телефон 978-63-62
978 63 62
zadachi.org.ru рефераты курсовые дипломы контрольные сочинения доклады
zadachi.org.ru
Сочинения Доклады Контрольные
Рефераты Курсовые Дипломы
путь к просветлению

РАСПРОДАЖАКанцтовары -30% Книги -30% Товары для спорта, туризма и активного отдыха -30%

все разделыраздел:Историяподраздел:История

Археология Восточных славян в 6 в.

найти похожие
найти еще

Совок №5.
Длина совка: 22 см. Цвет в ассортименте, без возможности выбора.
18 руб
Раздел: Совки
Горшок торфяной для цветов.
Рекомендуются для выращивания крупной рассады различных овощных и цветочных, а также для укоренения саженцев декоративных, плодовых и
7 руб
Раздел: Горшки, ящики для рассады
Крючки с поводками Mikado SSH Fudo "SB Chinu", №4BN, поводок 0,22 мм.
Качественные Японские крючки с лопаткой. Крючки с поводками – готовы к ловле. Высшего качества, исключительно острые японские крючки,
58 руб
Раздел: Размер от №1 до №10
Введение Восточные славяне ныне – население, говорящее на русском, украинском и белорусском языках. Этому населению свойственны специфические языковые и этнографические особенности, выделяющие его из остального славянского мира. В раннем средневековье восточные славяне составляли единую древнерусскую (или восточнославянскую) народность, для которой были характерны общий язык и однородная материальная и духовная культура. Таким образом, восточные славяне – понятие не географическое, а этноисторическое. История восточного славянства начинается с того периода, когда из общеславянского (праславянского) языка стал выделяться самостоятельный восточнославянский язык. Как свидетельствуют многие лингвистические данные, это произошло в середине первого тысячелетия н.э. В первый период истории восточных славян (VI-VII в.в.) происходили процессы, подготавливающие распад общеславянского языка и закладывались основы для формирования древнерусской народности. К VIII-IХ в.в. славянские племена занимали значительные пространства Восточной Европы – от Чудского и Ладожского озер на севере до Черного моря на юге. Эта территория принадлежит к Восточно-Европейской, или Русской равнине (средняя высота над уровнем моря 170м). Характер местности, в основном, равнинный, лишь местами имеются небольшие повышения поверхность (Среднерусская, Валдайская, Смоленская и Подольская возвышенности). В формировании современного рельефа заметную роль сыграло древнее оледенение. В северной части сохранился моренный покров со слегка холмистым рельефом. В средней части ледниковая морена подверглась размыву талыми водами, что привело к значительному сглаживанию холмов. В южной части, на территории которая не покрывалась ледником, поверхность рассечена долинами крупных рек и имеет развитую балочно-овражную сеть. Русская равнина обладает развитой речной системой. Из рек южного стока наибольшую площадь занимает Днепр с его крупными притоками Припятью, Десной и Сожем. К старой восточнославянской территории принадлежит ещё бассейн Днестра и Южного Буга, а также верхнее течение Волги с бассейном Оки. Из бассейнов северной части следует отметить Ильменский, включающий Ловать, Мсту, Шелонь и Волхов; Псковский- с рекой Великой; Западнодвинский и Неманский. Значительная часть Восточно-Европейской равнины покрыта лесами. Преобладают смешанные и широколиственные леса. Лишь южные окраины этой территории принадлежат к лесостепи, где лес с лиственными породами деревьев чередуется с разнотравными степями. Равнинный характер, благоприятные климатические условия, обилие рек и лесов способствовали освоению человеком Русской равнины в глубокой древности. В первой половине 1-го тысячелетия н.э. Восточно-Европейская равнина была заселена племенами, относящимися к нескольким языковым группам. Северные территории ( от Финляндии и Эстонии на западе до Урала на востоке) были заняты финно-угорским населением. Средняя часть, выходящая к побережью Балтийского моря (от устья Вислы до устья Западной Двины) принадлежала балтам. Более южные районы Поднепровья с примыкающими к нему верховьями Буга и Днестра заселяли славяне, вплотную соприкасавшиеся на юге с ираноязычными сарматскими племенами.

