![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | География, Экономическая география |
Этнические аспекты постсоветской гражданской идентичности | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Особенно это существенно для обществ, переживающих «эпоху перемен». На сегодня эта проблематика не имеет достаточной проработки – существует только ряд исторических и геополитических обобщений. В нынешнем положении России, с ее слабостью общественных и государственных институтов, особое значение имеют важнейшие социально-психологические факторы новейшего времени: • повышенное стремление отдельной личности найти опорный момент самоидентификации в крайне напряженных условиях современной жизни; • надежда найти ответы на сугубо современные вопросы путем обращения к традиционным формам существования. Новая гражданская идентичность – россияне – не была принята всем населением страны. Сказалась недостаточность одномерной – гражданской – идентичности. Кроме того, и само государство по многим характеристикам стало уподобляться одной из корпораций. Была сделана попытка задать, используя феномен этнической (и религиозной) мобилизации, вторую идентичность – часто более значимую. Это было реализовано усилиями ряда региональных национальных элит (Татарстан, Башкирия, Чечня)
Этой проблематикой занимаются М. Белецкий, А. Толпыго, Л. Бевзенко, В. Хмелько и др. На формирование политической культуры украинского общества оказывает влияние комплекс экономических, политических, социальных факторов. Эти факторы нашли отражение в работах многих исследователей (В. Симоненко, И. Прибыткова, А. Мальгин) . Украинское общество является многосоставным в этническом смысле, поэтому необходимо отметить актуальность работ Э. Уилсона, Д. Ареля, В. Хмелько, А.Резника и других исследователей межэтнических отношений в современной Украине . Исследование политической культуры украинского общества невозможно без анализа идентичности различных социальных групп, которая может быть выражена в чувстве принадлежности государству, региону, этнической группе и т.д. Большой вклад в разработку методологии изучения их социальной идентичности внесли Дж. Тернер и Г. Тэджфел, а среди российских исследователей В.А. Ядов, Г.М. Андреева . Вопросам конструирования идентичности посвящена работа Б. Андерсона «Воображаемые сообщества» . Проблемам национальной гражданской идентичности в различных европейских странах посвящена работа В.О. Рукавишникова, Л.Халмана, П.Эстера . Вместе с тем анализ степени изученности темы подтверждает, что для объяснения закономерностей политического процесса еще не предпринимались попытки исследования фрагментации политической культуры населения Украины постсоветского периода в региональном аспекте.
Очень показательным является опыт Приднестровья. В своем противостоянии агрессивному этнонационализму кишиневских властей руководство Приднестровья взяло курс на укрепление общегражданской идентичности населения республики, положив в ее основу советскую гражданскую идентичность. Это сразу настолько укрепило гражданские связи населения со сложным этническим составом, что можно говорить об успешном опыте становления небольшой, но развитой нации, эффективно защищающей свою государственность. Это ценный опыт для России. В целом между гражданским и этническим массовым самосознанием в РФ установилось неустойчивое равновесие. Согласно большому опросу в 11 регионах (июль 2003 г.), в целом 62% идентифицировали себя как граждан России, а 11% как граждан СССР. Среди последователей ислама гражданами России считали себя 3996, а гражданами СССР 19% (8% назвали себя гражданами мира и 33% не смогли определиться) [44]. Стоит заметить, что укреплению гражданской российской ориентации до сих пор способствует инерция державного советского сознания и образ СССР
Проводимая под давлением сверху экономическая реформа входит в противоречие с исконно русским менталитетом. Установка на личный успех, индивидуализм противостоит таким исторически сформировавшимся российским ценностям, как соборность, коллективизм. Большинство опрошенных в ходе социологических исследований людей, до сих пор видят в государстве гаранта их материального благополучия и социальной справедливости . Когда же государство отказывается, или оказывается неспособным гарантировать ожидаемое, оно вызывает недовольство, адресованное, в первую очередь, государственному аппарату. В дореволюционной России этнические проблемы были амортизированы с помощью двух главных механизмов. Во-первых, губернская система управления заранее лишала этносы политической субъектности. Во-вторых, отношения личности и государства в этническом аспекте опосредовались принципом вероисповедания. Наряду с общегражданской и сословной идентичностью существовала конфессиональная (православный, католик, иудей и т.п.) идентичность. Другое дело, что вероисповедание нередко воспринималось как национальность, - например, по отношению к подданным Российской империи «католик» почти всегда означало «поляк».
