![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | История отечественного государства и права |
Владимир Всеволодович Мономах | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Все князья русские со своими дружинами съехались в Любеч: хмурые, настороженные. Вошли в палаты, расселись по старшинству да по значимости, как на Руси водится. На главном месте - великий князь Святополк Изяславович, подле него Владимир Всеволодович Мономах, рядом Олег Гориславич, чуть поодаль, окруженный дружиной своей, - Давыд Святославич. Тезка его Давыд Игоревич и оба юных Ростиславича - Василько и Володарь - сидели напротив. Морщился на них Давыд Игоревич - давно уж он затаил вражду против братьев, что сидели в червенских городах, некогда отвоеванных святым Владимиром у Болеслава Польского. Молчали князья, никто не начинал речи. Даже друг на друга смотреть избегали - того и гляди всколыхнутся старые обиды. С грустью смотрел Мономах на братьев своих двоюродных. Думал: "Одного мы корня - Владимирова и Ярославова. Отчего же тогда столько розни меж ними? Отчего уподобляемся Каинам и нет почти меж ними Авелей?" - Зачем губим Русскую землю? Зачем поднимаем сами на себя вражду? Много и без того врагов у Руси. Рады они, что брат у нас идет на брата, что сами мы сечем себя мечами своими
Все это появилось на Руси только после 1132 г., а во второй половине XI в. все было переменчиво, непрочно и неустойчиво. Княжеские усобицы разоряли народ и дружину, расшатывали русскую государственность, но не вводили никакой новой политической формы. К внутренним противоречиям добавилось вторжение новых кочевых орд, которые на два столетия стали хозяевами степей. 1.6. Усобицы конца XI в В последней четверти XI в. в сложных условиях внутреннего кризиса и постоянной угрозы внешней опасности со стороны половецких ханов княжеские усобицы приобретали характер всенародного бедствия. Объектом раздоров стал великокняжеский престол: Святослав Ярославич выгнал из Киева своего старшего брата Изяслава, "положив начало изгнанию братьев". Особенно страшны стали усобицы после того, как сын Святослава Олег вошел в союзные отношения с половцами и неоднократно приводил половецкие орды на Русь для своекорыстного решения между княжеских свар. Врагом Олега был молодой Владимир Всеволодович Мономах, княживший в пограничном Переславле. Мономаху удалось собрать княжеский съезд в Любече в 1097 г., задача которого состояла в том, чтобы закрепить "отчины" за князьями, осудить зачинщика усобиц Олега и по возможности устранить будущие усобицы, чтобы едиными силами противостоять половцам.
Соперничество княжеств. Ярослав Мудрый не оставил после себя какой-либо осмысленный порядок наследования великокняжеского стола, поэтому его смерть не могла не привести к усобице между его сыновьями и их потомками. В начале любой князь был волен переходить из города в город по призыву горожан или в результате военного набега. Но постепенно формировалась и закреплялась передача власти в пределах удельного княжества. После смерти Ярослава Мудрого в результате целой череды межкняжеских распрей в Киеве стал княжить Всеволод, в Чернигове Святослав Ярославичи - сыновья Ярослава Мудрого. Их сыновья: Владимир Всеволодович (Мономах) и Олег Святославич положили начало соперничеству двух княжеств и княжеских линий. До самого распада Киевской Руси черниговские князья были энергичны и агрессивны, - память о том, что их пращур Святослав был Великим князем и внуком Владимира Святого придавала им уверенность в претензиях на владение Киевом. Примеров кровавого соперничества двух княжеских линий достаточно много. Так, Олег разгромил Муром, которым владели Мономаховичи, и жестоко расправился с находившимися там ростовцами и суздальцами
Пожалуй, отца и деда превзойдет. Женился бы поскорее. Пословица говорит: женится – переменится. За женитьбой дело не стало. Во все концы государства было написано: «А когда к вам эта наша грамота придет и у которых из вас будут дочери девки, то вы бы сейчас же ехали с ними в город к нашим наместникам на смотр, а дочерей девок у себя ни под каким предлогом не таили бы. Кто же из вас дочь девку утаит и к наместникам нашим не повезет, тому быть от нас в великой опале и казни». Выбор государя пал на Анастасию Романову, дочь умершего окольничего, Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина. Один ее дядя, Михаил Юрьевич, был близок ко князю Василию Ивановичу и назначен им в число трех лиц, с которыми должна была советоваться правительница Елена. Михаил Юрьевич уже помер. Ни он, ни брат его, другой брат Анастасии, Григорий Юрьевич, ни в каких смутах во время малолетства Иоанна не участвовали. Но еще до свадьбы Иван Васильевич удивил бояр такою речью: Хочу прежде моей женитьбы поискать прародительских чинов, как наши прародители, цари и великие князья и сродник наш, великий князь Владимир Всеволодович Мономах, на царство, на великое княжение садились, и я так же этот чин хочу исполнить, на царство сесть и царем во всех делах именоваться.
