![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | География, Экономическая география |
Федерализм, унитаризм, конфедерализм | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В качестве пропагандистской контрмеры, по крайней мере на словах, приходилось защищать федерализм в ущерб давно назревшему унитаризму, сохранять все внешние атрибуты «самостоятельности» союзных республик, усиливать роль их правительств в руководстве экономикой на подведомственной территории, способствовать на деле развитию национальных языков, культуры. В свою очередь, подобная политика вынуждала наращивать мощь партии, ее местных структур как основного противовеса, сдерживающей силы возраставших центробежных тенденций, партии в целом, лишь потому и начавшей медленно, но неуклонно возвращать себе прежние позиции, властные, достаточно широкие полномочия. Пришлось реанимировать и, казалось бы, забытую навсегда идею движения к коммунистическому обществу, программу его «построения», но на этот раз не краткосрочную, а рассчитанную на весьма длительный период. Серьезными провалами сопровождалась и советская внешняя политика, вернее, ее жесткий вариант, окончательно взятый на вооружение летом 1948 г. И он не смог позволить отыграть ни одну из позиций, потерянных буквально за два года. Советскому Союзу пришлось смириться с тем, что важнейший для него германский вопрос так и не был разрешен
Федератив дювлятлярдя йухары палатанын тяшкил олунмасы ики методла щяйата кечирилир. а) сечкили (АБШ, Мексика, Венесуела вя с.). б) тяйин олунмагла (Канада сенаты, АФР Бундесраты вя с.). 9. Федерасийаларда ясас цмумдювлят хариъи сийасят фяалийятини иттифаг дювлят органлары щяйата кечир. Онлар федерасийаны бейналхалг мцнасибятлярдя тямсил едирляр. Гейд олунан бу яламятляр мцасир дюврдя яксяр федерасийалара аиддир. Бу яламятляр щям дя, дювлятин сийаси-ярази гурулуш формасы кими федерасийаны унитаризмдян фяргляндирмяйя имкан верир. Федератив дювлятляри бязян иттифагларда адландырырлар. Мясялян, Кечмиш Совет Сосиалист республикалары иттифагы, Исвечря иттифагы, Австралийа иттифагы вя с. Алманийа Федератив Республикасы – Бундес-републиъ Деутсъщланд – щярфи мянада тяръцмядя Алманийа иттифаг Республикасы кими адландырылмалыдыр. Онун федерал органлары мцвафиг олараг – иттифаг президенти (Бундес праесидент), Иттифаг Канслери (Бундес Канзлер) тяръцмя едилмялидир. Бязи мцяллифляр федерализми унитаризмя нисбятян даща демократик дювлятин сийаси – ярази гурулушу формасы кими характеризя едирляр. Федерасийанын демократиклийи онунла характеризя олунур ки, о щакимиййятин тамамиля мяркяздя ъямляшмясинин гаршысыны алмаьа йюнялиб.1 Дювлят щакимиййятинин бир гисми федерасийа субйектляриня верилир.
Специфическими чертами Конституции 1936, раскрывающими её сущность как основного закона социалистического государства, являются: принцип государственного суверенитета народа, его полновластия, который гарантируется социалистической системой хозяйства и социалистической собственностью на основные орудия и средства производства; нерушимый союз рабочих и крестьян и руководящая роль в этом союзе рабочего класса как передового и наиболее организованного класса советского общества; руководящая и направляющая роль КПСС во всех сферах жизни советского общества как важнейшая политическая гарантия реализации принципа народного суверенитета; советский федерализм в сочетании с унитаризмом как форма государственного устройства, наиболее полно выражающая принцип полного равноправия народов во всех сферах государственной деятельности, их права на самоопределение; принцип единства государственной власти и полновластия представителей органов социалистического государства; демократический централизм как основа организации и деятельности
Эти ключевые позиции конфедерализма при определенных обстоятельствах и оказались роковыми для судьбы Союза. СССР обладал признаками федерации. Во-первых, он был единым государством, состоящим из нескольких государственных образований — союзных республик. Во- вторых, союзные республики имели собственную территорию, которая, хотя и чисто теоретически, не могла быть изменена без их согласия, свою конституцию, органы государственной власти. В нормальных федерациях эти органы имеют высокую степень самостоятельности. В СССР высшая национальная номенклатура полностью зависела от центральных партийных органов. В- третьих, несмотря на огромную власть федерального центра и широкую его компетенцию, в ведении субъектов Союза находился широкий круг вопросов, требующих учета национальных особенностей и конкретных нужд населения для их разрешения. Однако важнейшей задачей республиканских органов государственной власти было и оставалось проведение в жизнь решений центральных органов партии и государства. Парадокс государственного устройства СССР заключался в том, что превалирование принципов унитаризма и конфедерализма над принципами федерализма создавали качественно новую ситуацию, не известную в прошлой мировой практике государственного строительства и политического устройства.
