержца и переход к разделению властей95. Александр от имитации отказался и поручил проработать второй вариант. Однако из радикального реформаторского проекта Сперанского император решился воплотить в жизнь не то, что ограничивало самодержавие, а лишь то, что позволяло провести более четкие разграничительные линии между функциями различных структур власти, не затрагивая самодержавных полномочий императора. Законодательные функции были переданы специально учрежденному для их осуществления Государственному совету. Исполнительной властью стали уже созданные к тому времени Александром министерства, заменившие петровские коллегии и выстроенные, в отличие от них, на основе принципа единоначалия и жесткой должностной иерархии. Статус высшей судебной инстанции сохранялся за Сенатом, который лишался при этом прежних административных прерогатив, отошедших к министерствам
Тогда же он был назначен товарищем министра юстиции. 2. План преобразований М.М. Сперанского. «Введение к уложению государственных законов» Годы 1807-1812, составляющие второй период царствования императора Александра, характеризуются внутри государства влиянием Сперанского, а вне - союзом с Наполеоном. Внешнеполитическая обстановка вынудила императора отвлечься от преобразовательных работ разорительные войны 1805-1807 гг. подорвали престиж Александра 1, а унизительный и невыгодный для России Тильзитский мирный договор с Францией (1807) вызвал крайнее недовольство не только дворянские фронды, но и купечества. К 1809 году недовольство правительством приобрело такой размах, что Александр 1 счел необходимым несколько скорректировать свой политический курс и начать новый этап реформ. К концу 1809 года Сперанский по поручению императора, с его ведома и одобрения подготовил план государственных преобразований. Для работы над проектом Александр I передал Сперанскому все материалы Негласного комитета (1801-1803 гг.), проекты и записки, поступившие в Комиссию составления государственных законов.
На той же точке зрения, на какой стоял Александр I и его сотрудники, стояли и люди 14 декабря; если они о чем размышляли и толковали много, то о тех формах, в какие должен облечься государственный порядок, о той же конституции. Правда, все, что они проектировали определенного и практически исполнимого, все было уже сказано раньше их, в проекте Сперанского. Они касались и частных гражданских отношений, т. е. взаимных отношений лиц и сословий, но их мысли касались этого, как язвы отечества, не зная, как устранить, каким строем отношений заменить действующий общественный порядок. Как сотрудники Александра, так и люди 14 декабря, односторонне увлеченные идеей личной и общественной свободы, совсем не понимали экономических отношений, которые служат почвой для политического порядка. Эта односторонность тех и других, и воспитателей и воспитанников (ибо декабристы были воспитанниками Александра и Сперанского), особенно резко выразилась в вопросе о крепостном праве; как правительство Александра, так и декабристы были в большой уверенности, что стоит дать крестьянам личную свободу, чтобы обеспечить их благоденствие; о материальном их положении, об отношении их к земле, об обеспечении их труда они и не думали или думали очень мало
Конституция уместна там, где есть гражданское общество, порядок, грамотность, добрые нравы. В России - всё дело в людях. Будут на руководящих постах люди в духовном отношении на высоте, - государство будет процветать, будут погрязать в пороках, - никакая конституция не сделает людей лучше. Александру I нужно было выбирать между М.М. Сперанским и Н.М. Карамзиным. К этому времени обострились русско-французские отношения. И проект реформ М.М. Сперанского был отклонён. В 1810 г. был только учреждён законосовещательный Государственный совет. В него вошли все министры, а также чиновники, назначаемые императором. В марте 1812 г. М.М. Сперанский был арестован и сослан в Нижний Новгород. В последующие годы реформаторские настроения Александра I отразились во введении конституции в Царстве Польском. По Венскому конгрессу 1814 - 1815 гг. в состав России вошли земли Центральной Польши. Из этих земель в составе России было образовано Царство Польское. В ноябре 1815 г. Александр I подписал конституцию Царства Польского. Польша стала обладать самой широкой автономией.
