![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Компьютеры, Программирование | подраздел: | Теория систем управления |
Терминология теории систем. Классификация систем. Закономерности систем | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Анатолий Тимофеевич Фоменко Ученый-энциклопедист. 1945 г. рождения, академик Российской Академии наук (РАН), действительный член Российской академии естественных наук (РАЕН), действительный член Международной академии наук высшей школы (МАН ВШ), доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой дифференциальной геометрии и приложений механико-математического факультета Московского государственного университета. Лауреат Государственной премии Российской Федерации 1966 г. (в области математики) за цикл работ по теории инвариантов многообразий и гамильтоновых динамических систем. Решил известную проблему Плато в теории спектральных минимальных поверхностей, создал теорию тонкой классификации интегрируемых гамильтоновых систем. Специалист в области геометрии и топологии, вариационного исчисления, теории минимальных поверхностей, симплектической топологии, гамильтоновой геометрии и механики, компьютерной геометрии. Автор 180 научных работ, 27 монографий и учебников, нескольких книг по разработке и применению новых эмпирико-статистических методов к анализу исторических летописей, хронологии древности и Средневековья
С помощью теории групп русский минералог и кристаллограф Е.С. Федоров (1853—1919) решил задачу классификации правильных пространственных систем точек — одну из основных задач кристаллографии. Это исторически первый случай применения теории групп непосредственно в естествознании. Существенное ограничение об однородном и изотропном пространственном распределении материи во Вселенной, налагаемое на уравнения общей теории материи и составляющее основу космологического принципа, позволило А.А-Фридману (1888—1925) предсказать расширение Вселенной. Анализируя роль принципов инвариантности современный американский физик-теоретик Э. Вигнер (р. 1902), лауреат Нобелевской премии 1963 г., показавший эффективность применения теории групп в квантовой механике, выделил ряд ступеней в познании, поднимаясь на которые мы глубже и дальше обозреваем природу, лучше ее понимаем. Вначале в хаосе повседневных фактов человек замечает некоторые эмпирические закономерности. Затем, выделяя общие свойства природных явлений и анализируя их связи, он формулирует математические законы природы, учитывая при этом начальные условия, которые могут иметь любой, даже случайный характер.
Так называемые тотемические классификации, верования и связанные с этим практики не что иное, как аспект или форма этой всеобщей систематической деятельности. С этой точки зрения нами ничего до настоящего времени не сделано, кроме как развиты и углублены некоторые замечания Ван Геннепа: "Всякое упорядоченное общество классифицирует при любом случае не только людей, своих членов, но также и объекты природы то по их внешней форме, то по их преобладающим психологическим доминантам, то по их использованию: в пище, в земледелии, в промышленности Ничто не позволяет нам считать какую-либо систему классификации, например зоологическую систему тотемизма, или космографическую систему, или профессиональную систему (касты), предшествующей прочим" (Van Gennep, р. 345346). То, что автор этих строк всецело осознавал их новаторскую смелость, следует из замечания, добавленного им внизу страницы: "Видно, что я не разделяю точку зрения Дюркгейма (Formes, р. 318), который считал, что космическая классификация существ (включая и людей) и вещей есть следствие тотемизма
Открытия и воззрения Лавуазье оказали громадное влияние не только на развитие химической теории, но и на всю систему химических знаний. Они так преобразовали саму основу химических знаний и языка, что следующие поколения химиков, по существу, не могли понять даже терминологию, которой пользовались до Лавуазье. На этом основании впоследствии стали считать, что о "подлинной" химии нельзя говорить до открытий Лавуазье. Преемственность химических исследований при этом была забыта. Только историки химии начали вновь воссоздавать действительно существовавшие закономерности развития химии. При этом было выяснено, что "химическая революция" Лавуазье была бы невозможна без существования до него определенного уровня химических знаний. Развитие химических знаний Лавуазье увенчал созданием новой системы, в которую вошли важнейшие достижения химии прошлых веков. Эта система, правда, в значительно расширенном и исправленном виде, стала основой научной химии. В 80х гг. XVIII в. Новая система Лавуазье получила признание у ведущих естествоиспытателей Франции - К.Бертолле, А. Де Фуркруа и Л.Гитона де Морво. Они поддержали новаторские идеи Лавуазье и совместно с ним разработали новую химическую номенклатуру и терминологию. В 1789 г. Лавуазье изложил основы разработанной им системы знаний в учебнике "Начальный курс химии, представленный в новом виде на основе новейших открытий".
