![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Философия |
Философия в России | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В своих проповедях, комментариях и поучениях они постоянно говорят об ответственности человека за собственное будущее и тех слабостях, заблуждениях, "грехах", которые 276 неизбежно сопровождают человека по причине немощи, "худости" его собственной "природы". Чтобы соответствовать открывшейся Истине и Благодати, необходимы дисциплина ума и тела, достигаемые "молитвой, послушанием, добрыми делами". Только постоянное усилие над собой, "исхождение" из себя-язычника (говоря современным языком - человека как "природного, естественного" существа) открывает возможную перспективу разделить судьбу мира, возвращающегося к Богу в лоно совершенства. Мысль книжников об осмысленной коллективной ответственности "всех православных за всех" много шире и глубже идеи дисциплины, укрощения языческого индивидуализма и активизма, как и идеи общинно-родового "безответственного коллективизма", столь знакомого русским. Глубоко в себе она содержала будущую идею мистики "соборности" и русского мессианизма, разрабатываемую религиозной философией России XIX-XX вв
Эволюционный час российской философии К.С. Хруцкий Пробил 'эволюционный час' российской философии: будущее благополучие мировой цивилизации невозможно без воссоздания оригинальной деятельной русской (космистской) философии. Вопросы, на которые пока нет ответа. Поводом к данному философскому исследованию послужила аналитическая заметка проф. В.Ф. Дружинина ("P.S. (Постскриптум)", в Вестнике РФО №3, 2004). Многие вопросы, поднятые здесь ученым, более чем актуальные и очевидны, тем не менее до сих пор отсутствует организованный поиск для их решения. Например, обсуждая заявленную тему IV Российского философского конгресса, В.Ф. Дружинин задается вопросом: " главное, обоснован ли выбор темы конгресса "Философия и будущее цивилизации", когда "для отечественной философии нет сегодня более острой проблемы, чем ее собственное ближайшее будущее"? Поэтому, философ конкретно предлагает, в том числе: "Изменить заявленную тему конгресса на другую: "Философия России – прошлое, настоящее, будущее". В целом, на мой взгляд, вопрос номер один: в каких отношениях состоят сегодня реальный мир и изучающая его философия. Философия – это наука, или это некое особое культурное образование? В советские времена этот вопрос был предельно ясен для любого, начиная со школьного возраста – философия, на строгих научных основаниях и в единстве с другими науками, 'глобализировала' коммунизм во всем мире, прокладывая путь в 'светлое' будущее для всех – для всей мировой цивилизации.
Валеева гордостью башкирского народа и всех россиян, и таковым он останется навсегда. Если при своем большом даровании он не смог сделать всего того, что хотел, то виной тому - мертвенность нашего времени, пришедшего на смену авторитарной эпохи. Эпоха, в которую мы теперь вступили, есть эпоха пустой свободы, когда ценится только все понятое, приятное и удобное. Но есть личности (к ним, безусловно, принадлежал и мой покойный наставник), которые пытаются как бы "задержать" всю массу времени на одном и том же месте, т. е. выразить дух эпохи, запечатлевающий себя в своем неуклонном стремлении к истине, в стремлении создать не только хороших, но и людей великих в нравственном отношении. Литература 1. См. Кафка Ф. Дневники. Пер. с нем. - Харьков: Фолио; М.: ООО "Фирма"Издательство АСТ", 1999. - С. 381. 2. Статьи о профессоре Д.Ж. Валееве выходили во всех четырех изданиях книги "Философы России XIX - XX столетий". (См. издания 1993, 1995, 1999, 2002 гг.). здесь мы берем последнее издание. - П.В. Алексеев. Философы России XIX - XX столетий
Таким образом, Россия в середине XIX века представляла собой страну в переходный период от традиционного к индустриальному обществу. 1.2 Дискуссии о самобытности российской цивилизации «Русская идея» — понятие, с помощью которого можно объединить целую группу тем и проблем, идейных течений и направлений, дискуссий, которые в немалой степени определяли картину исторического развития России. Сегодня мы могли бы сказать о себе и нашем времени то, что писал поэт и философ России В.Иванов в статье «О русской идее», опубликованной в 1909 г. в журнале «Золотое руно»: «Наблюдая последние настроения нашей умственной жизни, нельзя не заметить, что вновь ожили и вошли в наш мыслительный обиход некоторые старые слова-лозунги, а следовательно, и вновь предстали общественному сознанию связанные с этими словами-лозунгами старые проблемы». О каких же проблемах говорили и идет речь сегодня, когда употребляется объединяющее их понятие «русская идея»? Суммируя дискуссии, можно условно выделить следующие основные группы проблем и линий спора: Любовь к России, к Родине — характер русского, точнее, российского патриотизма.
