![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы | подраздел: | Банковское дело и кредитование |
Банки в управлении государственным долгом России | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Занимал должность до 26 марта 1997 года. Первая акция Кудрина на новом посту — попытка выяснять причины энергетического кризиса в Приморье — интерпретировалась некоторыми источниками как «наезд» на противника Чубайса, главу администрации Приморского края Евгения Наздратенко. Указом Президента РФ №1428 от 11 октября 1996 года Кудрин был утвержден членом Временной чрезвычайной комиссии при Президенте РФ по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины. С 26 марта 1997 года, после реорганизации Правительства РФ — первый заместитель министра финансов РФ, курировал систему управления государственным долгом, проведение государственной реформы в социальной и жилищно-коммунальной сферах. 4 апреля 1997 года был назначен представителем государства в РАО «ЕЭС России». В мае 1997 года Указом Президента РФ был назначен заместителем управляющего от РФ в Международном валютном фонде (МВФ) вместо Александра Лившица. В мае 1997 года был назначен заместителем управляющего от РФ в Европейском банке реконструкции и развития. С мая 1997 года — член коллегии по управлению акциями РАО «Газпром», закрепленными в федеральной собственности
Сущность центральных банков, их структура. Эмиссионными банками являются центральные банки, наделенные правом эмиссии денежных знаков в обращение. Главная задача банков, выполняющих функции центральных, торгующих денежным товаром только среди банков и не вступающих непосредственно в отношения с отдельными хозяйственными единицами, состоит в управлении эмиссионной, кредитной и расчетной деятельностью банковской системы. Они не являются ни коммерческими организациями, ни органами государственного управления в традиционном понимании этого слова. Эмиссионный банк располагает такими крупными средствами, какими не может располагать ни один из других банков. Это обстоятельство дает ему возможность оказывать поддержку всем остальным банкам и руководить их деятельностью. Эмиссионный банк становится центром по организации банковского дела в стране, вокруг которого группируются все прочие банки и иные кредитные учреждения. Сущность центрального банка проявляется в следующих функциях: . Эмиссия и контроль денежного обращения; . Расчетный и резервный центр банков; . Управление государственным долгом и исполнение государственного бюджета; .
Минфином РФ и Центральным банком РФ 21 декабря 1998 г. с изм. от 23 марта 1999 г. // БНА. 1999. № 1. Ст. 81; Российская газета. 1999. 22 апр. Новация, в данном случае предполагает замену одного обязательства (например, погашение ГКО до 31 декабря 1999 г.) другим (погашение ОФЗ до 2013 г.) между теми же лицами с одновременным прекращением первоначального обязательства (а следовательно, и с возможностью предъявлять какие-либо претензии к заемщику-государству). Правила о новации соответственно применяются и к займам, выпускаемым муниципальными образованиями (п. 5 ст. 817 ГК РФ). Другим мероприятием по управлению государственным долгом являются мероприятия государства по унифицированию займов, означающий обмен нескольких ранее выпущенных займов на один новый. Аннулирование государственного внутреннего долга, т.е. полный отказ от долговых обязательств, является, как правило, крайней мерой по управлению внутренним долгом. Принятие такой меры обусловлено обычно сменой политической власти. Так произошло в 1918 г., когда советское правительство решило аннулировать долги царской России, в том числе и внутренние
Поэтому очевидно, что нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны. Финансовый кризис 1998 года обусловил переход вопросов управления государственным долгом России в разряд первостепенных. Зарубежные инвесторы резко изменили свои мнения о платежеспособности нашей страны, а также о ценности рекомендаций международных финансовых организаций по вложениям в страны с развивающимися рынками. В России же в дискуссиях на эту тему часто используются эмоциональные оценки и общие цифры. Актуальность рассматриваемой темы делает ее дальнейшее исследование необходимым и своевременным. Кроме того, для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации.