То же самое можно сказать и о чешской национальной идее. Чехи (вместе со словаками) добились государственной самостоятельности лишь после Первой мировой войны. Тем не менее, они с самого начала оказались склонны в определенной степени к открытости и «инклюзивности» (правда, не по отношению к немецкоязычному населению). Такая склонность была чрезвычайной редкостью среди народов, сформировавшихся одновременно с чехами на развалинах Габсбургской империи. Лея Гринфельд, вдумчивая исследовательница национализма, эмигрировавшая вместе с родителями в Израиль из Советского Союза, оставившая Израиль по профессиональным соображениям и построившая свою карьеру в США, использовала при изучении национальных движений методы сравнительного социологического анализа, заимствованные у Макса Вебера[60]. Приняв в общих чертах предложенное Коном разграничение между гражданской и этнической версиями национализма, она добавила к нему еще одну классификационную характеристику отношение к коллективизму. Так, Британия и США страны индивидуалистические и сугубо гражданские, в то время как Франция, сформировавшаяся в ходе великой революции, сочетает гражданскую идентичность с преклонением перед политическими структурами
С другой стороны, оказывают влияние процессы глобализации и стирания межэтнических границ. В этих условиях гражданская идентичность может стать объединяющей силой в полиэтническом обществе. Такие сложные категории, как «социальная» и «личностная идентичность» выделяются многими авторами. Э.Фромм говорил о персональной и социальной идентичности (самоотождествление личности с идеями, ценностями, социальными стандартами общества). Э.Эриксон различал личностную идентичность и социальную идентичность (личностный конструкт, отражающий внутреннюю солидарность человека с социальными групповыми ценностями, идеалами и нормами). И.Гоффман выделяет три вида идентичности: социальная (как типизация личности на основе атрибутов социальной группы, к которой она принадлежит), личностная идентичность и Я-идентичность. Таким образом, анализируя различные взгляды и концепции, можно сделать вывод, что гражданская и этническая идентичность являются частным случаем социальной идентичности, а, следовательно, подчиняются одним законам, являясь осознанием и переживанием личностью сопричастности к определенному сообществу.
Таблица 1 Национальный состав исполнительной власти Республики Башкортостан в начале 2000 г., % Националь ность Высшее Руково дство Кабинет Министров Главы адми нистраций Удельный вес эт нической группы в составе населения РБ Башкиры 100 59,6 54,8 21,8 Русские 25,9 23,3 39,3 Татары 11,1 16,4 28,5 Другие 3,7 6,5 10,3 При составлении таблицы использованы подсчеты Р.Р.Галлямова, приведенные в его статье "Постперестроечная эволюция политических элит российских республик: этнический аспект" (журнал " Этнопанорама". 2000 г., №1, С. 24). В высшее руководство нами включены четыре наиболее ключевые фигуры в исполнительной вертикали государственной власти в РБ президент, глава администрации президента, премьер-министр и государственный секретарь. Об этом подробнее смотрите: Галлямов P.P. Политические элиты российских республик: особенности трансформации в постсоветский период //Трансформация российских региональных элит в сравнительной перспективе (материалы международного семинара). М, 1999. С. 163 174. Кроме них, из юго-восточного региона происходят еще несколько глав наиболее значимых министерств, в т.ч. министр внешнеэкономических связей и торговли Р.Гарифуллин. По Конституции РБ вторым лицом в республике считается председатель Государственного Собрания РБ.
