![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Философия |
Методология сетевого мышления: феномен самоорганизации | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Идеи рационализма играли чрезвычайно важную роль в формировании идеологии Просвещения, связавшей исторический прогресс с развитием рациональных начал человеческого бытия. Рассматривая Бога как разумную первопричину мира, человеческую историю как последовательное действие этой первопричины, ведущее людей от дикости и варварства к цивилизации и нравственности, просветители выдвинули программу социальных преобразований на основе общественного договора, реализуемого целенаправленными усилиями человечества, объединенного принципами Разума. Важнейшей и, вместе с тем, труднейшей проблемой классического Р. явилось определение фундаментальных и безусловных оснований познания (Декарт таковыми полагал "врожденные идеи", Лейбниц - предрасположения или задатки мышления, Спиноза - интеллектуальные интуиции). Истинность этих оснований гарантируется Богом, и потому "естественный свет разума", lumen naturale, освещающий путь к истине, возжигается и непрерывно поддерживается в душе человека Создателем Вселенной. Однако дальнейшее развитие науки, усиливавшее тенденцию к ее "секуляризации" и автономию по отношению к метафизике, стимулировало философский поиск более приближенных к этой тенденции версий рационализма. "Критическая философия" Канта стала попыткой объединить стратегию рационализма со стратегией эмпиризма: границы рационального познания, по Канту, совпадают со сферой применимости научной методологии, миром явлений, "феноменов", но всеобщность и универсальная истинность законов математического естествознания гарантируется априорностью чувственных созерцаний (интуиций) пространства и времени, а также категориальной структуры рассудка
В данном разделе этот разбор будет продолжен. Решая проблему изучения социальных ограничений, необходимо иметь в виду, что социокультурные нормы, правила и средства выражения должны пониматься отнюдь не только как ограничения и препятствия; их можно мыслить и понимать и в качестве возможностей и свобод для самореализации человека. Как отмечал Е.М. Харитонов, общество существует только в человеческом действии и хотя и зависит от него, но не является его продуктом; то есть социальные структуры существуют как средства и возможности для человеческих действий, хотя иногда и ограничивают их (См. 434). Поэтому, описание их ограничительного аспекта не является отрицанием противоположного, освободительного. Подобная трактовка исследования социальных ограничений явилась бы обывательским, чисто рассудочным подходом, не поднимающимся до разума, диалектики и мышления, феноменом манипулятивно-одномерного сознания. От подобного подхода предостерегал М. Хайдеггер в своём известном «Письме о гуманизме» (См. 338, с.341-342), указывая, что критика ценностей, логики, гуманизма, религии ещё не говорит об утверждении того, что является их рациональным антиподом.
Поэтому можно считать, что не только к многочисленным феноменам самоорганизации, но и к предпосылкам собственно самоорганизации (как явления возникновения жизни) следует подходить в известном смысле как к проблемам биокибернетики. Если по признанию специалистов в области биофизики высокая сложность биологически эволюционирующих систем делает пока что нереальным построение физи 113 ческой теории эволюции в целом, то с помощью кибернетики эта проблема разрешима. Кибернетика ориентирована на такого рода сложные задачи. Понятие сложности, вызванное первоначально оценкой системы с позиции "из чего она состоит", постепенно с развитием кибернетики эволюционировало до понятия, включающего как структурные, так и функциональные характеристики. Биофизические концепции самоорганизации материи свидетельствуют о трансспецифичности материальных атрибутов жизни, выявляя тем самым псевдонаучный характер неовиталистического истолкования сущности жизни. Они смещают основание существования биологических наук в сторону биофизических и биокибернетических принципов, создавая методологическую основу для стиля мышления с существенно дедуктивно-аксиоматической ориентацией. 3
Химические часы — пожалуй, самый яркий феномен самоорганизации химических процессов, открытый в начале 50-х годов российскими учеными Б. П. Белоусовым и А. М. Жаботинским. Структура, которая здесь образуется, представляет собой не пространственную, а временную структуру — колебание с регулярной периодичностью. Для теоретического описания реакции Белоусова — Жаботинского Пригожин со своими сотрудниками разработал специальную модель, названную брюсселятором. Она выглядит так. Имеются вещества, вступающие между собой в химическую реакцию. Концентрацию только одного из них — “управляющего” вещества — плавно увеличивают. Как только концентрация переходит критический порог (при прочих равных параметрах) , прежнее стационарное состояние химической системы становится неустойчивым и концентрации двух других реагирующих веществ начинают колебаться с отчетливо выраженной периодичностью. Колебания происходят вокруг некоторого нестабильного фокуса и выходят на предельный цикл, то есть устанавливается устойчивое периодическое движение.
