![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Разное |
Бихевиоризм | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Главные представители - К. Хорни, Х. С. Салливан, Э. Фромм. Перенося центр тяжести с внутрипсихических процессов на межличностные отношения, неофрейдизм истолковывает психические нормы как приспособление личности к социальной среде (учение о защитных формах поведения в духе бихевиоризма и др.). Неофрейдизм отклоняет учение З. Фрейда о либидо и сублимации и либо вообще отрицает роль бессознательного, либо видит в нем связующее звено между социальными и психическими структурами. НЕПА - река на Среднесибирском плоскогорье, левый приток Нижн. Тунгуски. 683 км, площадь бассейна 19,1 тыс. км2. Судоходна на 532 км. НЕПАЛ (Королевство Непал) - государство в Юж. Азии, в центральной части Гималаев. Граничит с Китаем и Индией. 147,2 тыс. км2. Население 19,3 млн. человек. (1993), св. 1/2 населения - непали (см. Непальцы). Городское население 9,6% (1991). Официальный язык - непали. Государственная религия - индуизм. Административно-территориальное деление: 14 зон (анчол). Столица - Катманду. Непал - конституционная монархия
Блумфилдом ("Введение в изучение языка", 1914; "Язык", 1933). Сложившиеся позднее основные принципы дистрибуционализма были изложены З. Харрисом ("Me hods i s ruc ural li guis ics", 1951; переиздание под названием "S ruc ural li guis ics", 1961). Главные отличия дескриптивной лингвистики вообще и дистрибутивной лингвистики в частности от европейских направлений структурализма заключаются в следующем: опора на философские системы позитивизма и прагматизма и психологию бихевиоризма; продолжение унаследованных от предшествующих поколений американских лингвистов (и особенно представителей антрополингвистической школы Ф. Боаса) традиций полевого исследования америндских языков и апробация новых методов формального описания прежде всего на их материале, а лишь затем на материале английского, испанского, тюркских, семитских языков; решение прикладных задач по дешифровке текстов (по заказам военного ведомства), по языковой адаптации разнородных и многочисленных групп иммигрантов из Европы, Центральной и Южной Америки, Азии.
Основная тема психологической мысли античности и средних веков - проблема души (Аристотель, "О душе" и др.). В 17-18 вв. на основе механистической философии складывается детерминистский подход к психике. В сер. 19 в. на стыке с физиологией возникает экспериментальная психология (психофизика, психофизиология и др.). В 1870-80-х гг. складывается как самостоятельная дисциплина, отличная от философии и физиологии. В русле идей неокантианства возникла дуалистическая концепция "двух психологий" естественно-научной и культурно-исторической (см. Понимающая психология). Главные течения психологии 20 в. - гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ; в нач. 1960-х гг. сложились (преимущественно в США) гуманистическая психология, когнитивная психология. Отрасли психологии: психофизиология, зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология, детская психология и педагогическая психология, возрастная психология, психология труда, психология творчества, медицинская психология, патопсихология, нейропсихология, инженерная психология, психолингвистика, этнопсихология и др
Определение “механистический” используется, по-видимому, потому, что в них господствующими были законы механики Ньютона. Их называют, кроме того, “аналитическими”, так как они основаны на принципах анализа: от целого к частям и от более сложного к более простому. Схемы являются также дедуктивными, т. е. используется переход от общего к частному. С помощью таких подходов можно правильно объяснить явления, связанные с системами неживой природы. Однако для исследования систем в биологии, бихевиоризме, социологии они не подходят. Аналитико-механистическим подходам свойственны следующие недостатки: Они не могут дать объяснения сущности таких понятий, кик организация, самосохранение, регулирование, характеризующих живые системы. Аналитический метод непригоден для изучения систем, которые должны рассматриваться неделимыми: существование неделимых целых делает разложение на составные части бессмысленным или невозможным. Важным предположением аналитико-механистического подхода является тот факт, что свойства всей системы не могут быть выведены из свойств ее частей.
