![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История | подраздел: | История |
Самозванцы и самозванчество в России | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Неверная память: Герои и антигерои России. Историко-полемические эссе. М., 1990. 170.PСоловьев С М. Заметки о самозванцах в России // Русский архив. 1869. Год 6. 171.PСоловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 19641965. Кн. 1213. 172.PСпирков В. А. Участие пленных польских конфедератов в Крестьянской войне в России 17731775 // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. истории, языка и литературы. 1963. P14. Вып. 3. 173.PСтаноjевиh Г. Шhепан Мали. Београд, 1957. 174.PСуворов А. В. Письма / Изд. подготовил В. С. Лопатин. М., 1986. 175.PТроицкий С. М. Самозванцы в России XVIIXVIIIPвв. // Вопросы истории. 1969. P3. 176.PУспенский Б. А. Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен // Художественный язык средневековья. М., 1982. С. 201235. 177.PУтро. Литературный и политический сборник / Изд. М. П. Погодиным. М., 1868. 178.PФавье Ж. Л. Русский двор в 1761 году / Пер. с фр. рукописи Лафермиера // Русская старина. 1878. P10. 179.PФирсов И. Я. Петр III и Екатерина II. Первые годы ее царствования. Пг.; М., 1915. 180.PФрейденберг М. М
Михаил Романов и стал новым русским царём. Выбор Земского собора оказался исключительно удачным. Михаил Романов отвечал всем предъявленным требованиям. Избрание царём представителя русской боярской фамилии, находившейся в родстве по женской линии с Иваном Грозным, имело тогда большое национальное значение. Представители народа на Соборе отвергли кандидатуры чужеземцев, что означало сохранение государственного суверенитета, национальной самостоятельности. Так в России началось правление новой династии - Романовых, которая будет править в России более 300 лет и проведёт страну через все исторические бури и испытания к мировому господству. Список литературы Вернадский Г.В. Московское царство. - Тверь, М., 1997. Платонов С.Ф. Борис Годунов. - М.: "Аграф", 1999. Платонов С.Ф. Очерки смуты в Московском государстве в XVI - XVII вв. - М., 1995. Самозванцы в России в начале XVII вв. - Новосибирск, 1987.
Сибирская экспедиция Ермака. Новосибирск, Наука. Два издания. 1982, 1986. 12. Borys Godunow. Panstwowy Instytut Wydawniczy. Warszawa, 1982. Перевод на польск. яз. 13. Borys Godunov. Academic International Press. USA, 1982. Перевод на английск. яз. 14. Социально-политическая борьба в Русском государстве в начале XVII в. Л., Изд. ЛГУ. 1985. 15. Problems in Russian Medieval History. 14-16 Centuries.//Soviet Studies in History. М. Е. Sharp. 1985. Vol. XXIV. 16. Иван Грозный. Нанкин. 1986. Перевод на китайск. яз. 17. На страже московских рубежей. М., Московский рабочий. 1986. 18. Ермак. М., Просвещение. Два издания. 1986, 1992. 19. Самозванцы в России в начале XVII в. Григорий Отрепьев. Новосибирск, Наука. Два издания.1987, 1991. 20. Time of Troubles. Russia in Crisis. Academic International Press. USA. 1988. Перевод на английск. яз. 21. Россия в начале XVII в. Смута. М., Мысль. 1988. 22. Смута в России в начале XVII в. Иван Болотников. Л., Наука. 1988. 23. Лихолетье. М., Московский рабочий. 1988. 24. Далекий век. Л., Лениздат. 1989. 25. Святители и власти. Л., Лениздат. 1990. 26
В любом случае Отрепьев был лишь пешкой в чужой игре . Это показало его недолгое правление. Произошло столкновение политических и религиозных интересов Польши с Русскими боярами и духовенством. Свержение «Дмитрия» послужило началом к изгнанию польских войск. Если просмотреть историю , то можно увидеть похожие причины появления самозванцев : тот же Лжедмитрий II или Пугачев (если рассматривать понятие «самозванец» объективно). Список литературы: 1. Ключевский В.О. ‘Курс лекций по русской истории’, собр.сочинений, Москва, 1979.(Том №3) 2. Корецкий В.И. ‘Формирование крепостного права и первая крестьянская война’, Москва, 1992.(второе издание) 3. Скрынников Р.Г. ‘Самозванцы в России в начале XVII века.’,Новосибирск , изд. «Наука».,1989. (основной источник) 4. Скрынников Р.Г. ‘Социально-политическая борьба в русском государстве в начале XVII века’,Лунинград, 1985. 5. Татищев В.Н. ‘История российская’, Москва,1986.(Том №7)Текст набран и сверстан в текстовом процессоре Microsof Word 7.0. Часть текста введена при помощи системы оптического распознавания символов Fi eReade 3.0 Pro.
