![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература |
Архитектура Санкт-Петербурга XVIII века | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В Санкт-Петербурге XVIII века оно обозначало монархическую вывеску над диктатурой дворянства, и в XIX столетии оно обозначало центральную единоличную власть, «ограниченную цареубийством» и пытавшуюся вернуться к московским истокам этой власти. Кое-что из всего этого мы начинаем понимать только сейчас. Но в 1905—1906 гг. вопроса о понимании даже и не ставилось: страна, я бы сказал, пришла в разъяренное состояние. И не было никакого агитпропа, который разъяснил бы: так в чем же, в сущности, было дело? Дело, конечно, было в социальном тупике, настоящего выхода из которого не нашел и манифест 17 октября 1905 года. Двенадцать лет спустя оказалось, что тупик так и остался тупиком. Банальное объяснение провала революции 1905 года говорит о том, что революция была ликвидирована «уступками» манифеста 17 октября. Люди вообще склонны к самым банальным объяснениям, — вот вроде немецкого «дольхштосса», в очень вольном русском переводе: «нож в спину революции». Германия 1930-х годов была твердо убеждена в том, что в Первую Мировую войну ее армии оставались непобедимыми и что победу сорвала революция, давшая в спину армии — «дольхштосс»
Содержание Содержание1 Введение2 1. Архитектурные стили XVIII века3 2. Основные особенности архитектурных ансамблей города4 3. Памятники архитектуры XVIII в.6 4. Стилистические метаморфозы в архитектуре города8 5. История некоторых архитектурных памятников города10 Меншиковский дворец10 Шереметевский дворец11 Академия художеств13 6. Персоналии15 Заключение18 Библиографический список20 Введение Тема предлагаемой работы - «Архитектура С.-Петербурга XVIII века». Выбор данной тематики обусловлен несколькими причинами. Прежде всего – это ее актуальность. В 2003 году в жизни северной столицы произойдет значительное событие – городу исполнится ровно 300 лет. В связи с близостью этого события взгляды многих людей обращаются к истории возникновения этого замечательного города. Рассмотрению этого вопроса посвящена первая глава предлагаемой работы. В ней, кроме того, были рассмотрены новые тенденции, веяния и стили, наблюдавшиеся в архитектуре и повлиявшие на формирование облика С.-Петербурга. Следующая глава посвящена рассмотрению основных особенностей архитектурных ансамблей С.-Петербурга. В третьей главе были рассмотрены особенности стилей, применявшихся зодчими при создании своих творений.
Куда ведешь, тропа Гидаспова? // Литератор, 1990, № 27. Зимин И. «Царское метро» // Санкт-Петербургские ведомости, 2008, 6 июня. Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век. СПб., 1997. Иванов А. Признание обрусевшего француза // Санкт-Петербургские ведомости, 2004, № 28. Иванов В. Сады и парки Ленинграда. Л., 1981. Иванов Г. И. Камень-гром. СПб., 1994. Иванов Г. И. Петербургские зимы. СПб., 2000. Иванова И. Питер не стал Амстердамом // Утро Петербурга, 1998, № 30. Иванова Т. «Ай, да славный красный Питер» // Родина, 1994, № 7. Ивин М. Навзрыд о Петербурге // Нева, 1992, № 2. Игнатова Е. Записки о Петербурге: Жизнеописание города со времен его основания до 40-х годов XX века. СПб., 2003. Измайлов M. М. Путеводитель по Петергофу. СПб., 1909. Ильф И., Петров Е. Золотой теленок. Минск, 1981. Инбер В. Ленинградский дневник. // Собрание сочинений в 4-х т. Т. 3. М., 1983. Иовлев Н. Я ничего не боюсь // Аврора, 1989, № 1. Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 1. Ч. 1. СПб., 1869. Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 4. ч. 2. СПб., 1875
Своеобразно нарастает и динамика стилевого развития русской архитектуры XVIII века. В стране, с запозданием выходившей на общеевропейский путь развития, освоение западноевропейских стилей неизбежно протекает ускоренными темпами, причем уже на начальной стадии развития, в петровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, через которые предстояло пройти русской архитектуре на протяжении века. Сущность переходного времени выражалась состоянием многостилья, когда русское искусство образно говоря «примеряло» себя к разным европейским стилям, еще не сделав окончательного выбора, совмещая в себе черты барокко, классицизма и рококо. Углубление разделения труда, формирование всероссийского рынка рост промышленности и торговли приводит к тому, что в феодальной по укладу еще стане растут и крепнут элементы новой, капиталистической формации, усиливается значение городов в жизни страны в целом. Эпицентром передовых веяний в архитектуре и градостроительстве стала российская столица Санкт-Петербург – ровесница века, задуманная как образец новой культуры.
