![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История | подраздел: | История |
Древняя Русь (IX-XIII вв.) | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Когда же энергия из внешней среды по неизвестным нам причинам хлещет землю, в благоприятных дли образования этносов районах появляется большое число пассионариев - особей, "пассионарный импульс поведения которых превышает величину импульса инстинкта самосохранения - личного и видового". Примером возрастания и ослабления пассионарности в этносе может служить этническая история России. Первоначально, в трактате "Этногенез и биосфера Земли", Л.Н.Гумилев возводил древних русичей к германскому племени готов, считая их фазой социокультурной целостности, затем деструкции и реликта этногенеза древних готов позднее; в труде "Древняя Русь и Великая степь" - он пересмотрел свой позицию. Здесь Русь возводится к древним славянам и кельтам. Причем древнерусский этнос просуществовал до XIII века, когда, в инерционную фазу своего этногенеза, столкнулся с монголами Батыя. Образовавшийся условно в XIV веке великорусский этнос имел своим месторазвитием Волго-Окское междуречье: ландшафт лесной - ландшафт луговой. Исходными компонентами он имел потомков древних русичей, угро-финские племена и, отчасти, пришельцев-монголов. Т.е. исходные "сода и лимонная кислота" были в наличии
По тому, книги какой тематики были распространены в то время, мы можем судить об интересах читателей той эпохи Говоря о хронологических рамках бытования книги, которым посвящена данная работа, необходимо отметить, что определение временных границ периода истории российского государства, называемого древнерусским, неодинаково в различных источниках. В советское время историки придерживались периодизации, предложенной В.И. Лениным, который выделял следующие три этапа в истории России: древняя Русь – XI – XIII века; «эпоха московского царства» – XIV –XVI века; «новый период русской истории» – начиная с XVII века. В современной исторической науке древнерусским называется период с XI по XVII век. В дисциплине истории книги, как правило, эпоха Древней Руси ограничиваются началом книгопечатания в Московском государстве, а именно серединой XVI века. В нашей работе мы будем придерживаться последней периодизации, то есть исследовать группы рукописных книг, бытовавших на Руси с XI по XVI век. Изучение сохранившихся русских книг XI – XVI вв., в первую очередь классификация по функциональному предназначению, дает возможность представить себе некоторые закономерности сложения их репертуара, а также понять причину кажущейся диспропорции в числе сохранившихся от тех времен экземпляров книг различных названий.
Величайшая мистификация в истории? - "Техника и наука", 1982, No. 7. - С.28-33. 168. Потин В.М. Древняя Русь и европейские государства X-XIII вв. Л., Сов. художник, 1968. 169. Пристер Е. Краткая история Австрии. - М., ИЛ, 1952. 170. Прокопий Кесарийский. О постройках. - Вестник древней истории. - 1939. - No. 4. - С. 201-298. 171. Прокопий. Война с готами. - М., Изд-во АН СССР, 1950. 171а. Прокопий. Война с готами. О постройках. - Москва, Арктос - ВИКА-пресс, 1996. 171б. Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. - Санкт-Петербург, изд-во "Алетейя", 1998. 172. Псалтырь. - Москва, 1657. 173. Псковский Ю.П. Новые и сверхновые звезды. - М., Наука, 1974. 174. Радиоуглеродное датирование неточно. - "Природа", 1990, No. 3. С.117. (New Scientist. 1989. Vol. 123, No. 1684. P.26.) 175. Радциг Н. Начало римской летописи. - М., Изд-во Моск. ун-та, 1903. 176. Ренан Э. Антихрист. - СПб, 1907. 177. Рич В. Был ли темный период? - "Химия и жизнь", 1983, No. 9. С.84. 178. Рожицын В.С., Жаков М.П. Происхождение священных книг. - Л., 1925. 179. Рожков М. Н.А.Морозов - основоположник анализа размерности
Таким образом, заканчивая вводную лекцию, надо определить, каков же ожидаемый результат изучения курса "Истории Отечества". Изучающий этот курс должен получить цельное представление о содержании, сущности и характере исторического процесса развития России в контексте мирового общественного развития. Полученные знания и практика историко-познавательной деятельности помогут расширить общий кругозор, повысить интеллектуальное развитиеи сформировать умения и навыки для самостоятельной оценки современных событий. Нельзя жить на земле, не помня, чем здесь жили прежде, не зная о трудах, славе наших предков, не помня имен знаменитых и праведных. Зная прошлое, мы можем понять настоящее и активно участвовать в его преобразовании. Лекция II. ДРЕВНЯЯ РУСЬ (IX-XIII вв.). 1.Образование Древнерусского государства. . Образование Киевского государства - это длительный, сложный процесс объединения различных племен восточных славян. Первые письменные свидетельства о восточных славянах относятся к рубежу I тысячелетия н.э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, сирийские историки. Славяне тогда представляли единую этническую общность.