Исторически они сложились из независимых государств через конфедерацию к федерации, причем на деле они превратились в унитарные государства, сохранив лишь форму федерализма. Весь этот процесс развития от независимости к унитаризму шел через ряд насилий, угнетений и национальных войн. Достаточно вспомнить войну южных штатов Америки с северными[12] и войну Зондербунда[13] с остальными кантонами Швейцарии. Нельзя при этом не отметить, что кантоны Швейцарии и штаты Америки строились не по национальному признаку и даже не по экономическому, а совершенно случайно в силу случайного захвата тех или иных территорий эмигрантами-колонистами или сельскими общинами. Чем отличается от них находящаяся в процессе сложения Российская Федерация Федерация же, которая строится теперь в России, представляет, должна представить совершенно другую картину. Во-первых, выделившиеся в России области представляют вполне определенные единицы в смысле быта и национального состава. Украина, Крым, Польша, Закавказье, Туркестан, Среднее Поволжье, Киргизский край отличаются от центра не только по своему географическому расположению (окраины!), но и как целостные экономические территории с определенным бытом и национальным составом населения
Актуальной проблемой остается поиск оптимального соответствия между централизацией и самостоятельностью субъектов, сохранение равновесия между этими началами, чтобы избежать эволюционирования федерализма либо в сторону унитаризма, либо к конфедерализму. Как же сохранить единство РФ, не допуская при этом ущемления интересов республик, автономий, краев и областей? Предлагается, например, модель построения Российской Федерации, согласно которой Россия строится по территориальному принципу (губернии, земли). Сторонников этой модели становится все больше. Переход от смешанного принципа федеративного устройства к единому, территориальному снял бы существующее противоречие между национально-государственным и административно-территориальным принципами государственного устройства. Разумное решение проблемы федеративного устройства России может быть обеспечено плавным переходом от национально-территориального деления к административно - территориальному, т. е. такому, когда не этносы создают данное территориальное образование, а сограждане.
Министерство Образования Республики Беларусь Академия управления при Президенте Республики Беларусь Реферат по дисциплине: Государственное управление на тему: Унитаризм, федерализм, конфедерализм и формирование в их рамках современных структур, отвечающих за разработку государственной политики Минск 2010 Компаративные исследования систем государственного управления в разных странах обнаруживают множество различий в формах организации и деятельности центральных и местных органов управления. Некоторые из этих различий зависят от степени экономического и социального развития соответствующих стран. Индустриальное государство с быстрыми темпами экономического роста и высоким жизненным уровнем может иметь иные административные институты, чем аграрное государство с его замедленным экономическим развитием и низким уровнем жизни. Еще один важный фактор, влияющий на структуры государственного управления, - политические режимы, в рамках которых функционируют административные органы. По этой причине в двух странах приблизительно одинаковой социально-экономической структурой могут быть различные по своей природе государственные институты.
