![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Охрана природы, Экология, Природопользование |
Воздушный бассейн города | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Наиболее характерными подзаголовками ПР "Загрязнение окружающей среды" являются: генетический и гигиенический аспекты, виды отходов отраслей промышленности, например: Загрязнение окружающей среды Б1 бытовыми отходами Н931 гигиенические аспекты Р121 Загрязнение окружающей среды - генетические последствия Е042.22 для человека Е742.22 Загрязнение окружающей среды промышленными отходами Ж69 В АПУ могут быть также включены и более частные проблемы рассматриваемой темы, например: Загрязнение морей Д221,8 международно-правовое регулирование Х912.523.5 Загрязнение воздушного бассейна городов Н932 гигиенические аспекты Р121.4 3. МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ АЛФАВИТНО-ПРЕДМЕТНОГО УКАЗАТЕЛЯ 3.1. МЕТОДЫ СОСТАВЛЕНИЯ УКАЗАТЕЛЯ АПУ к СК может составляться двумя способами: параллельно с систематизацией (в процессе систематизации СК) или же независимо от систематизации текущих поступлений к части готового, функционирующего каталога. С методической и технологической точек зрения целесообразен первый способ, который способствует повышению точности предметизации для АПУ (так как предметная рубрика составляется в процессе систематизации произведений печати (de visu); единообразию классификационных решений; оперативности указателя
Анализ современного состояния и динамики загрязнения атмосферы показывает, что хотя и медленно, но происходит снижение нагрузки на воздушный бассейн города за счёт установки газо-пылеулавливающих очистных сооружений. За текущие годы количество выбросов в атмосферу снизилось за счёт сокращения производства. Из конкретных мероприятий, направленных на улучшение состояния атмосферы в нашем городе можно отметить следующее: 1.Вынесение за черту города свалки бытовых отходов. Планируется строительство мусоросжигательного завода. 2. На АО “Лисма” применяется герметичная капсульная технология производства люменисцентных ламп. Обязательным является утилизация отходов м вышедших из строя ламп. 3. Решено, что вновь строящаяся ГРЭС на реке Мокше будет использовать природный газ. Возможно, очень скоро в Мордовии начнёт действовать установка по переработке отходов гальванического производства. Её разработчиками являются учёные ядерного центра Арзамас-16. Эта установка на сегодняшний день единственная в мире и претендует быть названной ноу-хау. В результате переработки отходов на свет Божий появляются компоненты, используемые в производстве грунтовых красок, органических удобрений для цветов и во многом другом.
Газификация предполагала коренное улучшение бытового обслуживания населения и очищение воздушного бассейна города в связи с переводом ряда предприятий на газ. С другой стороны, она позволяла сократить завоз древесины на топливо, что имело большое значение для высвобождения железнодорожного транспорта. Ведь довоенное потребление древесины на топливо составляло в Ленинграде около 5 млн. куб. м в год. Сотни тысяч железнодорожных вагонов были заняты перевозкой дров из соседних республик. Освобождение транспорта хотя бы от части этих грузов значительно облегчало проблему перевозок сырья и материалов для ленинградской промышленности. Уже в ближайшие послевоенные годы газ должен был заменить миллионы кубометров дров, тысячи тонн керосина и мазута. Ленинградские трудящиеся приняли активное участие в создании всего комплекса предприятий сланцевой промышленности. Ижорский завод и "Трубосталь" приступили к изготовлению труб для газопровода. Был создан трест "Ленгазоаппаратура", предприятия которого должны были обеспечить население города газовыми приборами
Среди последних весьма любопытна идея грузового троллейбуса с аккумулятором для межлинейных передвижений, реализация которой, при условии совершенствования токоприемников и реконструкции токоприводов, может резко уменьшить загрязнение воздушного бассейна, в особенности в центрах городов. Помимо совершенствования самих средств транспорта серьезный вклад в снижение загазованности атмосферы городов могут внести планировочные мероприятия, мероприятия по совершенствованию управления автомобильными потоками и мероприятия по рационализации перевозок внутри города. Создание в городах единой автоматизированной системы управления перевозками может резко снизить пробег автомобилей в черте города и соответственно уменьшить загрязнение его воздушного бассейна. Характеризуя загрязнение воздушного бассейна города, необходимо упомянуть о том, что оно подвержено заметным колебаниям, вызываемым как погодными условиями, так и режимом работы предприятия и автотранспорта. Как правило, загазованность атмосферы днем больше, чем ночью, зимой больше, чем летом, но и здесь встречаются исключения, связанные, например, с фотохимическим смогом в летнее время или образованием над городом застойных масс загрязненного воздуха в ночное время.
