![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История | подраздел: | История |
Культурное строительство в годы семилетки | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Этому способствовал целый ряд факторов: исключительно быстрое внедрение евреев в экономику и культуру страны; их участие, намного превосходившее их процент в населении, в хозяйственном и культурном строительстве; отсутствие национальных основ в сельскохозяйственном поселении, как в Европейской части СССР (одной из важнейших причин ухода из еврейских коммун была начавшаяся в 30 годах политика т. н. "интернационализации", т. е. включения еврейских колхозов в украинские и белорусские), так и в Еврейской автономной области; игнорирование культурно-национального наследия в еврейской школе; тяжелое положение еврейских религиозных общин, служивших постоянной мишенью для правительственной антирелигиозной пропаганды и не имевших ни средств, ни свободы действия для содержания синагог, подготовки раввинов, печатания молитвенников, Библии и Талмуда. Все это происходило на фоне подавления национальных культур народов СССР вообще под лозунгом борьбы с "националистическими уклонами" (на этой почве покончил самоубийством в 1933 г. старый украинский большевик Скрыпник), усилившегося с началом сталинского террора против видных партийных деятелей после убийства Кирова в декабре 1934 г., и с разгулом "органов безопасности" во главе с Ежовым и Берией
Основной переход кыргызов к оседлости начался в 1931 году, и в конце 30-х годов кыргызы стали оседлыми. Самым страшным мероприятием этих лет стала коллективизация и раскулачивание. В 1935 году процесс коллективизации был в основном завершен. С самого начала колхозы были поставлены в положение, исключающее хозяйственную инициативу и бережливость. Средства производства и производимая продукция фактически стали собственностью государства, и это привело к истреблению скота, снижению урожайности сельскохозяйственных культур и т. п. В 1932 г. В Кыргызстане начался голод. Положение не поправилось даже к 1940 году. В предвоенные годы уровень развития промышленности Кыргызстана, как и сельского хозяйства, был исключительно низким и не давал никаких оснований для утверждений об успешном создании экономической базы социализма. 47. Политическая жизнь в довоенном Кыргызстане: формирование административно-командной системы. Репрессии. В предвоенные годы в Кыргызстане проходило становление и дальнейшее упрочение административно-командной системы управления, опирающейся на мощную репрессивную машину. Так, 1929 - 1930 гг. - резкое повышение плановых заданий в промышленности, уравниловка, партийная чистка. 1931- сер.1932 г. - борьба с уравниловкой, движение хозрасчетных бригад, развертывание колхозной торговли. Сер.1932- 1933 г.г. - принятие закона против хищений, создание политотделов, партийная чистка. 1934-1936 г.г.- принятие реалистических директив по второму пятилетнему плану, стабилизация положения в деревне, отмена продовольственных карточек, стахановское движение на основе неограниченной индивидуальной сдельщины, новая демократическая Конституция 1936 г. 1937-1938 г.г. - "большой террор", партийная чистка, репрессивные законы в промышленности за нарушение трудовой дисциплины. 48. Культурное строительство в довоенном Кыргызстане: образование, наука, искусство, печать.
В номере от 2 февраля 1942 года, например, разоблачалось выступление Гитлера 30 января, в котором он, признавая поражение под Москвой, попытался реабилитировать себя перечислением прошлых заслуг. Какие же это заслуги? "Гитлер оказал, что получил в наследство 3 миллиарда марок государственного долга и погасил его. Это - ложь. Газета "Франкфуртер цайтунг" 25 декабря сообщила, что государственный долг Германии составляет теперь уже 110 миллиардов марок. Гитлер сказал, что получил в наследство омертвевшую торговлю и оживил ее. Это - ложь. Министр Функ совсем недавно заявил: "В Германии нарушено равновесие между наличием товаров и количеством денег". "Денежный оборот заменяется товарообменом", - писала и газета "Данцигер форпостен". И так факт за фактом. "Но самая большая ложь Гитлера, - говорилось в заключение, - это та, когда он говорит, что, придя к власти, стремился к мирному процветанию немецкого народа, к культурному строительству и социальным преобразованиям. С первого же дня прихода к власти Гитлер стал готовить войну за мировое господство
В 1925 году введено всеобщее начальное образование. Формирование новой интеллигенции потребовало резкого увеличения числа университетов и вузов. Чтобы облегчить получение высшего образования, при вузах и университетах открывались рабочие факультеты (рабфаки). В результате принятых мер к 1933 году по количеству студентов СССР превзошел Англию, Германию, Австрию, Польшу и Японию, вместе взятых. Такая форсированность в подготовке специалистов объяснялась не только масштабами экономического и культурного строительства, но и спецификой послереволюционной ситуации. Новое пролетарское государство относилось к представителям старой интеллигенции подозрительно и настороженно, видя в них явных или скрытых контрреволюционеров. Результатом такого отношения стала массовая эмиграция русской интеллигенции. Страну покинули сотни и тысячи высококвалифицированных ученых, инженеров, изобретателей и конструкторов, значительная часть которых приобрела за рубежом мировую известность. За пределами России оказались такие выдающие художники, как Ф. Шаляпин, С. Рахманинов, И. Бунин, К. Коровин. Поиск и становление новой культуры происходили в атмосфере интенсивной художественной жизни.
