![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Литература, Лингвистика |
Декабристы: тайные общества, журналы, особенности мировоззрения и поведения | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Если человек занимается политикой в США, то он наверняка Вольный Каменщик, потому что только таким путем можно попасть в политические сферы. Со времен Уильсона, Президента во время Первой Мировой войны, не было ни единого Президента, не принадлежавшего к числу Иллюминатов, кроме Эйзенхауэра, да и того они контролировали. В мире есть приблизительно 5.000 человек, которые прекрасно осведомлены об Иллюминатах. Именно для них работают миллионы людей. Точно так же обстоит дело и с Вольными Каменщиками. Только те, кто принадлежат к 33-й степени Шотландского Круга, получают Знание. Прочие ничего не подозревают. Все крупные торговые дома в США и 90% крупных универмагов. Все электрические компьютерные кассы в США связаны с огромным компьютером в Далласе (Техас), называемым the beast (зверь). Он, в свою очередь, связан еще с двумя компьютерами в Брюсселе и Амстердаме, которых также называют the beast. (Финкельштедт: Поколение, прельстившееся Сатаной) (Х.34).» Современные тайные общества и особенно те, которые практикуют степени посвящения, в действительности представляют собой одно общество, с одними задачами и целью, что и является ключом к разгадке их деятельности
Эта организация объединяла армейских офицеров, мелкопоместных и совсем беспоместных дворян. «Общество соединенных славян» ставило перед собой задачу революционного преобразования общественного строя всех славянских народов и объединения их в общеславянскую федерацию. Оно попыталось установить контакты с представителями польского национально-освободительного движения. Меняя свои названия и постепенно реорганизуясь, тайные общества просуществовали со дня своего основания до дня восстания около десяти лет. Сравнительная таблица программ тайных организаций декабристов Тайные общества Государственный строй Отношение к крепостному праву Отношение к земельному вопросу Демократические преобразования Какая из программ была революционнее «Северное общество» конституция Н. Муравьева Объявление России конституционной монархией Полная ликвидация крепостного права сразу жепосле революции В надежде на то, что дворянство поддержит переворот, предлагается считать землю собственностью помещиков, а крестьянам, освобожденным от крепостной неволи, выдавать небольшой участок земельного надела – по две десятины на двор Сословия уничтожаются, объявляется равенство всех перед законом, провозглашается свобода слова, печати и вероисповеданий Программа Никиты Муравьева является более умеренной, чем проект Пестеля, но для того времени она тоже была революционной; это была программа буржуазной революции Высшим законодательным органом становится народное вече – двухпалатный парламент, избираемый на основе имущественного ценза; во главе исполнительной власти остается император «Южное общество» «Русская правда» П.
Афанасий Прокопьевич Щапов (Жизнь и сочинения). Спб., 1883, стр. 73. 92 Лемке М. К. Тайное общество братьев Критских. «Былое», Пб., 1906, Э 6, стр. 41-57. Эта статья М. К. Лемке перепечатана с небольшими сокращениями в сборнике «Декабристы. Тайные общества. Процессы Колесникова, братьев Критских и Раевских». Изд. В. М. Саблина, М., 1907, стр. 261-276. В советское время опубликованы: статья Насонкиной Л. И. К вопросу о революционном движении студенчества Московского университета (Кружок студентов Критских, 1827г.). В сб.: «Вестник Московского университета», 1953, Э 4, стр. 153-164; Федосов И. А. Революционное движение в России во второй четверти XIX в. (Революционные организации и кружки). М., 1958, стр. 59-73; «История Москвы». Т. III. М., 1954, стр. 399-403; «История Московского университета». Т. I. М., 1955, стр. 208-209. 93 ЦГАОР, ф. 109, 1 эксп., оп. 5, 1827, д. 269, л . 33. 94 «Былое», 1906, Э 6, стр. 47-48. 95 ЦГАОР ф. 109, 1 эксп., оп. 5, 1827, д. 269, л . 37. 96 ЦГАОР, ф. 109, 1 эксп., оп. 5, 1827, д. 269, л . 39-39 об. 97 Насонкина Л. И. Указ, соч., стр. 158. 98 «История Москвы». Т. III. М., 1954, стр. 402. 99 ЦГАОР, ф. 109, 1 эксп., оп. 5, 1827, д. 269, л . 63. 100 «Былое», 1906, Э 6, стр. 54. 101 «Декабристы. Тайные общества
