![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы |
Несостоятельность (банкротство) банков | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В нашей стране законодательство традиционно является главным источником права. Под законодательством в настоящее время понимается совокупность регулирующих соответствующую область общественных отношений законов. Подзаконные акты в состав законодательства не включаются. Российское банковское законодательство, согласно взглядам многих ученых состоит из двух частей: 1)Pспециального банковского законодательства; 2)Pобщего банковского законодательства. Специальное банковское законодательство составляют законы, специально предназначенные для регулирования банковских правоотношений. К таким законам, в частности, относятся Федеральные законы: Pот 10.12.2003 P173-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)»; Pот 02.12.1990 P395-1 «О банках и банковской деятельности»; Pот 25.02.1999 P40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Учеными специализирующимися в области банковского права и различными государственными деятелями предлагается и отстаивается необходимость принятия широкого круга, иных актов специального банковского законодательства, которые, по мнению их разработчиков, необходимы для повышения эффективности регулирования банковской деятельности и функционирования банковской системы
Другой путь, намеченный в федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", - введение специальных досудебных процедур, предшествующих возбуждению дела о банкротстве в арбитражном суде. Речь идет о том, чтобы допустить возбуждение дела о несостоятельности (банкротстве) банка в арбитражном суде лишь после соблюдения кредитором обязательной детально регламентированной процедуры рассмотрения Центральным банком заявления кредитора об отзыве лицензии соответствующего коммерческого банка. Таким образом, финансовое состояние банка-должника будет определяться Центральным банком с учетом всего комплекса показателей, характеризующих его платежеспособность. При отсутствии признаков несостоятельности Центральный банк откажет в отзыве лицензии. Тем самым исключается возможность возбуждения дела о банкротстве, а кредитор будет вынужден ограничиться обычным иском, вытекающим из гражданско-правового обязательства. При наличии таких признаков Центральному банку представится возможность принять меры к оздоровлению неплатежеспособного банка путем введения временной администрации либо предложить его учредителям (участникам) реорганизовать этот банк путем его присоединения к другому банку, устойчивому и стабильному в имущественном обороте.
На основании этого он выносит определение, направляющееся должнику или кредитору. В заседании арбитражного суда участвуют следующие лица: должник или его представитель, собственник предприятия-должника, орган, наделенный полномочиями управлять государственным или муниципальным имуществом, финансовый орган, уполномоченный по месту регистрации должника, банк (банки), осуществляющий (осуществляющие) расчетное и кредитное обслуживание должника, кредиторы, о которых был извещен арбитражный суд. Кроме того, может присутствовать представитель от персонала предприятия-должника, который определяется на выборной основе на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Решения арбитражного суда зависят от конкретных обстоятельств и могут быть следующими: 1)Pрешение об отклонении заявления. Принимается в том случае, если в ходе судебного разбирательства выясняется фактическая состоятельность должника, вследствие чего требования кредиторов могут быть удовлетворены. Если выявлены признаки банкротства, но существуют возможности для восстановления платежеспособности должника посредством реорганизационных процедур с целью дальнейшего ведения его деятельности, то производство по делу о несостоятельности (банкротстве) приостанавливается и назначается внешнее управление имуществом должника
Нельзя не заметить разницы в последствиях возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве обычного должника и банка. Определение арбитражного суда о принятии к производству заявления о банкротстве банка нередко служит детонатором панических настроении среди кредиторов и провоцирует их на возврат денежных средств, находящихся на счетах и во вкладах в указанном банке. Теряя денежные средства клиентов, банк вместе с ними теряет и свою платежеспособность. В то же время ранее действовавшее законодательство не содержало никаких норм, ограничивающих круг кредиторов, способных инициировать судебное дело о банкротстве банков, либо затрудняющих предъявление таких требований по сравнению с заявлением о банкротстве обычных должников. Один из способов решения этой проблемы – исключение из числа кредиторов, предъявляющих заявления о банкротстве банков, граждан-вкладчиков путем гарантирования (либо обязательного страхования) банковских вкладов. Другой путь, введение специальных досудебных процедур, предшествующих возбуждению дела о банкротстве в арбитражном суде. Речь идет о том, чтобы допустить возбуждение дела о несостоятельности (банкротстве) банка в арбитражном суде лишь после соблюдения кредитором обязательной детально регламентированной процедуры рассмотрения Центральным банком заявления кредитора об отзыве лицензии соответствующего коммерческого банка.