Внешняя среда, окружающая производство, пассивно или активно перерабатывает побочный продукт и отходы данного производства, постепенно наращивает отрицательные «вредные» результаты (загазованность воздушного бассейна городов, специфические виды заболеваемости в связи с заражением почвы, воды, воздуха, эрозия почв, снижение показателей биоразнообразия, развитие терроризма и преступности и т.д.) в связи с пассивным отношением производителя и заказчика к этим процессам. И естественным образом наступает период, когда влияние «вредных» результатов приобретает масштабы, угрожающие выживанию и развитию человека и природы. Причем внешняя по отношению к данному производству среда включает в себя социальные, производственные и природные системы. В этот период начинают проявляться признаки регресса всех трех сред, может произойти деградация и исчезновение отдельных систем. Наглядно этот процесс виден на примере Аральской катастрофы. Происходит это по той причине, что одновременно с «заказной» управляемой деятельностью социальной, внешней и производственной систем происходит «незаказная», непредусматриваемая деятельность этих сред по производству и переработке отходов производства – «незаказного» продукта деятельности
Так, концентрации загрязнений, производимых автомобильным транспортом, быстро уменьшаются по мере отдаления от транспортной магистрали, а при наличии достаточно высоких преград (например, в закрытых дворах домов) могут снижаться более чем в 10 раз. В целом выбросы автотранспорта значительно более токсичны, чем выбросы, производимые стационарными источниками. Наряду с угарным газом, окислами азота и сажей (у дизельных автомашин) работающий автомобиль выделяет в окружающую среду более 200 веществ и соединений, обладающих токсическим действием. Среди них следует выделить соединения тяжелых металлов и некоторые углеводороды, особенно бензапирен, обладающий выраженным канцерогенным эффектом. Несомненно, что в ближайшем будущем загрязнение воздушного бассейна городов автомобильным транспортом будет представлять наибольшую опасность. Это объясняется главным образом тем, что в настоящее время еще не существует кардинальных решений данной проблемы, хотя нет недостатка в отдельных технических проектах и рекомендациях. Кратко охарактеризуем основные направления решения проблемы уменьшения загрязнения окружающей среды автотранспортом. Совершенствование двигателя внутреннего сгорания.
К ним относятся Si, Fe, Pb, O-3 ,K , а , Zп2 . Однако химические составляющие взвешенных веществ расслоены значительно сильнее, чем газы. У некоторых из них имеютмя максимумы концентрации на высотах 200 м - АI, As 5 , Cd2 ; 600 м - Mп, Са, F- и 1000 м - Zп2 , i. Особо выделяется уровень 800 м, где конецнтрация таких веществ как CI- , Br- , SO2-4 ,Hg2 , существенно выше чем на остальных высотах. Данные на рис. 2 показывают, что источником многих компонентов аэрозоля в приземном слое ( табл. 2) являются приподнятые выбросы, поступающие вверх, а у земли генерируются только Pb и Mg. Слоистый характер рапределения ионов и элементов обусловил и сложный характер вертикального профиля рН. Он обнаруживает минимум на высоте 0,2 и 1 км и максимум на высоте 0,8 км. Проведеный в холодное время эксперимент показал качественное изменение состава воздуха в г.Нижневартовске, что во многом обусловлено "выключением" такого мощного источника загрязнений, как испарение пролитых на рельеф местности нефтепродуктов. Полученные в ходе обоих комплексных экспериментов результаты позволяют в дальнейшем перейти к оценке соотношения факторов, определяющих уровень загрязнения воздушного бассейна города.
Полученные в результате обработки экспериментальных данных формулы траектории и полного подъема факела от многоствольных труб сравнивались с данными натурного эксперимента. Коэффициент корреляции данных = 0,89. Полученные выражения использовались в уточненной модели распространения примесей. При разработке модели рассеивания примеси в условиях города использовались подходы, принятые в ОНД-86. При этом функции распределения примесей принимают тот же вид за исключением коэффициентов, входящих в расчетные выражения. В модели учитываются как особенности распространения примеси в условиях городской подстилающей поверхности, так и степень трансформации оксидов азота, а также различия подъема дымовых факелов от одноствольных и многоствольных дымовых труб. Разработанная уточненная модель МЭИ была использована при расчетах приземных полей загрязнения от выбросов оксидов серы и азота московских ТЭЦ с целью оценки вклада энергетического комплекса в общее загрязнение воздушного бассейна города. Результаты математического моделирования показали, что наиболее загрязненной является центральная часть города, где расположены электростанции с низкими дымовыми трубами, которые создают высокие уровни приземных концентраций.