Курс лекций по древней философии: Учебное пособие для философских факультетов и отделений университетов. - М.: Высшая школа, 1981. - С. 20. ** Лукьянов А.В. Мысли о культуре и философии России // Философский космос России. Памяти Н.А.Бердяева (1874-1948). - Уфа: Издание Башкирского ун-та, 1998. - С. 46. Все это можно проиллюстрировать на примере анализа мифологии древних славян. Стремление к достижению Абсолюта мы можем обнаружить даже в тех немногих мифах, что дошли до нашего времени, которые, впрочем, носят форму неконкретного, абстрактного идеала. Это, прежде всего, сказания о Китеж-граде и легенда древних поморов о Лебединой стране, куда возносятся души погибших, особенно праведных, людей. При этом совершенно непонятно, где находятся данный град и данная страна, и что требуется для их достижения. Как видим, подобного рода мифы не являются эквивалентами христианского рая, здесь и речи нет о Боге. Скорее всего, это - интуитивная попытка нащупать пути понимания идеи Абсолюта и через это понимание достигнуть самого Абсолюта
Это время создания нового менталитета, освобождения мышления от политики и социальности, время, породившее религиозно-философский Ренессанс. Эпоха серебряного века – это культ творчества как интегрирующего элемента в разломе «времени и личности художника». Богатейшее культурное наследие этого периода составляет золотой фонд не только нашей отечественной, но и мировой культуры. Контрольные вопросы 1. Какова была причина кризиса в России в конце XIX–начале XX в.? 2. В чем состояла экономическая политика С.Ю. Витте? 3. Изложите комплекс мероприятий, предложенных П.А. Столыпиным по выходу из кризиса. Проанализируйте сильные и слабые стороны аграрной политики Столыпина. 4. Расскажите о либеральной альтернативе выхода страны из кризиса. Сравните программные установки партии кадетов и октябристов в этот период. 5. В чем состояла социал-демократическая альтернатива преобразования России? В чем сходство и различие программных целей партий РСДРП и ПСР? 6. Каков был ответ философов России на общекультурный и мировоззренческий кризис рубежа веков? 7. О чем предупреждали общество авторы сборника «Вехи»? 8.
Процветало крепостное право – число крепостных увеличивалось, а их человеческие права попирались. Россию миновали и Возрождение, и Реформация. Духовенство было невежественным, литературы почти не существовало, математика и другие науки игнорировались или презирались. В отличие от Западной Европы, где Ньютон недавно написал свои «Начала», где расцветали литература и философия, Россия была почти средневековой. Итак, Петр получил в наследие целый комплекс начинаний в экономической, социальной, политической и культурной жизни общества. Их принято называть предпосылками преобразований Петра. В эти преобразования Петр отдал весь свой незаурядный талант, темперамент, упорство одержимого, отвагу, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах. Петр властно вторгался во все сферы жизни страны и намного ускорил развитие начал, полученных в наследие. Петр многое сделал для России: развитие промышленности и торговли; рост городов и строительство первого русского флота; реорганизация на западный манер армии; реорганизация (частичная) православной церкви.