В некоторых странах, например в США, большая часть бюджетных средств помещается в коммерческие банки. В условиях хронического дефицита государственных бюджетов усиливается функция кредитования государства и управления государственным долгом (Денис Шевчук). Под управлением государственным долгом понимаются операции центрального банка по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним, по проведению конверсии и консолидации. Центральный банк использует различные методы управления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства с целью воздействия на их курсы и доходность, изменяет условия продажи, различными способами повышает привлекательность государственных обязательств для частных инвесторов. От имени правительства центральный банк регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота
Модернизация подразумевает: - законодательное определение нового разбиения государственного долга РФ по составу; - согласованное деление государственного долга на внутренний и внешний; - введение нового набора показателей, относящихся к государственному долгу и утверждаемых в рамках федерального бюджета на очередной финансовый год; - создание механизма управления различными видами долга, основанного на единой методологии; - определение четкой процедуры предоставления государственных гарантий.Литература:1. Хакамада И. «Государственный долг: структура и управление» // Вопросы экономики. 1997 г. № 9 2. Вавилов А., Трофимов Г. «Стабилизация и управление государственным долгом России» // Вопросы экономики. 1997 №12 3. Родионова В.М. Финансы., «Финан. и статистика»,1993 г.-----------------------
В-седьмых, финансовая система испытывает недостаток высококвалифицированных специалистов по работе с государственным долгом, по управлению региональными и внешними заимствованиями. Наконец, кадры нуждаются в необходимом инструментарии и современной технике. Таким образом, становится очевидной необходимость разумной долгосрочной политики государства в области управления внешним долгом. В качестве практических рекомендаций по оптимизации российской системы управления государственным внешним долгом можно предложить следующее: 1. Передать функцию оперативного управления государственным долгом от Минфина России в ведение самостоятельной государственной структуре, аналогичной "автономным агентствам" ряда европейских стран. В печати прошли сообщения, что готовятся документы по созданию на базе ВЭБ коммерческого банка и агентства по обслуживанию внешнего долга. После реализации этих проектов, у правительства, видимо, появится структура, которая сможет оперировать на рынке в качестве автономной единицы, что позволит решить проблему выкупа долга, не затрагивая двусторонний государственный уровень. 2. Совершенствовать систему обслуживания государственного долга путем ее коммерциализации.
С точки зрения обеспечения макроэкономической стабильности Банк России считает важным в условиях ожидаемого профицита федерального бюджета направлять часть дополнительных доходов на досрочное погашение задолженности Правительства РФ перед Банком России, что будет способствовать созданию благоприятных предпосылок для устойчивого макроэкономического развития в среднесрочной перспективе. Таким образом, в целях повышения эффективности проведения денежно- кредитной политики в 2002 году целесообразно осуществление ряда мер в области управления государственным долгом: . переоформить облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом, принадлежащие Банку России на 1 января 2002 года, в сумме до 30,0 млрд. рублей в государственные ценные бумаги с выплатой купонного дохода, соответствующего ставкам на организованном рынке ценных бумаг, или досрочно погасить указанные ценные бумаги; . в целях уменьшения задолженности Минфина России перед Банком России Минфину досрочно выкупить ОФЗ-ПД, принадлежащие Банку России, в объеме до 3,0 млрд. рублей; . погасить векселя Минфина России, принадлежащие Банку России, срок выкупа которых наступает в 2002 году, и уплатить по ним проценты; . погасить соответствующую часть задолженности по средствам в иностранной валюте, предоставленным Банком России Минфину России через Внешэкономбанк для осуществления платежей по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга Российской Федерации; . осуществлять своевременную уплату купонных доходов по облигациям внутреннего государственного валютного займа и государственного валютного займа 1999 года.
