![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
![]() |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История | подраздел: | Москвоведение |
Архитектура Московского Кремля XIV-XVI вв. /с фотографиями/ | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Золотая Орда и ее падение. М.—Л., 1950. Смирнов А. П. Волжские булгары. М., 1951. Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960. Федоров-Давыдов Г. А. Общественный строй Золотой Орды. М., 1973. Греков И. Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды. М., 1975. Феодальная деревня Московского государства XIV—XVI вв. М.—Л., 1935. Строков А. А. История военного искусства, т.I. М., 1955. Разин Е. А. История военного искусства, т.II. М., 1957. Примечания 1 Маркс К. и Энгельс Ф. Собр. соч., т. XIV. М.— Л., 1931, 1-е изд., с. 185. 2 Из родословной князя Дмитрия Михайловича Боброка Волынца известно, что он был женат на сестре Дмитрия Донского, Анне. Летописи об этом факте родства не упоминают. 3 Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, т. VIII, с. 151. 4 От Захария Тютчева вел свой род выдающийся русский поэт Ф. И. Тютчев. 5 Один из предков А. С. Пушкина, Григорий Пушка, принадлежал к боярскому роду Аинфовичей; род восходил к легендарному Ратше. См. об этом: Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969. 6 Поприще — древняя путевая мера, равная 1150 метрам. 7 Все даты в книге приводятся по старому стилю.
В XV веке в иконопись все чаще проникают сюжеты на исторические темы, появляются портретные изображения царей и цариц. Архитектура В XIV веке после монгольского погрома возрождается каменное строительство. В 1327 году Дмитрий Донской обносит Кремль белокаменной стеной. При Иване III на территории Кремля разворачивается крупное строительство, для которого приглашают лучших мастеров из Новгорода, Пскова, Ростова, Владимира и из Италии. Итальянский мастер Аристотель Феораванти возводит Успенский и Архангельский соборы, а псковские мастера возводят Благовещенский собор. Архитектурная композиция Московского Кремля в XVI веке становится образцом для строительства в других городах: Новгороде, Туле, Смоленске. В XVI веке складывается новый архитектурный стиль – шатровый. Элементы шатрового стиля использованы в архитектуре центрального храма собора Василия Блаженного. В целом к концу XVI века русское искусство утрачивает следы местных художественных традиций и превращается в общерусское. Билет 8.2. 1917 год стране: основные события, характер и значение революционных потрясений в стране 1.
Что подвигло Ивана Орлова на столь отчаянный шаг (обстоятельства дела недвусмысленно указывают на попытку патриота покончить с жизнью)? Возможно, разочаровавшись в эффективности обычных форм сопротивления, Орлов, будучи идеалистом и мистиком, решил, в порыве справедливого гнева, символически уничтожить режим ценой собственной жизни! Ни о попытке "взорвать Спасскую башню", ни о желании "убить Ельцина" говорить не приходится. Иван Орлов знает и любит архитектуру московского Кремля, при этом как человек, интересующийся политическими новостями, он, без сомнения, слышал о том, что президент находится во внеплановом отпуске. По характеру Иван Орлов, говорят, чистый альтруист. Например, его друг, редактор подольской газеты Русская Правда Александр Аратов рассказывал про то, как Орлов, встретив на шоссе семью таджикских беженцев, подарил им лежавшую в багажнике его "москвича" огромную дыню. Характерно и то, что жизнелюбивый и мастеровитый Иван Васильевич еще несколько лет назад вполне спокойно сработал своими руками гроб и купил для себя место на подольском кладбище, объяснив свои действия простым желанием снять со своих родных бремя собственных похорон, когда придет его срок
По тому, книги какой тематики были распространены в то время, мы можем судить об интересах читателей той эпохи Говоря о хронологических рамках бытования книги, которым посвящена данная работа, необходимо отметить, что определение временных границ периода истории российского государства, называемого древнерусским, неодинаково в различных источниках. В советское время историки придерживались периодизации, предложенной В.И. Лениным, который выделял следующие три этапа в истории России: древняя Русь – XI – XIII века; «эпоха московского царства» – XIV –XVI века; «новый период русской истории» – начиная с XVII века. В современной исторической науке древнерусским называется период с XI по XVII век. В дисциплине истории книги, как правило, эпоха Древней Руси ограничиваются началом книгопечатания в Московском государстве, а именно серединой XVI века. В нашей работе мы будем придерживаться последней периодизации, то есть исследовать группы рукописных книг, бытовавших на Руси с XI по XVI век. Изучение сохранившихся русских книг XI – XVI вв., в первую очередь классификация по функциональному предназначению, дает возможность представить себе некоторые закономерности сложения их репертуара, а также понять причину кажущейся диспропорции в числе сохранившихся от тех времен экземпляров книг различных названий.
