![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы | подраздел: | Банковское дело и кредитование |
Функции и операции Национального банка Республики Казахстан как Центрального банка страны | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Подписанный документ предусматривал жесткое согласование с Банком России размеров кредитной эмиссии всех национальных банков, введение единого уровня процентных ставок по централизованным кредитам и устранение административных запретов на использование рубля в расчетах на территории государств Содружества. Соглашение также предусматривало строгое выполнение Банком России обязательств по обеспечению всех государств необходимой массой наличности. Центральный банк РСФСР, обладающий монопольным эмиссионным правом, был обязан, по сути, принимать меры по поддержанию денежной стабильности на всех территориях стран, где рубль являлся единственным законным платежным средством. Вплоть до 1 июля 1992 года Банк России финансировал посредством МФО бюджетные дефициты стран СНГ, отчего постсоветская бюджетная система напоминала поношенный лапсердак, у которого пятнадцать разных карманов, да и те рваные. С 1 июля 1992 года между Банком России и центральными банками стран СНГ были установлены корреспондентские отношения. Центробанки суверенных республик должны были иметь на корреспондентском счете достаточные средства для покупки наличных рублей и проведения безналичных расчетов
Эта тенденция сохранилась и в настоящий момент, о чем свидетельствует внесение 07 декабря 1996 г. ряда изменений и дополнений в законодательные акты Республики Казахстан - Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) и Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу Закона, "О Национальном банке Республики Казахстан", "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан", "О хозяйственных товариществах", "О ценных бумагах и фондовой бирже", в соответствии с которыми предусматривается возможность и основания принудительного выкупа акций банков и небанковских финансовых учреждений, в случае наличия у них отрицательного размера капитала. Указанное решение может приниматься Национальным банком по согласованию с Правительством на условиях обязательной последующей незамедлительной реализации выкупленных акций новым инвесторам "в целях усиления интересов кредиторов банков второго уровня и обеспечения устойчивости банковской системы республики". Нестабильное финансовое состояние банков Казахстана в настоящее время вынуждает Национальный банк и Центральные органы власти Республики Казахстан осуществлять указанное выше вмешательство в банковскую среду с целью поиска путей выхода из кризиса.
N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" государство отказалось от монополии на банковские валютные операции. Коммерческие банки после получения от Центрального банка лицензии на совершение операций в иностранной валюте стали открывать своим клиентам валютные счета и вести паспорта сделок клиентов с их иностранными контрагентами. На банки, получившие валютную лицензию, были возложены функции агентов государственного контроля по исполнению клиентами правил обязательной продажи 30P% экспортной валютной выручки в валютный резерв Центрального банка (по курсу Центрального банка). Еще 20P% валютной выручки подлежали обязательной продаже по рыночному курсу на торгах ММВБ. Переход к конвертируемости рубля в полном объеме оказался в то время невозможным из-за отсутствия объективных экономических предпосылок. Конвертируемость распространялась только на резидентов, т.Pе. юридические и физические лица России. Валютные операции нерезидентов подвергались ограничениям. Кроме того, обмен рублей на иностранную валюту должен был производиться только на российском рынке
Осуществляет их хранение и продажу в соответствии с действующим законодательством. По поручению Президента или Правительства Республики Казахстан принимает на хранение в хранилище Национального Банка Казахстана ценности, зачисленные в правительственный (бюджетный) резерв; - производят лицензирование операций, связанных с драгоценными металлами, драгоценными камнями и ювелирными изделиями в порядке, определяемом действующим законодательством Республики Казахстан; - производит на территории Республики Казахстан и на внешнем рынке операции по покупке и продаже золота, других драгоценных металлов в слитках, монетах, самородках и иных формах, а также природных драгоценных камней в сыром и обработанном виде. Национальный Банк Казахстана, в соответствии с действующим законодательством: - участвует в создании и деятельности организаций, способствующих осуществлению Национальным Банком Казахстана возложенных на него функций;- составляет и регулярно публикует сводный баланс банков Республики Казахстан и собственный баланс; - разрабатывает прогнозные расчеты по внутренним и внешним активам; проводит депозитные и расчетные операции, принимает на хранение к управление ценные бумаги и иные ценности; - осуществляет другие банковские операции, а также сделки от своего имени в соответствии со своими задачами, если это прямо не запрещено Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, "О Национальном Банке Республики Казахстан"; - вводит в соответствии с государственной политикой управления внешним долгом ограничения для банков на объем привлечения кредитов из-за границы; - обеспечивает на договорных условиях банки необходимыми аналитическими и информационными материалами, оказывает консультативную и практическую помощь в организации банковского дела; - участвует в осуществлении подготовки и повышении квалификации кадров для системы Национального Банка.
