![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы | подраздел: | Банковское дело и кредитование |
Система оценки кредитоспособности клиентов банка | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Факторы, учитываемые при анализе кредитоспособности клиента банка, определяют содержание способов ее оценки. К числу этих способов относятся: оценка делового риска, оценка менеджмента, оценка финансовой устойчивости клиента на основе системы финансовых коэффициентов, анализ денежного потока, сбор информации о клиенте. 51. ВИДЫ КРЕДИТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Банковское законодательство Российской Федерации предусматривает, что выдача кредита коммерческими банками должна производиться под различные формы его обеспечения. Важнейшими видами кредитного обеспечения являются: залог, гарантии, поручительства, переуступка требований (цессия) и др. Залог является одним из наиболее действенных способов, побуждающих заемщика выполнить свои обязательства по кредитному договору вернуть долг кредитору. Предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права (требования), за исключением имущества, изъятого из оборота, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора. Использование залога в практике организации кредитных отношений предполагает наличие специального механизма его применения
Под анализом кредитоспособности заемщика понимается оценка банком возможности и целесообразности предоставления заемщику кредитов, определения вероятности их своевременного возврата в соответствии с кредитным договором. Анализ кредитоспособности клиента позволяет банку, своевременно вмешавшись в дела должника, уберечь его от банкротства, а при невозможности этого – оперативно прекратить кредитование такого заемщика. Оценка кредитоспособности клиента проводится в кредитном отделе банка на основе информации о способности клиента получать доход, достаточный для своевременного погашения кредита, о наличии у заемщика имущества, которое при необходимости может служить обеспечением выданного кредита, и т.д. Кроме того, банковский работник обязан анализировать рыночную конъюнктуру, тенденции ее изменения, риски, которые испытывают банк и его клиент, и прочие факторы. Источниками информации об индивидуальном заемщике могут быть сведения с места работы, места жительства и т.п. Большинство зарубежных банков использует в своей практике два метода оценки кредитоспособности. 1. Системы оценки кредитоспособности клиентов, основанные на экспертных оценках и прогнозах результатов экономической деятельности с использованием предоставленного кредита.
К элементам банковской системы относят и банковскую инфраструктуру. В нее входят различного рода предприятия, агентства и службы, которые обеспечивают жизнедеятельность банков. Банковская инфраструктура включает информационное, методическое, научное, кадровое обеспечение, а также средства связи, коммуникации и др. В условиях рынка банки прежде всего нуждаются в широкой и оперативной информации о состоянии экономики, ее отраслях, группах предприятий, отдельных предприятиях, обращающихся в банк за кредитом и другими услугами. Для оценки кредитоспособности клиентов, экономического и делового рынка, для консультирования предприятий и населения, управления имуществом клиента банки нуждаются в подробной информации. В условиях рынка, сильной конкуренции, а также экономического кризиса, нестабильности финансов государства и предприятий информационное обеспечение выступает естественным требованием, без которого банки не могут без ущерба для своего капитала и капитала клиентов финансировать различного рода проекты. Наличие информации и ее анализ становятся обязательным атрибутом технологии предоставления банковских услуг
Введение В настоящее время в отечественной практике не существует единой и универсальной методики оценки кредитоспособности заемщика. Ее формирование представляется затруднительным, так как оценка кредитного качества предполагает анализ широкого круга количественных и качественных показателей. Между тем разработка и совершенствование собственной системы оценки кредитоспособности клиентов является важной задачей каждой кредитной организации, которая стремится работать с устойчивыми надежными партнерами. На определенном этапе производственного процесса, практически все предприятия испытывают недостаток средств для осуществления тех или иных хозяйственных операций, т.е. возникает необходимость в привлечении заемного капитала. Одно из возможных решений в такой ситуации – получение банковского кредита. Учитывая сложную и нестабильную экономическую ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день в России и то, что многие хозяйствующие субъекты не соответствуют критериям кредитоспособности, тема комплексной оценки финансового состояния заемщика приобретает все большую актуальность.