По-видимому, имеются в виду обычные ворота или двери различных зданий и построек, а вовсе не большие крепостные ворота. В отличие от простых ворот, КРЕПОСТНЫЕ ВОРОТА – сложное инженерное сооружение, поэтому их строительство специально обсуждается. Более того, Библия, говоря о возведения ШЕСТИ крепостных ворот Иерусалима, ПОИМЁННО указывает – кто именно их строил. Обратимся теперь к истории крепостных стен Московского Кремля. Их длина составляет 2,25 километра, площадь Московского Кремля – более 28 гектар [32], т. 23, с. 321. Оказывается, в Московском Кремле крепостных ворот было построено РОВНО ШЕСТЬ – столько же, сколько согласно Библии их было в Иерусалимской крепости (сегодня некоторые из них заделаны). Известный краевед XIX века, знаток старой Москвы, Иван Кузьмич Кондратьев (1870 – 1904) писал: «В СТАРИНУ ИХ (кремлёвских ворот –Авт. ) БЫЛО ШЕСТЬ» [84], с. 44. На многочисленных старых изображениях и планах Московского Кремля конца XVI – XVIII веков выделено РОВНО ШЕСТЬ кремлёвских ворот. См., например, «Альбом старинных видов Московского Кремля» в книге известного историка города Москвы И. Е
К его восточной стороне, в соответствии с канонами устройства православного храма, примыкали 5 алтарных аспид. Венчали стены полукружия закомар, над которыми возвышалось мощное пятиглавие. Храмовые своды опирались на 6 стройных столбов (2 квадратных у входа в алтарь и 4 круглых). Все нововозведённые здания стояли на тех же местах, где и прежние, сохранив при себе свои исконные названия. Отстроенный заново, с учётом возросшей силы огневого боя, Кремль, получил нынешние размеры и превратился в первоклассную крепость, архитектура которой ярко отражала всю мощь Русского государства и отличалась своей красотой. Несмотря на присущую тем временам строгость и крепостной характер архитектуры, Московский Кремль был достаточно изящным сооружением. Как и все русские кремли, он был застроен жилыми зданиями (дворами бояр). На Соборной площади, возвышаясь над другими зданиями, находилась центральная группа монументальных сооружений. В архитектурном ансамбле Кремля господствует мощная башня-колокольня «Иван Великий» - центральное высотное сооружение, выражавшее своим архитектурным образом величие государства.
Проблеме церкви и веры вообще посвящены всего три темы: “Князь Владимир и крещение Руси”, “Государство и церковь” (Московская Русь XIV — XVI вв.) и “Никон и Аввакум — церковный раскол в человеческих судьбах” (последняя формулировка, вообще совершенно бессмысленная!). В темах по истории XVIII — XXI вв. о церкви и ее значении в жизни общества нет ни слова, как будто история Русской Православной Церкви закончилась в XVII в.! Кстати, еще хуже обстоит дело с понятиями “ислам”, “буддизм” — судя по всему в истории России ни ислам, ни буддизм не сыграли никакой роли. В-четвертых, в отличие от всеобщей истории, отечественная история наполнена отрицательными персонажами. Об этом свидетельствуют формулировки, имеющие однозначно отрицательное значение: “Иван IV Грозный — расцвет тирании”, “Павел I — мечтатель и тиран”, “Николаевский режим”, “И.В. Сталин и формирование тоталитарной системы. Культ личности: психология тоталитаризма”, “Л.И. Брежнев — стабильность “застоя”” и др. Стоит напомнить, что в курсе “всеобщей истории” упоминаний о “тиранах” и “тирании” нет.