Идеи рационализма играли чрезвычайно важную роль в формировании идеологии Просвещения, связавшей исторический прогресс с развитием рациональных начал человеческого бытия. Рассматривая бога как разумную первопричину мира, человеческую историю — как последовательное действие этой первопричины, ведущее людей от дикости и варварства к цивилизации и нравственности, просветители выдвинули программу социальных преобразований на основе общественного договора, реализуемого целенаправленными усилиями человечества, объединенного принципами разума. Важнейшей и вместе с тем труднейшей проблемой классического рационализма явилось определение фундаментальных и безусловных оснований познания (Декарт таковыми полагал «врожденные идеи», Лейбниц — предрасположения или задатки мышления, Спиноза — интеллектуальные интуиции). Истинность этих оснований гарантируется Богом, и потому «естественный свет разума» (lumen naturale), освещающий путь к истине, возжигается и непрерывно поддерживается в душе человека создателем Вселенной. Однако дальнейшее развитие науки, усиливавшее тенденцию кее «секуляризации» и автоном и ю по отношению к метафизике, стимул ировало философский поиск новых версий рационализма. «Критическая философия» Канта стала попыткой объединить стратегию рационализма со стратегией эмпиризма: границы рационального познания, по Канту, совпадают со сферой применимости научной методологии, миром явлений, «феноменов», но всеобщность и универсальная истинность законов математического естествознания гарантируется априорностью чувственных созерцаний (интуиции) пространства и времени, а также атегориальной структуры рассудка
Причем сама методология его мышления, тесно связанная с проницающим и конкретным исследованием основных начал человеческой природы и их неоднозначным преломлением в тех или иных тенденциях, явлениях, поступках, общественном новаторстве, давала ему возможность не только предсказывать трагические катаклизмы ХХ века с его войнами, революциями и, говоря словами А.И. Герцена, "Чингисханами с телеграфами", но и сегодня служить своеобразным пробным камнем для проверки всяких модных рассудочных утопий и односторонний идеологий. Способность раскрыть подлинную иерархию действительно главных и второстепенных для личности проблем и разглядеть сокровенную связь тайных движений души и корневых побуждений воли человека с результатами его внешней деятельности, умение распознать иллюзии относительности ценностей и социальных условностей, миражи всевозможных репутаций и лукавой пропаганды, границы и тупики сциентизма, тонкий яд рационализма и нигилизм здравого смысла позволяют писателю и впредь оставаться авторитетнейшим участником в диалоге идей современного мира.
Такое же разделение наблюдается с XVIII века и в русской культуре, если сопоставлять в ней "радищевсккое" и "достоевское" направления. И здесь Паскаль и Достоевский, равно как и другие, типологически сходные с ними писатели и философы, оказываются в одном лагере передовых людей, передовых в том смысле, какой выражен в нестареющем суждении Гоголя: "Передовыми людьми можно назвать только тех, которые видят всё то, что видят другие (все другие, а не некоторые), и, опершись на сумму всего, видят всё то, чего не видят другие". И Паскаля, и Достоевского можно назвать стратегическими мыслителями, рассматривавшими основополагающие проекты развития мира "с Богом" и "без Бога", в сопряжении главных признаков величия и нищеты в драматической мистерии человеческого бытия. Причём сама методология их мышления, тесно связанная с глубинным и одновременно конкретным исследованием основных начал человеческой природы и их противоречивым преломлением в тех или иных тенденциях, явлениях, событиях, общественном новаторстве, может служить своеобразным пробным камнем для проверки модных рассудочных утопий и односторонних идеологий.
