телефон 978-63-62
978 63 62
zadachi.org.ru рефераты курсовые дипломы контрольные сочинения доклады
zadachi.org.ru
Сочинения Доклады Контрольные
Рефераты Курсовые Дипломы

РАСПРОДАЖАБытовая техника -30% Красота и здоровье -30% Видео, аудио и программное обеспечение -30%

все разделыраздел:Историяподраздел:Историческая личность

Первый казахский ученый просветитель - Чокан Валиханов

найти похожие
найти еще

Горшок торфяной для цветов.
Рекомендуются для выращивания крупной рассады различных овощных и цветочных, а также для укоренения саженцев декоративных, плодовых и
7 руб
Раздел: Горшки, ящики для рассады
Ночник-проектор "Звездное небо, планеты", черный.
Оригинальный светильник-ночник-проектор. Корпус поворачивается от руки. Источник света: 1) Лампочка (от карманных фанариков); 2) Три
350 руб
Раздел: Ночники
Ручка "Помада".
Шариковая ручка в виде тюбика помады. Расцветка корпуса в ассортименте, без возможности выбора!
25 руб
Раздел: Оригинальные ручки
Отправляясь в служебную командировку, Чокан рассчитывал осуществить и свои научные планы. Он займется в поездках по Старшему жузу и по кочевьям иссык-кульских киргизов главным образом этнографией и историей, потому что все новейшие путешественники, побывавшие в тех местах, ограничивались предметами физической географии.Глава 4. Путешествие на иссык-куль и в кульджу В начале апреля 1856 года Чокан отправился почтовой дорогой на Семипалатинск. Все свои впечатления он заносил в дорожный журнал - путевой дневник. В этих первых записях виден приглядчивый, все подмечающий и свободно владеющий пером человек, но еще чувствуется в них ученичество, стремление выказать себя настоящим, классическим путешественником, сведущим в географии, геологии, гидрографии, ботанике, зоологии, этнографии, лингвистике. И можно проследить по первому, иссык-кульскому дневнику Валиханова, как он стремительно определялся в своей собственной, валихановской манере путевых заметок, как все увереннее уводил на второй план обязательные описания флоры и фауны, чтобы уделить главное внимание человеку, жизни народов Азии, их прошлому и настоящему, их надеждам на будущее. В его дневниках (на русском, втором родном языке Валиханова) выразилась очень ярко личность путешественника - первого казаха, получившего европейское образование, воспринявшего передовые идеи своего времени. Он был лучше, чем многие другие - далекие от политики - русские и европейские путешественники по Азии, подготовлен для исследования народной жизни, политического устройства азиатских государств, социальных условий. Будучи уроженцем Азии, он свободно чувствовал себя там, куда русские и европейские путешественники вовсе не получили бы доступа. Знание многих восточных языков и полученное им до корпуса домашнее султанское образование делали для него близким и понятным духовный мир человека Азии. К тому же он был еще и художником. Рядом с чередой строк он пером или карандашом набрасывал рисунок, словно бы небрежный, наспех, однако очень точный. Его зарисовки как бы продолжали записи, а записи уточняли изображения. И всегда рядом с пейзажем, с портретом, с фигуркой животного у Валиханова вычерчен изученный им маршрут - вычерчен твердой рукой военного топографа: маршрут, план города, река со всеми ее притоками, схема перевалов, торговые пути. Величайшая ценность эти его топографические работы, из них потом сложились карты - теперь уже точные, а не предположительные, какими вынуждена была довольствоваться европейская наука в трудах по землеведению Азии. По возвращении обратно в Семипалатинск у Валиханова произошла еще одна историческая встреча, с Петром Петровичем Семеновым. Семенов тогда стоял у начала своего великого дела. В русской науке он - фигура ломоносовского масштаба. Создатель первого коллектива ученых, знаменитой школы русских путешественников-исследователей Азии. Его трудами Русское географическое общество превратилось в феномен общественной жизни России, сыграло выдающуюся роль в истории нашей культуры и общественной мысли, оставило потомкам бесценное научное и литературное наследие.

