![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
![]() |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Право |
Международное экономическое право и межгосударственные имущественно-земельные отношения | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Международное экономическое право регулирует отношения первого уровня – межгосударственные экономические отношения. Государства устанавливают правовые основы для осуществления международных экономических связей. Субъектами международного экономического права являются те же субъекты, что и вообще в международном праве. Государства непосредственно участвуют во внешнеэкономической гражданско-правовой и коммерческой деятельности. Источниками международного экономического права являются: 1) акты, регулирующие деятельность международных организаций в сфере экономики (Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза 1994 г. и др.); 2) соглашения по налоговым, таможенным, транспортным и иным вопросам (Соглашение между правительством Российской Федерации и Эстонии о сотрудничестве в области стандартизации, метрологии и сертификации 1994 г., Соглашение между СССР и Швейцарской Конфедерацией по налоговым вопросам 1986 г., Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о
Признается, что на данном этапе необходимо укреплять главенство права в международных отношениях, для чего требуется содействовать его преподаванию, изучению, распространению и более широкому признанию. Период 1990-1999 годов провозглашен ООН Десятилетием международного права, в течении которого должно произойти дальнейшее повышение роли международно-правового регулирования в международных отношениях. Выбранная мною тема контрольной работы – "источники международного экономического права" - интересна тем, что позволяет наглядно понять и проследить формирование принципов, традиций и обычаев экономического сотрудничества между народами, имеющими различные обычаи, традиции, религии, государственное устройство и т.п. 2. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА В начале своей работы я хотел бы определить понятие МЭП. Согласно учебнику К.А. Бекяшева, «международное экономическое право – отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют межгосударственные экономические отношения». В другом источнике МЭП определяется так. «Международное экономическое право можно определить как отрасль международного публичного права, которая представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих экономические отношения между государствами и другими субъектами международного права».
Для регулирования отношений с участием ТНК был использован институт юридического лица, который вследствие этого претерпел серьезные сущностные изменения. Однако использование традиционных юридических категорий и методов значительно осложняет адекватное регулирование частноправового статуса ТНК, в основе которого лежат отношения экономической зависимости образований, входящих в его структуру. На сегодня общепризнанной стала констатация факта неприспособленности традиционного законодательства о коммерческих юридических лицах для решения актуальных вопросов функционирования групп компаний. Попытки регулирования ТНК средствами международного публичного права были рассмотрены выше. Как нам удалось выяснить, эти попытки не принесли особо значимых результатов, ограничившись подготовкой «громких» проектов (типа проекта Кодекса поведения ТНК) или изданием правил рекомендательного характера (например, Руководство ОЭСР по многонациональным предприятиям). Возникает закономерный вопрос: а подходит ли в принципе система международного публичного права для адекватного регулирования отношений, складывающихся с участием ТНК? Характерным в этом плане является решение Международного суда 1970 г. по иску Бельгии против Испании (дело «Barcelona Traction, Light and Power company Limited»)
Хотя устранение двойного налогообложения - самостоятельный и весьма важный объект международно-правового регулирования, в конечном счете речь идет о регулировании определенной части, сектора международных экономических отношений. Налогообложение играет все возрастающую роль в функционировании современной системы международных экономических отношений". Следовательно, международное налоговое право является "подотраслью международного экономического права". А последнее, в свою очередь, определяется автором как отрасль международного публичного права, представляющая совокупность принципов и иных норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с их деятельностью в области международных экономических отношений . Вторая концепция более распространена в зарубежной, нежели в отечественной правовой науке. Ее представители считают, что международное налоговое право охватывает все нормы национального и международного права, посредством которых регулируются вопросы налогообложения на межгосударственном уровне .