В эпоху нэпа задача проведения равенства затрудняется и замедляется, но не отменяется. Нэп есть для нас не путь к капитализму, а путь к социализму; следовательно, постепенное вовлечение всего трудящегося населения поголовно в работу по управлению государством и систематическая борьба за большее равенство остается одной из важнейших задач партии и при нэпе. Эта борьба может быть успешной лишь на основе растущей индустриализации страны и увеличения руководящей роли пролетариата во всех отраслях материального и культурного строительства. Борьба за большее равенство не исключает в переходное время более высокой оплаты квалифицированных рабочих, поднятия материального уровня труда специалистов, как не исключает и лучшей оплаты учительства на большую высоту, чем в буржуазных странах и так далее. Надо отдать себе ясный отчет в том, что армия чиновников растет у нас за последние годы количественно, сплачивается внутренне, поднимается над управляемыми, переплетается с зажиточными слоями города и деревни. "Инструкция" 1925 года, предоставившая избирательные права многочисленным эксплуататорским элементам, явилась лишь одним из-наиболее ярких выражений того, насколько отзывчивым становится бюрократический аппарат, до самых своих верхушек, к домогательствам верхних слоев, зажиточных, накопляющих, обогащающихся
Это прежде всего оперы: «Даней». Палиашвили — в Грузии, «Алмаст» А. Спендиарова — в Армении и несколько позднее «Кёр-оглы» У. Гаджибекова — в Азербайджане,— оперы ярко национальные, глубоко связанные с народным творчеством, испытавшие также благотворное влияние традиций русской классической оперы. Творческие организации. К началу 30-х годов советская литература, музыка и другие искусства достигли внушительных успехов. Огромную организующую роль на этом важном и трудном участке культурного строительства сыграло то, что Коммунистическая партия поддерживала передовых деятелей советского искусства, сплачивала и воспитывала молодые творческие силы, вышедшие из народа, предупреждала их против опасности кружковщины, индивидуализма, подражания моде буржуазного Запада, против пренебрежительного отношения к культурному наследию. Необычайно интенсивной и противоречивой предстает перед нами общая картина острой идейно-эстетической борьбы различных направлений, творческих организаций и группировок з 20-е годы. Это было время бурного становления нового. Теперь, в исторической перспективе, мы можем объективно оценить многие явления, отделив все ценное, плодотворно-новаторское от тех крайностей, которые шли под знаком радикального разрыва с традициями прошлого, «новаторства во что бы то ни стало».
В эти годы проводилось активное языковое строительство, когда десятки ранее бесписьменных народов обретали впервые письменность. На XII партийном съезде 1923 г. были приняты основные принципы политики коренизации. Согласно им « важнейшей задачей партии стало преодоление фактического неравенства народов »1. «Под равенством понимались не только экономическая развитость, но и управление национальных территорий коренными силами. Титульные народы каждой «национальной» территории должны были быть пропорционально представлены в аппаратах партии и государства, языком управления и преподавания должен был стать «национальный» язык»2, - замечает Тимо Вихавайнен. О самом термине «национально-языковая политика» А.А.Левкоев пишет, что это «сознательное регулирование государством языковых процессов, связанное с отношениями к различным слоям общества, с выбором форм и методов руководства и не только в области культурного строительства»3. В Карелии языковая проблема была очень острой. Известно, что огромную роль в истории республики этого периода сыграли финские эмигранты- революционеры.