Прожив детские годы в русской крепости, общаясь с Сотниковым, с другими русскими гостями отца, с военными топографами, Чокан, имевший огромные способности к языкам, очевидно, изъяснялся по-русски вполне сносно для начала обучения в корпусе. Сибирский кадетский корпус, несмотря на разделение воспитанников на две касты (ротные и эскадронные), несмотря на урезанные программы, в силу особой исторической судьбы Сибири, ее стремительного развития сделался для этой азиатской части России своим Царскосельским лицеем. Из корпуса вышла целая плеяда видных общественных деятелей Сибири, ученых и революционеров. В их числе и Чокан Валиханов. Если в 14 лет Чокана стали прочить в ученые, то, значит, за первые два года он успел поразительно много. Этим он обязан и своим замечательным учителям. Всесторонне образованный Ждан-Пушкин, историк Гонсевский, географ Старков, учитель рисования Померанцев, учитель словесности Костылецкий - это некоторые личности, оказавшие благотворное влияние на юного Чокана. Николай Федорович Костылецкий открывал Чокану имена Пушкина и Низами, Гоголя и Фирдоуси, наставлял его в русской литературе и формировал из него образованного востоковеда. Летом на каникулах Чокан усердно собирал для Костылецкого казахские песни и легенды, все глубже и осознанней постигал язык, на котором говорил с младенчества, все более восхищался красочностью выражений, свойственной даже самому немногословному из казахов. И рядом с родной речью жил в его сознании русский литературный язык. Он говорил по-русски без огрехов просторечия и промахов элементарной неграмотности. Чокан был целиком и полностью ученик русской литературы, и она научила казаха чувствовать живую жизнь языка так, как ее чувствует русский человек. Человеку одаренному свойственно в ранней юности предугадывать то, над чем он станет напряженно размышлять всю свою жизнь. Так случилось и с Чоканом. В нем рано поселилось ощущение, что он открывает в культуре Запада то же самое, что он уже видел в жизни своего народа, в жизни Востока - те же суждения, те же понятия, но в зеркальном - перевернутом - отражении. С годами Валиханов завоевывал все более независимое положение в кругу кадет. Уже не требовалось отвечать на обидное слово высокомерным султанским молчанием или кидаться в драку. Кадетам - и ротным и эскадронным - пришлось считаться с острым языком Чокана. Григорий Потанин, его лучший друг, пишет, что весь эскадрон стал обращаться к нему за советом в делах особо тонких и щепетильных, в вопросах чести. Никто лучше его не мог рассудить спорщиков и дать правильный совет - недаром Чокан был внуком бия. В своих поступках он предпочитал следовать собственной природе. В годы детской и юношеской дружбы их объединяли общие мечты посвятить свою жизнь путешествиям в глубины Азии и добраться до озера Кукунор. Они строили планы поехать в Петербург, в университет. Чокан поступит на восточный факультет, Григорий - на естественное отделение. Вдвоем они составят идеального путешественника. Чокан будет заниматься филологией восточных племен, Григорий собирать коллекцию для Петербургского ботанического сада и для зоологического музея Академии наук.

В его размышлениях о будущем казахского народа в составе многоязыкой Российской империи жило усвоенное еще в юные годы понимание, что есть две России - Россия чиновничья и Россия прогрессивная, которая научила его, как сделаться таким, каков он ныне есть: казах, образованный по-европейски вполне не утративший ни грана своей национальной сути, даже, напротив, яснее осознавший благодаря своей принадлежности к русскому передовому обществу великую ценность многовековой культуры своего народа и других народов Азии, возможности развития в будущем. В Петербурге перед Валихановым открылась карьера. «В воздаяние отлично-усердной и ревностной службы состоящего по армейской кавалерии поручика султана Чокана Валиханова, оказанной им при исполнении возложенного на него осмотра некоторых из пограничных среднеазиатских владений, сопряженного с усиленными трудами, лишениями и опасностями.» - он был произведен в штабс-ротмистры и награжден орденом Святого Владимира. Но, сколько бы высоких знакомств ни завел в Петербурге правнук Аблая, штабс-ротмистр султан Валиханов, он и пальцем не шевельнул ради своей карьеры. 4 мая 1860 года в квартире Русского географического общества близ Певческого моста действительный член общества Чокан Чингисович Валиханов сделал сообщение о своем путешествии в Кашгар. Его слушал петербургский ученый мир. Географы, этнографы, естественники, историки, востоковеды. Сообщение, сделанное Валихановым на собрании 4 мая 1960 года, легло в основу его «Очерков Джунгарии», опубликованных в «Записках Русского географического общества» в начале 1861 года в книгах 1-й и 2-й. Там же были помещены рисунки автора, а также подготовленная им карта Семиреченского и Заилийского края Семипалатинской области и части Илийской провинции Китая. Это, по тогдашним понятиям, и была Джунгария. Вслед за «Очерками» в 3-й книге «Записок русского географического общества» за 1861 год появились географический обзор и исторический очерк из кашгарского отчета Валиханова. Корифеи Географического общества, конечно, знали, что это лишь часть большого труда. Подготовленное Валихановым тогда же в Петербурге для «Записок Русского географического общества» описание пути в Кашгар и обратно, в Алатавский округ, появилось в свет много позже, в 1868 году. За штабс-ротмистром Валихановым упрочилась слава отважного путешественника, открывшего европейской науке тайны Средней Азии. Он вошел в круг помощников Петра Петровича Семенова, вычитывал и сверял издавшиеся на русском языке труды Риттера. В военно-ученом комитете он руководил подготовкой карт Средней Азии и Туркестана. При участии Валиханова были выполнены «Карта пространства между озером Балхашом и хребтом Алатау», «Рекогносцировка западной части Заилийского края», «План города Кульджи», «Карта к отчету о результатах экспедиции на Иссык-Куль», «Карта Западного края Китайской империи». Прожив год в Петербурге, Валиханов отказался от первоначального плана поступить на восточный факультет университета. Ему там не зачем терять время - все, чему учили на факультете, он либо успел постичь самостоятельно, либо знал, как это можно постичь, не высиживая на студенческой скамье.

Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты
Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок

 Город на Ишиме

Левшин первым из русских ученых высказался против неправильного наименования казахов. «Приступая к историческому описанию киргиз-кайсаков,P говорил он,P первою обязанностью почитаем сказать, что им дают в Европе чужое имя, которым ни сами они себя, ни их соседы, исключая россиян, их не называют Скажем, что название Казак, перешедшее в средних веках и ко многим отраслям русского племени, принадлежит киргиз-кайсацким ордам с начала их существования, и что оне себя доныне иначе не называют, как казаками (казак). Под сим же именем известны они персиянам, бухарцам, хивинцам и прочим народам Азии. До XVIII столетия и в России не знали киргиз-кайсаков, а именовали их казаками, казачьего ордою»[15]. Протесты ученого, разумеется, ничего не изменили консервативные сановники отнеслись к ним равнодушно. Тем не менее высказывания Левшина оставили след в сознании прогрессивной русской и казахской общественности. Ч. Ч. Валиханов, относившийся к Левшину с большим уважением, назвал его Геродотом казахского народа. Труды А. И

скачать реферат Проблемы вхождения Казахстана в состав Российской империи

Таким образом, автор считает, что Казахстан вошел в состав России путем завоевания. Этого же мнения придерживается историк Ж.К. Абдиров, делая акцент на военно-казачьей колонизации: понятие «военно-казачья колонизация» тесно связано и генетически вытекает из этой концепции как выражение завоевательного, крайне агрессивного характера российского абсолютизма». М.Ж. Абдиров отмечает, что после обращения хана Младшего жуза Абулхаира к царскому правительству с просьбой о принятии казахов в российское подданство, «царские власти воспользовались этим и активизировали внешнюю политику в отношении Казахстана. Был разработан обширный план проникновения и закрепления российского влияния в этом крае» . Также по отдельным вопросам «присоединения» Казахстана к России высказывались казахские просветители Чокан Валиханов, Абай Кунанбаев, Ибрай Алтынсарин и их единомышленники. Проблема вхождения Казахстана в состав России наиболее полно и цельно нашла отражение, прежде всего в трудах А.Букейханова. в работе «Исторические судьбы киргизского края и культурные его успехи» автор ни разу не применяет термины «присоединение», «добровольное», наоборот, употребляет «завоевание», «покорение» и подчеркивает», что казахи Младшего и Среднего жузов, прижатые с юга своим врагами к так называемой Горькой линии, были вынуждены признать русскую власть».

Полотенце махровое "Нордтекс. Aquarelle", серия "Палитра", цвет: аметистовый, 70х130.
Полотенца махровые гладкокрашеные изготовлены из 100% хлопка, плотность 300 г/кв.м. Размер: 70х130 см.
361 руб
Раздел: Большие, ширина свыше 40 см
Ранец "Космо", 36х29х18 см.
Ранец продуманный до мелочей, который: - включает множество светоотражающих элементов; - оснащен регулируемыми по высоте лямками и
1848 руб
Раздел: Без наполнения
Настольная игра "Колонизаторы", 4-е русское издание.
Желанию осваивать новые земли всегда сопутствует отвага – этих двух элементов у колонизаторов огромного острова Катан в избытке. На новых
1990 руб
Раздел: Классические игры
 Театральная Энциклопедия

