![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Философия |
Система социального контроля как важнейший фактор предупреждения девиантного поведения детей и подростков | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
И ни одно государство постсоветского пространства не может ничего противопоставить этому распространению357. Важным фактором, объясняющим неразумное поведение власти, является присущий ей аномальный тип сознания, в котором соединились обрывки советского исторического материализма с его уверенностью в стабильности политической системы, если «нет признаков революционной ситуации», с деформированными за последние двадцать лет нормами рационального мышления, подавившими интуицию и здравый смысл. Политолог В. Гущин пишет: «У государственных руководителей, вышедших из советской партийно-аппаратной среды, инстинкт самосохранения давно атрофировался. Им до самой последней минуты казалось, что их властные политические позиции непоколебимы, а все желаемое, собственно, и есть действительность, от которой они танцевали. Эту генетическую особенность очень точно подметил один из телекомментаторов: События в Грузии, на Украине и в Киргизии наглядно продемонстрировали, что распад Советского Союза происходит как бы во второй раз
Проблемы профилактики девиантного поведения детей и подростков, роль социального контроля как важнейшего фактора воспрепятствования девиантному поведению, вопросы социальной реабилитации безнадзорных детей и подростков, социальная работа с ними отражены в работах Л.С. Алексеевой, Г.М. Иващенко, П.Д. Павленка, A.M. Панова, Е.И. Холостовой. Ими высказаны идеи об адресности профилактической работы, о характере предупредительной работы с детьми и развитии социального творчества как альтернативы антиобщественному поведению. Публикации оказывают большую помощь в оценке опыта социально-реабилитационной работы учреждений социального обслуживания, раскрывают проблемы и технологии социальной работы в профилактике и преодолении девиаций. Заключение. Теоретические исследования проблемы девиантного поведения детей и подростков пока слабо подкреплены социологическими исследованиями, особенно их не хватает на региональном уровне, в частности в РСО-А. Требуют глубокого исследования вопросы, связанные с деятельностью реабилитационных учреждений, созданием системы социальной защиты детей и подростков девиантного поведения.
И, в-третьих, возобновлены предметные переговоры по “Белтрансгазу”, успешное завершение которых будет означать, что “Газпром” получит контроль над всей газотранспортной системой Белоруссии. Это важный фактор укрепления рыночных позиций и повышения конкурентоспособности “Газпрома” в Европе. Поэтому проводимая “Газпромом” политика в отношении Белоруссии вполне рыночная — она экономически обоснована и выгодна для всех групп на-ших акционеров — и государства, и частных инвесторов». В то же время страны, которые еще недавно (по инерции) рассматривались Москвой как геополитические союзники, уже не могут пользоваться энергетическими преференциями России. Так, цена на газ для Армении с 1 января 2006 года повышена с 54 долларов до почти неподъемных для армянской экономики 110. Несмотря на то что Армения была и остается единственным более или менее надежным союзником России в Закавказье, на территории Армении расположена российская военная база (за которую, кстати, РФ ничего не платит, и даже коммунальные платежи осуществляются армянской стороной)
Реализация Указа затруднена из-за отсутствия законодательной и нормативной базы регламентирующей деятельность вновь создаваемых институтов, решающих задачи предупреждения девиантного поведения детей и подростков. Реализация всего комплекса мер социальной помощи семье, попавшей в трудную жизненную ситуацию, требует как значительного материально-ресурсного и кадрового обеспечения, так и изменения общественной психологии всего корпуса профессионалов, занимающихся существующими проблемами, начиная от управленческого звена республиканского и муниципального уровня и заканчивая многочисленными отрядами педагогов, социальных работников, работников правоохранительных органов. В решении этих проблем могут сыграть средства массовой информации, которые должны показать, в чем заключаются современные новые подходы не только в экономике, но и в социальной политике. Проблемы социальной защиты требуют не только хорошо функционирующей системы товарных и финансовых компенсаций (хотя это больное место), но и расширение спектра мероприятий, носящий прогностический, упреждающий характер.