Фактически под запретом находились такие науки как социология, социальная психология. Разгрому и физическому истреблению подвергалась русская школа генетики. Культура СССР шла по своему, особому пути, во многом определенному Коммунистической партией. КУЛЬТУРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО 20-30 ГОДОВ В КУЙБЫШЕВСКОЙ ОБЛАСТИ Важнейшей задачей была ликвидация неграмотности. Первым губернским комиссаром просвещения стал педагог-большевик Владимир Аркадьевич Тронин. Кампания по ликвидацию неграмотности была развернута по всей губернии, расширялась школьная сеть для детей. В школы был открыт широкий доступ рабочей и крестьянкой молодежи. Большая забота проявлялась о распространении образования среди национальных меньшинств. Была решена задача повсеместного перехода к всеобщему обязательному начальному обучению, а в городах – к всеобщему семилетнему. Во второй пятилетке в крае работало 5705 школ, где училось около миллиона детей. Вводится обязательное семилетнее образование и в сельской местности. Множились ряды советского учительства. Быстрыми темпами развивалась высшая школа. В 1929-1932 гг. были открыты медицинский, педагогический, инженерно-строительный, индустриальный, планово-экономический институты и филиал Московского транспортного института в Самаре.
Курска орденом Отечественной войны 1-й степени за мужество и стойкость, проявленные трудящимися города в годы Великой Отечественной войны и за успехи в хозяйственном и культурном строительстве 1984, 9 мая Открыт мемориальный комплекс "Памяти павших в годы Великой Отечественной войны" Сразу же после изгнания оккупантов в Курск стало возвращатся население. Тысчи жителей приступили к возрождению городского хозяйства. Они восстанавливали предприятия, жилые дома, учреждения культуры, шевствовали над военными госпиталями, принимали активное участие в выполнении заказов для фронта. Тысячи жителей города награждены орденами и медалями Советского Союза. Многие куряне удостоены звания Героя Советского Союза, двое из них – дважды. В городском саду имени Первого мая установлен бюст уроженца Курска дважды героя Советского Союза Андрея Боровых. Одна из центральных площадей названа именем Героя Советского Союза, полковника С.Н. Перекальского, павшего смертью храбрых при освобождении Курска. Правительство в мае 1943 года приняло постановление О неотложных мерах по восстановлению Курска. На эти нужды было ассигновано 15 миллионов рублей.
И поэтому не случайно в 1925 году, в связи с 200 - летием Российской Академии наук, заводу было присвоено имя гениального русского ученого М. В. Ломоносова. В 30 -е годы, с началом культурного строительства в СССР, на Ленинградском фарфоровом заводе открывается первая в стране художественная лаборатория. Под руководством ученика К. Малевича, Н. Суетина творческий коллектив предприятия создает новый стиль советского фарфора, созвучный "социалистическому быту".Талантливый художник и руководитель, Суетин органично воплотил супрематические идеи с мирискуксническим декоративизмом и реалистическим отображением мира природы. Индивидуальные особенности творчества А .Воробьевского, И. Ризнича, М. Моха, Т. Безпаловой, Л.Протопоповой, Л. Блак, А. Яцкевич ,С. Яковлевой и других, на многие годы определили облик ленинградского фарфора с его чистотой и мягкостью форм, выявленной белизной материала, конкретностью образов в росписи и сочностью красок. Установки социалистического реализма на решение идеологических задач и официальный стиль государственных заказов 1930 - 1950 годов в фарфоре на ЛФЗ не получили одиозного характера.
Продолжает творить мэтр отечественной школы – художник Шилов. Для 1990-х годов характерно стремление демонтировать памятники советского времени, пропагандирующие идеологию социализма и коммунизма, и установить новые скульптурные композиции. С глубоким уважением поэту создан памятник Есенину на Тверском бульваре в Москве (скульптор Бичуков). В Ярославле открыт памятник Ярославу Мудрому (скульптор Комов). Значение для преобразования Москвы и определения того, каким остаётся облик столицы России рубежа тысячелетий имеет чрезмерное насаждение монументальных произведений Церетели (часть людей выражают протест против этого, другие воздерживаются). Его авторству принадлежит мемориальный комплекс на Поклонной горе в ознаменования 50-летия Победы в ВОВ, оформление Манежной площади, гигантский монумент императору Петру Великому. Реконструкция и восстановление архитектурно-исторических и культурных памятников – путь возрождения духовности России. Одной из особенностей культурного строительства являются развернувшиеся в масштабах всей страны работы по восстановлению памятников прошлого.