В хозяйственной деятельности восточных славян заметное место принадлежало изготовлению глиняной посуды. На большинстве восточнославянских поселений безраздельно господствовала лепная керамика. Лепные горшки, миски и сковороды делались, вероятнее всего, в каждой семье. Особых навыков для их изготовления не требовалось, а сырье имелось повсеместно. Лепную керамику обжигали в домашних печах. Сложение наряду с сельским хозяйством, промыслами и домашними ремеслами обособленных отраслей экономической жизни, таких как железоделательное и железообрабатывающее ремесло, ювелирное дело, ставит вопрос о развитии у славян обмена и торговли. Славянские кузнецы, ювелиры и некоторые ремесленники иных специальностей предназначали свою продукцию главным образом для населения, занятого сельскохозяйственным трудом. Первоначально ремесленники работали, вероятно, на заказ. Заказчик и ремесленник договаривались об оплате, сырье и т.п. Ремесленники жили на тех же поселениях, где и их заказчики. Наряду с работой на заказ ремесленники начинают производить продукцию для рынка, т.е. на продажу. Это способствовало возникновению специализированных поселений, где жили и работали преимущественно ремесленники, работавшие для рынка. Эти поселения в последствии становились центрами внутренней, а в отдельных случаях и внешней торговли. Одним из ранних укрепленных ремесленных центров восточных славян было городище Зимно, относящееся к V1- V11 в.в. Обнаруженные здесь следы ремесленной деятельности свидетельствуют о том, что на поселении жили и работали ремесленники-ювелиры и кузнецы, снабжавшие своей продукцией широкую округу. Найденные изделия (бронзовые и серебряные украшения) позволяют предполагать, что часть продукции предназначалась для дружинного сословия, постепенно выделявшегося из общинной среды. Такие центры стали и пунктами межплеменного обмена. Бронзолитейное ремесло нуждалось в сырье, которого не было в местах восточнославянского расселения. Отсутствие сырья способствовало межплеменному обмену. Таким же довольно крупным ремесленным центром было Пастырское городище. Это поселение было не только славянским. По-видимому, здесь со славянами жило тюркоязычное население. Ремесленная продукция поступала не только к славянам, но и к их степным соседям. В V1 в. в южных районах восточнославянского расселения ещё сохранялись крупные патриархальные семейные коллективы. Об этом говорят и курганы с большим числом захоронений и гнездовой характер расположения поселений. Исследователь славянских древностей в Молдавии И.А.Рафаилович полагает, что на существование патриархальных общин у славян указывают и малые размеры поселений, и их планировка, и единичность производственных комплексов. Трудно ответить на вопрос, когда и как происходил у славян распад большесемейной общины. Возникновение таких поселений, как городища Зимно,Пастырское, или ремесленных центров , подобных Григоровскому, показывают, что патриархальная семья в ряде мест восточнославянского ареала начала распадаться уже в третьей четверти 1 тысячелетия н.э. Погребальные памятники неоспоримо свидетельствуют о переживании большесемейной общины в восточнославянской среде вплоть до V111-1X в.в. Можно допустить, что накануне формирования классового общества у восточных славян сложилось несколько форм общественных организаций.

