![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы |
Использование государственных программ ипотечного жилищного кредитования в РФ | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
При этом оценивается аккуратность и регулярность этих платежей. Вы не должны иметь порицающих записей в трудовой книжке, судимостей, отрицательной кредитной истории. Преграды на пути Какие же преграды ожидают счастливчика, решившегося на покупку квартиры в кредит по программе ипотечного жилищного кредитования на пути к заветной цели, и стоит ли их бояться? Давайте рассмотрим каждую достаточно подробно и внимательно: 1. Вы не можете получить необходимую сумму. Сумма первоначального взноса обратно пропорциональна процентной ставке по ипотеке жилья, а именно выплаты по ипотеке не должны превышать 40% доходов заемщика, поэтому семья с маленьким уровнем доходов вряд ли может рассчитывать на крупный кредит. Если вы в состоянии внести 3040% от стоимости квартиры в качестве первоначального взноса, ваши шансы повышаются. Общий же размер выплат ипотеки на жилье строго ограничен и составляет 7090% от стоимости квартиры. Для того чтобы получить максимально установленные размеры ипотечных кредитов, агентство и банк должны объявить заемщика кредитоспособным
Иногда, при нарушении участниками сделок требований норм гражданского, жилищного или финансового права, перед компетентными органами государства возникает необходимость в силу возложенных на них законом обязанностей по защите прав граждан, общества и государства применить в отношении виновных в совершении преступлений лиц нормы уголовного права. Жилищное право представляет собой совокупность юридических норм, закрепляющих права физических и юридических лиц на жилые помещения, регулирующих порядок пользования жилыми помещениями и охраняющих права и законные интересы собственников, иных законных владельцев жилья. Жилищное право относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Жилищное право выражено в законах РФ и законах субъектов РФ и иных нормативно-правовых актах, главным образом постановлениях российского Правительства и правительств субъектов Федерации. В настоящее время жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса РСФСР 1983 г., других федеральных законов (например, закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики 1992 г.), законов субъектов РФ (например, Постановление от 25 ноября 1999 г. 652 ЗС Вологодской области «О программе ипотечного жилищного кредитования Вологодской области»), постановлений Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 03.08.96 г. № 937 «О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья»), актов некоторых других органов государственной власти (например, Распоряжение Департамента муниципального жилья Правительства Москвы от 09.04.96 г. № 74 «Об утверждении Временного положения о порядке обмена и (или) мены жилых помещений в г. Москве»). Сделки с недвижимостью Купля-продажа зданий и сооружений.
Определяется как среднее арифметическое средних цен на первичном и вторичном рынках жилья. Источником информации является орган государственной статистики; 2) доля заемных средств в стоимости приобретаемого жилья (в %). Рассчитывается на базе средних на рынке субъекта РФ условий кредитования банков и иных организаций, дающих ипотечные займы на покупку жилья. Источником информации является администрация субъекта РФ. В ситуациях, когда открытое акционерное общество «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» рефинансирует немалую долю выдаваемых в субъекте РФ ипотечных кредитов и займов, в качестве средней части заемных средств может применяться часть заемных средств по программе Агентства; 3) процентная ставка по кредиту на покупку жилья (в % в год). Рассчитывается на базе средних на рынке субъекта РФ ставок по ипотечным жилищным кредитам и займам в рублях. Источником информации является ЦБ РФ (форма 0409302, которая утверждена указанием ЦБ РФ от 27 июня 2004 г. P1481-У). В ситуациях, когда Агентство рефинансирует немалую долю выдаваемых в субъекте РФ ипотечных кредитов и займов, в качестве средних процентных ставок могут применяться процентные ставки по программе Агентства; 4) срок кредита на покупку жилья (в годах)
ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 История развития ипотечного кредитования в России 1.1 Становление ипотечного кредитования в дореволюционной России 1.2 Институт ипотечного кредитования в постсоветский период 1.3 Правовое регулирование ипотечного кредитования в России ГЛАВА 2 Механизм жилищно-ипотечного кредитования в.России 2.1 Процедура предоставления ипотечных кредитов: общая характеристика основных этапов 2.2Договоры, заключаемые для реализации ипотечного кредитования, и их исполнение 2.3Обращение взыскания на заложенное имущество как последствие невозврата кредита ГЛАВА 3 Практика правового регулирования ипотечного кредитования и его совершенствование 3.1 Проблемы ипотечного жилищного кредитования в России 3.2 Опыт реализации программ ипотечного жилищного кредитования в Новосибирске ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ВВЕДЕНИЕ Жилье является одной из базовых ценностей, обеспечивающих гражданам ощущение экономической стабильности и безопасности, стимулирующих к эффективному и производительному труду и в значительной степени формирующих отношение граждан к государству, поскольку именно государство является гарантом реализации конституционного права граждан на жилище.