Менее уязвимым кажется тот аспект международного сотрудничества, который имеет долгую историю практического применения и является продолжением концепции кредитора в последней инстанции в международной сфере. Когда банковская система страны сталкивается с наплывом спроса зарубежных вкладчиков на ее резервы, помощь депозитным банкам со стороны центрального банка этой страны может оказаться недостаточной, если основывается лишь на собственных золотых резервах. Нередко иностранный центральный банк или группа иностранных банков давали средства взаймы центральному банку страны, испытывающей трудности. Хотри с нетерпением ждет, когда эту функцию международного кредитора в последней инстанции возьмет на себя Банк Международных Взаиморасчетов (Bank for International Settlements) [R. G. Hawtrey, "The Art of Central Banking", p. 228]. Последние два аргумента стали в наше время почти что единственными мотивами создания новых центральных банков. Очевидным примером такого рода стали недавние рекомендации Королевской комиссии по вопросам банков и денег в Канаде (Royal Commission on Banking and Currency in Canada) [1933, см
Проценты по доходности выплачиваются ежеквартально. Ноты Национального Банка Республики Казахстан. Представляют собой инструмент денежно-кредитной политики, предназначенный для регулирования денежной массы в обращении. Краткосрочные ноты со сроком погашения до 90 дней первоначально продаются по цене ниже номинальной стоимости, а погашаются по номинальной стоимости. Выпускаются в бездокументарной форме с номинальной стоимостью 100 тенге, цена отсечения - минимальная дисконтированная цена. Удовлетворение заявок начинается с наименьшего дисконта и заканчивается при том дисконте, при котором исчерпывается объем эмиссии. 1.3.Становление и развитие рынка ценных бумаг в Казахстане Рынок ценных бумаг в Казахстане начал формироваться в первой половине 1994 года, когда Национальный банк стал сокращать нехарактерные для центральных банков функции в пользу стандартных. В частности, Национальный банк стал предоставлять прямые кредиты правительству на покрытие дефицита бюджета по ставке рефинансирования (а не по льготной ставке) и одновременно сокращать их объемы.
Для выполнения этой задачи Закон возлагает на Банк России следующие основные функции: - осуществление государственной регистрации кредитных организаций (выдача и отзыв лицензий); - надзор за деятельностью кредитных организаций; - установление правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы. 3) Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Основными функциями, направленными на ее достижение являются: - установление правил осуществления расчетов РФ; - монопольное осуществление эмиссии наличных денег и организация их обращения; Таким образом, цели и задачи, поставленные перед ЦБ РФ реализуются через их функции и операции. 3.3 Организационная структура Банка России Структура Центрального Банка РФ построена таким образом, чтобы обеспечить выполнение возложенных на него функций с учетом государственного устройства России. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. На территории каждого субъекта функционирует соответствующее учреждение Банка России, но в целом банк представляет собой строго централизованную систему управления: центральный аппарат ЦБ (22 департамента); территориальные учреждения ЦБ, в т.ч. национальные банки республик; расчетно-кассовые центры (РКЦ); вычислительные центры; полевые учреждения (организуются для обслуживания воинских частей); учебные заведения.