Центральную часть святилища составляла приподнятая над окружающей поверхностью горизонтальная площадка в виде правильного круга диаметром 21 м, окруженная кольцевым рвом шириной до 7 м и глубиной более 1м. Точно в центре круга раскопками выявлена яма от столба диаметром 0,6 м. Здесь стояла деревянная статуя Перуна, которая, как сообщает летопись , в 988г. была срублена и сброшена в Волхов. Перед идолом находился жертвенник – круг, сложенный из булыжников. Ров, окружавший культовую площадку, представлял в плане не простое кольцо, а ободок в виде огромного цветка с восемью лепестками. Такую форму придавали ему восемь дугообразных выступов, расположенных правильно и симметрично. В каждом таком выступе на дне рва во время языческих празднеств разжигали ритуальный костер, а водном из них, восточном, обращенным к Волхову, судя по количеству углей и прокаленности материка, горел «неугасимый» огонь. В планировке святилища можно видеть геометризированное изображение одного из цветков, посвященных Перуну. Более скромные святилища обнаружены среди лесов и болот и внешне похожи на городища. Эти культовые сооружения называют болотными городищами. Все святилища обслуживали более или менее крупные регионы, включавшие по нескольку, а иногда и по нескольку десятков поселений. По-видимому, это были племенные культовые места. Важнейшим признаком таких племенных святилищ является их изолированное от поселений положение. Жители окрестных поселений собирались на этих святилищах в основном во время крупных языческих празднеств и молений или же в связи с событиями важными для племени. По строению эти святилища отличались одно от другого частностями. Общими элементами, обусловленными единством языческого мировоззрения восточных славян, были их круглая форма с идолом или столбом в центре и ритуальные костры. Помимо племенных святилищ, у восточных славян были и небольшие, устраиваемые непосредственно на поселениях и предназначенные для более узкого круга лиц. Они, по-видимому, служили для повседневных молений. На поселении У1-У11 в.в. в урочище Гнилой Кут на окраине г.Городок на Подолии исследовано святилище, состоявшее из прямоугольной площадки (2,3 х 1,5 м), выложенной небольшими плоскими камнями и круглого кострища, устроенного в углублении около восточного края площадки. Среди остатков костра обнаружены обоженные кости животных и фрагменты глиняной посуды. Священным деревом славян – язычников был дуб. Культ этого дерева связан с культом Перуна. Дважды - со дна Днепра, а также в нижнем течении Десны - были подняты стволы дубов, стоявших не берегах этих рек и подмытых ещё в древности. Эти деревья были объектами культового почитания. В стволах дубов оказались вбиты соответственно девять и четыре кабаньих клыка (остриями наружу). В северо-западной части восточнославянской территории в раннем средневековье было распространено культовое поклонение камням. Культ камня относится к давней эпохе и по своему происхождению не связан со славянским этносом. Славяне, по-видимому, унаследовали культ поклонения камням от аборигенного населения. Памятниками этого культа являются крупные камни с ямками, с выемками – отпечатки ног человека или животного ( камни- следовики), известные в Новгородско-Псковской земле и на территории Белоруссии.

Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты
Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок

 Тайны Русского каганата

В связи с теплым климатом в полуземлянке необходимости не было. Все эти факты свидетельствуют против теории южной природы славян Ибн Русте. Термин «Хорват» связан, как говорилось выше, с «белыми хорватами» Повести временных лет, которые жили в бассейне Днестра, по соседству с тиверцами. «Хорваты» – это не единственный этноним, который встречается одновременно в землях Киевской Руси и на Балканском полуострове. По данным византийцев, Балканы населяли в числе прочих северы, драговиты (то есть дреговичи), смоляне[73]. Многие современные археологи и источниковеды придерживаются мнения, что племена с одинаковыми названиями – родственные, по крайней мере те, у которых этнонимы неславянские (слова хорваты и северы – северяне – иранского происхождения). Все они «вышли» из пеньковской археологической культуры, которая существовала в Среднем Поднепровье в V – VII вв. (подробнее о ней – в части III). Таким образом, и среди будущих восточных славян были те, кто назывался хорватами, соблюдал деление своей земли на жупы и избирал для управления оными жупанов

скачать реферат Быт и верования восточных славян

Рост количества кладов римских монет и серебра, найденных на землях восточных славян, свидетельствует о развитии у них торговли. Предметом экспорта было зерно. О славянском экспорте хлеба во II—IV вв. говорит заимствование славянскими племенами римской хлебной меры — квадрантала, получившего название четверик (26, 26л) и существовавшем в русской системе мер и весов до 1924 г. О масштабах производства зерна у славян свидетельствуют найденные археологами следы ям- хранилищ, вмещавших до 5 т зерна. По археологическим данным мы можем судить в какой-то степени о быте древних славян. Их располагавшиеся по берегам рек поселения группировались в своего рода гнезда из 3—4 поселков. Если между этими поселками расстояние не превышало 5 км, то между «гнездами» оно достигало не менее 30, а то и 100 км. В каждом поселке жило несколько семей; иногда они исчислялись десятками. Дома были небольшие, типа полуземлянок: пол на метр-полтора ниже уровня земли, деревянные стены, глинобитная или каменная печь, топящаяся по-черному, крыша, обмазанная глиной и порой доходящая концами кровли до самой земли.

