![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История | подраздел: | Историческая личность |
Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА Одним из своих потенциальных союзников в борьбе против СССР Гитлер называл Русскую православную церковь и верующих граждан огромной державы. Справедливости ради стоит сказать, что об этом возможном помощнике он думал в последнюю очередь. Посылая солдат в Восточную Европу, фюрер крепко надеялся на то, что многонациональное государство распадется после первых же побед вермахта. Не распалось. Победы в июнеP августе 1941 года были впечатляющими, но Советский Союз не рухнул. И советский народ не сдался, не прекратил борьбу, в том числе и на оккупированных территориях. Нацисты почувствовали, что им нужно срочно искать союзников в Восточной Европе. Кто мог ими стать? Обиженные советской властью. Они действительно предавали Родину и переходили в стан врага. Но далеко не все из обиженных советской властью изменяли отчизне, как это было принято считать во второй половине XX века. Большинство репрессированных, а также раскулаченных, большинство из тех, кто совершил уголовные преступления, оставались преданными Родине, шли в Красную Армию, в партизанские отряды, в подполье и честно исполняли свой гражданский долг
Раньше военные пользовались уважением и почётом, потому что это были действительно Защитники Родины, культурные и воспитанные люди. Сейчас речь не идет даже о культуре и воспитанности, потому как культурное воспитание военнослужащих пришло в упадок и все чаще даже среди офицеров слышны вульгарные ругательства и видны другие формы проявления бескультурья. На все это не возможно не обращать внимание. И я считаю, что необходимо принимать какие-то меры по восстановлению престижа Российского офицера и его культурного развития как патриота и героя своей страны. Для этого необходимо в стенах училища ( военного института ) уделять больше времени на изучение таких дисциплин как – История, Педагогика, Русский язык. Необходимо задавать курсантам какие-то минимумы той художественной литературы , которую им необходимо читать. Чаще проводить информирование на военно-патриотические темы, рассказывать им о подвигах русского народа в годы Великой Отечественной Войны, о героях и полководцах 1812 года. Сегодняшнюю молодежь трудно всем этим заинтересовать и это нужно делать так чтобы они сами искали интересные исторические малоизвестные факты, встречались с непосредственными участниками героических событий, подключали своих знакомых и родственников, которым есть что рассказать о своей жизни, о своих маленьких подвигах, что будет очень интересно и поучительно для молодых курсантов.
О положении Православной Церкви в Советском Союзе. Катакомбная Церковь в СССР. Джорданвилль, 1951. С. 13. 803 Балевиц З. Указ. соч. С. 45. 804 Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь в 19271943 годах. С. 45. 805 ВА-МА, RW4/V. 235. Bl. 8892. 806 Васильева О.Ю. Свои или чужие? С. 7. 807 IfZ, МА795. Bl. 1425. Васильева О.Ю. Свои или чужие? С.P78. 808 IfZ, МА795. Bl. 14171418. 809 Устное свидетельство 9 апреля 1996Pг. 810 Васильева О.Ю. Свои или чужие? С. 78. 811 Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. С. 3436. 812 ЦГА СПб., ф. 9324, оп. 1, д. 13, л. 18. 813 Там же. Д. 7, л. 19. 814 ВА, R58/225. Bl. 177. 815 Балевиц З. Указ. соч. С. 64. 72. 816 ЦГА СПб., ф. 9324, оп. 1, д. 7, л. 2. 4. 817 Там же. Л. 15. 818 Там же. Л. 9; д. 13, л. 38. 819 Московский церковный вестник. 1989. P2. С. 6; Якунин В. За Веру и Отечество. Самара, 1995. С. 71. 820 ЦГА СПб., ф. 9324, оп. 1, д. 24, л 38; Якунин В. Указ. соч. С. 70. 821 Журнал Московской Патриархии. 1994. P4. С. 7. 822 Левитин А. Зашита веры в СССР. Рукопись, привезенная из Советской России. Париж, 1966. С. 5354; Дедюхин Б.В. Указ. соч. С. 195. 823 ВА, 62Di I/Film 730, Aufn. Nr. 726. 824 Там же. R6/179. 131. 16. 825 Бенигсен Георгий, протоиерей. Указ. соч. С. 138. 826 CP, июнь 1944. С. 4. 827 ВА, R901/69 300. Bl. 3644. 828 Там же. R901/62 291. Bl. 228231, 234. 829 Там же. R901/69 292. Вl. 149; R901/69 302. Вl. 81. 830 ЦГА СПб., ф. 9324, оп. 1, д. 7, л. 95, 1 15. 831 ВА R901/69 292. Bl. 149. 832 РЦХИДНИ, ф. 17, оп. 125, д. 92, л. 81. 833 Георгий (Соколов), игумен