Учитывая то, что Спасо-Преображенский собор, согласно летописным свидетельствам, начал строиться как раз тогда, когда закончилось строительство Петропавловской церкви, можно предположить, что над обоими храмами трудилась одна артель. Новый Спасо-Преображенский собор возводился в начале XVI века. Архимандрит Макарий (Миролюбов), автор обстоятельного «Археологического описания церковных древностей в Новгороде и его окрестностях», изданного в 1860-е годы, указывает: «Собор сей был построен монастырскою казною из камня и кирпича, квадратным, с четырьмя столбами внутри, с пятью главами над кровлею и с тремя полукружиями на восток». В 1515 году его освятили. Образцом для нового соборного храма послужил Успенский собор Московского Кремля. В XVI веке на Руси возводили довольно много подобных храмов. В Новгороде, незадолго до этого приведенном Москвой к повиновению, строительство «типично-московского» храма имело еще и политический характер. Со всем тем, нельзя сказать, будто Спасо-Преображенский собор вовсе лишен новгородских черт. Искусствовед и археолог М.К. Каргер (1903—1976) совершенно справедливо отмечает, что существование новгородской архитектурной школы «не закончилось с падением политической независимости Новгорода».
МОСКОВСКАЯ РУСЬ (XIV - XVI вв.) I. Объединение русских земель вокруг Москвы. Образование централизованного государства - важный этап в развитии русской государственности, предопределивший многое в ее дальнейшем развитии, в укреплении духовного, культурного единства складывающейся русской народности. Процесс централизации осуществлялся на протяжении двух, насыщенных бурными, драматичными событиями, веков. Выделим несколько факторов, которые оказали влияние на процесс образования централизованного русского государства. а) Природно-климатический и экономический факторы. На всем пространстве территории, составившей историческое ядро Русского государства, были малоплодородные почвы. В период, который мы рассматриваем, подсечная система земледелия, дававшая высокие урожаи (сам-10, сам15), но требовавшая постоянных громадных усилий целого коллектива людей, сменилась паровым трехпольем. Это давало крестьянину огромную экономию труда, но привлекло за собой снижение урожайности до сам-1.7, 2-,3. Кроме того, при паровом трехполье скудные почвы стремительно "выпахивались" и теряли плодородие.
Храм-колокольня Ивана Великого, господствовавший не только не только над Кремлем, но и над всей Москвой, стал традиционным образцом для подобных высотных доминант и в других русских городах. Попытка перенести в русский храм мотивы раннего венецианского Возрождения привела к несоответствию ярусных членений фасада. В других храмах второй половины XV-XVI в. встречаются свойственные Московской архитектуре XIV- XV вв. ярусы килевидных закомар, но их ритм менее динамичен, а размеренные членения фасадов, украшенных аркатурными фризами узорной кладкой с терракотовыми деталями, делают храмы нарядно-величавыми. Терракотовые детали встречаются в Белозерье и Верхнем Поволжье, например, в дворцовой палате в Угличе, где венчающие щипцы над гладкими стенами заполнены узорной кирпичной кладкой с терракотовыми вставками. Фасады других светских построек этого времени, как правило, скромнее. 6. Новшества в архитектуре 14-16 в.в. От XIV-XVI вв. сохранилось несколько деревянных церквей. Более ранние – «клетские», напоминающие избу с двухскатной крышей и пристройками. Церкви XVI в. – высокие, восьмигранные, крыты шатром, а пристройки с двух или с четырех сторон имеют криволинейные кры-ши – «бочки».
Архангельский собор - один из соборов Московского Кремля - выдающийся памятник русского зодчества. Построен Алевизом Новым в 1505-1509 гг. на месте древнего храма XIV в. Архангельский собор служил родовой усыпальницей русской церкви (до Петра I). План собора имеет в основном традиционно русское решение - прямоугольник, вытянутый по оси восток - запад, с шестью столбами. Построен из кирпича с белокаменными деталями. В архитектурной обработке Архангельского собора использованы некоторые ордерные формы (пилястры с капителями), раковины в закомарах кокошников и другие. Архангельский собор был расписан в XVI-XVII в. (росписи реставрированы в 1954-1955 гг.). Благовещенский собор - один из соборов Московского Кремля - выдающийся памятник русского зодчества. Сооружён в 1484-1489 гг. Псковскими мастерами на месте собора н. XV в. В архитектуре Благовещенского собора объединены приёмы московской, псковской и владимиро-суздальской школ зодчества. Первоначально трёхглавый, четырёхстолпный Благовещенский собор перекрыт ступенчатыми сводами, оформленными снаружи кокошниками. В 1564 г. обстроен четырьмя одноглавыми пределами.
