![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы | подраздел: | Банковское дело и кредитование |
Банковская система Республики Беларусь (правовой аспект) | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Белорусский республиканский банк Госбанка СССР и республиканские специализированные банки объявлялись собственностью Белорусской ССР. Национальный банк Белорусской ССР получил статус независимого от исполнительной власти финансово-кредитного учреждения, образующего первый уровень банковской системы республики и пользующегося монопольным правом эмиссии банкнот и монеты на территории Республики Беларусь в качестве официального платежного средства. Закон Украинской ССР "О банках и банковской деятельности" был прият Верховным Советом Украинской ССР 20 марта 1991Pг. В соответствии с этим законом и постановлением о порядке введения его в действие все украинские республиканские специализированные банки, включая Сбербанк и Внешэкономбанк, вместе с их активами и пассивами объявлялись собственностью Украины. Независимому от исполнительной власти Национальному банку Украины предоставлялось монопольное право осуществлять эмиссию денег на территории Украины. С принятием вышеуказанных законов Украина и Белоруссия сделали первый реальный шаг к своей государственной независимости и суверенитету, которые были бы невозможны, выражаясь по-украински, без "нацонального банку та банкв рзних видв форм власност"
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы: - дать понятие структуре кредитно-банковской системы Республики Беларусь; - рассмотреть механизм влияния кредитно-банковской системы на экономику Республики Беларусь; - изложить, проблемы и перспективы развития национальной банковской системы Республики Беларусь. Характеристика источников для написания курсовой работы. В основу работы положены, во-первых, опубликованная экономическая практика в официальных изданиях; во-вторых, специальная экономическая литература. При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие методы: метод системного анализа, комплексного исследования. Структура курсовой работы включает: титульный лист, реферат, содержание, введение, три раздела с подразделами, заключение, список использованных источников. Курсовая работа выполнена на 35 страницах компьютерного текста. 1. КРЕДИТНО-БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И ЕЕ СТРУКТУРА 1.1. Структура кредитно-банковской системы в Республике Беларусь Кредитная система в широком смысле слова представляет собой совокупность банковских и иных кредитных учреждений, правовые формы организации и методы осуществления кредитных операций.
При этом презюмируется право на полное возмещение причиненных лицу убытков, если только законодательством или соответствующим законодательству договором не предусмотрено иное. Так, применительно к такому гражданско-правовому договору как договор банковского счета ч. 1 ст. 136 Банковского кодекса Республики Беларусь устанавливает, что банк или небанковская кредитно-финансовая организация несут ответственность за ущерб, причиненный клиентам банка или небанковской кредитно- финансовой организации в случае наложения ареста на имущество этого банка или небанковской кредитно-финансовой организации. Правоотношениям по перевозке грузов известны случаи ограниченной ответственности перевозчика, допускаемые транспортными уставами и кодексами. Взыскание неустойки осуществляется в случаях установленных законодательством или договором. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законодательством или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (п.1 ст.311 ГК)
На сегодняшний день развитие банковской системы Республики Беларусь осуществляется с учетом ее структурных особенностей: экономика республики является индустриальной, основу ее производственного комплекса составляет промышленность; экономика республики имеет ограниченную внутреннюю сырьевую и топливно-энергетическую базу, тесно связана торгово-экономическими отношениями со многими странами, прежде всего с Россией. Отсюда вытекает стратегия развития в отношении банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, в которой базовыми направлениями являются: интегрирование денежной системы и банковского сектора экономики Республики Беларусь о Российской Федерацией, расширение и углубление взаимодействия с другими странами, международными финансовыми организациями; проведение денежно-кредитной политики, отвечающей динамичному социально-экономическому развитию страны; уменьшение участия государства в фондах банков; совершенствование налогообложения банков; формирование нормативно-правовой базы, соответствующей новым условиям функционирования банков.