Авторам пока еще не приходилось встречать более или менее систематизированных перечней управленческой деятельности (т. е. не типологию видов, а систему, классификацию). Попробуем изложить систему, отражающую на наш большинство видов управленческой деятельности: А. Аналитические виды управленческой деятельности по этапам управленческого цикла: 1) Целеполагание – или стратегическое развитие: – диагностирование ситуации; – формулирование проблем; – определение основной цели. 2) Подготовка решения – или тактика развития: – выработка древа целей; – определение задач; – выработка вариантов решения задач; – оценка ресурсов; – формирование сочетаний вариантов. 3) Принятие решения: – анализ (изучение) сочетаний вариантов; – оценка сочетаний; – выбор оптимального сочетания. 4) Обеспечение исполнения – или планирование: – организационное; – финансовое; – экономическое; – психолого-мотивационное; – социальное; – правовое; – экологическое. 5) Контролинг, мониторинг – или анализ эффективности: – сбор данных о результатах; – анализ новой ситуации; – сопоставление достигнутого с ожидаемым; – сопоставление истраченных и потенциальных ресурсов; – вывод о соответствии достигнутого желаемому
Работы Лавуазье произвели в химии, пожалуй, такую же революцию, как два с половиной века до открытия Коперника в астрономии. Вещества, которые раньше считались элементами, как показал Лавуазье, оказались соединениями, состоящими в свою оче-редь из сложных “элементов”. Открытия и воззрения Лавуазье ока-зали громадное влияние не только на развитие химической теории, но и на всю систему химических знаний. Они так преобразовали саму основу химических знаний и языка, что следую-щие поколения химиков, по существу, не могли понять даже терми-нологию, которой пользовались до Лавуазье. На этом основании впо-следствии стали считать, что о “подлинной” химии нельзя говорить до открытий Лавуазье. Преемственность химических исследований при этом была забыта. Только историки химии начали вновь воссозда-вать действительно существовавшие закономерности развития химии. При этом было выяснено, что “химическая революция” Лавуазье была бы невозможна без существования до него определенного уровня химических знаний. Развитие химических знаний Лавуазье увенчал созданием новой системы, в которую вошли важнейшие достижения химии прошлых веков. Эта система, правда, в значительно расширенном и ис-правленном виде, стала основой научной химии. В 80-х гг. XVIII в. Новая система Лавуазье получила признание у ведущих естествоиспытателей Франции - К.Бертолле, А. Де Фур-круа и Л.Гитона де Морво. Они поддержали новаторские идеи Лавуа-зье и совместно с ним разработали новую химическую номенклатуру и терминологию. В 1789 г. Лавуазье изложил основы разработанной им системы знаний в учебнике “Начальный курс химии, представлен-ный в новом виде на основе новейших открытий”.
Оценивая учение Дарвина, Ф. Энгельс указывал, что он «нанес сильнейший удар метафизическому взгляду на природу, доказав, что весь современный органический мир, растения и животные, а, следовательно, также и человек, есть продукт процесса развития, длившегося миллионы лет»1. Книга Дарвина поистине явилась солнечным лучом в темном царстве систем, классификаций и учений об органическом мире, которые существовали до нее. В книге были приведены многочисленные доказательства, основанные на большом количестве фактов, столь хорошо известных и знакомых каждому, что сомневаться в справедливости излагаемого учения было просто невозможно. И неудивительно, что первое издание книги Дарвина разошлось в течение одного дня после выхода ее в свет. Учение Дарвина о закономерностях исторического развития живой природы, получившее впоследствии название дарвинизма, было встречено враждебно приверженцами идеализма. Антидарвинисты всячески стремились умалить, осмеять, опошлить учение Дарвина. С этой целью, например, в Германии противниками эволюционной теории была выбита свинцовая медаль, на которой основоположник этой теории был изображен в оскорбительной, карикатурной форме.