В эту эпоху социальная идентификация личности строилась преимущественно на таких параметрах, как религиозная или конфессиональная принадлежность: состояние "во владении" (в подданстве, рабстве, на службе) у того или иного государства, государя, сеньора, хозяина; сословное или кастовое происхождение; цеховая принадлежность: наименование местности, откуда человек родом (или которая является его родовым владением); и наконец, личное имя и прозвище (или родовое имя у аристократов). Причем такие важнейшие маркирующие характеристики, как язык и социальные обычаи, в большинстве сослон-ных обществ были сравнительно малозначимы с точки зрения различения людей на "своих" и "чужих". Редкие исключения из этого правила (Китай, Греция), где совершенное владение человеком местным языком и этикетными нормами рассматривалось как признак "цивилизованности", полноценной включенности в местную социокуль-турную среду, только подчеркивали преобладающую индифферентность к этим вопросам в других сообществах. Исключительная значимость политико-конфессионального аспекта в социальной идентичности человека еще четче обозначилась со сложением универсальных мировых религий (буддизма, христианства, ислама), теоретически вообще "отменявших" какие-либо этнические различия среди своих адептов.
В современной литературе понятие «гражданское общество» трактуется неоднозначно. И все же чаще всего его содержание включает всю совокупность неполитических отношений в обществе, т. е. экономических, социальных, в том числе национальных, духовно-нравственных, религиозных и т. д., составляющих жизненную основу политической системы, государства. В весьма суженном объеме определяет рассматриваемое понятие А. Мигранян: «Гражданское общество — это сфера спонтанного самопроявления свободных индивидов и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций граждан, которая ограждена необходимыми законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан со стороны органов государственной власти». Несмотря на очевидное значение отмеченного аспекта, определение гражданского общества нельзя сводить только к нему. А такое имеет место в публицистических выступлениях, когда утверждается, что будто бы в СССР не было гражданского общества, а существовало только тоталитарное государство. Гражданское общество — объективная реальность. «Это совокупность «естественных форм общественной жизнедеятельности индивидов — призванных обеспечивать удовлетворение их потребностей и интересов».
Между тем и национальная идентичность сконструирована. Обе эти традиции - республиканский патриотизм и национализм – со времен либеральных революции конца XVIII века пребывают в состоянии социальной напряженности, стимулирующей, однако, выработку модели демократической гражданстевенности. Другими словами, республиканский патриотизм и национализм образуют тот политический опыт, на основе которого формируется нация, ее гражданская жизнь. При этом, исключительную значимость представляют взаимоотношение и взаимовлияние конституции и гражданского опыта. Будем постулироватъ мыслью, что конституция является совокупи ость базовых нормативных принципов, в рамках которых формируется гражданская жизнь. Конституция в этом смысле конституирует политическое общество как определенную совокупность граждан. Конституция политического режима опережает непрерывный процесс преображения гражданского опыта, участия граждан в государственных делах. Следовательно, первым этапом воспитания гражданской идентичности, представляется возможность приобретения опыта самоуправления и политического формирования гражданства.
Этот блок называют чаще всего центристским.Автор предлагает называть его протекционистским блоком, ибо основная его идея, объединяющая самые различные силы, - протекционизм со стороны государства по отношению, во-первых, к российской промышленности, во-вторых, по отношению к социально слабым слоям. Таким образом к середине 1992 г сложилась трех-блоковая структура. Следующий виток активизации деятельности партий на политической арене был стимулирован углублением конфликта между представительной и исполнительной ветвями власти. События сентября-октября 1993 г. резко изменили общественную и политическую ситуацию в Росии. Страна вступила в постсоветский период своего развития. Но это уже тема отдельного разговора. Заключение. Важно отдавать себе отчет в том, что существующая на данный момент множественность партий - это объективное следствие неразвитости постсоветского гражданского общества. На мой взгляд ни одна из существующих партий или политических движений не имеет сегодня массовой социальной опоры. В этих условиях политика носит верхушечный характер, сама власть приобретает качества самодавлеющего надстроечного, надпартийного рычага реформ.