Дипломатия Святослава. - М.: Международные отношения, 1991. Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию. - Кемерово, 1986. Сенкевич Г. Собр. соч., т. 9. - М.: Художественная литература, 1985. Сердца из крепкого булата. Сборник русских летописей и памятников литературы. - М.: Патриот, 1990. Скрынников Р. Г. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный. Т. 1-2. - Смоленск: Русич, 1996. Скрынников Р. Г. Святители и власти. - Л.: Лениздат, 1990. Скрынников Р. Г. Россия в начале XVII века. Смута. - М.: Мысль, 1988. Скрынников Р. Г. Самозванцы в России в начале XVII века Григорий Отрепьев. - Новосибирск: Наука, 1987. Скрынников Р. Г. На страже московских рубежей. - М.: Московский рабочий, 1986. Снисаренко А. Б. Рыцари удачи. - СПб.: Судостроение, 1991. Соловьев С. М. Иллюстрированная история России. - М.: Русское слово, 1997. Справочник личных имен народов РСФСР. - М.: Русский язык, 1987. Стаднюк П. Исповедь сталиниста. - М.: Патриот, 1993. Сталин И. Сочинения. Т. 10. - М.: Госполитиздат, 1949. Степанова В. Е., Шевеленко А. Я
Но именно оно продемонстрировало всю глубину кризиса общества и государства. Подавление народного восстания не укрепило положения Василия Шуйского. В Польше родилась авантюра второго Самозванца, который также выдавал себя за сына Ивана Грозного и вошел в русскую историю под именем Лжедмитрий II. Перехватив у границы Марину Мнишек, высланную после гибели Лжедмитрия I, ее вынудили признать в новом самозванце своего мужа. Новый «самодержец», снаряженный на польские деньги, в 1608 г. начал поход на Москву, но взять ее не смог и стал лагерем в 17 км у села Тушино. За год существования Тушинского лагеря в стране возникло две власти: правительство царя Василия Шуйского в Москве и правительство Лжедмитрия II в Тушине. Законный царь не только не сумел прекратить гражданскую войну, но, ввергнув страну в еще больший хаос, вынужден был обратиться за помощью к шведам, которые согласились послать ему вспомогательный отряд. Во главе московского войска встал в это время молодой талантливый племянник царя Василия - князь Михаил Скопин-Шуйский. С помощью шведов и ополчений северных городов, которые поднялись против власти тушинского правительства ему удалось очистить от самозванцев север России и двинутся к Москве. В марте 1610г. Правительственные полки торжественно вступили в столицу.
Знать теперь пыталась разрешить создавшиеся глубокие внутренние и внешние противоречия с помощью боярского царя. Патриарх Игнатий за поддержку Лжедмитрия I был лишен своего сана. Патриарший престол занял выдающийся патриот 70-летний казанский митрополит Гермоген. Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале ХVII в., 2001 С целью пресечения слухов о спасении царевича Дмитрия его останки были перенесены, по приказу Василия Шуйского через три дня после коронации из Углича в Москву. Царевич был причислен к лику святых. К лету 1606 г. Василию Шуйскому удалось укрепиться в Москве, однако окраины страны продолжали бурлить. Политический конфликт, порожденный борьбой за власть и корону, перерос в социальный. Народ, окончательно потеряв веру в улучшение своего положения, вновь выступил против властей. В 1606—-1607 гг. вспыхнуло восстание под предводительством Ивана Исаевича Болотникова, которое многие ис-i торики считают пиком Крестьянской войны начала XVII в. 3. Подъем освободительного движения. Восстание И. И. Болотникова Иван Исаевич Болотников был боевым (военным) холопом князя Телятевского.