Их план таков: в случае удачи обратиться к Государственному совету и Сенату с предложением образовать временное правительство из пяти членов; были даже намечены эти члены; между ними рядом с Пестелем, самой дельной головой в тайном обществе, должен был сесть и знакомый нам М. М. Сперанский. Временное правительство должно было руководить делами до собрания Земской думы, той самой Земской думы, план которой проектировал Александр со Сперанским в преобразовательном проекте. Земская дума как учредительное собрание и должна была разработать новое государственное устройство. Таким образом, вожди движения поставили себе целью новый порядок, предоставив выработку этого порядка представителям земли, значит, движение было вызвано не определенным планом государственного устройства, а более накипевшими чувствами, которые побуждали как бы то ни было направить дело по другой колее. Тем не менее нет надобности приписывать этому движению особенно важные последствия. Один высокопоставленный сановник, встретив одного из арестованных декабристов, своего доброго знакомого князя Евгения Оболенского, с ужасом воскликнул: «Что вы наделали, князь
Необходимость модернизации становилась все ощутимее. Именно с этим столкнулся Александр I в своих попытках преобразования России. Он вступил на престол в 1801 году и не рискнул прямолинейно проводить политику абсолютизма. Сформированный императором Негласный комитет попытался провести ряд либеральных реформ, направленных на решение крестьянского вопроса, проблемы эффективности управления и неграмотности населения. Но уже в 1804 году реформаторская деятельность Александра I идет на спад. Россия все больше втягивается в войны с Наполеоном. Участие в двух коалициях против Франции, походы и неудачи русской армии существенно охладили первоначальное либерально-идиллическое настроение императора. Однако необходимость преобразований сохранялась. Разработать проекты реформ император поручил выдающемуся государственному деятелю начала XIX столетия – Михаилу Михайловичу Сперанскому. Государственная деятельность реформатора, стремительная карьера, причины его возвышения и неожиданной отставки, причины свертывания преобразований по сей день являются предметом дискуссий историков.
Сперанский считал, что к отмене крепостного права необходимо прийти в результате целой серии политических реформ. Эта позиция оказалась близка либеральному и осторожному императору. К тому же государственная машина Российской империи действительно требовала модернизации. Проект Сперанского означал превращение самодержавной монархии в конституционную. Император одобрил этот проект, но принять его в целом не решился. Реализованы были лишь некоторые замыслы Сперанского. Так, в январе 1810 г. был создан Государственный совет; в том же году последовало преобразование министерств, функции которых были распределены более точным образом, чем прежде (при этом министерство коммерции было упразднено и были вновь учреждены министерства полиции и путей сообщения; впоследствии обер-прокурор Священного синода получил значение министра). В более полном виде идеи Сперанского удалось осуществить в России лишь через 100 лет, в 1905—1906 гг. Реформаторскую деятельность Александра I отличала компромиссность и непоследовательность, что вызвало негативную реакцию как слева, так и справа.
Однако указ оброс множеством подзаконным бюрократических условий, что применить его в жизни стало не возможно. Всего по этому указу вышло из крепостной зависимости примерно 50 тысяч семей (0,5% от всего числа крепостных). Другим указом, от 1801 года, было разрешено недворянам покупать ненаселенные земли. Тем самым нарушалась дворянская монополия на землевладение. В 1808 году Александр приближает к себе М.М. Сперанского. Сперанский выступал за разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. По проекту Сперанского под председательством императора создавался Государственный Совет из министров и Дума из выборных от народа. Дума и Госсовет обладали законодательной властью. Исполнительная власть принадлежала министерствам, а судебная – Сенату и судам. Из проекта Александр ограничился только созданием Госсовета с законосовещательным правом. Второй период царствования Александра более консервативен по отношению к первому периоду. В это время к Александру приближается воспитанник Павла Алексей Арекчеев. Но и в это время Александр пытался проводить реформы.
В 1807 году Сперанский назначен на пост статс-секретаря Александра I, с 1808 года он член Комиссии составления законов и товарищ министра юстиции. В конце 1808 года Сперанский принимал участие во встрече Александра I с Наполеоном в Эрфурте, на которой Наполеон очень высоко оценил Сперанского, сказав, что он – “единственно светлая голова в России”. По возвращении из Эрфурта Александр I поручил Сперанскому разработку плана государственного преобразования России. В октябре 1809 года было составлено “Введение к уложению государственных законов”. Это был проект реформ, которые должны были быть проведены сверху и сохраняли при этом самодержавную власть царя. Александр 1 признал проект "удовлетворительным и полезным". Но этот проект встретил сильное противодействие консервативных кругов, требовавших укрепления самодержавия, как гаранта единства государства. По интригам и доносам в середине марта 1812 г. Сперанский был отправлен в отставку и сослан, сначала в Нижний Новгород под строгий надзор полиции, а затем, по новому доносу в Пермь. Из ссылки Сперанский обращался к Александру I с письмами, в которых пытался оправдать свои преобразования. В 1814 г. Сперанскому было разрешено проживание под полицейским надзором в своем небольшом имении Великополье Новгородской губернии.
Дальнейшие преобразования связаны с деятельностью М. М. Сперанского, талантливого политика, сделавшего головокружительную карьеру. Приблизив его к себе, Александр I поручил Сперанскому разработать реформу, которая могла в значительной степени изменить государственный строй. Проект реформы, представленный в 1809 г., император признал "удовлетворительным и полезным", но дело свелось лишь к учреждению в 1810 г. Государственного совета -законосовещательного органа при императоре - и принятию в 1811 г. "Общего учреждения министерств", завершившего начатую в 1802 г. реформу высшей исполнительной власти. Радикальная же часть программы Сперанского реализована не была, ее удалось осуществить лишь через 60-100 лет. Принципиально новым подходом Сперанского было стремление поставить действия властей под контроль общественного мнения. Избирательными правами должны были пользоваться все граждане России, владевшие землей или капиталами. Мастеровые, домашняя прислуга и крестьяне избирательных прав не получали, но должны были пользоваться важнейшими гражданскими правами.