Крайне необходимы теоретическое осмысление и выработка научных рекомендаций как по формированию механизма обеспечения исполнения обязательств, так и по правильному применению правовых норм в области ипотеки жилища. При этом необходимо помнить и учитывать тот факт, что к ипотеке (залогу недвижимости) самого ценного, например квартиры, прибегают из-за безысходности решить свои финансовые проблемы другим путем. Настало время анализа законодательства, принятого в последнее время, института ипотеки жилища с позиций ее роли в решении государственной задачи – доступности для массового потребителя ипотечного жилищного кредитования и разработки предложений по совершенствованию законодательства в этой области отношений. Сравнительный анализ истории развития институтов ипотеки жилища, жилищного ипотечного кредитования в нашей стране и за рубежом, обобщение мирового и отечественного опыта ипотеки жилища позволит выявить перспективы его использования в современных российских условиях. Теория и практика применения ипотеки позволят найти приемлемый вариант решения имеющихся проблем в исследуемой области
В последние год-два все большая часть российских и зарубежных банков выходит на рынок с собственными программами ипотечного жилищного кредитования. Для снижения операционного и других рисков при организации ипотечного жилищного кредитования в банке очень важна разработка методологии предоставления и обслуживания данного вида кредитов. Методология ипотечного жилищного кредитования может включать в себя утвержденные внутрибанковскими документами: - процедуры оценки заемщика, его платежеспособности и обеспечения кредита; - процедуры предоставления ипотечного жилищного кредита; - процедуры обслуживания ипотечного жилищного кредита. Сюда же следует отнести формы внутрибанковских документов, сопровождающих все вышеуказанные процедуры. Рассмотрим данные процедуры на примере банка, в состав ипотечного подразделения которого входят отдел рассмотрения заявок (ОРЗ), отдел предоставления кредитов (ОПК) и отдел сопровождения (ОС).Оценка заемщика, его платежеспособности и обеспечения Оценку заемщика и его платежеспособности проводит сотрудник ОРЗ, например кредитный эксперт.
Условием для проживания таких граждан в этом фонде является то, что на момент обращения взыскания их жилые помещения являются единственными. Жилые помещения маневренного фонда относятся к специализированному жилищному фонду, особенность которого заключается в их назначении - они могут быть предназначены только для временного проживания граждан. Следует заметить, что практически во всех регионах РФ, где действует программа ипотечного жилищного кредитования, существуют подобные специализированные жилые помещения. В настоящий момент срок проживания в подобных помещениях определяется в ч. 2 ст. 106 ЖК РФ. В соответствии с указанной нормой жилые помещения маневренного фонда предоставляются бывшему залогодателю и членам его семьи из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека. Основанием для проживания в подобных жилых помещениях является договор найма жилья, который заключается на период до завершения расчетов с гражданами, утратившими жилые помещения в результате обращения взыскания на них, после продажи жилых помещений, на которые было обращено взыскание.
Отечественные схемы ипотечного кредитования Схема ипотечного кредитования представляет собой согласованную совокупность организационных и финансовых связей между субъектами, участвующими в соответствующих кредитных отношениях, возникающих в процессе движения финансовых ресурсов, гарантий и прав требования. В настоящее время в России действуют несколько типовых схем ипотечного кредитования. Как будет показано далее, в целом они соответствуют зарубежным схемам, однако в них присутствует и национальная специфика. В частности, даже в Москве существуют модели, отличающиеся между собой. Наиболее распространенной является схема московской программы ипотечного жилищного кредитования (рис. 4). Рис. 4. Процедура получения заемщиком ипотечного кредита. Практикуется и другая схема, авторами которой являются Московское инвестиционное агентство недвижимости совместно с Московским банком Сберегательного банка России (рис. 5). Рис. 5. Схема ипотечного кредитования покупки квартиры, разработанная МБ СБ совместно с МИАН. В Санкт-Петербурге действует схема с участием Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (рис. 6). В этой схеме принимают участие не только кредиторы, заемщики и страховщики, но и инвесторы, предоставляющие первоначальный инвестиционный капитал.
Задача состоит в установлении оптимального баланса прав, делающего систему кредитования рентабельной и наименее рискованной для банков, а также доступной и безопасной для граждан-заемщиков. Учитывая, что система находится в стадии становления, государство может также создавать определенные стимулирующие условия для ее развития и взять на себя часть рисков. С этой целью необходимо: совершенствовать правовые основы реализации прав по ипотеке; регулировать механизмы привлечения долгосрочных финансовых ресурсов; создать благоприятную налоговую среду для ипотечного жилищного кредитования граждан; организовать эффективные условия работы кредитных организаций на рынке ипотечных кредитов. Заключение Макроэкономические условия, сложившиеся в России в период становления жилищных программ, еще более усиливают важность развития долгосрочного ипотечного жилищного кредитования населения уже не как отдельных инициатив коммерческих банков или регионов, а как целостной системы при непосредственном воздействии государства. На основе настоящей Концепции могут быть приняты региональные программы ипотечного жилищного кредитования. Ипотечное кредитование - один из самых проверенных в мировой практике и надежных способов привлечения частных инвестиций в жилищную сферу.