Однако такая ограниченность не лишает ее права оставаться наукой со своим специальным предметом изучения. Крупными русскими исследователями в области логики были М.И. Каринский (1840-1917) и Л.В. Рутковский (1859-1920). Так, М.И.Каринский внес значительный вклад в разработку классификации умозаключений. Основной замысел его логической теории характеризуется стремлением построитьаксиоматико-дедуктивную систему логики, исходя из основного отношения равенства (т.е. "тождества"); описать в ней дедуктивные и индуктивныеумозаключения. Л.В. Рутковский - автор труда "Основные типы умозаключений" (1888). Если М.И. Каринский строил теорию выводов,используя лишь отношения тождества, то Л.В. Рутковский считает возможным признать равноправными с отношениями тождества и такие, как отношения сходства,сосуществования и др. Умозаключения делятся им на интенсивные (т.е. рассматриваемые в логике содержания) и экстенсивные (рассматриваемые в логикеобъема). С начала XX столетия формальная логика получает дальнейшее развитие. Возникла математическая логика, широко применившая методматематической формализации и специальный аппарат символов к определенному кругу логических операций. Представляют математическую логику Г. Фреге(1848-1925), Б.
На это противоречие обратили внимание многие критики Шпенглера. Они говорили о том, что, утверждая непроницаемость культур для изучения со стороны, Шпенглер проникает в них сам и не испытывает по данному поводу никакого беспокойства. "Если бы души культур, - писал один из исследователей его творчества, - были столь абсолютно отделены друг от друга и столь различны по структуре, как это утверждает Шпенглер, то ему не удалось бы написать своей книги"16. Последователей у Шпенглера было немало. Среди них следует выделить английского историка А. Дж. Тойнби (1889-1975) который в своем многотомном труде "Постижение истории" описал 23 локальных образования, называя их "цивилизациями". "Цивилизация" в учении Тойнби аналогична "культуре" в трактовке Шпенглера. Стремясь к доскональности в изучении взлетов и падений цивилизаций, этот английский ученый выделил целую систему факторов и закономерностей и не раз пересматривал на ее основе свою классификацию локальных цивилизаций. Но анализ этих моментов увел бы нас в сторону от главной темы. А потому подведем некоторый итог в анализе соотношения культуры и цивилизации. Уроки О. Шпенглера Итак, уже до Великой Французской революции начался сдвиг в сторону пессимистических оценок цивилизации, которая просветителями понималась как высшая ступень единого общественного прогресса.
Исследование систем управления. Лекция 1 11.02.97 Цели и задачи курса ИСУ. Предмет и объект ИСУ. План. 1. ИСУ : Понятия, назначение, приложение. 2. Предмет и объект ИСУ. 3. Этапы ИСУ.Вопрос 1 : ИСУ : Понятия, назначение, приложение. ИСУ - процесс определения орг. структуры (состава, организации, поведения, состояния систем), параметров системы, закономерностей функционирования и развития изучаемой системы с целью ее совершенствования. ИСУ базируется на ряде смежных дисциплин : - кибернетика - изучение фундаментальных законов функционирования систем управления; - теория систем - использование системного анализа; - автоматизированные системы управления - исследование вопросов построения информационных систем управления, создание баз данных и взаимодествие человека с машиной; - теория информации - исследование потоков информации; - исследование операций - ТМО; - системный анализ - представление любого процесса в виде системы, построение модели в виде дерева целей. Причины изучения ИСУ : 1) Кризис управляемости (с сер. 20-го века) - усложнение макро- и микросреды бизнеса; закон падения эффективности бизнеса; необходимость оценки деятельности менеджера и целью диагностики его эффективности.
Стимулирование имеет различные формы. В практике управления одной из самых распространенных его форм является материальное стимулирование. Однако очень важно учитывать ситуацию, в которой материальное стимулирование осуществляется, и стараться избегать преувеличения его возможностей, так как человек имеет очень сложную и не однозначную систему потребностей, интересов, приоритетов и целей. Так, например, эту особенность человеческой мотивации (т.е. ее неоднозначность и не сводимость к материальной сфере) недооценивала система мотивирования по принципу «кнута и пряника», о которой речь будет идти ниже. Мы не будем углубляться в тонкости онтологического понимания мотива, а также в процессуальные характеристики мотивации, поскольку это проблема второго раздела нашего исследования, а сразу же перейдем к мотивационным моделям, сложившимся на данный момент в теории управления. Классификация мотивационных моделей, действующих в управлении Ни одна система управления не станет эффективно функционировать, если не будет разработана эффективная модель мотивации, так как мотивация побуждает конкретного индивида и коллектив в целом к достижению личных и коллективных целей.
