![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
![]() |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Педагогика |
Педагогика эпохи Просвещения | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Симпатия императрицы к Вольтеру и просветительской французской литературе вообще быстро создала моду на "вольтерьянство", прежде всего в светских кругах. Но Французская революция показала власть предержащим, что Вольтер опасен для нее; к нему стали относиться как к "иностранному диссиденту", угрожавшему крепостному праву своими свободолюбивыми идеями. 2. Ж.Ж. Руссо Жан Жак Руссо (1712-1778) - один из самых выдающихся мыслителей эпохи Просвещения. Своим страстным стремлением к изменению социального порядка, борьбой за научное мышление, всей своей разносторонней литературной деятельностью он, как и Вольтер, способствовал приближению революции во Франции. Вольтер и Руссо, по словам Г. Гейне, - те два писателя, которые более всех других подготовляли революцию, определили ее дальнейшие шаги и ныне еще руководят французским народом и властвуют над ним. По своим убеждениям Руссо - представитель демократического крыла идеологов Просвещения; он - философ, социальный мыслитель, писатель, крупнейший специалист в области философии искусства (особенно музыки) и педагогики
Идейным вождем объединения стал И.Н. Крамской. Цель Товарищества была определена как необходимость пропаганды живописи русских художников. Уже первая выставка картин передвижников в 1871г. показала, что сложилось новое направление в живописи, для которого характерны отказ от академических канонов, переход к критическому реализму. Товарищество объединяло все талантливые художественные силы России. В истории русской педагогики и просвещения середины второй половины XIXв. Выдающееся место принадлежит замечательным русским деятелям культуры: ученому-медику Н.И. Пирогову, педагогу К.Д. Ушинскому, ученому-анатому и педагогу П.Ф. Лесгафту и писателю Л.Н. Толстому. Противоречивые и умеренные по своим политическим взглядам, лучшие представители русской педагогической мысли в своей практической деятельности разработали передовые для той эпохи методы и систему воспитания, поставили ряд вопросов имевших целью преодолеть безграмотность и невежество народа. Во всей своей деятельности они руководствовались чувством высокой любви к родине и ее народу. Н.И. Пирогов (1810-1881) в 1856г. опубликовал в “Морском сборнике” статью “Вопросы жизни”, с которой началось широкое обсуждение проблемы воспитания и образования.
Коменский, последовательно изложив ее принципы и правила относительно детей («Великая дидактика», 1657 г.). Этот труд стал в последующем основой для разработки теорий и концепций обучения. Теория обучения Коменского строилась в соответствии с принципом природосообразности воспитания, основная идея которого заключалась в следующем: воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека; воспитывать его нужно сообразно полу и возрасту; также следует формировать у него чувство ответственности за развитие самого себя, общества и окружающего мира. В эпоху Просвещения, когда особое значение приобрело гуманистическое начало в философии, Ж.-Ж. Руссо оказал влияние на признание дидактических потребностей обучающегося, его запросов, актуальных интересов. И. Г. Песталоцци обратил особое внимание на такую цель обучения, как развитие всех сил и способностей человека, и порицал все формы одностороннего воспитания. К концу XVIII началу XIX в. вPклассической педагогике определились две теории формального и материального образования
Она давала человеку веру в силу его разума и тем самым определяла развитие его самосознания в направлении обретения им чувства независимости от природной стихии; служила духовной эмансипации личности и подготавливала приход атеистического сознания. В области философии, этики, педагогики и в других областях гуманитарного знания она породила "эпоху разума" (И. Кант, философы эпохи Просвещения). Многие ее положения легли в основу технической науки, т.е. стали теоретическим фундаментом техники и технологии "эпохи машин" (ХVIII-ХIХ вв.), они остаются таковыми и в настоящее время. Однако ее основные посылки и методы неоднократно необоснованно переносились на те области знания, которые не могли быть предметом механико-математических спекуляций (биология, электромагнетизм, химия, история, социология и т.д.). Этот подход получил название "механицизма". По мере развития новых областей науки и обретения иных подходов механицизм уступал место более адекватным моделям познания. В нашей философской литературе прошлых лет Ньютон рассматривался односторонне, а именно - как творец механической картины мира, великий ученый и т.д. Его вклад в историю оценивался исключительно в контексте утверждения приоритета естествознания в противовес религии.