Карамзин убежден, что это ведет к ослаблению правопорядка и возникновению тиранических методов управления. По мнению Н.М.Карамзина необходимо, чтобы абсолютная монархия усваивала принципы либеральной идеологии. Проведение в жизнь либеральных реформ и принятие либеральных методов управления государством является требованием справедливости, а следовательно и требованием нравственным. Поэтому это требование – абсолютно связывающее для самодержца. Абсолютная монархия остается подлинной монархией и не превращается в тиранический строй до тех пор, пока она опирается на повеления Божии и полностью соблюдает требования справедливости. Это важная сторона мировоззрения Н.М.Карамзина. Законный монарх должен быть в высшей степени связан нравственными требованиями. И он ими связан, потому что эти требования превратились в прочные традиции. Для Н.М.Карамзина именно эти традиции, а не формальные правовые постановления и внешнее государственное устройство – подлинная гарантия того, что в государстве будут преобладать право, справедливость и добро, и что подданные будет счастливы. . Использованная литература Алексеев П.В. Философы России 19-20 столетий.
смотреть на рефераты похожие на "Особенности русской философии 19-20вв. " Министерство образования РФСАРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВА Учебная дисциплина – Философия Тема: “Особенности русской философии XIX-XX в.” (контрольная работа) Выполнил: Студент 2-го курса 102 группы Заочного факультета Жердев П. B. Адрес: Саратовская обл. г.Балаково ул. Степная 28-133 Балаково 2003г. План:1. Общая характеристика философии России 19-20 веков.2. Определение русской идеи в философии России 19-20 вв. 3. Характерные черты российской философии.Общая характеристика философии России 19-20 веков. С давних времен, с самого своего становления Россия зарекомендовала себя, как страна необычная, не похожая на других, а потому непонятная и вместе с тем чрезвычайно притягательная. Тютчев сказал в свое время про Россию: Умом России не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить. Эти строки, безусловно, актуальны и по сей день. Россия – страна, не подпадающая ни под какие мерки, шаблоны и законы логики. Но Россия, ее характер – это характер ее народа, характер сложный и весьма противоречивый. 19 и 20 век - это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, возникновение новых течений в философии демонстрируя предельное многообразие подходов к проблеме человека.
Поэтому без освоения отечественного духовного наследия нельзя понять историю и душу русского народа, осмыслить место и роль России в мировой цивилизации. 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ. ОСОБЕННОСТИ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором можно выделить следующие этапы: Хl в. – первая половина XVlll в. – постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках других форм общественного сознания, прежде всего религиозного и эстетического (Илларион, А. Рублев, Феофан Грек и др.); вторая половина XVlll в. – первая четверть XlX в. – распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени, что не обошлось без известного подражания западноевропейским течениям философской мысли; вторая четверть XlX в. – начало XX в. – становление и развитие самобытной русской философии; после 1922 г. – философия русского зарубежья. При характеристике особенностей развития философии России необходимо прежде всего учитывать условия ее существования, которые по сравнению с западноевропейскими были крайне неблагоприятными.
Вспоминаются имена таких подвижников, как Феофан Затворник (богослов, ректор Петербургской духовной академии, проведший 22 года в монастыре и причисленный церковью к лику святых), Амвросий Оптинский (старец Оптиной пустыни, прототип старца Зосимы в романе Ф. Достоевского «Братья Карамазовы», причисленный церковью к лику святых), Иоанн, митрополит Петербургский и Ладожский (в миру Смычев Иван Матвеевич). Однако следует учитывать, что в России существуют другие христианские конфессии и другие религии, а следовательно, в дальнейшем нужно пропорционально включать в словарь имена виднейших представителей католицизма, протестантизма, ислама, буддизма, иудаизма. Составители словаря не ограничились узким пониманием философии. В России самые глубокие и философски значимые мысли были выражены не столько в специальных трактатах, сколько в художественной литературе, музыке, живописи, архитектуре и т. п. На эту особенность обращали внимание многие исследователи российской философии, а потому правомерно включение в словарь «Философы России ХГХ-ХХ столетий» следующих статей: «Пушкин Александр Сергеевич», «Толстой Лев Николаевич», «Достоевский Федор Михайлович», «Тургенев Иван Сергеевич», «Тютчев Федор Иванович», «Блок Александр Александрович», «Брюсов Валерий Яковлевич».