К числу основных задач товароведения относится также разработка систем классификации и кодирования товаров, исследование закономерностей формирования и путей оптимизации ассортимента товаров, определение оптимальных условий ухода за товаром в процессе хранения, транспортирования и потребления, обоснование нормальных показателей качества и другие вопросы, связанные с формированием, оценкой, сохранением и доведение до потребителя высококачественных товаров. Величина (значение) потребительной стоимости товара постоянно меняется в зависимости от изменения структуры и уровня потребностей. Следовательно, актуальной задачей товароведения является изучение потребностей людей, характера и степени их изменения, определение факторов, влияющих на полноту удовлетворения этих потребностей. Таким образом, товароведение в настоящее время выступает как наука о потребительной стоимости, качестве и ассортименте товаров народного потребления, закономерности их формирования и изменения, методах оценки, путях оптимизации и сохранения.
Задачи, вводимые в учебники, не представляют к тому же системы, в которой более "сложные" ситуации были бы связаны и с более "глубокими" пластами количественных отношений. Задачи одной и той же трудности можно встретить и в начале, и в конце учебника. Они меняются от раздела к разделу и от класса к классу по запутанности сюжета (возрастает число действий), по рангу чисел (от десяти до миллиарда), по сложности физических зависимостей (от задач на распределение до задач на движение) и по другим параметрам. Только один параметр - углубление в систему собственно математических закономерностей - в них проявляется слабо, неотчетливо. Поэтому очень сложно установить критерий математической трудности той или иной задачи. Почему задачи на нахождение неизвестного по двум разностям и на выяснение среднего арифметического (III класс) труднее задач на разностное и кратное сравнение (II класс)? Методика не дает на этот вопрос убедительного и логичного ответа. Таким образом, учащиеся начальных классов не получают адекватных, полноценных знаний о зависимостях величин и общих свойствах количества ни при изучении элементов теории чисел, ибо они в школьном курсе связаны по преимуществу с техникой вычислений, ни при решении задач, ибо последние не обладают соответствующей формой и не имеют требуемой системы.
Компоновка поверхностей, градиент плотности (закономерное изменение плотности телесных углов в оптическом строе благодаря текстуре поверхности). 2. Теории восприятия движения. Теория признаков. Выделяются следующие основные признаки движения: а) смещение сетчаточного образа объекта; б) околомоторные признаки (информация о движении самого наблюдателя). Две системы: изображение-сетчатка; глаз-голова. Объяснение стабильности мира при движении наблюдателя через взаимодействие этих двух систем. т. Гибсона Теории стабильности мира: 1) Афферентная теория Шеррингтона. Информация о движении изображения тормозится информацией о движении наблюдателя. 2) Эфферентная теория Гельмгольца. Информация от обеих систем сравнивается с эфферентными командами, поступающими к мышцам. 3) Теория Гибсона. Движение изображения по сетчатке не имеет значения для восприятия движения. Эксп. док-ва: а) можно вызвать движение изображения по сетчатке, а восприятия движения нет. б) движения по сетчатке нет (кинопленка), а восприятие движения есть Положит. тезис: Воспринимать движение позволяют инвариантные структуры светового потока.
Проблема заключается в том, чтобы выявить мотивацию человеческих действий. При этом не обязательно верования влияют на поведение: индивид может стать членом религиозной группы и не зная тех верований, которых она придерживается. Религиозные институты, учреждения, организации могут влиять на поведение помимо верований и даже идти вразрез с ними, стимулируя по тем или иным причинам действия, противоречащие официальному учению. Но это вовсе не отменяет того факта, что социальное действие есть действие осмысленное, т.е. в его основе лежат определенные социальные регуляторы — нормы, ценности, верования, ожидания и предпочтения индивидов и групп. Таким образом, религия как предмет социологического анализа есть совокупность структур, процессов, связанных с функционированием общества на разных уровнях, система регуляторов социальных связей, образцов поведения и т.д. — система структур и отношений по поводу религиозного феномена, на нем именно «завязанных». Поэтому одна из главных проблем социологии религии — проблема определения того, что относится к понятию «религия». Если исходить из классификации социологических знаний по их уровням — конкретно-социологические исследования; теории среднего уровня, изучающие ту или иную социальную подсистему; и общесоциологические теории, объясняющие общество как целостную систему, — то социология религии относится к числу социологических теорий среднего уровня.
