![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы | подраздел: | Международные экономические и валютно-кредитные отношения |
Государственное регулирование валютного рынка | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Президент Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН Москва, Кремль. 31 декабря 1996 года. № 1-ФКЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН О ТАМОЖЕННОМ ТАРИФЕ (в ред. Федеральных законов от 07.08.95 № 128-ФЗ от 25.11.95 № 185-ФЗ, от 27.12.95 № 211-ФЗ, от 05.02.97 № 25-ФЗ) Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Цели Закона и сфера его применения 1. Настоящий Закон устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации — инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации. Основными целями таможенного тарифа являются: рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию; поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации; создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации; защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику. 2
Обычно политика импортных квот легче поддается административному управлению, чем тарифная политика. Квоты легче и быстрее вводить в случае чрезвычайных ситуаций, чем тарифы, которые обычно требуют рассмотрения в парламенте. Квотирование экспорта товаров вводится при необходимости защиты государственных интересов на товары, проводимые в Республике Беларусь, для регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, в соответствии с принятыми обязательствами по международным договорам, а также для принятия ответных мер на дискриминационные действия иностранных государств. Объемы квот на экспорт устанавливает и утверждает Министерство иностранных дел. Оно же при необходимости вносит изменения в квоты и перечни квотируемых товаров. Специфическим типом квотирования, который полностью запрещает торговлю называется эмбарго. Оно может вводиться в отношения импорта или экспорта определенного вида товаров поставленных в конкретные страны или в отношении всех товаров поставленых в определенные страны, хотя эмбарго вводится в политических целях последствия могут быть экономическими. 4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНОГО РЫНКА КАК МЕТОД РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД.Устойчивость и сила национальной валюты- ключевой фактор снижения инфляции, достижения макроэкономической стабилизации и экономического роста.
Основным элементом механизма таможенного регулирования является таможенный тариф Российской Федерации свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации. Основными целями таможенного тарифа являются: 1) рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российской Федерации; 2) поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации; 3) создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации; 4) защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; 5) обеспечение условия для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику
Получилось так, что наши реформаторы выхватывали то здесь, то там одну из подсистем, нарушая эволюционность и цльность процесса, который хотели реализовать. Приходится констатировать, что российское правительство во всех его действовавших в последние годы, начиная с 1991г., составах не учитывало важнейшие реалии. Они состоят в том, что вся инфраструктура индустриального, технологического, аграрного и научно-технического потенциалов страны сформировалась в условиях комендно-административной системы и для ее адаптации требовался переходный период к новой среде минимум в семь - десять лет. И в итоге в жертву радикальным реформам приносится их основополагающая цель - повышение жизненного уровня россиян. И последнее: реальной стабилизации на валютном рынке, как и во всей денежно-кредитной системе, невозможно достичь без решения ключевых вопросов макроэкономического развития. Поэтому регулирование валютного рынка должно осуществляться в тесной координации с Правительством РФ и его программами, в первую очередь структурными и инвестиционными. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. "Деньги и кредит", М.И.Сухов "Государственное регулирование валютного рынка России: актуальные проблемы", 12, 1995 2. "Деньги и кредит", "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1997 год", 12, 1996 3. "Российский экономический журнал", 9, 1996 стр 36-48,56-59 4. С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи "Экономика", изд."Дело", М., 1993
Их, однако, самих по себе недостаточно для того, чтобы демократия уверенно могла себя защищать в менее благоприятных условиях. 2.4. Кроме институтов, характерных для "незрелой" (а отчасти даже и "развитой") демократии, а также "недореформированных" структур, природу нынешнего режима определяет то, что одни условно называют переходными институтами, а другие - "злокачественными новообразованиями", которые в ряде случаев заполняют возникшие "институциональные вакансии". Такие структуры характерны (хотя и очень в разной степени!) для обществ, переходящих в политике от авторитаризма или тоталитаризма к демократии, а в экономике - от жесткого государственного регулирования к рынку. Их образование связано главным, хотя и не исключительным, образом с размытостью представлений о границе между "рыночным" и "государственным". В результате "бюрократический рынок", т.е. рынок взаимных услуг и обязательств внутри государственного аппарата, хорошо известный еще по последним десятилетиям советского строя, органически срастается с рынком настоящим
СОДЕРЖАНИЕ I.Роль государственного регулирования в современной экономике. Структура финансового рынка II. Государственное регулирование рынка денежного капитала (кредитов) A.Основные понятия рынка денежного капитала B.Роль Банка России в регулировании банковской деятельности III.Государственное регулирование рынка ценных бумаг A.Основные понятия рынка ценных бумаг B.Государственное регулирование рынка ценных бумаг IV.Государственное регулирование валютного рынка A.Методы регулирования валютного курса B.Государственное регулирование валютного рынка в Российской Федерации V.Государственное регулирование денежного обращения A.Денежное обращение и его влияние на функционирование экономики B.Денежная система Российской Федерации C.Задачи антиинфляционной политики Список использованной литературы I. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ. СТРУКТУРА ФИНАНСОВОГО РЫНКА В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.
