![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Математика |
Николай Иванович Лобачевский (1792 - 1856) | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Мы устраивали с их помощью встречи на частных квартирах, где студенты выступали с рефератами на интересующие их темы, вступали в жаркие споры. Мы принимали участие в таких обсуждениях. Иногда на эти интересные встречи приходил и Хлебников. И, удивительно, при его появлении все почему-то вставали. И совсем непостижимо, но я тоже вставал. А ведь я уже многие годы был профессором. А кем был он? Студентом второго курса, желторотым мальчишкой! Я до сих пор не понимаю, почему же я вставал все-таки вместе со всеми студентами? Это что-то такое, чему нет объяснений!»[9] Такие же ощущения при встрече с Хлебниковым испытывали многие его современники. Но в среде университетских товарищей Хлебников по большей части чувствовал себя одиноким. «Нельзя, плывя против течения, искать у него поддержки», — записал он как-то раз после студенческой вечеринки. Ему же были близки именно те люди, кто, как и он сам, «плыл против течения». Одним из таких людей был Николай Иванович Лобачевский (1792–1856), создатель неевклидовой геометрии, в прошлом — ректор Казанского университета
ВЕЛИКИЙ МАТЕМАТИК РОССИИ Николай Иванович Лобачевский. (1792 - 1856) Ярославль 1999год. 14 февраля 1805 года на торжественном собрании совета Казанской гимназии было объявлено об открытии в городе университета. Ни профессоров, ни помещения, ни студентов еще не было, но устав, был принят. На первых порах университет существовал при гимназии и управлялся ее советом. Студенты (35человек) были выбраны из лучших учеников, преподавать пригласили наиболее подготовленных учителей гимназии. И уже на второй год существования университета в числе его студентов оказался гимназист Николай Лобачевский которому не исполнилось еще и 15 лет. В математике он не имел равных в гимназии, да и в университете его знания превосходили математический уровень адъюнктов. Постепенно новый университет стал приобретать черты высшего учебного заведения. Через год после поступления Лобачевского, в Казань прибыл знаменитый немецкий ученый-математик Бартельс, а еще через несколько месяцев - профессор Реннер. Знания последних математических теорий, умение прекрасно изъяснятся по- немецки, сразу же поразили Бартельса в юном студенте Лобачевском. За четыре года обучения в университете мальчик постиг не только высшую математику, но так же физику и астрономию.
Русский математик Николай Иванович Лобачевский (1792-1856) учился в Казанском университете, где впоследствии (1827-1846) он состоял профессором и ректором. Его взгляды на основании геометрии сложились к 1826Pг., и он изложил их в цикле статей и двух книгах. Янош Бойаи (1802-1860), сын Фаркаша Бойаи, был офицером австро-венгерской армии. Свою работу (объемом в 26 страниц) по неевклидовой геометрии [29] под названием «Приложение, содержащее науку о пространстве, абсолютно истинную, не зависящую от истинности или ложности XI аксиомы Евклида, что a priori никогда решено быть не может, с прибавлением, к случаю ложности, геометрической квадратуры круга» Бойаи опубликовал в качестве приложения к первому тому латинского сочинения своего отца «Опыт введения учащегося юношества в начала чистой математики» (Tentamen juventutem studiosam in elementa Matheoseos). Хотя эта книга вышла в 1831-1832Pгг.{48}, т.е. после первых публикаций Лобачевского, вышедших в свет в 1829-1830Pгг., Я. Бойаи, по-видимому, разработал свои идеи о неевклидовой геометрии уже в 1825Pг. и убедился, что новая геометрия непротиворечива
Николай Иванович Лобачевский (1792-1856) Карл Фридрих Гаусс (1777-1855) Янош Бойяй (1802-1860) Судьба открытия Лобачевского. В 2004 г. Казанский Государственный Университет будет отмечать 200 летие своего существования. Имя Николая Ивановича Лобачевского тесно связано с Казанским Университетом и составляет его гордость. Н. И. Лобачевский родился 1 декабря 1792г. в Нижнем Новгороде, в 1807 году поступил в Императорский Казанский Университет, в 1811 году окончил его. 19 февраля 1826 года представил доклад о своем открытии физико- математическому факультету. В течении всей своей жизни он развивал свои идеи, которые излагал в трудах «Начала геометрии», «Воображаемая геометрия» и других. За год до смерти он опубликовал свою работу «Пангеометрия» (1855г.). Николай Иванович помимо научных трудов, вел громадную работу, как профессор, главный библиотекарь, декан, а позднее – ректор Университета, при нем развернулось строительство Университетского прекрасного архитектурного ансамбля. Умер он 12 февраля 1856г., так и не дождавшись признания своих идей. Эти идеи были враждебно встречены даже известными математиками того времени. Идеи Н.И. Лобачевского далеко опередили свое время, но все развитие науки подготовило их неизбежное торжество.