Эти обращения возымели последствия: распоряжением Александра повелевалось выплатить Сперанскому по 6 тысяч рублей в год с момента высылки. Данный документ начинался словами: "Прибывающему в Перми тайному советнику Сперанскому." Можно лишь предполагать о душевном состоянии пермского губернатора, получившего это распоряжение, за сотни верст равного по чину Михаилу Михайловичу в округе не было. Кроме того, это распоряжение было свидетельством, что император Сперанского не забывает и ценит. Подтверждение не заставило себя долго ждать, и I октября 1816 года М. М. Сперанский был возвращен на государственную службу в должности пензенского губернатора. По прибытию на место новой службы Михаил Михайлович не встретил "горячей" поддержки со стороны местного чиновничества. По словам М. А, Корфа, ".местные чиновники и до него, и при нем были жалкими, большей частью — начиная с собственных губернаторов — совершенно безграмотные. Подьячих, правда, он держал в страхе, но этим все ограничивалось. Секретарь губернаторского правления, страдал запоем, а секретарь общественного призрения был страстным картежником и не умел составить ни одной бумаги., заменить их было некем, и оттого губернатор все, сколько-нибудь важное, должен был писать сам"26 Сперанский не успел проявить себя в этой должности, т. к. в марте 1819 года получил новое назначение на должность генерал-губернатора Сибири.
Реформаторские проекты (о неприкосновенности личности, реформе полиции, пересмотре режима исключительных положений, введении волостного земства и др.), руководство Думы и прогрессивного блока откладывало, ибо добивалось сформирования парламентского правительства и было заинтересовано в сплочении думского оппозиционного большинства, в то время как обсуждение этих проектов вызвало бы его раскол. Характерно, что либеральный проект реформы Правительствующего Сената, направленный на установление его независимости от министра юстиции, внесенный правительством до войны и радикально переработанный Думой, был в 1916 г. одобрен Государственным советом почти со всеми думскими поправками, несмотря на возражения правительства и царь не возразил, уклонившись от жесткого давления на Государственный совет. Он еще надеялся предотвратить единение обеих палат против монархии. Основные государственные законы сохранили введенный в 1905 г. формальный конституционный надзор, отсутствующий в других государствах того времени. Все законы, а также основная масса повелений и указов императора должны были публиковаться Правительствующим сенатом, как «хранителем законов» (законы публиковало его общее собрание, а указы — первый департамент) и без этого опубликования не вступали в силу.
Так закончился еще один этап царствования Александра I, а вместе с ним и одна из наиболее значительных в русской истории попыток осуществить радикальную государственную реформу. Спустя несколько месяцев после этих событий началась Отечественная война с Наполеоном, завершившаяся изгнанием французов из России, за которым последовали заграничные походы русской армии. Прошло несколько лет, прежде чем проблемы внутренней политики вновь привлекли внимание императора. Литература:Е.В.Анисимов, А.Б.Каменский, Россия в XVII-первой половине XIX века, М, 1994. История России, под редакцией А.А.Радугина А.С.Орлов, В.А.Георгиев и др., Основы курса истории России, М., 1997.----------------------- Новосибирский Государственный Технический Университет Кафедра истории и политологии Реферат« Правление Александра I: реформы Сперанского.»Группа: ФБ-81 Выполнила: Токарева И.А. Проверила: Болотовская К.И.Новосибирск 1998
Лирический герой домысливает то, что на увиденных им из окна мужиках, как говорится, не написано. То же в четверостишии "За заставой, в харчевне убогой.", строки 86-89 и, наконец, знаменитый финал стихотворения "Назови мне такую обитель.". За "Железную дорогу" редактор "Современника", где она впервые была напечатана, и он же автор стихотворения получил второе, предпоследнее предупреждение о возможном закрытии журнала от самого министра внутренних дел Валуева, известного автора либерально-реформаторских проектов. Особые нарекания цензуры вызвал, на первый взгляд, вполне невинный эпиграф: цензоры поняли, что все "страшно эффектное", как выразился один из них, стихотворение придает эпиграфу острый общественный смысл и бросает тень не только на руководившего строительством Николаевской железной дороги бывшего главноуправляющего железными дорогами графа Клейнмихеля, но и на его умершего покровителя, и на его ныне царствующего сына. Вторая и четвертая части стихотворения, проведенный в них социальный анализ выливались в страшное обвинение правительства в геноциде, как сказали бы сегодня, и спаивании собственного народа.