Во многих странах центральные банки осуществляют надзор за деятельностью банков (регистрация, лицензирование) либо монопольно (например, в Австралии, Великобритании, России), либо совместно с Минфином или другим государственным органом (например в США). В ряде стран (например, в Канаде) функция банковского надзора возложена не на центральный банк, а на другой орган. Банкир правительства. Как отмечалось, независимо от принадлежности капитала центральный банк тесно связан с государством. В качестве банкира правительства центральный банк выступает как его кассир и кредитор, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. В большинстве стран центральный банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в центральном банке, с которого покрываются все правительственные расходы. В некоторых странах, например в США, большая часть бюджетных средств помещается в коммерческие банки. В условиях хронического дефицита государственных бюджетов усиливается функция кредитования государства и управления государственным долгом.
Началом четвёртого этапа можно считать конец 1996 года, когда ведущие рейтинговые агентства мира стали присваивать России кредитные рейтинги. Достаточно высокий рейтинг, который иностранные эксперты дали России, способствовал росту оптимистических настроений по поводу развития российской экономики. Однако чрезмерный энтузиазм, отчасти спровоцированный рейтингами, привел к тому, что в последующий период происходило стремительное наращивание задолженности, со стороны как государственных органов власти, так и корпоративного и банковского сектора. При отсутствии системы управления государственным долгом это привело к образованию необоснованно высоких пиковых нагрузок на федеральный бюджет, в частности, в 1998-1999 годах. Пятым этапом можно считать период, начиная с 2000 года. В это время при растущем сальдо внешней торговли и текущих операций платёжного баланса в целом уверенно растут золотовалютные резервы. Внешний государственный долг России на 1 января 2007 года составил 52 млрд. долл. или 39,5 млрд. евро. Задолженность Парижскому клубу кредиторов по долгу России, накопленная с 1992 г. составила 3,1 млрд. долл, странам, не вошедшим в клуб - 3,3 млрд. долл. Задолженность России перед странами СЭВ составляет 1,9 млрд. долл, "коммерческий" долг - 0,8 млрд. долл, задолженность перед Европейским банком реконструкции и развития, Международным банком реконструкции и развития, Европейским инвестиционным банком и банком "Нордик" на 1 января 2007 г. составила 5,5 млрд. долл. Самой крупной задолженностью в структуре внешнего долга являются еврооблигации - 31,9 млрд. долл /61,35 проц/. Задолженность по облигациям внутреннего валютного займа - 4,9 млрд. долл. Россия в 2007-2010 годах выплатит по внешнему долгу $32,9 миллиарда.
Наличие региональных банковских организаций является одной из особенностей банковской системы России. Глава III. Центральный банк страны. Центральный банк страны является главным элементом банковской системы любого государства. Исторически центральные банки возникли как коммерческие банки, наделенные правом эмиссии (выпуска) банкнот. За центральным банком законодательно закреплено право монопольной эмиссии общенациональных кредитных денег. Клиентами Центрального банка являются не фирмы и домохозяйства, а коммерческие банки. Центральный банк при необходимости может выполнять также функцию управления государственным долгом, т.е. операции по размещению или погашению займов, выплат процентов по ним. Центральный банк также представляет страну в международных валютно-кредитных организациях. Все выше перечисленные функции тесно взаимосвязаны и создают возможность осуществления Центральным банком регулирования денежно-кредитной системы страны. Главной функцией центрального банка является кредитное регулирование. Как оно должно осуществляться? Для ответа на этот вопрос можно обратиться к опыту стран с развитой двухуровневой банковской системой.
