![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История | подраздел: | История |
История Тамани | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В сорок третьем году, когда Центральный фронт под командованием К. К. Рокоссовского блестяще провел оборонительное сражение на Курской дуге и наши войска начали наступление, В. С. Булатов прислал теплое письмо, поздравляя от имени крымских большевиков с успешными действиями вверенной мне армии. Помню, как тронула меня эта товарищеская теплота и забота, и я ответил секретарю обкома партии, что войска нашей 65-й армии как раз наносят сокрушительные удары именно по тем фашистским дивизиям, с которыми мы сражались в Крыму. В нас, фронтовиках, тогда жила воодушевляющая мысль: мы, наступая и громя врага, бьем фашистов не только за себя, но и за тех, кто не дожил до великих дней наступления. Перед великой битвой Встреча с К. К. Рокоссовским. - Стиль работы командующего. - Звонок из Ставки. - Донской фронт в октябре. - "Четырехтанковая армия". - Немного истории. - Наш штаб. - Максим Пассар и другие. - План контрнаступления. Третья армия, которой я командовал после Тамани, входила в Брянский фронт. Вскоре меня назначили помощником командующего фронтом по формированию
И действительно, далеко не каждый сможет раскрыть себя, свой внутренний мир с такой же откровенностью и полнотой, как это сделал Печорин. И в этом величайшее достоинство дневника молодого человека. Первая повесть журнала Печорина, «Тамань», является романтической по характеру. Здесь описывается история, приключившаяся с ним во время пути на Кавказ. И уже в этой повести становится явным одно из основных качеств, свойственных этому человеку, - любопытство. Именно оно помогло главному герою разгадать тайну прекрасной ундины, разрушив при этом «мирный круг честных контрабандистов». Однако сам Печорин от этого глубоко расстроен. «Зачем?»- задаёт он себе вопрос и не находит на него ответа. Следующая повесть («Княжна Мери») даёт ответы на большинство поставленных нами вопросов. В ней намечаются основные мотивы всего «Журнала»: стремление Печорина к активным действиям, любопытство, толкающее его к экспериментированию над окружающими и над собой, его безрассудная храбрость и стремление понять, что движет людьми, выявить мотивы их поступков, постичь их психологию. «Княжна Мери» построена на дневниковых записях, это почти ежедневная летопись жизни Печорина.
Нам было что вспомнить из истории у хутора Трактового. Гора Митридат была буквально утыкана немецкими зенитными орудиями. Там же располагались артиллерийские наблюдательные пункты противника, с которых Керченский пролив просматривался на десятки километров. А на другом - восточном берегу пролива, - в Тамани, сосредоточивалась 318-я Новороссийская пехотная дивизия 18-й армии. Дивизия готовилась к высадке на крымский берег южнее Керчи - у рыбацкого поселка Эльтиген. Ей предстояло ночью переправиться через двадцатикилометровый пролив, заминированный немцами. Около шести тысяч морских мин было притоплено в воде. На том берегу противник оседлал прибрежные высоты, с которых хорошо просматривался и простреливался весь пролив. По ночам пролив освещался прожекторами, а вдоль побережья между минными заграждениями курсировали вражеские боевые корабли. Трудная задача была поставлена 318-й дивизии. Вслед за новороссийцами должна была высаживаться на полуостров Еникале - севернее Керчи - 56-я армия, чтобы потом согласованными ударами с севера и юга окружить керченскую группировку, овладеть портами и ворваться в Крым
Это Тамань, Таманский полуостров, древняя Тмутаракань. Более южные корректировки границ вследствие победоносных кавказских войн меня в данный момент не интересуют - не потому, что границы эти в силу известных причин оттеснены вспять, а скорее потому, что здесь речь пойдет в первую очередь о традиционно русском этническом пространстве. У Тамани, снискавшей в литературе прошлого века репутацию самого скверного городишки на юге России, было большое прошлое - русское и дорусское. Это прошлое интересно и заслуживает нашего рассмотрения и даже пересмотра не только само по себе, оно небезразлично и для углубленного понимания вечного вопроса, "откуда есть пошла русская земля", в особенности же того, как и откуда она стала так называться. Важность правильных ответов на эти взаимосвязанные вопросы давно поняли не только у нас в стране: "Тот, кто удачно объяснит название Руси, овладеет ключом к решению начал ее истории"1. Но сначала - по порядку. Самым серьезным суждением предшествующей научной мысли о Тмутараканском княжестве мы должны признать мнение о загадочности его возникновения и существования2.