В 1923 году возникает добровольное общество "Долой неграмотность". Особую роль в работе этого общества сыграли комсомол и профсоюзы. К концу 30-х годов были достигнуты значительные результаты в ликвидации неграмотности. В 1939 году 81% населения в возрасте от девяти до сорока лет стало грамотным. Особенно разительны были успехи в ликвидации неграмотности среди населения национальных республик. Сорок народов получили свою письменность, 70% населения стало грамотным. Много внимания уделялось развитию советской школы. С 1930 года вводится всеобщее обязательное начальное обучение детей.В годы второй пятилетки вводится семилетнее обучение в городе и частично на селе. Одновременно решалась проблема повышения качества обучения в школе. Одной из важнейших задач культурного строительства явилась подготовка специалистов через высшие и средние специальные учебные заведения. Для промышленности и сельского хозяйства за годы двух первых пятилеток в вузах и техникумах было подготовлено около двух млн. специалистов. В 1940 году в СССР насчитывалось 817 вузов, где обучалось 812 тыс. студентов. (в 1928 году - 148 вузов и 169 тыс. студентов). В 1925 году была введена система аспирантуры для подготовки научных работников и преподавателей высшей школы.
Всего в этих учреждениях насчитывалось 323 научных работника, из них 251-в сельскохозяйственных. Но первоочередной задачей на том этапе культурного строительства для Западной области, как и всей страны, являлось решение проблемы всеобуча. Весной 1930г. ЦК ВКП(б) признал необходимым ввести с 1930/31 учебного года повсеместно обязательное обучение детей в возрасте 8—10 лет с последующим распространением начального всеобуча на детей 11 лет. В полном объеме эту задачу поставил XVI съезд партии. В соответствии с решением партии, в августе 1930 г. были вынесены постановления ЦИК и СНК СССР, а также ВЦИК и СНК РСФСР о введении всеобуча с осени 1930 г. Во исполнение этих постановлений Западная область израсходовала большие средства на ремонт и строительство школьных помещений. Расширение школьной сети позволило ей приблизиться к выполнению решений партии и правительства о всеобуче: с осени 1930 г. число учащихся в начальной школе возросло по сравнению с предыдущим годом почти на одну треть, а охват детей 8—11- летнего возраста школой составил 96,3%.
В 1932 году из Томска в Колпашево было переведено ''остяцкое'' отделение педагогического техникума, которое сыграло заметную роль в культурном строительстве края. Уже к 1938 году выпускники Колпашевского педтехникума составляли почти третью часть учителей, обслуживающих малые народности Нарымского округа. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ДЛЯ НАРЫМСКОГО КРАЯ. Подготовка учителей для Нарымского края осуществлялась и высшими учебными заведениями. В 1925 – 1926 годах на рабфаке Ленинградского университета была создана северная группа из 26 студентов. На базе этой группы затем сформировался Ленинградский институт народов Севера. '' Чудесным чумом'' называли селькупы этот институт. В нём молодёжь Севера приобретала знания из величайшей сокровищницы русской и советской культуры, науки, а затем передавала их своим сородичам. Первые студенты института, посланцы Нарымского края – селькупы Каргасокского района А. И. Игляков, М. И. Иглякова; селькупы юрт Ласкиных Парабельского района – П. Р. Ижембин, Е. Н. Ижембина; селькуп Верхнекетского района П. Н. Боркин и многие другие.
Они касались как событий далекого прошлого адыгов, так и сюжетов и эпизодов недавней истории: революции и Гражданской войны, обретения нац. государственности и становления автономии, развития национального просвещения и культуры7. Несмотря на некоторые успехи в решении непростых задач изучения истории, культуры и быта населения области, усилий одной редакционно-издательской комиссии и отдельных лиц оказалось все же недостаточно. Это осознавали и руководители национально-культурного строительства в Адыгее, предпринимавшие определенные попытки по созданию какого-либо самостоятельного научно- краеведческого учреждения или организации, способных стать центром сосредоточия всех научно-исследовательских работ8. О попытках организации подобного научного центра, правда, в самых общих чертах, контурах, можно узнать из официальных материалов ОБОНО, датированных еще началом 1920-х гг. "Научного Адыгейского Общества Краеведения пока не удалось организовать за ограниченностью научных туземных сил. Но попытки в этом направлении имеются.",— читаем, к примеру, в информационном отчете АдыгОБОНО за 1922—23 уч. год. Далее сообщается о некоторых результатах краеведческой работы сотрудников отдела (главным образом ред.-издательской комиссии и методического совета) за указанный период и планах на ближайшую перспективу, о желании "издавать периодический журнал, который должен задаться целью всесторонне освещать жизнь Адыгеи."9, о командировке в различные вузы страны "в целях подготовить собственные профессиональные педагогические и научные кадры", первых групп черкесской и русской молодежи.