Химические часы - пожалуй, самый яркий феномен самоорганизации химических процессов, открытый в начале 50-х годов российскими учеными Б.П.Белоусовьм и А.М.Жаботинским. Структура, которая здесь образуется, представляет собой не пространственную, а временную структуру - колебание с регулярной периодичностью. Для теоретического описания реакции Белоусова-Жаботинского Пригожин со своими сотрудниками разработал специальную модель, названную брюсселятором. Она выглядит так. Имеются вещества, вступающие между собой в химическую реакцию. Концентрацию только одного из них - "управляющего" вещества - плавно увеличивают. Как только концентрация переходит критический порог (при прочих равных параметрах), прежнее стационарное состояние химической системы становится неустойчивым и концентрации двух других реагирующих веществ начинают колебаться с отчетливо выраженной периодичностью. Колебания происходят вокруг некоторого нестабильного фокуса и выходят на предельный цикл, то есть устанавливается устойчивое периодическое движение.
Она существует и в современной психологии и содержит черты соотносимые с признаками естественно-научного подхода: - подход к психическим явлениям на основе выделения общих закономерностей психических процессов (а не индивидуальных описаний). - классификационный характер подхода (различение различных процессов). и т д. Идея состоит в том, что психическое явление содержит некоторые характеристики, которые должны быть выявлены (Левин указывал на несостоятельность такого подхода --'нет собственных качеств явления, явление существует только в контексте и может быть понято только как функция влияния окружения и собственных качеств субъекта'). Понимание психики не как имеющей некоторые раскрываемые в исследовании свойства (Аристотель), а как результата всей той обстановки в которой происходит психический процесс (галилеевский способ мышления ориентированный на познание индивидуального события, случая) пришло намного позже и было чуждо античности. Таким образом, в античности складывается фундамент знаний (о психических процессах), подходов (материалистических и идеалистических), методологии научного мышления (у Аристотеля).
Когда же она остывает, то принимает те или иные формы в соответствии с ландшафтом. Волшебное превращение иррационального процесса в рациональный итог – следствие взаимодействия противоположностей субъекта и объекта познания, обретение ими временного тождества: взаимного воплощения. Субъект объективизирует свою субъективность, делает ее явной для себя и других, удовлетворяет свои определенные нужды и потребности. Иррациональность субъекта погашается «рациональностью» объекта, и наоборот, объект, «освобождается» из тенет детерминизма, перестает быть «вещью в себе», становится предметом, обладающим значением и смыслом, понятым и понятным. Если тождество не достигнуто - мысль (суждение, умозаключение) не отвечает требованиям формальной логики (противоречие сохраняется), «энергия» процесса мышления либо снова разрушает неудовлетворяющий порядок, либо трансформируется в отрицательный аффект, также уничтожающий тяготящий субъекта порядок, но уже другим способом. Изучение мышления как иррационального процесса требует от исследователей пересмотра традиционной методологии психологии мышления, базирующейся на канонах формальной логики. Список литературы
