![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Политология, Политистория |
Зарубежная политическая мысль в новое и новейшее время | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Тогда не только в более надежном и поучительном свете предстанут его заблуждения, но, пожалуй, вскроется также и положительное его значение в истории нашей общественно-политической мысли. В настоящее время, после нашумевших работ Шпенглера и Ферреро, некоторые из идей славянофильства положительно выдвигаются в порядок дня. Разве не приходится нам теперь постоянно слышать об утрате органичности, духовной цельности народами Запада?80). Разве любимая тема славянофилов не разрабатывается ныне со всей утонченностью и совершенством современной научной вооруженности? Разве не приспела пора глубокого кризиса начал арифметического демократизма? И разве Ферреро не повторяет, в сущности, рассуждений Тютчева об утрате европейским обществом высших санкций общежития, когда корень нынешних европейских бед усматривает в крушении "принципа власти"?81). Конечно, тщетно было бы искать в славянофильской публицистике нынешней усложненности, научной вылощенности в постановках всех этих проблем. Но, быть-может, по выразительности и четкости славянофильские предчувствия превосходят нынешний анализ, подобно тому, как примитивы Джотто своею простодушной экспрессией поражают ярче, нежели пышные полотна болонцев... Когда К
Заслуги дворян восхвалялись в Грановитой палате не раз и до этого. Новым было то, что свой ораторский талант, образование и остроумие князь М. М. Щербатов был вынужден использовать, чтобы отражать все нараставшие атаки на сословные права и привилегии дворянства. Купцы, разночинцы, крестьяне все решительнее выступали против дворянского землевладения и крепостного права. Все сильнее звучало обвинение дворян в том, что из-за их произвола большинство народа обречено на нищету, истязания и бесправие, сельское хозяйство дает меньше, чем может и должно производить, промышленность, торговля и города развиваются медленно, а страна остается экономически и культурно отсталой. Начав с умеренной и непоследовательной критики отдельных наиболее грубых черт крепостнических порядков, передовая общественно-политическая мысль во второй половине XVIII в. постепенно шла к отрицанию крепостничества. При этом пересматривалось отношение к самодержавию, развитию промышленности и распространению просвещения. Противоречия социально-экономического развития в сочетании с влиянием идей западноевропейского просветительства привели к тому, что с середины XVIII в. в русской общественно-политической мысли возникло новое направление.
Усложнение и расширение задач и функций министерства в военное время повлекли за собой необходимость внести изменения в структуру МИД и работу его загранпредставительств. Появилось новое подразделение - Юрисконсультская часть, в декабре 1915 г. был создан Особый отдел военнопленных, а в апреле 1916 г. Осведомительный отдел с целью получения и разработки сведений "о развитии политической мысли в зарубежных странах". Для поддержания постоянного контакта со Ставкой верховного главнокомандующего была создана Дипломатическая канцелярия. В марте 1917 г. Временное правительство приняло Постановление об изменении действующего "Учреждения МИД". Были созданы Экономический и Правовой департаменты, Шифровальная часть МИД. После октябрьской революции 1917 г. в соответствии с Декретом II Всероссийского съезда Советов от 26 октября (8 ноября) "Об учреждении Совета Народных Комиссаров" был образован Народный комиссариат по иностранным делам во главе с Л.Д.Троцким. Работать с советской властью согласилась лишь незначительная часть сотрудников министерства, из загранаппарата - временный поверенный в делах в Испании Ю.Я.Соловьев и секретарь миссии в Португалии Р.Р.Унгерн-Штернберг
Идеи древности образуют общий фундамент представлений, создавая новые традиции и появление новой критической оценки. Исходя из представленных традиций, мы находим общие закономерности и некие обобщенности в идеях, таким образом, критика образовывает новый парадигмальный статус социально-политической мысли и предсказывает новый путь происхождения теоретических учений. Глава 2. Современные теории международных отношений 2.1 Новый парадигмальный статус социально политической мысли Вышеуказанная критика и ранее возникшие парадигмы обусловили динамичное течение социально-политической мысли, создавая новые теории, выделяя англо-саксонские концепции, советское и китайское понимание международных отношений, а также подход к их изучению авторов, представляющих «третий мир». Типология на основе степени общности рассматриваемых теорий, различает, например, глобальные экспликативные теории и частные гипотезы и методы. В рамках подобной типологии швейцарский автор Г. Брайар относит к общим теориям политический реализм, историческую социологию и марксистско-ленинскую концепцию международных отношений, а к частным - теории международных акторов (Б.