Русская Православная церковь в годы Великой Отечественной войны Швечиков А.Н, к.ф.н., доцент Накануне Отечественной войны РПЦ подверглась невиданному разгрому и репрессиям. Задача по полной ликвидации РПЦ была близка к завершению. Чтобы представить масштабы этого церковного погрома, обратимся к фактам, сравним, что было и что осталось. К началу Октябрьской революции Русская Православная Церковь располагала 48 тысячами приходских храмов, около 25 тыс. всевозможных часовен. Их обслуживало более 100 тыс. священнослужителей. В 67 епархиях служило около 130 архиереев. Церкви принадлежало 35 тыс. приходских школ, 58 духовных семинарий, 4 духовных академии. В результате форсированного уничтожения государственной и партийной властью Православной Церкви, особенно во второй половине 30-х годов, к 1941 г. РПЦ удалось сохранить лишь жалкие остатки былого влияния. На территории бывшей РСФСР в 25 областях не осталось ни одного действующего храма, а в 20 областях их осталось не более 5. Всего на территории СССР (без присоединённых накануне войны Западных областей Украины и Белоруссии) на начало 1941 г. было чуть больше 100 действующих храмов.
Критические очерки, М., 1967; Фуров В. Г., Советское социалистическое государство и церковь, в кн.: Вопросы научного атеизма, в. 5, М., 1968; Гордиенко Н. С., Современное православие, М., 1968; Миловидов В. Ф., Старообрядчество в прошлом и настоящем, М., 1969; Клибанов А. И., Религиозное сектантство и современность, М., 1969; Дулуман Е. К., Лобовик Б. А., Танчер В. К., Современный верующий, М., 1970; К обществу, свободному от религии, М., 1970; Куроедов В. А., Религия и закон, М., 1970; его же. Из истории взаимоотношений Советского государства и церкви, «Вопросы истории», 1973, № 9; Атиров Н., Эволюция ислама в СССР, М., 1972; Научный атеизм, М., 1973; Лисавцев Э. И., Критика буржуазной фальсификации положения религии в СССР, 2 изд., М., 1975; Вопросы истории религии и атеизма, т. 1—12, М., 1950—64; Вопросы научного атеизма, в. 1—19, М., 1966—76; Русская православная церковь и Великая Отечественная война. Сб. церк. док-тов, [М., 1943]; За сотрудничество и мир между народами. Конференция представителей всех религий в СССР, М., 1972; Краткий научно-атеистический словарь, 2 изд., М., 1969; Настольная книга атеиста, 4 изд., М., 1975; Грекулов Е. Ф., Библиографический указатель литературы по исследованию православия, старообрядчества и сектантства в советской исторической науке за 1922—1972 гг., М., 1974. В. Г. Фуров. СССР
Но уже в декабре 1925 г. митрополит Петр был арестован, осужден и сослан в Сибирь, а затем расстрелян. Святитель Петр, митрополит Крутицкий был прославлен Русской Православной Церковью в 2000 г., день памяти – 27 сентября (10 октября). Согласно завещанию митрополита Петра, обязанности заместителя патриаршего местоблюстителя стал исполнять митрополит Нижегородский Сергий (в миру — Иван Николаевич Страгородский) (1867–1944). В 1927 г. митрополит Сергий вместе с Синодом призвал духовенство и верующих быть "верными гражданами Советского Союза". В 1934 г. он был назначен митрополитом Московским и Коломенским. В 1937 г., в связи со смертью митрополита Петра, Сергий становится местоблюстителем патриаршего престола. Некоторое потепление в государственном отношении к Церкви случилось в годы Великой Отечественной войны. Руководство Советского государства неожиданно даже для себя поняло, что православие — это один из важнейших факторов победы в войне. Митрополит Сергий с первых дней войны занял патриотическую позицию, призвал верующих к борьбе с фашистскими захватчиками. За годы войны было собрано более 300 млн. рублей добровольных пожертвований.