Национальный Банк представляет, в пределах своей компетенции, интересы Республики Казахстан в отношениях с центральными банками и банками других стран, в международных банках и иных финансово-кредитных организациях. Национальный Банк при выполнении своих задач не руководствуется целью получения прибыли. Национальный Банк подотчетен Президенту Республики Казахстан, но в пределах предоставленных ему законодательством полномочий независим в своей деятельности. Основной целью Национального Банка является обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан. Для реализации основной цели на Национальный Банк возлагаются следующие задачи: разработка и проведение денежно-кредитной политики государства обеспечение функционирования платежных систем осуществление валютного регулирования и валютного контроля содействие обеспечению стабильности финансовой системы. Национальный Банк в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции: проведение государственной денежно-кредитной политики в Республике Казахстан; осуществление эмиссии банкнот и монет на территории Республики Казахстан; осуществление функции банка, финансового советника, агента Правительства Республики Казахстан и иных услуг для Правительства и других государственных органов по соглашению с ними; организация функционирования платежных систем; осуществление валютного регулирования и валютного контроля в Республике Казахстан; управление золотовалютными активами Национального Банка; осуществление контроля и надзора за деятельностью финансовых организаций, а также регулирование их деятельности по вопросам, отнесенным к компетенции Национального Банка и др. осуществление доверительного управления Национальным фондом Республики Казахстан. 2.1 Устойчивость национальной валюты как основная цель денежно-кредитной политики Национального Банка РК Реформирование банковской системы Казахстана проходило практически в три этапа.
К основным функциям, осуществляемым подавляющим большинством центральных банков, целесообразно отнести регулирующую, контролирующую и обслуживающую. Все остальные являются дополнительными функциями, и зависят от особенностей государства. Целью данной работы является рассмотрение на практике центрального банка Республики Казахстан. Задачами данной работы являются: анализ законодательной базы Республики Казахстан о центральном банке страны - Национальном Банке; определение особенностей Национального банка Республики Казахстан; раскрытие структуры управления и составляющих НБ РК; раскрытие сущности цели центрального банка; сделать выводы по проведенной работы и раскрыть в заключении. ГЛАВА 1. Сущность и возникновение центральных банков 1.1 Возникновение банков На протяжении всего периода зарождения первых древних государств (начиная с 3 тысячелетия до н. э.) в качестве денег, использовались наиболее важные, общественно значимые предметы потребления (скот, зерно, меха, кожа и пр.). Товарные деньги обладали высокой транспортабельностью, относительной сохранностью в течение длительного времени, сравнительно низкими издержками на содержание.
В течение нескольких лет Национальному Банку были переданы функции и полномочия Департамента страхового надзора Министерства финансов Республики Казахстан по надзору страхового рынка (1998г.), Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам – по регулированию рынка ценных бумаг (2001г.), Комитета по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан – по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов (2002г.). В 2003 году Национальный Банк Республики занимал ключевую позицию в регулировании финансового рынка страны. Такая концентрация регуляторных и надзорных функций в центральном банке страны была промежуточным шагом к созданию самостоятельного государственного органа надзора, путем его выделения из Национального Банка Республики Казахстан. Основной целью реформы государственного регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций являлось создание эффективной и независимой системы консолидированного надзора, в целях повышения уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг и развития стабильной инфраструктуры отечественного финансового рынка.
Широкое использование систем электронных трансфертов стало базой для внедрения в обращение розничных электронных платежных средств, таких, как кредитные и дебетовые карты. В результате этого удалось несколько снизить использование бумажных платежных средств в розничных расчетах. Целью данной дипломной работы является определить понятие и сущность денег, проделать анализ денежного рынка в Республике Казахстан, и предложить пути совершенствования роли денег. Для достижения данной цели следует решить следующие задачи: Определить понятие денег, его функции и свойства; Исследовать виды и формы денег; Изучит электронные деньги и их свойства; Сделать анализ денежных агрегатов; Сделать анализ финансового рынка Исследовать инструменты и операции денежно-кредитной политики Рассмотреть денежно-кредитную политику в условиях финансовой нестабильности; Предложить политику по обеспечению финансовой стабильности. Объектом исследования данной работы является денежный рынок Республики Казахстан. Теоретико-методологической основой дипломной работы послужили научные труды отечественных и зарубежных экономистов, казахстанская периодика, законы и законодательные акты Республики Казахстан, ежегодные отчёты Национального Банка Республики Казахстан.
