![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы |
Финансовые основы развития интеграционных процессов стран Западно-Африканского экономического и валютного союза | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В последние десятилетия XX столетия усилились процессы выравнивания уровней экономического развития. Этому способствовали освоение достижений НТР, развитие интеграционных процессов в Западной Европе и Северной Америке, деятельность ТНК. 24 тыс. ТНК, составляющих сегодня основу мирового экономического порядка, имеют штаб-квартиры в четырнадцати из наиболее развитых стран мира, а четыреста семь из пятисот крупнейших промышленных, сервисных и сельскохозяйственных корпораций принадлежат странам Большой семерки. Эти пятьсот крупнейших ТНК производят сегодня более 1/4 общемирового объема товаров и услуг, их доля в экспорте промышленной продукции равна 1/3, а в мировой торговле технологиями и управленческими услугами – 4/5. Значительно отстают по уровню социально-экономического развития такие страны, относящиеся к развитым, как Испания, Португалия, Греция. Проблема выравнивания уровней экономического развития остается актуальной для развитых стран на ближайшую перспективу. 29. НОВЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ (НИС) «Новые индустриальные страны» (НИС) возникли в результате процессов дифференциации, приведших к выделению особой группы стран, отличающихся более высоким экономическим ростом, по сравнению с промышленно развитыми странами и существенно более высоким уровнем развития хозяйства по сравнению с основной группой развивающихся стран
На создание мировой валютной системы оказало влияние развитие капиталистического производства и мирового рынка, а также международное разделение труда. Региональная валютная система – это организационно-экономическая форма отношений отдельной группы стран в валютной сфере, закрепленная региональными соглашениями. Развитие валютных отношений предполагало создание не только мировых валютных систем, но и региональных. Наиболее совершенной из всех региональных валютных систем является Европейская валютная система (ЕВС), которая была сформирована в 1979 г. в рамках Европейского Экономического Сообщества с целью содействия развитию интеграционных процессов стран Западной Европы. Эту систему можно рассматривать как составную часть мировой валютной системы, поскольку страны, входящие в ЕВС, являются членами МВФ. Денежной единицей ЕВС стала ЭКЮ (европейская валютная единица), которая выпускалась до 1994 г. Европейским фондом валютного сотрудничества (ЕФВС), а затем Европейским валютным институтом. Стоимость ЭКЮ, как и СДР, определялась на базе «валютной корзины», в которую входили валюты 12 стран.
В Западной Африке наиболее видима кое-какая активизация деятельности Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС), которая ставит своей целью поэтапное создание общего рынка в регионе. ЭКОВАС образовано в 1975Pг., в его состав входят 16 государств. В июле 1995Pг. на 18-ом саммите ЭКОВАС было оглашено официальное вступление в силу обновленного договора о Сообществе (подписан в Котону в 1993Pг.), с которым ряд государств этого субрегиона сотрудничают. Реализация планов Сообщества встречается с существенными трудностями, обусловленными различием в уровнях экономического развития государств, их неодинаковыми подходами к применению властных и рыночных рычагов для решения экономических, финансовых, торговых и иных задач. Увеличению результативности ЭКОВАС в большей степени препятствуют соперничество между франко и англоязычными странами субрегиона и их более близкая, чем в других регионах, привязанность к бывшим метрополиям, а также внутренние проблемы в Нигерии, являющяся, по мнению ряда государств, «локомотивом» интеграционных процессов в Западной Африке
На характер цикла в современных условиях влияют не только сроки обновления основного капитала, но и способность к быстрой реализации новшеств, а также превращение информации в один из главных ресурсов общественного производства. Другой важной отличительной чертой экономики индустриальных стран является неравномерность социально-экономическою развития отдельных стран, их различных группировок в отдельные периоды, что непосредственно связано с цикличностью развития рыночной экономики. Она выражается в различных темпах роста общественного производства, производительности труда, различиях в уровне доходов на душу населения и т.д. Если в начале XIX в. лидером в мировой экономике была Англия, то к концу XIX в. она уступила свое первенство США, но продолжала сохранять ведущие позиции в Западной Европе. В начале XX в. быстро укрепили свои позиции в мировой экономике Германия и Франция. В последние десятилетия XX столетия усилились процессы выравнивания уровней экономического развития. Этому способствовали освоение достижений НТР, развитие интеграционных процессов в Западной Европе и Северной Америке деятельность ТНК, создавших сеть зарубежных филиалов, по сути «вторую экономику». 24 тыс. ТНК, составляющие сегодня основу мирового экономического порядка, имеют штаб-квартиры в 14 из наиболее развитых стран мира, а 407 из 500 крупнейших промышленных, сервисных и сельскохозяйственных корпораций принадлежат странам Большой семерки.