После дуэли Печорина с Грушницким. - То есть как? - не понял Тугодум. - Скорее всего, - предположил я, - именно за дуэль с Грушницким Печорина и сослали в ту дальнюю крепость за Тереком, где он познакомился с Максимом Максимычем и где с ним произошли все те события, о которых рассказывается в повести "Бэла". - Неужели я мог так ошибиться? - смутился Тугодум. - Не может быть!.. У вас есть "Герой нашего времени"? - Конечно! - Я снял с полки и подал ему книгу. - Вот, взгляни сам, убедись... Полистав ее, Тугодум торжествующе воскликнул: - Ага! И вовсе я не ошибся! Смотрите сами: сперва идет "Бэла", потом "Максим Максимыч", потом "Тамань" и только потом "Княжна Мери". - Ну да, - подтвердил я. - Именно таково сюжетное построение лермонтовского романа. Вот тут-то как раз и проявилась разница между сюжетом и фабулой. - Совсем вы меня запутали! - сокрушенно воскликнул Тугодум. - Да не я, а ты сам себя запутал, - возразил я. - Если выстроить события "Героя нашего времени" в той последовательности, в какой они происходили, иными словами, если изложить фабулу этого лермонтовского романа, она вы глядела бы примерно так: человек, уже высланный из Петербурга за какую-то вину, едет на Кавказ, попадает в Пятигорск, убивает на дуэли Грушницкого, высылается за это на передовую, в крепость, знакомится там с Максимом Максимычем, рискует своей жизнью в истории с казаком, убившим другого офицера... - Это вы про историю, описанную в рассказе "Фаталист"? - вспомнил Тугодум. - Совершенно верно, - подтвердил я. - Значит, если все рассказы и повести, из которых состоит роман, расположить правильно... - Ты хочешь сказать, если расположить их в хронологической последовательности? - Ну, да
Из истории возникновения христианства в Анапе. Древнейший христианский храм на анапской земле Христианство в районе Анапы имеет давние корни. Еще лежала Русская Земля во мраке язычества, еще предки наши приносили кровавые жертвы Перуну и Велесу, а здесь, в Причерноморье, в православных общинах и храмах люди уже славили Христа. Согласно преданию, в 1 в. н.э. в этих местах проповедовал апостол Андрей. Как свидетельствуют данные археологии, небольшая христианская община уже в IV-V вв. была в Горгиппии, здесь при раскопках найдены культовые тарелки с христианской символикой и надгробия с изображением крестов. Однако, едва ли среди ранних христиан были иерархи, способные на свои средства соорудить храм. Многие века эти земли были полем сражений готов с гуннами, гуннов с эвдусианами, которых сменили воинственные хазары. В середине Х века на Тамани появляются славяне-руссы. Очевидно, это было связано с походом киевского князя Игоря на Византию в 944 году. Его сын Святослав Игорьевич в ходе хазарского похода захватил город Тмутаракань (cегодня станица Тамань Темрюкского В 985-986г.г. Тмутараканское феодальное княжество, южные границы которого проходили в районе нынешней Анапы, перешли под власть Киевской Руси.
Понять эту неординарную натуру помогает дневник Печорина, который объединяет три последние повести романа. Герой пишет о себе искренне и бесстрашно, не боясь выставить наружу свои слабости и пороки. В предисловии к "Журналу Печорина" автор замечает, что история души человеческой едва ли не полезнее и не любопытнее истории целого народа. В первой повести "Тамань", рассказывающей о случайном столкновении героя с "мирными контрабандистами", сложности и противоречия печоринской натуры как бы отодвигаются на задний план. Мы видим энергичного, смелого, решительного человека, который полон интереса к окружающим людям, жаждет действия, пытается разгадать тайну людей, с которыми случайно сталкивает его судьба. Но финал повести банален. Печоринское любопытство разрушило налаженную жизнь "честных контрабандистов", обрекая слепого мальчика и старуху на нищенское существование. Сам Печорин с сожалением пишет в дневнике: "Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие". В этих словах слышатся боль и печаль от сознания того, что все действия Печорина мелки и ничтожны, лишены высокой цели, не соответствуют богатым возможностям его натуры.