Полная реализация описанной схемы на практике является дорогостоящим и трудоёмким процессом, поэтому внедрение её довольно ограничено. II. Наземный и подземный транспорт на электрической тяге. Существующие средства наземного пассажирского транспорта не успевают удовлетворять потребности в перемещении быстро растущего населения городов, раскинувшихся на обширных территориях. Только в Москве свыше 10 млрд. пассажиров ежегодно пользуются метро, автобусом, трамваем, троллейбусом. Проблему пытаются решить, главным образом, за счёт наращивания парка автобусов. Это влечёт за собой непомерное увеличение расхода дефицитного топлива. К тому же отработавшие газы всё больше загрязняют воздушный бассейн городов. Необходимо также учесть, что расход топлива на 1кВт энергии на электростанциях примерно в 2 раза ниже, чем у двигателя внутреннего сгорания. Трамвай, троллейбус и метро, использующие в качестве “топлива” электричество. Полностью отвечают экологическим требованиям. Курсируя по городу, они не загрязняют воздушный бассейн. II. 1. Трамвай. Старейший вид городского пассажирского транспорта – трамвай – имеет вековую историю. “Дедушка” транспортного обслуживания остаётся популярным и на сегодняшний день.
Высокими остаются уровни загрязнения воздушного бассейна городов диоксидом азота, формальдегидом, оксидом углерода. В целом область значительно загрязнена свинцом. Общая площадь загрязненных сильной степени земель составляет более 68 тыс. га. Очевиден стабильный вклад автотранспорта в загрязнение окружающей среды городов Свердловской области свинцом. Так каким же образом свинец попадает в двигатели внутреннего сгорания и рассеивается автомобилями вдоль автомагистралей. 4.3.1. Получение бензинов при крекинге нефтепродуктов. Основным процессом переработки нефти является фракционная перегонка – термическое разделение нефти на составные части (фракции). Таблица №4. Основные фракции нефти. Название Состав Температура Температура Применение получения кипения Бензин От С5Н12 40-200 0С Не выше Топливо, до С11Н24 205 0С растворитель каучука, получение синтез – газа, химчистка Лигроин От С8Н18 150-250 0С 120-240 0С Топливо для до С14Н30 дизельных двигателей Керосин От С12Н26 180-240 0С 180-320 0С Горючее для тракторных до С18Н38 двигателей, пропитка кож, освещение, авиация Газойль От С13Н28 240-320 0С 270-410 0С Дизельное, до С20Н42 котельное топливо В результате отгона фракций остается мазут.
Самыми крупными лесными массивами Москвы являются Лосиный остров - 3000 га в черте города, Битцевский лес, включая Узкое - 1800 га, Измайловский лес - 1437 га. 12 массивов имеют площадь от 150 до 600 га, остальные - менее 100 га. В старой части города, ограниченной Окружной железной дорогой, сохранились только три относительно крупных лесных массива: Сокольники вместе с юго-западной оконечностью Лосиного острова (902 га), Останкинская дубрава ГБС РАН (361 га), Лесная опытная дача ТСХА (248,7 га). Состояние лесов Москвы в целом можно охарактеризовать как ослабленное, что прежде всего определяется их местоположением в черте города и, соответственно, уровнем техногенных нагрузок. О сильном загрязнении воздушного бассейна города окислами азота, которые наряду с двуокисью серы являются наиболее опасными для растений, свидетельствует ставшее почти повсеместным “позеленение” стволов и нижних ветвей деревьев, вызванное чрезмерным разрастанием на их коре мелких сухопутных водорослей, получающих обильное азотное питание через воздух.