В уже цитированной монографии Р. С. Липец «Эпос и Древняя Русь» совершенно справедливо сказано, что «без учета конкретной исторической обстановки в былинах становится легко произвольно перебрасывать их то на тысячелетие назад, то в XVII в.»,P хотя тщательное исследование, проведенное, в частности, самой Р. С. Липец, доказывает, что русский героический эпос сформировался как вполне определенный феномен «к концу I тысячелетия н. э.» (с. 12) то есть ко времени Владимира Святославича. Однако и сегодня те или иные многочисленные авторы «привязывают» былины и к воинскому соперничеству с половцами во второй половине XI начале XIII веков, и к позднейшему монгольскому нашествию, и к походам времени Ивана Грозного, и даже к Смутному времени и еще более поздним воинским событиям. В результате как бы и возникает основание не воспринимать эпос в качестве «первоначальной» стадии развития, предшествующей литературе в узком, собственном смысле. Но в дальнейшем еще будет развернут целый ряд доказательств древнейшего (до XI века) происхождения русского эпоса
Внутри храмов стены были богато украшены фресками и мозаиками. Фреска - это живопись водяными красками по сырой штукатурке. В Софийском соборе в Киеве сохранились изображения сыновей и дочерей Ярослава Мудрого, бытовые сцены с изображением охоты, скоморохов, ряженых и т.п. Мозаика - изображение, выполненное из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты. Древняя Русь использовала смальту (специальный стекловидный материал). В мозаике выполнена огромная фигура богоматери Оранты (Киевская София). Украшением храмов были иконы. Также как фрески и мозаики первые иконы на Руси были выполнены греческими мастерами. Самой почитаемой на Руси была икона "Владимирской богоматери", выполненная неизвестным греческим художником на рубеже XI-XII вв. (хранится в Третьяковской галерее). Иконы того времени являлись принадлежностью храмов и были больших размеров. До нас дошли имена иконописцев XI в.: Олимпий, Олисей, Георгий и др. С образованием самостоятельных княжеств-государств в живописи складывались местные школы, отличавшиеся манерой исполнения. Монументальная скульптура языческих времен не получила распространения, так как преследовалась церковью. Первые светские скульптурные памятники появились на Руси лишь в XVIII в. Выводы. Таким образом, IX-XIII века стали периодом складывания русского государства, самого крупного в средневековой Европе.
В период с XIII по XV вв. имеет особое значениев русской истории и культуре. В это время слаживается гос-во, оформились нации и национальные языки, определились основные ценности и общественные идеалы, сформировались традиции худ. культуры. До принятия христианства в X в. культура Руси имела многовековую историю. Общие тенденции в развитиикультуры Древней Руси заключались в тесной связи с культурными традициями земледельческих скифских, а затем раннеславянских племен, во взаимодействии древнерусской культуры с культурой соседних народов, в складывании в рамках древнерусского государства единой древнерусской народности. Высокий уровень культуры, достигнутый в древнерусском государстве, обусловлен длительным предшествующим процессом развития культуры восточных славян. В результате крещения культура всей Руси претерпевает существенные изменения; на рубеже X-XI вв. происходит своеобразный «культурный переворот». С принятием христианства Древняя Русь постепенно становится государством новой высокой культуры, состоящей из достижений тогдашней мировой культуры (от сочинений Аристотеля до способов кладки каменной арки) и успехов языческой культуры и породил самобытный характер русской культуры.