Джузеппе Пеано (1858-1932). 22. Давид Гильберт (1862-1943). 23. Евклид Александрийский (III в. до н. э.). 24. Хотя к тому времени Аристотель уже описал разницу между постулатами и обычными определениями, мы не знаем, признавал ли ее Евклид. Современные математики перестали обращать внимание на такое различие, так как они уже расстались с представлением о том, что аксиомы описывают подлинный характер действительности. 25. Возможно, менее спорной является современная формулировка, так называемый «постулат о параллельности», который гласит: «Если некая прямая пересекает две заданные прямые таким образом, что сумма внутренних углов по одну сторону от пересекающей прямой меньше суммы двух прямых углов, то при бесконечном продолжении двух заданных прямых они пересекутся, причем точка пересечения будет находиться по ту же сторону от пересекающей прямой». 26. Николай Иванович Лобачевский (1793-1856) и Вольфганг (Фаркаш) Больяй (1775-1856)*. 27. Бернхард Риман (1826-1866). 28. Норберт. Винер (1894-1964). 29. Шрнниваса Рамануджан (1887-1920). 30
Тема: «» Выполнила: Зайнулина Г. Г.Бишкек 2010 Н.И. Лобачевский и его геометрия До начала XIX столетия ни одна из попыток доказательства V постулата не увенчалась успехом. Таким образом, проблема V постулата оставалась неразрешимой. И только в начале XIX в. были получены результаты, которые привели к решению этой проблемы. Основная заслуга в этом принадлежит знаменитому русскому ученому Н.И. Лобачевскому. Николай Иванович Лобачевский родился 2 декабря 1792 г. в Нижнем Новгороде (ныне г. Горький). Он окончил гимназию при Казанском университете, а затем и Казанский университет, после чего был оставлен там преподавателем. С 1816 г. Н.И. Лобачевский — профессор того же университета, с 1827 по 1846 г. — ректор университета. С 1846 по 1855 г.— помощник попечителя Казанского учебного округа. Н.И. Лобачевский скончался 24 февраля 1856 г. В течение первых лет преподавательской деятельности в Казанском университете Н.И. Лобачевский настойчиво пытался доказать V постулат. Неудачи этих попыток и попыток его предшественников привели его к выводу, что V постулат не может быть выведен из остальных постулатов геометрии.
Правда, в конце письма Карл Гаусс признал приоритет Яноша - ни Янош Больяй, ни Карл Гаусс тогда не знали об уже опубликованной работе Лобачевского. Янош воспринял письмо Гаусса враждебно, не поверив в то, что он пришел к аналогичным результатам независимо от него. В бумагах Яноша после его смерти были найдены заметки, в которых он очень резко высказался по поводу мыслей, изложенных Гауссом в письме Фаркашу Больяйю. Янош Больяй продолжал работать над развитием идей, изложенных в "Аппендиксе". В 1838 году был объявлен конкурс на премию Лейпцигского ученого общества. Желающим принять участие в конкурсе было предложено усовершенствовать геометрическую теорию мнимых чисел. Фаркаш и Янош Больяйи приняли участие в конкурсе. Отец представил доработанную часть своей книги "Тентамен". Янош написал совершенно новую работу. Однако ни отец, ни сын не заняли призовых мест. В 1848 году Янош Больяй прочитал работу Николая Ивановича Лобачевского "Геометрические исследования по теории параллельных линий", изданную в 1840 году на немецком языке.