Но быстрое и плодотворное развитие Ростовской земли, конечно, нельзя объяснить только деятельностью Владимира и его сыновей; деятельность эта, надо думать, лишь подкрепляла и "оформляла" широкое освоение и заселение Ростовской земли, которая ко времени призвания Владимира в Киев (1113 год) была уже совсем иной, чем в 1054 году, когда ее получил после смерти Ярослава отец Владимира - тогда еще молодой - Всеволод. К 1113 году Владимир Мономах явно был наиболее сильным на Руси князем, чему, разумеется, способствовало не только резкое усиление Ростовской земли, но и сама личность Владимира как государственного деятеля, полководца и человека высокой культуры. Владимир Всеволодович Мономах - один из наиболее выдающихся правителей Руси-России за всю ее историю. Этому утверждению нисколько не противоречит сказанное выше о необходимом для возвышения роли Владимира интенсивном развитии его удела - Ростовской земли, ибо, не имея опоры на быстро возраставшую мощь этой земли, Владимир и не сумел бы во всей полноте осуществить себя в качестве исторического деятеля
Почему в тексте "Повести временных лет" её редактор обозначил произведение Владимира Мономаха словом "Поучение", а не словом "Исповедь"? Дайте соответствующее обоснование. 4. В каком году умер Владимир Мономах и какова, по вашему мнению, продолжительность его жизни? 5. Каковы были, по вашему мнению, самые выдающиеся военные заслуги князя Владимира Всеволодовича Мономаха? 6. Имел ли отношение образ Владимира Мономаха к образу князя Владимира Красное Солнышко русских былин? Если имел, то какое? 7. Почему князь Владимир Всеволодович имел прозвание ("прирок" по-древнерусски) "Мономах"? Обоснуйте ваш ответ. 8. Почему старший сын Владимира Мономаха Мстислав имел второе княжеское имя "Гаральд"? Ответ обоснуйте. 9. Мог ли, по вашему мнению, Владимир Мономах быть соредактором "Повести временных лет" (одной из её основных редакций)? Если да, то почему? Обоснуйте. 10. Существует ли жанровая связь "Поучения" Владимира Мономаха с каким-либо кругом произведений мировой литературы Средневековья? Если да, то с какими, приведите несколько примеров. Примечания 1. Лихачёв Д.С. Владимир Всеволодович Мономах //Словарь книжников и книжности Древней Руси.
В краткой редакции “Русской правды” наряду с “Правдой Ярослава” содержится новый пласт правовых норм, возникших после смерти князя Ярослава. Этот пласт, которому давно уже присвоено имя “Правды Ярославичей” основным источником имеет не нормы обычного права, а законодательство и судебную практику князей. Однако и “Правда Ярославичей” в некоторой части содержит нормы обычного права, специально закрепленные и зафиксированные Ярославичями. Место возникновения “Правды Ярославичей” - город Киев. В краткой редакции мы находим 4 блока. Списки “Русской правды” относящиеся к II-V редакциям принято называть пространными списками. Большинство этих списков делилось переписчиками на 2 части: первая часть обычно озаглавливалась “А се суды Ярослава Володимировича” или “Устав великого князя Ярослава о судах”, другая часть озаглавливалась “Устав Владимира Всеволодовича “ или “ А се уставил великий князь Владимир Всеволодович Мономах”. “Русская правда “ является основным памятником права в Киевском государстве. () “Русская правда”, являясь первым сборником русского права, имеет исключительное значение.