Одной из успешно действующих сегодня в России программ ипотечного жилищного кредитования является программа ДельтаКредит, реализуемая на денежные средства Инвестиционного фонда "США-Россия". Кредиты по линии ДельтаКредит выдаются на срок до 10 лет по фиксированной процентной ставке 13-15% годовых. Получить ипотечный кредит может любой желающий, вне зависимости от его прописки и наличия у него российского гражданства. Минимальный размер кредита - 5000 долларов США, максимальный - 200 000 долларов США. Первоначальный взнос должен составлять не менее 20% стоимости будущей квартиры. Американская процедура достаточно проста, на принятие решения уходит две недели. ДельтаКредит - российский проводник программы - работает через 16 российских банков, которые выдают деньги. Среди них банк АБН АМРО, ИНГ Банк (Евразия), Международный промышленный банк, Инвест-Сбербанк, АКБ "Российский капитал", "Первый ОВК", РОСТ Банк, Пробизнесбанк, Фора-Банк, ДельтаБанк, Экспобанк. Процедура единая, решение принимается в Дельте. Фактически она оптовик, а российские банки - розница. ДельтаКредит выдал за два года примерно 700 кредитов.
Средняя сумма кредита, рефинансируемого Агентством, составляет 369 тысяч рублей, срок -20 лет, ставка – 14% годовых. По данным Агентства, такой кредит доступен для семей с ежемесячным доходом от 14 тысяч рублей.43. Выпуск эмиссионных ипотечных ценных бумаг рассматривается в качестве одного из главных направлений деятельности операторов вторичного ипотечного рынка. Нужно заметить, что законодатель существенно расширил субъектный состав рынка ипотечных ценных бумаг. Изначально, при разработке пилотных программ ипотечного жилищного кредитования в России при непосредственном участии иностранных, в частности американских специалистов на вторичном рынке ипотечных кредитов предполагалась деятельность очень ограниченного числа субъектов – агентств ипотечного кредитования, которые должны были выкупать у первоначальных кредиторов (банков) выданные ипотечные кредиты, тем самым, осуществляя рефинансирование. Теперь субъектами рынка выступают ипотечные агенты, определение которых содержится в статье 2 Федерального закона от 11 ноября 2003 года №152 ФЗ в редакции от 29 декабря 2004 года «Об ипотечных ценных бумагах» кредитные организации в отношении облигаций с ипотечным покрытием, а также любые лицензированные в сфере инвестиционной деятельности коммерческие организации в отношении ипотечных сертификатов участия.44 Одно плохо, нет результата.
Необходимо увеличить срок государственных гарантий по кредитам, предоставляемым на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой под строительство жилья, с трех до пяти лет. Требуется постоянно увеличивать уставный капитал АИЖК и его региональных операторов, а также объемы предоставляемых государственных гарантий по обязательствам АИЖК и гарантий властей субъектов Федерации по обязательствам региональных операторов. Несмотря на значительный интерес, проявляемый всеми слоями общества к ипотечному рынку и рынку жилья, среднестатистический потребитель по-прежнему знает об ипотеке очень мало. Доступная полноценная информация, широко освещаемая в средствах массовой информации, отсутствует. А ведь высокий статус национального проекта просто обязан быть подкреплен регулярной информационной работой с использованием всех каналов. С учетом выявленных проблем и предложенных решений можно предложить Программу развития ипотечного жилищного кредитования населения города Хабаровска. Но более интересно будет предложение Программы развития ипотечного жилищного кредитования молодых семей – Городская целевая Программа «Жилье для молодых семей на 2008–2011 годы».
Такая возможность может появиться только при наличии среднесрочной программы социально-экономического развития региона и отраслевой Программы, действующей также в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в соответствующих подпрограммах и в рамках других федеральных программ, имеющих подпрограммы жилищного строительства. Среди таких программ и подпрограмм, реализуемых в Архангельской области можно назвать следующие: программа социально - экономического развития Архангельской области на 2005-2008 годы, программы комплексного социально-экономического развития городских округов и муниципальных районов Архангельской области, «Развитие жилищного строительства в Архангельской области на 2005-2008 годы», «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Архангельской области на 2007–2010 годы», «Государственная поддержка отдельных категорий граждан при приобретении (строительстве) жилья с использованием механизмов ипотечного жилищного кредитования в 2008 году», «Обеспечение жильем молодых семей», «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2008 год», «Выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище».