Видимым знаком тому было и присутствие патриарха Алексия на трибуне мавзолея В.И. Ленина во время проведения на Красной площади Москвы 24 июня 1945 г. Парады Победы, а несколько позднее — и награждение патриарха Алексия за патриотическую деятельность в период войны орденом Трудового Красного Знамени. В годы Великой Отечественной войны Русская церковь предприняла усилия для нормализации отношений с действовавшими в СССР религиозными объединениями, а также для преодоления церковных расколов 20-30-х годов. В октябре 1943 г. в Тбилиси для переговоров с патриархом Грузии Каллистратом (Цинцадзе) направлен был епископ Ставропольский Антоний (Романовский). В результате возобновлено было каноническое общение между Русской и Грузинской церквами, прерванное в 1917 г. Начиная с осени 1943 г. начинается возвращение под омофор патриарха Алексия I архиереев, священников, многих приходов т.н. обновленческой церкви и тех клириков, которые после опубликования в июле 1927 г. Декларации митрополита Сергия отделились от законного священноначалия и не поминали имя первоиерарха Церкви. В марте 1945 г. была преодолена Эстонская схизма и в каноническое общение с Русской церковью были приняты православные приходы и духовенство Эстонии.
VII Александр Невский в наше время В годы Великой Отечественной войны образ Александра Невского был воодушевлением для многих бойцов. Был учережден орден Александра Невского, которым награждали командиров, сумевших малой силой решить крупные боевые задачи. Однажды правительство Санкт-Петербурга провело конкурс на лучший мемориал, посвященный Невской битве. Оказалось, что эта тема подвига волнует многих художников – работ было предствалено почти тридцать. Родилось самодеянное объединение «Невская битва», деятельность которого была направлена на восстановление мемориалов Невской битвы, таких как церковь в честь Святого Благоверного и Великого князя Александра Невского, которая ранее располагалась на территории места Невской битвы. Отмечу, что церковь была разрушена в годы ВОВ, а до нее на месте Невской битвы всегда стоял небольой деревянный храм, который закреплял память русских людей об этой битве. Храм неоднократно сжигался неприятелем и неоднократно же возводился вновь. На месте Ледового побоища будет восстановлен памятный крест дружинам князя Александра Невского.
В 1948 году в последний год «потепления» отношений между Советским государством и церковью, вызванного Великой Отечественной войной, в стране имелось 20283 зарегистрированные религиозные общины, в том числе православные 14189; в 1954 году соответственно 18475 и 13423. В Беларуси начались послевоенные репрессии против православной церкви. К началу 1948 года в республике насчитывалось 1050 православных церквей и молитвенных домов. За 1948-1952 годы было закрыто 87 православных храмов, арестовано 55 священнослужителей. Еще более широкий размах приобрело наступление на церковь и религию в годы правления Н.С. Хрущева. В хрущевских планах развернутого строительства коммунизма религия и церковь были существенной помехой. За период с 1950 по 1966 годы в Беларуси с регистрации было снято 609 церквей и молитвенных зданий православной церкви. За один только 1960 год в республике было закрыто 219 православных храмов . В 1954 году от 7 июля вышло Постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения». В Постановлении ЦК КПСС отмечалось неудовлетворительное руководство научно- атеистической пропагандой среди населения. «В то же время церковь и различные религиозные секты значительно оживили свою деятельность, укрепили свои кадры и, гибко приспосабливаясь к современным условиям, усиленно распространяют религиозную идеологию среди отсталых слоев населения».