С его помощью производят 87% стали, свыше 60% цемента. Каждая третья ГРЭС или ТЭЦ работает на газе. Он же дает до 90% удобрений, вырабатываемых в стране. Советский Союз в короткие сроки превратился в одну из крупных газодобывающих стран мира. Если в 1955 г. в СССР добывалось всего лишь 9 млрд. м3 газа. В 1980 г. уже было добыто свыше 435 млрд. м3 газа. На 1985 г. поставлена задача довести уровень его добычи до 600—640 млрд. м3. Общеизвестна роль газовой промышленности в оздоровлении атмосферы городов при замене угля и нефте-продуктов на природный газ. Установлено, что если уровень загрязненности атмосферного воздуха при исполь-зовании угля принять за единицу, то сжигание мазута даст 0,6, а использование природного газа снижает эту величину до 0,2. Создание в СССР Единой системы газоснабжения страны позволило решить проблему защиты атмосферы городов. В настоящее время в СССР природный газ получают свыше 140 тыс. городов и населенных пунктов. И недаром, по признанию специалистов многих зарубежных стран, воздушный бассейн городов пашей страны является самым чистым. Погасить факелы в нефтедобывающих районах нашей страны — одна из серьезных природоохранных задач.
Такими показателями являются коэффициент концентрации химического вещества Кс и суммарный показатель загрязнения Zс, равный сумме коэффициентов концентраций химических элементов: , где – число суммируемых элементов. Оценка опасности загрязнения почв комплексом металлов по показателю Zс, отражающую дифференциацию загрязнения воздушного бассейна городов, как металлами, так и другими наиболее распространенными ингредиентами (пыль, оксид углерода, оксиды азота), проводится по оценочной шкале, приведенных в таблице 2. Градации оценочной шкалы разработаны на основе изучения показателей состояния здоровья населения, проживающего на территории с различным уровнем загрязнения почв. Таблица 2. Ориентировочная оценочная шкала опасности загрязнения почв по суммарному показателю загрязнения Zс Категория загрязнения почв Значение Zс Изменения показателей здоровья населения в очагах загрязнения Допустимая Менее 16 Наиболее низкий уровень заболевания детей и минимальная частота встречаемости функциональных отклонений Умеренно опасная 16 32 Увеличение уровня общей заболеваемости Опасная 32 128 Увеличения уровня общей заболеваемости, числа часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями, нарушениями функционального состояния сердечно-сосудистой системы Чрезвычайно опасная Более 128 Увеличения уровня общей заболеваемости детского населения, женщин с нарушением репродуктивной функции (увеличение числа преждевременных родов и др.). 2. Биотестирование как наиболее целесообразный метод определения интегральной токсичности почвы Предельно допустимая концентрация ядовитых веществ (ПДК) в воде, почве, продуктах питания в настоящее время является основой мониторинга вредных веществ в окружающей среде.
В целом выбросы автотранспорта значительно более токсичны, чем выбросы, производимые стационарными источниками. Наряду с угарным газом, окислами азота и сажей (у дизельных автомашин) работающий автомобиль выделяет в окружающую среду более 200 веществ и соединений, обладающих токсическим действием. Среди них следует выделить соединения тяжелых металлов и некоторые углеводороды, особенно бензапирен, обладающий выраженным канцерогенным эффектом. С каждым годом количество автотранспорта на дорогах города Перми увеличивается. Несомненно, что в ближайшем будущем загрязнение воздушного бассейна городов автомобильным транспортом будет представлять наибольшую опасность. 1.2 Показатель ИЗА в г. Перми Для оценки степени суммарного загрязнения атмосферы рядом веществ в городе используется комплексный показатель – индекс загрязнения атмосферы (ИЗА). Показатель ИЗА формируется по пяти веществам: бензапирен, фенол, формальдегид, фторид водорода, аммиак (в 2005 году); бензапирен, фенол, формальдегид, пыль, диоксид азота (в 2006 году); бензапирен, формальдегид, фторид водорода, аммиак, диоксид азота (в 2007 году).
Содержание Предисловие . 1 Введение . . 2 Проблемы экологии в энергетике Украины и пути их решения . . 3 Перспективные воздухоохранные технологии в энергетике . . . 5 Сокращение выбросов твёрдых частиц в атмосферу. 7 Эффектные методы снижения выбросов оксидов азота в атмосферу газомазутными котлами ТЭС . 9 Рассеивание и трансформация некоторых веществ в атмосфере . 10 Основные загрязнители атмосферного воздуха. . 12 Выброс в атмосферу твёрдых частиц . 15 Оксиды серы. . . 16 Оксиды азота. . . 17 ПДК оксидов азота в атмосферном воздухе населённых пунктов. . . 18 Кислотные дожди. . 20 Оксид углерод. . . 21 Экология – это древнее слово, что означает «семья, домашнее хозяйство». Экология изучает взаимоотношения организмов друг с другом и с изменяющимися условиями окружающей среды. Предисловие. Защита атмосферного воздуха от загрязнения является одной из наиболее острых проблем современности. К настоящему времени достигнуты значительные успехи в борьбе за снижение содержания отдельных веществ в воздухе. Но углубление урбанизации приводит к увеличению газообразных выбросов (оксидов углерода, азота и серы), поступающих главным образом с продуктами сгорания топлива, в воздушном бассейне городов.