Система долгосрочного ипотечного жилищного кредитования в России должна опираться на имеющийся международный опыт развития ипотечного кредитования, быть адаптирована к российской законодательной базе, учитывать макроэкономические условия (характерные для переходной экономики), ограниченную платежеспособность населения, высокую инфляцию. Система ипотечного жилищного кредитования должна опираться в первую очередь на эффективное использование привлеченных финансовых ресурсов граждан, коммерческих банков-кредиторов, инвесторов, и в меньшей степени финансирования со стороны государственного бюджета. Темпы и масштабы развития системы ипотечного жилищного кредитования в регионах должны определяться объективной экономической ситуацией в регионе, платежеспособным спросом на жилье и его предложением, а также наличием (или отсутствием) необходимой региональной нормативно-правовой базы и инфраструктуры. В России в настоящий момент только разрабатывается нормативно-правовая база, создающая условия для осуществления операций с недвижимостью и землей.
Прежде всего, это свидетельствует о росте развития наиболее крупных городов Казахстана. Кроме того, успешное развитие ипотечного кредитование в Казахстане стало примером для других стран СНГ, в частности, для Украины. В 2008 – 2009 гг. рынок ипотечного кредитования в Казахстане самостоятельно подходит к показателям, заложенным в жилищной программе Правительства РК. Такое мнение 14 апреля 2008 года, в ходе заседания правительства высказал министр экономики и бюджетного планирования РК Кайрат Келимбетов. «По таким параметрам, как срок предоставления кредитов, размер первоначального взноса и процентной ставки видно, что рынок сам уже приходит к показателям, заложенным в нашей жилищной программе», - сказал К. Келимбетов. В настоящее время в системе ипотечного кредитования Казахстанской ипотечной компании участвуют восемь банков второго уровня республики и две компании: «БТА-Ипотека» и «Астана-финанс». Сроки предоставляемых ими кредитов колеблются от 15 до 20 лет, размер первоначального взноса - от 15 до 30 % и процентной ставки - в пределах 12-13 %. 25 января 2009 года этого года Правительство Казахстана в целом одобрило проект государственной программы развития жилищного строительства на 2009-2015 годы.
Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья c использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей - семьям с высокими доходами. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются неразвитость институтов долгосрочного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья и ипотечного жилищного кредитования, а также высокий уровень рисков и издержек на этом рынке. В целях повышения доступности жилья для населения необходимо обеспечить условия для развития системы ипотечного жилищного кредитования и других механизмов расширения платежеспособного спроса, системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и рынка ипотечных ценных бумаг, рыночной и административной государственной инфраструктуры, а также оказать бюджетную поддержку в приобретении жилья, в том числе с помощью ипотечных кредитов и займов, молодым семьям. Однако даже ограниченный платежеспособный спрос населения на жилье превышает предложение жилья на рынке, что приводит к постоянному росту цен на жилье.
По данным социологических опросов, к началу реализации национального проекта жилищная проблема стояла перед 61% российских семей. Общая потребность населения России в жилье составляла 1570 млн. кв. м, и, что требует увеличение жилищного фонда на 46,1%. В этих целях Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2002 – 2010 г, которая является базовым механизмом реализации национального проекта. На базе, которой в Республике Марий Эл прията республиканская целевая программа «Жилье для молодой семьи» на 2004 – 2010 годы. Основной целью данной программы является - создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Республике Марий Эл. Основными приоритетами Республиканской Целевой Программы «Жилье для молодой семьи» на 2004 – 2010 годы являются: Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования. Повышение доступности жилья. Данная Программа реализуется с 2004 года и с каждым годом число участников возрастает. Так в 2004 году реализовали свидетельства, полученные по программе «Жилье для молодой семьи» 7 молодых семей, а в 2005 году – 64.
Партнеры Фонда - страховые и оценочные компании, риэлторские агентства - принимают активное участие в подготовке сделок и их сопровождении. Важным для области также является привлечение ресурсов в сферу жилищного строительства, так как после продажи ипотечного кредита через закладную средства вновь возвращаются для наращивания оборотов ипотечного жилищного кредитования. Очень важным моментом является тот момент для вологжан, что с 1 июля 2007 года снижен до 10,75% годовых размер минимальной процентной ставки, которая устанавливается с указанной даты в диапазоне от 10,75% до 14% годовых в зависимости от размера доли собственных средств граждан и срока кредитования. И в соответствии с задачами, определенными Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в приоритетном национальном проекте «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в части повышения доступности приобретения жилья, ее размер планомерно будет снижаться, а к 2010 году планируется ее снижение до уровня 8% годовых. Учитывая ограниченные возможности социально незащищенной категории населения - молодых семей, критическую демографическую ситуацию, в Вологодской области с 2004 года оказывается государственная поддержка из средств областного бюджета молодым семьям, приобретающим жилье с использованием средств долгосрочного ипотечного кредита.
![]() | 978 63 62 |