В структуре центрального аппарата Национального Банка Республики Казахстан функционируют 9 департаментов, 11 самостоятельных управлений и 1 самостоятельный отдел. Государственное регулирование банковской деятельности в рыночной экономике осуществляется, прежде всего, в рамках самой банковской системы и находит свое выражение в воздействии на коммерческие банки Национального банка. Оно необходимо для осуществления законодательно определённых задач общественного воспроизводства. Национальный банк Республики Казахстан, как и центробанк любой страны, решает задачу контроля объёма и структуры денежной массы в обращении. Важно, иметь ввиду, что в рыночной экономике эмиссия денег осуществляется преимущественно в процессе депозитно-ссудных операций коммерческих банков, которые в отличие от Нацбанка суть функционирующие кредитные учреждения, непосредственно связанные со сферами производства и обращения. Именно через влияние на эти учреждения, в частности на динамику их депозитов, на их активные, прежде всего ссудные, операции Национальный банк РК оказывается в состоянии регулировать макроэкономические процессы.
В соответствии с Заявлением Правительства и Национального Банка Республики Казахстан о дальнейшей политике обменного курса тенге с 6 апреля 1999 года осуществлен переход к режиму свободно плавающего обменного курса тенге. Данный режим предполагает формирование курса тенге на основе спроса и предложения на валютном рынке без значительного вмешательства Национального Банка Казахстана. В этих условиях резко повышается значимость такой сферы деятельности центрального банка как валютное регулирование. В числе основных задач валютного регулирования следует перечислить: разработку нормативных правовых актов, определяющих принципы и порядок осуществления валютных операций на территории Республики Казахстан, права и обязанности субъектов валютных операций, ответственность за нарушение валютного законодательства; контроль за соблюдением валютного законодательства (валютный контроль); анализ состояния валютного рынка, объемов и структуры совершаемых валютных операций. Важной составляющей системы валютного регулирования является валютный контроль. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения законодательства резидентами и нерезидентами Республики Казахстан при осуществлении ими валютных операций.
В 1999 году по рекомендации Международного Валютного Фонда функции по статистическому обследованию предприятий по операциям Платежного Баланса Республики Казахстан Национальный Банк принял на себя. Он несет полную ответственность за формирование платежного баланса страны. Ежеквартально Платежный баланс Национальным Банком представляется на рассмотрение Президенту и Правительству, а также международным финансовым организациям. Правительство и Национальный Банк Республики Казахстан использует платежный баланс для оценки текущей экономической ситуации в стране и разработки мер экономической политики, в том числе в области денежно-кредитной, валютной и внешнеторговой политик, политики обменного курса национальной валюты. Международные экономические организации – для оценки суверенного кредитного рейтинга страны. Состояние платежного баланса служит одним из основных критериев, по которым иностранные инвесторы оценивают инвестиционный климат в стране, ее платежеспособность и позицию в мировой экономике, Полнота, достоверность и качество платежного баланса напрямую зависят от полноты, достоверности и качества той информации, которую представляют в соответствии с законодательством в Национальный Банк респонденты.
Передача функций по кассовому исполнению бюджета из Центрального банка в казначейство касается передачи учетных операций и безналичных расчетов, оперативного управления средствами на счетах федерального бюджета и главных распорядителей кредитов, пользующихся бюджетными средствами. В результате постоянного увеличения объемов финансирования уже в середине 1994 г. остро встал вопрос о наделении счетами районных и городских отделений казначейской системы. В настоящее время открыты счета этим казначейским органам в учреждениях Центрального банка Российской Федерации. Реализация программ создания федерального казначейства должна принести весомые результаты, которые окупят все затраты на ее становление. Прежде всего это возможность оперативного управления правительством своими финансовыми ресурсами в условиях нестабильности экономической ситуации, полный учет государственных средств, невозможность нецелевого использования этих средств. Еще одним важным звеном банковской системы Российской Федерации является расчетно-кассовый центр Расчетно-кассовый центр (в дальнейшем - РКЦ) является структурным подразделением Главного управления Банка России по республике, входящей в состав РСФСР, автономной области, автономному округу, краю, области, городам Москва и Ленинград (в дальнейшем - Главное управление).