Кредитный договор консенсуальный, двусторонний и возмездный. В юридической литературе традиционно отграничивают договор займа от кредитного договора. Хотя правоотношения займа и кредитования имеют схожую правовую природу, отличия между двумя договорами существенные. Кредитный договор в отличие от договора займа консенсуальный, всегда возмездный и двусторонний. В основе кредитного договора лежат принципы целенаправленности, материальной обеспеченности, срочности. Существенное различие проводится и по предмету договора: в договоре займа он шире ( деньги и другие вещи ), в кредитном договоре только деньги. Источники правового регулирования. В соответствии с п. 2 ст. 771 ГК к отношениям по кредитному договору применяются правила главы 42 ГК с учетом особенностей, установленных законодательством. Основу правового регулирования кредитования на уровне кодифицированного акта составляет Банковский кодекс Республики Беларусь, где содержится глава 18 «Банковский кредит». Значительное количество нормативных правовых актов, направленных на регулирование отношений по предоставлению кредита принимается Национальным банком Республики Беларусь
Положением о кассовых операциях на коммерческие банки возложены обязанности периодически проверять соблюдение предприятиями, организациями и учреждениями правил ведения кассовых операций. Коммерческий банк, получив лицензию на совершение валютных операций и став уполномоченным банком, обязан осуществлять контрольные операции по валютным операциям своих клиентов. В законодательстве и литературе за ними укрепилось понятие - "агенты валютного Контроля". Коммерческие банки гарантирует тайну по операциям, счетам и вкладам своих клиентов и корреспондентов. За непродолжительный период существования банковской системы Республики Беларусь в ней возник ряд проблем. В вопросах регулирования банковской системой они заключаются в следующем: банковская система играет исключительно важную роль в обеспечении нормального функционирования экономики. Поэтому она должна управляться не специальным ведомственным органом управления в лице Национального банка, а структурой, представляющей интересы всей национальной экономики. В некоторых странах образованы банковские комитеты, в состав которых входят представители финансовых и экономических ведомств государства, представительных и исполнительных органов, крупнейших коммерческих банков.
В первой главе рассмотрена банковская система на уровне теории, ее компоненты, проводимые операции. Во второй главе охарактеризована банковская система Республики Беларусь. Здесь же рассказано о проблемах, существующих в системе и даны предложения по ее дальнейшему развитию и усовершенствованию. Отечественным банкам, как и всей нашей экономике, не повезло во многих отношениях. К сожалению, на протяжении довольно длительного времени административное, зачастую непрофессиональное мышление подменяло экономический подход, в результате подлинные экономические функции кредитных учреждений из главных превращались во второстепенные. За всю нашу историю банки так часто игнорировали, до такой степени снизили их экономическое назначение, что даже сейчас, организуя переход к рынку, мы не уделяем им такого внимания, которого они заслуживают. Иными словами, в нашем сознании так долго и настойчиво внедрялся командный стиль управления народным хозяйством, а банки настолько были загнаны в угол, потеряли свой авторитет и назначение, что в настоящее время необходимость восстановления их подлинной рои не звучит с должной убедительностью.
Национальный банк вправе осуществлять вывоз за пределы таможенной территории Республики Беларусь юбилейных, памятных и слитковых (инвестиционных) монет, а также их реализацию на международном рынке. Контроль за денежной массой в государстве связывается с осуществлением функций центрального банка как эмиссионного банка государства, ст. 28 БК РБ «Права Национального банка по эмиссии денег»: Национальному банку принадлежит исключительное право эмиссии денег. Эмиссия денег осуществляется Национальным банком в форме выпуска в обращение безналичных и наличных (банкнот и монет) денег. Эмиссия денег осуществляется Национальным банком путем краткосрочного (до одного года) рефинансирования банков в целях поддержания ликвидности банковской системы Республики Беларусь и устойчивости денежного обращения, покупки Национальным банком свободно обращающихся на денежном рынке государственных ценных бумаг и осуществления операций на внутреннем и внешнем денежных рынках, направленных на увеличение государственных золотовалютных резервов.
Доходность новых срочных депозитов населения в иностранной валюте в декабре 2005г. сложилась на уровне 7,4% годовых, снизившись относительно уровня декабря 2004г. на 0,6 процентного пункта. За 2005г. указанная ставка составила 7% годовых, что выше уровня 2004г. на 0,5 процентного пункта. . Средняя процентная ставка по новым кредитам банков в национальной валюте в декабре 2005г. составила 13,4% годовых, снизившись на 6,6 процентного пункта относительно уровня декабря 2004г. Уровень ставки в реальном выражении за 2005г. составил 8,6% годовых против 10,3% годовых в 2004г. Снижение номинальных и реальных ставок по кредитам способствовало росту их доступности для предприятий и населения. Средняя процентная ставка по новым кредитам банков в иностранной валюте увеличилась с 10,1 процента годовых, увеличившись на 0,7 процентного пункта по сравнению с уровнем 2004г. Тенденция к некоторому увеличению процентных ставок по инструментам в иностранной валюте в целом соответствует тенденции повышения ставок на мировом финансовом рынке. . Таким образом, в 2005г. проводилась процентная политика, направленная на обеспечение достаточного уровня привлекательности хранения сбережений в национальной валюте, с одной стороны, и расширение доступности кредитов для предприятий и населения – с другой, что способствовало созданию условий для повышения уровня жизни населения. 2.3. Устойчивость банковской системы Банковская система Республики Беларусь является составным элементом в процессе реализации денежно-кредитной политики.
