![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы | подраздел: | Банковское дело и кредитование |
Кредитование в коммерческих банках | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Основной источник ресурсов ЦБ РФ: 1) деньги в обращении (то, что он напечатал); 2) средства коммерческих банков (заемные средства, которые дал банк). Центральный банк Российской Федерации создает свои ресурсы двумя методами: 1) деньги из балансовых хранилищ приходуются на баланс, т. е. перемещаются в оборотные кассы, из них уходят в обращение; 2) ЦБ РФ увеличивает свои кредитные вложения путем выдачи ссуд, повышающих остатки на счетах (депозитах). Денежное обращение регулируется ЦБ РФ в процессе осуществления кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии или рестрикции. Экспансия увеличение кредитных ресурсов коммерческих банков, которые, выдавая кредиты, повышают массу денег в обращении. Рестрикция ограничение возможностей коммерческих банков. Инструментами экспансии и рестрикции являются: официальная учетная ставка ЦБ РФ, некоторые неэкономические меры (неразрешение коммерческим банкам некоторых видов операций). Официальная учетная ставка ЦБ РФ это процент по ссудам, используемым ЦБ РФ при кредитовании коммерческих банков; размер ее зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает влияние на инфляцию
В связи с расширением функций эмиссионных банков, в теории и на практике стало употребляться понятие центральный банк. Функции центрального банка:1. Денежно-кредитное регулирование экономики; 2. Эмиссия кредитных денег – банкнот; 3. Контроль за деятельностью кредитных учреждений; 4. Аккумуляция и хранение кассовых резервов других кредитных учреждений; 5. Кредитование коммерческих банков (рефинансирование); 6. Кредитно-расчетное обслуживание правительства (например, обслуживание облигаций государственного займа, эмиссионно-кассовое исполнение государственного бюджета); 7. Хранение официальных золотовалютных резервов. Конечно, главной функцией центрального банка является кредитное регулирование. Помимо административных методов (установления прямых ограничений на деятельность коммерческих банков, проведения инспекций и ревизий, издания инструкций, сбора и обобщения отчетности и т. д.), центральные банки располагают и экономическим инструментарием для регулирования банковской сферы. Его основными составляющими являются: политика минимальных резервов, открытого рынка и учетная политика. Политика минимальных резервов впервые была опробована в США в 30-е годы, и сразу после второй мировой войны ее внедрили в практику центральные банки всех ведущих капиталистических стран.
В России в настоящее время применяется только один способ рефинансирования – прямое кредитование коммерческих банков со стороны Банка России. Банковский процент – одна из наиболее развитых в России форм ссудного процента. Данная форма появляется в том случае, когда одним из субъектов кредитных отношений выступает банк. Доля дохода, получаемая банком, представляет собой компенсацию за посредничество, риск невозврата долга, принятый на себя банком, и оценку кредитоспособности заемщика. Риск невыполнения обязательств перед банком по его активам превышает риск невыполнения обязательств перед вкладчиком по пассивам. Банк принимает на себя риск неплатежей по ссудам. Кроме того, вкладчики допускают более низкую процентную ставку по средствам, передаваемым в банк, чтобы не заниматься поиском клиентов и оценкой их кредитоспособности. При определении нормы процента в каждой конкретной сделке коммерческий банк учитывает: – уровень базовой процентной ставки; – премию за риск. Депозитные ставки по пассивным операциям банков подвержены влиянию тех же рыночных процессов, что и ставки по активным операциям, поэтому направленность их колебания приблизительно такая же
Это лишний раз показывает нам, кто у нас основной экономический партнер, от судьбы которого столь зависима наша собственная судьба.1 3.3 Уроки Кризиса В целях преодоления отрицательных воздействия финансового кризиса 1998 года, Правительством Кыргызстана была принята «Программа преодоления кризисных проявлений в экономике и повышения устойчивости финансовой системы Кыргызской Республики», которая включала в себя: . ужесточение бюджетных операций в соответствии с изменившимся наличием внешних и внутренних ресурсов; . пересмотрен бюджета на 1999 год в соответствии с изменившейся внешнеэкономической ситуацией; . меры для снижения дефицита торгового баланса, в частности, по снижению объемов импорта и увеличению объемов экспорта; . меры по ужесточению финансовой дисциплины в отношении предприятий и организаций, имеющих задолженность по налогам; . создание благоприятных условий предприятиям, ориентированным на экспорт, в особенности производящим продукцию сельского хозяйства; . полное выполнение своих обязательств по государственным ценным бумагам для обеспечения стабильности развития финансового рынка; . банкам разрешено использовать обязательный фонд резервирования; . со стороны Национального банка Кыргызской Республики производилось чрезвычайное кредитование коммерческих банков; . банки, оказавшиеся на грани банкротства, были переданы под управление Национального банка Кыргызской Республики или проданы другим лицам.1 Анализ состояния экономики показывает, что после спада 1998 г. наблюдается хоть и незначительное, но важное для республики оживление экономической деятельности.