Таким образом, здесь рассматриваются те нормы, которые регулируют частноправовые отношения, которые осложнены иностранным элементом. 5. СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА. МЕСТО МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ ПРАВА Международное частное право соотносится с такими специфическими системами норм, которые принято именовать «право иностранцев», международное экономическое право, а также международное трудовое право. Центральным блоком вопросов, изучением которого занимается международное частное право, является право и дееспособность иностранцев, особенности правового положения иностранных физических лиц в семейно-брачных, деликтных и наследственных правоотношениях. Определение национальности и личного статута иностранного юридического лица, возможность его допуска к хозяйственной деятельности, осуществляемой на территории другого государства, также входит в блок вопросов, изучаемых данной отраслью. В российской правовой системе нет специальной отрасли, называемой «право иностранцев»
При рассмотрении этой области международного экономического права можно привести большое количество примеров о развитии межгосударственного сотрудничества в валютно-финансовой сфере и роль Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Международного валютного фонда (МВФ) при решении глобальных вопросов в этой сфере. Все вышесказанное можно отнести и к межгосударственному сотрудничеству в области транспорта и к экономическому сотрудничеству в рамках ОНН на региональном уровне, ведущемуся прежде всего в рамках экономических комиссий, образованных Экономическим и Социальным Советом. Затронув одну отрасль международного права - международное экономическое право - мы наглядно убедились, что эта отрасль представляет собой самостоятельную систему, можно сказать подсистему в рамках целостной, единой системы международного права, которая в настоящее время является одной из самой бурно развивающейся отраслью международного права. 7. Использованная литература 1. Богуславский М. М. Международное экономическое право. - М. , 1986 г. 2. Вельяминов Г. М. Правовое урегулирование международной торговли. - М. , 1972г. 3. Вельяминов Г. М. Основы международного экономического права. - М. , 1994. 4. Международное право: Учебник/Отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов. - М. :Междунар. отношения, 1995. 5. Юридичний словник. - К. : УРЭ. -1983.
При этом на различных этапах развития межгосударственных отношений сохранялись отдельные прогрессивные нормы и институты, отвергались и исчезали устаревшие и появлялись новые, которые, в свою очередь, способствовали дальнейшему развитию и укреплению многогранных международных отношений и прогрессивному развитию самого международного права. 1.2 Международное публичное и международное частное право Международное право с приведенными выше особенностями принято называть международным публичным правом. В то же время в международной практике имеют место особые правоотношения, в которых проявляются элементы как гражданско-правовых, так и международно-правовых отношений. Эти отношения регулируются нормами международного частного права. Некоторые гражданско-правовые отношения, т.е. имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, а также некоторые отношения, регулируемые внутригосударственными нормами семейного, авторского и трудового права, могут включать элементы международно-правовых отношений, особенно тогда, когда они выходят за рамки внутригосударственного права какого-либо государства (в том числе и за пределы его государственной территории), когда в них участвуют иностранные физические и юридические лица, иностранные государства (так называемый «иностранный элемент»), или когда такие отношения распространяются на территории двух или нескольких государств.
Земельный правопорядок — важное условие хозяйственной и иной деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В современной России проблема решения земельного вопроса по-прежнему остается актуальной и первостепенной. Принятый 25 октября 2001г. новый Земельный кодекс РФ сделал земельные отношения в стране более прозрачными, в той или иной мере поддающимися правовому регулированию. Однако, решение проблем охраны земель как национального достояния, защиты прав землепользователей и собственников земельных участков, обеспечения экономической стабильности в развитии земельных отношений только наметилось. I. Понятие и общая характеристика земель лесного фонда Леса покрывают свыше 30% суши Земли. В Российской Федерации земли, покрытые лесной растительностью, занимают около 800 млн. га. Вопросами охраны растительного мира занимается не только внутригосударственное законодательство, но и международное. По официальным данным, за последние 50 лет планета Земля уже потеряла половину своего лесного массива. Но одних норм законодательства для сохранения «легких планеты» недостаточно.
Внутрихозяйственные отношения – это основанные на членстве, а для работников – также на личном трудовом участии отношения между кооп предприятием с одной стороны и каждым его членом с другой. В предприятии корпор типа эти отношении основаны на учредительном договоре, уставе предприятия, а также участии или создании в создании уставного капитала. Агр-прав внутренними правоотношениями явл также отдельные правоотношения между кооп и корпор агр предприятиями и семьями их членов (участников), а также с их производственными подразделениями. 27. Виды и структура внутренних правоотношений в государственных аграрных предприятиях. Реформы управления и экономики, кот осуществляются в гос секторе с/х производства, наполняют новым характером и содержанием объединение внутренних в ГСП орг-прав управленческих, имущественных, земельных, финансово-кредитных, трудовых, социальных и других отношений. Внутренние агр правоотношения в ГСП характеризуются соотв интеграцией, обусловленной тем, что оно явл гос предприятием. Его экономическую основу составляет не право собственности, а право полного хозяйственного ведения.
Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). 2. К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы. К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. 3. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. Статья 4. Применение международных договоров Российской Федерации Если международным договором Российской Федерации, ратифицированным в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора.Статья 5. Участники земельных отношений 1.