Обилие персонажей, система героев-двойников, широкий охват событий, чередование гротесковых сцен с трагическими, парадоксалистски заостренная постановка моральных проблем, поглощенность героев идеей, обилие "голосов" (различных точек зрения, скрепленных единством авторской позиции) - все эти особенности романа, традиционно считающегося лучшим произведением Горького, стали основными чертами поэтики зрелого писателя. Хотя радикальная критика истолковала "Преступление и наказание" как произведение тенденциозное, роман имел огромный успех. Мир великих романов В 1867-68 гг. написан роман "Идиот", задачу которого Горький видел в "изображении положительно прекрасного человека". Идеальный герой князь Мышкин, "Князь-Христос", "пастырь добрый", олицетворяющий собой прощение и милосердие, с его теорией "практического христианства", не выдерживает столкновения с ненавистью, злобой, грехом и погружается в безумие. Его гибель - приговор миру. Однако, по замечанию Горького, "где только он ни п р и к о с н у л с я - везде он оставил неисследимую черту". Следующий роман "Бесы" (1871-72) создан под впечатлением от террористической деятельности С. Г. Нечаева и организованного им тайного общества "Народная расправа", но идеологическое пространство романа много шире: Горький осмыслял и декабристов, и П. Я. Чаадаева, и либеральное движение 1840-х гг., и шестидесятничество, интерпретируя революционное "бесовство" в философско- психологическом ключе и вступая с ним в спор самой художественной тканью романа - развитием сюжета как череды катастроф, трагическим движением судеб героев, апокалипсическим отсветом, "брошенным" на события.
В 1269, 1272, 1299 немецкие рыцари осаждали Псков и каждый раз терпели поражение. Источн.: Псковские летописи, в. 1—2, М., 1941—55; Серебрянский Н., Древнерусские княжеские жития, ч. 1—2, М., 1915. Довнар-Запольский Митрофан Викторович Довна'р-Запо'льский Митрофан Викторович [2(14).6.1867, Речица, ныне Гомельской области, — 1934], русский историк либерально-буржуазного направления, фольклорист и этнограф. В 1894 окончил Киевский университет. С 1902 профессор русской истории в Киевском университете. После Октябрьской революции Д. работал в Белоруссии, в том числе в 1925—26 — в Белорусском университете. Некоторые из его концепций положили начало антинаучным теориям единого потока (о бесклассовом развитии белорусского народа) и «золотого века», по которым 16 в. якобы был периодом благосостояния крестьян и расцвета белорусской государственности. Д. опубликовал документы по истории Литовско-Русского государства («Акты Литовско-Русского государства», выпуск 1, 1899; «Документы Московского архива Министерства юстиции», т. 1, 1897, и др.), издал ряд работ по истории декабристов («Тайное общество декабристов», 1906; «Мемуары декабристов», 1906; «Идеалы декабристов», 1906, и др.), написанных на основании нового фактического материала. Значительное внимание Д. уделял исследованию хозяйственной истории Русского государства 16—17 вв.: «Торговля и промышленность Москвы XVI—XVII вв.» (1910) и др
Неразработанные стороны «сокровенной цели» становились явственным тормозом движения. Двадцатилетний с лишним срок, отведенный было Союзом благоденствия для подготовки переворота, стал казаться необоснованно длинным, а способы достижения цели – малоэффективными. Политическая цель – конституционная монархия – стала представляться отсталой и не удовлетворяющей созревшему мировоззреню. Численный рост Союза делал организацию рыхлой, принимались иной раз и ненадежные люди, болтуны, занимавшиеся пустяками. Резкая неудовлетворенность сделанным все отчетливее сказывалась в спорах, в обсуждении создавшегося положения. В самом обществе намечалось глубокое внутреннее движение: одни из прежних членов охладели к цели организации, а другие жаловались, что тайное общество ничего не делает. Революционное брожение нарастало. Декабристы остро ощущали недостаточность способов для достижения целей. Многие декабристы пришли к выводу, что нечего рассчитывать на решающее влияние «общественного мнения». Это слишком медленный путь. В создавшейся революционной обстановке в мире решение Коренной управы Союза благоденствия созвать в Петербурге совещание по основным программным вопросам – для уяснения «сокровенной цели» и выработки правильной линии действий - было вполне своевременным.
