![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
![]() |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Политология, Политистория |
Региональная фрагментация политической культуры населения Украины | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
За этим – лишь попытка скомпрометировать еще нескомпрометированную или лишь частично скомпрометированную себя форму тоталитаризма с помощью другой его формы, которая полностью себя скомпрометировала и была всемирно осуждена на Нюрнбергском процессе». В предисловии к изданию книги «Фашизм» в СССР (1991) Ж. осуществил анализ основных моментов заката тоталитарных систем и высказал предположение, что распад тоталитарных режимов коммунистического типа, как правило, происходит закономерно по схеме: тоталитарная система (государство) коммунистического типа – военная (фашистская) диктатура – демократия с многопартийной системой. По мысли Ж., такая перспектива весьма вероятна для СССР как следствие недостатка политической культуры населения, а также весьма вероятной неблагоприятной комбинации ряда факторов: огромное количество номенклатуры, колоссальная военно-полицейская машина, многонациональность страны, все еще бытующие имперские привычки, традиции, отношения и т.д. Полагая, что конституирование фашистского режима из-за
Именно это предопределяет этнические различия в становлении новой гражданской идентичности на постсоветском пространстве вне России: у большинства титульного населения этот процесс проходит относительно благоприятно, для большинства же русского (и другого нетитульного) населения новых независимых стран характерен идентификационный кризис. Вместе с тем содержание и глубина этого кризиса заметно различаются в каждом из постсоветских государств, что во многом определяется их этнонациональной политикой. Русское население современной России по типу своей гражданской идентичности все более приближается к титульным этносам других постсоветских государств, хотя у него в несколько большей мере, чем у большинства последних, еще сохраняется прежняя союзная идентичность. В этом отношении позиции русского населения России ближе всего к украинскому населению Украины (можно полагать, что и к белорусам в Белоруссии). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Мицкевич А.В. Комментарий законодательства государств - участников СНГ о гражданстве. М., 1996. 2. Национальная политика России: история и современность. М., 1997. 3. Головахи Е.И., Панина Н.В. Национально-государственная идентификация и формирование социально-политических ориентации русского меньшинства на Украине // Политическая культура населения Украины.
На австрийцев это произвело огромное впечатление, зато 99 % жителей Малороссии в 1861 г. и не подозревали о существовании Пьемонта и короля Виктора Эммануила. Между прочим, кроме переезда в Рим потомков Савойской династии, Италия почти ничего не получила от Пьемонта ни в культурном, ни в политическом отношении. Галицийским же самостийникам, как австрийскоподданным, была хорошо известна история с Пьемонтом. Но они, проводя аналогию Италии с Малороссией и называя Галицию Пьемонтом, имели в виду совсем другое – им хотелось играть роль спартанцев, а всех жителей Малороссии сделать илотами. «Пьемонтцы» еще до 1914 г. мечтали навязать и русским, и малороссам свой диалект, свою культуру и стать высшей расой в новой Украинской державе. Лозунг новых пьемонтцев – «Украина для украинцев!». К 1992 г. на русском языке говорило две трети населения Украины. Русский язык был родным не только для русских и украинцев, но и для евреев, поляков, греков и других наций, веками живших на Украине. С 1991 г. киевские власти и галицийские экстремисты начали крестовый поход против русского языка
Причем он рассчитан не только на использование в западных регионах Украины, но и на продвижение по всей Украине, т.е. представляет собой именно национальную, а не региональную идею. Хотя в структуре западно-украинской политической культуры присутствуют и сугубо местные компоненты, прежде всего – возрождение греко-католической церкви. “Восточный вариант” политической культуры включает идею более тесной интеграции с Россией, сохранения русского языка и признания его в качестве второго государственного, защиту интересов восточно-украинского промышленного комплекса. В сравнении с западной политической культурой восточная имеет более узкие интересы, не распространяющиеся на территорию всей Украины, поскольку доминирование русскоязычного населения со своими специфическими интересами является значимым фактором только на Востоке, и кроме того экономические интересы индустриального Востока не всегда соответствуют интересам других регионов страны. В силу целого ряда причин активное развитие региональной идентичности и связанных с ней региональных политических культур в Украине оказалось заторможено и сильно локализовано.