Южная часть континента – Ла-Платский район (Аргентина, Уругвай, Парагвай). Здесь освободительное движение протекало в сложных условиях из-за возникших острых противоречий в самом революционном лагере и междоусобной борьбы между сторонниками федерализма и унитаризма. В ходе войны за независимость выделяют два периода: 1810-1818 гг. – первые годы войны, когда была провозглашена независимость большинства бывших колоний и на их месте созданы независимые республики. На этом этапе креольским революционерам не удалось привлечь на свою сторону народные массы, что предопределило временное поражение революционных сил на большей части территории бывших колоний. 1819-1826 гг. – второй период. Освобождение территории Центральной и Южной Америки от испанских войск; образование независимых республик на все й территории испанских колоний, кроме Кубы и Пуэрто-Рико. На первом этапе освободительной войны одним из важнейших центров революционной борьбы стала Венесуэла. 5 июля 1811 г. в Каракасе Национальный Конгресс провозгласил независимость Венесуэлы и 21 декабря принял республиканскую конституцию. В политической жизни страны большую роль играло “Патриотическое общество”, созданное революционерами-креолами наподобие якобинского клуба.
Можно привести конкретный пример , рассмотрев российский федерализм. В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа: 1. Создание основ социалистического федерализма (1918 –1936 г.). 2. Утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937-1985 г.). 3. Реформы государственного устройства перед Конституцией 1993 г. Федерализм возник и развивался в России по идеологическим схемам большевизма, положившего в основу федерации не реальную демократизацию власти , а преодоление «национального гнета». Начался хаотический процесс создания автономий по национальным или географическим признакам , хотя ясных границ национального разделения не существует , и население было смешанным. Процесс создания автономий , изменения их границ и после принятия в 1925г. новой Конституции РСФСР. Принятая за год до этого Конституция СССР закрепила создание союзного государства , в которой РСФСР стала одной из равноправных республик. Созданный в 1922г. СССР являл собой иное федеральное государство , т.к. состоял из разных субъектов с правом выхода из федерации.
Накопленный политический опыт позволяет наметить лишь контуры альтернатив, стоящих перед Россией. Более детальные прогнозы в нынешней ситуации вряд ли оправданы вследствие глубокой анти-номичности российского общества. В трактовке И.Канта, антиномии — это утверждения, которые в равной степени логически доказуемы и в то же время взаимоисключающи. В применении к социальной действительности антиномичность указывает на особый тип противоречия, где каждая из противоположностей имеет одинаково прочное базовое основание в реальности. Противоречия-антиномии ведут к возникновению дилемм, не поддающихся снятию в результате единожды сделанного выбора. Пока сохраняются глубинные основания контрнаправленных тенденций, анти-номичная дилемма вновь воспроизводится, требуя постоянного подтверждения выбора. Российская действительность насыщена подобными дилеммами: авторитаризм versus демократия, гражданское общество versus корпоративное, федерализм versus унитаризм, рынок versus государственная опека над экономикой, постиндустриализм versus сырьевой анклав мировой экономики, противостояние versus партнерство на международной арене.
Идеология русского радикализма. Дворянско-разночинский этап. Русский радикализм развивается под флагом «освободительного движения» и проходит через три основных этапа: дворянский, народнический и марксистский. Дворянский этап ознаменовывается выступлением декабристов на Сенатской площади Санкт-Петербурга. Дворянские революционеры еще не имеют единой политической программы: одни из них выступают за конституционное ограничение монархии и федерализм, другие - за установление республиканской системы и унитаризм. Идеологией народничества становится социализм, который они связывают с крестьянской поземельной общиной. Народники искренне верят в стихийный революционаризм «угнетенных масс» и спешат воспользоваться «благоприятной» ситуацией. Этим объясняется их отрицательное отношение к крестьянской реформе 1861 г., сбившей, на их взгляд, накал народного протеста и заставившей радикальную интеллигенцию добиваться власти путем террора и насилия. Трагедии и неудачи приводят к разложению народничества: одни отходят от борьбы и примиряются с монархией, другие начинают пристально всматриваться в потенциальные возможности зарождающегося русского пролетариата.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Если говорить очень коротко, то господствующая тенденция в мире – это движение федеративных государств к унитаризму. Так, не смотря на то, что традиции и основной Закон ФРГ основаны на идее кооперативного федерализма, т.е. предусматривается в т.ч. и презумпция компетенции Земель, в современных условиях общепризнано, что федерация в Германии превратилась в унитарное государство. Аналогичная ситуация по сути дела и в США, где анализируя общую тенденцию централизации в системе американского федерализма, исследователи приходят к выводу о том, что несмотря на это сохраняется жизнеспособность (пока еще) американской федерации. Список литературы