Жажда действия, интерес к жизни, бесстрашие и решительность толкают его в "Тамани" на поиски опасных приключений, которые заканчиваются разрушением налаженного мирка "мирных контрабандистов". Неудачей оканчивается и его попытка обрести счастье и покой в любви горянки Бэлы. В каждом действии проявляется неординарность, сила личности Печорина, он жадно ищет приложения своим незаурядным способностям, "необъятным душевным силам", но историческая действительность и психологические особенности его характера обрекают его на трагическое одиночество. Наделенный острым аналитическим умом, Печорин сам приходит к пониманию противоречия "между глубокостью натуры и жалкостью действий", которое не позволяет ему ставить достойные цели и добиваться их достижения. Любовь Печорина трагична для него самого и гибельна для тех, кто любит его. Погибает Бэла, страдает Мери, несчастлива Вера. История с Грушницким – иллюстрация того, что необъятные силы Печорина тратятся впустую на цели мелкие и недостойные его. То же мы видим в повестях "Бэла" и "Тамань". Вмешательство Печорина в жизнь горцев губит Бэлу и ее отца, делает Азамата бездомным абреком, лишает Казбича любимого коня.
ОГОУ «Ненецкая общеобразовательная средняя школа-интернат им. А.П. Пырерки» Особенности композиции романа «Герой нашего времени». ( реферат по литературе) г. Нарьян-Мар-2009 ПланI Вступление II Главная часть III Заключение. Вступление Композиция – это одно из важнейших средств, при помощи которых писатель изобретает интересующие его явления жизни так, как он их понимает, и характеризует действующих лиц произведения. Идейная задача автора обусловило и своеобразное построение романа. Особенностью его является нарушение хронологической последовательности событий, о котором рассказывается в романе. Роман состоит из пяти частей, пяти повестей, имеющих каждая свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. «Бэла» «Максим Максимыч» «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист» Герой, который объединяет все эти повести в нечто цельное, в единый роман,- Григорий Александрович Печорин. Если расположить историю его жизни, изобретаемую в романе, в определенной последовательности, получится следующее. Бывший гвардейский офицер, за что – то переведенный на Кавказ, Печорин едет к месту своего наказания.
И в настоящее время ученые продолжают заниматься изучением данного произведения. Появляются работы таких исследователей как Ф. Шмульян, И. Нетбай, И. Гольдфаин, В. Макаров, М. Картавцев, М. Еселев, П. Сцепуро, И. Гурвич. По данному вопросу существует значительное количество монографий и статей названных авторов. Многие из них так и называются: "Роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", "Лермонтов и его роман "Герой нашего времени", существует "Лермонтовская энциклопедия", различные статьи 90-х годов 20 века, в которых происходит пересмотр классической точки зрения на личность главного героя и отстаивание новых позиций. Также написано много школьных и вузовских учебников. Творческая история "Героя." почти не документирована и устанавливается на основании анализа текста и отчасти по указаниям в мемуарной литературе (часто неточным и противоречивым). Замысел романа как "длинной цепи повестей" окончательно сложился у Лермонтова, вероятно, в 1838 году. Возможно, ранее других повестей написана "Тамань". И есть основания полагать, что "Фаталист" был написан вслед за "Таманью", и, может быть, до того, как оформился замысел всего романа. По другим предположениям, "Фаталист" написан позже "Максима Максимыча" (Б.
Такое изображение характера Печорина, раскрывающегося в его поступках, во взаимоотношениях с людьми и в его записках-«исповедях», делает «Героя нашего времени» не «собранием повестей», а социально-психологическим и философским романом. Еще одна особенность композиции романа заключается в том, что автор отказался от последовательного рассказа о судьбе Печорина, а значит, отверг традиционный для романа-«биографии» хроникальный сюжет. Проследим это по тексту. По мере развития сюжета углубляется характеристика главного героя: в «Бэле» мы слышим о Печорине; в «Максим Максимыче» видим его; в «Тамани» и «Княжне Мери» герой сам говорит о себе. От внешнего психологизма первых глав автор ведет нас к душевным переживаниям героя и дальше – к «Фаталисту», главе романа, в которой мы знакомимся уже с философией Печорина. Все это придает герою некий ореол таинственности, неоднозначности: « и, может быть, я завтра умру!. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно » – и обосновывает авторский интерес к психологии и личности героя: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою ».
