![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Педагогика |
А.С. Пушкин об образовании и народном воспитании | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Но огромное большинство тех, кто считает себя учеными, художниками, очень хорошо знают, что то, что они производят, не стоит того, что они потребляют. И они прибегают к всевозможным средствам, чтобы доказать, что их деятельность необходима для блага человечества. Истинные науки и искусства всегда существовали и всегда будут существовать, как и все другие отрасли человеческой деятельности, и невозможно, и бесполезно отрицать или защищать их. Л. Н. Толстой. Статья взята из сборника «Педагогические сочинения», Москва, 1953 год. Александр Пушкин О народном воспитании Записка, поданная государю в 1826 году Последние происшествия обнаружили много печальных истин. Недостаток просвещения и нравственности вовлек многих молодых людей в преступные заблуждения. Политические изменения, вынужденные у других народов силою обстоятельств и долговременным приготовлением, вдруг сделались у нас предметом замыслов и злонамеренных усилий. Лет 15 тому назад молодые люди занимались только военною службою, старались отличаться одною светской образованностью или шалостями; литература (в то время столь свободная) не имела никакого направления; воспитание ни в чем не отклонялось от первоначальных начертаний. 10 лет спустя мы увидели либеральные идеи необходимой вывеской хорошего воспитания, разговор исключительно политический; литературу (подавленную самой своенравною цензурою), превратившуюся в рукописные пасквили на правительство и возмутительные песни; наконец, и тайные общества, заговоры, замыслы более или менее кровавые и безумные
Светский характер образования отстаивали крупнейшие ученые России - Д. И. Менделеев, И. И. Мечников, И. М. Сеченов и др. Православные принципы в образовании утверждали известные организаторы и руководители в области народного образования К. П. Победоносцев, А. А; Мусин-Пушкин, Д. А. Толстой, Д. И. Тихомиров и другие. Обоснование национального содержания русской школы принадлежит как профессиональным ученым в области педагогики (К. Д. Ушинский, В. Я. Стоюнин, П. Ф. Каптерев, В. Н. Сорока-Росинский, К. П. Победоносцев), так и непрофессионалам, чей вклад не менее значим для продолжения этой традиции (А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, В. В. Розанов и И. А. Ильин). А. С. Пушкин в записке "О народном воспитании", адресованной императору Николаю I осенью 1826 г., писал: "Историю русскую должно преподавать по Карамзину". "История государства Российского есть не только произведение великого писателя, но и подвиг честного человека. Россия слишком мало известна русским; сверх ее истории, ее статистика, ее законодательство требуют особенных кафедр. Изучение истории должно будет преимущественно занять умы молодых дворян, готовящихся служить отечеству верой и правдой, имея целью искренно и усердно соединиться с правительством в великом подвиге улучшения государственных постановлений, а не препятствовать ему, безумно упорствуя в, тайном недоброжелательстве".
Короче говоря, я думаю, что Франция, лишенная величия, перестает быть Францией. Это убеждение росло вместе со мной в той среде, где я родился. Отец мой, человек хорошо образованный и воспитанный в определенных традициях, был преисполнен веры в высокую миссию Франции. Он впервые познакомил меня с ее историей. Моя мать питала к родине чувство беспредельной любви, которое можно сравнить лишь с ее набожностью. Мои три брата, сестра и я сам - все мы гордились своей страной. Эта гордость, к которой примешивалось чувство тревоги за ее судьбы, была нашей второй натурой. Ничто так не поражало меня, уроженца Лилля, ребенком попавшего в Париж, как символы нашей славы: собор Парижской Богоматери, окутанный ночным сумраком, Версаль в его вечернем великолепии, залитая солнцем Триумфальная арка, трофейные знамена, колышущиеся под сводами Дворца инвалидов. Ничто не производило на меня столь сильного впечатления, как наши национальные успехи: народный энтузиазм при посещении Франции русским царем, военные парады в Лоншане, чудеса Всемирной выставки, первые полеты наших авиаторов
Учись, мой сын, и легче и яснее Державный труд ты будешь постигать Пушкин устами царя Бориса выразил, чем география может помочь государственному мужу: «обозревать все царство вдруг» (т.е. одновременно), чтобы лучше понять его. За «географическим» монологом царевича стоит не только Пушкин-писатель, но и тонкий историк. Недаром в первом табеле лицеиста Пушкина 1812 г. его занятия географией и историей были оценены высоко: «Очень хорошие успехи, довольно прилежен. Очень хороших дарований». Поэт и сам знал карты и умел их составлять. Карту он приложил к своей "Истории Пугачева" и, отвечая на критику, что нагрузка этой карты невелика, объяснил: "Карта далеко не полна; оная была необходима, и я не имел возможности составить другую, более совершенную" ("Замечания о бунте"). Географию, в частности экономическую, или, как ее в прошлом называли, статистику, А.С. Пушкин считал одной из важнейших наук в системе образования. В записке "О народном воспитании" он делится такими соображениями: "Россия слишком мало известна русским; сверх ее истории, ее статистика, ее законодательство требуют особенных кафедр.