Применение современных обозначений «католицизм» и «православие» по отношению к Раннему Средневековью и к истории литургии является анахронизмом. Записки Адальберта сохранились как продолжение хроники Регинона Прюмского († 915). Публикацию этого текста с русским переводом см. в кн.: Назаренко А.В. Немецкие латиноязычные источники IX–XI вв.: тексты, перевод, комментарий. – М., 1993. – С. 101–130. Регинон известен также и как музыкальный теоретик. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. Гл. VII: Накануне Крещения: Ярополк Святославич и Оттон II (70-е гг. X века). С. 339–390, в особенности 380 и 385. Судьба Рейнберна на Руси сложилась трагически: он был заключен в темницу, где и умер. Правда, произошедшее не имело никакого отношения к его епископскому служению: поводом для заключения было возможное участие Рейнберна в заговоре Святополка против Владимира. Т. н. Оффиций (Officium) или Канонические часы (Hora ca o ica). Килиевич С.Р. Детинец Киева IX – первой половины XIII века. – Киев, 1982. – С. 107. Рис. 72 (реконструкция П.П. Толочко). Хотя ротонда датируется XII веком, у нее есть более ранние аналоги на территориях, некогда входивших в состав Древнерусского государства. См.: Hiley D. Wes er Cha . A Ha dbook. – Oxford, 1993. Песнопения местной римской школы (староримское пение), известные по нескольким рукописям конца XI–XII вв., существенно отличаются от григорианского мелоса.
Изначально, в экспериментальном издании 1996 г.(8), предполагалось углубленное изучение древнейшей истории России - в первом полугодии ученики осваивали период с VII в. по XIII в. Учебник был насыщен сведениями о западных и восточных соседях славян Восточноевропейской равнины – финно-уграх, балтах, иранцах, тюрках, хазарах, булгарах. Был в книге и отдельный раздел "Великие торговые пути" (правда, речь там шла в основном о пути из Варяг и Греки). Конечно, тот учебник был явно перегружен информацией, терминологией, незнакомой шестиклассникам, а также специфическим "авторским взглядом". Но все же перед учеником открывалась картина формирования древнерусской народности из разных этническим компонентов, Древняя Русь представала действительно в контексте всемирной истории. Новый учебник, получивший одобрение министерства, существенно отличается от экспериментального варианта. С VII на IX в. была сдвинута нижняя хронологическая граница, материал значительно сокращен, в рабочие тетради перемещены отрывки из источников.
О его смерти летопись сообщает под 1124/25 годом; точную дату приводит Ян Длугош — 19 марта (очевидно, 1125 года). Князь был погребен в Перемышле, в соборной церкви Святого Иоана Крестителя, которую он сам и возвел. Князь Володарь Ростиславич оставил двух сыновей — Ростислава и Владимирка, между которыми и разделил свое княжество: Ростиславу отошел Перемышль, а Владимирку — Звенигород-Галичский. Список литературы "Повесть временных лет"; Ипатьевская летопись; "История Российская" В. Н. Татищева. Щавелева Н. И. Польские латиноязычные средневековые источники: Тексты, перевод, комментарий. М., 1990; она же. Древняя Русь в "Польской истории" Яна Длугоша (Книги I—VI): Текст, перевод, комментарий. М., 2004; "Великая хроника" о Польше, Руси и их соседях XI—XIII вв. / Перев. Л. М. Поповой. М., 1987.