Вдохновителем и руководителем этих походов стал Владимир Всеволодович Мономах. В 1113 г., после смерти киевского князя Святополка, в Киеве началось восстание против ростовщиков-иудеев и спекулянтов солью. Киевские бояре призвали на великокняжеский стол Владимира Мономаха. Чтобы успокоить киевлян, Владимир Всеволодович, не въезжая в охваченный восстанием Киев в пригородном селе Берестове повелел составить новый "устав". Этот устав вводил более справедливые правила взимания долгов, упорядочил правила взаимных денежных расчетов купцов, а также определил повинности крестьян-закупов, оградившие их от превращения в рабов-холопов. Новые законы облегчили положение должников и закупов, стали составной частью "Русской Правды", успокоили мятежное киевское простонародье и снискали Владимиру Мономаху славу мудрого законодателя и правителя, заботящегося о благе всех своих подданных. Еще при жизни Владимир Мономах прославился своим полководческим талантом, совершив более восьмидесяти "великих" воинских походов, "малые" же походы исчислялись, видимо, сотнями.
Василий встретился со своим тезкой. Тот действительно обещал послать к Мономаху, "да быша не прольяли мене ради крови", однако выразил желание, чтобы ему вернули Теребовль (в Галиции). Василий записал свои весьма откровенные разговоры с ослепленным князем, а также подробно рассказал о злодейском ослеплении Василька и о событиях, последовавших за этим преступлением (1097—1100 гг.). Из-под его пера вышел яркий, исключительно живой рассказ, наполненный многими подробностями и, кроме того, исполненный глубокого нравственно-политического содержания: очевидно, что рассказ этот призван был показать страшные последствия княжеских междоусобиц. Стремление отстоять свою правду, не считаясь с правами других князей, по мысли автора повести, ведет к тягчайшим преступлениям, примером чему стало ослепление князя Василька — преступление доселе неслыханное на Руси. Показательно, что Василий резко осуждает действия своего вероятного покровителя — князя Давыда. Главным положительным героем его повести выступает князь Владимир Всеволодович Мономах, из чего, как правило, делается вывод о том, что сама повесть была написана по заказу Владимира, а сам Василий перешел на службу к Мономаху.
Это происходило не от небрежности в списывании, а оттого, что Иван, очевидно, выписывал цитаты наизусть. Идея власти. Так рано зародилось в голове Ивана политическое размышление — занятие, которого не знали его московские предки ни среди детских игр, ни в деловых заботах зрелого возраста. Кажется, это занятие шло втихомолку, тайком от окружающих, которые долго не догадывались, в какую сторону направлена встревоженная мысль молодого государя, и, вероятно, не одобрили бы его усидчивого внимания к книгам, если бы догадались. Вот почему они так удивились, когда в 1546 г. шестнадцатилетний Иван вдруг заговорил с ними о том, что он задумал жениться, но что прежде женитьбы он хочет поискать прародительских обычаев, как прародители его, цари и великие князья и сродник его Владимир Всеволодович Мономах на царство, на великое княжение садились. Пораженные неожиданностью дум государя бояре, прибавляет летописец, удивились, что государь так молод, а уж прародительских обычаев поискал. Первым помыслом Ивана при выходе из правительственной опеки бояр было принять титул царя и венчаться на царство торжественным церковным обрядом.
Превысочайшую же честь и вышехвальную славу, царствия венец на главу и святыя бармы на раму свою, скиптр и державу царствия вашего восприми, еже взыскал от древних лет великий князь Владимир Всеволодович Мономах, чтоб от Вас, великаго государя, царя и великаго князя Феодора Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, и от вашего царскаго прекрасноцветущаго корене пресветлая и прекрасная ветвь процвела в надежду и наследие всем великим государствам Российскаго царствия, в род и род, в веки и на веки (14). А изговоря святейший патриарх речь, поклонился царю и великому князю, и сели царь и великий князь и святейший патриарх на своих местех и, посидев мало, святейший патриарх велел ризничему, да черному дьякону у стряпчаго, что у крюка, у Алексея Тимофеева сына Лихачева, у степеней принять царскую одежду и принесть к себе. И святейший патриарх, востав и приняв царскую одежду, знаменав рукою, повелел на царя и великаго князя возложити тое одежду дядькам его царским (15), боярину князю Федору Федоровичу Куракину, да окольничему Ивану Богдановичу Хитрово, а прежнюю одежду принял Алексей Лихачев.