Доска пробковая, с деревянной рамой, 120x90 см.
Доска выполнена из пробки высокого качества, имеет регулируемые элементы крепления. Информация крепится при помощи флажков, кнопок или
1590 руб
Раздел: Демонстрационные рамки, планшеты, таблички
Именная ложка с надписью "Любимый папа".
Предлагаем вашему вниманию готовое решения для подарка по любому поводу - именная ложка. Ложка изготовлена из нержавеющей стали, а ее
388 руб
Раздел: Прочее
Кружка керамическая "FIFA 2018", 1000 мл.
Объем: 1000 мл. Материал: керамика.
1231 руб
Раздел: Кружки, посуда
 Аргонавты Средневековья

Восточные источники о восточных славянах и Руси VIIXPвв. // Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. С 413 122 Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом. С. 648 123 Исландские саги. Ирландский эпос. М., 1973. С 281 124 Исландские саги. Ирландский эпос. С. 537 125 Исландские саги. Ирландский эпос. С. 285 126 Ковалевский А. П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921922Pгг. Харьков, 1956. С. 141 127 Материалы по истории туркмен и Туркмении С 180 128 Люстр способ украшения восточных керамических изделий 129 Славяне и скандинавы / Пер с нем, общ ред. Е А Мельниковой М,1986 С 66-67 130 Памятники средневековой латинской литературы Х-ХН веков. С.P139140 131 Цит. по. Дживелегов А. К. Торговля на Западе в средние века. СПб., 1904. С. 169. Фаблио стихотворная новелла в Северной Франции 132 Поэзия народов СССР IVXVIII веков С 167 133 Цит. по:. Маркович В. И Сердолик «камень счастья» // Новое в советской археологии. М., 1965. С 272-273 134 Абу-р-Райхан Мухаммед Ибн-Ахмед Бируни. Указ. соч. С. 154 135 Там же С. 157 136 Толстой С Л Очерки былого М, 1956 С 77-78 137 Добиаш-Рождественская О А Западные паломничества в средние века Пг., 1924 С 64 138 Добиаш-Рождественская О А Западные паломничества в средние века Пг 1924 С 64 139 LeGoffJKultura sredmowiecznej Europy Рис 229 на вклейке 1 140 Исландские саги. Ирландский эпос С. 83 141 Путешествие Зеевульфа в Святую землю (11021103) // Православный Палестинский сборник. Т. III. Вып. 3(9). СПб., 1885. С. 271 142 Лошиц Ю

скачать реферат Возникновение и развитие древнерусского государства в IX-XIIвв.

Одновременно вокруг князей складываются дружины — группы боевых постоянных соратников, друзей (слово «дружина» происходит от слова «друг») князя, своего рода профессиональных воинов и советников князя. Появление дружины не означало на первых порах ликвидации всеобщего вооружения народа, ополчения, но создавало предпосылки для этого процесса. Выделение дружины — существенный этап в создании классового общества и в превращении власти князя из родоплеменной в государственную. Рост количества кладов римских монет и серебра, найденных на землях восточных славян, свидетельствует о развитии у них торговли. Предметом экспорта было зерно. О славянском экспорте хлеба во II—IV вв. говорит заимствование славянскими племенами хлебной римской меры — квадрантала, получившего название четверик (26, 26л) и существовавшем в русской системе мер и весов до 1924 г. О масштабах производства зерна у славян свидетельствуют найденные археологами следы ям-хранилищ, вмещавших до 5 т зерна. По археологическим данным мы можем судить в какой-то степени о быте древних славян.

 Большая Советская Энциклопедия (АР)

Эрмитажа, Прага, 1966; Вопросы расселения восточных славян и советская археология, в сборнике: Проблемы всеобщей истории, Л., 1967.   Лит.: Клейн Л. С., К семидесятилетию М. И. Артамонова, «Советская археология», 1968, № 4. Артамонов Николай Дмитриевич Артамо'нов Николай Дмитриевич [26.10(7.11).1840, Москва, — 1918, Петроград], русский геодезист, генерал. Окончил геодезическое отделение Академии Генштаба (1864), работал в этой Академии. Был редактором карт при Военно-топографическом отделе Главного штаба, с 1886 начальник Военно-топографического училища. Почётный член Русского астрономического (с 1909) и Русского географического (с 1917) обществ. Артамонова Инга Григорьевна Артамо'нова (Воронина) Инга Григорьевна (29.8.1936, Москва, — 4.1. 1966, там же), советская конькобежка, заслуженный мастер спорта (1962). Член КПСС с 1965. Четырёхкратная чемпионка мира (1957, 1958, 1962, 1965), 5-кратная абсолютная чемпионка и 26-кратная чемпионка СССР на отдельных дистанциях; лучшие достижения: 500 м — 44,9 сек, 1500 м — 2 мин 19,0 сек, 3000 м — 5 мин 6 сек, многоборье — 189,033 очка