Труднейшую проблему, прежде всего, представляет история расселения славян на территории Восточной Европы. Ранее она решалась почти исключительно путем анализа летописной концепции, сложившейся к началу XII в. и изложенной в Повести временных лет. Представления об исходном восточнославянском единстве легли в основу прочно укрепившейся в трудах А.А.Шахматова концепции первоначально ограниченной территории восточнославянского ядра. В соответствии с этой концепцией магистральный путь развития восточных славян в VI-XIII вв. представлялся исследователям как процесс разложения исходного единства, что признавалось и В.О.Ключевским, резко усилившийся в ходе феодальной раздробленности и ордынского нашествия. Цель данной работы – изучить особенности возникновения Древнерусского государства. В данной работе мы опирались на труды следующих авторов: Ключевский В.О., Данилевский И.Н., Головатенко А., Соловьев С.М., Анохин Г.И., а также . Список литературы Анохин Г.И. Новая гипотеза производства государства на Руси. // Вопросы философии и истории. – 2004. - №4 Головатенко А. История России: спорные проблемы. - М.: Школа-Пресс,2001. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX – XII вв.). - М.: Аспект Пресс, 2002. Ключевский В.О. Сочинения: В 9-ти т. – Т.1 Курс русской истории. Часть 1. – М.: Мысль, 1987. Повесть временных лет // Памятники литературы Древней Руси.
Гениальный автор «Слова о полку Игореве» с глубокой сердечной болью за народ рисует картины тех бедствий, которые причинила Руси междоусобная борьба князей за земли, за власть: «Черна земля под копыта костьми была посеяна, а кровью польяна: тугою взыдоша по Русской земле». Приняв Православие, древняя Беларусь, также как Русь Восточная и Южная, вошла в ойкумену византийской цивилизации, полностью восприняв ее систему культурных ценностей, верований, интеллектуальных, эстетических и духовных достижений. Однако наследие это наложилось на столь мощный пласт собственной славянской культуры, что византийский духовный вклад сильно трансформировался в этой стихии, дав начало близкому, но все-таки новому православно – русскому цивилизационному процессу, на формирование которого большое влияние оказала и древняя Беларусь (Западная Русь) X-XIII вв. Важнейшей основой этого процесса стало не только образование молодого государства, объединенного единой династией Рюриковичей, но и духовного, культурного единства, главная заслуга в создании которого принадлежит Русской Православной Церкви.
ОглавлениеВведение 1.Возникновение монгольского государства. 1.1.Территория и хозяйство. 1.2.Чингисхан и его войско. 1.3. Монгольские завоевания. 1.4.Битва на реке Калке. 2.Нашествие Батыя на Русь и установление ордынского владычества. 2.1.Нашествие Батыя и установление монголо-татарского владычества. 2.2.Обособление Южной Руси. 2.3.Северо-Восточная Русь. 2.4.Социально-экономическое развитие во второй половине XIII века. 2.5.Золотая Орда. 3.Влияние ордынского ига на развитие русских земель. Заключение Список литературы Введение Период монголо-татарского владычества на Руси продолжался около двух с половиной столетий, с 1238 по 1480 год. В эту эпоху окончательно распалась Древняя Русь и началось формирование Московского государства. Основные источники этого периода: «Повесть о битве на реке Калке»1, читающаяся в ряде летописей, в частности в Лаврентьевской, Ипатьевской, Новгородской первой и др. Замечательно начало этой повести: Явишася языци, ихже никтоже добре ясно не весть, кто суть и отколе изидоша, и что язык их, и которого племени суть, и что вера их.
Естественно, культура каждого племени и региона имела свои самобытные черты и испытывало влияние соседних земель и государств. Вместе с христианством Русь восприняла традиции античной, прежде всего греческой, культуры. Важно отметить, что русское искусство периода средневековья формировалось в борьбе двух укладов - патриархального и феодального, и двух религий - язычества и христианства. И как следы патриархального образа жизни еще долго прослеживается в искусстве феодальной Руси, так и язычества напоминало о себе почти во всех его видах. Процесс изживания язычества был стихийным, но все-таки делались попытки скорее укрепить новую религию, сделать ее близкой, доступной людям. Не случайно церкви строились на местах языческих капищ; в нее проникли элементы народного обожествления природы, а некоторым святым стали приписывать роль старых богов. Конечно, как всякое искусство средневековья, искусство Древней Руси X-XIII веков следует определенным канонам, прослеживающимся и в архитектурных формах, и в живописи. Созданы были даже образцы –«прореси», «подлинники», лицевые и толковые (в первых показывалась, как надо писать, во вторых это «толковалось»), но и следуя канонам, и вопреки им, умела проявить себя богатая творческая личность художника.