В данной работе мы будем рассматривать пример авторских публицистических произведений – «Телескоп». Основной задачей, которая будет стоять перед нами – это выяснение причин создания данного журнала и в связи с этим познакомимся с его основателем – Н.И. Надеждиным; кроме того, попытаемся узнать, чьи идеи этот журнал отражал и как сложилась его судьба. 1. Н.И. Надеждин – основатель журнала «Телескоп» На наш взгляд, для того, чтобы понять суть журнала необходимо ознакомиться с личностью его основателя, так как это очень сильно отражается на основных направлениях журнала. Мы рассмотрим биографию Надеждина на первом этапе его жизни, то есть фактически до закрытия «Телескопа», а также коснемся следующего этапа, так как и через него можно будет судить о том, под чьим влиянием он формировался и изменялся. Николай Иванович Надеждин (1804-1856 гг.) являлся многосторонним ученым и критиком. Он родился в семье священника Рязанской губернии, затем воспитывался в рязанской духовной семинарии, а по ее окончании поступил в московскую духовную академию.
Наибольший интерес исследователей евклидовой системы обоснования геометрии на протяжении многих веков вызывал V постулат. И чтобы всякий раз, когда прямая при пересечении с двумя другими прямыми образует с ними внутренние односторонние углы, сумма которых меньше двух прямых, эти прямые пересекались с той стороной с которой эта сумма меньше двух прямых. Пространственность его формулировки толкала исследователей на то, чтобы доказать его, вывести из остальных постулатов и аксиом и тем самым исключить его из числа постулатов. Такие исследования велись в элленическую эпоху (Посидоний, I в до н.э., Санкери, XVIII в., Ламберт, XVIII в.). Это была эпоха Евклида в истории обоснования геометрии, эпоха его продолжателей и усовершенствователей, период наивно-аксиоматического построения геометрии. В начале XIX века вместе с безуспешными попытками доказательства V постулата она подходит к концу. Она рождала из себя выдающееся открытие – новое понимание оснований геометрии и новый шаг в понимании сути аксиоматического метода. 11 февраля 1826 г. в заседании Физико-математического факультета Казанского университета профессор Н.И. Лобачевский (1792-1856 г.г.) сообщил об открытие: V постулат Евклида лежит в основе теории параллельных прямых.
Педагогическая мысль Н.И. Пирогова Среди первых, кто взбудоражил педагогическую общественность 1860- х гг., возвестив об актуальности реформ воспитания и обучения, был Николай Иванович Пирогов (1810-1881). Основатель новой школы в хирургии, Пирогов одновременно сделался крупным общественным педагогическим деятелем. В 1856 г. Пирогов уходит из Медико-хирургической академии и получает пост попечителя Одесского учебного округа, который занимал в течение двух лет. В том же году в "Морском сборнике" появилась его статья "Вопросы жизни", которая имела значительный отклик в педагогических и общественных кругах. Статья была перепечатана почти во всех периодических изданиях, пробудив, как писал К.Д. Ушинский, "спавшую педагогическую мысль". В течение 1858-1861 Пирогов возглавлял Киевский учебный округ. Будучи попечителем Одесского и Киевского учебных округов, Пирогов проявил себя сторонником и участником прогрессивных преобразований в системе просвещения. Он настаивал на либеральных, коллегиальных началах управления учебными заведениями, выступал против регламентации сверху программ обучения и за предоставление педагогическим советам гимназий значительных прав в отношении корректировки программ.
Ученик волен был не посещать уроки. Порядок и программа обучения согласовывались с детьми. Преподавали: # чтение # писание # каллиграфию # грамматику # священную историю # русскую историю # рисование # черчение # математику # Закон Божий # проводись беседы из естественных наук. Школа была бесплатной. В ней было четыре учителя, около 40 мальчиков и 5 девочек. Занятия шли по утрам и вечерам 7-8 часов в виде свободных бесед. Сам Толстой преподавал в старших классах математику и историю. Школа такой деятельностью добивалась прекрасных результатов. Николай Иванович Пирогов (1810 - 1881 гг.) Н.И. Пирогов родился в семье чиновника. Закончил медицинский факультет Московского университета, был профессором в Дерптском университете, Петербургской медико-хирургической академии. Основатель новой школы в хирургии, Пирогов был одновременно крупным общественным, педагогическим деятелем. В 1856 году Н.И. Пирогов уходит из медико- хирургической академии и получает пост попечителя Одесского учебного округа, который занимал в течение двух лет.