В качестве синонимов использовались «практическая философия», «жизненная мудрость», «наука о жизни», «искусство жизни» и проч. Эта «практическая философия» должна была быть нацелена на распространение этических и прагматических принципов поведения, быть обращена не к «специалисту», но к тому, кто находится в реальной жизни. В этом же смысле о философии жизни говорили и философы эпохи Просвещения. Развитие прагматически ориентированной философии жизни подготавливается пробуждением интереса к педагогическим проблемам (под влиянием Руссо), взаимопереплетением педагогики и психологии (особенно экспериментальной — Песталоцци, Гербарт). В названии работы термин «философия жизни» (Lebensphilosophie) был впервые зарегистрирован в анонимно появившемся трактате «О моральной красоте и философии жизни» (авт. Г. Ширах); несколько позже появляются «Работы по философии жизни» (К. Мориц, 1772). В 1790 появляется даже «Журнал философии жизни». Термин «философия жизни» становится популярным, проникает в беллетристику. В нач. 19 в. философия жизни используется для обозначения систематических построений авторов, не принадлежащих к числу профессиональных философов, характеризуя богатый жизненный опыт, возникший из реальной жизни
Экономические положения Адама Смита План: Введение 1. Условия создания и основные идеи экономической теории Адама Смита 2. Разработка основных экономических понятий: капитал, стоимость, цена, прибыль и др. 3. Актуальность идей Адама Смита для разработки стратегии рыночной экономики на современном этапе. Заключение Список использованной литературы Введение В 1976 году исполнилось 200 лет с момента выхода в свет книги выдающегося шотландского философа, одного из основателей “классической буржуазной политэкономии” Адама Смита “Исследование о природе и причинах богатства народов”. Труд этот посвящен главным образом экономике, но его значение выходит далеко за ее пределы, поскольку размышления автора внесли значительный вклад в теорию и таких наук, как психология, педагогика, политология. Сам Адам Смит был бы сильно удивлен, если бы в свое время его назвали экономистом: в эпоху Просвещения интеллектуалы, как известно, отличались широтой научных интересов и энциклопедичностью познаний, основу которых составляла философия.
Умственные занятия Эмиля 3.2 Метод занятий, по Руссо. Принцип самодеятельности и самостоятельности 3.3 Необходимость практических умений. Изучение ремесла 3.4 Выбор ремесел. Критерий утилитарный, психологический и педагогический 3.5 Ремесло и образование человека 3.6 Результаты образования Эмиля на пороге критического возраста. Эмиль в умственном и нравственном отношении 3.7 Нравственное воспитание. Критический возраст - пора нравственного воспитания. Естественная предрасположенность юноши к добру 3.8 Нравственное воспитание: его содержание (темы) у Руссо 3.9 Воспитание добрых чувств (сердца) 3.10 Воспитание правильных взглядов на человеческие страсти и заблуждения. Уроки истории и басен 3.11 Выработка доброй воли 3.12 Воспитание целомудрия 3.13 Руссо о религиозном воспитании. Когда оно возможно? Взгляды Руссо на религию 3.14 Воспитание женщины, по Руссо 3.15 Значение Руссо в истории педагогики 3.16 Вопросы 1. Педагогия эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо. Общие начала его педагогической системы 1.1 Жан-Жак Руссо. Впечатления раннего детства в семье отцаРуссо родился в Женеве в 1712 году.
Но наряду с ними в формировании просветительского мировоззрения значительную роль играли и другие личности, которым, по справедливости, нельзя отводить второе место. Маркиз д’Аржан, граф де Кейлюс, Тома-Симон Гелетт многое сделали для познания мира и человеческого общества, для будущего своей страны, для указания путей к прогрессу, используя опыт жизни, достижения науки, философии, культуры. Энциклопедизм их знаний, равно как и энциклопедичность их деятельности, являются характерным признаком эпохи Просвещения; их труды и сочинения подготавливали появление «Энциклопедии» Дидро и Даламбера. Жизнь маркиза д’Аржана, автора многочисленных романов, исторических и политических трактатов, сочинений по вопросам науки, религии и морали, изобиловала приключениями, о которых он рассказывал в своих романах. Познания маркиза д’Аржана были глубоки и разносторонни (при дворе Фридриха II он был директором королевского театра, главой отделения словесности Берлинской Академии наук, возглавлял кружок философов). Убежденный сторонник Просвещения, маркиз д’Аржан проповедовал антиклерикальный деизм и политические свободы. Его эстетические воззрения изложены в многочисленных трактатах и многотомных романах: любовь к древним он сочетал с конкретно-историческим познанием действительности.
Петр I считается идеологом абсолютизма. В 1721 году Петр I меняет титул Российского монарха на императора, а страна с этого момента называется Российская империя. Время царствования Екатерины II называют эпохой просвещенного абсолютизма. Смысл просвещенного абсолютизма состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ. Развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями.