Подобно Монголии, и Кашгария (Восточный Туркестан) дотоле не бывала в столь дезорганизованном состоянии, как в XVIII в. при ходжах, когда в Монголии, Джунгарии и Кашгарии наметилась стратегическая слабость, "пустота", которую Суньцзы, например, рекомендовал бы немедленно использовать. Интересно, что подобная "пустота" наметилась и в самом Китае XVII в., вследствие чего - как ни парадоксально, но закономерно - государства Центральной Азии не смогли мобилизовать свои силы должным образом в виду отсутствия сильного внешнего врага, и нападение Цин стало для них неожиданностью (тем более что развал шел как извне, так и изнутри, усилившись в конце XVII в.). Таковы реалии центральноазиатской истории. В политической мысли Китая вся эта сложность практической внешней политики уместилась в упрощенной дилемме: "вернуть" Джунгарию и Кашгарию - или "отказаться" от них. В новое время выразителями этих двух противоположных точек зрения были Цзо Цзунтан и Ли Хунчжан, возглавлявшие два направления в вопросе о политике по отношению к Синьцзяну
Купцы, разночинцы, крестьяне все решительнее выступали против дворянского землевладения и крепостного права. Все сильнее звучало обвинение дворян в том, что из-за их произвола большинство народа обречено на нищету, истязания и бесправие, сельское хозяйство дает меньше, чем может и должно производить, промышленность, торговля и города развиваются медленно, а страна остается экономически и культурно отсталой. Начав с умеренной и непоследовательной критики отдельных наиболее грубых черт крепостнических порядков, передовая общественно-политическая мысль во второй половине XVIII в. постепенно шла к отрицанию крепостничества. При этом пересматривалось отношение к самодержавию, развитию промышленности и распространению просвещения. Противоречия социально-экономического развития в сочетании с влиянием идей западноевропейского просветительства привели к тому, что с середины XVIII в. в русской общественно-политической мысли возникло новое направление. Будучи связано с потребностями буржуазного развития, оно выражало отчасти интересы крепостных крестьян. Почти на полтора столетия в центре оказался вопрос о крестьянстве и крепостном праве.
В произведениях Прокоповича содержится апология абсолютной, ничем не ограниченной верховной власти, регламентирующей все стороны жизни подданных. Монарх дарует своему народу «обряды гражданские, церковные, перемены обычаев» и даже предусматривает для них «употребление платья и домостроение», а также «чины и церемонии в пированиях, свадьбах и погребениях и всем прочем». В своей деятельности верховный правитель реализует одновременно божественное призвание и требования естественного права, осуществляя долг служения народу Монарх Прокоповича— это просвещенный государь, который обязан заботиться не только об общем благе, но и о распространении просвещения, искоренении предрассудков, устроении правосудия и осуществлении хорошего управления страной. Такое понимание верховной власти во многом было новым для русской политической мысли. По-новому разрешил Феофан Прокопович и проблему взаимоотношений церкви и государства. Реформы Петра I изменили экономический и политический статус церковной организации. Экономическая самостоятельность церкви была подорвана образованием Монастырского приказа (1701), в руках которого сосредоточились все нити управления церковным и монастырским имуществом.
Солдаты, принимавшие участие в мятеже, были посланы на Кавказ, чтобы в битвах с горцами заслужить себе прощение. В 30-е гг. XIX века начинается новый этап в общественном движении в России. Вместе с дворянами-революционерами с политической сцены России исчезает философия Просвещения, как основа общественно-политической мысли. Поиск новых идей осуществлялся в кружках передовой интеллигенции 30-40-х гг. На рубеже 1830-1840-х гг. центром общественно-политической жизни стали журналы и газеты. В московском журнале «Телескоп» в 1836 г. было опубликовано «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева (в молодости входил в декабристский «Союз благоденствия», был другом А.С. Пушкина). Письмо было пронизано ненавистью к крепостничеству и самодержавию. Чаадаев крайне пессимистически оценивал прошлое, настоящее и будущее России. «Прошлое ее бесполезно, настоящее - тщетно, а будущего никакого у нее нет», - писал он. Письмо всколыхнуло мыслящую Россию. За публикацию «Философического письма» журнал был закрыт, а Чаадаев по высочайшему повелению был объявлен сумасшедшим. Письмо П.Я. Чаадаева послужило толчком к оформлению в начале 1840-х гг. двух внутренне неоднородных идейных течений - западников и славянофилов. Славянофилы (И.В. и П.В. Киреевские, К.С. и И.С. Аксаковы, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин) исходили из уникальности исторического развития России и считали, что ее традиционные государственные порядки допетровского периода способны обеспечить прогресс страны. Западники (Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, М.Н. Катков, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, П.В. Анненков, В.П. Боткин; в западники зачислялись также и В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев) считали Россию страной, идущей по западно-европейскому пути развития, хотя и с некоторым запозданием.