Сетевой Маркетинг и Интернет: настоящее и будущее "Если Вы не знаете, куда вы идете, то наверняка не попадете туда" (Yogi Berra). Интернет переживает настоящий бум во всем мире. Каждые 24 часа в Глобальной Сети появляются 7 млн. (!) страниц. Все больше и больше крупных компаний из разряда "акул бизнеса" обращают свой взор на этот новый, сравнительно малоизученный сегмент рынка. Миллиарды долларов инвестируются в так называемую "новую экономику". Акции интернет-компаний стремительно растут в цене, побивая все мыслимые и немыслимые рекорды. В очень скором будущем большинство аналитиков предсказывают, что без использования Интернета делать бизнес будет просто невозможно. Билл Гейтс, основатель фирмы Microsof предсказал однажды, что "к 2005 году в мире будут существовать два типа компаний, те кто делает бизнес в Интернете, и те кто вышел из бизнеса". Какое же влияние оказывает Интернет на Сетевой Маркетинг? Способна ли Мировая Паутина "взорвать" привычные представления о философии и методологии сетевого бизнеса? Можно ли уже сегодня использовать возможности Интернета для ведения бизнеса, и, если можно, то как? Попробуем ответить на эти вопросы.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Выдача узлов электровоза в аппаратном цехе ВВЕДЕНИЕ Актуальность сетевого планирования на предприятиях железнодорожного транспорта в настоящее время не вызывает сомнения. Наряду с линейными графиками и табличными расчетами сетевые методы планирования находят широкое применение при разработке перспективных планов и моделей создания сложных производственных систем и других объектов долгосрочного использования. Сетевое планирование служит основой экономических и математических расчетов, графических и аналитических вычислений, организационных и управленческих решений, оперативных и стратегических планов, обеспечивающих не только изображение, но и моделирование, анализ и оптимизацию проектов. Целью и предметом данной выпускной квалификационной работы станет исследование системы сетевого планирования и управления (СПУ) на предприятия железнодорожного транспорта. Для выполнения поставленной задачи необходимо рассмотреть методологию сетевого планирования, сущность и роль СПУ как метода планирования управления.
Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком", - размышлял восемнадцатилетний Достоевский(). Разгадал ли кто-либо из людей эту тайну? Думаю, пока нет. Проблема человека, его гармонии с природой устремлена в будущее. Каждый из нас и каждый из тех, кто придет нам на смену, еще не раз зададут себе вопросы: Кто я? Что мой дом? Для чего я живу? Кем создан этот мир? Для чего существует человеческий род? Каждый найдет свой ответ или не найдет его вовсе 5. Феномен самоорганизации материи в природе. Для познания механизма развития материи от низшего к высшему, от простого к сложному, существенное значение имеет познание генезиса феномена управления и его системоорганизующей роли. Вся живая природа и социальная сфера буквально сотканы из бесчисленного множества контуров управления (и самоуправления) разных уровней. Но необходимо оговориться, что в природе не существует такого самостоятельного явления как механизм управления.
Мир сверхчувственных, неизменных и вечных идей, который Платон называет просто “бытие”, противостоит изменчивая и переходящая сфера чувственных вещей ( “мир становления”) : здесь все только становится, непрерывно возникает и уничтожается, но никогда не “есть”. “.Нужно отвратиться всей душой от всего становящегося: тогда способность человека к познанию сможет выдержать созерцание бытия.” Критикуя тех, кто “признает тела и бытие за одно и то же” Платон утверждает, что истинное бытие - “это некие умопостигаемые и бестелесные идеи”. 7.Что является предметом науки диалектики? Исследование понятий- “идей”- приводит Платона к разработке методологии рационального мышления, получившей название “диалектики”, т.е. попросту логики, диалектику Платон понимал двояко. Во-первых, диалектиком он называет человека, который “умеет ставить вопросы и давать ответы”. Во-вторых диалектика понимается как умение обращаться с понятиями, различая их по видам и виды соединяя в родовые понятия. Эти две противоположно направленные логические операции и получили название, соответственно, “разделения” и “соединения”. Первая обеспечивает разъяснение понятия, позволяет выявить внутреннее членение его содержания и представляет, собственно, основание классификации.