Абая, Алма-Ата, 195*4; M e с с м а н В., Возрождение песни, Алма-Ата, 1958; 1азак халкынин музыкалык театры (Музыкальный театр казахского народа), Алма-Ата, 1961; Львов Н., Казахский театр. Очерк истории, М., 1961. Н. Л. КАЗАХСКИЙ ЧИМКЕНТСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР. Основан в 1934. В 1938-39 труппа пополнилась выпускниками казах, студии Ленингр. театр. уч-ща (X. Букеева, Г. Хайруллина, X. Шаженов и др.). В дни войны т-р пост. "Гвардия чести" Абишева и Ауэзова (1942),"Не всё коту масленица" Островского (1944). В 50-е5гг.-"Абай" (по Ауэзову, 1951), "Ибрай Алтынсарин" Ахинжанова, "Амангель-ды" Мусрепова, "Ревизор" (1952); "Цвети, степь!" Тажи-баева (1953), "Чокан Валиханов" Муканова, "Жалбыр", муз. драма Майлина и Брусиловского (1955), "Без вины виноватые" (1956); "Майра" Тажибаева (1957), "Свет и тень" Адамбекова, "Волчонок под шапкой" Мухамеджанова (1960), "Лиса и виноград" Фигейреду (1961). В 1956 реж. А. Ордабаев и актёр К. Шанин написали и пост. пьесу "Сила убеждения"; в 1961 т-р пост. пьесу местного автора А. Байтанаева "Современники" (инсц. романа С

скачать реферат Казахстан в эпоху каменного века

В следующий период — мустьерский — появилась иная техника обработки камня, но местами продолжала существовать и галечная. Подобных памятников известно много на территории Южного и Центрального Казахстана, и они нашли отражение в публикациях. Одним из таких памятников является многослойная стоянка, обнаруженная X. А. Алпысбаевым в 1958 г. и впоследствии названная именем казахского ученого- просветителя Ч. Ч. Валиха-нова. Стоянка содержит пять культурных слоев, в которых обнаружены каменные изделия, кострища и очаги, кости животных — лошади, бизона, сайгака, благородного оленя. Слои располагаются горизонтально, на различных глубинах от современной поверхности правого берега р. Арыстанды, в Алгабасском районе Южно-Казахстанской области. Это пока единственная стоянка на территории Казахстана, каменные изделия и другие культурно-бытовые остатки находятся в первоначальном положении, т. е. в таком виде, каким его оставил человек в мустьерское время. Сложность раскопа состоит в том, что культурные слои залегают на глубине от 2,30 — до 7,20 м. Однако, несмотря на это обстоятельство, удалось получить новое свидетельство о жизни первобытных охотников: раскопать мастерскую по изготовлению орудий труда и на основе этого сделать вывод о том, что люди непрерывно заселяли стоянки в течение длительного отрезка времени, фактически от мустье и завершая эпохой верхнего палеолита.

 Святая дорога

В первой половине ХVIII века в "светлицах" Воскресенских ворот помещалась пробирная лаборатория Монетного двора. А когда в 1755 году в Москве в здании бывшего Земского приказа, находившегося на месте Исторического музея, был открыт Московский университет, в Воскресенских воротах разместилась университетская типография и при ней открыта книжная лавка. В мемуарах известного ученого-просветителя А.Т.Болотова имеется описание этой книжной лавки. Осенью 1762 года он, будучи тогда офицером, возвращался после окончания Семилетней войны в свое имение через Москву и собирался приобрести в столице некоторое количество нужных ему книг для библиотеки. Надо сказать, что он был опытным библиофилом и вез с собою подводу книг, купленных за границей. "Но сколь же удовольствие мое было велико, когда при распроведывании о том, нет ли в Москве книжной и такой лавки, где б продавались не одни русские, но вкупе и иностранные книги, услышал я, что есть точно такая подле Воскресенских ворот, - рассказывает в своих мемуарах Болотов. - С превеликою поспешностью побежал я в оную

скачать реферат Научно-познавательная журналистика

Деятельность Валиханова начинается в 1854 года. он совершает свое первое путешествие по Центральному Казахстану, Семиречью, Тарбагатаю. В 1856 году он участвовал в военно-ученой экспедиции по ознакомлению с населением, проживающим в районе бассейна  озера Иссык-Куль. Научные результаты путешествия молодого Валиханова были отражены в его ярких очерках «Поездка на Иссык-Куль», «Западная провинция Китайской империи и город Кульджа», «Записки о киргизах». Некоторые свои поездки Валиханов осуществлял с Семеновым-Тяньшанским. Его знаменитая Кашгарская экспедиция состоялась 1858-1859  гг. Именно тогда Чокан открыл миру Алтышар, о котором ранее ничего не было известно просвещенному миру. Чокан Валиханов стал одним из основоположников казахской демократической публицистики. К этому его подвели как социальные запросы казахского народа, так и личная одаренность. Из-под пера Валиханова выходили замечательные по силе и образности, точные в научном плане письма, дневники, научно-исторические статьи. Стремление к работе профессионального журналиста наиболее сильно обнаруживаются у Валиханова в начале 60-х гг. 19 века, после возвращения из Петербургской поездки и обострения  отношений с местной знатью.