В условиях детронизации золота, ликвидации золотомонетного стандарта и монетного паритета основой обеспечения банкнот ЦБ служат товарные массы, включая товары отечественного и зарубежного производства. В целях контроля за состоянием внешней торговли, платежей и золотовалютных резервов ЦБ РФ составляет платежный баланс РФ. Пассивные и активные операции ЦБ РФ Пассивные операции Главным источником ресурсов центрального банка в большинстве стран является эмиссия банкнот (от 54 до 85 % всех пассивов). На современном этапе выпуск банкнот полностью фидуциарный, т. е. не обеспечен золотом. Золотое обеспечение банкнот отменено, хотя в некоторых странах формально продолжают действовать законы, ограничивающие пределы фидуциарной эмиссии. Повсеместно отменено официальное золотое содержание денежных единиц. Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитовании коммерческих банков, государства и увеличения золотовалютных резервов. Механизм эмиссии предопределяет характер кредитного обеспечения банкнот. Эмиссия банкнот при кредитовании банков обеспечена векселями и другими банковскими обязательствами; при кредитовании государства – государственными долговременными обязательствами, а при покупке золота и иностранной валюты – соответственно золотом и иностранной валютой
В развитой рыночной экономике центральный банк в состоянии оказывать существенное воздействие как на величину спроса на деньги, так и на объем их предложения. Спрос регулируется косвенным образом через изменение условий предоставления центральным банком кредитов, а также условий продажи государственных ценных бумаг. Влияние на предложение денег (в наличной и безналичной форме) обеспечивается монополией центрального банка на эмиссию банкнот, а также его правом на изменение уровня минимальных обязательных резервов по различным видам депозитов. Эмиссия денег центральным банком осуществляется в процессе кредитования коммерческих банков, покрытия дефицита государственного бюджета, покупки им ценных бумаг и иностранной валюты. Коммерческие банки, со своей стороны, участвуют в депозитной эмиссии, которая ограничена объемами собственных и привлеченных средств, а также размерами обязательных резервов, устанавливаемых центральным банком. В качестве «денежной базы» выступают те обязательства центрального банка по отношению к частному сектору, которые он непосредственно контролирует .
Это обеспечивает расширение возможностей кредитования коммерческими банками и увеличивает денежную массу; б) снижает учетную ставку процента, что позволяет коммерческим банкам увеличить объем заимствований и расширить объем кредитования своих клиентов по пониженным процентным ставкам. Это увеличивает денежную массу. Так, в течение 2001 г. ФРС 11 раз снижала учетную ставку для борьбы с начавшейся рецессией американской экономики, в результате чего ее уровень в конце 2001 - начале 2002 гг. (1,75%) достиг самого низкого значения за последние 40 лет; в) снижает обязательную норму банковского резервирования, что ведет к росту денежного мультипликатора и расширению возможностей кредитования экономики. Следовательно, мягкая кредитно-денежная политика направлена на стимулирование экономики через рост денежной массы и снижение процентных ставок. Во-вторых, жесткую кредитно-денежную политику (ее называют политикой «дорогих денег»), когда Центральный банк: а) продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, что вызывает сокращение резервов коммерческих банков и текущих счетов населения, уплачивающих за эти ценные бумаги.