Новая валютная система сохранила достоинства предыдущей за счет фиксации валютных курсов, то есть за счет периодического пересмотра валютная система стала достаточно гибкой.Регулирование валютного рынка в России Валютный рынок сегодня во всех странах является объектом регулирования. Однако, степень и формы вмешательства государства различны. В России валютный рынок подвергается достаточно жесткому регулированию и это во многом диктуется объективными обстоятельствами, суть которых – чем слабее национальная валюта, тем в большей степени необходимо государственное регулирование валютного рынка и наоборот. Объектами регулирования на валютном рынке являются: 1. валютные операции операции с валютными ценностями: . перехода права собственности . использование валютных ценностей в качестве средства оплаты . пересечение границы в обе стороны под валютной ценностью законодательство
Основными целями таможенного тарифа, выступающего инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров РФ при его взаимосвязи с мировым рынком, являются: . рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ; . поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ; . создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров РФ; защита экономики РФ от неблагоприятных воздействий иностранной конкуренции; . обеспечение условий для эффективной интеграции РФ и мировую экономику. Для большинства таможенных тарифов характерен более низкий уровень ставок пошлин (или отсутствие пошлин) на промышленное сырье и более высокий на изделия обрабатывающей промышленности (в особенности на относительно простые и трудоемкие – текстильной, швейной, обувной и других отраслей легкой промышленности). Высокие ставки установлены на многие виды продукции сельского хозяйства, в том числе продукты пищевой промышленности. Это обусловлено спецификой торговой и аграрной политики и развитых государств.
Косвенные методы включают: 1. регулирование общей массы денег через управление “печатным станком”. 2. регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими Центробанком. 3. обязательные денежные резервы коммерческих банков. 4. операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.Косвенные методы не могут работать в нашей экономике на полную мощность по причине ее недостаточной “рыночности”. Полноценный рынок ценных бумаг, в том числе рынок государственных обязательств у нас отсутствует, а, соответственно, Центральный банк не может воздействовать на денежную массу через куплю-продажу ценных бумаг. Прямое регулирование покупательной способности денежной единицы включает в себя такие методы, как: 1. прямое и непосредственное регулирование кредитов и их распределения государством. 2. государственное регулирование цен. 3. государственное регулирование пределов заработной платы. 4. государственное регулирование внешней торговли и операций с иностранным капиталом. государственное регулирование валютного курса.
Так было с западноевропейскими странами в послевоенный период, и с латиноамериканскими (Чили, Аргентиной, Бразилией) совсем недавно. Государственное регулирование финансового рынка и денежного обращения- одна из важнейших и самых сложных задач государства. Хорошо продуманная и правильно организованная политика в области финансов- важнейший фактор успешного развития экономики любой страны. Одной из главнейших причин нынешнего кризиса в нашей стране- непродуманная политика государства в области финансов. Финансовый рынок- рынок краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных кредитов и фондовых ценностей, т.е. акций, облигаций и других ценных бумаг. Основными сегментами финансового рынка являются: рынок денежного капитала (кредитов), рынок ценных бумаг, валютный рынок. Все сегменты финансового рынка очень тесно взаимосвязаны между собой. Малейшие изменения на одном из них тут же влекут изменения на остальных. Так, например, продажа Центральным банком государственных облигаций (операция на рынке ценных бумаг) ведет к сужению денежной базы, что делает деньги более дорогими, и, в свою очередь, вызывает повышение процентных ставок по кредитам, то есть отражается на рынке денежного капитала.