скачать реферат Происхождение русской нации

Этот процесс восходит к очень отдаленным временам , когда еще не было письменных источников , когда исследователь должен обращаться к данным языка , подвергнувшегося тщательному исследованию лингвиста , к вещественным памятникам , добытым кропотливым трудом археолога, к данным антропологии . Поэтому закономерным является вопрос – какое содержание следует вкладывать в понятие происхождение народа , в интересующем нас случае – происхождение русского народа ? Нельзя понимать под этим определением какой-то этнический взрыв , какое-то одноактное явление , которое , и только оно одно , может и должно быть названо «происхождением русского народа» .Если говорить не об исключениях , а о закономерностях развития этнических общностей , то народ вечен и не может ни «родиться» , ни «умереть» . У любого народа есть и свои предки , и свои потомки , существование которых выходит за хронологические рамки «происхождения» , и , говоря о «происхождении русского народа» , мы понимаем не сравнительно ограниченный отрезок времени в истории восточных славян , а все те этапы их этнического развития , которые могут быть прослежены по любым видам дошедших до нас источников , и эти поиски не могут быть ограничены ни во времени , ни в пространстве .

скачать реферат Киевская Русь - ее место и роль в украинской истории

Итак, нашими далекими предками были славяне - крупнейшая в Европе группа народов, связанных родственным происхождением, общностью территории проживания и близостью языка. В эту группу входят восточные славяне - украинцы, русские и белорусы; западные славяне - поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане; южные славяне - болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы и боснийцы. По своему языку все славяне относятся к большой семье индоевропейских народов, издавна населявших Европу и часть Азии (до Индии включительно). В индоевропейскую семью языков входят несколько групп родственных языков: славянская, балтийская, германская, романская, иранская, индийская и др. Среди индоевропейских народов к славянам наиболее близки народы балтийской группы: литовцы, латыши и древние пруссы. Проблема происхождения и расселения славян до сих пор остается дискуссионной, но многочисленные исследования историков, археологов, антропологов, этнографов и лингвистов дают возможность составить общую картину ранней истории славянских народов.

скачать реферат К вопросу о судьбах древнерусских языческих традиций в XI в.

К вопросу о судьбах древнерусских языческих традиций в XI в. П.А. Евдокимов, А.С. Щавелев, МГУ им. М.В. Ломоносова. Исторический факультет. Известия “начальной” русской летописи (ПВЛ) наряду с данными археологии всегда служили ключевыми звеньями для реконструкции комплекса архаических верований древней Руси. Однако в науке долгое время сохраняется тенденция автоматически собирать воедино сведения, получаемые из источников различного характера, с целью сформировать некий синтетический образ “древнерусского язычества” как определенной системы мировоззрения. Нам же представляется оправданным обратить внимание на динамику развития языческих представлений, следы которой также можно обнаружить в источниках. В первый набор летописных упоминаний о языческой практике восточных славян и Руси входят известия “этнографического введения”, предсказания волхвов о смерти Олега, препирательство князя Святослава с матерью Ольгой, т. н. “языческая реформа” князя Владимира Святославича, жертвоприношение христиан-варягов в Киеве .

скачать реферат Происхождение славянства как нации

Однако другой польский археолог Александр Гардавний, а также ряд украинских археологов установили, что тишнецкая культура распространяется и на пространство восточнее Вислы, вплоть до Днепра, переходя частично и на левый его берег. Таким образом, на основе объективных археологических материалов спор был решен в пользу объединения обоих вариантов. Хотя окончательно вопрос о точных границах прародины праславян по-прежнему не решен. Восточные славяне жили в окружении многочисленных соседей. На запад от них обитали западные славяне, на юг - южные славяне. На северо-западе прибалтийские земли занимали предки современных литовцев, латышей и эстонцев. В северо-восточных лесах и тайге жили многие финно - угорские племена - мордва весь , карела , чудь. На востоке, в районе Средней Волги , сложилось государство Волжская Болгария. Эти болгары были тюркским народом, состоящим в родстве с чувашами и кавказскими балкарцами. Хозяевами южных степей были кочевники - тюрки, авары , хазары. В IXв. там появились печенеги , а в XI в. в степи пришли половцы.