Наградой православному духовенству за участие в войне против Наполеона Бонапарта стал специальный крест, который носился на шее. Заключение В истории Российского государства 1812 год стал «великим годом России». В ходе Отечественной войны русская армия наголову разгромила Великую армию Наполеона Бонапарта и изгнала ее остатки из российских пределов. Был развеян миф о непобедимости великого полководца-завоевателя Франции. Был нанесен сокрушительный удар по наполеоновской империи, которая рухнула после начала Заграничных походов русской армии 1813–1814 годов. Русская армия на поле брани продемонстрировала не только высокое мужество и стойкость, но и «примерное» военное искусство, которое превзошло французское, считавшееся до той поры самым прогрессивным в Европе. Генерал-фельдмаршал М.И. Голенищев-Кутузов получил признание как великий русский полководец, превзошедший своим талантом Наполеона Бонапарта. Не случайно в годы Великой Отечественной войны советского народа 1941–1945 годов был учрежден орден Кутузова трех степеней. Литература1.Иловайский Д.И. Русская история. М., 2005. 2.Данилов А.А. История России. М., 2007. 3.Ключевский В.О. Сочинения в 9 тт.: М., 2003. 4.Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Избранные главы. М., ОЛМА-Пресс Образование, 2004. 5.Жилин П.А. Отечественная война 1812 года. М., 2006. 6.Шеин И.А. Отечественная война 1812 года: историографическое исследование. М., 2002
Американское командование, проанализировав военное положение в мире, признало нужным и возможным начать военные действия в Европе в 1942 году. Этот вывод содержался в официальном докладе заместителя начальника штаба армии США Д. Эйзенхауэра от 28 февраля 1942 года. Перед вооруженными силами США, указывалось в докладе должны быть поставлены основные задачи: поддержка Великобритании и СССР, удержание позиций в регионе Индии – Средний Восток и сохранение Китая как союзника. Эйзенхауэр настойчиво доказывал необходимость немедленных и конкретных действий по оказанию военной поддержки СССР, во-первых, путём русские были великолепными союзниками, они воевали в соответствии со своими обязательствами. В тяжелые годы Великой Отечественной войны советская внешняя политика проявила максимум прозорливости, умения в ведении дел с дипломатией стран капитализма, твердость, сочетаемую с гибкостью, в отстаивании коренных интересов Советского государства и его друзей и тем самым внесла достойный вклад в достижение победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
Проблемы народного бытия, трудовые будни города и села, героизм, ставший нормой поведения – таково многообразие поэтической панорамы этих лет. Во второй половине 30-х годов обострившаяся международная обстановка привлекла внимание советской литературы к темам патриотизма и антифашизма. В антифашиских романах Эренбурга и других писателей поднимается тема солидарности с борющейся Испанией. В годы Великой Отечественной войны советская литература внесла большой вклад в борьбу с фашизмом. Советские писатели показывали в своих произведениях чувство патриотизма, гордости, истинной правоты советских людей, высокой миссии их подвига. Развеивание мифа о непобедимости «третьего рейха» в статьях Эренбурга, обращение к историческому прошлому народа, к национальным традициям, истокам русского национального характера в статьях А. Толстого, разнообразная по тематике и жанрам публицистика Шолохова, Фадеева и других действенно способствовала мобилизации всех духовных ресурсов народа на борьбу с фашизмом. С первых дней войны советская поэзия обратилась традиционным фольклорным формам (заклинание, клятва, проклятье и прочими), которые находили живой отклик у массового читателя. Стихи Симонова, А.А. Ахматовой, Д. Бедного и многих других звучали как голос народа, произносившего клятву очистить родную землю от захватчиков.