С этими идеями Сперанский познакомился еще будучи семинаристом Александро-Невской семинарии, где в самообразовании своем он вышел далеко за рамки религиозных вопросов нравственного бытия, заинтересовался существующими в человеческом обществе механизмами властвования и средствами управления людьми. В этом ему выступила в помощь богатая семинарская библиотека, в которой всегда можно было найти труды Локка, Монтескье, Вольтера, Руссо, Дидро и др. Нужно отметить, что это веление сердца, изучать общественно-политические науки и в частности труды европейских просветителей возникло у Сперанского не случайно. Во многом оно было обусловлено теми настроениями, которые царили в то время в России. Недавняя эпоха «просвещенного абсолютизма» Екатерины II, ознаменованная разработкой новой официальной идеологии, имевшей цель повысить общеевропейский престиж империи, усвоение либеральной фразеологии, контакты с европейскими мыслителями – все это наложило серьезный отпечаток на несколько поколений людей. Сперанский получил достаточно высокую теоретическую подготовку к моменту восшествия на престол Александра Iи явился для молодого императора настоящей находкой.
Причины создают возможность определённого следствия, для наступления которого необходимы дополнительные условия, сами по себе не порождающие данное следствие, но создающие соответствующую обстановку для реализации действия причины. Применительно к правонарушению, характер такой связи может быть установлен в конкретном преступлении (проступке). Существует взгляд, что преступность в обществе порождается производственными отношениями, экономическим базисом, и потому не может быть устранена никакими мерами, она фатально неизбежна. И с этим можно согласиться. Мыслители и борцы эпохи Просвещения в 18 веке прокладывали путь установлению господства капитализма, стремились утвердить новые гуманистические идеалы, свергнуть духовный гнёт церкви, вывести человечество из тьмы средневековья в новый светлый (как им казалось) мир справедливости и разума, где вечно будет царить свобода, равенство, братство. Причины преступности имеют комплексный характер, причины и психологического и экономического происхождения. Первые - дефекты сознания, элементы социальной психологии, проявляющиеся в искажённых потребностях, интересах, целях, мотивах, нравственных ценностях и правосознании; с завидным постоянством воспроизводившиеся из поколения.
Герои эпохи Просвещения стремились разрушить старый порядок во имя Разума, Справедливости, Добродетели. Для Гойи эта потребность гораздо острее, потому что связана со спасением человечности как таковой, спасением человека в человеке. Ведь старый порядок неукоснительно уродует людей, превращает их в хищных зверей и ослов, ведьм и дьяволов, делает жизнь подобием мерзкого шабаша. Просветители полагали, что для изменения мира нужно прежде всего показать человеку его «естественную», изначально добрую природу, «внушать любовь к добродетели» и таким образом вызвать отвращение к пороку, который внедряется в человека извне, инспирируется «дурными идеями» и дурным общественным устройством. Так, очевидно, полагал и сам Гойя в «эпоху гобеленов». Теперь же все стало сложнее. Гойя больше но мог считать ответственными за ад на земле только дурных правителей и скверные законы. Ожесточенно нападая на тех, кто командует испанским обществом и кто более всего ответствен за «пороки и предрассудки», он обращается и против тех, кто им подчиняется.
Парк эпохи Просвещения создавался для возвышенной и благородной цели — создания совершенной среды для совершенного человека. «Внушив любовь к полям, внушаем добродетель» (Делиль Ж. Сады. Л., 1987. С. 6). Часто в качестве дополнения в парк включались утилитарные постройки (например, молочные фермы), которые, однако, выполняли совершенно иные функции. Важнейший морально-этический постулат Просвещения — обязанность трудиться — находил здесь зримое и реальное воплощение, поскольку заботам о садах в Европе предаются представители правящих домов, аристократии, интеллектуальной элиты. Парки эпохи Просвещения не были тождественны естественной природе. Их проектировщики отбирали и компоновали казавшиеся им наиболее совершенными элементы реального ландшафта, во многих случаях меняя его целиком в соответствии со своим замыслом. При этом, одной из главных задач было сохранение «впечатления естественности», ощущение «дикорастущей природы». В композицию парков и садов включались библиотеки, картинные галереи, музеи, театры, храмы, посвященные не только богам, но и человеческим чувствам — любви, дружбе, меланхолии.
Театр оказался близким самому духу эпохи. Не случайно именно в эпоху Просвещения знаменитый венецианский карнавал становится не просто праздником, но именно образом жизни, формой быта. Театр был призван для выполнения целого спектра задач. Присутствие «социального» контекста – непременный атрибут театральных постановок XVIII века. Реалистической ясности и трезвости в определенном смысле противостояла тяга ко всему необычному, фантастическому, связана в первую очередь с кризисом ортодоксальной религии. Широчайшее распространение получило масонство. Для эпохи Просвещения характерна тяга к авантюрам, приключениям, путешествиям, стремление проникнуть в иное «культурное» пространство. В эпоху Просвещения в Европе устраиваются первые публичные выставки – салоны, представлявшие собой новый вид связи искусства и общества. Музыка эпохи просвещения поражает человека масштабностью и глубиной анализа самых затаенных уголков человеческой души. Во Франции и Италии во второй половине столетия достигает расцвета новый светский вид музыки – опера.