скачать реферат Просветители второй половины ХIХ века

Чокан Валиханов любил свой народ и был им любим, как никто другой. Ф.Р. Остен- Сакен с глубоким убеждением отличал: «Валиханов должен, по всей справедливости, быть назван весьма замечательной личностью».3 Но, как это засвидетельствовали в своих воспоминаниях Г.Н.Потанин, Н.М. Ядринцев, С.Я. Капустин и многие другие, казахский просветитель приобрел известность не только благодаря своим научным изысканиям. Он заслуженно пользовался также славой мужественного борца против формализма, рутины, средневекового застоя и выдающегося мыслителя, внесшего бесценный вклад в передовую философскую и социально- политическую мысль смутного и полного противоречий своего времени. Родословное древо его уходило корнями в глубь столетий. Он был потомком Чингиса, вернее, его старшего сына Джучи. Прадедом Чокана был Аблай-хан, вождь Средней кайсацкой орды. От брака Аблая с каракалпакской Сайман родилось много сыновей; из них известен Вам, последний хан Средней орды, родной дед Чокана. Мухаммед-Ханафия Валиханов, более известный по прозвищу Чокан, родился в 1835г. близ берегов большого озера Кушмурун, в верховьях Тобола.1 Отей Чокана, султан Чингис Валиев, был управителем Кушмурунского округа и имел чин полковника русской службы.

скачать реферат Возникновение казахских ханов

Валиханов был склонен к мнению, что казахи в конце ХЖ в. имели свое политическое объединение. В работе "Киргизское родословие" он приводит следующий эпизод; Аксак-Темир (Тамерлан) в первый свой поход на Токтамыша, проходя через кочевье казахов Каракума, заметил их, разгромил их улусы и повесил двух ханов Амета и Самета. Они, по Жалаири, первые казахские ханы, казненные Тимуром во второй половине ХIV в. В случа- ях общего сметения, утверждал А.И. Левшин, где соединяются казахи всех родов и званий без различия, все кричат "алача!". Имя казах, которое, как можно полагать из Шейбани-намэ, в то время имело значс- ние довольно почтенное и означало возвышенность духа здравость - со- ответствовало европейскому рыцарству. Сведения о казахах относящиеся к ХIV в., содержатся в работе Уте- миша- хаджи "Чингиз-наме", написанной в середине ХIV в. по поручению Шайбанида Иш- султана. В период правления Вердыбека (1357-1359 гг.) Золотая Орда потеряла былое могущество. Было много смут. Кыйат Ма- - 3 - май, не Чингизид, забрал правое крыло и ушел с племенами в Крым, а левое крьио увел на берег реки Сыр Тенгиз-Буга, сын Джир-Кутлы, тоже из племени Кыйат.

скачать реферат Каменный век на территории Казахстана - Палеолит

Лекция Модуль I. Тема I. Каменный век на территории Казахстана.План: I. Палеолит: а) периодизация. б) хоз-во, матер., и духовная культура. в) антропогинез и соцогинез. г) памятники палеолита. I. Палеолит А) Периодизация. Казахские ученые до последнего времени пользовались для обозначения древнего периода развития человечества понятием “первобытно – общинный строй”, основанном на формационном подходе к истории и выделявшем в качестве основного критерия отсутствие классовых структур в обществе. Историки современного периода (в частности, Кузембайулы А.) считают, что необходимо отличать периоды человеческой истории до возникновения письменности и - после. Первый из них ещё в 1851 г. Дэниэлом Уилсоном был обозначен термином “доистория” или “праистория”. Доистория – та часть истории человечества, в которой мы вынуждены прибегать к произвольным обозначениям вследствие отсутствия письменных источников. В доисторический период развитие идет по трем основным линиям: Антропогенез (морфологические развития человека от обезьяноподобных форм к современному типу) Техногинез (развитие техники обработки и применения орудий труда, что привело к привело к прогрессу материальной культуры) Социогинез ( развитие человеческого общества от простейших форм (стадо) к сложному общинному коллективу) Эти три линии в совокупности формируют четвертую – развитие духовной культуры человека.