Следующий этап развития мирового рынка ссудных капиталов связан с возникновением в конце 50-х гг. еврорынка. В условиях строгих валютных ограничений и существенных различий между национальными рынками ссудных капиталов развитие международного финансового капитала требовало появления единого, унифицированного рынка, свободного от национального государственного регулирования. Таким рынком и стал еврорынок. Он являлся своего рода изолированным посредником между национальными рынками, операции которого не регулировались национальными государственными органами. В этот период механизм функционирования еврорынка существенно отличался от национальных кредитных механизмов. Развитие еврорынка "первоначально происходило в форме рынка евродолларов (т.е. долларов, депонированных в банках за пределами США и используемых для кредитных операций). Со второй половины 60-х гг. операции еврорынка распространились и на другие валюты: появились евромарки, евростерлинги, еврофранки. Еврорынок возник в Европе в крупнейших мировых финансовых центрах: Лондоне, Цюрихе, Париже.
Формирование валютного курса на валютных рынках через механизм спроса и предложения валюты обычно сопровождается резкими колебаниями курсовых соотношений. На рынке складывается реальный курс – показатель состояния экономики, денежного обращения, финансов, кредита и степени доверия к определенной валюте. Государственной регулирование валютного курса направлено на его повышение либо снижение исходя из задач валютно-экономической политики. С этой целью проводится определенная валютная политика. Таким образом, формирование валютного курса – сложный многофакторный процесс, обусловленный взаимосвязью национальной и мировой экономики и политики. Поэтому при прогнозировании валютного курса учитываются рассмотренные курсообразующие факторы и их неоднозначное влияние на соотношение валют в зависимости от конкретной обстановки. 9. Национальный доход и валютный курс Национальный доход не является независимой составляющей, которая может изменяться сама по себе. Однако в целом те факторы, которые заставляют изменяться национальный доход, имеют большое воздействие на валютный курс. Так, увеличение предложения продуктов повышает курс валюты, а увеличение внутреннего спроса понижает ее курс.
Многофакторность валютного курса отражает его связь с другими экономическими категориями – стоимостью, ценой, деньгами, процентом, платежным балансом и т.д. Причем происходит сложное их переплетение и выдвижение в качестве решающих то одних, то других факторов. Факторы, влияющие на величину валютного курса, подразделяются на структурные (действующие в долгосрочном периоде) и конъюнктурные (вызывающие краткосрочное колебание валютного курса). К структурным факторам относятся: > Конкурентоспособность товаров страны на мировом рынке и ее изменение; > Состояние платежного баланса страны; > Покупательная способность денежных единиц и темпы инфляции; > Разница %- х ставок в различных странах; > Государственное регулирование валютного курса; > Степень открытости экономики. Конъюнктурные факторы связаны с колебаниями деловой активности в стране, политической обстановкой, слухами и прогнозами. К ним относятся: > Деятельность валютных рынков; > Спекулятивные валютные операции; > Кризисы, войны, стихийные бедствия; > Прогнозы; > Цикличность деловой активности в стране.
Косвенные методы не могут работать в нашей экономике на полную мощность по причине ее недостаточной “рыночности”. Полноценный рынок ценных бумаг, в том числе рынок государственных обязательств у нас отсутствует, а соответственно центральный банк не может воздействовать на денежную массу через куплю-продажу ценных бумаг. Прямое регулирование покупательной способности денежной единицы включает в себя такие методы, как: u прямое и непосредственное регулирование кредитов и их распределения государством. u государственное регулирование цен. u государственное регулирование пределов заработной платы. u государственное регулирование внешней торговли и операций с иностранным капиталом. u государственное регулирование валютного курса. Практика прямого регулирования денежной массы широко распространена на западе. США неоднократно в 60х - 70х годах неоднократно замораживали цены на многие товары. Полтора десятилетия после второй мировой войны понадобилось странам Западной Европы для начала либерализации цен, да и то неполной. Франция полностью либерализовала цены на внутреннем рынке лишь в 1986 году. Ф. Рузвельт выводил США из глубочайшего кризиса 30х путем жесточайшего государственного регулирования экономики.