Поэтому одна из главных проблем социологии религии — проблема определения того, что относится к понятию «религия». Если исходить из классификации социологических знаний по их уровням — конкретно-социологические исследования; теории среднего уровня, изучающие ту или иную социальную подсистему; и общесоциологические теории, объясняющие общество как целостную систему, — то социология религии относится к числу социологических теорий среднего уровня. Она добывает эмпирические данные, характеризующие религию как одну из социальных подсистем, и, обобщая эти данные, разрабатывает ее теоретическую модель в рамках общесоциологической теории. Будучи частью социологии, социология религии использует выработанные ею понятия и методы, без которых невозможно познание социальной реальности как целостной системы (группа, роль, власть, культура и т.д.) и внутри нее — отдельных социальных феноменов (семья, класс, экономика и т.д.). Применение социологического инструментария и социологических методов в изучении религии оказалось оправданным и эффективным прежде всего для объяснения этой социальной подсистемы.
Далее, поскольку мы установили факт присутствия золотой пропорции в артефактах и взаимосвязанное с ним его присутствие в ментальности и как следствие в поведении человека попробуем рассмотреть конкретные закономерности этого процесса . Мои предположения строятся на теории белорусского ученого Эдуарда Максимовича Сороко о функционировании самоорганизующихся систем , к которым можно отнести любые социальные структуры. "Структурная гармония систем природы, т.е. гармония их внутреннего строения подчиняется четкому математическому закону. Подобно тому как это мы имеем в квантовой теории, гармоничным (устойчивым,стационарным) состоянием систем объективного мира соответствуют особые числа, называемые обобщенными золотыми сечениями ): эти числа- инварианты всех тех стуктур в которых воплощена диалектика дискретного и непрерывного , целого и части , необходимого и случайного , единого и многого. Мир в целом есть Волна. Другими словами , не только микрообъекты, но все существующие в действительности вещи , всё многообразие систем окружающего мира , коль скоро они диалектически противоречивы представляют собой Волну - структурный резонанс субстрата , из которого образованы , т.е. интерференцией противоположностей внутри единства."(36) Другими словами Э.М.Сороко и многие другие исследователи сложных ситстем выстраивают картину мира идентичную мировосприятию архаичного человека , который пытается находить закономерности в тех фактах , которые мы бы назвали случайными (мистическое мышление "всё связано со всем"). К.Г.Юнг пишет об этом : " На самом деле первобытный человек не более логичен или алогичен, чем мы.
Основные свойства системы проявляются через целостность взаимодействие и взаимозависимость процессов преобразования вещества, энергии и информации, через ее функциональность структуру, связи, внешнюю среду и др. Терминология и свойства системы. Внешняя среда. Понятие «система» возникает там и тогда, где и когда мы материально или умозрительно проводим замкнутую границу между неограниченным или некоторым ограниченным множеством элементов. Те элементы с их соответствующей взаимной обусловленностью, которые попадают внутрь, - образуют систему Те элементы, которые остались за пределами границы, образуют множество, называемое в теории систем «системным окружением» или просто «окружением», или «внешней средой» Из этих рассуждений вытекает, что немыслимо рассматривать систему без ее внешней среды. Система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия с окружением, являясь при этом ведущим компонентом этого воздействия. В зависимости от воздействия на окружение и характер взаимодействия с другими системами функции систем можно расположить по возрастающему рангу следующим образом: - пассивное существование; - материал для других систем; - обслуживание систем более высокого порядка; - противостояние другим системам (выживание); - поглощение других систем (экспансия); - преобразование других систем и сред (активная роль).
![]() | 978 63 62 |