Эта группа объединена в законе как особенности банкротства так называемых финансовых организаций. Применительно к банкротству всех этих субъектов, отнесенных к категории финансовых организаций, допускается применение неких общих особенностей, которые должны быть установлены Федеральным законом о несостоятельности финансовых организаций. Из этого следует, что именно Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» устанавливает особенности банкротства кредитных организаций, и этот Закон должен быть положен в основу исследования этих особенностей. Нужно отметить еще один факт кредитная организация считается неспособной, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение 1 месяца с момента наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва Банком России лицензии на основании заявления
Поэтому к отношениям, связанным с несостоятельностью (банкротством) банков и иных кредитных организаций, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» применяется с особенностями, установленными Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Специальные правила этого Федерального закона учитывают слабую защищенность таких кредиторов, как вкладчики банков (в том числе граждане), число которых обычно очень велико. Предоставление им возможности обжаловать определения арбитражного суда может привести к значительному продлению сроков рассмотрения дела о банкротстве кредитных организаций и к отсутствию необходимой определенности имущественных прав кредиторов. Поэтому законодатель вправе предусмотреть особенности обжалования затрагивающих их права определений, отличающихся от апелляционного и кассационного порядка по составу суда, а также срокам обжалования и рассмотрения дел. Глава 4. Процедуры банкротства кредитной организации 4.1.Конкурсное производство. В соответствии с требованиями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» при рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяется только одна процедура – конкурсное производство.
Попытка реформирования института несостоятельности (банкротства) и приведения его в соответствие с требованиями времени была предпринята в 1995 году, когда был подготовлен проект нового федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”. Несмотря на то, что в декабре 1995 года этот проект был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении, работы над этим проектом были приостановлены. К тому имелись две причины: появление альтернативного законопроекта (на 70 процентов повторяющего текст прежнего), а также принятие Государственной Думой в первом чтении проекта федерального закона “О несостоятельности (банкротстве) банков и иных кредитных организаций”, в качестве совершенно самостоятельного проекта, никак не связанного с проектом общего закона о несостоятельности (банкротстве). После многократных обсуждений этих проектов, специалистами был выработан новый проект закона, который и был принят Государственной Думой 10 декабря 1997 года, одобрен Советом Федерации 24 декабря 1997 года и подписан Президентом Российской Федерации 8 января 1998 года. В соответствии с п.1. статьи 185 Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” вступает в силу с 1 марта 1998 года.
Реорганизация кредитной организации осуществляется в форме слияния или присоединения. Реорганизация банков в форме слияния и присоединения регулируется Положением ЦБ РФ «Об особенностях реорганизации банков в форме слияния и присоединения». Банк, к которому произошло присоединение, либо банк, возникший в результате слияния, должен быть способен выполнять обязательные резервные требования и пруденциальные нормы деятельности, установленные нормативными актами ЦБ РФ, в том числе норматив достаточности капитала. Минимальный размер собственных средств банка должен быть равным не менее 1 млн. евро. Банку выдаются лицензии, содержащие весь перечень банковских операций, которые имел право осуществлять на основании банковской лицензии каждый из сливающихся банков на дату принятия решения о его реорганизации, либо Генеральная лицензия, если хотя бы один из сливающихся банков имел такую лицензию. В соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», в случае получения требования Банка России о реорганизации её руководитель обязан в течение 5 дней с момента его получения обратиться в органы управления кредитной организации с ходатайством о необходимости реорганизации КО.
Принимая во внимание также возможные сроки реализации выращенной (произведенной) продукции, законодатель счел возможным увеличить срок внешнего управления до 1 года и 9 месяцев. Кроме того, если в период внешнего управления имели место стихийные бедствия, эпизоотии и т. п., срок внешнего управления сельскохозяйственной организацией - должником может быть увеличен арбитражным судом еще на один год. Таким образом, максимальный срок внешнего управления может составить до 2 лет и 9 месяцев. В остальном процедуры несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций должны проходить по общим правилам. 7.3. Банкротство кредитных организаций. Процедуры банкротства банков и иных кредитных организаций будут осуществляться в соответствии со специальным федеральным законом "О несостоятельности и банкротстве кредитных организаций". Нормы Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" применяются субсидиарно при отсутствии специальных правил. Нельзя не заметить разницы в последствиях возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве обычного должника и банка.