Историко-краеведческий сборник. М.; СПб., 1995. Анекдот как феномен культуры. Материалы круглого стола. СПб., 2002. Анисимов Е. В. Время петровских реформ. Л., 1989. Анисимов Е. В. Женщины на российском престоле. СПб., 1997. Анисимов Е. В. Санкт-Петербург. Три века архитектуры. СПб., 1999. Анисимов Е. В. Чтобы чаще Господь замечал // Родина, 2003, № 1. Анненков Ю. Дневник моих встреч. М., 1991. Анталов В. Микротопонимика Ленинграда. Машинопись. Антонов Б. И. Императорская гвардия в Санкт-Петербурге. СПб., 2001. Аракчеев: свидетельства современников. М., 2000. Аргументы и факты, 1996, № 26, 31; 2007, № 43. Архитектурный путеводитель по Ленинграду. Л., 1971. Ахматова А. А. Пушкин и дети. // Сочинения в 2-х т. Т. 2. М., 1990. Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. М., 1966. Бажанов Б. Кремль, 20-е годы: Воспоминания секретаря Сталина // Огонек, 1989, № 41. Баранов В. Особая миссия баронессы // Совершенно секретно, 2004, № 1. Баранов H. Н. Силуэт города. Л., 1980. Бахтиаров А. Брюхо Петербурга. СПб., 1888. Бахтиаров А
Сущность переходного времени выражалась состоянием многостилья, когда русское искусство образно говоря «примеряло» себя к разным европейским стилям, еще не сделав окончательного выбора, совмещая в себе черты барокко, классицизма и рококо. Углубление разделения труда, формирование всероссийского рынка рост промышленности и торговли приводит к тому, что в феодальной по укладу еще стане растут и крепнут элементы новой, капиталистической формации, усиливается значение городов в жизни страны в целом. Эпицентром передовых веяний в архитектуре и градостроительстве стала российская столица Санкт-Петербург – ровесница века, задуманная. как образец новой культуры. Будущая столица возводилась на пустом месте, что во многом облегчало внедрение приемов регулярной планировки и застройки. В небывалых ранее масштабах использовался опыт иностранных специалистов, были мобилизованы материальные и людские ресурсы всей страны. В первые годы существования Санкт-Петербурга развернулось широкое мазанковое строительство. В ходе строительства мастера осваивали деревянные конструкции так называемого «прусского образца» т. е. облегченный характер стен, плоские перекрытия в хозяйственных, общественных и жилых строениях.
Петербургский институт машиностроения (ЛМЗ-ВТУЗ). Реферата по культурологии на тему: “Египетские мотивы в архитектуре Санкт-Петербурга” Выполнил студент группы 1400 Инюшин Роман Санкт-Петербург 2003 Содержание 1. Видение 2. Архитектура древнего Египта 3. Сфинксы в Санкт-Петербурге 4. “Египетская” пирамида. Царское село 5. “Египетские ворота”. Царское село 6. Список литературы Вступление В архитектуре Санкт-Петербурга "египетский стиль" является одним из определяющих и самых загадочных атрибутов города на Неве, сфинксы с университетской набережной давно стали одним из основных символов города наравне с Петропавловской крепостью и Адмиралтейством. В XVIII-XIX вв. в Петербурге и пригородах "египетски" стилизованные элементы активно использовались в оформлении зданий, мостов, интерьеров дворцов(например в г. Павловске, пригороде Петербурга), набережных - так что название "северные Фивы" или "северный Мемфис", подходит Петербургу не меньше, чем "северная Пальмира" или "северная Венеция". Отразившаяся в петербургской архитектуре мода на египетскую тематику возникла в Европе после похода в Египет Наполеона в нач. XIXв. Традиция "Египетского Петербурга" косвенно продолжала существовать и в Советское время - возведение четырехгранных обелисков(прообразы широко использовались в Египте времен Среднего и Нового царства) и жива до сих пор, пример тому - сфинксы поставленные на набережной Робеспьера в 1995г, а также стилизованные "под египет" скульптуры у клуба "Пирамида" и некоторых других заведений в центре города. Ф. В. Каржавин, друг великого русского зодчего В. И. Баженова, дал такое определение архитектуре: «Она есть строение естественное и художественное», где под словом «естественное» подразумевал материальную основу постройки.