Во втором туре на вторых выборах в Западной Украине за меня голосовало 80 - 90 процентов населения. Во-первых, я все делал для того, чтобы объединить две половины страны. И во-вторых, моим соперником во втором туре был коммунист. А в Западной Украине отношение к коммунизму понятное, там еще помнят 39-й год и эшелоны в Сибирь. – Как же теперь Ющенко будет руководить расколотой страной? – Он должен предпринять ряд действий, которые докажут, что для него нет деления страны на восток и запад. Если он встанет на этот путь, у него получится. Но если начнется выдавливание неугодных, тех, кто «неправильно» голосовал, раскол только усугубится. Такие случаи давления, сведения счетов уже есть. В Одессе подали в суд иск - признать выборы мэра недействительными. Состоялись эти выборы три года назад. А рассмотрение иска уже через три дня! Не знаю, чем это закончится, но это же неприемлемое давление! Да, некоторые люди почувствовали, что силой - не танками, а шантажом, запугиванием - можно добиться своего. Мне бы хотелось думать, что все это временно, что победит политическая культура
Качества объекта политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения.Понятие ресурсов власти. Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. В широком смысле ресурсы власти представляют собой "все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других". Т.е. ресурсы власти - это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения. Структурные основания политической власти - законы, суд, государственный аппарат, отряды принуждения, партийная дисциплина, авторитет лидера, центральные и региональные структуры. Руководствуясь антропологическим принципом, выделяют такие типы оснований политической власти как: V страх, V интерес, V убеждение.Виды власти. Особенности различных элементов власти (субъекта, объекта, ресурсов) могут использоваться в качестве оснований ее типологий.
Наука конституционного права также содействует формированию политической культуры населения, обосновывая легитимный характер политической деятельности как единый допустимый в правовом государстве вариант поведения. Научное обоснование конституционных положений об основах конституционного строя, формах прямого народовластия, политические права и свободы человека и гражданина, конституционные основы организации и деятельности политических партий и т.д. повышают как юридическую, так и политическую культуру граждан и предупреждают политический экстремизм. Особенно эффективно политическая функция науки конституционного права реализуется через научно-практические конференции, научно-популярные издания, «круглые» столы и семинары при участии политических деятелей и др., встречи с избирателями, которые посвящены конституционным основам политических процессам в Украине. 2.9 Идеологическая функция Важной также является идеологическая функция науки конституционного права, которая реализуется через формирование национальной правовой идеологии на принципах конституционных положений.
Это, конечно же, политическая культура населения и правящей элиты в большей, или меньшей мере определяющая особенности рассматриваемой проблемы. Не обязательно, чтобы эти традиции определяли процесс государственного управления. Несомненно, однако, что неучет их, возможный на относительно коротком историческом отрезке времени, в конечном счете создает ситуацию, не дающую право для научного анализа. Государственное управление России имеет многовековую историю, в которой просматривается набор определенных констант, постоянно действующих тенденций. Россия практически всегда (за исключением коротких периодов смут, гражданской войны) имела жестко централизованное государственное управление. Соотношение властно-управлен-ческих функций (принятие, выработка решений) было смещено в пользу центра, где в свою очередь все или почти все сосредоточивалось вокруг одного лица и непосредственно работавшего на это лицо аппарата. В таком контексте практически не вставал вопрос об ином, более рациональном перераспределении власти между центром и местами (провинциями, админи-стративными единицами).
Присоед-ние к воли к-либо -это одно из проявлений В. Наиболее общее опред-ние - опред-ние М.Вебера, кот-й определял В., как возможность того, что одно лицо внутри соц-го отн-ния будет в состоянии осущ-ть свою волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чем такая возможность основана. Вывод В.- это совокупность условий, дающих возможность субъекту предписывать другим, требовать от них вып-я опред-х действий, правил и порядка. Вопрос 14. Основания и ресурсы власти Субъект власти воплощает в себе ее активное, направляющее начало. Им может быть личность, орган, организация, сильная общность и др. Для реализ- ции властных отн-ний субъект должен обладать рядом таких качеств, как желание властвовать и воля к власти. Субъект определяет содержание властного отн-ния через:1)приказ;2)подчинение; 3) наказание; 4) нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщими интересами. Качества объекта опред-ся прежде всего политической культурой населения. Мотивами побуждающими объекта к подчинению являются: страх перед наказанием; интерес (более стабильная В);преклонение перед авторитетом; максимальная сила власти достигается при идентификации, отождествлении объекта власти с субъектом.
