![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Право |
Национально-государственное строительство в 30х годах | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В области национально-государственного строительства реабилитируется сама идея государственности..." Охарактеризовав признаки этой "трансформации" в целом ряде сфер бытия страны, М. М. Горинов подводит итог: "Таким образом, по всем линиям происходит естественный здоровый (выделено мною. - В.К.) процесс реставрации, восстановления, возрождения тканей русского (российского) имперского социума. Технологическая модернизация все больше осуществляется на основе не разрушения (выделено мною. - В.К.), а сохранения и развития базовых структур традиционного общества". Правда, "этот процесс в 30-е годы был далеко не завершен" (с. 393, 394), - о чем еще будет речь. "Реставрация" - разумеется, весьма относительная - России после катаклизмов конца 1910-х - начала 1920-х и конца 1920-х - начала 1930-х годов была результатом именно "естественного" движения истории, которое можно упрощенно истолковать по аналогии с движением маятника: революция НЭП; коллективизация - "реставрационные" процессы второй половины 1930-х годов. Широко распространенное объяснение этих "поворотов" личной волей Сталина (да еще и с дополнительным толкованием внутренней нацеленности этих поворотов на достижение генсеком безраздельной власти) - плод крайне убогого "мышления", которое являет собой попросту вывернутое наизнанку культовое превознесение Сталина
Под руководством партии большевиков, в чем большую роль сыграл Сталин, создавались рабочие и красногвардейские отряды, которые выступили на фронт и дали отпор германским войскам под Псковом и Нарвой 23 февраля 1918 года. Эта дата стала днем рождения новой пролетарской Красной Армии. Сталин проявил себя крупным военно-политическим работником партии. Постановлением ВЦИК от 27 ноября 1919 награжден орденом Красного Знамени. После окончания Гражданской войны Сталин активно участвовал в борьбе партии за восстановление народного хозяйства, за осуществление новой экономической политики, за укрепление союза рабочего класса с крестьянством. Во время дискуссии о профсоюзах, навязанной партии Троцким, защищал ленинскую платформу о роли профсоюзов в социалистическом строительстве. На 10-м съезде РКП (б) (1921) выступал с докладом "Очередные задачи партии в национальном вопросе". В апреле 1922 на Пленуме ЦК Сталин был избран Генеральным секретарём ЦК и находился на этом посту свыше 30 лет. Как один из руководящих работников в области национально-государственного строительства Сталин принял участие в создании Союза ССР.
Пытались совместить идеи социализма с сионизмом. В 19041906 годах из групп Поалей Цион сложилось несколько партий, которые стали проводниками идей сионизма в рабочем движении. Октябрьскую революцию встретили враждебно. В 20-е годы в Советской России были запрещены.P Ред. 8 Автор имеет в виду меньшевиков. Меньшевизм как политическая партия оформился в 1903 году на II съезде РСДРП. Л. Мартов являлся одним из лидеров идеологов меньшевиков. Умер в 1923 году в эмиграции.P Ред. 9 Вы теперь молодчина! (англ.) 10 Журнал, издаваемый «Обществом политкаторжан» в СССР в 19211935 годах 11 Фирдевс И.К. (18881937)член КПСС с мая 1917 года. Участник революции и гражданской войны, видный деятель национально-государственного строительства. Входил в состав первого Советского правительства в Крыму в 1918 году. В 19221925 годах наркомюст и прокурор Крымской АССР.P Ред. 12 Сталин И.В. Сочинения. Т. 5. С. 306.P Ред. 13 Султан-Галиев М.X. (18921940) член КПСС с июля 1917 года. Участник гражданской войны, видный деятель национально-государственного строительства
В стране устранялись последние препятствия на пути к авторитарному режиму. Характеристика общественно-политического развития страны в 20-е годы была бы неполной без анализа проблем национально-государственного строительства и отношений страны с внешним миром. К концу гражданской войны и иностранной военной интервенции формируется территория связанных военно-политическим союзом советских республик: РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская, Грузинская советские республики, а также Бухарская и Хорезмская народные советские республики. В большинстве этих государственных образований у власти находились национальные коммунистические партии, входившие в состав единой РКП(б). В 1921-1922 гг. началось экономическое и политическое объединение советских государств в федеративный союз. Оно проходило в форме заключения соглашений и союзных договоров между РСФСР и другими республиками. Однако эта система оказалась недостаточно эффективной. В августе 1922 г. ЦК РКП(б) создал специальную комиссию для подготовки предложений по вопросу о федеративных отношениях между РСФСР и другими советскими государствами.