В настоящее время эмиссию неразменных на золото денежных знаков независимо от их вида осуществляют эмиссионные банки, которые организуют денежное обращение в стране и отвечают за его состояние. Поэтому нет четкой грани между кредитными и бумажными деньгами. И те и другие являются обязательными покупательными и платежными средствами на внутреннем рынке страны, а некоторые валюты — даже на внешнем рынке (конвертируемые валюты). Бумажные и кредитные деньги выступают в виде банковских билетов. Эмиссия банковских билетов осуществляется эмиссионным банком страны в процессе кредитования коммерческих банков государства; в процессе операций, связанных с покупкой иностранной валюты и государственных ценных бумаг. В результате происходит увеличение денежной массы за счет увеличения как остатка наличных денег, так и остатков платежных или потенциально возможных платежных средств в сфере, безналичных расчетов. Поэтому можно также сказать, что денежная эмиссия – это прирост денежной базы, представленной суммой наличных денег в обращении и денег на счетах коммерческих банков в Банке России.
Кредитный институт самостоятельно или совместно с предприятием выбирает проект для прямого инвестирования, оценивает его обоснованность, эффективность с учетом различного рода рисков, разрабатывает общую концепцию» технико-экономическое обоснование, бизнес-план. Для расширения участия банков в инвестиционных проектах должна быть также законодательно определена программа стимулирования инвестиций в российскую экономику. 2. Центральный банк РФ и его функции. 1. Денежно-кредитное регулирование экономики; 2. Эмиссия кредитных денег – банкнот; 3. Контроль за деятельностью кредитных учреждений; 4. Аккумуляция и хранение кассовых резервов других кредитных учреждений; 5. Кредитование коммерческих банков (рефинансирование); 6. Кредитно-расчетное обслуживание правительства (например, обслуживание облигаций государственного займа, эмиссионно- кассовое исполнение государственного бюджета); 7. Хранение официальных золотовалютных резервов. Конечно, главной функцией центрального банка является кредитное регулирование. Помимо административных методов (установления прямых ограничений на деятельность коммерческих банков, проведения инспекций и ревизий, издания инструкций, сбора и обобщения отчетности и т. д.), центральные банки располагают и экономическим инструментарием для регулирования банковской сферы.
Их необходимо дополнить механизмом индексации кредита в соответствии с темпом инфляции. Так, например, основными направлениями денежно-кредитной политики Белоруссии на 1994 г. (для достижения положительного значения величины процентных ставок Национальным банком) установлена плавающая ставка рефинансирования, соответствующая уровню инфляции за предшествующий месяц. (При этом уровень инфляции принято измерять по индексу розничных цен.) Однако такой механизм неэффективен с точки зрения развития инновационного процесса и, как результат, для необходимой в этой связи структурной реорганизации части фирмы, то есть для структурной перестройки. Причина в том, что, согласно действующему порядку учета затрат на производство, оплата долгосрочных кредитов со сроком более года не включается в себестоимость продукции и осуществляется предприятиями за счет прибыли, остающейся в их распоряжении.Иными словами, предприятиям при таком механизме индексации кредитных ресурсов получать их невозможно. Но выгоден ли такой порядок учета инфляции в процессе кредитования коммерческим банкам и страховым организациям? Анализ показывает практическое равенство сумм, возвращаемых банкам (страховым организациям) для погашения кредитов в условиях индексации непосредственного кредита, при установлении в этом случае учетной ставки в соответствии с мировой практикой на уровне 5 - 8% годовых и варианте индексации ставки рефинансирования.
