![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История | подраздел: | История |
Норманнская теория происхождения государства у славян и ее роль в российской истории | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Нансена, установив направление дрейфа льдов в Северном Ледовитом океане, первым выдвинув проект освоения Великого Северного морского пути. И он же решительно выступил против антинациональной "норманнской" теории происхождения древнерусского государства, доказывая древность и "величество" славянских племен, их выдающуюся роль в европейской истории. Практически каждое положение, каждая мысль великого ученого проросли затем в молодые побеги новых научных направлений. А знаменитое ломоносовское "Слово о пользе химии", в котором он впервые сформулировал ее роль в становлении и развитии паук, изучающих природу и задачи самой химии, и по сей день не утратило своей актуальности. Знакомством с этим замечательным сочинением, по моему твердому убеждению, должно начинаться приобщение к науке каждого молодого человека, решившего стать химиком. Мы и сегодня, почти через три столетия, отделяющие пас от ломоносовской эпохи, очень часто в практической работе встречаемся с его выводами, положениями, открытиямп. Взять хотя бы те же новые материалы
Славянофилы, как и западники, выступали за освобождение крестьян. Хотя, по мнению славянофилов, противна всякая революция русскому духу, – “рабы сегодня – бунтовщики завтра; из цепей рабства куются беспощадные ножи бунта”. Славянофилы первыми обратили внимание на сохранение у славянских народов общинного землевладения. В крестьянской общине они видели проявление соборности, коллективных начал славянского быта, преграду против частной собственности и “язвы пролетариатства”, “балласт разумного консерватизма против наплыва всяких чужеземных теорий демократизма и социализма”. При отмене крепостного права славянофилы предлагали наделить крестьян землей, сохранив общину как залог “тишины внутренней и безопасности правительства”. Славянофилам были присущи идеи панславизма и мессианской роли России. Порицая порядки буржуазного Запада, они утверждали, что православный русский народ – богоносец с его старинными формами общинности избавит от “скверны капитализма” сначала славян, а затем и другие народы. Ряд идей славянофильства совпадал с лозунгами официальной народности. Из провозвестников официальной народности литератор Шевырев принадлежал к правому крылу славянофилов, а историк Погодин обосновывал норманнскую теорию происхождения русского государства в славянофильском духе.
Одного этого факта достаточно для того, чтобы опровергнуть так называемую норманнскую теорию происхождения Русского государства — пришедшие к восточным славянам варяги-русь поклонялись Перуну, а не скандинавским Одину или Тору. Интересно также, что многоглавые боги прибалтийских славян (Свентовит, Триглав, Сварожич-Радегаст) находят параллели в многоголовых божествах кельтов. А «Слово о полку Игореве», представляющее совсем необычную картину языческих славяно-русских верований (неизвестен Рюрик, родоначалие отсчитывается от «времен Траяна», а сами русские — это «внуки Дажьбога»), своими религиозно-мифологическими корнями уходит в Тьмутараканскую Русь и, возможно, еще глубже — в Русь Причерноморскую (индоарийскую?). Как видно из приведенных выше точек зрения современных исследователей, сегодня пока еще очень сложно дать однозначную характеристику славянской мифологии. И тем не менее можно сделать определенные выводы о ее содержании. Глава 3 «СУДЬБЫ ОНИ НЕ ЗНАЮТ» Язычество древних славян — это религиозно-мифологические представления оседлых земледельческих племен, живущих территориальными (соседскими) общинами
Этим занялись еще в 18 в. немецкие историки, приглашенные для работы в Российскую Академию наук, — Байер, Миллер, Шлецер. Материал был, конечно, очень соблазнительным, а параллели очевидны: русские — народ, ни на что не пригодный. В 9 в. германцы создали им государство, в 18 в.— науку. Норманнская теория имела большой успех: начиная c Петра I пошла мода на все западное, половина царей и цариц того века были если не чистокровными немцами, то с изрядной долей немецкой крови, не говоря уже о том, что придворная камарилья была в значительной степени иноземной. Норманнская теория происхождения Русского государства, выдвинутая историками-немцами, жившими в России в 18 в., получила широкое распространение как в дореволюционной русской, так и в современной зарубежной историографии. Смысл все тот же: показать русских полностью зависимыми от Запада в интеллектуальном отношении. Сторонники этой теории — «норманнисты»: американские ученые З. Бжезинский, Ж. Вьежинский, Х. Дэвидсон, Р. Пайпс — тенденциозно искажая историю, изображают славян как примитивные дикие племена, находившиеся на чрезвычайно низком уровне исторического развития и неспособные сами создать свою государственность.