Во главе этих походов стоял князь Владимир Всеволодович Мономах. Русским дружинам удалось не только отвоевать захваченные русские города, но нанести половцам удар на их территории. В 1111г. русскими войсками была взята столица одного из половецких племенных образований - город Шарукань (недалеко от современного Харькова). После этого часть половцев откочевала на Северный Кавказ. Однако половецкая опасность не была ликвидирована. И в течение всего XII века от Рождества Христова происходили военные столкновения между русскими князьями и половецкими ханами. 4. Значение Киевской Руси в истории украинского народа. Это самый маленький раздел. Ибо можно долго перечислять исторические факты или рассказывать о хронологии событий. Но просто невозможно преувеличить или переоценить значение Киевской Руси в дальнейшем политическом, общественном и культурном развитии украинского народа и украинской государственности (как, впрочем, и в развитии русского и белорусского народов). Итак, попытаемся сформулировать главную идею настоящей работы: «Киевская Русь стала плодом закономерного политико-культурного развития славянских племен — предков современного украинского народа, населявших, в то время территорию нынешней Украины, и явилась колыбелью украинской государственности.
На Руси их называли половцами, они заняли Северный Кавказ, часть Крыма, все южнорусские степи. Половцы были очень сильным и серьезным противником, часто совершали походы на Византию и Русь. Положение Древнерусского государства осложнялось еще и тем, что начавшиеся в это время княжеские усобицы дробили его силы, а некоторые князья, стремясь использовать половецкие отряды для захвата власти, сами приводили врагов на Русь. Особенно значительна была половецкая экспансия в 90-е гг. XIв., когда половецкие ханы даже пытались взять Киев. В конце XIв. были предприняты попытки организовать общерусские походы против половцев. Во главе этих походов стоял князь Владимир Всеволодович Мономах. Русским дружинам удалось не только отвоевать захваченные русские города, но нанести половцам удар на их территории. В 1111г. русскими войсками была взята столица одного из половецких племенных образований - город Шарукань (недалеко от современного Харькова). После этого часть половцев откочевала на Северный Кавказ. Однако половецкая опасность не была ликвидирована. В течение всего XIIв. происходили военные столкновения между русскими князьями и половецкими ханами.
В отечественной нумизматике вопрос о причинах появления первых монет и времени их чеканки долгое время был предметом острых дискуссий. Одним из первых эти проблемы поставил И. И. Толстой, монографически изучивший древнейшие русские монеты. Он разработал типологию и предложил хронологическую классификацию этих монет, согласно которой чеканку начал Владимир Святой (980—1015) и продолжили его сыновья — Святополк Окаянный (1015—1018, приемный сын) и Ярослав Мудрый (1019—1054). Золотые монеты чеканил только Владимир. Другую схему древнерусского чекана предложил А. В. Орешников. Он считал, что чеканка монет на Руси началась при Ярославе Мудром, была продолжена его сыном Изяславом (1054—1078) и внуком Ярополком Изяславичем (1077—1078), князем волынским и вышегородским, а закончилась при Владимире Всеволодовиче Мономахе (1078— 1125). При этом, по мнению А. В. Орешникова, Мономах осуществлял чеканку, являясь князем черниговским (1078—1094), переяславским (1094—1113) и великим князем киевским (1113- 1125). В основе схемы А. В. Орешникова лежало представление о времени Владимира Мономаха как о «высшей точке процветания» Киевского государства.