Корзина "Плетенка" с крышкой, (350x290x175) (бежевый).
Материал: пластик. Ширина: 29 см. Длина: 35 см. Высота: 17,5 см. Цвет: бежевый.
303 руб
Раздел: Корзины для стеллажей
Сковорода-гриль чугунная, со съемной деревянной ручкой, 25x25х4 см (квадратная).
Размеры: 25х25х4 см. Размер рабочей поверхности: 23х23х2 см. Чугунная литая сковорода-гриль со съемной ненагревающейся деревянной ручкой,
620 руб
Раздел: Сковороды гриль
Мотоцикл-каталка 2-х колесный, полицейский.
Мотоцикл каталка обязательно станет любимой игрушкой Вашего малыша. Большое удовольствие доставляет ребенку самостоятельно оттолкнувшись
1700 руб
Раздел: Каталки
скачать реферат Откуда есть пошла Русская земля

Они составляли вторую волну “вступающего в политическую историю восточного славянства”, после антов. П. Н. Третьяков полагает, что восточные славяне “Повести временных лет” являлись обширными племенными объединениями, конфедерациями племен, “примитивными народностями или народцами”. В основу периодизации этногенеза славян П. Н. Третьяков, ставит принцип социально-экономической обусловленности этногонического процесса, что соответствует материалистическому пониманию исторического процесса в целом. Книга П. Н. Третьякова “Восточнославянские племена” содержала целостную концепцию славянского этногенеза. В конце 30-х годов были закончены “Киевская Русь” Б. Д. Грекова, “Очерки истории Левобережной Украины” В. В. Мавродина, появились посвященные этнической истории восточных славян работы Н. С. Державина, Б. А. Рыбакова, А. В. Мишулина. Самым значительным трудом, оказавшим наибольшее влияние на сложение представлений о начальном периоде восточнославянской истории в 40—50-е годы, явилась монография Б. Д. Грекова16, где впервые проблема славянского этногенеза выступила в тесной связи с проблемами экономического и социального развития Киевского государства. Б. Д. Греков широко использовал фактические данные и этногенетические построения археологов.

скачать реферат Религия восточных славян накануне крещения Руси

Было выяснено, что существовали как святилища, обслуживающие межплеменные образования, так и малые, в которые совершало моления небольшое число людей. Раскопанное в 1908 г. в центре древнейшего городища Киева капище, по мнению некоторых исследователей, было большим культовым средоточием всего полянского союза. Оно существовало в VIII - X вв. и было расположено в самом центре княжеского двора. Возможно, именно перед ним клялись и совершали жертвоприношения языческим богам киевские князья Олег, Игорь, Святослав. Грандиознейшим языческим сооружением восточных славян является уже упоминавшееся святилище Перуна под Новгородом, на Перынском холме, которое величественно господствовало над северными низменными и безлесными берегами Ильменя. Во время языческих празднеств здесь могло собираться большое количество людей. По мнению известного советского археолога В.В. Седова, здесь находилось центральное святилище новгородских словен. Оно имело громадного цветка с восемью лепестками. В этом можно видеть геометризированное изображение одного из цветков, посвященных Перуну. В каждом из лепестков на дне рва во время языческих празднеств разжигали ритуальный костер, а в одном из них - восточном, обращенном к Волхову, горел "неугасимый" огонь.

скачать реферат Восточные славяне. История и современность

Да и откуда им взяться, если вся древнерусская история построена на основании практически одной только «Повести временных лет». Причем не подлинника, а поздних списков, которые повторяют подлинник не на сто процентов. То же можно сказать и об истории других народов, а ведь различные упоминание о Руси присутствуют и в их летописях. Из-за этого возникло и продолжает возникать множество различных теорий относительно подлинной истории российской. Существуют различные подходы к выделению временных рамок древнерусской цивилизации. Одни исследователи начинают с появления древнерусского государства в IX веке, другие – с крещения Руси в 988 году, третьи – с первых государственных образований у восточных славян в VI веке. Уже около двух тысяч лет назад греческим и римским ученым было известно, что на востоке Европы, между Карпатскими горами и Балтийским морем, живут многочисленные племена венедов. Это были предки современных славянских народов. По их имени Балтийское море называлось тогда Венедским заливом Северного океана. По мнению археологов, венеды были исконными обитателями Европы, потомками племен, живших здесь еще в каменном и бронзовом веках.