Микрофон "Пой со мной! Танцевальные хиты".
Этот микрофончик светится под музыку, а на каждой его кнопочке записано 5 танцевальных хитов, включая «Если нравится тебе, то делай
314 руб
Раздел: Микрофоны
Фоторамка (коллаж) на 5 фото (16x16/10x15/18x13 см), 48x3x34 см.
Фоторамка на 5 фото. Размер: 48x3x34 см. Размер фото: 16x16/10x15/18x13 см. Материал: пластик.
458 руб
Раздел: Мультирамки
Шарики для бассейна, 50 штук.
Набор разноцветных шариков для наполнения детского бассейна. Диаметр шара 7 см. Материал: безопасный, экологически чистый пластик.
360 руб
Раздел: Шары для бассейна
скачать реферат Роль Абая в развитии культуры Казахского народа

Подчеркивая прогрессивность предлагаемой реформы Абая, отражающей его демократическую, просветительскую позицию, Мухтар Ауэзов в то же время отмечает и существенный недостаток, заключающийся в том, что Абай, как и до него Чокан Валиханов, предлагали избирать судей на пожизненный срок. В этом сказались историческая ограниченность просветительско-демократического мировоззрения обоих казахских деятелей. Следующая тематическая группа прозаических «Слов» состоит из рассуждений и наставлений Абая об образовании, знании и воспитании. Пожалуй, это самая животрепещущая из всех тем, волновавших поэта. Всюду речь идет об отсталости казахского народа в экономической жизни, в образовании, в науке и культуре, в чем поэт обвиняет «сильных мира сего»: царских чиновников, волостных правителей, баев и биев, а также всех тупых, невежественных, раболепствующих и пресмыкающихся перед ними людей. Беспощадно бичуя все, что держит народ в беспросветной тьме, что тормозит прогресс и просвещение, Абай всеми силами доказывал необходимость нести казахам науку и культуру, чтобы стать вровень с другими народами.

скачать реферат Каныш Имантаевич Сатпаев

Природа наделила его красноречием, высоким ростом, благородной осанкой, большой головой (размер шапки - 62-ой). Он выделялся в любой толпе, его замечали всегда первым и запоминали. Был, например, такой случай в Англии, в 1947 году, когда Казахский ученый посетил эту страну в составе советских парламентариев. Во время неофициального приема У. Черчилль, экс-премьер-министр Великобритании, задал ему шутливый вопрос: «Все ли казахи такие, богатырского сложения, рослые, как вы?» - «О нет, господин Черчилль, среди казахов я самый маленький, мой народ выше меня! » - ответил академик Сатпаев. Заслуженно многие годы ученый был в центре всеобщего внимания. Он неоднократно избирался депутатом в Верховные Советы страны и республики, удостаивался высоких наград. Только лишь орденом Ленина он был награжден четырежды! Ему присуждались Ленинская и Государственная премии, он избирался действительным членом союзной и Казахской АН, почетным академиком Таджикской АН, членом многих общественных организаций Союза и мира. Великий русский поэт Сергей Есенин сказал: "Лицом к лицу лица не увидать - большое видится на расстоянии". Так и мы пожалуй, только сейчас осознаем и по достоинству оцениваем огромный вклад Каныша Имантаевича в исследование богатств природных кладовых на всей территории Казахстана.

скачать реферат Этнический состав Омской области. О жизни сибирских татар, казахов, русских, украинцев, немцев

В этногенезе казахов принимали далее участие аланы первых веков н. э., выходцы с Алтая — тюргеши, теле и другие племена времен тюркских каганатов (VI—VII вв.), племена огузов (IX—X вв.), кимаков и кипчаков (VIII—XI вв.). Последние играли особо важную роль в формировании казахов, язык которых относится к кипчакской группе тюркских языков. До недавнего времени большинство ученых уверенно отвечали, что первые казахские группы появились в Сибири в XVIII веке. Действительно, в основном сибирская территория стала заселяться казахами с XVIII века, даже со второй его половины. Но их исторические связи с южными районами Западной Сибири имеют все же более древнюю историю. Известен факт появления казахов вместе с узбеками на Иртыше с мусульманским войском в период религиозной войны в 1394—1395 годах. Казахи проникали в места расселения сибирских татар в XV веке во времена Абулхаира, когда тот стоял во главе объединения «узбеков» (кочевников, объединявших и казахов), бывал на Тоболе, в Чимге-Туре (Тюмени), имел там своего ставленника и владел областью Тара.