Оно продолжалось и далее, вместе с новыми революционными разработками в психологии и психотерапии. Группа американских психологов и психиатров, глубоко разочарованных в бихевиоризме и фрейдовском психоанализе, почувствовала и сформулировала необходимость в новой ориентации. На этот призыв откликнулись Абрахам Маслоу и Энтони Сутич, которые заложили основы нового ответвления в психологии - гуманистической психологии. Это направление быстро обрело популярность. Гуманистическая психология обеспечила базу для развития широкого спектра новых психотерапевтических методов. В отличие от традиционных методов психотерапии, использующих преимущественно вербальные средства и интеллектуальный анализ, эти новые так называемые методы эмпирической терапии делали акцент на непосредственном переживании и выражении эмоций. Неотъемлемой частью этого процесса были различные формы телесной работы. По сей день одним из самых популярных методов, который широко используется прежде всего за пределами академических кругов, является гештальттерапия Фрица Перлза (РегЬ 1976)
Католический преподаватель никогда не позволит себе настолько увлечься своими пробирками, чтобы забыть о возвышенном», - пишет американский педагог-неотомист У. Макгакен1 . Для обращения в свою веру неотомисты удачно используют обострившуюся экологическую ситуацию; преподнесенные на конкретных фактах идеи находят отклик у все большего числа людей. Неудивительно, что сеть учебных заведений религиозного характера постоянно расширяется. Особенной популярностью католические школы пользуются в Италии, Португалии, Испании, Ирландии, Бельгии, Франции, ФРГ, Польше и многих других странах. Бихевиоризм (от англ. Behavior - поведение) - психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение. Классический бихевиоризм, у истоков которого стоял видный американский философ и психолог Дж. Уотсон, обогатил науку положением о зависимости поведения (реакции) от раздражителя (стимула), Представив эту связь в виде формулы 8 -> К. Необихевиористы (Б.Ф. Скиннер, К. Халл, Э. Толмен, С. Пресси и др.) дополнили ее положением о подкреплении, вследствие чего цепочка формирования заданного поведения приобрела вид «стимул - реакция - подкрепление».
В итоге возникло направление, в центре которого стоит изучение политического поведения с учетом знания правил, границ и мотивов, - бихевиоризм. В его основе - отрицание сознания как функции мозга и сведение исследования только к непосредственно наблюдаемому поведению, характеризуемому с помощью терминов "стимул", "реакция" и т.д. Бихевиоpистское направление сформировалось как альтернатива поиску детерминизма, общим теориям в политике, отрицание действия индивидуальных анонимных общественных сил. В центре внимания бихевиоpистов - политическое действие, преобразование информации в волю, опирающуюся на государственные механизмы. Политический процесс видится ими как взаимодействие и соперничество групп, заинтересованных в обладании ресурсами власти. Бихевиоpисты оперируют набором типов и форм поведения и потому обращаются к данным всех наук, и особенно психологии. На этой основе строятся модели поведения в типичной политической ситуации. Но во всех случаях объектом изучения является поведение реальных, конкретных людей. Задача же исследования - не только дать точное реалистическое и формализованное описание причин и целей поведения, но и предложить ориентиры в практической политике.
Во избежание переноса психотерапевт должен быть нейтральным, индеферентным. Контрперенос – проекция психоаналитика на пациента своих мыслей, чувств, отношений. В классическом психоанализе – негативное явление. В современном анализе он допустим при условии рефлексии его с супервизором, при условии его парциальности. Сопротивление – тенденция осознанно блокировать раскрытие болезненных переживаний, конфликтов. Это индикатор значимости.Все 4 процесса подвергаются анализу, который предполагает определенную последовательность процедур: - конфронтация - прояснение - интерпретация - преодоление Конфронтация – пациенту необходимо понимать, что он чего-то избегает. Фокусировка (прояснение) – помещение значимых деталей в фокус. Интерпретация – центральная процедура анализа (предыдущие его подготавливают). Ее задача – сделать неосознаваемое – осознанным. Психоаналитик строит гипотезы в отношении событий. Тщательная проработка (преодоление) – Поведенческое направление. Основано на психологии бихевиоризма; это практически приложение теории научения.