скачать реферат Культура древней Руси VI-XIII веков

Архитектура древней Руси До нашего времени сохранилось более 150 памятников архитектуры до монгольского времени. До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Основным строительным материалом считалось дерево. Из-за недолговечности дерева основные сведения о градостроительстве даёт археология. Недаром говорят, что архитектура – это душа народа, воплощенная в камне. К Руси это относится с некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, ее языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорции, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если Деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. Подобного перехода не знала Западная Европа, издревле строившая и храмы, и жилища из камня. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках.

скачать реферат Культура Киевской Руси

Однако народное творчество носило далеко не только обрядовый характер. Сохранилось множество загадок, заклинаний, заговоров на бытовые темы. На пирах пелись песни, рассказывались сказки и легенды. Вероятно, уже тогда сложились основные сюжеты русских народных сказок: о лисе и волке, о бабе-Яге, о змее, о скатерти-самобранке и т.п. Особое место в фольклоре занимает былинный эпос. Среди древнерусских былинных сюжетов выделяются былины об Илье Муромце, о Микуле Селяниновиче, о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Большинство былин связано с временами ВладимираI (в былинах - Владимир Красное Солнышко). Появление былинного эпоса, центральными фигурами которого являются князь и его богатыри, отразило укрепление государственной власти, борьбу Руси против иноземных нашествий. Фольклор оказал большое влияние на становление и развитие древнерусской литературы. 4. Материальная культура. Строительство и архитектура. Изучение материальной культуры Древней Руси основывается, главным образом, на археологических источниках. Они свидетельствуют о земледельческом характере культуры восточных славян. Археологам нередко встречаются различные сельскохозяйственные орудия: в южных лесостепных районах - рало, плуг, борона, в лесной полосе - двузубая соха, борона-суковатка.

Этикетки самоклеящиеся "ProMEGA Label", белые, 210х297 мм, 1 штука на листе А4.
Самоклеящиеся этикетки подходят для печати на лазерных, струйных принтерах и копировальных аппаратах. При хранении листы с этикетками не
792 руб
Раздел: Бейджи, держатели, этикетки
Подушка Нордтекс "Магия сна", 70х70 см.
Наполнитель: полиэстер. Ткань чехла: микрофибра. Размер: 70х70 см.
556 руб
Раздел: Размер 70х70 см
Развивающая игра "Чудо - молоток".
Игра развивает творческий потенциал ребенка, способствует тренировке мелкой моторики, внимания, памяти. Играть в нее можно как одному,
1053 руб
Раздел: Прочие
скачать реферат Проблема происхождения русского народа в отечественной литературе советского и пост-советского периодов

Он говорит о миграции славян к югу и приводит два фактора, объясняющих эту миграцию: во-первых, рост земледельческой техники северных племен и как следствие поиск плодородных земель и, во- вторых, стремление принять участие в разгроме Римской империи, жажда грабежа и обогащения. Аналог такой миграции П. Н. Третьяков обнаруживает на западе - в истории древних германцев. Что касается собственно восточнославянских племен, названных в «Повести временных лет», то П. Н. Третьяков полагал, что это были племенные союзы, многие из которых представляли этнически обособленные группы, связанные своими корнями с эпохой родоплеменных отношений. Концепция П. Н. Третьякова зависела от теории стадиальности,господствовавшей в ГАИМК—ИИМК в 30-е годы. С другой стороны, работа П. Н. Третьякова, как, впрочем, и другие статьи сборника, свидетельствовала о некотором отходе археологов ИИМКв конце 30-х годов от чисто лингвистической позиции самогоН. Я. Марра. Одна из первых попыток построить на базе разнородных источников целостную концепцию этногенеза и ранних этапов этнической истории восточных славян принадлежит также В. В. Мавродину14. Концепция В. В. Мавродина представляла собой последовательное воплощение в области славянской этнической истории этногенетических взглядов Н. Я. Марра, подобно развивавшимся одновременно концепциям М. И. Артамонова и П. Н. Третьякова, была в основных ее чертах автохтонистской, хотя В. В. Мавродин не отрицал роли переселений и миграций в процессе формирования этносов.