Таким образом , при любых колебаниях валютного курса одни всегда будут в выигрыше , а другие в проигрыше. Отсюда следует . что производители крайне заинтересованы в стабильности и предсказуемости курса валют. Поэтому контроль за изменением курса и его регулирование - одна из важнейших экономических задач политики государства. Государственное регулирование валютного курса. Конвертируемость валют. Как во всех сферах внешнеэкономической деятельности . так и в валютных отношениях государство вынужденно маневрировать между либерализмом и разного рода ограничениями. Полной свободы в сфере валютных отношений нет нигде ! Государство может запретить нац. экспортерам продавать вырученную валюту на рынке и обязать сдавать ее в обмен на нац. валюту по официальному курсу. Таким образом государство формирует свои валютные резервы, которые затем используются для оплаты международных обязательств , для валютных интервенций , для пополнения валютных резервов и т.д. валютные ограничения определяют степень обратимости (конвертируемости ) валюты.
Таким образом, для улучшения банковской системы и активизации денежно-кредитной политики необходимо: усилить правовую основу развития денежно-кредитной политики России; обеспечить защиту банковской системы России от поглощения ее зарубежными конкурентами; поднять уровень подготовки и повышение квалификации менеджеров для банковского сектора экономики; принять меры по более обоснованному регулированию денежной массы и резкому сокращению ее наличной составляющей; использовать средства стабилизационного фонда, преобразовав его в фонд развития, в целях льготного кредитования важных инновационных проектов; обеспечить на конкурсной основе широкое участие коммерческих банков в финансировании перспективных инновационных проектов; увеличить удельный вес банковских операций по лизингу; усилить государственное регулирование фондового рынка в сторону активного финансирования реального сектора экономики; совершенствовать валютное регулирование, которое должно быть направлено на обеспечение устойчивости рубля и наращивание инвестиций в развитие российской экономики. 3.2 Факторы и приоритеты совершенствования налоговой системы и налоговой политики Важным фактором ускорения научно-технического развития и экономического роста является совершенствование налоговой системы.
Рынки товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, сформировавшиеся на наднациональном уровне, являются результатом взаимодействия мирового спроса, мировых цен и мирового предложения, испытывают на себе влияние циклических колебании, функционируют в условиях монополии и конкуренции. 21. Ценообразование в мировой торговле. Понятие мировых цен. Цена – это сумма денег, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. На мировом рынке процесс ценообразование имеет свои особенности, участник мировой торговли сталкивается с большим числом конкурентов, чем на внутреннем рынке, со значительно возросшей массой покупателей. Мировой рынок характеризуется множественностью цен, т. е. наличием ряда цен на один и тот же товар или товары одинакового. Из этого множества цен выделяются мировые цены – это цены крупных экспортно-импортных операций, характеризующие состояние международной торговли конкретным товаром. Два вида цен: расчётные, публикуемые. Ценообразующие факторы: общеэкономические – экономический цикл, совокупный спрос и предложение, инфляция; экономические – издержки, прибыль, налоги; специфические – сезонность, комплектность; внешнеэкономические – государственное регулирование, валютный курс. 22. Международная торговля (МТ) как форма международных экономических отношений (МЭО).
Во-вторых, фактическое создание узкого внутреннего рынка для десятка акций при сотнях «статистов» привело к тому, что фондовый рынок не имел значения для развития тысяч приватизированных АО. Рынок развивался как узко спекулятивный, нацеленный на интересы незначительного количества западных инвестиционных компаний. Эта политика потерпела очевидный крах, и ее приоритеты должны быть изменены, в том числе в интересах противодействия утечке капитала за рубеж. В-третьих, мировая практика показывает, что даже высокоразвитые страны, где сильный фондовый рынок не балансирует валютный рынок и банковскую систему, периодически попадают в ситуацию финансового кризиса. В России же отсутствие возможности оттока средств с валютного рынка на фондовый стало одной из причин кризиса августа 1998 года. Именно поэтому нужны неотложные меры по восстановлению фондового рынка, а не только долгосрочные, отложенные на годы мероприятия. Особая роль в регулировании рынка ценных бумаг возлагается на ФКЦБ России. Для активизации государственного регулирования фондового рынка должен быть повышен ее статус, ФКЦБ должна быть наделена также соответствующими полномочиями.
![]() | 978 63 62 |