Плещеев, знавший в лицо Лжедмитрия II, публично признал в «воре Сидорке» царя Дмитрия Ивановича. Псковичи отправили Лжедмитрию III в Ивангород о готовности принять его. Но его царствование в Пскове длилось недолго и оставило у жителей города самые тяжелые воспоминания. Добравшись до власти, «вор» начал распутную жизнь, совершал насилия над горожанами и обложил население тяжелыми поборами. Отстали от «вора» и стоявшие под Москвой казаки. Псковичи уже готовы были восстать и низвергнуть очередного «Дмитрия», но «вор», смекнув, что дело его худо, в ночь на 18 мая бежал из города. За ним бросились в погоню, привезли в Псков и посадили в тюрьму. 1 июля 1612 его повезли в Москву. По дороге на обоз с «вором» неожиданно напал польский отряд Лисовского , в результате чего Лжедмитрий III был убит. Есть и другое свидетельство. Лжедмитрия III все-таки доставили в Москву и там казнили.Список использованной литературы: 1. Низовский А. «Русские самозванцы» 2. Скрынников Р.Г. «Самозванцы в России в начале XVII века: Григорий Отрепьев» 3. Зуев М.Н. «История России». 4. Костомаров Н.И. «Смутное время в Московском государстве». 5. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. «Русская история с древнейших времен до наших дней».
Нельзя, во-первых, в силу элементарного уважения к источникам, довольно единодушно называющим именно Отрепьева в качестве самозванца, и, во-вторых, еще и оттого, что другие решения проблемы личности самозванца основаны на еще большем количестве натяжек и допущений. Принимая, таким образом, достаточно традиционную версию личности Лжедмитрия, мы строим очерк жизни самозванца до занятия им царского престола в основном на реконструкциях Р. Г. Скрынникова в его книге «Самозванцы в России в начале XVII века» и других работах. Человек, сыгравший столь неординарную роль в русской истории, родился в довольно обыкновенном провинциальном городке Галиче, в не менее обыкновенной и заурядной дворянской семье, где-то на рубеже 70—80-х гг. XVI в. Его нарекли именем Юрий. Вскоре он лишился отца, стрелецкого сотника Богдана Отрепьева, зарезанного в Москве, в Немецкой слободе, вероятно, в пьяной драке. Мать научила Юшку читать Библию и Псалтирь; затем он продолжил образование в Москве, где жили дед и дядя мальчика, а также свояк семьи дьяк Семейка Ефимьев.
Свою лепту в попытки разрешить загадку наряду с историками внесли старые и новые популяризаторы, начиная с К. Валишевского . Автор этих очерков в общем солидарен с В. О. Ключевским, который писал, что в вопросе о Лжедмитрии «важна не личность самозванца, а его личина, роль им сыгранная». В то же время, как нам представляется, версию тождества самозванца и Отрепьева никак нельзя сбрасывать со счетов, несмотря на некоторые ее слабые места. Нельзя, во-первых, в силу элементарного уважения к источникам, довольно единодушно называющим именно Отрепьева в качестве самозванца, и, во-вторых, еще и оттого, что другие решения проблемы личности самозванца основаны на еще большем количестве натяжек и допущений. Принимая, таким образом, достаточно традиционную версию личности Лжедмитрия, мы строим очерк жизни самозванца до занятия им царского престола в основном на реконструкциях Р. Г. Скрынникова в его книге «Самозванцы в России в начале XVII века» и других работах. Человек, сыгравший столь неординарную роль в русской истории, родился в довольно обыкновенном провинциальном городке Галиче, в не менее обыкновенной и заурядной дворянской семье, где-то на рубеже 70—80-х гг. XVI в. Его нарекли именем Юрий.
Узнал он и о новом духовном сообществе, подчинявшем сотни людей и тайно захватывавшем целые монастыри. Это удивительное движение, могучее фанатичной верой своих членов, кощунственно связало воедино изуверство, блуд и веру в Бога. Оно сыграло свою роль и в судьбе Распутина, и в судьбах империи. Если другие христианские секты пришли к нам с Запада, то секты хлыстов и скопцов — русское явление. Забитость народа, жестокое угнетение крестьян, преследование старых обрядов родили «русскую мечту» о скором приходе Избавителя. Сначала ждали «земного» справедливого властителя — и оттого на протяжении двухсот лет, в XVII и XVIII веках, в стране непрерывно появлялись самозваные «цари». Самозванчество было во всех странах, но только в России оно приобрело небывалый размах и пользовалось небывалым успехом. Первый великий самозванец, беглый монах Григорий Отрепьев, объявил себя сыном Ивана Грозного и сумел сокрушить могущественного Бориса Годунова. И правил Московским царством, пока не убили его бояре. Но вместо одного самозванца тотчас явилось множество. Народ охотно шел в отряды этих «царей», и Русь потонула в великих кровавых мятежах Смутного времени.