В годы Великой Отечественной войны Ахматова, ощутив свою жизнь как часть народно-национального бытия, пишет стихотворения, которые отражают душевный настрой сражающейся России. Интимная лирика полностью исчезает. Все стихотворения наполнены патриотической взволнованностью за судьбу России. В цикл «Ветер войны» входят стихотворения, пронизанные как утверждением силы, воли, мужества народа, так и щемящим чувством матерей, жен, сестер русских солдат. Характерно, что в лирике второй мировой войны господствует местоимение «мы». Стихотворения, посвященные войне, свидетельствуют о торжестве народного начала. Ахматова чувствует, что вся страна — это и Родина. В своих стихотворениях она выражает любовь к России и веру в победу. Стихотворение «Родная земля» звучит заключительным аккордом в теме Родины. В нем представлены разные значения слова «земля». Это и грунт («грязь на калошах»), и пыль («хруст на зубах»), и нравственная почва, и первоматерия («ложимся в нее и становимся ею»). В позднем творчестве Ахматовой Родиной становится просто русская земля и все, что на ней находится.
Соотношение сил на советско-германском фронте менялось в пользу СССР, и это не могли не понимать его союзники. В выступлении по лондонскому радио 15 февраля 1942 г. премьер-министр Великобритании У. Черчилль говорил: «Ленинград и Москва не взяты. Русские армии находятся на поле боя. Они победоносно продвигаются, изгоняя подлого захватчика с родной земли, которую они так храбро защищают и так сильно любят. Больше того, они первые развеяли гитлеровскую легенду. Вместо победы и обильной добычи, которую он и его орды собрали на Западе, Гитлер пока нашел в России только беду, поражение, позор несказанных преступлений, избиение или гибель миллионов германских солдат и ледяной ветер, веющий над русскими снегами» . Такую же оценку событий дал в те дни президент США Ф. Рузвельт в своем послании американскому конгрессу. Великая победа в Московской битве явилась началом коренного поворота в войне. Это выдающееся событие упрочило международный престиж Советского Союза. Неся основное бремя борьбы против фашистской Германии, СССР прочно занял ведущее положение в антигитлеровской коалиции. Литература1. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны 1941-1945/ Под ред. А.М. Самсонова .-М .: Наука , 1977 2. Ф. Гальдер . Военный дневник . Ежедневные записи начальника генерального штаба сухопутных войск . 1939-1942гг., т.3, кн. 1. М ., 1971 3. Советский энциклопедический словарь .-М .: “Советская энциклопедия ”, 1982 4.
В годы Великой Отечественной войны советская государственность дополнилась новыми компонентами, прежде всего внедрением в коммунистическую идеологию национально-патриотических лозунгов. Сталин разочаровался в идее мировой революции и распустил Коминтерн, отказался от политики воинствующего атеизма и признал исторические духовно-культурные ценности России великим достоянием СССР. В итоге возник тот сплав приверженности трудящихся советскому социалистическому строю с многовековыми патриотическими традициями русских и других народов нашей родины, который и обеспечил победу. Однако сталинский режим несет и свою долю ответственности за неоправданно высокие потери. Хотя на фронтах погибло 8,5 млн бойцов, что сопоставимо с потерями интервентов, но кроме того фашистами было истреблено 20 млн мирных жителей и военнопленных, а в итоге было уничтожено целое послеоктябрьское поколение советских людей, что имело далеко идущие последствия. В этот период чрезмерная централизация режима наконец получила известное оправдание. В то же время, по мнению ряда историков, в годы войны произошло ослабление диктаторского режима и повышение степени самостоятельности и ответственности исполнителей на местах.