Царскосельском училище, каких успехов достигали его воспитанники, каковы были проявления их общественных взглядов и настроений, к сожалению, не представляется возможным. Распорядок жизни учащихся определялся «Правилами» училища, очень строгими, рассчитанными на безоговорочное повиновение директору. Однако можно полагать, что должного соблюдения правил не было, так как уже в 1806 г. потребовалось издать дополнения, которыми вводились более тяжелые меры наказания за отклонение от установленных в правилах норм поведения. Бедны и материалы, по которым можно судить о студенческой жизни впервые два десятилетия после перевода в Петербург Царскосельского училища и образования С.-Петербургского практического лесного института. На пробуждение общественного сознания учащейся молодежи большое влияние оказала Отечественная война 1812 г. Не могло не встретить отклика в среде студенческой молодежи и восстание декабристов, положившее начало революционно - освободительному движению в России. В 1825 г. к следствию по делу декабристов был привлечен член тайного общества, один из бывших питомцев Лесного института Петр Иванович Фаленберг.
В других частных школах Урала, особенно заводских, в это время также наблюдается значительный спад педагогической активности. Причиной тому послужили события, развернувшиеся в Чермозской заводской школе, принадлежащей помещику Якиму Лазареву. В апреле 1836 г. на Чермозском металлургическом заводе было создано тайное общество "Вольность". Члены его чаще всего собирались в заводской школе (здание ее сохранилось до наших дней). Организатором и руководителем "Вольности" был преподаватель местной школы Петр Иванович Поносов. Сын крепостного рабочего, выпускник Чермозской школы, он был послан для продолжения образования в Петербургское горнозаводское училище, по окончании которого возвратился в Чермоз. П. И. Поносов основательно познакомился с идеями и деятельностью декабристов. Первые сведения об этом он получил еще от учителей Чермозской школы, крепостных Николая Чернова и Федора Чиркова, лично знавших декабриста Гавриила Батенкова (ГАПО,Ф.43,Д.13,Оп.12,Л.16). Вскоре членов этого общества и учащихся Чермозской заводской школы хозяин Яким Лазарев в 1837 г. сдал в солдаты. Репрессивные меры были применены и к другим горнозаводским школам Урала.
Таким образом, движение декабристов укладывалось в рамки единого революционного процесса в начале 19 века, начавшегося революцией в США и во Франции в конце 18 века. Движение декабристов стоит на плечах передовой общественной мысли в России. Оно было хорошо знакомо со взглядами Фонвизина, Радищева и многих других идеологов реформаций. Декабристы считали, что источником верховной власти в России является народ, что ему добиться освобождения можно, подняв восстание против самодержавия. Политическое сознание декабристов стало пробуждаться в первые десятилетия 19 века. Определенное влияние на становление их мировоззрения оказала Великая Французская революция конца 18 века, революции в Европе и Отечественная война 1812 года. Именно война со всей ее глубиной поставила перед декабристами вопрос о судьбах Родины. “Мы были детьми 12 года,”— говорил Д. Муравьев (один из декабристов). Первым тайным обществом возникло в 1816г., которое называлось “Союз спасения или общество истинных и верных сынов отечества”. Затем появилось “Северное” и “Южное” общества, “Союз благоденствия” и, наконец, — “Общество соединенных славян”.
Возрастал интерес декабристов к чтению политических и философских сочинений западноевропейских и русских мыслителей, к изучению политэкономии, древней и новой истории. Они интересовались новыми книгами, передовыми иностранными газетами и журналами. Идеи Западной Европы и Америки облегчили и ускорили развитие русской освободительной идеологии. Глава 2. Ранние тайные общества декабристов. 2.1. Союз спасения. Тайное общество декабристов родилось 9 февраля 1816г. в Петербурге. Его первым названием было Союз спасения. Россию надо было спасать, она стояла на краю пропасти – так думали члены возникшего общества. Инициатором создания его был 23-летний полковник Генерального штаба Александр Николаевич Муравьев. Союз спасения был малочисленной, замкнутой, носившей заговорщический характер группой единомышленников, насчитывающей даже спустя год после своего основания не более 10 – 12 членов. Лишь в конце своего существования она достигла 30 человек. Наиболее видными членами Союза были князь Сергей Петрович Трубецкой, старший офицер Генерального штаба; Никита Муравьев, подпоручик Генштаба; Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы; подпоручик лейб-гвардии Семеновского полка Иван Дмитриевич Якушкин; племянник знаменитого просветителя XVIII века Михаил Николаевич Новиков и один из самых выдающихся декабристов – Павел Иванович Пестель.