Нарушение срока индивидуальные предприниматели - представления сведений об открытии и помимо обязанностей, предусмотренных закрытии счета в банке пунктом 1 настоящей статьи, обязаны Статья 126. Непредставление письменно сообщать в налоговый орган налоговому органу сведений, по месту учета: (в ред. Федерального необходимых для осуществления закона от 09.07.1999 154-ФЗ) (см. налогового контроля текст в предыдущей редакции) об открытии или закрытии счетов - в десятидневный срок; (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия; обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации; об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения; (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) об изменении своего места нахождения или места жительства - в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.
Банкротство отдельных видов юридических лиц обладает некоторыми особенностями, предусмотренными законодательством. Так, при банкротстве градообразующих организаций допускается введение внешнего управления под поручительство публично-правового образования по обязательствам должника (ст. 134 закона о банкротстве); при банкротстве сельскохозяйственных организаций другие сельскохозяйственные организации могут получить преимущественное право приобретения объектов недвижимости, используемых для сельскохозяйственного производства (п. 3 ст. 139 Закона о банкротстве) и т.д. До введения в действие нового Закона о банкротстве для всех государственных предприятий предусматривался особый порядок продажи принадлежащего им имущества в целях предотвращения признания их банкротами. Определенные особенности имеются также при банкротстве банков и иных кредитных организаций, страховых и финансовых компанй и некоторых других видов юридических лиц. Так, например, особенности несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. Они установлены Федеральным законом от 25 февраля 1999г. № 49- ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
При недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов осуществляет продажу имущества с публичных торгов. 4) По утверждении промежуточного ликвидационного баланса начинает выплаты (кредиторам пятой очереди выплаты начинаются только через месяц со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса). 5) По завершении расчётов составляет окончательный ликвидационный баланс. Оставшееся имущество передаётся учредителям (участникам), имеющим вещные или обязательственные права. 6) Ликвидация завершается записью об этом в едином государственном реестре юридических лиц. Порядок удовлетворения требований кредиторов (ст. 64): 1) граждане, перед которыми ликвидируемое лицо несёт ответственность за причинение вреда жизни и здоровью; 2) расчёты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору (контракту), и по выплате авторского вознаграждения; 3) кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого лица; 4) задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды; 5) другие кредиторы; при ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами таких банков (кредитных учреждений). 3. Несостоятельность (банкротство) юридических лиц.
В частности, возможность предоставления отсрочки по уплате налогов при наличии задолженности в федеральный бюджет по налогам и налоговым платежам устанавливает Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. «О порядке регулирования финансовой поддержки предприятий за счет средств федерального бюджета» . Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» различает три меры по предупреждению банкротства : финансовое оздоровление кредитной организации, назначение временной администрации по управлению кредитной организацией и реорганизацию кредитной организации. При этом основаниями для осуществления указанных мер являются: нарушение «норматива достаточности собственных средств, установленного Банком России» или «текущей ликвидности кредитной организации в течение последнего месяца более чем на 10 процентов»; а также случаи, когда организация допускает «абсолютное снижение собственных средств по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных ЦБ»; «не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполнят обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации», а также – неоднократно на протяжении последних шести месяцев – в срок до трех дней с момента наступления даты их удовлетворения или исполнения.
При этом учитывалось, что выявление признаков несостоятельности (банкротства) не означает автоматического отказа арбитражным судом в применении реорганизационных процедур. В обоснование реальной возможности восстановления платежеспособности должника посредством использования таких процедур Вачский коммерческий банк привел в своем ходатайстве следующие доводы: прибыльность предприятия в прошлом, репутация предприятия как исторически сложившегося центра по производству ножей, потребность в производимой предприятием продукции, наличие сырья, неизношенность оборудования, сложившаяся определенная инфраструктура, наличие потенциальных покупателей продукции. Кроме того, в заключении ЭПИцентра НН предлагался ряд мер, которые могли бы быть предприняты для достижения цели - восстановления платежеспособности акционерного общества. Выслушав представителей сторон и специалиста ЭПИцентра НН, изучив представленное ЭПИцентром НН заключение, арбитражный суд пришел к выводу об обоснованности требований Вачского коммерческого банка и удовлетворил его ходатайство о применении реорганизационной процедуры в отношении АО "Звезда".