скачать реферат Истоки и корни народа русского

Период первобытности на территории нашей исторической прародины - это большой временной отрезок, и чтобы не затеряться в нем, лучше поставить перед собой более конкретную задачу, приурочив ее к грядущему 2000 юбилею. Итак, цель нашего исследования - узнать как жили наши прародители-славяне в начале нашей эры, или 2000 лет назад. «Историю древних русов как передовой части восточного славянства следует начинать с середины I тысячелетия до нашей эры, когда праславяне- сколоты образовали в Среднем Поднепровье «три царства» и создали свою, во многом сходную, но во многом и отличную от скифской, культуру, свой эпос, свои языческие обряды,» - пишет историк-археолог Б.А.Рыбаков. Поэтому выбор временного периода - 2000 лет назад - для более детального изучения особенностей жизни и культуры наших славянских предков представляется очень даже уместным, поскольку к этому времени они уже успели пройти некоторый исторический путь в своем развитии как выделившийся восточнославянский этнос. Итак, мы отправляемся в путешествие в прошлое на 2000 лет назад с целью «поиска корней» своих. Здесь нам предстоит совершить два экскурса: во- первых, познакомиться с историческим прошлым славян-прародителей в контексте общей исторической ситуации, сложившейся на территории Юго- Восточной Европы, где и располагалась наша историческая прародина в выбранный временной промежуток (путеводителем нам будет служить монография историка-археолога Б.А. Рыбакова «Язычество древней Руси» (М., Наука, 1988); во-вторых, познакомиться с культурой древних восточных славян в начале нашей эры; здесь же нашим «экскурсоводами» будут: книга английского этнографа-эволюциониста Э.Б.Тайлора «Первобытная культура» (М, Издательство политической литературы, 1989), работа Владимира Шкуратова «Историческая психология» (Ростов-на-Дону, Издательство «Город », 1994) , а также монография Б.А.Рыбакова «Язычество древней Руси».

скачать реферат Языкознание и этногенез славян

Ну, что же, в каждой новой работе, концепции есть элемент вызова, хотя я в данном случае меньше всего думал о вызове археологии. В конце концов, здесь можно усмотреть скорее вызов языкознанию, но не это главное. Мне известны спокойные и заинтересованные высказывания о моей дунайской концепции лингвистов, которые сами занимаются праславянским языком и имеют о нем свои, отличные суждения . Важно, что "ветер перемен" уже коснулся многих - прежде тихих - заводей науки о праславянском языке, и это есть самый неумолимый вызов нам всем - вызов науки. О праславянских диалектах заговорили. Н.И. Толстой обратил внимание на малоизвестную карту праславянских диалектов 1913 года Д. П. Джуровича, причем сделал это лишь сейчас, в восьмидесятые годы, хотя сам этот библиографический раритет попался ему на глаза очень давно . Он отмечает, в частности, что Джурович, как и через полвека после него Трубачев в своей схеме праславянских диалектов 1963 г., говорит о древней близости серболужичан и предков восточных славян. В действительности же лингвистических схем размещения праславянских диалектов сейчас еще больше, чем называет Толстой (он приводит там еще схемы Фурдаля и Шевелева, основанные на сравнительно-исторической фонетике, но не дает "схему возможного диалектного членения позднепраславянского языка до великой миграции славянских племен" Шустер-Шевца 1977 года .

скачать реферат Материальная и духовная культура восточных славян в VI-VIII веках

Сходные знаки имеются на медных бляхах из Тверских курганов XI в. Аналогичные «чертам» и «резам» знаки — на кости из Черниговских курганов X в. Но особый интерес для решения вопроса о древнерусской письменности имеет находка, сделанная советским археологом Д.А.Авдусиным во время раскопок так называемых Гнездовских курганов под Смоленском. На глиняном сосуде типа амфоры первой четверти X в. рукой русского человека кирилловским алфавитом сделана надпись. Она прочитывается и расшифровывается учеными по-разному. Одни считают, что написано «гороухща», другие читают, как «горушна». И в том, и в другом случае это слово означает горчичные семена, горькую пряность. Таким образом, перед нами сосуд для хранения или перевозки горчичного семени, пряности. Приведенные материалы позволяют утверждать, что появление письменности на Руси не связано с принятием христианства. Восточные славяне были знакомы с письменностью еще раньше. Возможно, на первых этапах в разных районах были свои письменные знаки. Развитие языка, являющегося продуктом целого ряда эпох, вызывало к жизни потребность не только в устной передаче мыслей, но и фиксацию их в письменной форме.

телефон 978-63-62978 63 62

Сайт zadachi.org.ru это сборник рефератов предназначен для студентов учебных заведений и школьников.