Издания Новикова способствовали пробуждению общественного мнения, распространению антикрепостнических идей. Известно было в Симбирске и "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н.Радищева. Вернувшись в 1798 году из сибирской ссылки, А.Н.Радищев жил в поместье отца - Дворянской Терешке. Здесь он собирал материал для своей работы "Описание моего владения" с целью доказать необходимость предоставления крестьянам права собственности. В "Типографическую компанию", созданную Н.И.Новиковым, входил симбирянин Иван Петрович Тургенев отец видного идеолога движения декабристов Николая Ивановича Тургенева и известных деятелей русской культуры Андрея и Александра Тургеневых. И.П.Тургенев был сотрудником и одним из редакторов новиковских журналов "Утренний свет" и "Московское ежемесячное издание". В 1792 году Екатерина II приказала "запереть на пятнадцать лет" Н.И.Новикова. И.П.Тургенев был допрошен и выслан в Симбирск. В донесении о результатах допроса царице сообщалось, что Тургенев "напоен совершенно такого же роду мыслями, как. Новиков". Дом И.П.Тургенева в Симбирске был одним из очагов культуры и просвещения.
Жизнь и деятельность Н. И. Пирогова Николай Иванович Пирогов (1810-1881) родился в Москве , в семье казначейского чиновника. По окончании Московского университета (медицинский факультет) он подготовлялся в Дерпте (г. Тарту) к профессуре и после защиты диссертации на степень доктора медицинских наук в течении двух лет занимался в Германии усовершенствованием своих знаний. В возрасте 26 лет он стал профессором хирургии сначала в Дерптском университете, а затем в Медико-хирургической академии в Петербурге. В 1854 году во время осады Севастополя Пирогов по его личной просьбе был направлен на фронт во главе с организованной им общиной “сестер милосердия”. В 1856 году появилась статья Пирогова “Вопросы жизни”, освещавшая важные вопросы воспитания. Она обратила на себя внимание общественности передовыми идеями об общечеловеческом воспитании, сделала имя автора широко известным. В 1856 году Пирогов был назначен попечителем Одесского учебного округа. Александр II отрицательно относился к Пирогову, считая его “красным” (хотя он был только либералом), но, назначая его на этот пост, хотел создать видимость заботы царского правительства о народном образовании.
Как ни душило правительство Николая прогрессивную мысль, она пробивалась наружу в разных формах. Ряд либеральных уступок, воспринятых декабристами как «благостные» перемены в судьбах России, оказался для правительства неизбежным. Но Лермонтов знал цену этим уступкам. Его собственная судьба служила иллюстрацией действительному положению вещей. Если в спорах с Назимовым, которого Лермонтов глубоко уважал, он ограничивался шутками и насмешками, то с товарищами противоположного настроения поэт мог быть очень резок. «Я должен был показаться ему мягким добряком, ежели он заметил мое душевное спокойствие и забвение всех зол, мною претерпенных», – вспоминал декабрист Николай Иванович Лорер. Несмотря на 11-летнюю каторгу и 5-летнюю службу рядовым на Кавказе, Лорер не утратил присущего ему оптимизма. Этим же летом, произведенный в прапорщики, он был в особенно благодушном настроении. «Одним шагом я приблизился к свободе», – радостно повторял он. Такого «забвения зол» Лермонтов не мог понять. Его боевой, страстной, протестующей против всякого насилия натуре смирение было чуждо. Оптимист Лорер подвергал, вероятно, резким его нападкам и насмешкам.
Да, как мало надо человеку для счастья! А.П. Чехов, конечно же, преувеличивает, когда говорит о тарелке крыжовника. Но одновременно здесь звучит упрек. Упрек пассивному дворянству которое только и думало о том, чем бы занять себя, а о жизни народа, страны они и не задумывались. Автор показывает, как «хорошая» жизнь может изменить, испортить человека. Ведь теперь, когда у Николая Ивановича была усадьба, крыжовник, мужики, которые его «любили», ему не надо читать книги, размышлять, заниматься полезным делом. Николай обрел, наконец-то, свой долгожданный футляр, где ему хорошо и удобно. Он морально деградирует, становится простым обывателем, которых на Руси в то время было предостаточно. На мой взгляд, «Крыжовник» – замечательный рассказ, один из трилогии А.П. Чехова о футлярной жизни. Я не сочувствую герою данного рассказа, а осуждаю, презираю, так как он ушел от вечного жизненного боя и суеты, перестал осознавать цель своего существования, В моих глазах Николай умер как личность. Я думаю, что примерно такое же мнение должно сложиться у каждого читателя, кто ознакомится с этим рассказом. Тема любви также освещается в рассказах А.П. Чехова. Но здесь уже нет тех пылких, самоотверженных и глубоких чувств, как у Пушкина, Толстого, Куприна.