Герцен впоследствии писал, что эта книга "весьма содействовала обращению умов к изучению отечества". 2 К первой половине XIX в. относится научная деятельность крупнейшего ученого- медиевиста3 Т.Н.Грановского (1813-1855). В это время начинает свою исследовательскую работу в области российской истории С.М.Соловьев (1820-1879), научные труды которого связаны с развитием одной из ведущих школ отечественной историографии — государственной школой. С 1832 г. в Академии наук присуждались Демидовские премии за научные изобретения, фундаментальные работы в различных областях знаний. Это было значительной материальной поддержкой и моральным вознаграждением нелегкого труда ученых. Фонд этой премии, существовавший до 1865 г., был учрежден одним из крупнейших русских промышленников П.Н.Демидовым. 2.3 Общественно-политическая мысль. XIX век- время серьезных изменений в сознании людей, развития общественно- политической мысли. Ускорение темпа жизни, внутренние и внешнеполитические события несомненно влияли на этот процесс. Отечественная война 1812 г. усилила идейное размежевание в русском обществе, привела к росту настроений против существовавших в России порядков, при которых русский народ, отстоявший независимость страны, продолжал оставаться в крепостной зависимости. "Для того ль освободили мы Европу, чтобы наложить цепи на себя? Для того ль дали конституцию Франции, чтобы не сметь говорить о ней, и купили первенство между народами, чтобы нас унижали дома?" - эти слова декабриста А.А.Бестужева выражали мысли многих прогрессивных людей России.1 Отношение к крепостничеству и самодержавию было стержневым вопросом идейной борьбы первой половины XIX века.
Герцен впоследствии писал, что эта книга “весьма содействовала обращению умов к изучению отечества”. 2 К первой половине XIX в. относится научная деятельность крупнейшего ученого- медиевиста3 Т.Н.Грановского (1813-1855). В это время начинает свою исследовательскую работу в области российской истории С.М.Соловьев (1820-1879), научные труды которого связаны с развитием одной из ведущих школ отечественной историографии — государственной школой. С 1832 г. в Академии наук присуждались Демидовские премии за научные изобретения, фундаментальные работы в различных областях знаний. Это было значительной материальной поддержкой и моральным вознаграждением нелегкого труда ученых. Фонд этой премии, существовавший до 1865 г., был учрежден одним из крупнейших русских промышленников П.Н.Демидовым. 2.3 Общественно-политическая мысль. XIX век- время серьезных изменений в сознании людей, развития общественно- политической мысли. Ускорение темпа жизни, внутренние и внешнеполитические события несомненно влияли на этот процесс. Отечественная война 1812 г. усилила идейное размежевание в русском обществе, привела к росту настроений против существовавших в России порядков, при которых русский народ, отстоявший независимость страны, продолжал оставаться в крепостной зависимости. “Для того ль освободили мы Европу, чтобы наложить цепи на себя? Для того ль дали конституцию Франции, чтобы не сметь говорить о ней, и купили первенство между народами, чтобы нас унижали дома?” - эти слова декабриста А.А.Бестужева выражали мысли многих прогрессивных людей России.1 Отношение к крепостничеству и самодержавию было стержневым вопросом идейной борьбы первой половины XIX века.