К числу важных уроков европейской интеграции относится разработка интеграционной стратегии Евросоюза. Ряд европейских стран пошли на ограничение своего суверенитета и передачу части своих полномочий в ведение наднациональных интеграционных структур. Главенство законов Евросоюза ярко проявилось в отношении слаборазвитых государств Южной Европы Греции, Испании и Португалии. Присоединение к общему европейскому рынку стало мощным стимулом для развития экономики этих стран. А достижения Греции, Испании и Португалии стимулировали желание вступить в ЕС у других относительно небогатых стран Европы. Быстрое развитие интеграционных процессов способствовало радикальным сдвигам в структуре европейской экономики. Хотя вне Евросоюза находится еще ряд стран Западной, Центральной и Восточной Европы, на ЕС приходится более 90P% ВВП стран Европы. По объему ВВП (21P%) Объединенная Европа сравнялась с США. Более того, по некоторым важным показателям страны ЕС превзошли уровень США и Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА): Даже без учета внутрирегиональной торговли доля Евросоюза (15 стран) в мировом экспорте составляла 15P%, а с 2004Pг (после расширения до 25 стран) стала примерно равна доле НАФТА
Принцип взаимной выгоды "следует понимать не как формальное "узко коммерческое" правило, применяемое к каждому изолированному случаю сотрудничества, а как принцип, широко освещающий последствия конкретного правоотношения в общем комплексе сотрудничества между странами". Полное и эффективное осуществление принципа взаимной выгоды во многом зависит от установления режима наибольшего благоприятствования в торгово- экономических отношениях государств. Глава 3. Роль и место принципа наибольшего благоприятствования во Всемирной Торговой Организации 3.1 РНБ и регионализм в международной торговле Развитие интеграционных процессов привело к появлению экономических группировок государств, в частности, соглашений о создании межгосударственных зон свободной торговли и межгосударственных таможенных союзов, в рамках которых взаимная торговля осуществляется свободно. Крупнейшей экономической группировкой является Евросоюз, доля которого в международной торговле составляет около 40%, причем свыше 60% внешней торговли стран ЕС приходится на внутри групповой обмен.
Выход России на внешний рынок, развитие интеграционных процессов в Западной Европе и в мире вообще, требуют от России принятия общемировых оценок уровня жизни населения, в частности, стандарта покупательной способности – единицы паритета покупательной способности, позволяющей сбалансировать различия в уровне цен. Мониторинг социально-экономического потенциала региона позволяет оценить возможности, резервы, территории при задействовании всего комплекса разного рода ресурсов, имеющихся в регионе. Выделяют базовый ресурсный потенциал региона и блок обеспечивающих потенциалов социально-экономического развития региона. Блок ресурсных потенциалов включает в себя природно-ресурсный потенциал – определяется количеством и качеством запасов ресурсов, условиями добычи и транспортировки экономико-географический потенциал – определяется протяженностью путей сообщения, их пропускной способностью, близостью территории к сырьевым, продовольственным и ресурсным базам, возможностями отдыха и организации различных видов туризма свободными площадями и др. демографический потенциал – определяется общей численностью населения, его поло-возрастным составом, динамикой роста (убыли) населения, миграционными процессами.