Эффект был необратимым и не корректировался медикаментозной терапией. У них, так же как и у мужчин, лучше развиты пространственные функции. Они лучше выполняют тесты на пространственную манипуляцию, вращение предметов. Однако никаких различий в других перцептивных или вербальных тестах, требующих логических рассуждений, между двумя группами девочек – с гормональными нарушениями и без них – выявлено не было. «В отношении умственных способностей различие полов не имеет такого большого значения, как это, вообще, принято думать» – говорит основатель бихевиоризма Э. Торндайк. Многие учёные полагают, что в основе различия мужского и женского ума лежит менее выраженная у женщин асимметрия полушарий по сравнению с мужчинами. У женщин повреждение одного мозгового полушария чаще, чем у мужчин, вызывает меньший дефект, такая же травма у мужчин сопровождается более выраженными последствиями. Есть данные о том, что задняя часть мозолистого тела у женщин больше. Это должно указывать на более полное взаимодействие полушарий у женщин по сравнению с мужчинами.
К тому времени он уже воспринял основные положения учений И.П. Павлова и В.М. Бехтерева. Влияние этих учений на бихевиоризм бесспорно. Но в соответствии с позитивистской методологией Уотсон и его последователи устраняли из психологии какие бы то ни было представления о физиологических механизмах поведения. Отвергался также восходящий к Сеченову принцип сигнальности, как отображения свойств внешних объектов в форме чувствования. Антифизиологизм и отрицание роли образа в регуляции поведения остались определяющими признаками программы Уотсона .Послужив в период первой мировой войны в военно-воздушных силах, Уотсон после демобилизации вновь занялся эксперементально-психологическими исследованиями, но уже не на белых крысах, а на людях, реализуя свою идею о том , что поведение всех живых существ подчинено одним и тем же законам, что поэтому человека также можно практиковать , как стимул-реактивную машину. Он приступил к изучению эмоций. Из этих экспериментов Уотсон сделал вывод о том, что страх, отвра-щение и др. эмоции взрослых людей возникают в детском возрасте на ос- нове условнорефлекторных связей между внешними раздражителями и несколькими базальными аффектами.
Изучалось лишь реально проявляющееся поведение. Это хорошо увязывалось с прагматическим направлением всей американской науки того времени. Одним из основателем бихевиоризма был Э.Торндайк (1874-1949гг.) , изложивший обширный экспериментальный материал в своей докторской диссертации "Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов". Он изучал на животных законы интеллекта как научения. Для этого использовал так называемые "проблемные" ящики. Помещенное в ящик животное могло выйти из него, или получить подкормку, лишь приведя в действие специальное устройство - нажав на пружину, потянув петлю и т.п. Первоначально животное совершало множество движений, бросалось в разные стороны, царапало ящик и т.п., пока одно из движений случайно не оказывалось для него удачным. "Пробы, ошибки и случайный успех" - таково было заключение, принятое ученым для всех типов поведения как животных, так и человека. Открытия Э.Торндайка были истолкованы как законы образования навыков. При этом под интеллектом имелась в виду выработка организмом "формулы" реальных действий, позволяющих успешно справиться с проблемной ситуацией.
Например, актриса, которая очень потеет и у которой "сосет под ложечкой" от страха перед выходом на публику, возможно, демонстрирует респондентное поведение. Для того, чтобы понять, как можно изучать то или другое респондентное поведение, полезно познакомиться с трудами И. П. Павлова, первого ученого, чье имя связывают с бихевиоризмом. Павлов, русский физиолог, первым при изучении физиологии пищеварения открыл, что респондентное поведение может быть классически обусловленным. Он наблюдал, что пища, помещенная в рот голодной собаки, автоматически вызывает слюноотделение. В таком случае, слюноотделение - это безусловная реакция или, как Павлов назвал это, безусловный рефлекс (БР). Он вызывается пищей, которая является безусловным стимулом (БС). Великое открытие Павлова состояло в том, что если ранее нейтральный стимул многократно объединялся с БС, то в конце концов нейтральный стимул приобретал способность вызывать БР и в тех случаях, когда он предъявлялся без БС. Например, если колокольчик звонит каждый раз непосредственно перед тем, как пища оказывается в пасти собаки, постепенно у нее начнет выделяться слюна при звуке колокольчика, даже если пищи нет.
