![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История | подраздел: | История |
Спарта как тип полиса | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Однако их положение вовсе не совпадало с положением демоса внутри гражданского коллектива любого другого греческого полиса. Периеки, по-видимому, были гражданами своих собственных лаконских общин, подчиненных Спарте, и в правовом отношении рассматривались как иностранцы. О статусе периеков см.: Hampl F. Die lakedaimonischen Perioken // Hermes. Bd. 72. 1937. S. 1-49. 004_184 Ю. В. Андреев полагает, что Спарта до своего перерождения, т. е. до начала IV в., представляла собой "гоплитскую политию", т. е. разновидность умеренной демократии (Андреев Ю. В. Спарта как тип полиса. С. 209, 215 и прим. 75; см. также: Oliva P. Sparta... P. 79). 004_185 Meyer Ed. Lykurgos von Sparta. S. 255, Anm. 2. 004_186 С. А. Жебелев в данном месте переводит это выражение как "люди высокого общества". 004_187 Так думает, например, Н. Хэммонд (Hammond N. G. L. The Peloponnese. Vol. III, 1. Р. 741). 004_188 О психологических особенностях членов т. н. закрытых обществ см.: Поппер К. Р
Колонизация способствовала развитию торговли и ремесла. В VIII-VI вв. до н. э. шло формирование античных полисов. В основе полисов лежала античная форма собственности. Полис обладал правом верховной собственности на землю. Основным экономическим принципом полиса была идея самообеспеченности. Можно выделить два основных типа полисов: - аграрный - абсолютное преобладание сельского хозяйства, слабое развитие ремёсел, торговли, большим удельным весом зависимых рабочих, как правило, с олигархическим устройством; - торгово-ремесленный – с большим удельным весом торговли и ремёсел, товарно- денежным отношением, внедрением рабства в средства производства, демократическим устройством. В Спарте наиболее плодородные земли были разделены на 9000 наделов и розданы во временное владение наиболее полноправным гражданам. Их нельзя было дарить, дробить, завещать и т. д., после смерти собственника они возвращались государству. Было стремление к полному равенству, презрение к роскоши, запрет на ремесло, торговлю, пользованием золотом и серебром. Активно эксплуатировалось порабощенное население – илоты.
Кэртлидж, - что можно рационально подсчитать размер и число клеров". Он указывает на то, что все подсчеты основываются на современных геоморфологических и климатических условиях и опираются на недостаточно надежные и точные свидетельства, к тому же, как правило, относящиеся к позднему периоду спартанской истории (Cartledge P. Sparta and Lakonia. P. 168). 009_49 Oliva P. Sparta... P. 52 ff. 009_50 Такая точка зрения в настоящее время является преобладающим. См., например: Cartledge P. Sparta and Lakonia. P. 162; Clauss M. Sparta. Eine Einfьhrung in seine Geschichte und Zivilisation. Mьnchen, 1983. S. 111. 009_51 Андреев Ю. В. Спарта как тип полиса // Античная Греция. Т. I. М., 1983. С. 202. 009_52 Talbert R. The Role of the Helots in the Class Struggle at Sparta // Historia. Bd. 38. 1989. Hf. 1. P. 32 f. 009_53 В параллель к этому месту Плутарха можно привести любопытное свидетельство Архемаха, что "многие пенесты были богаче своих господ" (ap. Athen. VI, 264 a-b)
Мировоззрение Наличие особой полисной идеологии, в которой высшей ценностью является сам полис и которая имеет определенную традиционную и консервативную направленность. Размеры Сравнительно небольшие размеры гражданского коллектива и территории. Так, Платон подсчитал, что в идеальном полисе должно быть 5040 граждан, а Аристотель отмечал, что как население, так и территория полиса должны быть "легко обозримы". Однако размеры Олисов все же отличались друг от друга – к примеру, на острове Родос (его площадь составляет около 1404 кв. км.) находились три самостоятельных полиса, а на острове Крит (8500 кв. км.) - несколько десятков. Самым большим полисом была Спарта: его территория охватывала 8400 кв. км. 2.4. Типы полисов В классификациях древних авторов прежде всего встречается разделение полисов по политическому устройству на демократию (народовластие), олигархию (власть узкого круга богатых и знатных граждан) и тиранию (власть одного). Первая как форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, имела своими принципами власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов. Вторая (от греч. oligos - немногочисленный и arche - власть) предполагала скорее режим с правлением, как говорил Платон, лучших.