К вопросу о происхождении Рюрика.- В сб.: Герменевтика древнерусской литературы. Сборник 7 Часть II.- М., 1994, с. 369. 5) См., например: Седов В. В. Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья. М., 1970. 6) Шахматов А. А. Указ. соч., с. 611. 7) Татищев В. Н. Собрание сочинений. Том I.- М., 1962, с. 289. 8) Азбелев С. Н. Указ. соч. 9) Татищев В. Н. Указ. соч., с. 110, 291, 308. 10) Кирпичников А. И., Дубов И. В., Лебедев Г. С. Русь и варяги. В кн.: Славяне и скандинавы.- М., 1986, с. 194. 11) См., напр.: Гумилев Л. Н. От Руси к России.- М., 1994, с. 29. 12) Шахматов, указ. соч., с. 316. 13) Приселков М. Д. История русского летописания XI-XV вв.- СПб., 1996, с. 78. 14) Бруцкус Ю. Д. Письмо хазарского еврея от Х века.- Берлин, 1924, с. 31. 15) Артамонов М. И. История хазар.- Л., 1962, с. 377. 16) Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа.- М., 1990, с. 210. 17) Плетнева С. А. Хазары.- М., 1986, с. 59. 18) Литаврин Г. Г. Византия и Русь в IX-Х вв.- В кн.: История Византии. Том 2. М., 1967, с. 230. 19) Тихомиров М. Н
Как жили восточные славяне в VII-VIII вв. (расселение, характер хозяйственной деятельности, верования, родовая организация, социальное расслоение, племенные объединения, взаимоотношения с соседними народами)? Почему восточные славяне миновали рабовладельческую стадию развития? Что помешало рабовладению стать основой их хозяйственной деятельности? Под влиянием каких факторов происходил процесс политической консолидации восточнославянских племен? Какие причины лежали в основе возникновения государственности у восточных славян? Какую роль сыграло крещение Руси в становлении и укреплении отечественной государственности? Что сообщает "Повесть временных лет" о призвании варягов на Русскую землю? Как трактуют летописные сведения сторонники "норманнской теории" происхождения Древнерусского государства? В чем заключается научная несостоятельность этой теории? Как выглядел общественный строй Древнерусского государства?
В прозе Платонова мир предстает как противоречивая, часто трагическая целостность человеческого и природного бытия: повести «Епифанские шлюзы» (1927), «Город Градов» (1928), «Река Потудань» (1937). В романах «Чевенгур» (опубликован в 1972, в России — 1988), «Счастливая Москва» (не окончен, опубликован в 1991), повести «Котлован» (опубликована в 1969), «Ювенильное море» (опубликована в 1979; в России обе — в 1987), «Джан» (опубликована в 1964) — неприятие навязываемых форм социалистического переустройства жизни. Своеобразие стиля Платонова определяют «косноязычие», «шероховатость» языка, сопрягающиеся в ткани повествования с отвлеченными понятиями и метафорическими образами. Погодин Михаил Петрович (1800-1875) Российский историк, писатель, академик Петербургской АН (1841). Издавал журнал «Московский вестник», «Москвитянин». Сторонник норманнской теории происхождения русского государства. Во взглядах близок к славянофилам. Пропагандировал идею славянского единства. Труды по истории Др. Руси, летописанию. Коллекция исторических памятников («Древлехранилище»). Бытовые повести, исторические драмы.
Линия, намеченная Илларионом, получила отражение в последующих летописях, послуживших основой для “Повести временных лет” (начало XII в.), созданной, предположительно, монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Если Илларион в “Слове” стремился дать теоретическое обоснование независимости Русского государства и сильной княжеской власти, то Нестор в “Повести” дает их историческое обоснование. Излагая историю славянских племен, описывая основание Киева и возникновение Киевского государства, автор “Повести” стремится опровергнуть византийскую идею о возникновении Киевского государства в результате крещения Руси под влиянием Византии. В летописи утверждается, что киевские князья происходят от варяжского князя Рюрика, который якобы был призван славянами для управления ими и установления порядка на русской земле. С Рюрика и начинается русская государственность, и его наследники – киевские князья по праву являются старшими среди всех русских князей. Эти рассуждения летописца были использованы в XVIII–XIX вв. для создания “норманнской теории” происхождения Русского государства.
ПЛАН. Проанализируйте теории происхождения государства в соответствии с таблицей. Чем объясняется множественность теорий происхождения Социальные нормы родового строя .5 Цивилизационный подход к типологии государства 6 Понятие формы (устройства ) государства и ее элементы .8 Соотношение функций государства с целями, задачами и принципами государства 10 Понятие механизма государства и его роль в осуществлении задач и функций государства .11 Прокомментируйте следующее утверждение А. Линкольна: «Демократия есть правление народа, для народа и через народ». Может ли демократия быть реализована практически?.12 Проведите сравнительный анализ форм государственного устройства на основе качественного проявления указанных в таблице признаков .13 Представьте в виде схемы классификацию государственных органов 14 Государственная символика Российской Федерации . 15 Список использованной литературы .17 Проанализируйте теории происхождения государства в соответствии с таблицей. Чем объясняется множественность теорий происхождения государства? Наименов теории Сторонники Основное содержание Достоинства Недостатки 1. Теологи- ческая Ф.Аквинс-кий, Ф. Лебюфф, Д. Эйве Бог создал государст-во.