Хотя позиции Джемса и Ланге не совсем идентичны, вследствие совпадения во времени их теорий (К. Ланге опубликовал свою работу в 1885 году), их стали рассматривать как единую теорию, известную ныне, как «теория Джемса-Ланге». Это физиологическая теория, которая имеет значение и поныне. Согласно ей, мы грустим, потому что льются слезы, мы сердимся , потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим. Внешний стимул через ораны чувств достигает ствола мозга, по двигательным нервам вызывает ответную реакцию организма(изменение АД, ЧСС, КГР). Джемс делит эмоции на "низшие" и "высшие". К "низшим" он относит эмоции, связанные с состоянием гнева, страха и т. д.; к "высшим" относит, например, эмоции, связанные с эстетическими потребностями. Теория Джемса-Ланге имеет некоторое основание для объяснения целого ряда эмоциональных ощущений, но в целом она исходит из неправильных физиологических предпосылок. Основоположник бихевиоризма Джон Уотсон отверг теорию Дже-мса-Ланге. По его мнению, эмоции представляют собой специфический вид реакций, проявляющихся в трёх основных формах: страха, ярости, любви.
Раскрыть функции православной семьи и брака нам поможет рассмотрение антропологической модели. Согласно архимандриту Киприану (Керну), православное учение о человеке исходит « из трех источников: Священное писание, непосредственные мистические прозрения и самостоятельные домыслы богословствующего разума» /Психотерапевтическая , 1999, с.367/. Эти источники руководствуются, бесспорно, трехчастным пониманием человека, душа которого служит источником духовной жизни: разума, воли и чувства. Дух же выступает как побудитель связи с Богом, как центр богопознания. Т.е. после грехопадения в человеке произошел раскол между душой и телом, душой и духом, между чувством, умом и волей. Различные виды психотерапии преодолевают расколы: психоанализ, гештальт-терапия – раскол ума и сердца, бихевиоризм – ума и воли. Но эти виды психотерапии не занимаются духовными аспектами, считает Дж.Стренгс. Это происходит, согласно Ф.Е.Василюку, потому что светская психотерапия работает с чувством (например, вины), а христианская – с грехом, т.е. осознанным и оцененным поступком, который и вызывает чувство вины /Шоховцова Л.Ф., 1997, с.149-150/. Другой способ преодоления раскола – законное православное супружество, которое выполняет три главные задачи: 1. достижение ценности плоти и духа, разобщенных грехом; 2. умножение числа спасенных душ через чадородие; 3. упорядочение сексуальной жизни /Михайлов Ю.П., 2000, с.60-62/ Психотерапевтическая функция семьи также предусматривается православием: «В идеальном христианском браке муж и жена должны ежевечерне исповедоваться друг перед другом и быть совестью друг друга /Христианская , 1992, с.40/. То же относится и к детям.
Основной мыслью Сеченов считал мотивации личности. //Теоретические проблемы психологии понимание психического акта как процесса, движения, личности. /Под ред. Е. В. Шороховой. – М.: Наука, 1974. имеющего определенное начало, течение и конец. Предметом Добрынин Н. Ф. Основные вопросы психологии внимания. психологического исследования как такового должен стать //Психологическая наука в СССР. – М.: Изд. АПН РСФСР, т. процесс, развертывающийся не в сознании (или в сфере 1, 1959. бессознательного), а в объективной системе отношений, Дункер К. Структура и динамика процессов решения процесс поведения. задач. //Хрестоматия по общей психологии. Психология Поведение как предмет психологии мышления. – М.: МГУ, 1981. Начало XX века ознаменовано появлением и развитием Жинкин Н. Н. Речь как проводник информации. – М., 1982. бихевиоризма как реакции на неудачные экспериментальные Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших исследования "физиологической психологии". Предмет школьников. – М., 1984. бихевиоризма, или "поведенческой психологии", – Запорожец А. В. Избранные психологические труды. – Т. 1, поведение. По мнению бихевиористов, зная силу М., 1989. действующих раздражителей и учитывая прошлый опыт Запорожец А. В. Развитие восприятия и деятельность. "испытуемого", //Хрестоматия по ощущению и восприятию. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской. – М.: МГУ, 1975. Зинц Р. Обучение и память. – Минск, 1974. Зинченко В. П., Величковский Б. М., Вучетич Г. Г. Функциональная структура зрительной памяти. – М., 1980. Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительных образов. – М., 1969. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся.