Насколько в действительности все это подействовало на Александра, неизвестно. С Карамзиным он простился холодно и даже не взял текст Записки с собой. Правда, вернувшись в Петербург, в беседе с французским послом он упомянул о том, что познакомился в Твери с очень разумными людьми, но такая оценка еще не означала согласия. Важнее было другое: Александр конечно понимал, что неприятие его политики охватило широкие слои общества и голос Карамзина был голосом общественного мнения. Развязка наступила в марте 1812 г., когда Александр I объявил Сперанскому о прекращении его служебных обязанностей, и он был сослан в Нижний Новгород. Судя по всему, к этому времени давление на императора усилилось, а получаемые им доносы на Сперанского приобрели такой характер, что было просто невозможно и далее оставлять их без внимания. Александра вынуждали назначить официальное расследование деятельности своего ближайшего сотрудника, и, вероятно, он так бы и поступил, если бы хоть немного поверил наветам. Вместе с тем самоуверенность Сперанского, его неосторожные высказывания, о которых немедленно становилось известно императору, его стремление самостоятельно решать все вопросы, оттесняя государя на второй план,— все это переполнило чашу терпения и послужило причиной отставки и ссылки Сперанского.
В проектах 1802–1803 гг. Сперанский предлагал для охраны законов создать в России “высший малочисленный класс истинного монархического дворянства”, который был бы независим от монарха. Поначалу в этот класс следовало зачислить служилых дворян первых двух, трех или четырех классов Табели о рангах (т.е. статский и военный генералитет), затем этот класс будет пополняться на началах права первородства (наследование всего имения старшим сыном). Этот класс станет блюстителем основных законов страны, посредником между престолом и народом. Гарантией незыблемости законов в монархическом государстве Сперанский называл также свободу печати, гласность государственных дел и силу общественного мнения. Поскольку формирование высшего класса, полагал он, займет длительное время, а еще более продолжительным будет первый этап освобождения крестьян, у дворянства на какое-то время останется “право владеть крестьянами в крепость”. Однако в конце концов в России останутся лишь народ и “высший малочисленный класс”, причем народу будет предоставлено право участвовать в принятии законов, по крайней мере – коренных. “Дворянин будет носить имя и, если угодно ему, будет им и гордиться.
Они поддерживали связь между собой, стремились к объединению, но пошли во многом разными путями. Северное общество возглавила Дума, в которую входили Сергей Трубецкой, Никита Муравьев и Евгений Оболенский. Н.М. Муравьев разработал проект конституции, который во многом перекликался с «уставной грамотой» Новосильцева — Вяземского. Вяземский поддерживал отношения со многими членами общества и, как видно, ознакомил их с неосуществленным проектом. Сходство «Уставной грамоты» и муравьевской «Конституции» заключалось в сохранении монархии, во введении федеративного устройства и в создании двухпалатного представительного органа, избираемого на основе имущественного ценза. Но Муравьев предполагал значительно расширить права парламента, а монарха — ограничить. Россия должна была стать конституционной монархией. Главное же различие состояло в том, что по проекту Муравьева введение конституции было связано с отменой крепостного права. Крестьянам, освобожденным от крепостной неволи, предоставлялся приусадебный участок и надел по две десятины на двор (крайне маленький надел). Как видно. Н. М. Муравьев, занимавший среди декабристов очень умеренные позиции, попытался свести воедино и пересмотреть неосуществленные проекты Александра I.
Поэтому в конце 2000 года ИТ-специалисты приступили к поиску решения, которое могло бы заменить собственные разработки по управлению автотранспортным хозяйством.7 Профиль клиента: Компания: МТФ «Мостоотряд 18» Местонахождение: Москва Число сотрудников: более 1500 человек Руководитель проекта: Виктор Коротин, начальник отдела ИТ Проблема: Внедрение автоматизированной системы управления автотранспортным предприятием Профиль партнера Компания: S erli g Group Местонахождение: Москва Руководитель проекта: Александр Добрынин, зам. начальника департамента разработки и внедрения программных средств Решение: Поставка и внедрение системы ra sBase 2.2. Этапы решения проблемы В группу специалистов «Мостоотряда 18», которой предстояло выбрать решение для автоматизации автотранспортного хозяйства, входили не только ИТ-специалисты, но и сотрудники, которым предстояло непосредственно заниматься эксплуатацией системы. Это были представители диспетчерской службы и непосредственное руководство автотранспортного предприятия. Система ra sBase компании S erli g Group понравилась в первую очередь своей гибкостью, там можно было смоделировать любую ситуацию, которая выходила за рамки обычных представлений об автотранспортном предприятии.
![]() | 978 63 62 |