Внутри республики начали вырисовываться некоторые контуры рыночных отношений. Все это требовало внесения изменений в закон «О банках и банковской деятельности» страны. Прежде всего, было принято решение подготовить 2 новых закона: закон «О Центральном банке» страны и закон «О банках второго уровня». Закон «О Центральном банке» республики получил название «О Национальном Банке Республики Казахстан», закон «О банках второго уровня» - «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан». Указанные законы подписаны Президентом Республики Казахстан 13 апреля 1993 года. В этих законах, прежде всего, были устранены положения, связанные с Госбанком СССР. Речь уже шла не об общей единой денежной единице, а о собственной национальной валюте, обеспечении ее внутренней и внешней устойчивости. Второй основной задачей Нацбанка становилось участие в разработке и проведении государственной политики в области денежного обращения, кредита, организации банковских расчетов и валютных отношений, способствующих достижению целей экономического развития Республики Казахстан и ее интеграции в мировую экономику.
Основной вид деятельности – банковская деятельность. Органами Банка являются: высший орган – Общее собрание Акционеров; орган управления – Совет Директоров; исполнительный орган – Правление; контрольный орган – Служба внутреннего аудита. История успеха АО «Казкоммерцбанк» Нынешний Казкоммерцбанк (далее – Банк) берет свое начало от Медеу Банка, который был создан 12 июля 1990 года в виде открытого акционерного общества в соответствии с законодательством Казахской Советской Социалистической Республики. После обретения Казахстаном государственного суверенитета Медеу Банк был перерегистрирован в ОАО «Казкоммерцбанк» и получил лицензию Национального банка Республики Казахстан №48 от 21 октября 1991 года на проведение банковских операций. Этот день и считается официальным днем рождения Банка. В апреле 1994 года Банк объединился с другим казахстанским коммерческим банком – «Астана Холдинг». С этого времени Банк присутствует во всех основных деловых и населенных центрах страны через свою филиальную сеть, включающую в настоящее время 22 отделения, 51 расчетно-кассовый центр и 12 центров персонального обслуживания.
На второй день после этого события - 17 ноября 1993 года - Национальный Банк Республики Казахстан и двадцать три ведущих казахстанских коммерческих банка приняли решение создать валютную биржу. Существовавший до этого Центр проведения межбанковских валютных операций (Валютная биржа) являлся структурным подразделением Национального Банка. Основной задачей, поставленной перед новой биржей, являлись организация и развитие национального валютного рынка в связи с введением тенге. Как юридическое лицо биржа была зарегистрирована 30 декабря 1993 года под наименованием Расширение связей с фондовыми биржами развитых стран. И хотя фондовый рынок Республике Казахстан переживает сейчас не лучшие времена, но при правильном подходе к проблемам и их обязательном решении, он займет свое место среди мировых фондовых рынков развитых стран. Список использованной литературы Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. М: 1995г. Прохоров В. От империи до губернии // Э и Ж Сибирь. 1998. № 1. Рынок ценных бумаг № 18 (249) 2003г. www.kase.kz - официальный сайт АО «Казахстанская фондовая биржа» Килячков А.А., Чалдаева Л.А. Планирование организационного построения компаний // Финансы и Кредит. 2000. № 3. Ендронова В.Н., Мизиковский Е.Л. Учет и анализ финансовых активов. М: 1995. Лауфер М. Глобализация финансовых рынков на рубеже тысячелетия // Финансы и Кредит. 2000. № 6.
![]() | 978 63 62 |