Спарта как тип полиса. С. 210. 011_67 О взглядах К. О. Мюллера по данному вопросу см.: Oliva P. Sparta... P. 45 f. и n. 1. 011_68 Talbert R. The Role of the Helots... P. 34. 011_69 Валлон А. История рабства... С. 30. 011_70 Oliva P. Sparta... P. 47 и n. 2. 011_71 Chrimes K. Ancient Sparta. P. 300 f. 011_72 Мы не согласны с мнением М. Финли, что Плутарх (вслед за Аристотелем) выделяет только одну функцию криптий и обходит молчанием остальной круг их обязанностей. Выступая против слишком узкого толкования криптий, М. Финли рассматривает участников криптий как отряд быстрого реагирования, отвечающий за внутреннюю безопасность страны. В таком своем качестве криптии, по его мнению, имели отношение к подавлению заговора Кинадона (Finley M. Sparta // Idem. The Use and Abuse of History. London, 1975. P. 165 и n. 9 (P. 239)). 011_73 Toynbee A. Some Problems of Greek History... P. 198. 011_74 Плутарх в "Ликурге" ссылается на Фукидида и цитирует его почти дословно, правда, в несколько сокращенном виде (28, 6). 011_75 С точки зрения М. С
Роль мифологии в воспитании древних греком подчеркнуты в книги Кессиди «От мифа к логосу» и прекрасной энциклопедии под редакцией Токарева «Мифы народов мира» Философские вопросы воспитания и отношения различных школ философии на проблему воспитания наиболее полно рассмотрены в книги «Софисты как феномен образования», книги Рассела «История западной философии».,а также таких источниках посвященных жизни великих философов древне Греции как В.С.Нерсянц, "Сократ", и А.Ф.Лосев,А.А., -"Платон,Аристотель", Различия в системе воспитания в Афинском и Спартанском полисе проанализированы с помощью источников: Андреев Ю.В. Спарта как тип полиса ., Пельман Р. «История античного социального вопроса и социализма.», Лурье С.Я. «О фашистской идеализации полицейского режима древней Спарты», и Поппер К. «Открытое общество и его враги.».Практически все поднимаемые вопросы частично раскрыты с помощью книги Андре Боннар «Греческая цивилизация и книги» и «Древняя Европа» из цикла «история Европы» 1.Афинское общество и система воспитания Афинская демократия считается самой развитой формой демократического строя античных рабовладельческих государств.
Каким образом менялась эта роль в течение VIII века до н.э.? 6. В чем видит Плутарх достоинства политического строя Спарты? 7. Как вы считаете, каким было государственное устройство Спарты? (демократическим, аристократическим, монархическим или же этот тип полиса нельзя охарактеризовать одним словом). Обоснуйте свой ответ. Отвечая на вопросы, примите во внимание следующую информацию. 1. Учреждение государственного строя, который существовал в Спарте почти без изменений вплоть до IV в. до н.э., античная традиция приписывает законодателю Ликургу. По словам Плутарха, к началу политической деятельности Ликурга в спартанском обществе резко усилилось имущественное неравенство, обострилась борьба между богатыми и бедными. Ликург решил ликвидировать неравенство и сделать так, чтобы оно не могло возникнуть в дальнейшем. Вспомните ситуацию в Аттике накануне реформ Солона. Как вы считаете, между какими слоями общества обострились отношения в Древней Спарте? С каким явлением связано это обострение? Ликург уравнял в политическом отношении знать и простой народ, поставив герусию над теми и другими. 2. Земля в Спарте принадлежала государству.