Современники скифов – керкеты с давних пор жили в этих местах. Их своеобразные захоронения в каменных «ящиках», обычно обложенных камнями, открыты уже в нескольких точках района. Прибрежные кекркеты занимались мореплаванием, связанным с морским промыслом. Оружие и украшения керкетов самобытны и отличаются от скифских. Керкеты жили не изолировано. В захоронениях находят греческую посуду, скифские стрелы. ГРЕЧЕСКИЕ КОЛОНИИ НА ЮГЕ РОССИИ В учебнике для 6 класса по истории древнего мира есть фраза «В VIII – VI вв. до н. э. греки основали десятки колоний на берегах Средиземного и Черного морей». Ни данный учебник, ни учебник истории Отечества не дают названий греческих колоний на территории России, не конкретизируют места их расположения. А напрасно. Колонии располагались на небольшом промежутке Азовского и Черноморского побережий, протяженностью менее 300 км. Их названия можно счесть на пальцах. Наиболее крупные и известные из них – это Танаис – в устье Дона, Фанагория, Кепы и Германасса на Тамани, Горгиппия на месте Анапы и Торик на месте Геленджика.
В Копыле (так называлось военное поселение примерно в 100 верстах от войсковой столицы) Лермонтов остановился на очередную ночевку. Не в поле, как обычно, а в казачьей хате. Отсюда путь Лермонтова лежал в Ольгинское укрепление, а потом на Тамань. В конце прошлого века был предпринят розыск людей, которые встречались в Тамани с Лермонтовым. Удалось записать рассказ казачьего офицера, знавшего девицу, изображенную в повести. Интересны свидетельства местных жителей. Некоторые подробности выяснили потом с помощью архивных документов- послужных списков, метрических книг, купчих грамот и т. д. Во второй раз Лермонтов посетил Тамань в конце 1840 года. Хата, в которой остановился Лермонтов в Тамани, долго стояла на морском берегу. Потом много раз перестраивалась. К сожалению, она не сохранилась до наших дней. И все-таки. Дом этот с пристройками можно видеть на берегу Таманского залива и сегодня. Местные краеведы по страницам повести «Тамань», воспоминаниями друзей и знакомых поэта, рисункам самого Лермонтова сумели восстановить дом. Теперь в нем музей. Все как у Лермонтова: «Я взошел в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю ее мебель». Вечная память. Изучая историю войн нашего Отечества, мне кажется, что нелишне помнить, как дорого России доставался успех боевых кампаний в Кавказской войне.
Ее пленял наряд суровый Племен, возросших на войне, И часто в сей одежде новой Волшебница являлась мне; Вокруг аулов опустелых (выделено мной. - Н. Н.) Одна бродила по скалам И к песням дев осиротелых Она прислушивалась там; Любила бранные станицы, Тревоги смелых казаков, Курганы, тихие гробницы, И шум и ржанье табунов (выделено мной. - Н. Н.). Богиня песен и рассказа, Воспоминания полна, Быть может, повторит она Преданья грозного Кавказа; Расскажет повесть дальних стран, Мстислава древний поединок (выделено мной. - Н. Н.) Измены, гибель ; россиян. В своей книге "Дорога к лукоморью" Н. Ф. Веленгурин пишет: "Однако уж кто-кто, а Пушкин в Тамани хорошо понимал, по какой земле ходил, какое исторически давнее и славное прошлое скрыто перед ним. О Тмутараканском княжестве он знал по "Истории" Карамзина, очередные тома которой незадолго до этого вышли в свет и содержали подробное описание самой южной окраины Руси. Неслучайно вскоре после пребывания на Тамани поэт задумал поэму "Мстислав" об известном тмутараканском князе, победившем предводителя касогов Редедю, о его походах в горы".