Князь Сергеи Петрович Трубецкой, бывший ранее поручиком Семеновского полка, а затем, в момент основания общества, старшим офицером Генерального штаба, получил широкое и разностороннее образование, слушал лекции в Московском университете. Он показывал на следствии, что сначала “более прилежал к математике”, а после войны 1812 г. “старался усовершенствоваться в познании истории, законодательства и вообще политического состояние европейских государств”, занимался также естественными науками, и “особенно химией”, слушал специальные лекционные курсы, посвященные российской статистике и политической экономии. Сергей Трубецкой принимал деятельное участие на каждом этапе тайного общества. Однако он мало участвовал в творчестве идей, чаще всего брал на себя организационную работу. Он был крайне осторожен, боялся смелой мысли, массовое народное движение особо пугало его, а предположение, что кто-нибудь сочтет его “Маратом” или “Робеспьером”, приводило его в ужас. Колебания и нерешительность были характерны для его поведения. Начиная с первой декабристской организации он боролся с радикальным течением; в дальнейшем он “увенчает” эту борьбу своей неявкой на площадь восстания в день 14 декабря 1825 г.
Самостоятельной фигурой в идейной оппозиции николаевскому правлению стал П. Я. Чаадаев (1794—1856). Выпускник Московского университета, участник Бородинского сражения и “битвы народов” под Лейпцигом, друг декабристов и А. С. Пушкина, он в 1836 г. опубликовал в журнале “Телескоп” первое из своих “Философических писем”, которое, по словам Герцена, “потрясло всю мыслящую Россию”. Чаадаев дал весьма мрачную оценку, исторического прошлого России и ее роли в мировой истории; он крайне пессимистически оценивал возможности общественного прогресса в России. Главной причиной отрыва России от европейской исторической традиции Чаадаев считал отказ от католицизма в пользу религии рабства — православия. Правительство расценило “Письмо” как антиправительственное выступление: журнал был закрыт, издатель отправлен в ссылку, цензор уволен, а Чаадаев объявлен сумасшедшим и отдан под надзор полиции. Значительное место в истории общественного движения 40-х гг. занимает общество, сложившееся вокруг социалиста-утописта М. В. Буташевича-Петрашевского. С 1845 г. у него по пятницам собирались знакомые для обсуждения философских, литературных и общественно-политических вопросов. Здесь бывали Ф. М. Достоевский, А. Н. Майков, А. Н. Плещеев, М. Е. Салтыков, А. Г. Рубинштейн, П. П. Семенов. Постепенно вокруг кружка Петрашевского в Петербурге стали возникать отдельные нелегальные группы его сторонников. К 1849 г. часть петрашевцев, возлагавших надежды на крестьянскую революцию, начала обсуждать планы создания тайного общества, целью которого было бы свержение самодержавия и уничтожение крепостничества. В апреле 1849 г. наиболее активные члены кружка 'были арестованы, их намерения следственная комиссия расценила как опаснейший “заговор идей”, и военный суд приговорил 21 петрашевца к смертной казни.
Комиссия признала справедливым, отделив их, составить им с изложением их злодеяний особенный список”. В этот список попали пятеро: Павел Иванович Пестель, Кондратий Фёдорович Рылеев, Сергей Иванович Муравьёв-Апостол, Михаил Павлович Бестужев-Рюмин и Пётр Григорьевич Каховский. О Пестеле в докладе Верховного уголовного суда было сказано следующее: ”Имел умысел на цареубийство, изыскивал к тому средства, избирал и назначал лица к совершению оного; умышлял на истребление императорской фамилии и с хладнокровием исчислял всех её членов, на жертвы обречённых, и возбуждал к тому других; учреждал и неограниченной властью управлял Южным тайным обществом, имевшим целью бунт и введение республиканского правления; составлял планы, уставы, конституцию, возбуждал и приготовлял к бунту”. Всех пятерых, поставленных вне разрядов, суд приговорил к повешению. На заседаниях суда обвиняемые не присутствовали. Они увидели своих судей только 12 июля. В этот день узников привели в дом коменданта Петропавловской крепости генерала Сукина. Встреча была для декабристов неожиданной. Узнав, что их собрали здесь для объявления приговора, заключённые удивились, что суд проходил в их отсутствии.
Именно обличение недобросовестности следствия является центральной темой почти всех записок. Главным образом декабристы дружно сообщают, что на допросах в Следственном Комитете им предъявлялись вымышленные показания товарищей. Как рассказывает Н.А. Бестужев, «Комитет употреблял все непозволительные средства Басаргин упоминает вызов для очной ставки с Пестелем, и даже излагает сущность разногласия в показаниях: Пестель утверждал, что на заседании 1821 г. говорилось об учреждении республиканского правления, а Басаргин не считал это собрание заседанием общества и не помнил точно, что там происходило, но согласился с показанием Пестеля. Басаргин никак не прокомментировал поведение Пестеля, а воспользовался этим эпизодом для рассуждения о том, как Комитет пристрастно преувеличивал преступность намерений декабристов, представляя мимолетные разговоры как решения тайного общества. Таким образом, мы видим, что воспоминания декабристов о следствии во многих случаях не вполне адекватно отражают реально происходившие события.