Политическая культура населения той или иной страны влияет на то, насколько эффективно или неэффективно функционирует политическая система. В конце концов, своей "невидимой рукой" политическая культура или способствует стабильности политической системы или, напротив, как эрозия, постепенно подтачивает и разрушает ее. 6. Денкэн Ж.М. Политическая наука / Пер. И.А. Гобозова. М., 1993. С. 72–74. 7. Этот "путь" есть не что иное, как "нормативный" подход, противостоящий марксову "структурному подходу": "У Маркса первична структура, а у Вебера — нормы" (См.: Пивоваров Ю.С. Концепция политической культуры в современной науке // Политическая наука. Теоретико-методологические и историко-культурные исследования М., 1996. С. 23). 8. См.: Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994. Работа была написана ею в 1983 и опубликована в 1994 году. Даже по прошествии почти двадцати лет основные концептуальные положения и многие утверждения этого автора не устарели. По сути, проблемы личностного статуса, правопорядка, религиозных основ жизни русского общества, его обрядности, символики и мифотворчества как обусловливающих активность различных сил общества и многие другие, о которых пишет Касьянова, вполне могут рассматриваться как идеальная типология анализа кризисных процессов в русском обществе, так как сложности, с которыми мы сталкиваемся в политической сфере — это сложности сопровождающие всю нашу историю как общества русской модерности.
Власть всегда представляет собой взаимодействие субъекта и объекта, воли властителя и подчинения объекта. Подчинение так же естественно присуще людям, как и руководство. Потому власть зависит от покорности населения, от того, готовы ли ее терпеть, если она не устраивает общество. Качества объекта политической власти зависят от политической культуры населения. Например, патриархальный и подданнический тип культуры формирует покорность, привычку повиноваться, желание жить под "твердой рукой". Активистский тип культуры формирует гражданина, несущего свою долю ответственности за страну, а не покорного слугу власть предержащих. 3.2. Функции власти. Проявление власти естественно для человека и заложено в биологических, природных и социальных началах его жизни. Командование и исполнение — два универсальных принципа власти, которые нераздельны и взаимодействуют, как и два типа личности — властной и подчиняющейся. Оба эти типа общественно необходимы. Они воспроизводятся в крупных общественных структурах и отношениях между ними, например, государства и общества, правительства и масс, партий и лидеров и т.д. Координация этих отношений и относится к общественным функциям политической власти.
В политологии элитой именуются лица, которые получили наивысший индекс в области их деятельности. Равнозначные понятия понятию «элита» – «правящая верхушка», «правящий слой», «правящие круги». В своем первоначальном, этимологическом значении понятие элиты не содержит в себе ничего антигуманного или антидемократического и широко распространено в повседневном языке. Так, например, нередко говорят об элитном зерне, элитных животных и растениях, о спортивной элите и т. д. Очевидно, что в человеческом обществе существуют естественные и социальные различия между людьми, которые обуславливают их неодинаковые способности к управлению и влиянию на политические и общественные процессы, и это дает основания ставить вопрос о политической элите как носителе наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств”. Группы давления Во все времена типичная черта любого общества – это объединения людей с общими взглядами на природу, искусство, быт и общество в целом. “С развитием политической культуры населения, демократии, гражданского общества социальные движения становятся, по словам англичанина Энтони Гидденса, столь же типичными, как и формальные бюрократические структуры, которым они противостоят.
Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политического властвования определяются прежде всего политической культурой населения. Понятие ресурсов власти. Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. В широком смысле ресурсы власти представляют собой “все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других”. Таким образом ресурсы власти - это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.п.), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивация человека (телевидение, пресса и т.п.), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом).