Кредитные соглашения определяют условия предоставления займа, его формы (кредит может быть предоставлен золотом, валютой, товарами), его условия (сроки, процентное вознаграждение, способы погашения и пр.). Валютно-финансовые отношения стали чаще регулироваться многосторонними договорами. В качестве примера можно сослаться на серию соглашений между странами Западной Европы о порядке взаимных расчетов в евровалюте (последнее из них - Маастрихтский договор 1992 г.). Другой пример - Соглашение о создании платежного союза государств - участников СНГ 1994 г. Б. Международные финансовые организации являются важным звеном механизма осуществления межгосударственного сотрудничества. Как и в других подотраслях международного экономического права, в регулировании международных финансовых отношений возрастающую роль играют уставы этих организаций, заключаемые в их рамках соглашения, а также такие неправовые акты, как резолюции организаций.Международный валютный фонд (МВФ) занимает центральное положение в системе международных валютно-финансовых организаций. Он создан в 1945 г. на основе договоров, принятых Конференцией Объединенных Наций по валютно-финансовым вопросам (Бреттон-Вудсские соглашения).
При этом недвижимость по своему правовому режиму отличается от других составных частей имущества. В регулировании отношений с недвижимостью наибольшее удельное значение имеет гражданское право. Оно регулирует право собственности, обязательственное право, наследственное право, а также определяет правоспособность иностранных граждан и юридических лиц и применение гражданских законов иностранных государств и международных договоров. Следует отметить, что в основе имущественных отношений по гражданскому праву лежит юридическое равенство сторон, а права и обязанности сторон возникают, как правило, из договора. В то же время в отношении недвижимости используются нормы административного, земельного, финансового и других отраслей права. В настоящее время российское законодательство содержит значительное количество норм и правил, регулирующих правоотношения, связанные с недвижимостью. Руководствуясь «Общеправовым классификатором отраслей законодательства», основные нормативные акты, регулирующие сферу недвижимости, расположены в следующих отраслях законодательства: - Основы государственного строя. - Гражданское законодательство. - Законодательство о земле. - Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности. - Законодательство о финансах и кредите. - Законодательство о градостроительстве и архитектуре. - Законодательство о жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании населения. - Законодательство о капитальном строительстве и капитальном ремонте. - Законодательство об охране и использовании лесов. - Законодательство по общим вопросам народного хозяйства. - Законодательство о промышленности. - Законодательство по общим вопросам охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов. - Уголовное законодательство. - Международное частное право и процесс. - Внешнеэкономические отношения. - Законодательство о недрах.
Сегодня российские производители и их ассоциации уже могут быть инициаторами и активными участниками антидемпинговых и иных расследований, проводимых национальными государственными органами. С принятием же России в ВТО российские частные лица (хотя и опосредованно, внося инициативу в уполномоченные органы, оказывая помощь в сборе доказательств) смогут оспаривать действия и решения иностранных государств. «В международной торговле спор по своей природе не может быть спором межгосударственным, и это совершенно очевидно. Ведь торгуют не государства, а частные экономические операторы»13. Таковы основные изменения в Российском законодательстве, которые были произведены в целях вступления России в ВТО. 1 Пункт 2 статьи II Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации. 2 Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. С. 33. 3 Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. С. 34. 4 Губарев В.И. Рецепция российским правом норм соглашений Всемирной торговой организации // Юрист. – М.: Юрист, 2005, № 10, с.3 5 Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. С. 34 6 Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. С. 146 7 Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации - пункт 2 статьи II 8 Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. М.: Международные отношения, 2002. С. 51. 9 Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. М.: Международные отношения, 2002. С. 51. 10 Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. С. 146 12 Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. М.: Международные отношения, 2002. С. 59. 13 Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. М.: Международные отношения, 2002. С. 59.
Международное экономическое право представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения между государством и другими субъектами международного права в области международных экономических отношений.32 Из этого следует, что международное экономическое право является частью международного публичного права. Сторонники, рассматривающие МЭП в качестве отрасли МПП, имеются как в отечественном, так и в зарубежном мире, и составляют большинство (Боунли Я., Вельминов Л.М., Тункин Г.И. и др.). Однако существует и другая точка зрения. Ее приверженцы включают в МЭП не только межгосударственные отношения, но и отношения, складывающиеся между физическими и юридическими лицами в области торговли. различного рода внешнеэкономических сделок. При этом иногда можно встретить вообще «объединяющую» эти подходы аргументацию в пользу того, что в экономической сфере не должно быть проведено различия между МЧП и МПП. Придерживаясь приведенного определения МЭП, необходимо отметить, что основное отличие МЭП от МЧП состоит в субъективном составе регулируемых отношений: субъектами МЭП являются только государства и международные межправительственные организации (т.е. субъекты МПП), а субъектами МЧП – физические и юридические лица (т.е. субъекты внутригосударственного права).