Это и позволяет говорить о русском зодчестве вообще и его художественном проявлении в разных регионах страны на протяжении всей истории народа. Архитектура – явление производное от конкретной функциональной необходимости, зависящее как от строительно-технических возможностей (строительных материалов и конструкций), так и от эстетических представлений, определяемых художественными взглядами и вкусами народа, его творческими представлениями. При восприятии произведений русской архитектуры независимо от времени их возведения и размеров, четко прослеживается соразмерность соотношений между человеком и зданием. Крестьянская изба, городской жилой дом, церковь или другое здание – все они человеческого масштаба, что придает русскому зодчеству гуманистический характер. I.) Архитектура первой половины XVIII века: барокко. Семнадцатым веком завершается 700-летний период каменного древнерусского строительства, вписавшего не одну замечательную страницу в летопись мировой архитектуры. Ростки новых денежно-торговых отношений и рационального мировоззрения пробиваются сквозь закостенелые формы домостроевского быта и схоластические (схоластика ( от греч. scholas ikos – школьный, ученый ), тип религиозной философии, характеризующийся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалстической методикой и интересом к формально-логическим проблемам). догмы богословия. Здравые взгляды служилого дворянства и экономически преуспевающее купечество сказываются на многих сторонах общественной жизни и ее материальной оболочке – архитектуре.
Северо-Западный, Центральный (ЦЭР), Волго-Вятский (ВВЭР) и Центрально-Черноземный (ЦЧЭР) экономические районы являются районами старого освоения, но история их развития, отрасли специализации, трудовые ресурсы и проблемы различаются. В формировании Северо-западного района сыграли роль три аспекта истории населения и хозяйства: 1) заселение территории района древними славянскими племенами, сложившими русскую народность; 2) развитие ремесел и торговли, что уже в период раннего феодализма вывело Новгородскую республику на международную арену; 3) концентрация в Санкт-Петербурге (XVIII в.) промышленности и торговли, особенно международной, квалифицированных кадров, культурных ценностей, что обусловило его ведущую роль в жизни страны. Важнейшими предпосылками развития ЦЭР стали: 1) центральное геополитическое и геоэкономическое положение; 2) мощный экономический и научно-технический потенциал; 3) высокая степень освоенности; 4)наличие квалифицированных кадров, рынка сбыта, развитой инфраструктуры. Район играл огромную роль в формировании российской государственности, промышленности, нарастании научно-технического потенциала страны, освоении ресурсов Сибири и Севера, сейчас район – основа рыночных преобразований всей страны.
Таким образом учитель должен реализовать три группы задач при ознакомлении детей с любым видом искусства: образовательную, развивающую и воспитательную. Если одна из этих групп будет слабо выражена, то процесс ознакомления с искусством не даст должных результатов, и ребенок может вовсе потерять интерес к искусству. Поэтому роль учитель здесь - неоценима ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ГИПОТЕЗА, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. Традиционная школьная общеобразовательная методика не включает знакомство младших школьников с православной архитектурой Санкт-Петербурга. Однако, в ходе обучения изобразительному искусству, дети знакомятся с некоторыми понятиями архитектуры. В 1 классе учащиеся получают общее представление об архитектурных сооружениях, в основном, о домах. Во 2 классе они проходят тему «Конструктивизм». В 3 - знакомятся с понятием перспективы, точки схода и др. При разработке методики исследования были определены его цель, гипотеза, задачи, методы и приемы. Педагогический эксперимент проводился во 2 классе (по программе /1-3/) 44 средней школы Приморского района и во 2 классе (по программе /1-3/) 557 средней школы Невского района Санкт-Петербурга.