Укажите слова, в которых допускаются варианты ударения. Отметьте варианты, имеющие стилистическую окраску: Безудержный, гербовый, девичий, зубчатый, искристый, каталог, компас, костюмированный, ломоть, мышление, феномен, мизерный, мускулистый, неоцененный, памятуя, облегчить, одновременный, оптовый, откупорить, тигровый. Безудержный – устаревшее произношение. Девичий – устар. и в художественной литературе. Компас – профессиональное (у моряков). Феномен – научный термин; необычное явление. Ударение может быть подвижным и неподвижным. В существительных с неподвижным ударением ударение всегда падает на основу, т.е. не перемещается на окончание при изменении по числам и падежам. У существительных мужского роды ударение может перемещаться с основы на окончание. Расставьте ударение в следующих именах существительных. Берег, берега, берегу, берегом, о береге; берега, берегов, берегам, о берегах, берегами. Волк, волка, волку, волком, о волке; волки, волков, волкам, волками, о волках. Дверь, двери, нет двери, дверью, о двери; двери, дверей, дверям, дверями, о дверях. Деньги, денег, деньгам, о деньгах, деньгами.
Но став сотрудниками одного предприятия, они уже обязаны ему за возможность самореализации и признания. Миссия призвана ориентировать и стабилизировать их отношения. Жизненный цикл миссии Функции миссии дают общую теоретическую картину, а также задают исходные положения для новых успехов. Исторически миссия чаще воспринималась на уровне ученых-личностей, прежде всего в области развития техники. Можно привести примеры разработки дизельного мотора (1892 г.), пишущей машины (первая конструкция запатентована в Англии в 1714 г.), телефона. В каждом из этих примеров изобретение имело яркую историю своего развития, которое влияло на дальнейших разработчиков их миссии. Они производили технические знания, выполняя свое предназначение первопроходцев, эти знания воплощались в то, чем мы пользуемся и сейчас. Они стали принадлежать всему человечеству. Отдельные идеи, научные предположения, некоторые догадки одних и логическое оформление их другими представляют отдельные элементы сетевого мышления тех, кто в результате обобщения накопленных ранее знаний составит некоторую их обзорную картину, представление в таком виде, который экстраполирует тенденции развития.
Экологическая психология как новая междициплинарная область знаний и самостоятельная научная дисциплина является эффективным средством обучения, воспитания и развития личности студентов технических университетов. В курсе экологической психологии студенты знакомятся с рядом актуальных проблем современной науки, исследованием которы занимаются многие ученые. Наука, понятая как проблема, подчеркивал М.К.Мамардашвили, только и может называться наукой. Феномен экологического сознания – это проблема настоящего и будущего научного поиска. Что такое экологическое сознание и как его создать или воспитать? Как совершенствовать наше сознание? Как содействовать расцвету новой жизни на Земле? Сегодня эти проблемы волнуют всех. В курсе экологической психологии учащиеся знакомятся с различными методологиями познавательной деятельности и методами построения экологических концепций, что способствует развитию их мышления. На материалах творческих биографий крупнейших ученых формируются ценностные ориентации, эстетические и нравственные идеалы личности. В процессе изучения разнообразных моделей рефлексии (внепарадигмальной, синтетической, мировоззренческой, логической, историко-научной, предметоформирующей, организационно-психологической) в творческом мышлении деятелей науки и культуры развиваются интеллектуальные способности личности и её возможности осознания мира как целостной системы.
Заключение Растущее признание Системной природы всемирной проблемы — “затруднительного положения человечества”— способствовало тому вниманию, которое уделяется сейчас системным подходам к прогнозированию и планированию, являющимся также необходимыми составными чертами полномасштабного процесса нормативного планирования. Развитие методологии прогнозирования получило сильные импульсы от этого направления, что подкрепляется обогащением подходов, соответствующих “системному” образу мышления в прогнозировании, и недавними разработками или расширениями более старых концепций в таких методах, как структурные модели, анализ горизонтального соответствия, анализ взаимной корреляции, анализ затраты — выпуск, итеративная проектировка систем, комбинация теории решений с понятиями эффективности систем, эвристическое и психоэвристическое программирование, сетевые методы. Целью является переход от полимерных подходов, к которому принадлежит основная масса современных “системно-настроенных” методов, к между- п далее к трансмерпому подходам.
![]() | 978 63 62 |