При всей кажущейся ясности, некоторые положения этих статей, касающиеся земельных вопросов, вызывают споры. К примеру, ст. 71 («о») передает в ведение РФ гражданское законодательство, а ст. 72 («к») — земельное. В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 130) земля — недвижимое имущество, регулирование отношений по поводу которого осуществляется в рамках гражданского законодательства (ст. 2). Если исходить из такой теоретической позиции, то субъекты РФ не могут регулировать вопросы собственности на землю и другие имущественные земельные отношения. На практике же происходит иначе, и субъекты РФ как в своих основных законах (конституциях, уставах), так и в законодательстве, регулирующем земельные отношения, обращаются к вопросам собственности. Думается, что такие действия субъектов РФ выходят за рамки конституционных полномочий. Положение меняется, если считать, что к земельным относятся все отношения, включая отношения собственности, которые соответственно входят в сферу совместного ведения, и земельное законодательство субъектов РФ по вопросам собственности на землю имеет право на существование. 3. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Федеральное земельное законодательство в широком смысле слова образуют законы и подзаконные нормативные правовые акты, принятые на федеральном уровне.
Помимо этих отраслей существуют право международной безопасности; международное гуманитарное право; дипломатическое и консульское право; международное морское право; международное воздушное право; международное космическое право; международное уголовное право; международное экономическое право; международное атомное право; международное экологическое право; международное право в период вооруженных конфликтов. Отрасли МПП, в свою очередь, состоят из более простых образований - подотраслей и институтов. Подотрасль регулирует обычно либо конкретные отношения в специфической ситуации, либо отношения на стыке двух или нескольких отраслей МПП. Примером могут служить две подотрасли международного гуманитарного права - гуманитарное право в мирный период и гуманитарное право в период вооруженных конфликтов. В данном случае предмет регулирования остается неизменным - обеспечение и защита прав человека, но меняются условия предмета регулирования. Международно-правовой институт - группа международных норм, регламентирующих более или менее однородные отношения.
Суммируя изложенное, следует сделать вывод, что основные принципы международного торгового права следующие: Субъектами международного экономических договоров являются государства. Физические и юридические лица, совершающие ту или иную внешнеэкономическую операцию (сделку), подчиняются как законам своего государства, так и нормам международного права и международного экономического права. В международных экономических отношениях государства в юридическом отношении являются равными, пользуются правами и равными возможностями для осуществления этих прав, а также имеют одинаковые обязанности. Права государства в области международной торговли не зависят от его экономической и политической мощи, а вытекают из факта существования государства как субъекта международного права. В международных экономических отношениях не допускается дискриминация, основанная на различии социально-экономических систем. Торговые методы основываются на этом принципе. Каждое государство имеет суверенное право свободно торговать с другими странами и свободно распоряжаться своими природными ресурсами в целях благосостояния своего народа.
Практически все развитые страны в той или иной форме реализуют преференциальные условия в отношении импорта из развивающихся и менее развитых стран. В настоящее время действуют системы преференций в ЕС, Норвегии, Японии, США, Швейцарии, Австралии, Новой Зеландии, Канаде, Польше, Болгарии, Венгрии, России и т.д. При предоставлении преференций развитые государства должны соблюдать определенные условия: вводить их без дискриминации и воздерживаться от требования взаимности. Со своей стороны страны, получающие преференции — страны бенефициарии, должны соблюдать одну общую обязанность - воздерживаться от злоупотребления правом пользования преференциями, в частности, путем реэкспорта товаров, происходящих из третьих стран. 1.2. Двусторонние соглашения международной торговли Принципы международного и международного экономического права формируют общие направления и рамки взаимодействия государств в торгово-экономической сфере. Фиксация особенностей сотрудничества конкретных государств, применение конвенционных принципов международного экономического права, закрепление международно-правовых обязательств в области торгово-политического регулирования обеспечивается посредством двусторонних и многосторонних соглашений.
![]() | 978 63 62 |