![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Право |
Формы права и правовые источники | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Принцип запрещения детского труда проявляется в комплексе правовых норм, устанавливающих возраст приема на работу (ст. 63 ТК) и специальные гарантии для несовершеннолетних работников (ст. 265-272 ТК).P ГЛАВА IV. ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА W 1. Понятие и виды источников трудового права 1. Теоретические представления об источниках права в формальном (юридическом) смысле базируются на идее формы права. Под источником права обычно понимают внешнюю форму права[48], форму установления и выражения правовых норм[49], объективированный в документальном виде акт правотворчества[50]. Приведенные определения исходят из того, что право может существовать исключительно в виде правовых норм, хотя в настоящее время все большее число представителей теории права отходят от этой доктрины[51]. Применительно к конкретной отрасли уместнее говорить не об источниках права (форме права), а об источниках правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения, или об источниках позитивного права. 2. Обычно выделяют четыре группы таких источников: нормативный правовой акт, нормативный договор, судебный прецедент, обычай
План: I . Введение II. Глава 1: «Понятие и виды источников права». 1. Правовая форма 2. Форма права 3. Источники права . Источники права в материальном смысле . Источники права в идеальном смысле . Источники права в юридическом смысле 4. Правовой обычай 5. Правовой прецедент 6. Правовая доктрина 7. Договоры нормативного содержания 8. Международный договор 9. Нормативно - правовой договор 10. Нормативно – правовой акт 11. Референдум III. Глава 2: «Особенности нормативно-правового акта как источника права. Виды нормативно-правовых актов». 1. Нормативно-правовые акты 2. Индивидуальные правовые акты 3. Акты в н е ш н е г о действия 4. Нормативно-правовые акты внутреннего действия 5. Законодательство 6. Закон 7. Конституция 8. Постановления парламента 9. Указы президента 10. Нормативные указы президента 11. Нормативные указы 12.Подзаконные нормативно-правовые актыIV. Глава 3: «Понятие систематизации нормативно-правовых актов и ее виды». 1. Систематизация нормативно-правовых актов 2. Кодификация . Основы законодательства . Кодекс1 Устав . Положение 3. Инкорпорация . Официальная инкорпорация .
Словом, существуют разные подходы к определению источника права. Но в современной теории права особых проблем с этим понятием уже не возникает. Учитывая предыдущие разработки, в том числе в дореволюционной литературе, наиболее распространенным является вывод, что понятие источник права — это синоним понятия формы права. Поэтому в учебных курсах по теории права можно встретить такое обозначение темы «формы (источники) права». В этом контексте говорится и о видах источников права. При этом имеется в виду разновидность формы права (акты государственных органов, прецедентные решения судов и т. д.). Понятие источник права имеет и информационное значение — определяет, куда надо «посмотреть» для того, чтобы найти необходимое правило поведения, руководствоваться им, применять его и т. д. Традиционно в теме форма права рассмотрение источников права начинается с нормативно-правового акта. Это действительно наиболее распространенный в настоящее время вид источника, который содержит нормы (правила поведения), установленные или признанные государством, обеспеченные возможностью государственного принуждения
Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий «форма права» и «источник права». Применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора: 1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.); 2) источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.); 3) источник в формально-юридическом смысле — это и есть форма права. Выделяют четыре основные формы права: — нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. (К их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т.п.); — правовой обычай — это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ, отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота); — юридический прецедент — это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах общей правовой семьи — Англии, США, Канаде и т.д.); — нормативный договор — соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.). 56. Понятие и виды нормативных актов Нормативный правовой акт— это правовой акт, принятый правомочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. общего характера и постоянного действия, рассчитанный на многократное применение.