Думой ежегодно утверждаются программы внешних заимствований). 4.1. УПРАВЛЕНИЕ ВНУТРЕННИМ ДОЛГОМ Управление государственным долгом – это разработка и реализация стратегии, направленной на привлечение необходимых объемов финансирования, достижение желаемых параметров долга по степени риска и стоимости обслуживания и других целей, в частности, создание эффективного внутреннего долга. Достижение долгосрочной цели долговой политики предполагает решение нескольких задач на разных этапах: I. 2000-2003 гг. на рынке государственных ценных бумаг происходили позитивные перемены: проведена новация по государственным ценным бумагам, восстановлено доверие участников рынка, отлажена инфраструктура и нормативное регулирование рынка. II. 2000-2003 гг. значительно улучшились качественные характеристики рынка. Снижение уровня доходности по государственным облигациям (7-8% в конце 2003 г.) было продиктовано складывающейся макроэкономической и бюджетной ситуацией. Кроме того, снижение доходности позволило достичь существенной экономии процентных расходов. Благоприятная макроэкономическая ситуация позволила: - удлинить сроки государственных внутренних заимствований; - оптимизировать платежный график по государственному внутреннему долгу. 2002-2003 гг. – Минфин России впервые провел рыночное размещение долгосрочных государственных облигаций (в 2002 г. – с погашением в 2008 г., в 2003 г. – с погашением в 2012 и 2018 гг.) - увеличилась ликвидность рынка и ежедневный оборот по государственным облигациям. В 2002-2003 гг. государственные внутренние заимствования заместили часть внешних займов без увеличения процентных расходов. III. Использование портфеля позволило Банку России уже с конца 2002 г. возобновить операции на открытом рынке. IV. В 2003-2004 гг.Минфином России ведутся активные операции на рынке ГКО-ОФЗ, что способствовало улучшению структуры долга и снижению стоимости его обслуживания.
Инструментарий рефинансирования со стороны центрального банка включает предоставление ссуд под учет векселей и ломбардных кредитов, то есть заимствований на кратко- и среднесрочной основе. Для повышения уровня ликвидности банковских институтов центральные банки осуществляют их рефинансирование с различной степенью интенсивности. При этом использовать кредиты рефинансирования могут только стабильные банковские институты, испытывающие временные трудности. Одной из важнейших функций центрального банка является участие в управлении государственным долгом, который формируется из обязательств центрального правительства, местных органов власти, предприятий государственного сектора. Управление государственным долгом используется одновременно в качестве способа разрешения проблем государственных финансов и регулирования спроса и предложения на внутреннем денежно-кредитном рынке. При проведении денежно-кредитной политики Банк России предполагает использовать не только все имеющиеся в настоящее время в его распоряжении инструменты, но и расширить их состав, сделав набор располагаемых методов контроля и управления денежным предложением полностью адекватным складывающимся общеэкономическим условиям.
В результате проведения мер по финансовой стабилизации к началу 1996 года удалось вновь снизить ставку рефинансирования до 120%, а к концу 1996 года – до 60%. В 1997-1998 годах Банк России определил в качестве задачи в области процентной политики постепенное снижение процентных ставок в экономике до уровня, стимулирующего не инфляционный рост спроса на заемные ресурсы. Одной из причин, повлиявшей на изменение тенденции рыночных процентных ставок в последнем квартале 1997 года явился рост нестабильности конъюнктуры финансового рынка вследствие внешних факторов (кризис мировых фондовых и валютных рынков) и факторов внутренних (проблемы налоговой системы, государственного бюджета и управления государственным долгом). Определенное влияние оказало сжатие рублевой ликвидности финансового сектора и меры оперативного реагирования со стороны Банка России в кризисных ситуациях. Приоритетным направлением процентной политики Банка России в этот период стало поддержание стабильного курса национальной валюты и недопущение системного банковского кризиса.