Это уже проявилось в появлении зданий, отмеченных пластичностью объемов, оригинальностью общего решения и изысканностью современного декора интерьеров. Архитектура Санкт-Петербурга не застыла – она в движении и поиске стиля, отвечающего традициям города и потребностям времени. Список литературы 1) Раскин А.Г. “Весь Петербург”, 1995 2) Горбачевич К. С., Хабло Е.П. “Достопримечательности Ленинграда ”, Л.: Лениздат, 198
Далее, за зоной боскетов и кенконсов, размещается наименее измененная лесопарковая часть, которая за счет скрытых ограждений визуально соединяется с внешним природным окружением, как бы постепенно перетекая в него. Таким образом, в недрах одного из наиболее формальных стилей зародился переход к прогулочным паркам через расширение регулярных садов, поскольку чтобы увидеть новые интересные виды, нужно было уже пройти довольно большое расстояние. Напоминаем, что барочные сады были предназначены для статичного любования открывающимися пейзажами, а не для прогулок. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы из книги Н.А.Нехуженко «Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры», Санкт-Петербург, ИД «Нева», 2004 г.
ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский Государственный технологический Университет растительных полимеров» Архитектура Санкт-Петербурга: Ленинград до Великой Отечественной войны Выполнила студентка 1 курса Кярня Наталия Сергеевна Содержание Введение Барокко Классицизм Неоклассицизм Историцизм Модерн Конструктивизм Заключение Список использованной литературы ВВЕДЕНИЕ Архитектурные стили, узнаваемые совокупности композиционных приемов, форм и декора зданий, различия которых обусловлены социокультурной ситуацией, эстетическими предпочтениями и характером архитектурной культуры эпохи. Периодизация и наименования эпох петербургской архитектуры по стилевым признакам до настоящего времени не устоялись. К основным архитектурным стилям относят: барокко, подразделяющееся на раннее, или петровское (1710-20-е гг.), и зрелое, или в архитектуре России. М., 2000.
Стук их сапог, шпор и тростей ». Повседневное поведение подданных было упорядочено до мельчайших деталей: установлены часы сна и бодрствования, образцы одежды, церемониал встречи императорской кареты и др. В 1800 г. возник заговор против Павла I, а в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в резиденции царя, Михайловском замке, он был убит заговорщиками. И в 1801 г. на престол взошёл сын Павла I Александр I. Он возвестил о своём намерении править «по закону и сердцу» своей бабки Екатерины II и вскоре отменил все запреты и нововведения Павла. Глава II. Архитектура Санкт-Петербурга 2.1 Регулярный город Строительство земляных укреплений Петропавловской крепости в основном было завершено к осени 1703 г. Следующей весной на противоположном левом берегу реки по наброску Петра I были заложены Главное Адмиралтейство с Адмиралтейской верфью. Ещё через год здесь же построили Адмиралтейскую крепость. Под защитой двух мощных крепостей – Петропавловской и Адмиралтейской – началось строительство города. Его центр образовался на Городском острове1, вокруг Домика Петра I и первой деревянной Троицкой церкви.