скачать реферат Н.М. Карамзин и Южно-Курильские острова

Все это укрепляло ее материальную базу. В программу образования входило более 20 предметов, школа занимала одно из первых мест в Казанском учебном округе по прилежанию, успеваемости, обучению учащихся производительному труду. К 1917 году из стен Симбирской чувашской школы вышло более 1000 учителей. Среди ее воспитанников — классики чувашской литературы К.В.Иванов, Н.В.Шубоссинни, известные математики П.М.Миронов, Н.М.Охотников, выдающийся марийский педагог-ученый Г.Я.Яковлев, первая казахская женщина-учительница А.Д.Оразбаева, русский писатель В.И.Маненков. В 1920 году на базе школы возник институт народного образования — первый вуз в истории чувашского народа. В одном из его зданий ныне находится Государственный музей И.Я.Яковлева и его школы. За годы руководства Чувашской учительской школой в Симбирске (1868—1919) и будучи инспектором чувашских школ Казанского учебного округа (1875—1903) Яковлев открыл и преобразовал множество сельских школ, создал 14 приходов. Он выпустил также более 100 учебников, пособий и книг по разным отраслям знаний, вместе со своими учениками издал первые художественные произведения чувашской литературы, а также Новый Завет на чувашском языке, организовал школьный театр, духовой и симфонический оркестры. Деятельность И.Я.Яковлева и его школа способствовали интеллектуально-культурному развитию чувашского народа, зарождению и развитию художественной литературы, музыкального, театрального и изобразительного искусства.

скачать реферат Казахская государственность позднего средневековья и ее отражение в некоторых публикациях

Вопросы изучения прошлой истории народа, особенно таких ее проблем, как становление и развитие его государственности, этнической и государственной территории, общественно-политической, социально-культурной жизни и, прежде всего формирование, сложение самого этноса (народности, нации) всегда стояли не только перед профессиональными историками. Они вызывали интерес и у широкой общественности. Особенно актуальными стали эти проблемы в годы обретения народом политической независимости, государственного суверенитета. Появляется множество публикаций в печати, отражающих упомянутые проблемы. Заслуживает одобрения новое слово по этим проблемам, основанное на конкретном историческом материале источников, убедительно подтверждающем новый взгляд на эти проблемы. Немало было сделано в предшествующие годы развития казахстанской (и общетюркской) историографии. Историки Казахстана в последние четыре десятилетия, начиная с известного казахского ученого С.К. Ибрагимова, продолжили давнюю традицию западно-европейской и русской историографии, приверженцами которой были, применительно к истории казахов и других тюрков, В.В. Вельяминов-Зернов, Ч.Ч. Валиханов, В.В. Бартольд, П.П. Иванов и другие исследователи – традицию основывать свои исследования истории казахского народа на первоисточниках, написанных на языке самого этноса, многих восточных языках, как и на старых европейских, и с учетом обширной историографии.

Карандаши акварельные "Jumbo", 12 цветов, с точилкой.
Акварельные цветные карандаши с утолщенным корпусом 10 мм, с толщиной грифеля 5 мм. Длина карандаша: 17 cм. Пригодны для детей младшего
376 руб
Раздел: Акварельные
Ростомер деревянный (ростомер-пазл).
Ростомер способствует развитию малыша, помогает наблюдать за ростом, служит отличным украшением детской. Как измерить рост? Соберите
324 руб
Раздел: Ростомеры
Шкатулка для рукоделия "Цветочная поляна" 26x16x18,5 см.
Шкатулка настольная, с выдвижным ящичком. Материал: МДФ, внешнее покрытие - текстиль, внутреннее покрытие - флок. Размер: 26x16x18,5 см.
2452 руб
Раздел: Шкатулки для рукоделия
скачать реферат Адыгские педагоги-просветители

Они в конечном итоге становятся убеждениями, превратившими Ногмова в видного ученого-просветителя. Отправляясь в Петербург, Ногмов прежде всего имел в виду «пополнить свои знания путем углубленного и систематического изучения разных наук. Он глубоко понимал, что без серьезных познаний в области филологии и истории создание грамматики родного языка невозможно. А приобретенные на Кавказе знания в области научной филологии Ногмов рассматривал как первоначальные этапы и далеко не достаточные для написания грамматики кабардинского языка, которая была его давнишней мечтой. Отличавшийся скромностью Ногмов, по существу, начинает заново изучать основы русского языка. Ногмов посещал занятия Грацилевского, составившего черкесский алфавит на русской графической основе и обучавшего оруженосцев и офицеров Горского полуэскадрона русскому языку. С присвоением Ногмову в декабре 1832 г. первого офицерского чина — корнет он получает более благоприятные условия для жизни и самообразования. Как офицер, он оставляет казарму и нанимает квартиру и тихом и отдаленном тогда от центра районе Петербурга, в так называемо!- Ротах, на берегу реки Фонтанки, где он живет до возвращения на Кавказ. В 1840 г. Ногмов заканчивает «Начальные правила адыгской грамматики» и посылает рукопись Шёгрену в надежде, что тот одобрит ее в печать.

скачать реферат Научные открытия и технические изобретения в России XVIII в.