Особенности Новгородской архитектуры. Новгородская монументальная живопись и иконопись. Феофан Грек. Архитектура и изобразительное искусство Московского княжества в XIV-XV вв. Московский Кремль, его соборы и гражданские сооружения рубежа XV-XVI вв. Андрей Рублев и Дионисий. Архитектура XVI в. Шатровое зодчество. Деревянное и каменное зодчество XVII в. "Нарышкинский стиль" или московское барокко. Иконопись XVII в. Симон Ушаков и другие мастера Оружейной палаты. Развитие парсуны. II. Русское искусство XVIIIв. Принципиально новые черты искусства в XVIIIв. Искусство Петровской эпохи. Архитектура, скульптура, живопись, гравюра (Д.Трезини, Б.-К.Растрелли, И.Никитин, А.Матвеев, А.Зубов). Архитектор Растрелли- выразитель русского варианта стиля барокко. Классицизм в русской архитектуре. Архитектурные сооружения Москвы и Петербурга. Творчество Ж.-Б.Валлен-Деламота, И.Старова, Д.Кваренги, Ч.Камерона, В.Баженова, М.Казакова. Церковные сооружения. Особняки. Культура русской усадьбы. Русская живопись во второй половине XVIII в. Портретный жанр. Творчество Д.Левицкого, Ф.Рокотова, В.Боровиковского. Пейзаж в русской живописи XVIII в.
Одностолпная палата (Владычная) 13 музей построена раньше московской палата декоративно Грановитой (1487-1491) -прикладног о искусства Здание духовного Кремль,6 1878 г. училища Учебный корпус музыкальног о училища Корпус Лихудов Кремль, XVII-XVI В начале XVIII в. 10 II в. фонды НГОМЗ в Новгород были сосланы ученые греки братья Иоанникий и Софийский Лихуды Памятник Кремль XIX в. Авторы: «Тысячелетию» М.О. Микешин, скульптор Шредер Софийская сторона Церковь Троицы на Ул. 1365, Редятине улице Троицкая XVII в., мастерская -Пробойн художников- ая, 9 XVIII в. реставратор ов Церковь Власия Ул. 1407 г. Северный фасад (по Большая не направлению к детинцу) Власиевс используетс украшен кирпичным декором кая я Десятинный Ул. XIV в. Основание монастырь: Десятинн остатки монастыря связана церковь Рождества ая с именем княгини Богородицы Феодосии (матери Александра Невского). В подцерковье похоронена Елизавета Лупалова, игуменья Палладия из рода Бутаковых, родственников Рахманинова могила старицы Марии Михайловны Десятинный Ул. 1903 г. монастырь: Десятинн мастерские- Колокольня ая художников Церковь Ул. 1455 г. При раскопках был обнаружен Двенадцати Десятинн не плитяной пол более раннего апостолов на ая,6 используетс времени Пропастех я Церковь Федора Ул. 1682 г. На Изразцы Стратилата на Новолуча реставрации Щиркове улице нская, 8/8 Свято-Духов Ул. 1557 г. монастырь Духовска Церковь Троицы с я, 31 трапезной Свято-Духов Ул. 1900 г. монастырь Духовска Церковь Сошествия я, 31 Святого Духа с настоятельским корпусом Церковь Апостола Ул. 1406 г. Южный и западный фасады (по Петра и Павла в Духовска музей направлению к Детинцу) Кожевниках я, 4 украшены кирпичным декором Зверин Монастырь Ул. 1467 г. Фрески XV-XVII в. Древнейший женский Церковь Симеона Лазаревс музей Южный фасад украшен монастырь Богоприимца кая, 1 кирпичным декором северо-запада Руси.
Спасо-Преображенский монастырь Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле Дата создания: Начало XVI века Материал, техника: кирпич, белый камень Рассматривать архитектуру новых сооружений Спасо-Преображенского монастыря, не касаясь основных тенденций, господствовавших в то время в московском зодчестве, было бы неверным, поскольку последние нашли также свое отражение и в ярославских постройках. Московская архитектурная школа постепенно становится ведущей, выражая идеологические и эстетические тенденции молодой столицы централизованного русского государства. Опираясь на художественные традиции владимиро-суздальской культуры, столичные зодчие обращаются к решению новых задач: они создают крупные архитектурные ансамбли - достойное воплощение мощи объединенной Руси. Особенно плодотворным для развития русской национальной архитектуры был период княжения Ивана III, его сына Василия III и внука - Ивана Грозного (вторая половина XV-первая половина XVI века). Именно тогда создается новый грандиозный ансамбль каменного Московского Кремля с его знаменитыми Успенским, Благовещенским и Архангельским соборами, колокольней Ивана Великого, стенами и башнями, строятся дворцы и загородные храмы, монастыри и дома крупных бояр.