Различие проявляется в масштабах этих реакций, уровне и характере связанности позиций участников коллективных действий и, разумеется, в последствиях этих реакций для социальной жизни. ВЫВОДЫ Границы социального контроля масс определяются конструированием социальной реальности. Тезис П. Бергера и Т. Лукмана о том, что реальность социально конструируется, взяли на вооружение философы, социологи и специалисты «паблик рилейшнз». Социальное конструирование реальности происходит благодаря процессу хабитуализации, т.Pе. опривычивания действия, формирования системы социального контроля, выстраивания статусно-ролевой системы. Здесь весьма важно субъективное формирование личности в процессе интернализации усвоения ею окружающей реальности. Этот процесс позволяет формировать систему социального контроля деятельности людей. Особую роль в нем играет организация тезауруса, т.Pе. накопления и систематизации информации в той или иной области жизнедеятельности, позволяющей индивиду ориентироваться в ней. Этот способ формирования личности противостоит так называемому формированию личности по образцам, когда масса сформированных по единому образцу личностей задает параметры социального контроля масс, определяет его возможности
Целью работы является рассмотрения подростка в аспекте социально-негативных проявлений, определение сущности негативного поведения и принципов по социально-профилактической работе по предупреждению негативного поведения детей и подростков. Объектом является наше общество с подрастающим поколением. Предмет исследования – это, с одной стороны, дети и подростки, с другой – отклоняющееся поведение. Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи: 1. Дать характеристику психологического развития детей и подростков, выделить особенности социального, психологического и сексуального развития, найти бреши (слабые места) в сущностном образе развития, обосновать факторы, имеющие влияние на последствия развития детей и подростков с учетом сложностей возраста. 2. Определить меры по предупреждению социально негативных отклонений детей и подростков, осветить правовую базу защиты прав несовершеннолетних, привести федеральные и муниципальные программы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди детей и подрос Глава I.
Проблема девиации еще с прошлого века вызывала интерес у социологов. Парсонс выделял три метода социального контроля: Изоляция применяется с целью отлучить лицо нарушившее социальную норму (девианта) от других людей без применения процесса его реабилитации (например, для закоренелых преступников — пожизненное заключение) Ограничение контактов, но не полную изоляцию от общества, что позволяет вернуться в общество (например, помещение в психиатрическую больницу) Реабилитация, подготовка девианта к возвращению в нормальную жизнь. В системе социального контроля важная роль принадлежит социальным институтам — милиции, суду, тюрьме. Милиция, стоящая на страже общественного порядка первая сталкивается с девиантом. Дело может ограничиться штрафом или при определенной тяжести нарушения социальных норм (преступление) передается в суд. Суды на основании законов определяют меру наказания. Тюрьма — это специализированное учреждение, в котором отбывают наказание девианты осужденные судом.77.ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА Теорий социального конфликта множество.
Второй важнейшей формой социального контроля является "внутренний контроль", или "самоконтроль личности", под которым понимается саморегуляция поведения личности, основанная на интернализации общественно приемлемых и одобряемых социальных ценностей и норм, усвоении и освоении нормативных требований к поведению в обществе, идентификации в социальных общностях и социальных группах. Социальный контроль в единстве своих нормативно-оценочной и санкционной сторон касается границ индивидуальной и социальной свободы личности, меры ее конформности (соответствия норме), степени девиантности (отклонения от нормы), уровня толерантности (терпимости) и ригоризма (строгости, "жесткости"). Особое место в анализе системы социального контроля принадлежит его функциональной характеристике. Как отмечалось, важнейшими целевыми функциями социального контроля выступают регулятивная и конструктивная. Если первая функция в целом предназначена обеспечить саморегуляцию общества в целях поддержания его социальной устойчивости и равновесности, то вторая выполняет роль специфического катализатора саморегулирующегося развития социума, реализации прогрессивных социальных трансформаций.
Задачи исследования: Выявить, как проявляются нарушения поведения учащихся ПУ. Определить психологические факторы трудновоспитуемости учащихся ПУ. Выявить, как проявляется девиация в жизни учащихся ПУ. Определить, какая связь между девиантным поведением и личностью учащихся ПУ. Методы: 1. Сбор необходимой литературы. 2. Изучение литературы. 3. Описание. 4. Анализ. В нашей стране уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения. За последние годы было проведено психологами, социологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностики и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков. Этому посвящены работы М. И Бобнева, А.Н. Ивина, В.Д.Плахова, В.М. Бехтерева, А.М. Яковлева, Ю.А. Клейберга, Н.П. Дубинина, И.И. Карпец и др. Однако анализ этих работ показывает, что существующая практика профилактики в полной мере не решает задачи по предупреждению девиантного поведения подростков. В настоящее время между сложившейся превентивной практикой и теорией ощущается заметный разрыв, что отрицательно сказывается на действенности, результативности воспитательно-профилактической работы всей системы органов социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
Как ни различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны и образуют единый блок, так что вовлечение подростка в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечения также и в другой. Противоправное поведение, в свою очередь, считает И.С. Кон, хоть и не столь жестко, связано с нарушением норм психического здоровья. До некоторой степени совпадают и способствующие девиантному поведению социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной субкультуры или группы). Что же касается индивидуально-личностных факторов, то самыми важными и постоянно присутствующими, по мнению И.С. Кона, являются локус контроля и уровень самоуважения. Девиантное поведение способствует снижению самоуважения, потому что вовлеченный в него индивид невольно усваивает и разделяет отрицательное отношение общества к своим поступкам, а тем самым и к себе. Низкое самоуважение способствует росту антинормативного поведения: участвуя в антисоциальных группах и их действиях, подросток пытается тем самым повысить свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье и школе.