Действующая система межбанковских расчетов (она предусмотрена Положением об организации межбанковских расчетов на территории Российской Федерации от 9 июля 1992 г. с некоторыми последующими уточнениями) базируется на осуществлении платежей через корреспондентские счета (корсчета) коммерческих банков, открытые главным образом в учреждениях Центрального банка России - расчетно-кассовых центрах (РКЦ). По существу это - отделения Банка России, являющиеся посредниками в платежах и кредитах между коммерческими банками. Основная функция РКЦ - проведение расчетов между учреждениями разных банков с необходимым ведением корсчетов. Вместе с тем РКЦ занимаются и эмиссионно-кассовыми, а также многими другими операциями: кредитованием коммерческих банков, кассовым исполнением бюджетов различных органов власти, финансированием государственных капитальных вложений за счет бюджетных ассигнований, операциями с ценными бумагами и операциями неторгового характера в иностранной валюте. Большая часть операций РКЦ связана с обслуживанием клиентов коммерческими банками. Клиентам рекомендуется представлять в банк расчетные документы накануне наступления срока платежа.
Опыт ипотеки в развивающихся странах 1. Опыт стран Азии . В азиатских странах с переходной экономикой ипотечное кредитование наиболее развито в Индии, Таиланде и ряде других стран. В Индии ипотечные кредиты предоставляют: коммерческие банки, кооперативные банки, компании жилищного финансирования, кооперативные общества жилищного финансирования. Особую роль в стране играет созданный в 1988 г. Национальный жилищный банк (НЖБ). Основная цель банка — создание полноценной системы ипотечного жилищного кредитования. Основные функции банка — это развитие, регулирование и финансовая поддержка рынка ипотечного кредитования. НЖБ активно стимулирует развитие первичного рынка, в том числе создавая новые финансовые компании и рефинансируя их кредиты. Вторую важную функцию — регулирования и контроля — НЖБ выполняет путем установления и контроля соблюдения стандартов ипотечного кредитования. Коммерческие банки аккумулируют большую часть сбережений, что, однако, не сделало коммерческие банки лидерами жилищного кредитования. Причинами являются быстрая, в отличие от ипотечного кредитования, оборачиваемость капитала в торговле и промышленности в условиях отсутствия длинных пассивов у большинства банков.
В настоящее время эмиссию неразменных на золото денежных знаков независимо от их вида осуществляют эмиссионные банки, которые организуют денежное обращение в стране и отвечают за его состояние. Поэтому нет четкой грани между кредитными и бумажными деньгами. И те и другие являются обязательными покупательными и платежными средствами на внутреннем рынке страны, а некоторые валюты - даже на внешнем рынке (конвертируемые валюты). Бумажные и кредитные деньги выступают в виде банковских билетов. Эмиссия банковских билетов осуществляется эмиссионным банком страны в процессе кредитования коммерческих банков государства; в процессе операций, связанных с покупкой иностранной валюты и государственных ценных бумаг. В результате происходит увеличение денежной массы как за счет увеличения остатка наличных денег, так и за счет увеличения остатков платежных или потенциально возможных платежных средств в сфере безналичных расчетов. В экономически развитых странах денежный оборот более чем на 95% осуществляется в форме безналичных расчетов. Поэтому и увеличение денежной массы в обращении происходит главным образом не за счет эмиссии банкнот (наличных денег), а благодаря депозитно-чековой эмиссии.
Таким образом, этот метод кредитования коммерческих банков значительно отличается от переучетной политики. Главное ее отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки векселей, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности. Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и на Западе. Политика обязательных резервов. Этот метод кредитного регулирования представляет собой хранение части резервов коммерческих банков в центральном банке. Сумма хранения средств на специальны счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от величины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет коэффициент, или норму, обязательных резервов в зависимости от складывающейся ситуации и проводимой ими политики.