Имперская Россия, как и имперская Германия, вступили в новую фазу своей идентичности, завершив внутреннее строительство за счет доступных на тот момент резервов и значительно отстав в этом процессе от остальной (Коренной) Европы, где становление новой (гражданской) идентичности началось на 60 лет раньше (Великая Французская революция 1847 г.). Первые признаки кризиса русской имперской идентичности, основы которой были заложены еще Петром I (русский=имперский служащий) наметились с середины XIX в., когда Россия пыталась (в который раз!) определиться как «христианнейшая» страна, оставаясь, вместе с тем, на позициях «жандарма Европы». Представляется, что рост революционного движения, приведший затем (через первую мировую войну) к Октябрьской революции и был вызван (наряду с причинами экономического и политического характера) кризисом старой имперской идентичности. Российская Империя первой трети XX в. переросла «петровский немецкий кафтан» и вплотную подошла к пониманию (хотя и с национальным своеобразием) ценностей гражданских прав и свобод как основы новой идентичности.
В результате социальные ожидания были нарушены, что не могло не повлиять на отношения между представителями различных наций. Все это в ряде мест привело к росту несоответствия между социальной и национальной структурой, к националистическим деформациям в развитии структуры профессиональной. Это выразилось, в частности, в том, что наиболее престижные профессии стали в некоторых республиках превращаться в своеобразную привилегию лиц той или иной национальности. Что касается национальных, этнических аспектов политической сферы жизни общества, то, как показала жизнь, их деформации и изменения переносятся особенно болезненно. Перестройка, а затем события, происшедшие после августа 1991 года, резко обнаружили те подспудные политические процессы, которые скрытно развивались почти во всех республиках, в жизни многих народов. Их итогом стали распад СССР, создание самостоятельных государств и резкое обострение взаимоотношений между нациями, народами и этническими группами; Попытки на этой основе реанимировать процесс создания нового Содружества даже как экономического пространства, не говоря уже о политическом, имеют слабую поддержку.
При этом он обязательно теряет изрядную долю первоначального запаса энергии. Некоторые этнические группы гибнут, а другие, попав в изоляцию от мощных соседей, превращаются в изолированные, реликтовые этносы, у которых нет ни прироста населения, ни саморазвития общественного бытия, а модификации происходят только при воздействии соседей. Следовательно, этногенез можно понять как множество процессов этногенезов в тех или иных регионах. Ритмичности в описанном феномене нет. Это указывает, что здесь наблюдается не явление саморазвития, а влияние экзогенных факторов, своего рода толчков, после которых инерция постепенно затухает. Для спонтанного общественного развития по спирали этносфера и этногенез являются фоном. Причину же, вызывающую образование этносов, можно обнаружить, только проанализировав историю человечества в этническом аспекте.5. Четыре фазы этногенеза В этой главе автор рассматривает несколько этногенетических фаз – фазу исторического становления, когда процесс развития этноса идет весьма продуктивно; затем – исторического существования, в ходе которой складывается комплексное своеобразие этноса; после чего Л.Н. Гумилев говорит о существовании фазы исторического упадка, варьирующейся по своей протяженности и, наконец, о фазе исторических реликтов, целиком зависящей от историко-географических особенностей данной местности.