В примитивной среде или обществах, где еще не выработаны достаточно дифференцированные и обдуманные формы регуляции поведения, существуют различные табу как непреложный и иррациональный запрет на совершение каких- либо действий. Даже внешне абсурдные запреты (в отношении еды, каких-либо поступков, произнесения каких-то слов и т.д.) приобретают важное значение в системе социального контроля, снижая уровень напряженности и блокируя разрушительное поведение. Чем сложнее общество, тем дифференцированной должна быть и принятая в нем нормативная система, тем необходимее и определеннее нормативы и органы, которые поддерживают и регулируют такую систему. Помимо общественного мнения, большое место в такой регуляции занимают системы образования, воспитания и государственного управления. Последнее имеет в своем распоряжении как административно-бюрократические, так и судебно-правовые органы, в том числе исправительные учреждения. В том случае, когда нарушение норм принимает насильственный и неуправляемый характер, в действие обычно вводится армия, призываемая для наведения порядка.
Через такую моральную поддержку и моральное обоснование права осуществляется, согласно П., связь между правовой и ценностной системами общества. Благодаря такой связи между ценностями и нормами, с одной стороны, обеспечивается реальное осуществление ценностных ориентации, а с другой — стимулируется выполнение нормативных требований. Подобное созвучие, сочленение системы норм с социальными ценностями П. называл "легитимизацией нормативной системы"2. При этом он отмечал, что "ценностные предпосылки американского общества сформулированы прежде всего в таких исторических документах, как Декларация независимости, преамбула к Конституции и Билль о правах"3.Одним из важных аспектов парсоновской социологии является теория социального контроля. Соц. контроль Парсонс рассматривал как процесс, посредством которого сводятся к минимуму расхождения между системой нормативных ожиданий общества и фактическим поведением людей. Роль правовой системы как части системы социального контроля П. видел в том, что право путем установления всеобщих норм задает ясные, видимые рамки социального контроля в обществе, четко конкретизирует ценности, заставляет исполнять свои указания при помощи силы4.Несомненный интерес для социологии права представляет и парсоновский подход к разработке учения о социальном действии, наиболее полно изложенный в его работе "К общей теории действия".
Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее чётко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит своё поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы всё делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов – соответствующая её система социальных санкций – от порицания, осуждения до насильственного пресечения. Границы ролевого поведения достаточно жестки, поскольку смешение разных функций или неадекватное их исполнение может привести к нарушению равновесия всей социальной системы. Но эти границы не абсолютны: роль задаёт общую направленность и цель действий, а стиль их выполнения – фактор вариантный. Например, роль директора фирмы предполагает реализацию функций руководства, управления, и её нельзя смешивать с функцией подчинения или заменять ею. Но руководство может осуществляться различными методами: авторитарными, демократическими, попустительскими, и в этом плане роль директора фирмы не накладывает Никах ограничений.
Даже внешне абсурдные запреты (в отношении еды, каких-либо поступков, произнесения каких-то слов и т.д.) приобретают важное значение в системе социального контроля, снижая уровень напряженности и блокируя разрушительное поведение. Чем сложнее общество, тем дифференцированней должна быть и принятая в нем нормативная система, тем необходимее и определеннее нормативы и органы, которые поддерживают и регулируют такую систему. Помимо общественного мнения, большое место в такой регуляции занимают системы образования, воспитания и государственного управления. Последнее имеет в своем распоряжении как административно-бюрократические, так и судебно-правовые органы, в том числе исправительные учреждения. В том случае, когда нарушение норм принимает насильственный и неуправляемый характер, в действие обычно вводится армия, призываемая для наведения порядка. Вместе с тем обилие и жестокость запретов не только могут досаждать индивиду и сдерживать его инициативу. Они могут тем самым вредить и самому обществу, если они сковывают полезную инициативу.