И при этом показатели оборачиваемости также более низкие по отношению к фирме Б, у которой не соответствует требуемому уровню только показатель соотношения дебиторской и кредиторской задолженности, но при этом размер этой задолженности ниже, чем у фирмы А. На основании выше изложенного можно сказать, что даже наличие большей суммы ликвидных активов у фирмы А не повышает класс кредитоспособности этого потенциального заемщика. И, в заключение анализа по коэффициентам, определим показатель обслуживания долга, показывающего, какая часть выручки у предприятия относится на обязательства, то есть на кредиторскую задолженность. Опять мы видим, что у фирмы А практически нет свободных средств для развития предприятия, она практически еле «сводит концы с концами». Уже на данном этапе мы можем сделать вывод о том, что для банка предпочтительней кредитовать фирму Б, потому что при кредитовании фирмы А возникнет огромный риск невыполнения взятых на себя фирмой обязательств. Но так как целью нашего исследования является практическое использование методов оценки кредитоспособности клиента, мы продолжим наше исследование и проанализируем потенциальных заемщиков с помощью моделей «Z-анализа» Альтмана и модели надзора за ссудами Чессера, описанных в первой главе данной работы
Банки развитых капиталистических стран применяют сложную систему большого количества показателей для оценки кредитоспособности клиентов. Эта система дифференцирована в зависимости от характера Заемщика (фирма, частное лицо, вид деятельности), а также может основываться как на сальдовых, так и оборотных показателях отчетности клиентов. 5.1. Показатели кредитоспособности, используемые Американскими банками. Так ряд американских экономистов описывает систему оценки кредитоспособности, построенную на сальдовых показателях отчетности. Американские банки используют четыре группы основных показателей: - ликвидности фирмы; - оборачиваемости капитала; - привлечения средств и - показатели прибыльности. К первой группе относятся коэффициент ликвидности (Кл) и покрытия (Кпокр). Коэффициент ликвидности Кл - соотношение наиболее ликвидных средств и долгосрочных долговых обязательств. Ликвидные средства складываются из денежных средств и дебиторской задолженности краткосрочного характера. Долговые обязательства состоят из задолженности по ссудам краткосрочного характера, по векселям, неоплаченным требованиям и прочим краткосрочным обязательствам.
Банки развитых капиталистических стран применяют сложную систему большого количества показателей для оценки кредитоспособности клиентов. Эта система дифференцирована в зависимости от характера Заемщика (фирма, частное лицо, вид деятельности), а также может основываться как на сальдовых, так и оборотных показателях отчетности клиентов. КРЕДИТНЫЙ РИСК – риск непогашения основного долга и процентов по выданной ссуде. Кредитный риск обусловливается факторами, лежащими как на стороне клиента, так и на стороне банка. К группе факторов, лежащих на стороне клиентов, относятся: КРЕДИТОСПОСОБНОСТЬ И ХАРАКТЕР КРЕДИТНОЙ СДЕЛКИ. К группе факторов, лежащих на стороне банка, относятся ОРГАНИЗАЦИЯ БАНКОМ КРЕДИТНОГО ПРОЦЕССА. КРЕДИТОСПОСОБНОСТЬ ЗАЕМЩИКА в обобщенном виде отражает степень доверия банка к обязательству клиента возвратить кредит. Эта степень обусловливается рядом обстоятельств: уровнем управления у заемщика (организация производства, снабжения и сбыта, постановка учета и отчетности); финансовым его состоянием; перспективами развития кредитуемого объекта и др.
Банки развитых капиталистических стран применяют сложную систему большого количества показателей для оценки кредитоспособности клиентов. Эта система дифференцирована в зависимости от характера Заемщика (фирма, частное лицо, вид деятельности), а также может основываться как на сальдовых, так и оборотных показателях отчетности клиентов. 5.1. Показатели кредитоспособности, используемые Американскими банками. Так ряд американских экономистов описывает систему оценки кредитоспособности, построенную на сальдовых показателях отчетности. Американские банки используют четыре группы основных показателей: - ликвидности фирмы; - оборачиваемости капитала; - привлечения средств и - показатели прибыльности. К первой группе относятся коэффициент ликвидности (Кл) и покрытия (Кпокр). Коэффициент ликвидности Кл - соотношение наиболее ликвидных средств и долгосрочных долговых обязательств. Ликвидные средства складываются из денежных средств и дебиторской задолженности краткосрочного характера. Долговые обязательства состоят из задолженности по ссудам краткосрочного характера, по векселям, неоплаченным требованиям и прочим краткосрочным обязательствам.
В качестве методов оценки кредитоспособности используются система финансовых коэффициентов, анализ денежного потока, делового риска и менеджмента. Финансовые коэффициенты оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка Выбор финансовых коэффициентов определяется особенностями клиентуры банка, возможными причинами финансовых затруднений, кредитной политикой банка. Можно выделить пять групп коэффициентов: I — ликвидности; II — эффективности, или оборачиваемости; III — финансового левериджа; IV — прибыльности; V — обслуживания долга. Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ) показывает, способен ли заемщик рассчитаться по долговым обязательствам: КТЛ = Текущие активы / Текущие пассивы. Коэффициент текущей ликвидности предполагает сопоставление текущих активов, т.е. средств, которыми располагает клиент в различной форме (денежные средства, дебиторская задолженность нетто ближайших сроков погашения, стоимости запасов товарно-материальных ценностей и прочих активов), с текущими пассивами, т.е. обязательствами ближайших сроков погашения (ссуды, долг поставщикам, по векселям, бюджету, рабочим и служащим).