Министерство образования Республики Беларусь УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ университет» Финансово-экономический факультет Кафедра финансов КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине «Теория финансов» Тема: Международный кредитный рынок и оценка его потенциала для финансирования национальной экономики Исполнитель: студентка финансово-экономического факультета 4 курса гр. 04ФКз Грищенко Александра Николаевна (фамилия, имя, отчество) Руководитель проекта: Ассистент кафедры финансов (ученое звание, ученая степень, должность) Авилкина Марина Александровна (фамилия, имя, отчество) Новополоцк 2008 СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ 1. СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО КРЕДИТНОГО РЫНКА 1.1Понятие и экономическая сущность международного кредита 1.2Виды и формы международного кредита 1.3Структура международного кредитного рынка 1.4 Сущность международных кредитных отношений и их роль в финансировании национальной экономики 2. АНАЛИЗ использования ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ международного кредитного рынка в республике беларусь 2.1Анализ кредитования реального сектора экономики Республики Беларусь 2.2 Анализ использования международных кредитных ресурсов банковской системой Республики Беларусь 2.3Анализ опыта сотрудничества Республики Беларусь с международными финансовыми организациями 3.
В настоящее время в условиях существенного сужения рынка долгосрочного кредитования в Беларуси лизинг может рассматриваться в качестве перспективного направления финансового обслуживания инвестиционного процесса. Однако являясь альтернативой инвестиционному кредитованию, финансовый лизинг используется предприятиями Республики Беларусь нечасто. Практика показывает, что основная часть финансирования лизинговых проектов в конечном итоге осуществляется за счет средств банков либо непосредственно самими банками напрямую, либо через привлечение лизинговыми компаниями кредитов банков. Анализ ситуации, сложившейся в банковской системе Республики Беларусь, позволяет сделать вывод о том, что она не в полной мере способна удовлетворять экономически обоснованные потребности предприятий, особенно крупных, в источниках финансирования инвестиционных проектов, в том числе с использованием лизинга. Обусловлено это невысокой капитализацией банков республики и недостатком внутренних долгосрочных кредитных ресурсов. Выход же самих предприятий на международные финансовые рынки напрямую, как правило, ограничен вследствие отсутствия странового кредитного рейтинга и кредитного рейтинга самих предприятий.
Содержание 1. Роль Национальный банка в банковской системе Республики Беларусь 1.1 Понятие банковской системы и её характеристика 1.2 Национальный Банк как элемент банковской системы 2.Основные направления деятельности Национального банка 3. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь 3.1 Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь 3.2 Деятельность Национального банка в области проведения единой денежно-кредитной политики государства 1. Национальный банк как элемент банковской системы Понятие банковской системы и её характеристика Если в стране в достаточном количестве имеются действующие банки, кредитные учреждения, а также все те экономические организации, которые выполняют отдельные банковские операции, то можно говорить о наличии банковской системы. Помимо них, в банковскую систему входят также специализированные организации, не осуществляющие банковских операций, но обеспечивающие деятельность банков и кредитных учреждений: расчетно-кассовые и клиринговые центры, фирмы по аудиту банков, дилерские фирмы по работе с ценными бумагами банков, организации, определяющие рейтинги банков, обеспечивающие их специальным оборудованием и информацией, специалистами и т. д. При этом банки и кредитные учреждения в разнообразных формах и регулярно взаимодействуют со своими клиентами—субъектами экономики, с центральным банком, другими органами государственной власти и управления, друг с другом и со вспомогательными организациями.
В качестве исходных данных для проведения анализа операций коммерческих банков были использованы материалы периодической печати, информация с официального сайта Национального Банка Республики Беларусь. ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Банковская деятельность - совокупность осуществляемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских операций, направленных на извлечение прибыли. Совокупность оснований, которым субъекты хозяйствования руководствуются в процессе деятельности, называется принципами. Основными принципами банковской деятельности являются: обязательность получения банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями лицензии на осуществление банковских операций; независимость банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в своей деятельности, невмешательство со стороны государственных органов в их работу, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь; разграничение ответственности между банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями и государством; обязательность соблюдения установленных Национальным банком экономических нормативов для поддержания стабильности и устойчивости банковской системы Республики Беларусь; обеспечение физическим и юридическим лицам права выбора банка, небанковской кредитно-финансовой организации; обеспечение банковской тайны по операциям, счетам и вкладам (депозитам) клиентов; обеспечение возврата денежных средств вкладчикам банков.