Формирование системы отношений между центром и национальными окраинами в России (XVI–XX века) // Россия в XX веке, с. 115–120; Стародубова А. Л. Особенности национально-государственного строительства в либеральной модели 1917 г.// Либеральный консерватизм: история и современность. М., 2001 с. 272–282. 68 ГАРФ, ф. 102 ОО, оп.226, д. 11, ч. 1, 2, 3, 5. 69 ГАРФ, ф. 102 ОО, оп. 226 (1916 г.), д. 231, т. 1–2. 70 См.: Турсунов Х. Т. Восстание 1916 г. в Средней Азии и Казахстане. Ташкент, 1962; Михутина И. В. Указ. соч., с. 229–230. 71 Марчуков А. В. Украинское национальное движение. УССР. 1920-1930-е годы. Цели, методы, результаты. М., 2006, с.127. 72 Журавлев В. В. Национальный вопрос в программах общероссийских политических партий начала XX века // История национальных политических партий в России, с.88; Михутина И. В. Указ. соч., с. 250; см. также: Шульженко Ю. Л. Из истории федерации в России. М., 2005. 73 Басалай А. Указ. соч., с. 107–108. 74 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т.32, с. 41. 75 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т.32, с. 286. 76 Азизян А. К
Руководитель аппарата Президента РТ Юрий Камалтынов поблагодарил Минюст РТ за разработку проекта целевой программы развития государственной гражданской службы РТ и муниципальной службы в Республике Татарстан на 2010-2013 годы. При этом он отметил, что программа должна не копировать федеральную, а иметь собственные наработки. По мнению Юрия Камалтынова, необходимо сразу определить и некие индикаторы для оценки эффективности реализации программы в республике. Министр труда, занятости и социальной защиты РТ Айрат Шафигуллин напомнил, что сегодня в республике три высших учебных заведения готовят будущих государственных и муниципальных служащих. Это Академия госслужбы при Президенте РТ, вузы в Нижнекамске и Альметьевске. Что для России и сегодня является актуальным ряд положений веберовской теории бюрократии: рациональность; ориентация на формализованные процедуры в противовес персоналистской ориентации на патрона; прозрачность, четкость, подотчетность обществу; ликвидация коррупции. Далее необходим учет особенностей современного этапа национально-государственного строительства в России, специфики общественно-политического и финансово-экономического состояния государства.
Основная часть из оставшихся в СССР бывших польских граждан была реэвакуирована в европейскую часть страны. Подводя итоги, отметим, что межнациональные отношения в тыловых районах СССР в годы Великой Отечественной войны нельзя определить как однозначно позитивные: в них имелись сложности и противоречия. Причинами негативных явлений в этой сфере, на мой взгляд, являлись снижение уровня жизни людей, вызванное экстремальными условиями военного времени; невысокий уровень культуры населения; недостаточный учет в национальной политике интересов различных народностей. Список литературы 1. Куманев Г.А. Эвакуация населения СССР: достигнутые результаты и потери // Людские потери СССР в период Второй мировой войны. Сб. ст. СПб., 1995. С. 145. 2. См., напр.: Эшелоны идут на восток. Из истории перебазирования производительных сил СССР в 1941-1942 гг. М., 1966. 3. История национально-государственного строительства в СССР 1917-1978 гг. в 2 т. Т. 2. Национально-. государственное строительство в СССР в период социализма и строительства коммунизма (1937-1978 гг.). М., 1979. С. 76. 4. Варашинскас К.Ю. Деятельность эвакуированного населения Литовской ССР в советском тылу в период Великой Отечественной войны (1941-1944 гг.): Автореф. дисс. .к.и.н. Вильнюс, 1971; Олехнович Г.И. Трудящиеся Белоруссии - фронту.