Среди ценностей традиционной русской культуры важное место занимали ценности гуманизма (добро, справедливость, нестяжательство, поиск правды – что нашло отражение в русском фольклоре, русской классической литературе, обществено-политической мысли). В настоящее время идеи гуманизма в течение последних 15 лет испытали в нашей стране определенный кризис. Гуманизму были противопоставлены идеи собственничества и самодостаточности (культ денег) В качестве идеала россиянам был предложен “self-made ma ” – человек, сделавший себя сам и не нуждающийся ни в какой внешней поддержке. Идеи справедливости и равенства – основа гуманизма – утратили былую привлекательность и ныне даже не включаются в программные документы большинства российских партий и правительства России. Наше общество постепенно начало превращаться в нуклеарное, когда отдельные его члены стали замыкаться в рамках своего дома и собственной семьи. Весьма активно гуманистические традиции российского общества расшатывает ксенофобия, укреплению которой способствует деятельность многих отечественных средств массовой информации.
Просветительские идеи вылились преимущественно в абстрактные теоретические построения и практически приспосабливались к существующему политическому устройству Конечно, освобождение государственно-правовой теории от теологической оболочки, восприятие идеи о государстве как общем благе, обоснование ссылками на естественное право идей свободы личности, вероисповедания, убеждений и (особенно у Беккариа) гуманизма было выражением назревших потребностей общественного развития И все же выше допустимости пассивного сопротивления существующей государственной власти и весьма умеренной критики режима полицейского государства немецкая политическая мысль в то время не поднялась. Более того, с укреплением княжеского абсолютизма в немецких землях в политической мысли появилась его апология. Аналогично этому даже у наиболее передового из рассмотренных мыслителей – Беккариа, чьи заслуги в развитии уголовно-правовой теории того времени были громадны, гуманистические надежды на совершенствование общих условий жизни и законодательства связывались опять-таки с просвещенным монархом. Список литературы
СодержаниеВведение 1. Внутренняя политика Ивана IV 2. Внешняя политика Ивана IV 3. Организация местной власти при Иване IV Заключение Библиографический список ВведениеДанная работа выполнена на тему: продолжение политики закрепощения крестьян в общегосударственном масштабе. Правительство Ивана IV стремилось подчинить своему контролю владения потомков удельных княжат и бояр. Окончательный удар по феодальной вотчине Иван Грозный нанес в 1565 г., учредив опричнину. Суть этой реформы состояла в перераспределении земель бояр в пользу дворянства, ликвидации независимости крупного феодально-вотчинного землевладения и укреплении центральной власти. Опричнина сыграла большую роль в усилении экономической мощи царя. Однако опричный террор наносил беспощадные удары не только по боярской и княжеской знати, но и по всему населению. Будучи мощной военно-карательной силой царя, опричнина скоро вызвала озлобление во всех слоях населения. Царь вынужден был отказаться от опричнины (1572). Библиографический список Антология мировой политической мысли. Т.1. Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция. М.: Мысль, 1997. Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1978. История российской государственности: Учеб. пособие / Сост. Л.С. Коханова, Т.С. Алексеева. М.: МГИУ, 2007. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории.
Здесь сложность состоит не только в множестве значений каждого отдельного взятого слова, но и в возможности смешения этих значений, неясности, какое значение в данный момент подразумевается. Это можно продемонстрировать на примере понятия «идеология», с которым связаны самые разные смысловые ассоциации: идея, доктрина, теория, наука, вера, притворство, ценность, убеждение, миф, утопия, истина, познание, классовый интерес. То же самое можно сказать о других основополагающих понятиях и категориях политологии, таких как «власть», «политика», «свобода», «права человека». Помимо многозначности, полисемии тех или иных понятий проблема состоит также в феномене синонимии, поскольку разные понятия могут означать одно и то же. Поэтому сами понятия «власть», «свобода», «демократия», «равенство» и т.д. нуждаются в тщательном исследовании, в установлении того, какое именно в них вкладывается конкретное содержание в конкретном контексте. Поэтому перед политическим ученым неизменно возникает проблема, состоящая в том, чтобы разобраться и сориентироваться в разнобое, разночтении определений и формулировок различных категорий политологического исследования. Литература Истон Д. Категории системного анализа политики // Антология мировой политической мысли. Т. 2. Зарубежная политическая мысль. XX в. М. 1997. Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности. М., 1994 Липсет С.М. Политическая социология // Американская социология сегодня: перспективы, проблемы, методы. М., 1972. Политическая культура: теория и национальные модели. М., 1994.