Если это безвременье продлилось бы, дезинтеграция страны могла зайти очень далеко, вплоть до объявления отдельных деревень республиками (как это было в период гражданской войны). Из полного хаоса могло родиться только то, что уже было: на базе ли одной из многочисленных компартий или, что еще хуже, националистических движений. Как особую причину распада СССР следует рассмотреть административно- территориальное устройство страны и решение в ней национального вопроса. Для государственности России «вечный» национальный вопрос -это прежде всего вопрос соответствия национально-государственного и административно- территориального устройства России тому уровню состояния и способу решения национального вопроса, который сложился на определенном отрезке времени, на соответствующем этапе развития российского общества. Длительное время в XX веке национальный вопрос в России решался и таким способом: формально провозглашался федерализм, а фактически осуществлялся унитаризм. А то или иное устройство государства, отражающее способы решения национального вопроса, оказывало и оказывает важное воздействие и на политический режим, т. к. именно режим призван обеспечивать территориальное устройство государства.
И хотя территориальный подход все же возобладал (под влиянием Сталина), но лишь потому, что был сочтен более адекватным логике сохранения максимального объема власти на максимальной территории как отмечал Э.Карр, «федерация была тем политическим понятием, к которому можно было обратиться, чтобы удовлетворить чаяния зависимых в прошлом народов царской империи и в то же время удержать их в рамках советского строя. Стоило провозгласить право наций на самоопределение, как федерализм становился неизбежным следствием или противоядием»9. Федерация действительно рассматривалась как политическое понятие, но не как подлежащая установлению политическая реальность, и притом как сугубо временное состояние в той же статье в «Правде», в которой Сталин описал будущее устройство страны Советов как «союз определенных исторически выделившихся территорий, отличающихся как особым бытом, так и национальным составом», он провозгласил конечной целью развития этого союза переход к «будущему социалистическому унитаризму»10. Но главное даже не в этом. Главное в том, что вся институционально-нормативная конструкция, за которой закрепилось наименование федерации (а равно и система Советов как таковая), была лишь декоративным фасадом, скрывавшим, да и то не особенно, реальный властный механизм партийные структуры, никогда не бывшие федеративными ни на йоту.
Как показала пятилетняя практика становления и развития федеративных отношений, эти принципы и большинство механизмов в целом обеспечивают эволюционный характер развития федеративного государства. В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа: 1) Создание основ социалистического федерализма (1918-1936); 2) Утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937-1985); 3) Реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993 г. 1) Федерализм в России возник и развивался по идеологическим схемам большевизма, положившего в основу федерации не реальную демократизацию власти, а преодоление «национального гнета». Российская Федерация была провозглашена на ((( Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. Этим устанавливалось новое государственное устройство не только собственно России (как мы ее понимаем сегодня), но и всей бывшей Российской империи, на территории которой впоследствии был создан СССР. На российской территории начался хаотичный процесс создания автономий (республик и областей) по национальному или географическому признаку, хотя ясных границ национального расселения не существовало, да и население в национальном отношении часто было смешанным.
Еще тогда член союза русских рыцарей граф М.А. Дмитриев-Мамонов предлагал проект разделения Российской империи на 13 крупных единиц. Представители Северного тайного общества декабристов также видели будущее России как правового государства, построенного по федеральному принципу. В обоих проектах конституции Н. Муравьева содержится подробный план федеративного устройства России. Можно было бы долго описывать предысторию российского федерализма, вспоминать сторонников и противников федерального устройства, но объем диплома не позволяет мне этого сделать, поэтому сразу перейдем к реалиям, к настоящему времени современного федерализма. Территориальная организация государственной власти в России - одна из острейших проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности государства и стремлением регионов к большей самостоятельности. Всякие перекосы здесь достаточно опасны. «Безмерное усиление федеральной власти, неравномерность ее действий в данной сфере - путь к централизму и унитаризму.