Повышению эффективности ЭКОВАС в немалой степени препятствуют соперничество между франко и англоязычными странами субрегионах и их более тесная, чем в других регионах, привязанность к бывшим метрополиям, а также внутренние проблемы в Нигерии, являющейся, по мнению ряда государств, «локомотивом» интеграционных процессов в Западной Африке. В ноябре 1993 г. в г. Кампале (Уганда) был подписан Договор о преобразовании Зоны преференциальной торговли стран Восточной и Южной Африки (ЗПТ) в Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), в планах которого формирование Общего рынка к 2000 г., Валютного союза — к 2020 г., сотрудничество в экономической, юридической и административной сферах. Идея создания Общего рынка предусматривала слияние Сообщества развития Юга Африки (САДК) и ЗПТ в КОМЕСА. Однако в августе 1994 г. на саммите САДК в г. Габороне (Ботсвана) было принято решение о раздельном существовании двух организаций — в южной и восточной Африке соответственно. Вместе с тем создание Общего рынка в этом африканском регионе затруднено тем, что между странами отмечается значительный «дифферанс» в экономическом развитии, не стабильны политическая обстановка и валютно-финансовая сфера.
Повышению эффективности ЭКОВАС в немалой степени препятствуют соперничество между франко- и англоязычными странами субрегиона и их более тесная, чем в других регионах, привязанность к бывшим метрополиям, а также внутренние проблемы в Нигерии, являющейся, по мнению ряда государств, «локомотивом» интеграционных процессов в Западной Африке. В ноябре 1993 г. в г. Кампале (Уганда) был подписан Договор о преобразовании Зоны преференциальной торговли стран Восточной и Южной Африки (ЗПТ) в Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), в планах которого формирование Общего рынка к 2000 г., Валютного союза — к 2020 г., сотрудничество в экономической, юридической и административной сферах. Идея создания Общего рынка предусматривала слияние Сообщества развития Юга Африки (САДК) и ЗПТ в КОМЕСА. Однако в августе 1994 г. на саммите САДК в г. Габороне (Ботсвана) было принято решение о раздельном существовании двух организаций — в южной и восточной Африке соответственно. Вместе с тем создание Общего рынка в этом африканском регионе затруднено тем, что между странами отмечается значительный «дифферанс» в экономическом развитии, не стабильны политическая обстановка и валютно-финансовая сфера.
Главными факторами такого развития явились распад СССР и СЭВ, переход на рыночные основы развития бывших социалистических стран Центральной и Восточной Европы, дальнейшее развитие интеграционных процессов в мире, а также возрастающая роль международных корпораций как субъектов мирового хозяйства. Международные корпорации в рамках своей глобальной стратегии, используя глобальные факторы производства, создали международное производство, ориентированное на удовлетворение потребностей любого гражданина мира. В современной ситуации, когда западная финансовая система находится в состоянии кризиса, всё большее влияние приобретают активно развивающиеся страны, и главным образом, Китай. Правительство Китая руководствуется курсом на высвобождение бизнеса от чрезмерной опеки государства, перевод многих предприятий из государственного в частный сектор, создание на базе ныне действующих заводов и фабрик корпораций, способных выдержать конкуренцию, в том числе со стороны иностранных товаропроизводителей. Планируется укрепление финансовых рынков вне государственной банковской системы, оказавшейся в сравнительно сложном положении, и их переориентация на обслуживание хозяйствующих субъектов, в наибольшей степени заслуживающих кредитования.
Формируется основа для общего рынка, а затем и валютного союза к 2020 г. В Западной Африке в первые послевоенные десятилетия было подписано много договоров о создании интеграционных группировок в основном франко-говорящими странами. Среди них выделялся Совет согласия, в который вошли 6 бывших французских колоний (Бенин, Буркина Фассо, Кот д'Ивуар, Нигер, Того, Сенегал). Был создан фонд взаимопомощи и гарантий займов. Активное участие в финансировании фонда принимало Агентство международного развития, предоставившее фонду безвозмездные ссуды. Был разработан план финансирования строительства смешанных предприятий. После многочисленных попыток объединения западно-африканских стран в 1975 г. был подписан договор о Западно-африканском экономическом сообществе (ЭКОВАС) в составе 16 франко- и англо-говорящих государств. Странам-участницам ЭКОВАС не удалось продвинуться в реализации намеченных целей. В 1995 г. договор был обновлен. Он предусматривает введение единой валюты, свободное передвижение людей и товаров. Азия. Проекты региональной интеграции азиатских стран разрабатывались довольно активно под эгидой Экономической и социальной комиссии ООН для стран Азии и Тихого океана (ЭСКАТО).