На политическое поведение личности влияют биологические (возраст, пол, здоровье), психологические (темперамент, воля, тип мышления), социальные (материальное положение, происхождение, воспитание, социальный и профессиональный статус) факторы. Венчает систему факторов политического поведения мировоззрение человека. Раздел VIII ПРАВО Примерные вопросы 1. Право в системе социальных норм. 2. Система права. 3. Источники (формы) права. 4. Правотворчество. 5. Правоотношения. 6. Правосознание и правовая культура. 7. Правонарушения. 8. Юридическая ответственность и ее виды. 9. Права и свободы человека. 10. Конституция в иерархии нормативных актов. 11. Основы конституционного строя РФ. 12. Гражданин и государство. 13. Президент Российской Федерации, его конституционно-правовой статус и полномочия. 14. Федеральное Собрание Российской Федерации. 15. Правительство Российской Федерации. 16. Судебная система Российской Федерации. 17. Российская Федерация и ее субъекты. 18. Административное право. 19. Трудовые правоотношения. Трудовой договор. 20
Система права, как и общественная жизнь, находится в постоянном изменении и развитии. С возникновением новых, более прогрессивных отношений, требующих правового регулирования, она пополняется новыми нормами, институтами, отраслями, становится более совершенной и эффективной. Правовые системы по сходству, единству их элементов объединяются в группы, «правовые семьи». Группировка правовых систем в «правовые семьи» осуществляется на основе юридического подхода, при котором за основу берутся источники права, или частное, или публичное право, другие юридические качества. Источники права.Для более глубокого понимания правовых систем в современном мире важно знать виды источников права. Под источниками (формами) права понимаются способы закрепления и выражения правовых норм. Источниками права являются официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы. Различаются следующие основные источники (формы) права: правовой обычай, юридический прецедент (судебная практика), нормативно-правовой акт. 1. Правовой обычай. Правовым обычаем называется санкционированное государством правило поведения, которое ранее сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма.
Слабая сторона теории состоит в субъективном восприятии права. У каждого человека свое представление о справедливости. 11. Формы (источники) права, их виды и характеристика. Источники права в РБ Формы (источники) права - это официальные формы выражения и закрепления правовых норм, действующих в данном государстве. В юр. литературе термины «форма права» и «источник права» употребляются в одном и том же значении как внешняя форма выражения права. Термин «источник права» в юр. смысле следует понимать как специфическую форму выражения правовых норм и придания им значения общеобязательности. Источник права следует отличать от источника, обусловливающего возникновение правовых норм (материальных, социально-психологических, политических, нравственных факторов, влияющих на формирование права. Виды источников (форм) права: 1) правовой обычай - правило поведения, которому государство придало общеобязательное значение;2) юр. прецедент - судебное или административное решение по конкретному юр. делу, которое становится обязательным для решения аналогичных дел судом равной и низшей инстанции; 3) нормативно-правовой акт - документ, изданный в установленном порядке управомоченным гос. органом или иным компетентным органом и содержащий правовые нормы; 4) нормативный договор - соглашение, устанавливающее общие правила регулирующие отношения между несколькими субъектами права); 5) правовая доктрина - система взглядов и концепций о проблемах права ученых-правоведов.
Она в идеале характеризуется рядом особенностей. Ими являются: - обусловленность существующим социально-экономическим базисом; - обслуживание политической власти; - подчинение интересам народа; - утверждение принципа приоритета правового закона; - наличие демократических процедур подготовки и прохождения нормативных актов в правотворческом процессе. Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «источник права» - это синоним понятия формы права, поэтому чаще всего в теории права эти два синонима используются в единcтве: «форма (источник) права». На основе сказанного изучаются виды источников или форм права. Понятие «источник (форма) права» имеет также и информационное значение. Например, с помощью этого понятия определяется направление поиска необходимого правила поведения для руководства им, применения его и т.д. 1.2 Виды форм (источников) права Древней или первой формой (источником) права считается правовой обычай. Примерами таких источников могут служить Салическая правда у германцев, Русская и Польская правда у славян, Компиляции Юстиниана на Востоке. Обычное право свои истоки берет из обычаев, которые складывались тысячелетиями, закрепляя полезный опыт человечества.
Другие же авторы высказываются, что источники права являются непосредственно составными частями формы права. Для самой же формы права применима такая категория, как «содержание». Данная категория представляет собой единство всех составных элементов объектов, его свойств и связей. Сама же форма права выступает как способ выражения содержания. Категория «форма» применяется к праву в двух понятиях: как правовой формы и как, непосредственно самой, формы права. Правовая форма - это вся правовая реальность5. Здесь речь идёт о таких явлениях права, которые опосредуют конкретные виды деятельности (к примеру, политические и экономические). Форма права – это, соответственно, сама форма права, которая соотносится лишь с самим содержанием права как отдельного явления. Форма права делится на внутреннюю форму и внешнюю. Внутренняя форма права - это его структура и связи, а внешняя форма права это как раз то, что обычно называют источником права6. Из вышесказанного видно, что в теории государства и права стояла проблема соотношения понятий «источник права» и «форма права». Но эти понятия могут совпасть, только тогда, когда речь идет о вторичных источниках права, что уже само по себе определяет идентичность источника и формы права.