Споры и столкновения с князьями за их земли, их открытая вооруженная борьба стали хронической болезнью Киевской Руси, что привело ее к политическому распаду и образованию отдельных земель и княжеств. Вторая половина XII и начало XIII в.– это время упадка Киевской Руси, ее раздела на несколько княжеств, практически независимых друг от друга. К середине XII в. образовалось 15 княжеств, к началу XIII в. их уже было 50. Древнерусское государство исчезло. Из большого числа княжеств, на которые распалась Киевская Русь, наиболее значительными были Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское и Новгородская земля. Столицей старшего и самого могущественного русского князя вместо Киева становится Владимир-на-Клязьме. Переломным для Древней Руси стал XIII век. Монгольская держава, поглотившая огромные пространства Китая, среднеазиатских государств, Закавказья, в конце 30-х годов приступила к завоеванию Восточной Европы. В 1237 г. монголо-татары появились на русских землях. В течение двух лет они, руководимые Батыем, покорили Северо-Восточную Русь, а в 1239-1240 гг.– юго-западные русские земли, взяв и разорив древнюю столицу Руси – Киев.
Культура Руси XIV - XVII веков С X в. почти половина Европейской части России вошла в состав феодального Древнерусского государства, где сложилась самобытная художественная культура с рядом местных школ (юго-западные, западные, новгородско-псковская, владимиро-суздальская), накопившая опыт строительства и благоустройства городов, создавшая замечательные памятники древнего зодчества, фрески, мозаики, иконописи. Её развитие было прервано монголо-татарским нашествием, приведшим Древнюю Русь к экономическому и культурному упадку и к обособлению юго-западных земель, вошедших в состав польско-литовского государства. После полосы застоя в размещавшихся на территории России Древнерусских землях с конца XIII в. начинает складываться собственно русская (Великорусская) художественная культура. В ее развитии ощутимее, чем в искусстве Древней Руси, проявилось воздействие городских низов, ставших важной общественной силой в борьбе за избавление монголо-татарского ига и объединение русских земель. Возглавившая уже в XIV в. Эту борьбу великокняжеская Москва синтезирует достижения местных школ и с XV в. становится важным политическим и культурным центром, где складываются проникнутое глубокой верой в красоту нравственного подвига искусство Андрея Рублева и соразмерная человеку в своем величии архитектура Кремля.
Врата Суздальского Рождественского собора, созданные в 20 – 30-х гг. XIII в., состоят из массивных досок, обитых снаружи медными листами, образующими пятьдесят шесть клейм. Изображения и богатейший орнамент выполнены способом огневого золочения: пластина покрывается черным лаком, рисунок процарапывается иглой, его линии травятся кислотой и затем заполняются амальгамой из тонкого листового золота и ртути, которая испаряется от жара, расплавляющего золото. И на расстоянии, и вблизи, мягко сияя золотом на темном бархатистом фоне лака, врата производят незабываемое впечатление своим чудесным узорочьем, в котором так гармонично вырисовывается каждый отдельный мотив, каждая изящно написанная фигура. Лучшие достижения народного творчества, живой народной фантазии в сочетании с законченным мастерством легли в основу этого замечательного памятника русской художественной культуры. Монголо-татарское нашествие жестоко поразило Древнюю Русь. “ И во граде многих людей, и жен, и детей мечами посекли и весь город пожгли, и всю красоту знаменитую ” Так выражал свою скорбь современник после того страшного декабрьского дня 1237 г., когда вражеские полчища обрушились на столицу Рязанского княжества.
Изучение русских боевых средств во многих отношениях имеет общеевропейское значение, измеряемое тем большим вкладом, который внесла Русь в развитие средневековой оружейной культуры. Многие из образцов холодного наступательного и защитного вооружения, принятые в XII - XIII вв., без существенных изменений перешли на вооружение войска Московской Руси и в течение длительного времени будут использоваться наряду с огнестрельным оружием. Список использованной литературы: 1. А.О. Ишимова «История России» 2. В.О. Ключевский «О русской истории» 3. Г.В. Елизаветин «Про войны» 4. А.В. Арциховский «Древняя Русь.Город.Замок.Село»
![]() | 978 63 62 |