Иконостасы приделов перенесены из других церквей (как правило, из разобранных в XVIII в. храмов Московского Кремля) или установлены сразу после окончания строительства (есть среди них и старые тябловые иконостасы и новые XVIII-XIX вв.). Иконы в иконостасах относятся к XV-XVII вв. К числу лучших образцов иконописи принадлежит икона "Вход в Иерусалим" XVI в. в западном Входоиерусалимском приделе. Колокольня возведена в 1681 г. на месте звонницы конца XVI в., четверик которой послужил основанием для сооруженного над ним шатрового восьмерика. Постройка Покровского собора вне стен Кремля на главной торговой площади города подчеркнула его общенародное значение и сделала храм новым центром Москвы. Как памятник архитектуры, он знаменовал собой вершину развития московского зодчества XVI в. Список литературы
Первые письменные упоминания о Коломенском относятся к 1336 г. и 1339 г. и содержатся в духовных грамотах Ивана Калиты. По сообщениям исторических источников, здесь останавливались войска Дмитрия Донского после Куликовской битвы 1380 г. и войска Петра I после Полтавской битвы 1709 г., собирались в военные походы дружины великих князей Московских, происходили другие события, связанные с историей русского государства. С XIV в. Коломенское являлось летней загородной усадьбой Московских правителей. В XVI-XVII вв. складывается уникальный архитектурный ансамбль Коломенского, подчиненный идее торжественной царской резиденции, представляющей большую художественную и историческую ценность. На высоком берегу Москвы-реки расположена церковь Вознесения, построенная в 1532 г. Это один из первых шатровых каменных храмов на Руси. Небольшой по внутренним размерам храм служил летней домовой церковью русских царей в XVI в. В настоящее время храм, по договору с Патриархией, находится в общем пользовании музея и патриаршего подворья, основанного в 1994 году. В 1917 г. в подклете церкви была обретена Великая Чудотворная икона Державной Богоматери. В 1996 г., наряду с Московским Кремлем и Красной площадью, храм включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Высота башни - 27,15 метра. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Все строительство периода XIII-XVI в. отмечено освоением русской архитектурой высокого ремесла ренесанса. Нужно сказать, однако, что это влияние не поглотило национальных форм русской архитектуры, оно лишь усовершенствовало, обогатило их, усилила их конструктивную и архитектурную логику и способствовала возрождению на Руси высокой строительной техники. Лучшим памятником этой эпохи можно считать Московский Кремль, сохранивший при всех последующих изменениях свою исторически сложившуюся пространственную композицию. Треугольник стен с соборной и дворцовой группой зданий в центре, увенчанный вертикалью столпа, прошел все стадии постепенного развития со времени Ивана Калиты до наших дней. Поэтому Московский Кремль является глубоко национальным русским произведением, несмотря на широкое привлечение иноземных зодчих в роли исполнителей различных частей этого замечательного ансамбля. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. «Русская архитектура». М.И.Рязин. Издательство академии архитектуры СССР. Москва 1947 г. 2. «По Кремлю». Краткий путеводитель.
Во второй половине XI в. великий князь всея Руси Иван III Васильевич разворачивает в столице молодой и быстро крепнувшей державы грандиозное строительство. В первую очередь, конечно, перестраивается Кремль. Крупнейшие западноевропейские архитекторы, приглашенные в Москву, разрабатывают проекты реконструкции княжеской и митрополичьей резиденции. В 1485-1495 гг. возводятся существующие и поныне зубчатые кирпичные стены протяженностью более 2 км и высотой от 5 до 19 м, одновременно сооружаются 18 больших и малых башен, строят Успенский собор (1475-1479), Благовещенский собор (1484-1489, Каменный государев дворец с Грановитой палатой (1487-1491), закладывается княжеская усыпальница - Архангельский собор (1505) К концу XV - началу XVI в. Московский Кремль становится самым значительным фортификационным сооружением в Европе. Причем его башни, соборы, гражданские постройки совершенны не только по своей архитектуре, но и по интерьерам и отделке. В XVII в. кремлевские башни, кроме Никольской, украшаются многоярусными шатрами, выполненными в традициях древнерусского зодчества.
![]() | 978 63 62 |