Различают товарный и денежный аккредитив. 0) Инкассовые операции - это операции по получению банками для клиентов денег по их поручению и за их счет по различным документам (чекам, векселям, товарным документам и ценным бумагам). 0) Факторинговые операции - это покупка долговых требований клиента на условиях немедленной оплаты 80% стоимости отфактурованных поставок и уплаты остальной части за вычетом % за кредит и комиссионных платежей в строго обусловленные сроки независимо от поступления выручки от должников. 0) Доверительные операции - хранение, передача и управление (траст) определенным имуществом клиента. 0) Торгово - комиссионные операции - покупка и продажа по поручению клиента ценных бумаг, драгоценных металлов. 0) Трастовые операции - действия банков на правах доверенного лица и осуществление операций, связанных с управлением собственностью клиента (капиталом, управление наследством, выполнение операций по доверенности и в связи с опекой). Следует заметить, что особенность трастового договора состоит в том, что банк не несет ответственности за отрицательный финансовый результат. 6.7. Центральный банк России и его функции Характерными для ЦБ являются следующие функции: 0. эмиссия и контроль денежного обращения; 0. расчетный и резервный центр банков; 0. управление государственным долгом и исполнение государственного бюджета; 0. выполнение роли "кредитора последней инстанции"; 0. установление экономически обоснованных лимитов и нормативов деятельности банков, в том числе ставки ЦБ по кредитам; 0. определение приоритетных целей денежно-кредитной и валютной политики; 0. проведение научных исследований; 0. определение правовых основ и принципов функционирования кредитно- финансовых институтов, рынков краткосрочных и долгосрочных операций, а также видов платежных документов; 0. формирование эффективного механизма денежно-кредитного регулирования экономики; В соответствии с вышеуказанными функциями строятся и активно-пассивные операции ЦБ.
Шестой приоритет - урегулирование кредиторской задолженности федерального бюджета и завершение реструктуризации государственного долга, начало функционирования единой системы управления государственным долгом. Часть существующей задолженности должна быть реструктурирована путем выпуска ценных бумаг в максимально ликвидной форме. Уже в этом году необходимо завершить в целом переговоры с внешними кредиторами Российской Федерации, что в 2001 году позволит возобновить заимствования на внешних рынках в рамках сбалансированного бюджета. Правительство должно урегулировать свои финансовые взаимоотношения с Банком России, с тем чтобы создать максимально благоприятные условия для осуществления эффективной денежно-кредитной политики. Седьмой приоритет - завершение формирования казначейской системы на федеральном уровне, ускорение этого процесса на других уровнях бюджетной системы. Федеральное казначейство должно охватить расходы "силовых ведомств" и доходные счета таможенного комитета, принять на обслуживание высокодотационные территории.
Под вынужденным (квазирыночным) кредитом понимается рыночное оформление фактического гос-ного долга. Так появились на свет: а). облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ). б). казначейские обязательства (КО). Административный – это кредит Центрального банка России Министерству финансов РФ.9.Управление гос. долгом. Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам, погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий по выпуску новых государственных ценных бумаг. Для достижения эффективности функционирования государственного кредита государством могут приниматься следующие меры в области управления государственным долгом: . конверсия; . консолидация; . обмен облигаций по регрессивному соотношению; . отсрочка погашения и аккумулирование займов. Под конверсией понимается изменение доходности займов, т.е. в целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам (однако не исключено и увеличение процентов).
Россию. Аналогично, рост экономики будет влиять на доходность вложений при неизменном риске, что также будет способствовать привлечению прямых иностранных инвестиций в Россию. Так, по мнению сотрудников Экспертного института, компании "Эрнст энд Янг" для улучшения инвестиционного климата необходима целая система мер, основными из которых являются: . организация современной системы управления государственным долгом, без которой невозможно сколь-нибудь серьезно повысить имидж России в глазах иностранных инвесторов; . усиление прозрачности банковской системы, совершенствование системы предупреждения банкротств банков; . введение новой системы бухучета, базирующейся на международных принципах; . четко регламентировать порядок определения валютного курса при удовлетворении претензий кредиторов по обязательствам в иностранной валюте; . меры по защите прав собственности, мероприятия связанные с ужесточением уголовной и административной ответственности за действие или бездействие, приводящее к нарушению интересов инвесторов (в первую очередь прямых иностранных инвесторов). . упрощение процедуры по организации бизнеса, создание технологий, базирующихся на принципе "одного окна", когда предпринимателю достаточно обратиться в одну инстанцию и за относительно короткий период времени он сможет получить разрешение или четко аргументированный отказ.
![]() | 978 63 62 |