3. стадия реализации прав и обязанностей - на этой стадии общие предписания Источники права Понятие источника и формы права. Виды форм права. Правовой обычай. Судебный и административный прецеденты. Нормативный трактат. Нормативно-правовой акт. Закон как ведущий источник права. Иные источники права Юридическая техника Юридическая техника - это совокупность правил и приемов, относящихся к подготовке, формулированию и опубликованию правовых актов. В целом правила юридической техники относятся ко всем видам правовых актов, т.е. к нормативно-правовым актам, актам толкования права (интерпретационным) и актам применения права. Однако чаще всего под юридической техникой понимают лишь юридическую технику правотворчества. Последняя является важнейшим видом юридической техники. Все правила и технико-юридические приемы разрабатываются применительно к правотворческому процессу. Это понятно, ибо нормативно-правовые Понятие и признаки государства В предыдущей теме мы уже рассмотрели две группы признаков государства (признаки, отличающие его от родовой организации, и признаки, отличающие государство через иных властей).
И в этом случае только кажется,что правоотношения целиком зависят от законодателя, а не от системы факторов и в конечном счете от экономической основы общества. Общие нормы законов остаются на бумаге(право не действует), если они не воплощаются в наличные права(обязанности) субъектов права. Следовательно, вне субъективного нет реализации общих норм законодателя. Терминологические споры относительно понятия “источник права” не всегда схоластические. Одни ученые называют нормативные правовые акты, обычаи, прецеденты формами права, другие-источниками. Но разные определения одних и тех же явлений только подчеркивает многообразие проявления их сущности. Поэтому можно использовать как то. Так и другое понятие, уяснив предварительно содержание каждого. “Об источниках права говорят прежде всего в смысле факторов, питающих появление и действие права. Таковыми выступают правотворческая деятельность государства, воля господствующего класса (всего народа) и в конечном счете,как уже отмечалось выше, материальные условия жизни.
Источником права в материальном смысле рассматривается само общество, его социально-экономическое, культурное развитие, содержание общественных отношений. Под идейным источником права понимается правосознание, играющее важную роль в правообразовании. Углубленный анализ приводит к дифференцированному подходу рассмотрения формы права, в частности, формы правовой нормы. Д.А. Керимов, например, выделяет внешнюю форму правовой нормы – «выражение вовне внутренне организованного содержания ее». Именно внешнюю форму – форму выражения права – обычно называют источником права. Д.А. Керимов при этом уточняет: «источники права в так называемом формальном смысле». Терминологические споры относительно понятия “источник права” не всегда схоластические. Одни ученые называют нормативные правовые акты, обычаи, прецеденты формами права, другие — источниками. Но разные определения одних и тех же явлений только подчеркивают многообразие проявления их сущности. Поэтому можно использовать как то, так и другое понятие, уяснив предварительно содержание каждого.
Качественные изменения сущностной и содержательной сторон современной правовой системы предопределяют адекватные им тенденции развития формы права, при этом как внешней, так и внутренней. Изменения в системе внешних форм права, юридических источников достаточно четко проявились в 90-е годы: это и действительное повышение роли законов, возрастание значимости и многовариантности региональных источников, становление прецедентного права и другие. Особого внимания заслуживает проблема вхождения в систему юридических источников правового регулирования нормативных договоров. Достижение общественного согласия – важнейшая задача современной ступени цивилизации требует максимального учета и координации интересов различных субъектов общественной жизни. Отсюда – повышение роли и значения механизмов, содействующих выработке согласованных решений, а ими и являются различные договоры, соглашения. Можно согласиться с оценкой тех исследователей, которые считают, что договоры необходимы для восполнения пробелов в действующем законодательстве.
Нормативно-правовую базу исследования составляет основной закон Российской Федерации, – Конституция Российской Федерации принята, всенародным голосованием 12 декабря 19931, Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 17 декабря 1997 г.2 и другие. При написании данного реферата автор руководствовался научными трудами таких авторов, как Марченко М.Н., Лазарева В.В, Сырых В. М., Хропанюка В. Н., и других.Глава 1. Общая характеристика нормативно-правового акта1.1 Понятие и признаки нормативно-правового актаОдним из признаков права выступает его формальная определенность. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни. Без этого нормы права не смогут выполнить свои задачи по регулированию общественных отношений3. Следовательно, формы права - это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения. Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий «форма права», «правовая форма», «источник права».