О социальной структуре общества постсоветской России Арутюнян Юрик Вартанович - член-корреспондент РАН, советник РАН. Проблемы социальной структуры общества в отечественной и зарубежной социологии принадлежат к числу центральных. Социальная структура мыслится как основной субстрат общественного развития, эпицентр факторов, определяющих социальную жизнь. В конкретных исследованиях социальной структуры особую роль имеет выявление ее составных элементов, иерархии социальных групп, прежде всего, распределение собственности, власти, престижа и положения в обществе. Широко известно, что новое постперестроечное время внесло принципиальные перемены в социальную структуру нашего общества. Происшедшая мирная революция по сути возродила уничтоженную в свое время Октябрем систему прежних капиталистических отношений и привела к сосуществованию частной собственности с государственной, которую было принято именовать социалистической. Результат этого — влияние происшедших перемен не только на классовую, но и на социально-профессиональную, социально-функциональную структуры общества. Очевиден политический аспект новообразований социальной структуры.
Преподавание в университете на русском языке вместо латинского также было продиктовано стремлением разрушить сословную школу и сделать образование более доступным народу. Ломоносов требовал запрещения всякого вмешательства церкви в дела науки и просвещения. Московский университет, в отличие от всех университетов мира, по его настоянию, не имел богословского факультета. Взгляды Ломоносова складывались на рубеже двух этапов в истории русской общественно-политической мысли. Отсюда их внутренняя противоречивость. Непонимание органической связи между самодержавием, крепостничеством и отсталостью страны, объясняющее отсутствие прямых высказываний против феодальных порядков, идеализация Петра I и его преобразований сближали Ломоносова с Татищевым, Кантемиром, Прокоповичем, Посошковым. В то же время буржуазная, антидворянская направленность деятельности Ломоносова пробивала дорогу рождавшемуся русскому просветительству и способствовала формированию антикрепостнического направления общественно-политической мысли. Критика крепостничества П рошло всего несколько лет после смерти Ломоносова, как представители этого нового направления выступили с открытой критикой крепостничества.
Широко известно деление войн Гроцием на справедливые и несправедливые. Одновременно для западной культуры было характерно и противоположное направление политической мысли и практики: разделение политики и морали и спор об их первенстве. В этом нашло выражение сложного и противоречивого процесса деления власти, контроля и оценки одной власти другой и предотвращение абсолютной власти в обществе, а также способности западной культуры к движению и истоков драматизма ее развития. В жизни уже античного мира стали различаться “архе” и “анархе”, т.е. порядок, обеспечиваемый властью, и отсутствие власти и порядка. Общественный порядок в свою очередь имел как бы два уровня, регулируемый публичным правом и частным правом. Политика идентифицировалась с деятельностью публичной власти и определением основ функционирования частного права. В политике регулирование идет с акцентом на функцию, приобретаемую носителем власти благодаря консолидации разъединению групп, лидерству, рождению социальных структур. В морали – акцент делался на требования к индивиду на основе представлений о добре и зле, о долге, справедливости, чести, бесчестии. Во времена перерождения феодальных отношений в буржуазные и формирования новой культуры политика и мораль еще больше расходятся.
Творческий путь Шухова. Русская техническая мысль "внесла в летопись мировых достижений принципиальные изобретения. Русские инженеры, быстро встав на ноги, заняли достойное место среди ведущих специалистов Европы", - так оценил итоги Всероссийской художественной промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде старейший английский журнал " he E gi eer".А четыре года спустя, в 1900 году экспертная комиссия Всемирной выставки в Париже удостоверяла. "Во главе современного инженерного дела идут Германия, Франция и Россия". Огромная заслуга в этом принадлежала Владимиру Григорьевичу Шухову, "первому инженеру Российской империи", определившему своим трудами развитие нефтяного дела, теплотехники, строительных конструкций. Его идеи и проекты, в большинстве своём не имели аналогов ни в отечественной, ни в зарубежной практике, намного предвосхищали свое время - достаточно назвать лишь два из них: крекинг процесс переработки нефти, позволивший в промышленном масштабе получать высококачественный бензин (1890), и висячие тонкостенное перекрытие — мембрану, открывшее новую эру в развитии строительного искусства (1895). А ещё В.Г. Шухов — изобретатель сетчатых покрытий и первых русских газгольдеров, оригинальных типов насосов (шнурового инерционного поршневого с гибкой штангой, Эрлифта) и вращающейся сцены МХАТа, первых металлических нефтеналивных барж и цилиндрических резервуаров для нефти, спирта, масла, кислот, в неизменном виде существующих уже более 100 лет.
![]() | 978 63 62 |