Напомню, что Пушкин попал на Тамань, да и вообще на юг России, в тот период, когда в России начались раскопки городищ и курганов, а в Причерноморье и некрополей античных городов-колоний. В те годы возникли и первые археологические музеи, куда попали на хранение такие бесценные богатства древнего мира, как находки в кургане Куль-оба под Керчью и клад древнерусских изделий из Старой Рязани. Все это вызвало определенный общественный резонанс, который, конечно, коснулся и поэта, ибо мы точно знаем, что памятники древности на Кавказе и в Крыму он осматривал. Исследования русской культуры особенно плодотворны стали после победы в Отечественной войне 1812 года. Это был период, когда, в результаты подъема национального сознания, как писал сам Пушкин: « все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную». Итак, солнечная Кубань и болотисто-полынная Тамань остались позади. Несмотря на молодость и поэтическую восторженность, поэт заметил, что в среде казачества, которое многие просвещенные люди России представляли каким-то военно-монашеским орденом, существует эксплуатация человека человеком, и здесь, среди «вольного» казачества, жили истина и несправедливость, добро и зло стояли друг против друга.
Однако глубоко понять его поможет только исповедь самого героя. «Журнал Печорина» — это своего рода «роман в романе». «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» — «история души человеческой, следствие наблюдений ума зрелого над самим собою». Исповедальный характер дневниковых записей роднит роман Лермонтова с его лирикой. Жажда жизни, поиск истинных ценностей, смысла человеческого существования порой приобретают в личности Печорина жесткие и жестокие формы. Разочарованность, скука, страдание — спутники его жизни и жизни людей, связавших с ним свою судьбу. Заключительная глава «Фаталист» на первый взгляд кажется лишней, выпадающей из закономерного развития романа. Но на самом деле в «Фаталисте» заключена важнейшая мысль повествования, к ней постепенно вел нас автор. Печорин переходит от самооценки к размышлению о своем поколении. Каковы же его мысли? Здесь без устали Лермонтов говорит о том, о чем кричал он в «Думе», что не давало ему покоя всю жизнь, о горькой судьбе своего поколения: «.мы. жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению.» «Фаталист» возвращает нас в крепость, где произошла трагедия с Бэлой. Круг замкнулся. «Кольцевая» композиция подчеркивает обреченность героя.
Мотив странствия является одним из ведущих в романе "Герой нашего времени". Печорин называет себя "странствующим офицером". Действительно, почти в каждой главе романа он появляется на какое-то время, а потом вновь уезжает, чтобы назад уже не возвратиться. Исключение составляет только глава "Фаталист". Так происходит в "Бэле": Печорин приезжает в крепость Н. а все заканчивается со смертью Бэлы: "Три месяца спустя его назначили в е й полк, и он уехал в Грузию". В главе "Максим Максимыч" центральный герой появляется проездом, по дороге в Персию с одной мыслью: "Авось где-нибудь умру по дороге". Так и происходит: возвращаясь из Персии, Печорин умирает. В "Тамани" он тоже проездом, а после истории с контрабандистами при первой же возможности покидает "этот скверный городишко". Глава "Княжна Мери" вновь начинается приездом героя на новое место: Печорин в Пятигорске, он полон радостных ожиданий: "Весело жить в такой земле." Заканчивается же все опять "как обычно": Печорин играет роль "топора в руках судьбы", покидает место своего пребывания - теперь уже Кисловодск - и оказывается в крепости Н.
Библиографической базой для написания дипломной работы послужили вышеперечисленные работы и, в первую очередь, теоретические труды А.Ф. Лосева «Античная мифология в ее историческом развитии», А.А. Тахо-Годи «Греческая мифология», О.М. Фрейденберг «Миф и литература древности», статьи упомянутых авторов и В.В. Топорова в энциклопедии «Мифы народов мира», «Мифологическом справочнике» под редакцией Е.М. Мелетинского, работы Р.Грейвса «Мифы древней Греции» и Р. Менара «Мифология в древнем и современном искусстве». Культам Боспора посвящены работы, освещающие некоторые аспекты религиозной жизни боспорского населения: Е.М. Алексеевой «Культы Горгиппии», М.М. Кобылиной «Религия и культы», И.Т. Кругликовой «Религиозные представления сельского населения Боспора», И.Д. Марченко «О культе Афродиты на Тамани», С.Ю. Сапрыкина «Культ Деметры в Боспорском царстве в VI-IV вв. до н. э.», Н.И. Сокольского «Святилище Афродиты в Кепах», Н.И. Сударева «Культ Аполлона Врача на Боспоре и некоторые вопросы греческой колонизации», С.Р. Тохтасьева «Апатур. История боспорского святилища Афродиты Урании», «Боспорская легенда об Афродите Апатурос», И.Ю. Шауба «О культе Афродиты на Боспоре» и др.
![]() | 978 63 62 |