Эту истину чувствует неисчислимое большинство между Русскими; они чувствуют оную в полной мере, хотя и поставлены между собой на разных степенях и различествуют в просвещении, и в образе мыслей, и в отношениях к Правительству. Эта истина должна присутствовать и развиваться в народном воспитании". По мнению Уварова, главным предметом в воспитании гражданственности и патриотизма является история, преподавание которой есть дело государственное. "История образует граждан, умеющих чтить обязанности и права свои, судей, знающих цену правосудию, воинов, умирающих за Отечество, опытных вельмож, добрых и твердых Царей". Реформа Уварова вызвала переполох в масонско-космополитических кругах. Против него организуется кампания травли и клеветы. Тем не менее многие достижения реформы образования успели укорениться, воспитав поколение людей, которые "лучше знали Русское и по-русски". О. Платонов УВАРОВО, город в Тамбовской обл., центр Уваровского р-на. Расположен в юго-восточной части Окско-Донской (Тамбовской) равнины, на правом берегу р
Не удивительно, что, когда отец Онегина скончался, выяснилось, что наследство обременено большими долгами: Перед Онегиным собрался Заимодавцев жадный полк. В этом случае наследник мог принять наследство и вместе с ним взять долги отца на себя или отказаться от него, предоставив кредиторам самим улаживать счеты между собой. Молодость – время надежд на наследство, была как бы узаконенным периодом долгов, от которых во вторую половину жизни следовало бы освобождаться: Так думал молодой повеса, Летя в пыли на почтовых, Всевышней волею Зевеса Наследник всех своих родных, - ( с помощью наследства ) или выгодно женившись. Рисуя контрастную смену возрастных норм поведения, Пушкин писал: Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел, . Кто в двадцать лет был франт иль хват, А в тридцать выгодно женат; Кто в пятьдесят освободился От частных и других долгов. Что касается образования дворян, то в записке « О народном воспитании», составленной в 1826 году, Пушкин писал: « В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное; ребенок окружен одними холопями, видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает ни каких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной честности.
ПУШКИН В РОЛИ МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ Император Николай I попросил поэта составить небольшой обзор постановки дела просвещения в России и необходимости его преобразования, намекнув, что это не только его личная просьба, но и первое после ссылки государственное поручение. Пушкин не посмел отказаться, а вскоре вновь уехал к себе в деревню. Там в ноябре 1826 года и была создана записка "О народном воспитании", в начале декабря поданная царю. Пушкин не только раскрыл образовательные корни восстания на Сенатской площади, но и довольно точно предсказал механизм формирования новой антиправительственной оппозиции в 30-50-х годах XIX века. Весну и лето 1826 года Пушкин провел в ссылке в Михайловском. А осенью был неожиданно вызван в Санкт-Петербург на аудиенцию к императору. Едучи в столицу, поэт терялся в догадках, зачем его вызывают: то ли решили простить, то ли будут судить следом за декабристами. В Петербурге между Пушкиным и Николаем I состоялся известный разговор, вошедший во все учебники литературы. Но одна из подробностей этой беседы до сих пор остается в тени истории.