В его обязанности входит ряд мер по восстановлению платежеспособности предприятия-должника и продолжению его деятельности. Все мероприятия внешний управляющий осуществляет согласно плану, утвержденному собранием кредиторов. Предприятие-должник объявляется банкротом, если меры а процессе его санации не привлекли к ожидаемым результатам. Затем по решению арбитражного суда создается специальная комиссия для проведения ликвидационных процедур (ликвидационная комиссия). В ее состав включаются представители собрания кредиторов, банков, финансовых органов, а также Фонда государственного имущества, если банкротом признано государственное предприятие. 8. Список литературы. 1. Нормативно-методические материалы о несостоятельности (банкротстве) предприятий. Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению. Москва, 1998 год. 2. «Антикризисное управление: Учебник», под ред. Э.М. Короткова, ИНФРА-М, Москва, 2003 год. 3. «Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению», под ред. Г.П. Иванова, ЮНИТИ, Москва, 1995 год.
Одной из них является проблема определения кредитоспособности потенциального заемщика. Кредитоспособность предприятия — это способность экономических субъектов своевременно и в полном объёме рассчитываться по своим обязательствам в связи с возвратом кредита. Оценивается данная категория с помощью критериев, соответствие или несоответствие которым повышает или понижает вероятность возврата предприятием кредита. Эта проблема имеет два аспекта: первый — определение кредитоспособности заемщика с позиций банка-кредитора. С этой точки зрения всё достаточно благополучно — начиная с 1992 года, когда вступил в силу первый Закон “О несостоятельности (банкротстве)”, вышел ряд различных нормативно-правовых актов, определяющих указанные критерии кредитоспособности предприятий. Второй аспект проблемы заключается в определении соответствия требованиям кредитоспособности самим предприятием и проведении мероприятий по её повышению. Эта сторона проблемы представляется крайне важной в современных условиях. Актуальность указанной темы обуславливается тем, что на определённых этапах производственного процесса почти все предприятия испытывают недостаток средств для осуществления тех или иных хозяйственных операций, то есть возникает необходимость в привлечении средств извне.
Нередки случаи, когда банками допускались необоснованно высокие расходы на содержание персонала банков, строительство зданий, что увеличивало стоимость их операций и сокращало прибыль. Необходимо отметить, что и в условиях финансового кризиса, разразившегося 17 августа 1998 г., в стране сохранилось достаточно много банков, которые не относятся к категории проблемных даже в это сложное время. Свою устойчивость и возможность продолжения нормального рабочего процесса продемонстрировали целый ряд средних российских банков. Причины надежности этих банков в условиях кризиса заключаются в том, что они не вкладывали значительных средств в государственные ценные бумаги, не брали под залог ГКО кредиты у иностранных банков, не участвовали в доходном прокручивании бюджетных средств, не увлекались игрой на рискованном межбанковском рынке. Основным направлением их деятельности оставались качественное обслуживание традиционной клиентуры, кредитование предприятий реального сектора под высоколиквидные залоги. В результате случаи невозврата или просрочки кредитов у них относительно редки. По оценке Банка России, из 1473 действующих банков 1032 банка (70%) являются финансово стабильными, и они способны работать без государственной поддержки. 441 банк, или 30%, отнесены к проблемным, поскольку у них образовался значительный дефицит ликвидных средств и капитала, они являются неплатежеспособными и не могут самостоятельно вьшти из кризиса. 149 банков из числа проблемных имеют явные признаки несостоятельности (банкротства). 44 проблемным банкам, в число которых входят 18 крупных, будет оказана государственная поддержка в силу их социальной и экономической значимости.
Абсолютные и относительные показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия. Билет № 7 1.Трудовые ресурсы , их классификация, структура и показатели использования. Производительность труда: понятие, показатели, пути роста. 2. Несостоятельность (банкротство) предприятия: правовая диагностика, процедура ликвидации. 3. Валютно-финансовые условия внешнеторговых контрактов (общие положения). Билет № 8 1. Тарифная система. Формы и системы оплаты труда; принципы оплаты в условиях рыночных отношений. 2. Общая характеристика и специфика рассмотрения споров арбитражным и третейским судом. 3. Банк – агент валютного контроля при проведении операций по международным расчетам. Ответственность банков и клиентов за нарушение валютного законодательства. Билет № 91. Издержки, стоимость и себестоимость. Виды, структура и показатели себестоимости; пути её снижения. 2. Деньги, их сущность, необходимость и происхождение. Функции денег. Инфляция и формы её проявления. Особенности инфляционного процесса в России. 3. Основные понятия валютно-обменных операций. Их организация, совершение и учет. Билет № 10 1.Классификация затрат по экономическим элементам и калькуляционным статьям, в соответствии с Постановлениями правительства РФ. 2. Понятие денежного обращения, его виды.
![]() | 978 63 62 |