В эти же годы над городом поднялся 180-метровый шпиль Ростовского телецентра. В 1970-е гг. дальнейшее развитие города продолжалось в северном и западном направлениях. За рекой Темерник началось создание огромного Северного жилого района, рассчитанного на 150000 жителей. К середине 80-х гг. на окраинах города оформились «спальные районы» – жилые массивы с многоэтажными благоустроенными домами, школами, детскими садами, магазинами, но не имевшие предприятий, учреждений, культурных центров. По Генеральному плану Ростова 1971 г. предусматривалось создание специальных промышленных зон. В 1980 г. в Ростове сформировались наиболее крупные из них: Западная и Северо-западная. Застройка Северо-западной промзоны началась в 1972 г. Здесь располагалось около 50 предприятий (Ростовское химическое производственное объединение им. Октябрьской революции, комбинат крупнопанельного домостроения, пивоваренный завод «Новая заря» и др.). Сосредоточение промышленных предприятий в специальных зонах города имело ряд преимуществ в плане экологии, общих коммуникаций, но оторванность от мест проживания рабочих обостряло транспортные проблемы. В 70-80 гг. созданы или реконструированы все вокзалы. В 1975 г. закончено строительство здания нового речного вокзала с 9-этажной гостиницей в форме двухпалубного теплохода. В декабре 1970 г., «За большие успехи в хозяйственном и культурном строительстве», развитие «особенно отраслей машиностроения», Ростов, Указом правительства, был награжден орденом Ленина.
В этот же период по проекту архитектора Мержанова было закончено строительство прекрасного санатория "Красные камни", отличающегося роскошью и максимальными удобствами. Санаторий расположен в центре парка, в наиболее благоприятной микроклиматической зоне. Все 20 санаториев, построенных в Кисловодске до Великой Отечественной войны, выполнены с соблюдением высоких санитарных требований и с максимальными удобствами для больных. Внешние формы зданий современны, территории озеленены и приспособлены для спокойного отдыха и лечения. Они и поныне служат народу. Здания санаториев являются архитектурными памятниками русского зодчества 1930-х годов. Однако дальнейшее развитие курорта было нарушено Великой Отечественной войной. Кисловодск был превращен в госпитальную базу. Уже в августе 1941 г. было развернуто 36 госпиталей на базе санаториев-пансионатов и гостиниц. Город Кисловодск за большую самоотверженную работу по лечению и восстановлению здоровья воинов, значительный вклад в развитие здравоохранения и за успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве, награжден орденом Отечественной Войны I степени. К 1950. г. полностью были восстановлены все санатории и лечебные учреждения курорта, проведены большие гидрогеологические изыскания, которые позволили увеличить запасы нарзана для бальнеологических целей.
Публиковал статьи на педагогическую и общественно- политическую тематику, по актуальным вопросам языкового и национально-культурного строительства. В последнем, принимал самое непосредственное участие, являясь членом Методической секции по черкесскому языку при Облоно и правления Общества изучения АЧАО, сотрудничая в Облполитпросвете, других культурно-просветительских учреждениях и организациях. Пшунелову принадлежат одни из первых переводов на адыгейский язык детской художественной литературы. В 1929 году в Краснодаре вышло три книги сказок и рассказов европейских авторов для детей в переводе и обработке Чишмая Пшунелова. В печатном наследии педагога советского периода, помимо публикаций и учебно-дидактического содержания, заметное место занимают методические пособия, разработки и рекомендации в помощь учителям начальной школы и другим работникам народного образования. Они не могут не привлечь внимания исследователей, занимающихся историко-педагогической проблематикой, в частности, историей развития педагогики и народного образования в Адыгее, поскольку представляют собой первые теоретические опыты еще только зарождавшейся национальной учебно-методической мысли.
![]() | 978 63 62 |