Поиск этой концепции заставил нас обратить внимание на тот факт, что в большинстве древнерусских произведений, где речь идет о чьих либо идеальных взаимоотношениях или рисуется желаемый вариант этих отношений, повествование строится средневековыми авторами как рассказ о любви. Примеров тому множество. Обратимся снова к «Поучению» Владимира Мономаха. Точнее, к последней его части - к письму Мономаха к Олегу Святославичу. В письме к черниговскому князю Владимир Всеволодович не только заявляет о «мирных инициативах», но и излагает, весьма проникновенно, свое понимание того, как должны в идеале строится отношения между братьями. Уже в первых строках содержится декларация, идея которой развивается на протяжении всего письма. «Молвит бо иже: " Бога люблю, а брата своего не люблю" , - ложь есть. И пакы " Аще не отпустите прегрешений брату, ни вам отпустить Отец ваш небесный" ». Предложение о прекращении вражды мотивировано стремлением привести действительность в соответствие с некой идеальной нормой. Норма эта - братолюбие. Есть у Мономаха и пример правильного поведения - его собственный сын Мстислав, который сам прислал отцу грамоту, начинающуюся словами «Ладимся и смеримся.». Свои рассуждения Мономах подкрепляет авторитетом Священного писания.
В-третьих, обозначенная в экспозиции «Поучения» реальная перекличка и связь с материалом «Повести об ослеплении князя Василька Ростиславича» дает право на сравнительно-типологические наблюдения над материалом экспозиции того и другого литературного памятника. «Поучение» открывается триединой конструкцией ритуального упоминания предков - деда, Ярослава Мудрого, которого автор называет «благословенымъ, славнымъ», отца, названного «возлюбленным», и матери «Мьномахы». Экспозиция включает три лексемы с семантикой начала: «начнеть», «первое», «начатокъ». Однако, скрытая «пружина» повествовательного авторского замысла заложена в экспозиции весьма оригинально. Мономах поставил своей целью открыть читателю (к которому он неоднократно обращается в тексте экспозиции) где, когда и почему он начал работу над текстом своего произведения, что подвигло его, подтолкнуло к началу этой работы. На самом деле, князь Владимир Всеволодович - воин-полководец, дипломат, государственно-политическая личность и т. д., и вдруг он предстает перед своими современниками и потомками как писатель, автор текста автобиографическо-исповедального характера, открывая перед читателем свою душу, тайники своего внутреннего мира.
На всех этих князей киевский князь имел влияние: Ярослав Святополкович был женат на внучке Владимира Всеволодовича, дочери его сына Мстислава, правившего в Новгороде, а сын Мономаха Роман женился на дочери князя перемышльского Володаря Ростиславича, князя державшего в постоянном напряжении и Волынь, и Польшу. То, что Волынь была ему подконтрольна, Владимир Мономах продемонстрировал в 1117 году, когда Ярослав Святополкович попытался развестись с его внучкой. Ответом был поход Мономаха и Ростиславичей на Владимир Волынский. Ярослав бежал в Венгрию, а оттуда — в Польшу. Мономах посадил во Владимире сына Романа, а после его скоропостижной смерти в 1119 году, другого сына — Андрея. Что же касается Ярослава Святополковича, то он еще несколько лет пытался при помощи поляков, венгров и чехов отвоевать Волынь, но в 1123 году во время осады Владимира был убит своими же польскими наемниками. В период с 1119 по 1170 гг. Владимир Волынский занимали князья, каждый из которых рассматривал этот город в качестве удобной стартовой площадки для перехода на более престижный, как им казалось, стол.
Однако кровная месть уже отмирает и заменяется денежным штрафом (вирой) по приговору суда. Наряду со свободными людьми в «Правде» говорится и о зависимом населении – холопах. В 1072 г. Появился новый текст «Русской правды», дополненной сыновьями Ярослава - Изяславом, Святославом и Всеволодом. Новый суровый закон защищал, прежде всего, личные владения (домены) князей и бояр, их жизни и имущество. Убийство княжеских администраторов, огнищан и тиунов каралось смертью или огромным штрафом в 80 гривен, что равнялось стоимости стада в 100 голов крупного рогатого скота. С именем Владимира Мономаха (1113-1125), ставшего великим князем в результате восстания киевских городских низов, связано издание третьей редакции «Русской правды». Владимир Мономах дополнил этот документ своим «Уставом». «Устав Владимира Всеволодовича» расширил правовые нормы великокняжеской «Русской правды» прежних редакций до общефеодальных, где князь и боярин одинаково подразумеваются под словом «господин». Это свидетельствует о фактическом завершении процесса дифференциации общества на господствующие и зависимые слои населения, оформлении типичной социальной структуры средневекового общества.
![]() | 978 63 62 |