ФЕДЕРАТИВНАя РЕСПУБЛИКА ГЕРМАНИя — BU DESREPUBLIK DEU SCHLA D — В БУКВАЛЬНОМ ПЕРЕВОДЕ ЗНАчИТ СОЮЗНАя РЕСПУБЛИКА ГЕРМАНИя, А НАЗВАНИя ЕЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ТОЖЕ БУКВАЛЬНО СЛЕДОВАЛО БЫ ПЕРЕВОДИТЬ КАК СОЮЗНЫЕ — СОЮЗНЫЙ ПРЕЗИДЕНТ (BU DESPRAESIDE ), СОЮЗНЫЙ КАНЦЛЕР (BU DESKA ZLER) И Т.Д. ФЕДЕРАЛИЗМ — ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ БОЛЕЕ ДЕМОКРАТИчЕСКАя ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВА, чЕМ УНИТАРИЗМ, И ЕСТЕСТВЕННО, чТО В ПОДАВЛяЮЩЕМ БОЛЬШИНСТВЕ СЛУчАЕВ ФЕДЕРАЦИИ ИМЕЮТ РЕСПУБЛИКАНСКУЮ ФОРМУ ПРАВЛЕНИя. ОДНАКО ЕСТЬ И ИСКЛЮчЕНИя. ТАК, ОБЕДИНЕННЫЕ АРАБСКИЕ ЭМИРАТЫ, КАК ВИДНО ИЗ ИХ НАЗВАНИя, ПРЕДСТАВЛяЮТ СОБОЙ ФЕДЕРАЦИЮ МОНАРХИЙ, И ОДИН ИЗ МОНАРХОВ-ЭМИРОВ ИЗБИРАЕТСя СВОЕОБРАЗНЫМ ПРЕЗИДЕНТОМ ЭТОГО ГОСУДАРСТВА. ЧАСТИчНО СХОДНАя СИТУАЦИя В МАЛАЙЗИИ, ГДЕ чАСТЬ СУБЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ ФОРМУ ПРАВЛЕНИя ИМЕЮТ РЕСПУБЛИКАНСКУЮ, ОДНАКО ВЕРХОВНЫМ ПРАВИТЕЛЕМ ИЗБИРАЕТСя ОДИН ИЗ МОНАРХОВ- СУЛТАНОВ, ВОЗГЛАВЛяЮЩИХ ДРУГИЕ СУБЕКТЫ ФЕДЕРАЦИИ. МОНАРХИяМИ яВЛяЮТСя ТАКИЕ СУБЕКТЫ ФЕДЕРАЦИИ, КАК БЕЛЬГИя, КАНАДА, АВСТРАЛИя, НО СУБЕКТЫ ЭТИХ ФЕДЕРАЦИЙ ОРГАНИЗОВАНЫ ПО РЕСПУБЛИКАНСКОМУ ПРИНЦИПУ.
Оглавление Оглавление1 Раздел I. Понятие формы государства2 1. Понятие формы государства2 2. Формы рабовладельческого государства9 3. Формы феодального государства12 4. Формы капиталистического государства16 Раздел II. Форма правления19 1. Понятие формы правления и государственного режима19 2. Монархия22 3. Республика25 Раздел III. Государственное устройство34 1. Понятие34 2. Территориальная автономия36 3. Формы политико-территориального устройства38 4. Унитарное устройство (унитаризм)40 5. Федеративное устройство (федерализм) 44 Список литературы51 Примечания52 Раздел I. Понятие формы государства Понятие формы государства — Формы рабовладельческого государства — Формы феодального государства — Формы капиталистического государства1. Понятие формы государства Форма государства является непосредственным выразителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, будет и его форма. Исследовать государство с точки зрения его сущности означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает.
![]() | 978 63 62 |