В России конца Х1Х века назрела острая необходимость «приспособить» православие к новому этапу развития общества, связанному с капиталистическим развитием, социальной поляризацией, ростом социальной напряженности, появлением новых радикальных идей. Более того, причина упадка православия в жесткой государственной власти над Церковью. Подчинив себе Церковь, государство тем самым разрушило зависимость светского от духовного и привело к внутреннему разладу и ослаблению нравственных начал в обществе. Факт сращивания государства и РПЦ признавался и самими религиозными деятелями. Пагубное влияние опеки светской власти наталкивало их на мысль о необходимости церковных преобразований. Выдающиеся церковные иерархи (митрополит Филарет / Дроздов /, Антоний / Храповский /, Сергий / Страгородский /, Антоний / Владковский / и др. ) и религиозные философы ( В. Соловьев, В.В. Розанов, Д. Мережковский, Н. Бердяев и многие другие ) , известные общественные деятели того времени защищали идею независимости Церкви от государства и прививали ее русскому общественному сознанию.
Читала сочинения Монтескье, Плутарха, Бейля, Корнеля, Барра и других просветителей и философов. В то же время она поддерживала связи со многими монархами. Екатерина основала Российскую Академию и общественные банки в Петербурге и Сибири. Россия ей обязана введением фабрик стальных изделий, кожевенных заводов, многих мануфактур, литеен, разведением шелковичных червей на Украине. Ввела прививание оспы и сама первая ему подверглась. В Петербурге были учреждены училища военного и морского ведомства. Снаряжала морские экспедиции в Тихий и Ледовитый океаны, к берегам Азии и Америки. Именно при Екатерине 2 русский флот прошел через океан и Средиземное море, возвестил грекам свободу и разбил турецкий флот в Чесменском заливе. Султан уступил русским Новую Сербию, Азов, Таганрог, позволил русским морякам свободно плавать по Черному морю и признал независимость Крыма. Через некоторое время одержана победа в устье Днепра, отнят Очаков, покорена Грузия, взяты Хотин, Бендеры, Измаил. По Ясскому миру в 1792 году Днестр был определен границею и за Россиею упрочено владение Кавказом. Были присоединены к России Северное Причерноморье, Северный Кавказ, западная Украина и Белоруссия, Литовские земли по разделу Речи Посполитой.
Мы же считаем, что труды этого человека, да и сама его непростая жизнь, заслуживают более пристального внимания. Очень интересны его работы, несущие в первую очередь проблемы нравственности, этики, это необычное сочетание человека – анархиста (представляющегося обычно жестоким тираном, идущим к цели с помощью террора) и человека, в ком сильно развито чувство эмпатии. Этот человек, столько сделавший для развития науки, философии, истории в России, вынужден был скитаться больше половины своей жизни по далеким странам, потому что блестящей карьере, открывавшейся перед ним, он предпочел революционную деятельность. И там, вдали от родины, П.А.Кропоткин не бездействовал – сейчас историки определяют великое место его учений среди европейской общественной мысли. Читая материалы некоторых критиков – исследователей, возможно увидеть в их представлении Кропоткина – революционера, истинного террориста, который противоречит сам себе – размышляет о нравственности и одобряет убийство. Хотелось бы показать в этой работе, что нельзя понимать содержание человека по его принадлежности к какому – либо течению. Попытаемся разобраться, на самом ли деле под высоконравственным обличьем скрывается человек, для которого неважно, с помощью каких средств он достигнет своей цели.
Московский технический университет связи и информатики. К Философии и истории.афедра: Реферат по отечественной истории на тему: «Русский либерализм XIX века». Подготовила: студентка группы ЭБ0301 Якушева Юлия Алексеевна. доцент Перегонцева Галина Ивановна. Проверила: Оглавление 1 Введение.3 1.1 Обоснование выбора темы3 1.2 Понятие либерализма3 2 Зарождение либерализма в России. 4 3 Либерализм в эпоху Александра I.5 3.1 Курс реформ Александра I.5 3.2 Реформы М.М. Сперанского.8 3.3 Проблемы реформ Александра I.9 4 Идейное развитие либерализма в царствование Николая I.11 4.1 Течения общественной мысли при Николае I.11 4.2 Либеральные концепции Б.Н. Чичерина.13 5 Реформы Александра II.17 5.1 Состояние либеральной мысли в начале царствования.17 5.2 Реформы Александра II.18 5.3 Половинчатость реформ Александра II и кризис Российского либерализма.20 6 Контрреформы Александра III.22 7 Последние либеральные реформы Российской империи.23 8 Заключение.27 9 Список использованной литературы . 24 1Введение. 1.1Обоснование выбора темы Вся история России состоит из чередования периодов либеральных реформ и последующей реакции.