В соответствии с идеями эпохи Просвещения подъем всадника по дикой скале – символ прогресса, победу цивилизации над природной стихией. С это точки зрения выступ передней части постамента ничего не добавляет символику монумента: наличие или отсутствие его не изменяло образу «дикой» скалы. Он не был знаком чего-либо, а следовательно, не имел значения для людей, воспитанных в духе культуры того времени. Поэтому его исчезновению не привлекло их вниманию. Шли годы, век просвещения подошел к концу. Отгремели громовые раскаты Французской революции, наполеоновских сражений, отечественной войны 1812 г. Наступила новая эпоха, изменились нравы и приоритеты культуры. Прежнее преклонения пред классическими канонами искусства и идеалами имперского государства просвещенным монархам во главе государства. Вера в прогресс пошатнулась, стали осмысливаться противоречия, которые он имеет в себе. Поэтому стали видится им «плоды просвещения», и различия между «цивилизованной» Европой и «языческой» Азией, и крутой поворот, на который свернул громадную азиатско-европейскую державу Петр I, и исторические перспективы, открывавшиеся перед Россией благодаря его усилиям, и перемены в жизни народа, с которыми должно быть связано продолжением «дел Петра».
Эпоха просвещения завершается французской революцией (1789-1794 гг.), повлиявшей на расцвет жанрами песен и баллад. В последние годы 18 века в странах Западной Европы формируется романтизм – взволнованный, полный противоречий отклик на всю идеологию просвещения. 3. Литература Нового времени У романтиков существовали разные разнее философские убеждения и политические кусы – страстно любя и страстно ненавидя, они создавали разные образы, выразительно контрастировавшие с миром – это могла быть легендарная фигура (Каин у Байрона, Прометей у Шелли, Гражина у Мицкевича, Гайавата Лонгфелло), или одинокий страдалец, бросающий вызов обществу (герой восточных Ом Байрона0, или художник-энтузиаст, отстаивающий свое высокое призвание (у Гофмана). Сочувственно изображали прошлое Арни, Брентано, Эйхендорф – немецкие писатели, занимавшие консервативные позиции. Выдающимися для своего времени учеными были немецкие сказочники Братья Якоб и Вильгельм Гримм (Детские и семейные сказки» - «Золотой гусь», «Кот в сапогах»), которым принадлежали труды по истории немецкого языка, труды о культуре и преданиях древних германцев.
По своему "произволению" Радищев занимался медициной и химией, не как любитель, а серьезно, так что мог выдержать экзамен на врача и потом с успехом занимался лечением. Занятия химией тоже навсегда остались одним из его любимых дел. Вообще, он приобрел в Лейпциге серьезные знания по естественным наукам. Инструкция предписывала студентам изучать языки; как шло это изучение, мы не имеем сведений, но Радищев хорошо знал языки немецкий, французский и латинский. Позднее он выучился языку английскому и итальянскому. Проведя несколько лет в Лейпциге, он, как и его товарищи, сильно позабыл русский язык, так что по возвращении в Россию занимался им под руководством известного Храповицкого , секретаря Екатерины. - Читали студенты много, и преимущественно французских писателей эпохи Просвещения; увлекались сочинениями Мабли, Руссо и в особенности Гельвеция. В общем, Радищев в Лейпциге, где он побыл пять лет, приобрел разнообразные и серьезные научные познания и сделался одним из самых образованных людей своего времени не только в России.
Разумеется, в своей политике Екатерина опиралась на русское дворянство, особенно на его «сливки» – гвардию. Недаром российские дворяне и при жизни ее, и после кончины говорили и писали о «золотом веке» Екатерины II, матушке-государыне, мудрой правительнице. Этот венок славы сплетали ей и русские одописцы, и зарубежные, и прежде всего французские философы-просветители. XVIII в. – эпоха «просвещенного абсолютизма», «союза философов и монархов». В ту пору широкое хождение получили теория и практика, согласно которым отжившие институты феодального общества можно было преодолеть не революционным, а эволюционным путем, самими монархами и их дворянами, при помощи мудрых советников-философов, прочих просвещенных людей. Самодержавцы, как предполагалось, были или должна были быть людьми просвещенными, своего рода учениками идеологов Просвещения. Следуя этим новоевропейским веяньям, Екатерина вела переписку с такими деятелями как Вольтер и Дидро. ВЛАСТЬ. УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ. Екатерина не могла быть довольна тем положением дел, которое она застала, вступая на престол.
![]() | 978 63 62 |