На практике же получилось нечто совершенно противное задуманному: правительство Украины приступило к кредитованию коммерческих банков с тем, чтобы последние получили возможность кредитовать предприятия АПК. Случаен такой результат. Смеем утверждать: закономерен! На Украине отсутствует полноценный земельный рынок, украинские “сельхозпроизводители”, в реальности, не обладают навыками взаимодействия с коммерческими структурами, у них нет необходимой во всяком деле ответственности за взятые на себя обязательства, нет опыта ответственного ведения хозяйства. Но самое главное, в конечном счете, не в этом. На Украине отсутствует законодательная база для регулирования положения на рынке сельхозпродукции. Последний функционирует в соответствии с указами президента, постановлениями Кабинета министров, различными распоряжениями. Попытки изменить ситуацию путем реформирования отдельных узлов АПК с неизбежностью наталкиваются на непроходимую косность, безынициативность и мздоимство украинского чиновничества. И эта ситуация, на сегодняшний день, к сожалению необратима в той мере, в которой она зиждется на невнятной политической атмосфере страны. И, в этом смысле, конкретная история с неудачной попыткой реформирования системы кредитования АПК на Украине - всего только один из многочисленных примеров, свидетельствующих о том, что масштабы инвестиционных рисков в этой стране к настоящему времени настолько велики (а мы ведь еще ни слова не сказали о криминализации всех сфер жизни на Украине; о дискриминационной налоговой политике в этой стране; о причинах массового ухода капитала в “тень”; о нарастающем бегстве капитала из страны – мы еще много чего не успели рассказать!), что превышают все допустимые пределы.
Вопрос 8 Организация Центральным банком налично-денежного обращения в РФ Ответ Функция эмиссии денег и организации денежного обращения. Эмиссия денег является монопольным правом ЦБ и находится только в его компетенции. КБ не имеют права самостоятельно выпускать в обращение денежные средства. Необходимость выпуска новых денег обусловлена реализацией национального дохода или вновь созданной стоимости совокупного общественного продукта. Эмиссия денег производится в размерах, утверждаемых Советом Министров РФ, и распределяется в соответствии с предусмотренными целями. Выпуск денег - главный источник денежных средств ЦБ, используемый для авансирования расширенного воспроизводства. Эмиссия денег осуществляется в двух формах: деньги банковского оборота при кредитовании коммерческих банков; наличные деньги, обеспечивающие кассовые операции по обслуживанию народного хозяйства и бюджета. При кредитовании коммерческих банков происходит зачисление денежных средств ЦБ на их счета в расчетно-кассовых центрах (РКЦ). Операции банков, связанные с выдачей наличных денег предприятиям и организациям, осуществляются на основе кассовых заявок клиентов. Эти заявки представляются в обслуживающие банки и содержат все необходимые данные о предстоящих операциях с наличными деньгами. На основе кассовых заявок предприятий составляются прогнозы кассовых оборотов коммерческих банков.
Изменение нормы резервов –один из основных методов денежно-кредитной политики(в России это норма в1996г.составляла 10-18%. Одновременно центральный банк по традиции является хранителем официальных золотовалютных резервов страны . Кредитование коммерческих банков со стороны центрального банка характерно прежде всего для социалистической экономики с ее государственной монополией на кредитную деятельность ,для переходного периода с его нехваткой средств у частных финансово-кредитных институтов. Менее характерно оно для развитой рыночной экономики, где подобные кредитование существует преимущественно в периоды финансовых трудностей. Предоставление кредитов и выполнение расчетных операций для правительственных органов осуществляются следующим образом. В государственных бюджетах аккумулируется до половины и больше ВВП стран. Эти средства накапливаются на счетах в центральных банках и расходуются с них. Поэтому центральные банки ведут счета правительственных учреждений и организаций, местных органов власти, аккумулируют на этих счетах средства и проводят выплаты с них.
Центральный банк вправе использовать полученные резервы для кредитования коммерческих банков, устанавливая процентную (учетную) ставку за кредит. Центральные банки являются собственностью государства. От величины норматива и размера учетной ставки зависит объем оборота кредитной массы. При росте норматива резервов и учетной ставки кредит становится более дорогим и спрос на него сокращается, снижается инвестиционная деятельность и сохраняется только кредитование наиболее эффективных проектов. Сокращение кредитной массы способствует снижению инфляции. Темпы роста денежной массы должны быть ограничены долгосрочными темпами роста национального дохода. При таком условии достигается стабильность денежных отношений и устойчивость экономического роста. Государственное регулирование кредитных отношений выполняет еще одну важную функцию стабилизации рыночной экономики - защиту накоплений предприятий и населения. Однако в странах СНГ эта задача не решается. Заключение. Формы и методы государственного регулирования в рыночной экономике разнообразны и многовариантны. Они и составляют государственную экономическую политику.
![]() | 978 63 62 |