По возвращении был направлен (1744) на учрежденную русским правительством "порцелиновую мануфактуру" (затем Государственный фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова). Поскольку методы получения китайского и саксонского фарфора держались в секрете, Виноградов приступил к работе, не имея никаких данных о технологии производства. Разработал технологию производства и получил первые образцы фарфора, изготовленные из отечественного сырья (1752). О своих опытах рассказал в рукописи "Обстоятельное описание чистого порцелина, как оной в России при Санкт-Петербурге делается купно с показанием всех к тому принадлежащих работ". ГЕННИН ВИЛИМ ИВАНОВИЧ (1676–1750). Выдающийся руководитель горного производства и станкостроитель. Время управления Генниным (1722–1734) было важным периодом в истории промышленности Урала. Под его руководством были осуществлены важные мероприятия в области организации, совершенствования техники и технологии производства. Управлял также Сестрорецким и Тульским оружейными заводами. ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ В начале XVIII в. поиски полезных ископаемых привели к открытию Алопаевского месторождения меди (1702), огнеупорных глин (1704), минеральных вод близ Петрозаводска (1714), каменного угля на Дону и в Воронежской губернии (1721), каменного угля на территории современного Кузнецкого бассейна (1722), самоцветов в Забайкалье (1724). В 1768–1774 гг. состоялись академические экспедиции, которые изучали геологическое строение России: маршруты экспедиции Ивана Ивановича Лепехина (1740–1802) охватили Поволжье, Урал, север Европейской России; экспедиция Петра Симона Палласа (1741–1811) обследовала Среднее Поволжье, Оренбургский край, Сибирь до Читы и составила описание строения гор, холмов, равнин; экспедиция Иоганна Георга Гмелина (1709–1755) дошла через Астраханский край до Дербента и Баку и т. д. ДЕМИДОВЫ. Русские заводчики, землевладельцы, ученые, просветители, меценаты.

скачать реферат Культура Казахстана 19 века

Введение Шокан Валиханов. Искусство и музыкальная культура. Народный композитор Курмангазы Сагырбай-улы. Абай Кунанбай-улы. .ЧОКАН ВАЛИХАНОВ Родился Чокан Валиханов в 1835 году в крепости Кусмурун (Кушмурун). Имя, данное ему при рождении, было Мухаммед-Канапия, а Шокан (Чокан) так ласково называла его мать. Детские годы его прошли в Кушмуруне, а затем в ауле его предков – Сырымбете. Это были красивые места, широко известные в степи. Духовные качества будущего учёного складывались с малых лет. Он был любознательным, рано научился писать и рисовать. Уже в начальной частной аульной школе в Кушмуруне Шокан овладел основами арабского, персидского, средневекового тюркского языков. С юных лет он научился чётко формулировать свои мысли, хорошо и образно говорить и писать. На его воспитание оказала влияние бабушка Айганым, которую он почитал и любил, как своих родителей. Позже, будучи офицером по особым поручениям, получив известие о её смерти, он прибыл в Сырымбет и проводил свою бабушку в последний путь. Шокана с детства привлекала наука. Этому дали толчок и представители русской интеллигенции. Неоднократно в ауле Шокана были академик А. Шренк, декабристы С. Семёнов, А. Штейнгель, Н. Басаргин, студенты Казанского университета С. Сотников, Н. Костылецкий, Т. Сейфулин. Осенью 1847 года 12-летний Шокан в сопровождении отца прибыл в Омск и с помощью друзей отца был определён в Сибирский кадетский корпус, считавшийся лучшим учебным заведением в Сибири.

скачать реферат Реформация в Европе

Надо проявить силу! Превратить солдат в палачей! Зажигать костры! Убивать и сжигать, дабы очистить религию от скверны! Истребить в первую очередь ученых! Упразднить книгопечатание!.» Контрнаступление на реформацию вошло в историю под названием Контрреформации. В течение целого столетия – до середины 17в. – римские папы ведут открытую и скрытую борьбу с еретиками. За возвращение их в лоно католической церкви. В странах Восточной Европы им удалось справиться с Реформацией; в Западной и Центральной Европе противостояние католиков и протестантов вылилось в серию кровопролитных религиозных войн. В борьбе против Реформации папу подержали князья Южной Германии, император Священной Римской империи карл 5, его сын, король Испании Филипп 2, итальянские правители. Папа римский Павел 3 попытался все же выяснить причины успехов реформации. Так как многие реформаторы открыто связывали свои взгляды с необходимостью очищения церкви, Павел 3 составил комиссию по изучению проблем церкви. Отчет комиссии привел папу в ужас, так как выяснилось, что многое необходимо изменить. Комиссия составила «Co silium de Eme da Ecclesia» (Рекомендации по реформе церкви) в 1537г.

телефон 978-63-62978 63 62

Сайт zadachi.org.ru это сборник рефератов предназначен для студентов учебных заведений и школьников.