Повышении статуса Адыгеи расценивается как объективная реальность, закономерный результат демократических процессов, совершенствования национальной политики. Но выход Адыгеи из Краснодарского края не означал разрыва десятилетиями сложившихся хозяйственных и культурных связей. В августе 1992 года заключено соглашение "О социально-экономических связях и культурном сотрудничестве". Автономия не означала отделения. Еще более прочным становится братский союз самоуправляющихся горских народов с трудящимися России. Целью советского национально - государственного строительства на Северном Кавказе было раскрепощение угнетённых ранее народов. Национальная государственность - необходимое политическое условие ликвидации фактического неравенства народов. Образование Адыгейской автономной области способствовало быстрейшему восстановлению народного хозяйства, наилучшему использованию природных и хозяйственных ресурсов, победе колхозного строя, созданию промышленных очагов и осуществлению культурной революции в Адыгее. Трудящиеся массы Адыгеи получили широкую возможность организовывать действующие на родном языке местные органы власти, суды, культурно-просветительные учреждения.
Сталин лавировал между этими двумя течениями в зависимости от ситуации в партии и в стране. На протяжении 1921-1926 гг. Сталин поддерживал социально-экономическую линию правых. А со второй половины 20-х гг. он начинает все больше склоняться к левым позициям. В практическом плане Сталину, опиравшемуся на партийный аппарат и использовавшему закулисные интриги, обман, демагогию, удалось сначала при активной помощи Каменева и Зиновьева дискредитировать Троцкого, затем, опираясь на Бухарина и Рыкова, оттеснить Каменева и Зиновьева, а к концу 20- х гг. при помощи Орджоникидзе, Куйбышева, Ворошилова и других победить правых. В стране устранялись последние препятствия на пути к авторитарному режиму. Характеристика общественно-политического развития страны в 20-е годы была бы неполной без анализа проблем национально-государственного строительства и отношений страны с внешним миром. К концу гражданской войны и иностранной военной интервенции формируется территория связанных военно-политическим союзом советских республик: РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская, Грузинская советские республики, а также Бухарская и Хорезмская народные советские республики.
Второй реальной властью в Казахстане стали советы, как органы народной власти. Руководящую роль в большинстве Советов играли социал-демократы меньшевики и эсеры. В этих условиях с целью решения самых насущных вопросов Казахстана — аграрного, национального, государственного строительства в создавшейся ситуации лидеры либерально-демократического движения стали проводить областные съезды в Оренбурге, в Уральске, в Акмолинске, Семипалатинске, Верном. Была подготовлена почва для созыва Всеказахского съезда. Временное правительство предпринимало робкие шаги урегулирования ситуации в Казахстане. 20 марта 1917 года специальным декретом было объявлено об отмене всяких ограничений в правах граждан России, обусловленных принадлежностью к вероисповеданию, национальности. Была объявлена амнистия участникам восстания 1916 года, принято решение об оказании помощи населению Семиреченскои области, пострадавшему во время этого восстания. Рассмотрен вопрос о возвращении мобилизованных по указу от 25 июня 1916 года в рабочие дружины. Но в главном, в земельном вопросе, вопросе национально-территориального устройства продолжалась прежняя политика самодержавия.
Внешняя и внутренняя политика СССР (1919-1990 гг.) Принципы национально-государственного строительства были положены в основу создания СССР Нац.-гос. строительство было важнейшей частью политики большевиков. Безусловно, была объективная основа для восстановления единого гос. образования на территории России. Особенно тесная взаимосвязь экономики различных районов подталкивала их к объединению. При этом в годы гражд. войны происходили как двухсторонние договоры между независимыми республиками и РСФСР, так и вхождение республик и авт. областей в РСФСР. Военная угроза со стороны импер. держав настоятельно требовала проведения всеми республиками единой внешней политики и укрепления их обороноспособности. Также после гражд. войны царила разруха и нищета, преодолеть которую возможно только при взаимопомощи регионов. Например, РСФСР нужна была нефть Кавказа, уголь Донбасса, а Кавказу - украинский хлеб, металл и т.д. Основы нац.-гос. строительства отражаются в “Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа” (ноябрь 1917 г.), где в основу положено: право наций на самоопределение, равенство и суверенитет народов, свободное развитие нац, меньшинств, социалистическая федерация и т.д Сближение с РСФСР началось первоначально на договорной основе. Так, 1 июня 1919 г. Декрет ВЦИК оформил договорные отношения РСФСР с Украиной, Беларуссией, Латвией и Литвой. В апреле 1920 г. произошло присоединение Азербайджана, в ноябре 1920 г. - Армении, а в феврале 1921 г - Грузии.