Граждане могли продавать, закладывать землю, сдавать ее в аренду. В VIII—VI вв. до н. э. происходит и важное изменение в организации производства — начинает формироваться рабство классического типа. Этот процесс был связан с развитием товарного производства и значительным увеличением количества рабов-чужеземцев, поступающих из колоний. Дешевый рабский труд позволял получить больший доход и более активно использовался в основных отраслях производства. Важную роль в дальнейшем социально-политическом и экономическом развитии Греции сыграли реформы, проведенные в эпоху архаики. Наиболее известны и интересны реформы в Афинах и Спарте, ярче всего представлявших два основных типа полиса — торгово-ремесленный и аграрный. Один из крупнейших афинских реформаторов — Солон — политический деятель и поэт, считающийся одним из семи греческих мудрецов. В 594 г. до н. э. Солон был наделен чрезвычайными полномочиями и начал преобразования, направленные на восстановление единства гражданского коллектива. Прежде всего, он провел сейсахтейю (гр. стряхивание бремени): все долги, сделанные под залог земли, и накопившиеся по ним проценты были объявлены недействительными.
Она во всем себя проявляла как государств реакционное и отсталое, как оплот консервативной рабовладельческой аристократии. В древности Спарта славилась только великолепным для своей эпохи войском, да жесточайшим террором в отношении рабов- илотов, которых она старалась держать в вечном страхе». Крайние оценки Спарты как типа полиса в целом характерны для историографии. Основные черты Спарты ученикам в учебниках истории Древнего мира раскрываются жестоким отношением спартанцев к покоренным илотам и характеристикой Спарты как военного лагеря, после чего констатируется, что в VI веке до н.э. Спарта стала одним из самых могущественных полисов Греции. Тем более важно глубже и объективней взглянуть на право и государство древней Спарты с точки зрения сложившихся в современной историографии противоречий: ореол мифов и легенд сложился вокруг Спарты еще в период античности. Одни греки осуждали и высмеивали Спарту. Другие – удивлялись порядкам и обычаям спартанцев, восхищались военной мощью и стойкостью духа. Платон и Аристотель видели в Спарте образец стабильности, достойный подражания.
Так, в управлении государством принимали участие цари и герусия - два аристократических института власти. Но по причине уравновешивания друг друга, все три института власти создавали особый, присущий Спарте, тип управления - олигархическую республику. 3. Общественный строй Спарты 1 Архаичные черты в общественной жизни спартиатов Военный характер спартанского общества способствовал сохранению в среде спартиатов пережитков доклассовых отношений. Таким пережитком была значительная обоществленность быта спартиатов, связанная с их полным устранением от хозяйственной деятельности и со столь же полным превращением их в военный господствующий класс. В быту спартанцев сохранилось много обычаев, восходящи к глубокой древности. Например, архаическая система возрастных классов, которая обнаруживается в недрах спартанского государственного аппарата. В известном смысле политический режим, существовавший в Спарте в V - IV вв. до н.э., можно определить как самую настоящую геронтократию. Важнейшими атрибутами этого режима были такие обстоятельства, как власть совета старейшин, распространявшаяся на все государственные дела, политическая и даже экономическая неправоспособность младших граждан, воспитание подрастающего поколения в духе беспрекословного повиновения старшим по возрасту и т.д. Общие трапезы - сисситии также можно считать архаичной чертой быта, однако смешение возрастов в этих коллективах, схожих с мужскими домами родовой общины было по-видимому, результатом коренной перестройки существовавшей здесь древней системы возрастных классов.