СОДЕРЖАНИЕ Введение Понятие «девиантное поведение» и причины его возникновения Причины девиации Особенности отдельных форм девиантного поведения Преступность Алкоголизм Наркомания Суицид Проституция Особенности девиантного поведения подростков Меры социального воздействия Список литературы ВВЕДЕНИЕ Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Определение причин девиаций, их форм и последствий - важный инструмент социального контроля и управления обществом. Проблему отклонений изучают криминология, правовая статистика, социология, психология и другие науки. Значение изучения этих проблем очевидно: отклоняющееся поведение представляет собой социальное и психологическое явление, которое имеет некоторые отклонения от признанных норм и законов, а иногда связанное с определенным антиобщественным поведением людей.
Эта сторона развития личности определяется как ее социализация (рис.4). Рисунок 4 - Факторы социализации личности Социализация начинается с первых минут существования индивида и протекает на протяжении всей его жизни. Каждый человек проходит свой путь социализации. Назвать человека личностью можно тогда, когда он достигает такого уровня психического и социального развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, давать отчет результатам и последствиям своих поступков и действий. Иначе говоря, личностью человек становится тогда, когда он оказывается способным выступать как субъект деятельности, когда он обладает той или иной степенью самосознания. Социализация осуществляется посредством общения, воспитания, образования, средств массовой информации, системы социального контроля и т.д. Она происходит в семье, детском саду, школе, специальных и высших учебных заведениях, трудовом коллективе, неформальных социальных группах и пр. В процессе социализации усваиваются, входя в структуру личности, обыденные, житейские взгляды и представления, производственные, трудовые навыки, правовые и нравственные нормы поведения, политические установки и цели, социальные идеалы, научные знания, религиозные ценности и т.д. Приобщаясь к различным сферам жизни общества, личность приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность, т.е. ее развитие в обществе включает процесс индивидуализации - основополагающий феномен общественного развития человека.
Причём отставание в области интеллекта при надлежащей организации обучения выравнивается, а вот в эмоциональной области ребёнок, не получивший соответствующих контактов в раннем возрасте, остаётся «слепым» на всю жизнь. Внешне он может быть весьма эмоционален: плачет, смеётся, кричит, причём не меньше, а больше, чем другие. Но это говорит скорее о возбудимости его центральной нервной системы, о её способностях, нежели о чувствах. Такому ребёнку чрезвычайно трудно ориентироваться в переживаниях других людей и понимать действия, связанные с этим переживанием. Ему трудно поставить себя на место другого и почувствовать чужую боль, обиду или радость. Для него представляет большое затруднение более тесное общение, установление настоящей душевной близости с другим человеком и как следствие этого – преобладание формального общения со сверстниками, слепое подражание им, полная ориентировка на внешние проявления в поведении людей. Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: «трудные», трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети «группы риска» и др.
Основными задачами учреждений социального обслуживания семьи и детей являются профилактика семейного неблагополучия, индивидуальная поддержка семьи и детей в кризисных жизненных ситуациях, помощь детям с девиантным поведением, детям-инвалидам, детям-сиротам в их социальной реабилитации и адаптации в семье и обществе. Очень важно, что благодаря этим учреждениям появилась альтернатива помещению ребенка в интернатное учреждение, в том числе для детей-инвалидов, возможность сохранить его семейные связи, предотвратить угрозы развитию, здоровью, а часто и жизни. Создание современной системы специализированной социальной помощи потребовало не только формирования совершенно новой для страны концепции работы с семьей и детьми, но и огромных усилий по подготовке необходимых кадров, разработке законодательной и нормативно-правовой базы, методического обеспечения. В условиях тяжелейшего перманентного финансового кризиса на эти цели были изысканы необходимые средства3. На начало 2002 г. в России насчитывалось 2744 учреждения социального обслуживания семьи и детей (в 1995г. - 997), в том числе 396 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 490 социальных приютов для детей и подростков, 237 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. В течение 2001г. в них получили помощь 3,6 млн. детей; необходимая помощь - как материальная, так и психологическая, консультативная - предоставлена 2,9 млн. семей. В течение 1998-2001 годов на федеральном уровне было осуществлено реформирование системы государственных пособий гражданам, имеющим детей.
![]() | 978 63 62 |