Поэтому можно сделать вывод, что банк занимается выдачей рисковых кредитов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Главенствующая роль в решении проблем, связанных с формированием рынка и рыночной инфраструктуры, должна принадлежать банковской системе. Новые задачи и условия работы определяют важность изучения банками внешних, внутренних, коммерческих рисков своих операций. В данной дипломной работе были рассмотрены вопросы кредитных рисков. Кредитный риск - это стоимостное выражение вероятностного события ведущего к потерям, возникающим при невозврате кредита. Комплексная оценка кредитного риска возможна на основе многофакторного анализа кредитоспособности клиентов банка и кредитного портфеля банка. Минимизировать кредитный риск банка возможно лишь при использовании вышеперечисленных методов. Все эти методы позволяют создать надежную базу данных для оценки риска конкретного заемщика. Оценка кредитоспособности на основе финансовых коэффициентов и денежного потока позволяет с разных сторон подойти к определению надежности заемщика. В то же время эти методы взаимно дополняют друг друга.
Поэтому деловой риск на стадии сбыта считается более высоким, чем на стадиях создания запасов и производства. В условиях экономической нестабильности анализ делового риска в момент выдачи ссуды существенно дополняет оценку кредитоспособности клиента с помощью финансовых коэффициентов, которые рассчитываются на базе средних фактических данных истекших отчетных периодов. Перечисленные факторы делового риска обязательно принимаются во внимание при разработке банком стандартных форм кредитных заявок, технико-экономических обоснований возможности выдачи ссуды. Оценка делового риска коммерческим банком может формализоваться и проводиться по системе скорринга, когда каждый фактор делового риска оценивается в баллах (табл. 4). Аналогичную модель оценки делового риска применяют и на основе других критериев. Баллы проставляются по каждому критерию и ссумируют. Чем больше сумма баллов, тем меньше риск и больше вероятность завершениям сделки с прогнозируемым эффектом, что позволит заемщику в срок погасить свои долговые обязательства.
Сущность кредита и ссудного процента, их влияние на экономику .5 1.1. Кредит и ссудный процент как экономические категории. . .5 1.2. Формы и функции кредита 13 1.3. Регулирование ссудного процента и его влияние на экономику.23 1.4. Резюме .302. Анализ доходной базы ОСБ 6969 г.Оренбурга .33 2.1. Порядок начисления и взыскания процентов по кредитам 33 2.2. Анализ кредитных вложений и процентной политики .35 2.3. Порядок установления процентной ставки . .51 2.4 Резюме .563. Пути совершенствования кредитной политики ОСБ 6969 г.Оренбурга .60 3.1 Оценка кредитоспособности клиента балльным способом .60 3.2.Определение привлекательности рыночных сегментов .63 3.3. Формирование ценовой стратегии с учетом кредитного риска 67 3.4. использованной литературы .81Введение.Основой современной экономики, ее сердцем, является банковская система. Крепкие и устойчивые банки означают стабильную экономику и наоборот, банкротства банков, невозвращенные кредиты, неуплаченные проценты - все это ослабляет банковскую систему и говорит о болезни экономики.
Определяются: наличие и квалификация рабочей силы, возраст и мощность оборудования, загруженность оборудования, состояние производственных помещений. 3 стадия – стадия сбыта. Определяются: количество покупателей и их платежеспособность, диверсифицированность дебиторов, степень защиты от неплатежей, степень конкуренции в отрасли, наличие проблем перепроизводства, демографические факторы, факторы валютного риска. Кроме того, факторы риска на стадии сбыта могут комбинироваться из факторов первой и второй стадии. Поэтому деловой риск на стадии сбыта считается более высоким, чем на стадии создания запасов или производства. В условиях экономической нестабильности анализ делового риска в момент выдачи ссуды существенно дополняет оценку кредитоспособности клиента на основе финансовых коэффициентов. Оценка делового риска коммерческим банком может формализоваться и проводиться по системе скоринга, когда каждый фактор делового риска оценивается в баллах. 4. Определение класса кредитоспособности клиента. Класс кредитоспособности определяется на базе основных и дополнительных показателей. Основные показатели, выбранные банком, должны быть неизменны относительно длительное время.
Банк – эмитент – учреждение банка, которое выпускает в обращение платежные карты. Банк – эквайер – банк, в котором открыты счета предприятий торговли и услуг, которые обслуживают держателей платежных карт. Процессинговый центр – специализированный информационно – вычислительный центр, который осуществляет сбор, обработку, сохранение и передачу кредитно – финансовым учреждениям информации о необходимости перевода со счета лиц – держателей платежных карт денежных средств за полученные товары и услуги и другие карточные операции лиц, которые их предоставляют. Рассмотрим права и обязанности участников платежной системы с применением пластиковых кредитных карт. Банк – эмитент выдает кредитную карту только после проверки финансового состояния и оценки кредитоспособности клиента; открывает собственнику карты специальный карточный счет для проведения всех операций с картой; каждый месяц предоставляет клиенту специальную выписку по его карточному счету с указанием всех транзакций, проведенных за данный период, а также размер задолженности и определение терминов погашения кредита; удержание комиссии и процентов согласно установленных тарифов; осуществляет авторизацию платежей, давая ответ на запрос торговца о разрешении или запрете на проведение операции; берет на себя обязательство по оплате счетов торговых предприятий по операциям, осуществленные с применением карт с отчислением комиссии (дисконта).