Целые поколения остались без четких ориентиров и точек опоры, без исторической родословной, были оторваны от национальных корней, потеряли поня- тие святости, святого в душе. Русский мыслитель Иван Ильин утверждал: "Национальное безли- чие есть высшая беда и опасность: человек становится безродным изгоем, беспочвенным и бесплодным скитальцем по чужим духовным дорогам, обезличенным интернационалистом, а народ превращается в - 34 - исторический песок и мусор" [Воронежский епархиальный вестник 7-8. - 1995. - С.28]. Неоднократно в истории русской педагогики звучали голоса С.А.Рачинского, Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского о необходимости наци- онального воспитания. Так, в работе К.Д.Ушинского "О необходимос- ти сделать русские школы русскими", вышедшей в 1867 году, перед образованием ставится задача - "превратить эгоистическое сердце в сердце скорбящее". Трудно сказать, возможно ли решить подобную задачу современной светской системе образования. Если во многих аспектах педагогики Ушинский является непоколебимым авторитетом, то почему мы не можем ориентироваться на его взгляды, когда он, говоря об образовании и воспитании, на первое место ставит духов- ные основы православия. "Есть только один идеал совершенства, пе- ред которым преклоняются все народности, это идеал, представляе- мый нам христианством.
В нем сформулированы два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания – природосообразность и культуросообразность. Он предлагал в воспитании и обучении следовать природе человека, учитывать индивидуальные особенности ребенка (принцип природосообразности). Принцип культуросообразности означал организация учебно-воспитательного процесса на основе определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура – нормы морали, быта, потребления. Внутренняя – духовная жизнь человека. Общественная культура – социальные отношения национальная культура. РУССКАЯ ПЕДАГОГИКА В.Г. Белинский(1811 – 1848 г.г.) А.И. Герцен (1812 – 1870 г.г.) Н.А. Добролюбов (1836 – 1861 г.г.) Н.Г. Чернышевский (1828 – 1889 г.г.) Белинский определил гуманистические и демократические подходы к воспитанию и образованию. Развивал идею народного воспитания. Герцен с демократических позиций критиковал официозную школьную политику. Он подчеркивал, что важнейшей целью педагогических преобразований в России должно стать развитие у народа чести, права и гражданства.
Словарные материалы к описанию картины: -лебединое оперение; -волшебное превращение; -хрупкая, нежная, загадочная царевна; -таинственно мерцающие глаза; -царственный кокошник; -морской пейзаж; -сине-лиловые сумерки; -водная гладь. Выяснить, какие художники иллюстрировали сказки Пушкина. А.С.Пушкин был собирателем народного творчества. Он записывал все, что слышал: сказки, песни. Приложение № 9Тема. "А.С. Пушкин. Душа народа – душа поэта". Цели. Познакомить учащихся с отдельными этапами жизненного пути поэта; пробудить интерес к творчеству поэта; развивать умение проводить сравнительный анализ поэтических произведений; нравственное воспитание учащихся; воспитывать умение видеть красоту родной природы. Оборудование. Портрет А.С. Пушкина; эпиграф (плакат с отрывком из стихотворения "Я памятник себе воздвиг нерукотворный."); отдельные иллюстрации из альбома "А.С. Пушкин"; фотография дома, в котором родился поэт, портреты матери, отца, маленького Пушкина; конторка пушкинских времен (подсвечник, чернильница, гусиное перо); иллюстрации художников к сказкам А.С. Пушкина; стенд с рисунками детей по произведениям поэта; выставка книг; раздаточный материал – стихотворения А.С. Пушкина "Еще дуют холодные ветры.", "Гонимы вешними лучами."; на развороте доски – литературный словарь. ХОД УРОКА I. Организационный момент II.