Статусы разделял государственную власть на законодательную, исполнительную, судебную. Законодательная власть должна была принадлежать сейму, исполнительная- великому князю и раде, судебная- великокняжескому и местным судам. Конструкция правовой государственности античных классиков была в центре внимания мыслителей средневековья и нового времени, оказав заметное влияние на становления и развитие идей о разделении властей, о конституционализме и парламентаризме. Особое место в разработке этих идей принадлежит английскому философу ( 17 век ) Дж. Локку и Монтескье. У Локка идея господства предстает в виде государства, в котором верховенствует закон, соответствующий естественному праву, признающий неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, реализующий разделение властей. Ш. Л. Монтескье рассматривал проблему политической свободы в ее отношениях как к государству строго, так и к отдельной личности, гражданину. Первый аспект этих отношений политической свободы, находящий свое выражение в правовом оформление разделения трех властей ( судебной, исполнительной, законодательной ), выступает в качестве необходимой институционально- организованной формы обеспечения второго аспекта свободы гражданских прав, свобод и безопасности личности.
Публично-правовые и частноправовые аспекты деятельности гражданских объединений в Российской Федерации Качанов Роман Евгеньевич В статье анализируются виды деятельности общественных объединений в Российской Федерации, исходя из подразделения права на публичное и частное Российское законодательство закрепляет широкий круг объединений, учреждений, призванных действовать гражданской среде и быть основой формирующегося в нашей стране гражданского общества. Они имеют разные организационно-правовые формы и социально- юридические статусы; однако они все опираются на одну конституционную основу — ч. 2 ст. 15 Конституции России - положение, называющее субъекты права, обязанные соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. К ним относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения. Как мы видим, Конституция не использует понятие «юридическое лицо» или «физическое лицо», она использует понятия «граждане» и «объединения граждан». Очевидно, что в контексте данной нормы под «гражданами» следует понимать как российских граждан, так и иностранных граждан, а также лиц без гражданства.
Особая роль в этом принадлежит массовой культурно-информационной работе среди населения, которая должна строиться на основе специальных программ и требует соответствующих средств. «Сверхзадача» этой работы - утверждение таких принципов как защита и уважение достоинства нации и национального достоинства человека; свободное национально-культурное самоопределение личности; соблюдение законов страны и ориентация на равноправный диалог национальностей и культур, их бесконфликтное взаимодействие в режиме духовного сотворчества; недопущение дискриминации личности по национальному признаку; формирование атмосферы уважения к культурно-языковым традициям всех народов страны, культуры межнационального общения. Задачи СМИ в области воспроизводства и миграции населения как предмета национальной политики многонационального государства. В современном мире эффективная национальная политика невозможна без учета этнических аспектов, демографических и миграционных процессов. Отсюда необходимость постоянного изучения таких показателей, как рождаемость и смертность населения, его воспроизводство с анализом региональной и национально-этнической дифференциации этих показателей; состояние здоровья населения в субъектах федерации и в масштабах всей страны; факторы депопуляции, имеющие определенную этническую специфику; положение семьи с учетом национальных традиций; миграция населения как наиболее болезненное и тревожное последствие межнациональных конфликтов.
Последнее обстоятельства особенно важно с точки зрения политической роли сетевых структур в развитии гражданского общества. Гражданское общество включает в себя совокупность юридически узаконенных неправительственных ассоциаций, групп по интересам, благотворительных фондов и др. Гражданское общество предоставляет гражданам - при своем достаточном развитии - своеобразный буфер для диалога и возможного противоборства с государственными структурами. Нет смысла подробнее обсуждать все аспекты функций гражданского общества, подробно освещенные в соответствующей литературе. Хорошо известно и то, что гражданское общество должно быть структурировано, т. е. оно должно включать в себя сеть ассоциаций, клубов, товариществ, фондов и других видов самоорганизующихся социальных групп. С самого начала существования гражданского общества, например, в США (как показал в своих классических трудах А. де Токвилль ), существенную роль в нём играли сетевые структуры, значение которых возрастает в постиндустриальную эпоху. Сетевые структуры применимы в различных ролях в сфере нарождающегося российского гражданского общества. Причем, для его успешного функционирования весьма желательно, чтобы малые сетевые структуры вступали в кооперацию между собой, вплоть до их объединения в крупные социальные сети.
![]() | 978 63 62 |