Кампания 1812 года на страницах «Сына Отечества» была освещена исключительно подробно. Из номера в номер помимо других материалов печатались небольшие заметки и зарисовки, изображавшие военные будни, где главным героем был солдат. Храбрый, веселый, находчивый, всегда готовый к подвигу во имя своего Отечества. Как же удалось Н.И. Гречу найти нужный тон в разговоре с соотечественниками и сделать главным героем публикаций рядового человека – простого, понятного, без тени лукавства? Потому, что сам Николай Иванович был одним из таких людей, для которых служение Отечеству было превыше всего. Первый номер «Сына Отечества» вышел в самое тяжелое, мучительное время, когда Москва была в руках французов. Государь Александр проявил великую выдержку и волю к сопротивлению захватчикам. После того, как им было одобрено решение об издании журнала, при всей перегруженности заботами об организации отпора врагу и достижении перелома в войне, император нашел время напомнить министру народного просвещения о выпуске журнала в кратчайший срок, а тот тотчас же сообщил об этом Н.И. Гречу. Именно он, учитель гимназии, член С. – Петербургского цензурного комитета, был удостоен высокой чести стать редактором и издателем журнала.
Сын русского дворянина древнего рода не мог не выступить на стороне языка и культуры украинского народа. Православный христианин не считал возможным жертвовать истиной ради интересов духовенства. В диссертации “О причинах и характере унии в Западной России” (1842) Костомаров приводил богатый фактический материал о безнравственности православного духовенства, властолюбии и жадности патриархов, не отличавшихся в этом отношении от пап; писал о восстаниях казаков и крестьян; о пользе, которую принесла украинскому просвещению необходимость борьбы с унией. По доносу харьковского архиепископа Н.Г.Устрялова, министр народного просвещения С.С.Уваров отменил защиту и приказал сжечь “подрывную” диссертацию. Но Костомарова не легко было запугать. Весной 1843 г. он подал в Харьковский университет первую на Украине историко-этнографическую диссертацию и защитил её 13 января 1844 г., несмотря на сопротивление консервативной профессуры. Впрочем, и “Библиотека для чтения” О.И.Сенковского скептически отнеслась тогда к работе “об историческом значении русской поэзии”, да и В.Г.Белинский писал в “Отечественных записках” в том смысле, что “народная поэзия есть такой предмет, которым может заниматься только тот, кто не в состоянии или не хочет заняться чем-нибудь дельнее”.1 Под эту полемику Николай Иванович опубликовал исследование восстания Наливайко (1843), первым из учёных обратил пристальное вниманиена знаменитые ныне летописи Величко, Самовидца, Грабянки, Ригельмана и многие другие важнейшие памятники украинской истории, большинство которых потом было издано им и его единомышленниками (И.И.Срезневским, О.М.Бодянским и др.). Между тем он потерял должность в университете (вызвав из-за девушки на дуэль своего соперника), и, преподавая в ровенской гимназии, продолжал изучение народной жизни на Украине.
Большой любовью пользовался Пирогов среди простого народа и широчайших масс студенчества. Его любили за простоту, благ родство и бескорыстие. Бедняков и учащихся он лечил бесплатно, а часто помогал им и материально. Всю свою жизнь без остатка отдал этот замечательный врач и ученый, педагог и общественник беззаветному служению отечественной науке и своему народу. Велики заслуги Пирогова перед Родиной и, в первую очередь, перед русской армией. Пирогов являлся участником четырех войн: Кавказской (8 июля 1847 г. Пирогов выехал на Кавказский театр военных действий), Крымской (с 29 октября 1854 г. по 3 декабря 1855 г. он пробыл в Крыму); в 1870 г., по предложению Красного Креста, Пирогов ездил для обзора госпиталей на театр франко-прусской войны и в 1877 г., с той же целью, совершил поездку на театр русско-турецкой войны. Свой огромный опыт Пирогов изложил в четырех классических трудах, посвященных военно-полевой хирургии, которые и легли в основу системы всей современной врачебной помощи раненым на поле сражения. Николай Иванович Пирогов по справедливости считается "Отцом русской хирургии", основоположником военно-полевой хирургии. Пирогов первый в мире применил эфирный наркоз в условиях войны. 16 октября 1846 г. — знаменательная дата не только в истории хирургии, но и в истории человечества.
![]() | 978 63 62 |