Формационный метод позволяет подходить к вопросам без иллюзий о прошлом, с учетом «от чего к чему» идет развитие, всех факторов, которые воздействуют на процесс, а в качестве критерия оценки обязывает брать лучшие достижения человечества. Имеет смысл вспомнить высказывание о том, что Россия в начале ХХ века страдала не столько от капитализма, сколько от недостатка развития капитализма. Это сказал человек, у которого не было заблуждений о характере буржуазного строя. На новом витке развития мы имеем похожую ситуацию. Трезвый взгляд на ход вещей и идей позволит избежать двух крайностей: воплей консерваторов о «конце России» и панегириков членов очередного партийного «колхоза» об уже начавшемся ее процветании. Примечания ----------------------- Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984; Он же. Категория «цивилизация» как метод сравнительно-исторического исследования // История СССР. 1991. № 5; Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993; ХХ. Методологические проблемы исторического познания. В 2-х частях. Часть 1. М., 2001; Ерасов Б.С. Цивилизации. Универсалии и самобытность. М., 2002; Карл Маркс и современная философия. М., 1999; Крылов В.В. Общество и личность // Крылов В.В. Теория формаций. М., 1997; Маркс К. Капитал; Он же. К критике политической экономии.
Студенческая жизнь Белинского сложилась неудачно: в 1832 г. его исключили из университета и он жил случайными литературными заработками, давал уроки в дворянских семьях. Одним из его учеников был Костя Кавелин, будущий знаменитый историк и писатель. Постепенно Белинский стал постоянным автором в московском журнале «Телескоп» Н. И. Надеждина. Литературно-критические статьи Белинского приобретали все более широкую известность. С Рисунок 4. В.Г. Белинский 1833 г. Белинский стал одним из активных членов кружка, объединившегося вокруг молодого философа и поэта Н. В. Станкевича. Кружок посещали люди, связанные с Московским университетом: историк Т. Н. Грановский, студент К. С. Аксаков (сын писателя С. Т. Аксакова) и другие молодые люди. Члены кружка увлекались философией Шеллинга и пытались использовать ее для познания русской жизни. Белинский в ту пору руководствовался абстрактными идеями борьбы добра и зла, света и мрака. Он призывал к преодолению разрыва между народом и интеллигенцией, к тесному, органическому врастанию России в контекст европейской культуры при сохранении своей национальной самобытности. В 1835 г. в кружок Станкевича буквально ворвался отставной офицер Михаил Александрович Бакунин.
Восприняв многие идеи российского западничества, он пошел дальше по пути усиления таких аспектов их доктрины. В своих работах по вопросам государства и права Чичерин настоятельно доказывал необходимость реформ политической жизни в России. Чичериным были подготовлены фундаментальное пятитомное исследование "История политических учений" (1869—1902 гг.), сочинения "Собственность и государство" в двух томах (1881—1883 гг.), "Курс государственной науки" в трех частях (1894—1898 гг.), "Философия права" (1900 г.). Чичерин воспринял философию Гегеля, однако гегелевскую триаду (тезис, антитезис, синтез) заменил логической схемой из четырех элементов, в результате которой образуется круговорот четырех начал (единство — отношение — сочетание — множество). Большое место в трудах Чичерина уделялось свободе личности. В понятии свободы Чичерин различал две стороны — отрицательную (независимость от чужой воли) и положительную (возможность действий по своему побуждению, а не по внешнему велению). Личность, утверждал Чичерин вслед за Кантом, сама по себе есть цель и не может быть употреблена как средство для посторонних ей целей. Из требования внутренней свободы, по учению Чичерина, вытекает требование свободы внешней: действия людей необходимо разграничить таким образом, чтобы свобода одного не мешала бы свободе остальных, чтобы каждый мог свободно развиваться, и чтобы были установлены твердые правила для разрешения споров, неизбежных при совместном существовании.
![]() | 978 63 62 |