Вслед за тем, в конце 1920 - начале 1921 годов, аналогичные двусторонние договоры с РСФСР были заключены также Украиной, Белоруссией, Арменией и Грузией. Это был важный этап в национально-государственном строительстве. Для утверждения союза наций имелись необходимые условия: народы в тесном единстве совершили революцию, у них была одна цель - социализм. Важным фактором единства было существование общей Коммунистической партии - РКП(б). Компартии республик действовали под её руководством и пользовались правами областных комитетов. Образование СССР определялось серьезными причинами. Прежде всего необходимо было объединить скудные в то время экономические ресурсы республик для более успешного восстановления разрушенного войнами народного хозяйства и осуществления нэпа. Следовало объединить финансы, транспорт, средства связи, осуществлять планирование народного хозяйства в масштабе всей страны. Нужно было учитывать и исторически сложившееся разделение труда между отдельными экономическими районами страны. Необходимо было также ликвидировать вековую отсталость национальных окраин. Объединение республик обеспечивало бы их независимость и позволило бы успешнее решать и внешнеполитические задачи; и оборонные, и дипломатические.
Второй группой декретов были заложены основы национально-государственного строительства. Это, в частности, принятая СНК 15 ноября 1917 года «Декларация прав народов России», обращение СНК «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» от 3 декабря 1917 года, постановление СНК «О Финляндской республике» от 31 декабря 1917 года, декрет ВЦИК «О флаге Российской Республики» от 8 апреля 1918 года и др. Третья группа декретов посвящалась созданию механизма советского государства: декрет СНК «О порядке утверждения и опубликования законов» от 12 ноября 1917 года, декрет ВЦИК «О праве отзыва делегатов» от 4 декабря 1917 года, декрет СНК «О суде» от 5 декабря 1917 года, декрет ВЦИК «О Высшем Совете Народного Хозяйства» от 14 декабря 1917 года, декрет СНК «О Рабоче-Крестьянской Красной Армии» от 28 января 1918 года и др. Четвертой группой декретов власть пыталась установить основы правового положения граждан, организации всей общественной жизни: постановление СНК «О восьмичасовом рабочем дне» от 11 ноября 1917 года, декрет ВЦИК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 23 ноября 1917 года, декрет СНК «О печати» от 9 ноября 1917 года, декрет ВЦИК «О гражданском браке, детях и о ведении книг актов состояния» от 31 декабря 1917 года, декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 2 февраля 1918 года, декрет ВЦИК «О праве убежища» от 28 марта 1918 года, декрет ВЦИК «О приобретении прав российского гражданства» от 1 апреля 1918 года и др. Глава 2. Декларация прав народов России 2 ноября 1917 года Советское правительство приняло «Декларацию прав народов России», провозгласившую уничтожение национального гнета, предоставление народам России равноправия, полной свободы, самоопределения, вплоть до государственного отделения.
Думается, что у него был соблазн сохранения унитарного государства - с точки зрения управляемости эта форма предпочтительнее, но такой поворот событий был чреват непредсказуемыми последствиями. Был избран путь борьбы против превращения России в конфедерацию, поисков оптимальной модели государственного устройства. Выбор был невелик - если не унитарное государство, то федеративное. Сложность состояла в другом - Россия никогда не знала подлинной федерации и строить ее надо было в условиях системного кризиса, на фундаменте советского «национально-государственного строительства». Идея Федеративного договора для РСФСР (в пику или по аналогии с договором союзным) была озвучена Ельциным еще на первом Съезде народных депутатов России1. Он возвращался к ней при очередной конфронтации с союзным центром. 17 июля 1990 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление «О Федеративном договоре», определявшее этапы договорного процесса, а в начале следующего месяца им был объявлен конкурс на лучший вариант проекта Федеративного договора, определены его условия и срок представления проектов — до 15 октября этого года2.