Функционирование древнегерманской общины еще сравнительно мало зависело от организации хлебопашества и земледелия в целом. Большее значение имело регулирование эксплуатации необрабатываемых, но не менее жизненно важных угодий: лугов, лесов, водоемов и т.д. Ведь главной отраслью хозяйства оставалось скотоводство, а для нормальной его организации безусловно требовалось согласие всех соседей. Без этого согласия невозможно было наладить удовлетворяющее всех использование и других ресурсов дикой природы: рубку леса, заготовку сена и т.д. Членов общины объединяло также совместное участие во множестве общих дел: защите от врагов и хищных зверей, отправлении культа, поддержании элементарного правопорядка, соблюдении простейших норм санитарии, в строительстве укреплений. Однако коллективные работы все же не перевешивали труда общинника в своем домохозяйстве, бывшем поэтому с социально-экономической точки зрения по отношению к общине первичным образованием. В конечном счете, именно поэтому древнегерманская община, в отличие от общины античного типа (полиса), а также общин других варварских народов, например кельтов и славян, сложилась как община земельных собственников.
По периоду действия страхового покрытия различают: пожизненное страхование (на всю жизнь); страхование жизни на определенный период времени. По форме страхового покрытия можно выделить: страхование на твердо установленную страховую сумму; страхование с убывающей страховой суммой; страхование с возрастающей страховой суммой; увеличение страховой суммы в соответствии с ростом индекса розничных цен; увеличение страховой суммы за счет участия в прибыли страховщика; увеличение страховой суммы за счет прямого инвестирования страховых премий в специализированные инвестиционные фонды. По виду страховых выплат различают: страхование жизни с единовременной выплатой страховой суммы; страхование жизни с выплатой ренты (аннуитета); страхование жизни с выплатой пенсии. По способу заключения договоры страхования жизни делят на: индивидуальные; коллективные. В практике страхования жизни принято выделять три базовых типа полисов, имеющих существенные различия по совокупности вышеприведенных критериев: срочное страхование жизни – страхование жизни на случай смерти на определенный срок времени.
Отражение агрессии персидской мировой державы, подъём национального самосознания. Нарастание конфликта между торгово-ремесленными типами полисов с демократическими формами государственного устройства и отсталыми аграрными полисами с аристократическим устройством, Пелопонесская война, подорвавшая экономический и политический потенциал Эллады. Начало кризиса полисной системы и потеря независимости в результате македонской агрессии. Эллинистический период Эллинистический (IV—I вв. до н. э.). Кратковременное утверждение мировой державы Александра Македонского. Зарождение, расцвет и распад эллинистической греко-восточной государственности. Первый эллинистический период (334—281 до н. э.) Походы греко-македонского войска Александра Македонского, краткий период существование его мировой державы и её распад на ряд эллинистических государств. Второй эллинистический период (281—150 до н. э.) Расцвет греко-восточной государственности, экономики и культуры. Третий эллинистический период (150—27 до н. э.) Кризис и распад эллинистической государственности.
Тирания – самочинное, единоличное всевластие. Тирания существует, как правило, на замкнутых, обособленных социальных организациях типа полиса, города-государства, автономии, где технически несложно введение прямого подавления свободы, воли, инициативы для достижения любых поставленных целей любыми возможными средствами. Тирания основывается на репрессиях, подавлении любого реального и воображаемого отклонения в мыслях и поступках; 18 – по признаку самодержавности: «деспотическая – недеспотическая». Самодержавие – неограниченное владение, пользование и распоряжение властью, опирающееся на самовластие. По определению Гегеля, деспотия есть состояние беззакония, в котором особенная воля как таковая, будь-то воля монарха или народа, имеет силу закона или заменяет собой закон. Предел деспотии кладет общее движение человека к правовой государственности, легализующее все правовое и делегализующее противоправное; 19 – по признаку «темноты массы»: «охлократическая – неохлократическая». Охлократия – властвование толпы, черни, сброда в формах анархии, бунта, погрома и т.д. Существуют количественные и качественные признаки охлократии – массовость, стихийность, интенсивность, катастрофичность.