ВОЗ не дает рекомендаций относительно нормативного уровня содержания бензола в атмосферном воздухе и приводит только величины канцерогенных потенциалов, необходимых для расчета канцерогенного риска. В атмосферном воздухе большинства городов с крупными нефтехимическими производствами (Губаха, Ишимбай, Кстово, Омск, Салават, Самара, Тольятти, Усолье-Сибирское) концентрация бензола находится в пределах 20 – 60 мкг/м3. Более высокие концентрации – 200 мкг/м3 – регистрируются в воздушном бассейне городов с интенсивным движением автотранспорта – Москве и Санкт-Петербурге. Вероятно, высок уровень загрязнения атмосферного воздуха бензолом и в других городах с нефтехимическими производствами, однако там систематический контроль за содержанием этого продукта отсутствует. Воздействию повышенных концентраций бензола в атмосферном воздухе России подвергается около 2 млн. чел., в том числе концентраций на уровне 50 – 70 мкг/м3 – до 0,5 млн. чел. и 25 – 30 мкг/м3 – 1,3 млн. чел. В США воздействиям концентрации бензола 32 мкг/м3 подвержено около 0,08 млн. чел. и 13 – 32 кг/м3 – 0,2 млн. чел. Наряду с канцерогенным бензол обладает мутагенным, гонадотоксическим, эмбриотоксическим, тератогенным и аллергическим действиями.
Уровень заболеваемости взрослого населения превышает среднесоюзные: по болезням верхнедыхательных путей и других органов дыхания на 30–40%; гипертоническим болезням – на 60%. Медики считают, что увеличение болезней верхних дыхательных путей и других органов дыхания непосредственно связано с состоянием воздушного бассейна и загрязнением его различными вредными веществами. Не так давно в наш город приезжала американка Джейн Даусон для сбора материала на тему противоатомного общественного движения (см. пресс–конференцию “Ленинская смена” №57(12928) от 24.03.91). Её огорчило, что в Нижнем Новгороде борьба за экологию практически сведена к борьбе с АСТ. И это в городе, где ежегодно, фактически без каких–либо фильтров мелких печах сжигается около миллиона тонн угля, где размещены мощные нефтеперерабатывающие, химические, металлургические, машиностроительные производства с неудовлетворяющим современным требованиям очистными сооружениями. Как показывают расчёты ввод в действие АСТ позволил–бы значительно улучшить состояние воздушного бассейна города практически не увеличив уровень радиации (~0.01%). Ежегодно промышленными предприятиями Нижнего Новгорода выбрасывается в атмосферу ~150 тыс. т вредных веществ, транспортом–около 140 тыс. т. Около 30% валовых промышленных выбросов принадлежит предприятиям энергетики.
О сильном загрязнении воздушного бассейна города окислами азота, которые наряду с двуокисью серы являются наиболее опасными для растений, свидетельствует ставшее почти повсеместным “позеленение” стволов и нижних ветвей деревьев, вызванное чрезмерным разрастанием на их коре мелких сухопутных водорослей, получающих обильное азотное питание через воздух. В лесах и лесопарках Москвы это явление стало особенно заметным в последние годы; вместе с тем здесь давно исчезли чувствительные к кислотным загрязнениям кустистые лишайники, а более устойчивые лиственные сохранились далеко не везде. По мере накопления загрязняющих веществ в почвах и тканях растений, лесные насаждения теряют свою биологическую устойчивость и при сохранении существующего в городе уровня промышленных и автотранспортных выбросов могут уже в короткие сроки деградировать как лесные экосистемы. Следующим по значимости фактором, приводящим к деградации растительности, является возрастающая рекреационная нагрузка. К настоящему времени площадь деградирующих под воздействием рекреации насаждений во многих лесных и лесопарковых массивах стабилизировались и достигает 85 - 95% в небольших массивах и 6 -20% в крупных.
![]() | 978 63 62 |