Еще есть карпатская теория происхождения славян, по которой изначально центром обитания славян были Карпаты, а оттуда они двинулись в разных направлениях. В 1808 году вышла в свет работа Густава Эверса (1781-1830), младшего современника Карамзина. «Работа была написана на немецком языке, как и все последующие труды этого ученого. В противовес сторонникам норманнской теории происхождения русского государства, которую принимал и Карамзин, Эверс считал, что народ Русь – хазарского происхождения и первоначально жил в Северном Причерноморье, «Черноморская Русь». («История России» под редакцией А. Ф. Васильева, В. А. Потатурова, Москва, «Академический Проект», 2005, стр. 17). Доподлинно известно согласно летописям и по данным археологических раскопок, что в VI –IX вв. н. э. было несколько славянских племен: «Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра (Киев). К северу от них, между устьями рек Десны и росси, жили северяне (Чернигов). К западу от полян, на правобережье Днепра, «седеша в лесах» древляне. К северу от древлян, между реками Припятью и Западной Двиной, расселились дреговичи (от слова «дрягва» - болото), которые по западной Двине соседствовали с полочанами (от реки Полота – притока Западной Двины).
И книгу Оргиш «Образование Киевского гос-ва и введение христианства», в которой принятие христианства ставиться на ровне с другими факторами. Также в работе я основываюсь на курсовую работу Горбунова А.Н. Пункт 1. Норманская и Антинорманская теории. Как ранее, так и сейчас идут споры об истории возникновения Древнерусского государства. Эта проблема постоянных политических спекуляций. К вопросу образования Русского государства обратилось и обращается большое число представителей различных наук – от истории, археологии до лингвистики и географии. В 30-60 годы XVIII в. немецкие учёные Иоганн Готфрид Байер и Герхард Фридрих Миллер, работавшие в Петербургской Академии Наук, в своих научных трудах впервые попытались доказать, что Древнерусское государство было создано варягами. Они положили начало норманнской теории происхождения Российского государства. Против этой теории решительно выступил М. В. Ломоносов, которому императрица Елизавета I поручила написать историю России. Своими исследованиями Ломоносов положил начало антинорманской теории. Так появилось две школы: норманнская и антинорманская (славянская). Обе стороны ссылаются на две летописи: Лаврентьевскую и Ипатьевскую.
Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия. Территория Киевского государства сосредоточилась вокруг нескольких политических центров, некогда бывших племенными. Во второй половине 11- начале 12 в. в пределах Киевской Руси стали образовываться достаточно устойчивые княжества-полугосударства: Киевская, Черниговская, Переяславская земли. 4. Норманнская теория. В 9-11 вв. в формировании древнерусской государственности определенную роль играл “варяжский элемент”, вокруг которого в исторической литературе велась длительная полемика между сторонниками и противниками “норманнской теории” происхождения Древнерусского государства. В этом процессе, несомненно, сказывалось влияние выходцев из Скандинавии и Балтии, составляющих значительную часть правящего слоя Киевского государства. Однако в руках киевских князей они служили лишь орудием и фактором влияния, призванными сохранить отношения данничества между Киевом и Новгородом, где влияние варягов (русский синоним викингов и норманнов) было более раннего происхождения и более значительно.
Перевезенцев С. В. Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» сообщает имена народов, которые, наряду со славянами, приняли участие в формировании Древнерусского государства, — варяги, русы, чудь, весь, меря. Антропологические исследования показывают, что участвовали в этом процессе и какие-то иранские народы, имена которых нам вроде бы неизвестны. Этническая принадлежность племен чудь, весь и меря не является тайной — это были финно-угры. А вот этническое происхождение варягов и руси загадочно. И эта загадка приобретает серьезный масштаб при учете того факта, что именно варяги и русы образовали господствующий слой будущей Киевской Руси, а русы дали свое имя складывающемуся государству. Еще в XVIII веке немецкие ученые, жившие тогда в России — Г.З. Байер, Г. Миллер и Л. Шлёцер — впервые стали утверждать, что русы и варяги, пришедшие к славянам, были германскими племенами, а точнее, шведами, известными в Европе под именем норманнов («северных людей»). Так возникла норманнская теория происхождения русов и варягов, существующая в исторической науке до сих пор. Но тогда же, в XVIII столетии норманнскую теорию решительно опроверг М.В. Ломоносов, считавший русов и варягов балтийскими славянами, жившими ранее в Южной Прибалтике.
Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. Первые классы и государство образуются из племен, спаянных друг с другом актом завоевания» Ф. Энгельс жестко и во многом справедливо критиковал данную теории, которая гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально- экономические факторы. Чтобы возникло государство, который позволил бы содержать государственный аппарат и производить соответствующее военное оружие. Если подобных экономических условий нет, никакое насилие само по себе не может привести к возникновению государства. Вместе с тем бесспорно и то, что насилия, завоевание играло немаловажную роль в государствообразующем процессе. Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», само название которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена.
Оглавление Введение .3 Глава 1. Исторические предпосылки происхождения государства и права.5 Глава 2 Основные теории происхождения государства и права 2.1. Многочисленность теорий происхождения государства и права .18 2.2. Материалистическая теория происхождения государства и права .21 2.3.Естественно-правовая 2.4.Теория насилия .26 Заключение .30 Список использованной литературы .33 Введение Проблема возникновения государства и права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. (Например, есть мнение, согласно которому государство и право существовали вечно. Для его сторонников проблемы возникновения государства и права вообще нет.) Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства и права. Вопрос о возникновении государства и прав волнует умы многих ученых, политиков, юристов, историков, этнографов. А.Б. Венгеров в своем немалоизвестном учебнике по теории государства и права очень четко определил роль последних в установлении причин возникновения и функционирования такого института общества, как государство.
Содержание 1. Введение 2 2. Процесс становления института президентства в РФ.3 3. Государство – ведущий институт политической системы. 1. Основные теории происхождения государства. Сущность, функции и структура государства 5 4. Заключение 10 Введение Понятие «политический институт» обозначает: 1)определенные группы людей, уполномоченные обществом выполнять социально политически значимые, причем безличные, функции; 2)созданные в обществе организации для выполнения людьми тех или иных необходимых функций; 3)совокупности материальных и иных средств деятельности, позволяющих представляющим общество организациям или группам лиц выполнять установленные политические функции; 4) совокупности политических ролей и норм, реализация которых имеет жизненно важное значение для каких-то социальных групп или общества в целом. Словом, политический институт – это система учреждений и организаций, упорядочивающих политические и другие общественные отношения с помощью материальных и идеальных (символических средств) и на основе фиксированных норм.
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ РАЗДЕЛ 1. Предмет и методология теории государства и права.Общество, Государство, Право ТЕМА 1. Предмет и методология теории государства и права. ТЕМА 2. Место теории государства и права в системе общественных наук. ТЕМА 3. Теория права и государства в системе юридических наук. ТЕМА 4. Общая характеристика теорий происхождения государства и права. ТЕМА 5. Характеристика первобытного общества. ТЕМА 6. Возникновение государства (восточный путь). ТЕМА 7. Возникновение европейских государств. ТЕМА 8. Возникновение права. ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ТЕСТЫ К РАЗДЕЛУ 1. ВВЕДЕНИЕ В системе юридических наук теория государства и права занимает главенствующее положение, выполняя как академическую, методологическую, так и прагматическую, практическую роль. В этой связи вопросам теории государства и права традиционно уделялось и уделяется большое внимание как в отечественной, так и в зарубежной юридической литературе, о чем свидетельствуют многочисленные монографии, статьи, а также учебники и учебные пособия.
Вебер? 11) Социальное поведение по М. Веберу. 12) Предмет социологического исследования по К. Марксу. 13) Дайте современное определение социологии. 14) Что является задачей социологии? 15) Что такое процедура в социологии? 16) Что такое методика в социологии? 17) Стадии социологического исследования. 18) Чему посвящены социологические исследования? 19) Сущность теоретико-познавательной функции. 20) Сущность описательной функции социологии. 21) Прогностическая функции социологии. 22) Информационная функция социологии. 23) Мировоззренческая функция социологии. 24) Как формировалась социология? 25) Какие идеи Конфуция сыграли прогрессивную роль в развитии мировой культуры? 26) Что присуще философии даосизма? 27) С чем связывал Демокрит возникновение государства? 28) Необходимость государства по Платону. 29) На какие сословия делит Платон общество? 30) Теория происхождения государства по Аристотелю. 31) Какие классы выделил в социальной структуре общества Аристотель? 32) Какой класс поддерживал Аристотель? 33) Какими чертами отличается знание по Аристотелю. 34) Характеристика развития научных знаний в эпоху средневековья. 35) Гуманизм эпохи Возрождения. 36) Великие гуманисты эпохи Возрождения. 37) Чьи интересы выражали социалисты эпохи Возрождения? 38) Какую форму правления Монтескье считал рациональной? 39) Дени Дидро и его деятельность. 40) Назовите основное сочинение Дж. Вико. 41) Вклад в развитие общественной мысли Дж. Вико. 42) Суть позитивизма по О. Конту. 43) Что такое социальная статика (по О.
![]() | 978 63 62 |