В чеканке и басме московские мастера XVI века изображают не только отдельные фигуры, но и сложные многофигурные композиции. С первых лет XVII века в чеканные узоры свободно вьющихся трав вводятся рельефные гладкие точки, заполняющие пустоты. В дальнейшем чеканные травы вытягиваются, их сложные узоры сплошь обволакивают стенки изделий, оставляя лишь едва заметные промежутки для матового проканфаренного фона. Так же как и в деревянной резьбе, в чеканке XVII века ярко выражено стремление к передаче объемных трехмерных форм – это приводит даже к использованию особого приема, когда в общею композицию включают отдельно вычеканенные скульптурные детали. Серебряная братина с эмалью по сканному орнаменту. Москва. XVII век. На протяжении XVI-XVII вв. мастера создают национальные русские формы утвари из золота и серебра, мягкая округлость которых роднит их с деревянными предметами. Изделия густо покрываются узорами. К концу XVII века национальные русские формы утвари вытесняются из быта новыми формами посуды. Вместо братин и ковшей московские серебряники делают высокие стопы с гранеными или округлыми стенками, стаканы разной величины, низкие чарки. В 1690-х гг. появляются изготовленные для царского дворца кружки русской работы, покрытые резным или черневым орнаментом, и кубки на высокой ножке – формы, широко вошедшие в быт в Москве и Петербурге XVIII века.
Другим масштабным проектом, который был осуществлен под художественным руководством Зураба Церетели, стал торгово-рекреационный комплекс "Охотный ряд" и Манежная площадь. Перед ним, как автором дизайн-проекта стояла серьезная проблема согласования современного проекта с историческим окружением площади: в отличие от аналогичных иностранных этот комплекс несет большую историко-информативную нагрузку. Поэтому в художественном решении всего комплекса присутствует просветительное и эстетическое начало, он наполнен искусством и произведениями искусства. На поверхности Манежной площади устроена обширная зона отдыха, островок психологической разгрузки с зеленью, фонтанами, парковой скульптурой, с воспроизведенным как исторический факт бассейном реки Неглинки, некогда здесь протекавшей. Беломраморная балюстрада, обрамляющая набережные, уступами спускается к конфигурации, которая была широко распространена в архитектуре русских усадеб XVIII века. Фонари-светильники на площади, как и балюстрада, погружают посетителей и отдыхающих в атмосферу Екатерининской эпохи. В дизайнерский проект З.К.Церетели вошла и детская программа.
Архитектура и строительство XVIII века и сегодня являются не только украшениями русских городов, но шедеврами мирового значения. Изобразительное искусство. В XVIII веке претерпевает изменения и изобразительное искусство – живопись, скульптура и др. Русская живопись развивалась на протяжении всего XVIII века в тесном контакте с искусством западноевропейских школ, приобщаясь к всеобщему достоянию – произведениям искусства эпохи Ренессанса и барокко, а также широко используя опыт соседних государств. Вместе с тем, искусство в целом и живопись в частности, на протяжении всего XVIII века связаны единой направленностью и имеют ярко выраженный национальный характер. В этот период в России творили величайшие мастера своего дела – представители отечественной художественной школы и иностранные живописцы. Наиболее интересным явлением в искусстве петровской эпохи стал портрет. У истоков портретной живописи стоит И.Н.Никитин (ок. 1690 – 1742). И.Н.Никитин ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой.
После перерыва почти на 10 лет, строительство в Петербурге вновь восстановилось. Из-за границы приехали многие обучавшиеся там русские архитекторы. По берегам Невы выстроились каменные палаты, у Адмиралтейства раскинулись Морские слободы. Теперь все понимали, что центр города будет расположен на левом берегу Невы. Были произведены реставрационные работы над Адмиралтейством. Над зданием стал возвышаться золоченый шпиль. 10 июля 1737 года была создана "Комиссия о Санкт-Петербургском строении". Город стал разрастаться. Петербург был распланирован так, что от Адмиралтейства шли три луча: Невский проспект, Вознесенский проспект и "Средняя" "першпектива". В Петербурге находится множество церквей и соборов. Мало дошло до нас построек той тяжкой, не только для русского искусства, но и для всей России поры. Почти одновременно прервалась деятельность трех талантливых русских мастеров, достойных наследников зодчих начала века, что, казалось бы, должно было нарушить поступательный ход новой русской архитектуры. Но нет, не напрасно они дружно работали в Комиссии, по их планам продолжал расти Петербург, их труды оказали несомненное влияние на блестящий расцвет строительного искусства в середине XVIII века.
![]() | 978 63 62 |