«СЕЗД КАЗАКОВ ДОНА» СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1 «Подготовка к съезду казаков Дона» Глава 2 «Съезд и его решения» Заключение Библиография ВВЕДЕНИЕ Конец 80-х - начало 90-х годов знаменовались для СССР отсутствием реальных результатов перестройки, начатой М. Горбачёвым. Набиравший обороты экономический кризис остудил оптимизм по отношению к выбранному курсу реформ. В обществе начались необратимые процессы разделения на социальные группы. Развернулась дискуссия о путях преобразования советского общества. В этот период было предложено начать поиск национальной идеи будущего возрождения государства. Это даст толчок к появлению этнических, национально-освободительных и национально-возрожденческих движений, которые будут ставить вопросы национально-государственного строительства, межнациональных отношений, культурного и языкового развития. На политическую арену выходят свежие силы в лице различных неформальных организаций. Именно в это время на политической сцене России громко заявляет о себе казачье движение, учредив в г.
В этих работах содержится попытка проанализировать послереволюционный опыт развития страны. В.И. Ленин рассматривает возможные пути строительства социализма в крестьянской стране, определяет методы привлечения крестьян к созданию новых отношений. Его беспокоит неправильная организация управления страной, растущая бюрократизация партийно-советских учреждений. Он сомневается по поводу личных качеств своего ближайшего окружения. В.И. Ленин был не доволен и тем, как решаются вопросы национально-государственного строительства. Основой социалистической экономики он считал развитие тяжелой индустрии. Особое внимание уделял вовлечению крестьянства в строительство новой России через кооперацию, которую следовало создавать на принципах добровольности, постепенности, развитии всех ее форм от низших к высшим (производительным). Кооперативное строительство, по мнению В.И. Ленина, должно было опираться на всестороннюю помощь государства. В "Письме к съезду", озабоченный судьбами строительства социализма, он предлагает принять меры для укрепления партии, чтобы избежать ее раскола. В этом письме В.И. Ленин дал характеристику шести членам ЦК партии: И.В. Сталину, Л.Д. Троцкому, Л.Б. Каменеву, Г.Е. Зиновьему, Н.И. Бухарину, Г.Л. Пятакову, особо выделив первых двух.
Вместе с тем в вопросах национально-государственного строительства они выступали с позиций унитаризма. В своей программе по национальному вопросу выступали за культурно-национальную автономию, предусматривавшую, в частности, преподавание в школах и вузах на родном языке и др. В решении аграрного вопроса кадеты занимали достаточно взвешенную позицию, предлагая искоренить полуфеодальные пережитки (в частности, латифундиальное помещичье землевладение, отжившие формы аренды и т. д.). Они допускали возможность отчуждения за выкуп части земель у тех помещиков, которые вели самостоятельное хозяйство. Причем решение аграрного вопроса они предлагали передать в ведение местных земельных комитетов, состоявших из помещиков, крестьян, чиновников. В решении рабочего вопроса кадеты исходили из идеи перенесения на русскую почву классического тредюнионизма путем создания легальных рабочих союзов, которые должны были стать посредниками в трудовых спорах между рабочими и предпринимателями. Они выступали за 8-часовой рабочий день, сокращение сверхурочных работ. В сфере частного предпринимательства кадеты исходили из идеи снятия всех ограничений, установленных государством на его пути.
Отличия, характерные для России, бросаются в глаза - это целостность территории, полиэтнический характер ее заселения, мирная по преимуществу народная колонизация, отсутствие геноцида, историческое родство и сходство судьбы отдельных народов. Образование СССР имело и свою политическую подоплеку - необходимость совместного выживания созданных политических режимов перед лицом враждебного внешнего окружения. Для выработки наиболее рациональных форм национально-государственного строительства была создана специальная комиссия ВЦИК, у которой с самого начала наметились расхождения с Наркомнацем. Сталин и его сторонники (Дзержинский, Орджоникидзе и др.) большей частью из числа так называемых «русопетов», т.е. лиц нерусской национальности, утративших связь со своей национальной средой, но выступавших защитниками интересов России, выдвинули идею автономизации советских республик. Случаи, когда именно такие группы провозглашают себя носителями великодержавия, представляют любопытный психологический феномен человеческой истории.
![]() | 978 63 62 |