Видно также, что миграция оказывает существенное влияние на социально–экономическое и демографическое развитие практически всех стран, участвующих в этом процессе. Это одно из самых сложных демографических явлений, так как на миграционное поведение населения воздействует целый комплекс межнациональных, политических, экономических и социальных факторов. Межгосударственные отношения характеризуются тенденцией к сближению национальных рынков рабочей силы, все большей прозрачностью границ, усилиями по взаимодействию в области иммиграционного контроля. Особенно характерно это для стран с высоким уровнем экономического развития, прежде всего, Северной Америки и Западной Европы. Определенное стремление к обобщению рынков рабочей силы складывается и у стран СНГ, причем по инициативе Российской Федерации. Таким образом, трудовая миграция как сложное социально-экономическое явление имеет свои плюсы и минусы. Безусловно, что трудовая миграция, прежде всего, приносит очевидные социально-экономические выгоды и способствует: формированию и развитию общего рынка труда стран СНГ, замещению вакансий, которые не привлекательны для местного населения, смягчению безработицы через создание новых рабочих мест в сфере обслуживания и смежных отраслях, выживанию части населения в сложных условиях переходного периода; развитию предпринимательства и малого бизнеса; наполнению потребительского рынка товаров и услуг, увеличению налогооблагаемой базы страны, амортизации инфляционных процессов; созданию среднего класса как социальной основы рыночной экономики; развитию человеческого потенциала путем приобретения опыта работы в иностранных фирмах, освоения новых технологий и овладения новой специальностью, иностранными языками, повышения квалификации; поддержанию экономических и трудовых связей между странами и народами, что является немаловажным фактором развития интеграционных процессов в Содружестве.
На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик. Бурное развитие межфирменных связей порождает необходимость межгосударственного (а в ряде случаев - надгосударственного) регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование проведения совместной экономической, валютно-финансовой, научно-технической, социальной, внешней и оборонной политики. В итоге зачастую создаются целостные региональные экономические комплексы с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими задачами, финансовыми фондами, общими наднациональными или межгосударственными органами. Как показывает опыт осуществления интеграционных процессов, выделяется несколько форм экономической интеграции. Первоначально распространение получает, как правило, самая простая форма интеграционного объединения — зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и прежде всего таможенные пошлины.
Согласно соглашению о Европейском экономическом пространстве (вступило в силу в 1994 г.) страны-члены ЕАСТ стали его участниками (исключение при этом составили Швейцария и Лихтенштейн). Европейские сообщества (ЕС) - обобщающее название трех региональных интеграционных группировок Западной Европы: Европейского экономического сообщества (ЕЭС, создано в 1957 г.), Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, 1951 г.), а также Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом, 1958 г.). После прохождения участниками этих организаций ряда ступеней развития интеграционных процессов наиболее заметным событием стало принятие Единого европейского акта (1986 г.), четко обозначившего идею создания Европейского союза. Европейский союз (ЕС) - интеграционное объединение, созданное на основе Европейских сообществ в 1993 г. согласно Маастрихтскому Договору (1992 г.). Первоначально в ЕС имели членство 12 стран: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия и Франция.
Углубление интеграционных процессов может способствовать переходу от таможенного союза к «общему рынку» стран — участниц интеграционной группировки. Формирование общего рынка предполагает обеспечение свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы (что именуют иногда «концепцией четырех свобод»), а также стандартизацию производственных и коммерческих параметров экономической деятельности, проведение согласованной внутренней и внешней экономической политики, унификацию правовых норм, особенно в налоговой сфере и в отношении принципов и механизмов создания новых предпринимательских единиц. Отмеченные формы международной экономической интеграции ориентированы преимущественно на сферу обращения, ее торговые и финансово-расчетные стороны. Более высокая степень интеграции достигается в форме «экономического союза». В его рамках экономическая политика становится не просто согласованной, но и единой для всего интеграционного объединения как целого. Это предполагает создание надгосударственных органов управления, решения которых обязательны для всех стран-участниц. Развитие экономического союза ведет к его трансформации в валютный союз — с единой валютой и валютной политикой. 2. Западноевропейская интеграция Свое наиболее полное развитие экономическая интеграция получила в Западной Европе.