В условиях конкуренции выиграет тот, кто минимизирует риски, достоверно определив, какой клиент «хороший», а какой «плохой», и предложит заемщикам более выгодные условия. Банкам необходимо взять на вооружение передовые технологии и применять их для оценки потенциальных заемщиков. Благодаря этому можно будет не бояться предстоящей конкуренции на этом рынке. Кредитоспособность клиента в мировой банковской практике фигурирует как один из основных объектов оценки при определении целесообразности и форм кредитных отношений. Способность к возврату долга связывается с моральными качествами клиента, его искусством и родом занятий, степенью вложения капитала в недвижимое имущество, возможность заработать средства для погашения ссуды и других обязательств. На сегодняшний день существует несколько основных методик оценки кредитоспособности клиентов. Системы отличаются друг от друга количеством показателей, которые применяются в качестве составных частей общей оценки заемщика, а также разными подходами к характеристикам и приоритетностью каждого из них.
Кроме, для внедрения бальной системы оценки требуется специальное программное обеспечение, включающее элементы нейронных сетей и математического программирования, что увеличивает операционные затраты банка. Сущность другого подхода к анализу кредитоспособности клиента применяемого в России и Беларуси заключается в рассмотрении банком достаточности и стабильности получаемых доходов клиента, на основании которых рассчитывается коэффициент платежеспособности кредитополучателя. Анализ практики деятельности банков показывает, что типовых методик для оценки кредитоспособности кредитополучателя - физических лиц в Республике Беларусь нет, поэтому каждый банк самостоятельно определяет показатели при оценке кредитоспособности клиента. В целом, можно выделить две методики определения кредитоспособности индивидуальных кредитопокупателей: Методика экспертной оценки кредитоспособности клиента, используемая АСБ «Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Белвнешэкономбанк». Методика оценки кредитоспособности клиента, используемая ОАО «Белинвестбанк», ОАО «Приорбанк». Первая методика предполагает расчет коэффициента платежеспособности, значение которого является основой определения максимально возможной суммы кредита.
Если же представить себе, что подобные кредиты образуют значительную часть в кредитном портфеле банка, то становится очевидным, что стабильность работы кредитной организации может быть нарушена при определенных условиях. Когда банк становится «проблемным», все меньше лиц физических и юридических доверяют ему свои средства. Более того, может возникнуть паника, когда лица начинают досрочно изымать вклады. Таким образом, у данного банка может возникнуть проблемы с ликвидностью Объектом исследования в настоящей работе выступают методы оценки кредитоспособности предприятия, такие как рейтинговая, сбербанковская и американская системы оценки. Усовершенствование сбербановской системы оценки кредитоспособности предприятия-заемщика в данной работе рассматривается как предмет исследования. Для сравнения и более полного анализа данной темы, исследуется зарубежный опыт оценки кредитоспособности клиентов. Целью настоящей дипломной работы является совершенствование сбербанковской методики оценки кредитоспособности заемщиков.
Неправильная оценка может привести к невозврату кредита, что в свою очередь способно нарушить ликвидность банка и в конечном счете привести к банкротству кредитной организации. Поэтому банки придают огромное значение разработке современной методологической базы оценки кредитоспособности, тестированию квалификации кредитных работников, а также совершенствованию системы контроля и оценки кредитных рисков. Кредитоспособность – наличие у заемщика предпосылок, возможностей получить кредит и возвратить его в срок. Оценка кредитных заявок обычно основывается на применении комплексной рейтинговой системы оценки кредитных заявок, которая проводится в соответствии с действующими методиками определения группы кредитного риска кредитных продуктов (т.е. путем начисления баллов по заранее принятым критериям). При этом заполняется краткое досье клиента по установленной форме. Оценка кредитоспособности клиента обычно базируется на анализе следующих критериев: 1) качество управления компанией (уровень менеджмента); 2) характер кредитуемой сделки; 3) опыт работы банка с данным конкретным клиентом (кредитная история); 4) состояние отрасли и региона, конкурентоспособность клиента, положение конкретного клиента в указанной отрасли; 5) финансовое положение клиента; 6) возможность предоставления клиентом имущества для использования в качестве иного обеспечения.
![]() | 978 63 62 |