В последнее время наметилась тенденция в сторону увеличения комплексных полисов автострахования и страхования гражданской ответственности. Интересно отметить, что популярность различных типов полисов не зависит от модели автомобиля и, по-видимому, является результатом осознанного выбора автовладельцев (т.е. рост доходов страхователей практически не меняет их предпочтений). Полисы, включающие страхование от несчастных случаев. Не столь популярны. Примером является полис «Автокомби», включающий автокаско, гражданскую ответственность и нечастный случай. Объектом страхования от несчастных случаев являются имущественные интересы Страхователя, связанные с жизнью, здоровьем и трудоспособностью Страхователя или лиц, находящихся в момент наступления страхового случая в застрахованном транспортном средстве. По данным экспертов рисковая структура и распространенность основных страховых полисов в России составляет: автокаско совместно с гражданской ответственностью – 33% от общего количества вех полисов по страхованию автомобилей, автокаско – 21%, «Автокомби» – 17%, гражданская ответственность – 16%, ущерб – 6%, иные риски – 5%, несчастный случай – 1%, угон – 1%.
Вместе с тем нельзя идеализировать систему отношений, сложившихся в Первом морском союзе. Как уже отмечалось, некоторые крупные полисы, недовольные увеличением фороса, политикой вывода клерухии, стремились выйти из союза. Недовольство союзников использовала Спарта, с тревогой следившая за ростом могущества афинян. Противоречия между двумя союзами в конце концов и привели к открытому военному конфликту — Пелопоннесской войне. Ахейская Эллада. Создателями микенской культуры были греки-ахейцы, вторгшиеся на Балканский полуостров на рубеже 3—2 тыс. до н. э. с Севера. В начале 3 тыс. до н. э. (период халколита, или переход от камня к металлу — меди и бронзе) культура материковой Греции ещё была тесно связана с раннеземледельческими культурами, существовавшими на территории современных Болгарии и Румынии, а также в южном Поднепровье (зона «трипольской культуры»). В раннеэлладское время со второй половины 3 тыс. до н. э., в Греции уже начался процесс формирования классов и государства. Два различных между собой типов поселения: цитадели типа Лерны и общинного посёлка типа Рафины.
Конечной причиной того было рождение (на руинах микенской дворцовой системы) полисной общины как союза экономически самостоятельных домохозяйств, главы которых и образуют высший коллективный орган власти - народное собрание. Избираемые ими из их же среды лица, которым на время доверяется выполнение общественных дел, во-первых, подотчетны гражданской общине, а во-вторых, не имеют в своих руках рычагов экономической власти над прочими членами общества. Иными словами, гражданское общество, как союз собственников — глав частных домохозяйств, порождает и контролирует государственные институты, деятельность которых призвана служить интересам самих полноправных граждан-собственников. В такой системе до тех пор, пока полис не оказывается подчиненным некой внешней силе (будь то восточное царство — Лидия, держава Ахеменидов, другая гражданская община — Спарта, Афины, монархия эллинистического типа—Селевкидов, Антигонидов или мировая империя — Рим) или не подпадает под власть тирана с кликой его приспешников (Поликрат на Самосе, Писистрат в Афинах, Дионисий в Сиракузах), каждый из ее граждан обладает широчайшими возможностями творческой самореализации не только в духовной, но и в социально-экономической и политической сферах.
Долговое рабство отменяется. В Афинах это произошло в результате реформ Солона в VI в. до н.э. Важнейшим следствием этого явилась консолидация граждан полиса, особенно граждан одного дома, то есть территориальной общины. Все эти процессы привели к становлению общества нового типа – античного общества. Античное общество состояло из сравнительно небольших по площади государств, вполне самостоятельных, но вступающих в союзы. Большинство жителей полисов оставалось земледельцами и. соответственно, главной отраслью хозяйства было земледелие, основанное на индивидуальном труде крестьянина. Размеры античного рабства были невелики. Многие жители городов занимались ремеслом, морским промыслом, торговлей. Таким обратом, преобладало мелкое хозяйство. Наряду с этим в античной Греции появляются и крупные хозяйства с использованием рабского труда: рудники, крупные мастерские. Следовательно, на первом месте в Древней Греции стояло мелкое товарное производство; на втором – рабовладельческий уклад; на третьем – наемный труд (в строительстве, морском деле): на четвертом – эксплуатация илотов в Спарте.
![]() | 978 63 62 |