Статьи о Пушкине из «Московского телеграфа» 1825—1827 гг. перепечатаны: П. в прижизн. критике, 1996; здесь же (с. 485—486) — справка об отношениях Пушкина с журналом в это время, с литературой вопроса. Восстание 14 декабря 1825 г., волна последовавших репрессий, суд и следствие над декабристами резко изменили общественную и литературную ситуацию в России. Из жизни или из активной деятельности были вырваны Рылеев (казненный 13 июля 1826 г.), заключенные или сосланные Бестужев, Кюхельбекер, Ф. Глинка; прекратился альманах «Полярная звезда»; прежде либеральные издатели журнала «Сын отечества» и газеты «Северная пчела» Н.И. Греч и Ф.В. Булгарин быстро эволюционировали в сторону официозного правительственного курса. В этих условиях неожиданно для Пушкина совершилось его освобождение: автор антиправительственных стихов, фигурировавших в показаниях участников тайных обществ как один из источников вольномыслия, он был в сентябре 1826 г. привезен в Москву на аудиенцию к новому императору. Николай I, стремившийся нейтрализовать и даже привлечь к себе лучшие силы прежней оппозиции, вернул Пушкина из ссылки и дал ему возможность печататься под его личной цензурой (эта прерогатива впоследствии поставила Пушкина в ситуацию двойного цензурного надзора).
Итак можно утверждать, что печатью креационистского мировоззрения должны являться символы "головы", "черепа" и "луны". В выборе именно этих знаков нет ничего случайного, так как они точно выражают метафизический смысл креационизма. И показательно, что одна из однозначно креационистских (на экзотерическом уровне) традиций -- ислам -- своим основным знаком имеет именно полумесяц, знак Луны. Переходя теперь на собственно конспирологический уровень, можно утверждать, что все сознательные носители креационистского подхода объединяются в некоторое тайное общество, в "О р д е н М е р т в о й Г о л о в ы", цели и задачи которого заключаются в утверждении примата именно такого метафизического взгляда на природу реальности. Особенно активен этот "Орден Мертвой Головы" в христианском мире, где догматический компромисс никейской формулы оставляет теоретическую возможность для акцентирования креационистской теории и где отсутствует строгое деление на эзотерическую и экзотерическую области, что позволяет вести идеологическую работу в креационистском ключе на самых различных уровнях -- от церковных постановлений и инспирации ересей до политико-государственных интриг и культурных и научных инфильтраций определенных идейных влияний.
Эти препятствия связаны как с финансовыми проблемами, так и с требованием достижения низких издержек производства. В результате и с технической, и с экономической, и с финансовой точек зрения достижение масштаба производства становится трудно преодолимым барьером для вступлением в отрасль. Кроме того во многих случаях удовлетворение совокупных потребностей общества в национальных, региональных или локальных границах лучше обеспечивается на основе более рационального использования ресурсов несколькими хозяйственными субъектами, нежели многими конкурентами с незначительными объемами производства. К тому же существуют общие правовые ограничения, защищающие интересы производителей, связанные с владениями патентами, лицензиями. Специфика олигополистической структуры рынка обуславливает особенности рыночного поведения хозяйственных субъектов и ценообразования. Ценообразование на олигополизированном рынке характеризуется многообразием форм своего проявления, но их группировка позволяет выделить четыре основные принципа: ценовая конкуренция; тайный сговор в цене; лидерство в ценах; ценовая накидка.
В то же время оно существенно отличалось от предыдущих, ибо его целью была не смена монархов на престоле, а проведение кардинальных социально-экономических и политических преобразований. Несмотря на поражение декабристов, обусловившее общий консервативный («охранительный») характер николаевского царствования, восстание 1825 г. потрясло устои режима и в перспективе способствовало радикализации оппозиционного движения в России. Декабризм - это большое идеологическое движение, захватившее почти всю передовую часть дворянской интеллигенции, создавшее целое мировоззрение и свою литературу, идейно и тематически многообразную. Кроме непосредственных участников политической революционной работы, было множество передовых людей, примыкавших к движению, сочувствующих ему, составлявших его идеологический резерв; среди них могли быть люди, ничего не знавшие о тайных обществах, но захваченные в большей или меньшей степени тем же потоком идей, тех идей, которые, закономерно вырастая на почве самой исторической действительности, свое прямое политическое выражение получили в тайных обществах.
![]() | 978 63 62 |