Важнейшим делом было обсуждение и утверждение государственного бюджета. Каждый афинский гражданин имел право внести на обсуждение проект закона Для того, чтобы привлечь к работе Народного собрания низший слой афинского гражданства, был принят закон, устанавливающий плату за посещение Народного собрания. Наряду с Народным собранием действовал также и Совет 500. Важнейшими задачами Совета 500 были подготовка и организация работы Народного собрания и исполнение их функций в перерывах между заседаниями. В системе афинской демократии было множество различных коллегий магистратов, основными функциями которых была организация управления внутри самих Афин. Все магистратуры были коллегиальными, и возможность сосредоточения власти была исключена. В Афинах принята демократическая структура избрания: кроме военных магистратур, кандидаты на все другие должности избирались по жребию из представителей всех имущественных разрядов. Афинская демократия заботилась об образовании и воспитании граждан. Начиная с Перикла, т.е. с 40-30 гг. V в. до н.э., власти стали раздавать малоимущим гражданам специальные жетоны, по которым можно было пройти на театральное представление.
Выросший в богатой дворянской семье, М.С. Лунин получил образование и воспитание, которое отвечало требованиям большого света: знал главные европейские языки, хорошо фехтовал и вообще владел оружием, ездил верхом, хорошо танцевал, усвоил весь светский лоск. Он рано поступил на военную службу, в 1805 г. имел чин корнета, а в 1813 г. – уже ротмистра. В 1812-1815 гг. он участвовал в боевых походах русских войск. В 1815 г. он оставляет военную службу и в течении двух лет живет в Париже. Здесь М.С. Лунин встречался с крупнейшим социальным мыслителем Франции Сен- Симоном, высоко оценившим своего русского собеседника и мечтавшим распространить через него свои идеи «среди народа ещё на иссушенного скептицизмом». Вернувшись в Россию, он поступил на службу в лейб-гвардию Гродненский гусарский полк и дослужился до чина подполковника. Некоторое время его военная служба проходила в Варшаве, где он и был арестован. А.С. Пушкин, близко знавший М.С. Лунина, сохранил о нём мнение, как о «подлинно выдающимся человеке». По возращении из Парижа в Россию М.С. Лунин принял участие в деятельности первых тайных обществ – «Союза Благоденствия» и «Союза Спасения», а затем стал членом «Северного общества» декабристов.
За наиболее тяжкие преступления (измена, безбожие, умышленное убийство) грозила смертная казнь. Вора обращали в рабство. Были распространены штрафы и конфискация имущества. Телесные наказания применялись только к рабам, ответственность которых за преступления была более суровой, чем у свободных. Распространение получила атимия (бесчестье), лишавшая осуждённого политических прав (на участие в народном собрании, занятие государственных должностей). За ложное обвинение в политическом преступлении доносчик (сикофант) мог быть предан суду. Воспитание и образование Афинская демократия заботилась об образовании и воспитании граждан. Дети до 7 лет воспитывались дома. Мальчики с этого возраста начинали посещать школу. Девочки получали дальнейшее воспитание в семье. Первоначально дети (с 7 до 13-14 лет) обучались в школах грамматиста и кифариста (или одновременно, или последовательно – сначала в школе грамматиста, а затем кифариста). Эти школы были частными и платными, и поэтому значительная часть детей свободнорожденных, но не имеющих средств граждан не могла получать в них образования. Занятия вели учителя-дидаскалы (“дидаско” – я учу).
Этот роман —одно из самых любимых, современных и в то же время сложнейших произведений русской литературы. На примере Онегина, Ленского Пушкин исследует вопрос об интеллектуальной жизни и нравственных исканиях русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века. И, конечно, Пушкин недаром назвал свой роман по имени одного из главных героев. Евгений Онегин несет в себе все, что Пушкин стремился воплотить в образах кавказского пленника и Алека. Как и они, он не удовлетворен жизнью, устал от нее. Но теперь перед нами предстает не романтический герой, а чисто реалистический тип. Рисуя образ своего героя, Пушкин подробно рассказьшает о среде, в которой вырос Онегин, о его образовании и воспитании. Онегин получил типичное для того времени образование. Его учителем был француз, который, “чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью сторогой , слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил”. То есть мы видим, что Онегин получил весьма поверхностное образование, которого, однако, было достаточно для того, чтобы “свет решил, что он умен и очень мил ”. '/Онегин ведет типичный для молодежи того времени образ жизни: посещает балы, театры, рестораны.