Решение такого суда, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом. Не является подчиненным и подведомственным Конституционному Суду РФ. 3 Источники (формы выражения) права: понятие, виды. Характеристика источников российского права. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лицПод формами (источниками) права понимаются способы закрепления и выражения правовых норм. Основные источники (формы) права: Правовой обычай Юридический прецедент (судебная практика) Нормативно-правовой акт Правовым обычаем называется санкционированное государством правило поведения, которое ранее сложилось в результате длительного повторения людьми определённых действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая форма. Под юридическим прецедентом понимается судебное или административное решение по конкретному делу, которому государство придаёт общеобязательное. Нормативно-правовой акт – акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Среди современных источников права занимает ведущее место. Он объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством.
Внешнюю форму правовые нормы приобретают в результате принятия их субъектами правотворчества в порядке, предусмотренном законодательством. Понятия «форма права» и «источник права» тесно взаимосвязаны, но не совпадают. Решение данного вопроса не является для отечественных и зарубежных авторов делом вчерашнего, а тем более – сегодняшнего дня. Еще в начале ХХ века термин «источник права» принимался по разному, и по поводу его велись различные споры. «Между тем споры основаны на недоразумении: нет ничего проще устранить эти недоразумения и согласиться на счет общего понимания термина, которым столь часто пользуется наука», - писал И.В. Михайловский. Ряд ученых дополняет, уточняет определение источника права. Так, юридичесим источником признаются официальные формы выражения и закрепления (а также изменения или отмены) правовых норм, действующих в данном государстве, другие считают, что это способы выражения и доведения решений правотворческих органов о принятии соответствующих норм права до заинтересованных лиц. Обобщив мнения ученых, можно дать определение. Источник права – форма внешнего выражения и закрепления содержания правовых норм. В каждой правовой системе мира преобладают свои определенные источники права.
Применение в правовых исследованиях термина «форма права» вместо «источник права в формальном смысле» более оправдано потому, считал А.Ф. Шебанов, что выражаемое последним термином понятие не соответствует общепринятому в русском языке пониманию слова «источник» как силы, причины, содержащей данное явление. Законы, правительственные постановления и другие акты государства, именуемые в литературе «формальным источником права», сами по себе не создают право: эти акты — лишь форма его выражения и, как всякая форма, не могут быть источником своего содержания. Между тем применение к ним термина «источник права» может создать такое представление. Однако значение использования термина «формы права» вместо «источников права в формальном смысле» состоит, подчеркивал А.Ф. Шебанов, не только в том, что тем самым употребляется термин, более точно выражающий реально существующее правовое явление, но главным образом в том, что тем самым ставится научная проблема, решение которой будет иметь важное значение, как для развития науки, так и для совершенствования законодательной практики. «И по объему и по содержанию, — писал А.Ф. Шебанов, — проблема форм права значительно отличается от так называемой проблемы источников права».
Такие акты, по нашему мнению, нельзя считать легитимными, так как ими нарушаются конституционные права граждан. Правовые источники производства. Институт служебного расследования регулируется нормами материального и процессуального административного права, а также нормами гражданского, финансового, трудового и других отраслей права Правовыми источниками являются: 1) Конституция РФ 1993г. (нормы, определяющие основы формирования деятельности органов исполнительной власти, полномочия прокуратуры, а также закрепляющие основные права и свободы граждан в сфере государственного управления – ст.ст. 2,17, 18, 20, 33, 35, 37, 41, 42, 45, 77, 110, 113-115, 129); 2 ) з а к о н о д а т е л ь н ы е акты; 3) указы Президента РФ ; 4) постановления и распоряжения Правительства РФ ; 5) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; 6) международные и межгосударственные договоры и соглашения; 7) технико-юридические нормативные акты, регулирующие деятельность органов, организаций и обслуживающего транспорт персонала в системе обеспечения безопасности эксплуатации транспорта; Это огромный массив норм, действующих в настоящее время в виде приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений, ГОСТов, СНиПов, СанПиНов, транспортно-распорядительных актов (ТРА), местных правил и др.; в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» (СЗ РФ, 2002, №52 (ч.1), ст.5140) правовой статус названных документов будет изменен.
![]() | 978 63 62 |