Даже если ограничиться подсчетом только лжецарей и лжецаревичей, то все равно в итоге получится внушительная цифра. В XVII столетии на территории Российского государства действовало около 20 самозванцев, век же восемнадцатый отмечен примерно 40 случаями самозванства. Обожествление царской власти в общественном сознании русского средневековья способствовала этому. В переломные времена появлялись люди, заявлявшие о своей принадлежности к царской фамилии. История самозванчества в России тесно связана с династическими кризисами, время от времени сотрясавшими царский трон. Первый такой кризис относится к рубежу XVI и XVII веков, когда пресеклась династия Рюриковичей и на престоле оказались «боярские цари» — Борис Годунов и Василий Шуйский. Именно тогда появляются первые лжецари и рождаются массовые движения в их поддержку. И позднее нарушения традиционного порядка престолонаследия (например, появление на троне малолетних детей или же воцарение женщин) обогащали историю самозванчества новыми именами и событиями. Самозванство было и одной из форм антифеодального движения в России в XVII в. Закрепощение крестьян и ухудшение их положения в конце XVI в., резкая борьба Ивана Грозного с боярством, жесткая политика церкви, окружившей престол ореолом святости, - вот факторы, благоприятствовавшие широкому распространению в народе легенды о пришествии царя-избавителя.
По мнению Успенского русские люди XVII – XVIII вв. обладали такой чертой традиционного сознания, как «мифологическое отождествление». «Мифологическое мышление» с помощью признака не выделяет в целом какой-либо аспект, а сливает, отождествляет признак и объект в целом. Ключевский так же говорит о роли народа в процветании самозванчества. Если бы самозванцы не получили поддержки со стороны народонаселения, то они бы не смогли даже претендовать на трон и корону. Таким образом, среди, выше приведенных, мнений можно увидеть, что немалую роль в превознесении лжецарей играют различные слои населения. Но все-таки большая роль досталась простому народу. Народ продолжал верить в царя-спасителя и, поэтому признавал самозванцев, надеясь на лучшее будущее. Объектом исследования в курсовой работе является феномен самозванчества в истории России а также время правления первого в истории России самозванца которому удалось взойти на царский престол Лжедмитрия первого. Предметом исследования выступает феномен происхождения самозванчества. Целью курсовой работы является поиск причины возникновения самозванчества в России, рассмотрения смутного времени как почву зарождения самозванчества в России.
Но самый крупный знаток Смутного времени С.Ф. Платонов пришел к заключению, что вопрос о личности самозванства не поддается решению. Подводя итоги своего исследования, историк с некоторой грустью писал: «Нельзя считать, что самозванцем был Отрепьев, но нельзя также утверждать, что Отрепьев им не мог быть; истина от нас пока скрыта». 3. Анализируя ход смуты можно с полным основанием утверждать, что важна не была не личность самозванца, а роль, им сыгранная. «Самозванство – это беда, грех и пагуба. Самозванство – Это не быть, а казаться, не жить, а играть. А России нужно не казаться, а быть, быть, быть»- писал Панченко С.С. Я выбрала эту тему, так как её считаю очень интересной. Я узнала много нового, неизвестного мне до этого времени. Мне нравится тема своей таинственностью, ведь многое в истории еще неизвестно. Некоторые теории построены на догадках, так как нет точных данных. Поэтому в ответах на многие вопросы мы должны делать только предположения. На основе изученной литературы в моей работе ставятся следующие задачи: Выявить причины появления самозванчества.