Это относится, скорее, к начинающим психологам- консультантам, поскольку техники, «обрекающие» психолога на какой-то результат, уменьшают его ответственность за исход взаимодействия, возлагая его на клиента. В приведенной таблице обобщены различные модели психологической помощи с точки зрения распределения ответственности между психологом и клиентом: Классификация моделей психологической помощи Ответ Ответ Примеры Основной механизм Характер Ориента ствен ствен практик и воздействия ожиданий клиента ция на ность ность концепций сферу психо клиен психики лога та клиента Макси Миним Гипноз, Принятие Предписание, Воля мальн альна рациональная авторитета, совет, внушение ая я психотерапия доверие к другому, неуверенность в себе Равна Равна Психоанализ, Инсайт, новое Истолкование, Разум я я логотерапия знание о себе, интерпретация доверие к другому, доверие к себе Равна Равна Бихевиоризм Новый навык, Изменение Разум я я новый образ, поведения, доверие к другому образа, реакции и к себе Миним Макси Гуманистичес Катарсис, принятие Эмоциональная Чувства альна мальн кая чувств, доверие к поддержка, я ая психотерапия себе больше чем к «понимание и , другому, новый сопереживанние», гештальт-тер эмоциональный провокация апия опыт, эмпатия эмоциональ ных разрядок Ориентация психолога на работу с гипотезой или без нее связана с его общей познавательной установкой, выражающей степень доверия к собственному разуму и разуму клиента.
Министерство Образования Российской Федерации Сибирский Институт Бизнеса Управления и Психологии РЕФЕРАТ по дисциплине: Психология «Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности» Выполнил: Студент гр. 162 Плюхаев И.В. Проверила: Новикова Е.А. Красноярск 2002 Альберт Бандура . Библиографический очерк . Основные принципы социально-когнитивной теории . За пределами внутренних сил . Бихевиоризм изнутри . Вне подкрепления . Саморегуляция и познание в поведении . Научение через моделирование . Основные процессы научения через наблюдение . Процессы внимания: понимание модели . Процессы сохранения: запоминание модели . Моторно-репродуктивные процессы: перевод памяти в поведение . Мотивационные процессы: от наблюдения к действию . Подкрепление в научении через наблюдение . Косвенное подкрепление . Самоподкрепление . Как появляется саморегулирование . Почему мы наказываем себя . Самоэффективность: путь к совершенному поведению . Способность выстроить поведение . Косвенный опыт . Вербальное убеждение . Эмоциональный подъем .
Переход к выявлению закономерностей социально-психологических процессов. Бихевиоризм, психоанализ и гештальт-психология о детерминированности поведения стимулами, бессознательным и целостными структурами психики. Развитие социальной психологии в России. Н.К.Михайловский о «массовой психологии», Г.В.Плеханов об общественной психологии, Г.И.Челпанов об общетеоретической и экспериментальной психологии, П.П.Блонский о детерминированности психики человека социальной средой. Рефлексология В.М.Бехтерева, М.В.Ланге, В.Н.Мясищева о проявлении в поведении людей сознательного и бессознательного, о взаимосвязи личности и коллектива. Л.С.Выготский о культурно-исторической обусловленности общественной психологии, о взаимосвязи личности и коллектива. С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев о единстве сознания и деятельности. Возникновение и развитие возрастной психологии (Фортунатов, Залужный, Макаренко Вахтеров, Канторов, Крупская). 2 период – развитие теоретического и экспериментального социально- психологического знания (с 50-х годов ХХ века по настоящее время): необихевиористское, когнитивистское, психоаналитическое, интеракционистское, культурологическое и отечественное направления в развитии социальной психологии.
![]() | 978 63 62 |