Теперь перед нами также разочарованный герой, и в этом можно увидеть связь с романтическими поэмами, однако изображен он совсем иначе: подробно описано его воспитание, образование, среда, в которой он родился и живет. Поэт не только указывает явные признаки его разочарованности, но ставит своей целью объяснить причины, ее породившие. Понятие "лишний человек" появилось в 1850 году, когда вышел "Дневник лишнего человека" И. С. Тургенева. Однако же у Пушкина в его черновиках мелькает замечание о том, что Онегин на светском рауте "как нечто лишнее стоит", и именно Пушкин впервые в русской литературе создает образ "лишнего человека". Онегин — "светский петербургский молодой человек", столичный аристократ; "Забав и роскоши дитя", он получил типичное для аристократической молодежи того времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернёра, который, "чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой." Онегин ведет типичную для "золотой молодежи" того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров.
Этот роман —одно из самых любимых, современных и в то же время сложнейших произведений русской литературы. На примере Онегина, Ленского Пушкин исследует вопрос об интеллектуальной жизни и нравственных исканиях русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века. И, конечно, Пушкин недаром назвал свой роман по имени одного из главных героев. Евгений Онегин несет в себе все, что Пушкин стремился воплотить в образах кавказского пленника и Алека. Как и они, он не удовлетворен жизнью, устал от нее. Но теперь перед нами предстает не романтический герой, а чисто реалистический тип. Рисуя образ своего героя, Пушкин подробно рассказьшает о среде, в которой вырос Онегин, о его образовании и воспитании. Онегин получил типичное для того времени образование. Его учителем был француз, который, «чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью сторогой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил». То есть мы видим, что Онегин получил весьма поверхностное образование, которого, однако, было достаточно для того, чтобы «свет решил, что он умен и очень мил ». '/Онегин ведет типичный для молодежи того времени образ жизни: посещает балы, театры, рестораны.
Пятое свойство - способность переходить из пассивной формы в активную. Например, когда извлекается из "памяти" для построения тех или иных структур (синтез белка, создание текста на компьютере и т. д.). Информация существенно влияет на ускоренное развитие науки. систем управления, техники и различных отраслей народного хозяйства. Политика, политическое управление, экономика - это концентрированная смысловая информация, т. е. такая, которая перерабатывается человеческим сознанием и реализуется в различных социальных сферах. Она обусловлена политическими, экономическими потребностями общества и циркулирует в процессе управления производством и обществом. Социальная информация играет огромную роль в обеспечении правопорядка, работы правоохранительных органов, в деле образования и воспитания подрастающих поколений. Информация -неисчерпаемый ресурс общества. Информация - первооснова мира, всего сущего. Современным научным обобщением всех информационных процессов в природе и обществе явилась информациология -генерализованная наука о природе информации и законах информации.
Из разработанной им теории народности литературы Белинский сделал педагогические выводы о необходимости воспитания детей в духе любви к своей родине. Нужно сделать русский язык и отечественную литературу важнейшими предметами обучения. В творчестве Пушкина, Крылова, Гоголя и других великих писателей России Белинский видел яркое проявление русской народности и благородного патриотизма. Белинский призывал формировать у детей положительные качества, присущие русскому народу, — смелость, находчивость, стойкость духа, трудолюбие. Идею народности воспитания Белинский отстаивал и развивал в ожесточенной борьбе с защитниками теории «православия, самодержавия и народности», считавшими основными качествами русского народа приверженность к старине, религиозность и покорность. Вопрос о целях воспитания Белинский уточнил в 40-е годы в соответствии со своими материалистическими взглядами. Страстный поборник идей человечности, Белинский в то же время выступал против абстрактного гуманизма. Он считал, что настоящий гуманизм предполагает борьбу с тунеядцами, с людьми, действующими на пользу только себе и во вред всем, что следует прививать детям любовь к друзьям человечества и ненависть к эксплуататорам, воспитывать людей, способных подняться на борьбу против неразумного общественного устройства.
![]() | 978 63 62 |