В марте 1604 года произошло окончательное сближение самозванца с иезуитами, а 24 апреля самозванец тайно принял католичество и сам известил об этом папу Климента VII торжественным письмом на польском языке, и пообещал римскому папе распространить католизм и в России. С этого момента началось, так сказать, официальное существование претендента на московский престол, и Борис должен был ожидать вторжения в пределы его царства вооруженного врага. Лжедмитрий также обещал передать Речи Посполитой и своей невесте Марине Мнишек, дочери сандомирского воеводы, Северские (район Чернигова) и Смоленские земли, Новгород и Псков. Авантюра Лжедмитрия не была его личным делом, он появился в обстановке всеобщего недовольства правительством Годунова как со стороны знати, так и со стороны русских крестьян, горожан, казаков. В кругу наиболее гонимого Борисом боярства с Романовыми во главе, по всей вероятности, и была высижена мысль о самозванце. Недаром Борис, как только услыхал о появлении Лжедимитрия, прямо сказал боярам, что это их дело, что они подставили самозванца.
Им пообещали сохранить жизнь и свободу, после чего они сдались (октябрь 1607г). Однако в отношении Муромца и Болотникова слово нарушили: первый был повешен у Даниловского монастыря в Москве, второй – сослан в Каргополь, а в последствии ослеплен, а затем утоплен. Список использованной литературы: Н.И.Костомаров «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» – М.: Мысль (1993) А.П.Сахаров, А.П.Новосельцев «История России с древнейших времен до конца XVII века» – М.: АСТ (1996) А.П.Павлов «Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584-1605) –Спб.: Наука (1992) В.О.Ключевский «Русская история. Полный курс лекций» - М.:Мысль (1996) С.М.Соловьев «Чтения и рассказы по истории России» –М.: Правда (1990) Б.В.Леванов «История России XI-XX вв. Курс лекций» – М.: ЗелО (1996) Московский Государственный Университет Коммерции Кафедра социально-экономической историиНачало смутного времени в России: правление Бориса Годунова и появление первого самозванца Преподаватель: Долаева С.Д. Студент: Леонова Н.В. Группа: РГБ-11-Д
Однако это не прекратило народных выступлений. В 1606—1607 гг. новое восстание на юге страны возглавил бывший холоп И. Болотников. От Чернигова и Новгород-Северского восставшие дошли почти до Москвы, разгромив войско В. Шуйского. К ним присоединились тульские и рязанские помещики. В войска Болотникова входили князья Шаховской, Мосальский, Телятевский. Болотников не претендовал на роль самозванца, но называл себя воеводой царя Дмитрия. Раскол в его войске, предательство дворян, сумевших договориться с Шуйским, предопределили поражение Болотникова. Не спасло его и подкрепление, пришедшее со Лжепетром (самозванцем, выдававшим себя за сына царя Федора). Шуйский собрал более чем 150-тысячное войско, осадил и продержал Тулу в осаде четыре месяца. Затопив город, где вскоре начался голод, царь, обманув восставших обещанием помилования, подавил восстание. В 1607 г. под прикрытием нового самозванца. Лжедмитрия II, поляки вновь вторглись в Россию. Разбив царские войска, Лжедмитрий II в 1608 г. осадил Москву, расположившись с войском в Тушине.
В это время появился Пугачев. Никто из его предшественников-самозванцев не обладал качествами вождя, способного повести за собою массы обездоленных. Успеху Пугачева, кроме того, способствовала благоприятная обстановка и те люди, к которым он обратился за помощью для восстановления своих якобы попранных прав: на Яике не утихало возбуждение от недавнего восстания и ответных мер правительства; казаки владели оружием и представляли наиболее организованную в военном отношении часть населения России. 3.2. Ход крестьянской войны. Восстание началось 17 сентября 1773 года. Перед 80 казаками, посвященными в «тайну» спасения Петра III, был зачитан манифест, и отряд двинулся в путь. Манифест удовлетворял чаяния казаков: царь жаловал их рекою, травами, свинцом, порохом, провиантом, жалованьем. Крестьянских интересов этот манифест еще не учитывал. Но и обещанного было достаточно, чтобы на следующий день отряд насчитывал уже 200 человек, ежечасно в его состав вливалось пополнение. Началось почти трехнедельное триумфальное шествие Пугачева. 5 октября 1773 года он подошел к губернскому городу Оренбургу - хорошо защищенной крепости с трёхтысячным гарнизоном.
![]() | 978 63 62 |