РЕФЕРАТКурсовая работа содержит 31 страниц, 18 источников. Ключевые слова: БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА, ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК, ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА, КОМЕРЧЕСКИЕ БАНКИ, ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ Объект исследования – банковская система и ее роль в национальной экономике. Предмет исследования – особенности и перспективы развития банковской системы Республики Беларусь с учетом зарубежного опыта. Цель работы: раскрыть принципы и механизм функционирования банковской системы в целом и особенностей становления и развития банковской системы Республики Беларусь с учетом зарубежного опыта. Методы исследования: анализ и синтез материалов и информации, относящихся к проводимому исследованию; метод индукции и дедукции в изучении эмпирических данных; системный подход при исследовании банковской системы страны. Исследования и разработки: элементами научной новизны полученных результатов являются комплексность и системность проведенного исследования. Работа основана на фактическом материале. Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
Являясь основой для проведения банками активных операций, ресурсы во многом определяют степень и направления развития банковского бизнеса Укрепляющее влияние, оказанное на экономику Республики Беларусь снижением темпов инфляции и стабилизацией валютного курса белорусского рубля, а также активизация усилий банковской системы по привлечению средств населения позволяет говорить о постепенном о выдвижении последних на позиции основного источника ресурсов белорусских банков. Вклады населения в 2002- 2005 годах стали основным источником прироста ресурсов белорусской банковской системы, сформировав к декабрю 2005 года 28,5 % всех банковских пассивов. Средства населения наряду с банковским капиталом, - важнейшие источники наращивания ресурсного потенциала банков. В большинстве развитых стран они формируют от 60 до 70 процентов всех ресурсов банковской системы. При этом их отношение к ВВП составляет от 50 до 300 процентов. Концепцией развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 годы также предусмотрен планомерный рост доли клиентских средств в ресурсах банковской системы до 65 %, а по отношению к валовому внутреннему продукту – до 40,6 % к 2010 году. На 01.01.2005 данные показатели составляли 50,7 и 15 процентов соответственно.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи: - изучить понятие потребительского кредитования и его роль; - дать классификацию потребительского кредита; - рассмотреть зарубежный опыт потребительского кредитования; - раскрыть процедуру оформления и учета операций по потребительскому кредитованию; - проанализировать розничный кредитный портфель Октябрьского отделения ОАО «БПС-Банк» в г.Минске; - оценить уровень развития розничного банковского кредитования в Республике Беларусь; - выявить проблемы и внести предложения по совершенствованию потребительского кредитования в ОАО «БПС-Банк». При написании работы использовались следующие нормативно-правовые документы: Банковский кодекс Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, Указы Президента Республики Беларусь и постановления Правительства и Национального банка Республики Беларусь, внутренние положения и статистические данные ОАО «БПС-Банк». 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ 1.1 Понятие потребительского кредитования и его роль Основной ролью потребительского кредита является повышение жизненного уровня населения.
Кроме того, агент (поверенный) действует в пользу принципала (доверителя), фактор же действует прежде всего в своих интересах. Несмотря на то, что договор факторинга содержит в себе элементы договора подряда (возмездного оказания услуг), не следует его отождествлять с этим видом обязательств, поскольку главной целью договора факторинга является не выполнение определенного вида услуг, а приобретение права требования и, зачастую, финансирование поставщика. Иными словами, договор факторинга – самостоятельный институт гражданско-правовых отношений в системе национальной экономической деятельности. Несмотря на тот факт, что такого рода правовые отношения – еще принципиально новые для нашего государства – все большее их применение на практике свидетельствует о необходимости все большего внедрения этого института в хозяйственную деятельность предприятий, банков и т.д., что, несомненно скажется на стимулировании развития экономики в целом. Список использованной литературы Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года). – Мн.: Амалфея, 2007. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25.10.2000 года №441-З (в ред. от 14.06.2010 года №132-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., №147, 2/1684. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 года №218-З (в ред. от 28.12.2009 года №97-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 20010 г., №6, 2/1650. Декрет Президента Республики Беларусь №17 от 14.07.2003 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Исследуемая в настоящей публикации проблема системно никем не исследовалась, хотя и имеет большое практическое и теоретическое значение. Банки в Республике Беларусь являются субъектами гражданского оборота и в своей деятельности не могут не учитывать складывающуюся судебную практику, в том числе нормативные правовые акты органов судебной власти. Кроме того, банки нередко выступают в качестве стороны в гражданском, конституционном и хозяйственном судопроизводстве. В связи с изложенным, рассматривая обозначенную проблему, нужно ответить как минимум на два вопроса: 1. Какая роль принадлежит нормативным постановлениям органов судебной власти в системе банковского законодательства? 2. Каково влияние судебной практики на банковское законодательство и банковскую деятельность? Роль постановлений органов судебной власти в системе банковского законодательства Банковский кодекс Республики Беларусь (далее - БК) устанавливает, что банковское законодательство - это система нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, и устанавливающих права, обязанности и ответственность субъектов и участников банковских правоотношений.
![]() | 978 63 62 |