Она была создана на Конференции глав государств и правительств независимых стран Африки в Аддис-Абебе, где 25 мая 1963 г. было подписана Хартия Организации Африканского единства, являющаяся ее уставом (в силе с 13 сентября 1963г.). Имеет статус постоянного наблюдателя при ООН».2 «Членом Организации Африканского единства может стать каждое независимое суверенное государство» (ст. 4 Хартии). «Все государства пользуются равными правами и обязанностями» (ст. 5 Хартии). 3 Совет Европы и Европейский Совет стали результатом интеграционных процессов в Западной Европе. Устав Совета Европы подписан в Лондоне 5 мая 1949 г., вступил в силу 3 августа 1949 г. Первоначально он включал 10 государств, а на сегодняшний день их 43 (включая и Россию). Принятие новых стран осуществлялось с учетом выполнения условий, определенных в венской декларации 1993 года, принятой на первой конференции государств- участников Совета Европы на высшем уровне: соответствие институтов и правового устройства основополагающим принципам демократии, соблюдение прав человека, избрание народных представителей путем свободных, равных и всеобщих выборов, обязательство подписать Европейскую конвенцию по правам человека и принять все совокупность ее контрольных механизмов.
Процесс политической гомогенизации мира вызовет цивилизационные конфликты. Эти различные взгляды объединяет то, что оба автора подчеркивают существование (течение) глобализационных процессов, но предполагают различные следствия и итоги, вытекающие из них. Какими качествами характеризуется глобализация Основная характеристика процесса глобализации, протекающего в современном мире — экстраполяция либерально-демократических ценностей на все регионы без исключения. Это значит, что политические, экономические, правовые и т.д. системы всех стран мира становятся идентичными, и взаимозависимость стран достигает небывалых масштабов. До сих пор народы и культуры никогда не были так зависимы друг от друга. Проблемы, возникающие в любой точке мира, моментально отражаются на остальном мире. Процесс глобализации и гомогенизации проводит к созданию единого мирового сообщества, в котором формируются единые нормы, институты и культурные ценности. Появляется ощущение мира как единого места. Процесс глобализации характеризуется следующими основными аспектами: 1. интернационализацией, что, в первую очередь, выражается во взаимозависимости; 2. либерализацией, то есть устранением торговых барьеров, мобильностью инвестиций и развитием интеграционных процессов; 3. вестернизацией — экстраполяцией западных ценностей и технологий во все точки мира; 4. детерриторизацией, что выражается в активности, имеющей транснациональные масштабы, и уменьшении значимости государственных границ.
Тем самым ТНК оказывают существенное влияние на развитие международных валютно-кредитных отношений и на состояние национальных экономик. Каждая ТНК представляет собой огромный финансовый организм, звенья которого тесно взаимосвязаны системой кредитно-расчетных отношений. Специальный кредитно-финансовые подразделения занимаются перераспределением накопленного капитала внутри корпорации и привлекают внешние ресурсы. В результате как бы образуется внутрикорпорациональная сфера обращения. Этот внутрикорпорациональный финансовый механизм имеет прямую и обратную связи с международным рынком ссудных капиталов, которые во многом определяют ход развития интеграционных процессов между странами. Одновременно международный рынок ссудных капиталов способствует деятельности ТНК и в качестве дезинтегрирующего фактора. Интенсивность интеграционных процессов зависит от конкретной сферы общественного воспроизводства: материального воспроизводства, обращения товаров и услуг, денежных средств и т.п. Наименьшая ее величина в производственной сфере, наибольшая в денежно-кредитной.
![]() | 978 63 62 |