Разделение властей, наличие системы сдержек и противовесов. Связанность законом государства и его органов. Правовая организация системы органов государственной власти. Наличие развитого гражданского общества. Незыблемость личности, ее правовая защищенность. Взаимная ответственность государства и личности. Наличие эффективных форм контроля за реализацией законов. Единство прав и обязанностей граждан. Соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права. Если внимательно проанализировать эти принципы, то мы увидим, что в настоящее время в России можно говорить лишь о наличии некоторых элементов правового государства. Власти противостоит гражданское общество, которое в России также находится в зачаточном состоянии. Успешно развиваться оно может лишь при наличии системы правовых норм, соответствующих принципам демократии и согласующихся с культурно-историческими традициями. Важная роль в становлении правового государства наряду с социально-экономическими условиями принадлежит формированию политической культуры населения.
Говоря о легитимности власти следует помнить, что это тонкая и почти неуловимая материя. Здесь важно всё: от средствмассовой информации, общей и политической культуры населения, уровня его благосостояния до традиций, привычек, стереотипов поведения, фольклора и слухов. Правящиекруги стремятся при этом сформировать и внедрить в массовое общественное сознание образ справедливой власти под стать им самим. 5.Принцип разделения властей Проблемы разделения властей в новое время встали в ряд первоочередных вопросов переустройства общества надемократических началах. Суть доктрины. В XVIII веке выдающийся французский просветитель, правовед и философ Ш. Монтескье активно выступал за осуществлениепринципа «разделения властей» как необходимого условия обеспечения свободы в обществе и предотвращения деспотизма и тирании. В своём труде «О духе законов»в 1748 г. он писал: «Для того чтобы предупредить злоупотребление властью, необходимо, как это вытекает из самой природы вещей, чтобы одна власть сдерживала другую.Когда законодательная и исполнительная власти объединяются в одном и том же органе не может быть свободы.
Только власть, строго соблюдающая нормы права и «правила игры» получает легитимность в глазах народа, который готов поддержать её без угрозы применения силы. Легитимность всегда связана с соблюдением строгой политической ответственности государственных и общественных деятелей перед своими гражданами, а не только перед парламентом или избирателями своего округа. Говоря о легитимности власти следует помнить, что это тонкая и почти неуловимая материя. Здесь важно всё: от средств массовой информации, общей и политической культуры населения, уровня его благосостояния до традиций, привычек, стереотипов поведения, фольклора и слухов. Правящие круги стремятся при этом сформировать и внедрить в массовое общественное сознание образ справедливой власти под стать им самим. 5. Принцип разделения властей Проблемы разделения властей в новое время встали в ряд первоочередных вопросов переустройства общества на демократических началах. Суть доктрины. В XVIII веке выдающийся французский просветитель, правовед и философ Ш.
Об эффективности этого средства свидетельствует, например, факт обретения независимости Индией в результате массовых акций неповиновения колониальным британским властям. Масштабы отношения объекта к субъекту власти простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. В сущности, подчинение также естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Как отмечал В. Пугачев и А. Соловьев, готовность к подчинению зависит от многих факторов: от качеств объекта власти, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от того, как исполнитель воспринимает объект в зависимости от наличия (или отсутствия) у него авторитета. Качества объекта политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения. С этой точки наибольшую покорность обеспечивает патриархальная и подданническая типы политических культур. Преобладание в обществе людей, привыкших повиноваться, жаждущих твердой руки, является благоприятной питательной средой авторитарных и тоталитарных режимов.
Заключение Произошедшие в нашей стране общественные перемены не могли не выдвинуть на первый план гражданские и политические права. Под их знаменем, начиная с шестидесятых годов, шла борьба за демократизацию общественной жизни. Однако тут же необходимо отметить, что хотя правозащитное движение было основной, если не единственной формой сопротивления государственному произволу, оно никогда не приобретало массового характера. Более того, оно было не в силах сколько-нибудь заметно поднять политическую культуру населения, повысить уровень его правосознания. В результате признание особой ценности «пространства свободы» проявилось прежде всего на декларативно-митинговом уровне, а массовое сознание преимущественно осталось верным представлениям о правах как обязанности государства обеспечивать минимально необходимые жизненные блага. Формирование посткоммунистической концепции прав человека, которая в явном или неявном виде лежит в основе провозглашаемых политических программ и лозунгов, происходит не только под воздействием факторов политического, экономического и социально-психологического характера.
![]() | 978 63 62 |