От Адмиралтейства до Мойки сохранилась первоначальная ширина Невского проспекта. На этом участке есть интересные памятники архитектуры. В годы Великой Отечественной войны в здание Адмиралтейства попало более 70 бомб и снарядов. Его стали восстанавливать уже в последний год войны под руководством архитектора В.И. Пилявского. В 1977 году проведена очередная реставрация башни Адмиралтейства с обновлением позолоты шпиля. ДВОРЦОВАЯ ПЛОЩАДЬ Становление Дворцовой площади началось, по существу, с того момента, когда на левом берегу Невы Петр I заложил судостроительную верфь и крепость - “Адмралтейский двор”. У противоположного берега реки, на Заячьем острове, к тому времени уже высились бастионы Петропавловской крепости, и 300 медных и чугунных орудий преграждали шведам путь в Неву. К востоку от Адмиралтейства, на берегу Невы, там, где ныне Дворцовая набережная, располагались дома знатных вельмож и приближенных царя. Наиболее заметными среди этих зданий были палаты командующего русским флотом графа Ф. М. Апраксина - трехэтажный нарядный дом, который стоял на месте нынешнего зимнего дворца, несколько ближе к Адмиралтейству.
Популярны деятельностью творческой контролем, Страна была доступ-ного для русской истории были песни И. интеллигенции. Членов репрессиями отрезана от понимания. возносились на Дуна-евского, Б. союзов, «духов-но» и рус-ского Семилетнее пьедестал: Иван Мокроусова, поддерживающие власть, гонениями. зарубежья, образование стало Грозный – чтобы прослав-лявшие Родину и получали материальные блага имена многих обязательным. показать неизбежность Сталина. Перед (дачи, мастерские, деятелей Усиливается наказания врагов художниками была гонорары). Отклонение от куль-туры воспита-тельная государства; ПетрI – поставлена задача партийной линии вело к предава-лись роль школы: величие замыслов показывать светлую исключению из союза к забвению. обязанность чтить вождя. Исторические жизнь. Прославились лишениу права печатать свои вождя, фильмы призваны были К.С. Мале-вич, А.В. призве-дения В сталинских разоблачать формировать Лентулов. Создавалось лагерях погибли И. Бабель, врагов народа, определенный огромное кол-во Н. Клюев, О. Мандельштам. даже если это психологичес-кий скульптур и бюстов касалось членов настрой в обществе. Ленина и Сталина. ее семьи. Культура России в годы Великой Отечественной войны Комаровской А.В. Харак -ка РАЗВИТИЕ НАУКА ЛИТЕРАТУРА ИСКУССТВО ВЫВОДЫ истори-чески ОБРАЗОВАНИЯ х условий Культура Необходимым условием Советские ученые С началом войны Основной темой в Особую страны успешного развития разработали новые образцы основной в советской кинема-тографе была роль в развивалась промышленности и военной техники. В.Ф. литературе стала тема героической противобор- в тяжелейших сель-ского хозяйства Болховитиков изобрел патриотическая тема.
Мед и прочие сладости знаменуют духовную сладость райского блаженства. Таким образом, значение кутьи, которая приготовляется не только при погребении, но и при всяком поминовении усопшего, состоит в видимом выражении уверенности живых в бессмертии почивших, в их воскресении и блаженной вечной жизни через Господа Иисуса Христа — как Христос, умерши плотию, воскрес и жив, так и мы, по слову апостола Павла, воскреснем и будем живы в Нем. Гроб до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий). В первый день Пасхи и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпевания не совершают. Иногда усопших отпевают заочно, но это не норма, а скорее отступление от нее. Заочное отпевание получило большое распространение в годы Великой Отечественной войны, когда родственники убитых на фронте получали извещения о смерти и отпевали их заочно. В трудные для Православной Церкви 1950—1970-е годы заочно отпевали из-за могущих возникнуть осложнений по службе. Согласно церковным правилам, человек, сознательно покончивший жизнь самоубийством, лишается православного погребения.
![]() | 978 63 62 |